ПЕДАГОГИКА
УДК 37.01 DOI: https://doi.org/10.34680/2076-8052.2019.3(115).80-84
РОЛЬ ОЖИДАНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
Е.В.Везетиу
THE ROLE OF CONSUMERS' EXPECTATIONS IN SHAPING REGIONAL POLICY
E.V.Vezetiu
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им. В.И.Вернадского,
Ялта, viza [email protected]
Исследование посвящено изучению проблемы ожиданий потребителей образовательных услуг. Анализируются такие понятия, как «рынок образовательных услуг», «образовательная услуга», «субъекты образовательных услуг», «потребитель образовательных услуг», «удовлетворенность качеством образования». На основе учета результатов проведенных исследований по изучению ожиданий абитуриентов, поступающих в педагогический вуз, и оценки выпускниками качества своего образования обоснована мысль, что именно указанные данные должны являться одним из важнейших факторов формирования образовательной политики региона. Усиление глобализации и международной интеграции отражается в политической, экономической, правовой, социальной и других сферах, что обусловливает трансформацию требований к функционированию инфраструктурных предприятий и учреждений. По этой причине перед сферой образования, в частности высшего профессионального, появляются новые задачи, важнейшей среди которых является обеспечение производственных и инфраструктурных отраслей высококвалифицированными специалистами. В течение последних десятилетий отечественный рынок образовательных услуг характеризуется несколькими основными моделями его развития. До конца ХХ в. царила модель образования, ориентированная на производителя (традиционная). Главным заказчиком, источником финансирования и единым потребителем подготовленных специалистов было государство. В последние годы с развитием современных информационных технологий инициатива перешла к самому потребителю образовательных услуг. Вследствие этого сформировалась новая модель рынка образовательных услуг, полностью сосредоточенная на потребителе. Повышение эффективности функционирования этого рынка предусматривает введение маркетингового подхода. Маркетинг образовательных услуг — это комплекс действий, направленных на создание, поддержание или изменение поведения целевой аудитории по отношению к этим услугам и их субъектов. Образовательный маркетинг ориентирован на обеспечение наиболее эффективного удовлетворения потребностей: личности — в образовании; учебного заведения — в конкурентоспособности на рынке и повышении материального благосостояния преподавателей; предприятий и организаций — в квалифицированном персонале; общества — в расширенном воспроизводстве трудового и интеллектуального потенциала страны.
Ключевые слова: образовательная услуга, образовательный маркетинг, образовательная политика региона, потребитель образовательных услуг
The research is devoted to the study of the problem of expectations of educational services' consumers. Such concepts as "market of educational services", "educational service", "subjects of educational services", "consumer of educational services", "satisfaction with the quality of education" are analyzed. Based on the results of studies on the expectations of applicants entering the pedagogical University, and the assessment of the quality of their education made by the graduates, the idea that these data should be one of the most important factors in the formation of educational policy in the region is justified. The increasing globalization and international integration is reflected in the political, economic, legal, social and other spheres, which leads to the transformation of the requirements for the functioning of infrastructure enterprises and institutions. For this reason, the sphere of education, higher professional education in particular, faces new challenges, the most important of which is the provision of production and infrastructure sectors with highly qualified specialists. In recent decades, the domestic market of educational services is characterized by several main models of its development. Until the end of the twentieth century the model of education, oriented to the producer (traditional model) was dominant. The main customer, source of financing and only employer of trained specialists was the state. In recent years, with the development of modern information technologies, the initiative has passed to the consumer of educational services. As a result, a new market model of the educational services, fully focused on the consumer, has been developed. Improving the efficiency of this market involves the introduction of a marketing approach. Marketing of educational services is a set of actions aimed at creating, maintaining or changing the behavior of the target audience in relation to these services and their subjects. Educational marketing is focused on providing the most effective satisfaction of needs of: the individual — in education; educational institutions - in the competitiveness and
enhancing the welfare of teachers; businesses and organizations - in qualified personnel; society - in the expanded reproduction of labor and intellectual potential of the country.
Ключевые слова: educational service, educational marketing, educational policy of the region, consumer of educational services
1. Введение
Образование выступает одним из основных факторов, формирующих общество и обеспечивающих его развитие. Предпосылкой прогрессивного развития общества является расширенное воспроизводство трудового и образовательного потенциала государства, который в современных условиях обеспечивается через развитие системы маркетинга образовательных услуг.
2. Постановка проблемы
Широкий круг проблем на рынке образовательных услуг является предметом исследований многих ученых. В условиях потребительско-ориентированной экономики такие ученые, как О.С.Баталова, Н.Р.Джапарова, Ж.А.Ермакова, Ю.Н.Никулина и др., внесли весомый вклад в разработку теоретико-методических основ организации маркетинговой деятельности предприятия на рынке образовательных услуг. Однако кардинальные изменения во всех сферах, имеющие место в условиях кризисного состояния экономики государства и отдельных регионов, усиливают весомость исследований, направленных на обоснование научных и практических принципов в соответствии с современными тенденциями.
3. Материалы исследования
Формирование современного рынка образования началось в отечественном социопространстве в начале 90-х гг. Данная тенденция была вызвана переходом страны к рыночной экономике и введением во многих учреждениях высшего образования платной системы обучения. С указанного временного периода прослеживается развитие рынка образовательных услуг.
Под указанным термином на основе анализа теоретической литературы следует понимать всех потенциальных потребителей, стремящихся удовлетворить свои потребности в образовании, способных вступить в отношения обмена с продавцом. Другая точка зрения на рынок образовательных услуг позволяет трактовать его как сложный комплекс экономических отношений субъектов экономической системы высшего образования, который призван удовлетворить потребности общества в специалистах и потребителей в определенной квалификации по соответствующей специальности.
Сегодня большинство исследователей, изучающих формирование рыночных отношений в сфере образования, под понятием «рынок образовательных услуг» понимают совокупность экономических отношений, которые складываются между производителями (учебными заведениями) и потребителями по купле-продаже товара «образовательная услуга».
Рынок образовательных услуг — это социально значимый рынок, на котором осуществляется куп-
ля-продажа образовательных услуг и продуктов основными субъектами данного рынка [1].
На основе анализа подходов современных ученых относительно определения сущности термина «образовательная услуга» уточним, что в отечественной науке данное понятие понимается как:
— организованный процесс обучения для получения необходимых знаний, навыков и умений [2];
— система знаний, умений и навыков, приобретаемых в процессе обучения, а впоследствии используемых для удовлетворения потребностей человека, общества и государства [3];
— целенаправленная деятельность, характеризуемая взаимодействием участников образовательного процесса и направленная на удовлетворение образовательных потребностей личности [4];
— деятельностная передача системных знаний и привитие проверенных опытом практических навыков к определенному виду занятия путем непосредственной коммуникации с обучаемым [5];
— совокупность знаний, умений, навыков и определенного объема информации, которые используются для удовлетворения специфической потребности человека и общества в интеллектуальном развитии и приобретении профессиональных умений и навыков [6];
— система знаний, умений и навыков, которые используются в целях удовлетворения потребностей индивида, общества и государства и направлены на приращение человеческого капитала [7].
Так, образовательные услуги представляют собой взаимодействие между производителем и потребителем в процессе оказания и приобретения этого специфического блага. Их особенностью является удовлетворение духовных и интеллектуальных запросов личности и общества, т.е. социальная потребность в образовании [8].
На рынке образовательных услуг есть «свои» производители, потребители, посредники. Но на рынке профессионального образования взаимодействуют не две стороны (производитель и потребитель), а четыре типа субъектов:
— потребители, непосредственно получающие образовательные услуги;
— родители, оплачивающие образовательные услуги и влияющие на выбор учреждения образования;
— работодатели, которые заинтересованы в обновлении кадров и в повышении квалификации сотрудников, осуществляющие оплату их обучения, а также организации, служащие базой для прохождения производственной практики студентами;
— государство — заказчик и потребитель, заинтересованный в формировании квалифицированной рабочей силы [1].
Вопрос о потребителях образовательных услуг относится к разряду дискуссионных, понимание дан-
ного термина не столь просто и однозначно. Наиболее распространенной является следующая классификация потребителей образовательных услуг: студенты, учащиеся, слушатели, и их родители; работодатели (коммерческие и некоммерческие организации) и государство [1].
Производители услуг должны формировать свои ресурсы с учетом потребностей, запросов и ожиданий потребителей и других целевых аудиторий вузов: абитуриентов, студентов, работодателей, государственных органов образования и общества в общем.
Анализ и учет ожиданий потребителей образовательных услуг позволит проектировать объективно оптимальную образовательную политику региона и готовить компетентных менеджеров сферы образования. В этой связи возникает проблема изучения ожиданий со стороны потребителей образовательных услуг.
4. Цель исследования
Нашей целью является изучение ожиданий потребителей образовательных услуг как одного из факторов формирования объективно оптимальной образовательной политики региона
5. Методы исследования
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам качества образования, вопросам образовательных услуг и их субъектов; изучение законодательных, нормативно-правовых документов, актуального опыта реализации образовательного маркетинга. Для достижения основной цели исследования были применены следующие методы: наблюдение; метод опроса (анкетирование); методы математической обработки данных.
Изучение ожиданий потребителей образовательных услуг, по нашему мнению, не может быть произведено без оценки удовлетворенности студентов качеством образования. Каждая образовательная организация изучение ожиданий и оценку удовлетворенности потребителей образовательных услуг организует по-своему, используя различные инструменты:
— изучение внутренних и внешних документов и записей;
— опрос;
— анкетирование;
— интервью;
— мониторинг;
— бенчмаркинг;
— тестирование;
— расчет рейтинговых показателей [9].
В рамках данного исследования представляется целесообразным проанализировать систему оценки ожиданий и удовлетворенности потребителей образовательных услуг на примере конкретного вуза (Института педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиала) Крымского Федерального университета имени С.И.Вернадского, Ялта) и сформу-
лировать предложения по повышению качества и эффективности профессиональной подготовки с учетом современных тенденций развития системы образования.
Для изучения ожиданий абитуриентов ВУЗа и анализа степени удовлетворения прав потребителей образовательных услуг нужно ввести соответствующие показатели, на основе которых могут быть выстроены количественные и (или) качественные оценки описываемого явления. Права потребителей образовательных услуг часто связывают с такими факторами, как доступность образования, качество образовательных услуг или с иными показателями, которые не имеют точного социально-экономического содержания и нуждаются в разъяснениях [10].
Для изучения ожиданий будущих потребителей образовательных услуг нами была разработана диагностическая программа «Абитуриент ГПА КФУ». Реализация данной программы предусматривала опрос абитуриентов, поступающих в Институт педагогики, психологии и инклюзивного образования Гуманитарно-педагогической академии (филиала) ФГАОУ «Крымский Федеральный университет имени С.И. Вернадского» в г. Ялте. Опрос заключался в выявлении ожиданий абитуриентов, связанных с выбором профессии, качеством профессиональной подготовки, условиями обучения. В исследовании приняли участие 76 респондентов.
В ходе реализации программы (июль-август 2018 г.) было выявлено, что на момент поступления в ВУЗ важнейшими аспектами для будущих специалистов являются:
— престижность профессии (73%);
— условия обучения (материально-техническое обеспечение, наличие общежития) (97%);
— качество образования (уровень квалификации педагогического состава, соответствие образовательных программ требованиям времени и запросам рынка труда) (52%).
В ходе проведения опроса было выявлено три основных составляющих ожиданий абитуриентов по нисходящей линии:
— доступность образования;
— комфортные условия его получения;
— качество образования.
Для получения объективной картины и определения степени соотношения между ожиданиями абитуриентов и удовлетворенностью выпускников качеством образования нами была разработана и реализована программа «Выпускник ГПА КФУ». Для реализации данной программы (май 2019) были опрошены (в форме анкетирования) 56 студентов, завершающих обучение в Институте педагогики, психологии и инклюзивного образования ГПА КФУ по программам бакалавриата. Анкетирование было нацелено на выявление уровня удовлетворенности выпускников качеством образования и полученных образовательных услуг.
Основным критерием удовлетворенности потребителей образовательных услуг является качество образования как степень соответствия характера, содержания, условий и результатов деятельности обра-
зовательных организаций потребностям и ожиданиям общества, различных социальных групп [11-13].
Так, при разработке анкеты исследования были учтены следующие критерии:
— профессионализм преподавателей;
— информационное обеспечение процесса профессиональной подготовки;
— материально-техническая оснащенность учебного процесса;
— содержание учебных дисциплин.
В ходе проведения анкетирования нами было выявлено, что в целом качество образования стало ведущим ценностным аспектом для выпускников. Так, большинство респондентов отметили высокий уровень качества образования, который был достигнут благодаря:
— высокому профессионализму преподавателей академии (67%);
— материально-техническому обеспечению образовательного процесса (51%);
— информативности и содержательному наполнению учебных дисциплин (32%).
Результаты двух исследований были сопоставлены и проанализированы. На их основе мы смогли сделать следующие выводы: ожидания абитуриентов и те критерии, по которым выпускники вуза оценивают уровень качества своей профессиональной подготовки, не совпадают.
6. Результаты обсуждения
На основе данной информации нами были разработаны рекомендации для представителей администрации учреждений общего среднего образования, обучающихся в Гуманитарно-педагогической академии по программе подготовки магистров специальности «Менеджмент образования». Суть рекомендаций заключалась в увеличении объема и применении технологий реализации профориентационной работы с обучающимися старших классов общеобразовательных школ, формировании у старшеклассников объективной картины составляющих качества образования. Данные рекомендации также направлены в управления образования городов Крыма с целью распространения их в рамках реализации повышения квалификации педагогов и формирования концепции образовательной политики региона с учетом ожиданий потребителей образовательных услуг и уровня удовлетворенности выпускников качеством профессиональной подготовки.
7. Заключение
Изучив проблему прав потребителей образовательных услуг, проанализировав соотношение ожидания абитуриентов высшей школы и оценки выпускниками уровня качества своей профессиональной подготовки, нами был разработан ряд рекомендаций по повышению уровня сознательности потребителей образовательных услуг, правовой культуры обучающихся в вопросах получения образовательных услуг, а также по увеличению объема профориентационной работы в учреждениях общего образования. Данные рекомендации разработаны на основе проведенного эксперимен-
та, вследствие чего можно обосновать утверждение о том, что ожидания потребителей образовательных услуг должны являться ведущим фактором разработки положений образовательной политики региона.
1. Баталова О.С. Субъекты рынка образовательных услуг и их специфика // Молодой ученый. 2010. №7. С.83-85.
2. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. №1. С.49.
3. Терещенко Н.Н., Бондаренко Л.В., Подачина Л.И., Фролова Н.В. Исследование рынка образовательных услуг учреждений высшей школы (на примере Красноярского и Алтайского краев): Монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2005. 271 с.
4. Стрижов А.М. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. №3. С.47-50.
5. Джапарова Р. Маркетинг услуг профессионального образования // Маркетинг. 2005. №4. С.55-65.
6. Липкина Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке образовательных услуг: Монография. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. 136 с.
7. Зайчикова С.А., Маяцкая И.Н. Стратегия маркетинга высшего учебного заведения в системе открытого образования: Монография. М.: Изд-во РГСУ, 2006. 115 с.
8. Половова Т.А., Баталова О.С. Образовательная услуга как ключевой элемент рынка образования [Электронный ресурс] // НГУ экономики и управления. Научные записки. 2009. URL: http://nsuem.ru/science/ publications /science_notes/2009_2/article.php? ELEMENT_ ID=819 (дата обращения:10.06.16).
9. Никулина Ю.Н. Формирование региональной политики социального партнерства в области подготовки конкурентоспособных специалистов // Креативная экономика. 2015. Т.9. №9. С. 1173-1190. doi: 10.18334/ce.9.9.1921.
10. Бердашкевич А.П. Потребитель образовательных услуг на российском рынке // Экономика образования. 2010. №1. С.22-26.
11. Ермакова Ж.А., Никулина Ю.Н. Качество образования с позиции потребителей образовательных услуг вуза // Креативная экономика. 2017. №7. С.725-734.
12. Donina I.A., Vezetiu E.V. Teacher's readiness for marketing activities as a condition of quality education // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS CIEDR 2018. Future Academy. 2019. С.933-940.
13. Pevzner M.N., Sheraizina R.M., Donina I.A. et al. Marketing-related activity in a heterogeneous educational organization // Espacios. 2017. Т.38. №40. С.29.
References
1. Batalova O.S. Sub"ekty rynka obrazovatel'nykh uslug i ikh spetsifika [Subjects of the market of educational services and their specificity]. Molodoy uchenyy, 2010, vol. 7. pp. 83-85.
2. Saginova O.V. Marketing obrazovatel'nykh uslug [Marketing of educational services]. Marketing v Rossii i za rubezhom [Marketing in Russia and abroad]. 2003, no. 5, pp. 48-59.
3. Tereshchenko N.N., Bondarenko L.V., Podachina L.I., Frolova N.V. Issledovanie rynka obrazovatel'nykh uslug uchrezhdeniy vysshey shkoly (na primere Krasnoyarskogo i Altayskogo kraev) [Research of the market of educational services of higher school]. Krasnoyarsk, Krasnoyar. state un-t, 2005. 267 p.
4. Strizhov A.M. Ponyatiye kachestva obrazovatel'noy uslugi v usloviyakh rynochnykh otnosheniy [The concept of quality educational services in the conditions of market relations]. Standarty i monitoring v obrazovanii - Standards and monitoring in education, 1999, vol. 3, pp. 47-50.
5. Dzhaparova R.N. Marketing uslug professional'nogo obra-zovaniya [Marketing of services of professional education]. Marketing, 2005, vol. 4, pp. 55-65.
6. Lipkina E.D. Konkurentosposobnost' vuzov na sovremennom rynke obrazovatel'nykh uslug [The competitiveness of universities in the modern market of educational services]. Omsk, OmGPU Publ., 2006. 136 p.
7. Zaychikova S.A., Mayatskaya I.N. Strategiya marketinga vysshego uchebnogo zavedeniya v sisteme otkrytogo obra-zovaniya [Marketing strategy of higher educational institutions in the system of open education]. Moscow, RGSU Publ., 2006. 115 p.
8. Polovova, T.A., Batalova, O. S. Obrazovatel'naya usluga kak klyuchevoy element rynka obrazovaniya [Educational service as a key element of the education market]. NGU ekonomiki i upravleniya. Nauchnye zapiski- NSU Economics and Management. Scientific Notes, 2009. Available at: http://nsuem.ru/science/ publications /science_notes/2009_2/ article.php? ELEMENT_ ID=819 (accessed 10.06.16).
9. Nikulina Yu.N. Formirovanie regional'noy politiki sot-sial'nogo partnerstva v oblasti podgotovki konkurentospo-sobnykh spetsialistov [Formation of regional policy of social partnership in the field of training competitive specialists]. Creative economy. 2015, vol. 9. pp. 1173-1190.
10. Berdashkevich A.P. Potrebitel' obrazovatel'nykh uslug na ros-siyskom rynke [Consumer of educational services in the Russian market]. Economics of education. 2010, vol.1, p.22-26.
11. Ermakova Zh.A., Nikulina Yu.N. Kachestvo obrazovaniya s pozitsii potrebiteley obrazovatel'nykh uslug vuza [Quality of education from the position of consumers of educational services of the University]. Creative economy. 2017, vol. 11, no. 7. p.725-734.
12. Donina I.A., Vezetiu E.V. Teacher's readiness for marketing activities as a condition of quality education. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS CIEDR 2018. Future Academy. 2019, pp. 933940.
13. Pevzner M.N., Sheraizina R.M., Donina I.A., Petryakov P.A., Aleksandrova N.V.Marketing-related activity in a heterogeneous educational organization. Espacios, 2017, vol. 38, no. 40. pp. 29.