Научная статья на тему 'Роль паралингвистических средств общения в немецких ток-шоу'

Роль паралингвистических средств общения в немецких ток-шоу Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
232
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Елфимов А. Ю.

Статья посвящена паралингвистическим средствам общения (в основном жестам) в немецких ток-шоу. Автор выявляет основные виды жестов и проводит анализ соотношения жестов и вербального текста в процессе коммуникации в ток-шоу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the paralinguistic communication principles in German talk shows

The article focuses on the paralinguistic communication (mainly gestures) in German talk shows. The author studies the basic types of gestures and analyzes the connection between gestures and verbal texts during actual communication

Текст научной работы на тему «Роль паралингвистических средств общения в немецких ток-шоу»

Сер. 9. 2007 Вып.1 4.2

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

А.Ю. Елфпмов

РОЛЬ ПАРАЛИНГВИСТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В НЕМЕЦКИХ ТОК-ШОУ

Ток-шоу широко распространены на немецком (равно как и на русском) телевидении, поэтому их изучение с разных точек зрения, в том числе и с лингвистической, представляет особый интерес. Ток-шоу в качестве более частного явления выступает составной частью телевизионных дискуссий наряду, например, с телевизионными дебатами и некоторыми другими подобными телевизионными передачами.

Объектом анализа в данной статье выступают паралингвистические средства общения, их роль в немецких ток-шоу и их взаимодействие с вербальными средствами. В качестве сопоставления привлекается также материал телевизионных дебатов, представляющих собой другой тип текста в рамках телевизионных дискуссий.

Материалом исследования послужили около тридцати программ (ток-шоу и парламентские дебаты), представленных в виде видеозаписей и насчитывающих 45 ч эфирного времени. Часть этих программ для удобства анализа была перенесена на бумажный носитель.

Ток-шоу и телевизионные дебаты как особые типы текстов представляют собой разновидность разговорной речи, устного диалога, участники которого, правда, в процессе коммуникации используют преимущественно нормы литературного языка. Но поскольку общение между ними происходит в более или менее неформальной обстановке, норма литературного языка носит некоторый отпечаток спонтанности, хотя и сохраняет при этом известную степень официальности, которая присуща обоим сопоставляемым типам текстов (причем дебатам в большей степени, чем ток-шоу).

Для разговорной речи, для диалога, как писал Л. Якубинский, характерна элиминация языковых элементов за счет неязыковых1. Важнейшее средство неязыковой коммуникации - жест2. Жест, сопровождая речь, обычно является показателем раскованности говорящего, он подчеркивает ту непринужденность, которая считается необходимым условием реализации разговорной речи.

В данной статье речь пойдет в основном о наблюдениях над жестами, производимыми руками, хотя в акте коммуникации важны также движения головы, туловища и особенно мимика лица3, которые причисляются к кинетическим средствам невербального поведения, интерпретируемым, в свою очередь, как составляющий компонент паралингвистики.

Итак, вслед за рядом исследователей в данной работе под жестом будет пониматься условный кинетический акт, отличающийся от других актов безусловного кинетического поведения прежде всего своим коммуникативным характером4.

Жест позволяет сократить вербальный текст, заменяя слова и включая в диалог те или иные дополнительные смыслы. Выступая в роли самостоятельной реплики или включаясь в высказывание, состоящее из вербальных и невербальных элементов, жест обнаруживает богатейшие ресурсы как чисто информативные, так и экспрессивные.

© А.Ю. Елфимов, 2006

В соответствии с их ролью в коммуникации исследователи выделяют две группы жестов5, классификацию которых можно представить в виде следующей таблицы:

Виды жестов

Незнаковые Знаковые6

Ритмические жесты Эмоциональные жесты Указательные жесты Изобразительные жесты Символические жесты

Жесты и речь тесно связаны в процессе коммуникации. Несомненно, что смысловое единство высказывания требует определенного взаимодействия планов содержания, жестов и речи. Слушающий должен воспринять сообщение как целое, т. е. правильно соотнести слышимое и видимое. При изучении жеста важно определить, с какими элементами речи жест совпадает во времени. Попробуем сейчас, на основании анализируемого материала, выявить характерные для немецких ток-шоу виды жестов, провести анализ соотношения жестов и вербального текста в процессе коммуникации и определить план содержания используемых жестов.

Первое общее утверждение, подсказываемое материалом, касается того, что жесты могут налагаться как на словесный текст, так и на паузы (молчание).

Жест в сочетании с паузой или «нулевым» речевым актом7

Простейший случай представляет собой использование жеста в ответ на словесный вопрос, т. е. жест-реплика. Например, на заданный в ток-шоу вопрос последовал ответ в виде следующего жеста - собеседник просто махнул рукой:

(1) Ja, so was kommt von so was. Und deine Fahrerlaubnis? (отсутствие вербального ответа) (ТШ8

от 5.11.2002).

В подобных случаях жест оказывается эквивалентным целому высказыванию, которое в этом случае можно истолковать следующим образом: «И не спрашивай!», т. е. прав нет, их забрали.

Материал показывает, что паузу может заполнять также специфический жест со значением поиска, когда один из партнеров по коммуникации ищет наиболее подходящие слова для выражения своих мыслей. В рассматриваемом корпусе примеров встретилось несколько вариантов жестов этого типа:

• пальцы сложены в щепоть, при этом производятся круговые движения кистью руки;

• пальцы сложены в щепоть, а движения производятся рукой от локтя;

• указательным пальцем в воздухе рисуются круги.

Например:

(2) Er ist solch... (пауза - поисковый жест) Ып bißchen zu dumm! (Д от 8.10.2002).

Отличие от примера (1) заключается в том, что за паузой здесь следует вербальный ответ. В примере (2) характерно также использование говорящим оксюморонного сочетания ein bißchen zu: таким образом говорящий попытался смягчить негативную коннотацию прилагательного dumm, употребив ein bißchen, однако его отрицательное отношение к объекту речи ясно выразилось в усилительной частице zu.

• Moment mal! Nun, ... (пауза - поисковый жест) wie ist es - Tauchgerät! (ТШ от 21.11.2002).

• Unsere Partei hat natürlich was dagegen, und dieser ... (пауза - поисковый жест) aus Kultusministerium... (Д от 19.10.2002).

Пауза в этих случаях бывает не сознательной, а вынужденной. В предшествующем ей слове обычно можно выделить моменты, предсказывающие ее (слово перед паузой произносится более медленно, с растяжкой, с особой интонацией незавершенности).

«Поисковый» жест может быть двух видов: либо это чистый поиск слова, в таком случае говорящий сосредоточен на выборе соответствующей лексемы; либо это поиск с явной апелляцией к собеседнику (например с просьбой о помощи при выборе слова). Жест последнего типа приобретает дополнительное апеллятивное значение.

Оба типа жестов, согласно приведенной выше таблице, могут быть отнесены к символическим жестам.

Жесты как заместители пауз чаще встречаются в ток-шоу, нежели в дебатах. Так, в ток-шоу (продолжительностью в один час) встретилось 23 жеста на месте пауз. В то время как в дебатах такой же продолжительности жестов подобного рода насчиталось всего четыре.

Жест в сочетании с прономинативами9

Сюда относятся все случаи, когда одно из синтаксических мест в высказывании занято прономинативом, за которым жест непосредственно следует или на время произнесения которого он накладывается.

Прономинативы могут сопровождать жесты всех типов: указательные, изобразительные и символические. При этом указательные жесты тяготеют к прономинативам, выступающим заместителями существительных и наречий локальной семантики. Вследствие этого подобные прономинативы тесно связаны с синтаксическими позициями, занимаемыми этими частями речи. Например:

• Das (жест) gefällt mir nicht! (двумя руками депутат пытается изобразить «показушный» характер проекта, предложенного для обсуждение) (Д от 18.10.2002).

• Er und sie dort... (жест) Federball, Martin aber hier (жест) (рука вверху, имитирует удар ракеткой) (ТШ от 11.10.2002).

• Hier (жест) sind unsere Gäste (ТШ от 20.10.2002).

Изобразительные жесты чаще сочетаются с призначными местоименными словами типа so, solcher, dieser. Например:

• Drinnen Bücher so (жест) und so (жест) (говорящий ладонью показывает два горизонтальных уровня: «выше» - «ниже») (ТШ от 21.11.2002).

• Wen hast du gesehen? Diesen oder... (участник ток-шоу указывает пальцем на лица людей, изображенных на фотографии) (ТШ от 02.09.2002).

• Kennst du Rolf? Diesen? (реплику сопровождает жест двумя пальцами, изображающий бородку клинышком) (ТШ от 11.11.2002).

Исходя из собранного корпуса примеров, характер соотношения жеста и местоименных слов можно сформулировать следующим образом.

Указательные жесты, сопровождающие прономинативы, помимо выделения элемента в пространстве, не дают никакой другой дополнительной информации. Уже первое деление: общая идея места (hier-dort) и общая идея предмета {dieser-jener) присутствует в языке, и вряд ли жест может внести какие-то неизвестные партнерам по коммуникации

сведения. Жест лишь привлекает внимание слушателя к определенному участку пространства, т. е. содержит лишь самую общую локальную информацию, которую можно сопоставить в языке со значением наречия места.

Изобразительные жесты, которые чаще сочетаются с призначными прономинати-вами, но иногда могут сочетаться и с субстантивными или наречными прономинативами, носят более разнообразный, иногда даже ситуативный характер (например изображение бородки клинышком).

Наряду с указательными и изобразительными жестами, с прономинативами могут также использоваться символические жесты. Анализ последних позволил выделить среди них следующие типы.

Жест со значением объединения - плавное горизонтальное движение руки:

• Ich habe alle (жест) meine Bekannten abgelaufen! (ТШ от 5.11.2002).

Жест со значением авторства, адресации - рука (или обе руки) прижимаются к

груди:

• Ich (жест) hab es gesagt (ТШ от 21.112002);

• Meine (жест) Heimat hat es gewollt (ТШ от 21.11.2002);

• Die Meinung unserer (жест) Partei ist schon bekannt! (Д от 25.09.2002).

Жест со значением неприятия, отчуждения, отдаления - рука движется от груди в сторону:

• Damit (жест) habe ich nichts zu tun (Д от 18.10.2002);

• Ich will davon (жест) nichts wissen! (ТШ от 8.10.2002).

Жест со значением отказа, отрицания - «отталкивающие» движения рукой или двумя руками ладонями вперед:

• Nein, nein, nein - ich weiß nichts, (жест) Nicht anrühren! (ТШ от 5.11.2002).

Выделенные на основании анализа материала типы абстрактных жестов накладываются на разные типы прономинативов, преимущественно на классические местоимения - притяжательные, личные, отрицательные, указательные. При этом отмечается некоторая семантическая связь между значением конкретного местоимения и значением жеста (ср., например, жесты со значением отказа, отрицания, где используются отрицательные местоимения). Следует отметить, что жест со значением неприятия/отчуждения сопровождает иерархически более высокие, чем слово, единицы, а именно некие целые ситуации, отображаемые с помощью прономинативов damit, davon.

Удельный вес жестов, сопряженных с прономинативами, по сравнению с другими рассматриваемыми в данной статье случаями, очень высок. При этом в ток-шоу их больше, нежели в дебатах. Это легко может быть объяснено, если учесть, что в ток-шоу более ярко выражена пространственная близость между его участниками. Большая пространственная дистанция между депутатами в парламенте затрудняет эффективное использование указательных или изобразительных, реже символических жестов. К тому же, как уже отмечалось выше, дебаты являют собой более официальную ситуацию общения, что также затрудняет частое использование жестов.

Жест в сочетании со знаменательными словами

В предыдущих примерах с прономинативами имела место семантическая неполнота высказывания. При незамещенное™ синтаксической позиции или замещении ее непол-нозначным словом (прономинативом) роль жеста часто может быть объяснена необходимостью смыслового восполнения текста.

В исследуемом материале встретились также примеры, в которых жест накладывается на полнозначное слово. В этом случае в семантически и синтаксически законченном высказывании функция жеста менее очевидна.

Исходя из корпуса собранных примеров, представляется целесообразным последовательно рассмотреть знаменательные слова конкретной и абстрактной семантики.

Жест в сочетании со словами конкретной семантики

Анализ материала показывает, что в данном случае жест может накладываться на слова, принадлежащие к различным частям речи: глаголам, существительным, прилагательным. Причем указательные жесты чаще употребляются в сочетании с глаголами, а изобразительные жесты - с прилагательными. Процент сочетания существительных с указательными и изобразительными жестами примерно одинаков как в ток-шоу, так и в дебатах.

Слова, обозначающие направление и место, могут сочетаться с уточняющим указательным жестом.

• Bitte, treten Sin ein (жест), nehmen Sie bitte Platz (жест) (ведущий ток-шоу приглашает участника пройти и занять свое место; жест коррелируется сначала с глаголом, а в конце фразы - с существительным локальной семантики) (ТШ от 21.11.2002).

• Bitte, kommt! (жест).

Как показал анализ, жесты в основном сопровождают пространственные глаголы со значением «вход» - «выход», когда ведущий приглашает участников пройти в зал или к выходу.

Что касается изобразительного жеста, то он чаще всего совпадает со словом, называющим признак предмета (чаще всего в роли такого слова выступает прилагательное); в этом случае жест лишь наглядно отображает то, о чем сказано вербально. Сравним два примера:

( 1 ) Nein, der Rundtisch soll rund (жест) sein, wenn das Zimmer - viereckig (жест) (жесты изображают круг и прямоугольник; для тех, кто знает значения этих слов, ничего нового к передаваемой информации не добавляется) (ТШ от 5.11.2002).

(2) Jeder Einwohner soll nötige Bescheinigung (жест) bekommen (жест изображает прямоугольную форму справки, т. е. дополнительный признак конкретной вещи) (Д от 22.09.2002).

Но иногда жест содержит некоторую дополнительную информацию о признаке или ситуации в целом, например:

• Ach, Ka ti, ihr Elefant ist immer mit ihr (жест изображает, как ребенок держит свою игрушку под мышкой и ходит с ней, т. е. здесь налицо явно новая дополнительная информация) (ТШ от 8.10.2002).

Гораздо реже изобразительные жесты накладываются на глаголы:

• Und er schrieb (жест) es an der Tafel (вытянутой рукой говорящий имитирует, как пишут мелом на доске) (ТШ от 11.10.2002).

Существительные одинаково часто встречаются в сочетании как с указательными, так и с изобразительными жестами, например:

• Ein Foto (жест) und sein Stift (жест), reicht es nicht? (жестами говорящий указывает на вещи на столе, которые должны изобличить обсуждаемого персонажа) (ТШ от 20.01.2003).

• Ach, nö! Ihr Wagen (жест) ist nicht von dieser Welt! (говорящий при этом жестами пытается показать, насколько абсурдно выглядит модель нового автомобиля его подружки) (ТШ от 18.12.2002).

Необходимо также отметить еще и тот факт, что при наложении жеста на знаменательные слова конкретной семантики важную роль играет интонация говорящего, с помощью которой он подчеркивает соотнесенность жеста и слова.

В этом случае количество жестов в ток-шоу также выше, чем в теледебатах, что объясняется теми же причинами, которые были уже приведены выше. Жест, сопряженный со знаменательным словом конкретной семантики, предназначен в первую очередь для более близкого в пространстве общения, чем это позволяется регламентом выступлений в парламенте.

Жест в сочетании со словами абстрактной семантики

Материал позволяет в этом случае выделить некоторые содержательные типы жестов с учетом их соотнесенности с коррелирующими частями речи. Как показал анализ, в зависимости от своего значения жесты накладываются на определенные части речи, при этом они не несут дополнительной информации. Жесты в сочетании со словами абстрактной семантики представляют собой символические жесты. Это связано с тем, что в отличие от указательных и изобразительных жестов, передающих некую в большей или меньшей степени конкретную информацию, символические жесты обычно имеют абстрактное содержание. В собранном корпусе примеров удалось выделить следующие значения жестов данной группы.

1. Жест со значением категоричности (предельности) - «сабельная» отмашка кистью руки:

• Es ist einfach unmöglich (жест), was mein Kollege gesagt hat (ТШ от 11.10.2002);

• Was streiten wir, es ist aber absolut klar (жест) (Д от 20.09.2002);

• Herr Kernlitt ist vorbildlicher und makelloser Ehemann (жест) (Д от 01.10.2002). (В этом примере в парламенте обсуждается компрометирующая видеопленка на одного из депутатов.)

Такой жест обычно часто встречается в сочетании со словами признанной (часто оценочной)семантики.

2. Жест со значением сложности, беспорядка, хаотичности> путаницы - руки ходят «веретеном»:

• Es ist (жест)... viel zu schwer für mich (ТШ от 20.10.2002);

• Herr Keller wirft alles in einen Topf (жест) unmöglich, etwas zu verstehen! (Д от 20.09.2002).

3. Жест со значением разделения, расчлененности - дискретные, однотипные движения кисти руки с одновременным горизонтальным плавным движением самой руки:

• Natur ich nicht alle Berliner zusammen! Der Reihe nach (Д от 22.09.2002).

Последние два типа абстрактных жестов характеризуются тем, что они накладываются не на отдельное слово (или паузу), а на словосочетания разной степени устойчивости (der Reihe nach, alles in einen Topf viel zu schwer).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Все эти жесты в процессе коммуникации как бы овеществляются. В каждом отдельном случае степень редукции самого движения, его амплитуда, варианты исполнения каждого элемента жеста различны и индивидуальны. Однако за каждым из жестов стоит определенная кинема со строго заданным набором дифференциальных признаков.

В целом сочетание жестов со словами абстрактной семантики встречается наиболее редко, что можно было бы предположить изначально. Что же касается частотности использования данного типа жестов в рассматриваемом и сопоставляемом материале, то можно сказать, что они используются примерно одинаково. Так, в ток-шоу продолжительностью один час встретилось 16 таких жестов. Приблизительно столько же было обнаружено в теледебатах той же продолжительности (14 жестов).

Итак, для разговорной речи характерно опущение некоторых языковых элементов благодаря использованию паралингвистических средств. Одним из важнейших паралинг-вистических, кинетических средств неязыковой коммуникации является жест. Сопровождая речь, жест подчеркивает ту непринужденность, которая считается необходимым условием реализации разговорной, спонтанной речи.

Жесты и речь тесно связаны в процессе коммуникации. Характерно, что жесты могут налагаться как на вербальный текст, так и на его невербальные отрезки - паузы (молчание).

Жест на месте паузы бывает двух видов: жест без последующего вербального продолжения (он выполняет функцию прерывания коммуникации и часто представляет собой нежелание говорить и т. д.) и жест с последующим вербальным продолжением (здесь используется поисковый жест с целью заполнить возникшую паузу или с целью аппеляции к собеседнику).

Жесты, налагающиеся на вербальный текст, подразделяются на жесты, сочетающиеся с прономинативами, и жесты, сочетающиеся со знаменательными частями речи (как конкретной, так и абстрактной семантики).

Наиболее часто жесты сочетаются с прономинативами, что, по-видимому, объясняется их частеречными особенностями, а именно преобладанием в их семантике значения дейктичности. Поэтому недостаточная, по мнению говорящего, семантическая однозначность может быть снята благодаря использованию жеста. При этом с прономинативами используются практически все типы жестов: указательные, изобразительные и символические, которые способны замещать языковые единицы практически всех языковых уровней от слова до текста.

Анализ показал, что жест может накладываться на слова конкретной семантики, принадлежащие к различным частям речи, причем указательные жесты чаще используются в сочетании с глаголами, а изобразительные - с прилагательными. Существительные примерно одинаково сопровождаются как указательными, так и изобразительными жестами.

Характер значения жестов, сочетающихся со словами абстрактной семантики, синкретичен и сложен. В противовес словам конкретной семантики в данном случае используются почти исключительно только символические жесты. Характерен также тот факт, что в случае с абстрактными жестами часто происходит выход на иерархически более высокий языковой уровень - уровень словосочетания и предложения.

Различна также и частотность появления жестов разного вида в рассматриваемом материале. Как показывают подсчеты, удельный вес жестов, встречающихся в ток-шоу, более высок, чем в парламентских теледебатах, что объясняется особенностями

сравниваемых программ. Лишь в одном случае число жестов примерно равно: жесты, сочетающиеся со словами абстрактной семантики, практически столь же частотны в дебатах, как и в ток-шоу. Характер значения жестов в этом случае не предполагает контактную и/или персональную близость между коммуникантами, и их употребление не нарушает официальность обстановки.

1 Якубинский Л. О диалогической речи // Русская речь. Вып. 1. Прага, 1923.

2 См.: Колшанский Г.В. Паралингвистика. Сер. «Лингвистическое наследие XX века». 2-е изд. М., 2005.

3 См. об этом: Якобсон Р. «Да» и «нет» в мимике // Язык и человек. М., 1970.

4 Николаева Т.М., Успенский Б.А. Языкознание и паралингвистика. М., 1966.

5 См. Якобсон Р. Избранные работы / Сост. и общ. ред. В.А. Звегинцева. М., 1985.

6 Обладающие как планом содержания, так и планом выражения.

7 Богданов В.В. Функции вербальных и невербальных компонентов в речевом общении // Языковое общение: Единицы и регулятивы. Калинин, 1987.

8 В данной статье приняты следующие сокращения: ТШ - ток-шоу, Д - дебаты.

9 Термин «прономинатив» используется в статье согласно трактовке Г.Н. Эйхбаум (см.: Эйхбаум Г.Н. Теоретическая грамматика немецкого языка. СПб., 1996).

10 Майтинская К.Е. Местоимения в языках разных систем. М., 1969.

Статья принята к печати 20 ноября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.