Научная статья на тему 'Роль отходничества во взаимоотношениях народов Дагестана и Закавказья (2-я половина XIX - начало ХХ вв. )'

Роль отходничества во взаимоотношениях народов Дагестана и Закавказья (2-я половина XIX - начало ХХ вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
297
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТХОДНИЧЕСТВО / ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЦЕНТР / КУСТАРНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕМЕСЛЕННИК / ДАГЕСТАН / ЗАКАВКАЗЬЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гасанов Магомед Раджабович, Мадиева Азра Гаджимагомедовна

Раскрываются причины отходничества народов Дагестана, описываются их формы, показана роль промышленных центров в развитии отходничества, проводятся данные о количестве отходников, об их занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль отходничества во взаимоотношениях народов Дагестана и Закавказья (2-я половина XIX - начало ХХ вв. )»

УДК 94(470.67)

РОЛЬ ОТХОДНИЧЕСТВА ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА И ЗАКАВКАЗЬЯ (2-я половина XIX - начало XX вв.)

© 2012 Гасанов М.Р., Мадиева А.Г.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

Раскрываются причины отходничества народов Дагестана, описываются их формы, показана роль промышленных центров в развитии отходничества, проводятся данные о количестве отходников, об их занятиях.

The article deals with the reasons of the seasonal work of Dagestan peoples. The author describes their forms, shows the role of the industrial centres in the development of the seasonal work, gives the data of the quantity of the seasonal workers and their occupations.

Ключевые слова: отходничество, промышленный центр, кустарная

промышленность, фабрично-заводская промышленность, ремесленник, Дагестан, Закавказье.

Keywords: seasonal work, industrial center, artisan industry, factory and plant industry, artisan, Dagestan, Transcaucasia.

Во второй половине XIX - начале XX в. в развитии экономических связей дагестанских и закавказских народов большую роль играло отходничество. Этой теме посвящены лишь отдельные статьи [1]. Данный вопрос затронут и в трудах некоторых исследователей [7, 10, 14]

Развитие отходничества в

Дагестанской области следует объяснить изменениями в социально-экономической жизни как в самом Дагестане, так и во всей стране. С одной стороны, это было связано с начавшимся разложением крестьянства, кустарей, ремесленников, зарождением товарного хозяйства в самой области, с другой - развитием капиталистических производительных сил в пореформенной России. Это следует объяснить и своеобразным положением, специфическим характером развития самого Дагестана как колонии.

Одним из важнейших факторов, способствовавших развитию

отходничества в дагестанском ауле, являлась крайняя нехватка земли, отсутствие скота у значительной части населения. Другой причиной развития

отходничества являлось то, что Дагестан был перенаселен. Трудоспособное мужское и женское население края было занято в производстве лишь в течение нескольких месяцев в году. Нарастающее увеличение резервной армии труда прежде всего явилось результатом усиливающегося процесса «раскрестьянивания».

Особенностью отхода данного периода является наибольшее развитие неземледельческого отхода,

отличительными чертами которого были продолжительность и постоянство отхода и более глубокий разрыв с аулом. Многие отходники путем постоянных и длительных отлучек отрывались от земли, разрывали связь с хозяйственной жизнью аула.

Развитию отходничества

способствовало разорение

мелкотоварных производителей -ремесленников в связи с конкуренцией товаров русских фабрик и заводов. Подавляющая часть кустарей и ремесленников разорялась и пополняла ряды резервной армии труда, усиливала

«избыток» свободных рабочих рук в аулах [10].

Г онимые нуждой, дагестанские отходники в конце XIX - начале XX в., как прежде, отправлялись в Закавказье, ибо направленность отхода во многом зависела от территориальной близости, наличия традиций отхода в прошлом. Известно, что дагестанские отходники традиционно отправлялись в Бакинскую, Елизаветпольскую, Тифлисскую

губернии.

«Устремляясь в капиталистический Бакинский район, - пишет проф. М. Ш. Шигабудинов, - дагестанцы-отходники попадали в этническую и языковую среду, с которой она была близко связана с давних исторических времен. Это также не в малой степени способствовало усилению потока отходников именно в эти районы» [14].

По сравнению с предыдущим периодом, во второй половине XIX -начале XX вв. создались объективные условия для расширения отхода из Дагестана в Закавказье и на Северный Кавказ, где расширились возможности применения наемного труда в сельском хозяйстве, развивалось торговое земледелие.

Как свидетельствует документ, после прекращения военных действий «горцы огромными толпами уходили в Телавский уезд Тифлисской губернии, Закатальский округ и другие части Кавказа для снискания пропитания частью поденными работами и большей частью собиранием подаяния» [13].

Возможности для применения рабочей силы в городах Закавказья и Северного Кавказа были достаточными. В 1872 году только из трех наибств Гунибского округа 708 человек отправились в Терскую область, 32 - в Бакинскую губернию, 69 - в Тифлис, 191

- в Нуху, 551 - в Закатальский округ. В 1874 году из тех же наибств на заработки ушли 2497 человек, а из Анцухо-Капучинского и Боцнадальского наибств - более 2 тыс. человек [13].

За три года (1873-1875 гг.) из Даргинского округа отправились для работы по найму, получив официальные билеты, 21509 человек. Из них в

Терскую область ушли 18832 человека, в

Нуху - 740, в Ставропольскую губернию

- 230, в Шемаху - 174, в Тифлис - 91, в Баку - 91, в Астрахань - 14 [10].

Значительное большинство

отходников нанималось на черновую работу: в качестве землекопов, косарей, сборщиков урожая на виноградных и фруктовых садах, строителей

оросительных каналов, чабанов и пастухов.

Они в равной степени, иногда больше, чем городские рабочие, подвергались капиталистической

эксплуатации. Г лавноначальствующий гражданской частью на Кавказе вынужден был признать: «Заработная плата дагестанских рабочих самая ничтожная» [13].

Основную массу отходников составляли жители горных округов. Так, в 1872-1874 гг. из одного

Казикумухского округа на отход отправлялись 20162 человека [10]. А. В. Комаров в 1868 году писал о том, что из Казикумухского округа «почти все взрослые мужчины отправляются искать себе работу в разные места. Казикумухца можно встретить зимою везде от Оренбурга до Тавриза» [4].

Широко был развит отход и в Самурском округе. Жители селений Джиних, Каля, Рутул, Ихрек, Мишлеш большими группами отправлялись на заработки в Азербайджан, Грузию и другие области Закавказья, Северного Кавказа [14].

Большая масса отходников по-прежнему отправлялась в Бакинскую, Тифлисскую и др. губернии, многие из которых оставались на несколько лет. По словам начальника Самурского округа «с наступлением осени масса населения расходится на заработки в Бакинскую, Елизаветпольскую, Тифлисскую

губернии, где поступают в рабочие, в услужение, в сторожа и проч., возвращаются домой на 3-4-летние месяцы, а некоторые даже остаются на заработки по несколько лет» [14].

В крупных населенных пунктах Закавказья ремесленники создавали заведения по производству и продаже своих изделий. Определить численность отходников по округам и по годам из-за

отсутствия достаточно полных данных невозможно.

Статистические данные,

характеризующие национальный состав рабочих на промышленных

предприятиях Тифлиса, Баку, Грозного, Петровска и других городов, также отсутствуют. В сохранившихся

материалах состав рабочих учтен не по национальному признаку, а по вероисповеданию.

Часть дагестанских ремесленников-отходников оседала в городах и крупных населенных пунктах: Баку, Шемаха,

Куба, Телави и др. - на более или менее длительный период, открывая

постоянные или временные мастерские. Оседание дагестанских отходников в городах и аулах Закавказья происходило постепенно. И в 80-90 гг. XIX в. случаи порыва дагестанских крестьян с аулами наблюдались все чаще. Дагестанских горцев, проживавших в населенных пунктах Азербайджана и Грузии, становилось все больше.

В районах Закавказья образовались такие крупные промышленные центры, имеющие мировое значение, как Бакинский нефтяной район, Чиатурский марганцевый район, Ткибульские и Ткварчельские каменноугольные копи, Алавердские и Зангезурские медные рудники и т.п. На Кавказе появились железные дороги, требовавшие огромного количества рабочих рук, которыми располагал Дагестан. С проведением железной дороги число отхожих рабочих Дагестана возросло более чем в два раза.

В 1907 году количество отходников Дагестана составляло 84128 человек [9], а в 1913 - 93317 человек - около половины трудоспособного населения. Среди отходников-ремесленников,

отправлявшихся в Закавказье, были золотых и серебряных дел мастера, лудильщики, медники, оружейники, сапожники, мастера по обработке дерева, разнорабочие и др.

В начале XX в. в Закавказье количество пришельцев из Дагестана составляло 41643 человек, то есть 12,8% общего количество мигрантов.

Одна категория дагестанских отходников применяла свою рабочую

силу в Азербайджане, Грузии на самых тяжелых и неквалифицированных работах, а другая - в капиталистических промышленных и транспортных предприятиях, а также в ремесленнокустарных мастерских Баку, Тифлиса, Телави и др.

Отходничество принимало

разнообразные формы: индивидуальную, семейную и артельно-групповую. Роль дагестанских мастеров в изготовлении необходимых изделий в закавказских городах и селах была очень высокой, тем более, если прав И. И. Левашов, писавший о том, что «грузины, составляющие главную часть населения губернии (Тифлисской - М.Г.), почти вовсе не занимаются кустарными промыслами и благосостояние их основано, главным образом, на земледелии и садоводстве» [5]. Как бы в подтверждение сказанного, имея в виду изготовление ножей, кинжальных и сабельных клинков, пистолетов и ружейных стволов, И. И. Левашов отмечает, что «промыслы эти в Тифлисской губернии не имеют того широкого развития, какое они получили, например, в Дагестане».

В конце XIX - начале XX в. в Баку, Тифлисе работало одних лишь зафиксированных дагестанских

отходников несколько сот, не говоря об остальных отходниках, находившихся там.

Дагестанские мастера в Баку, Тифлисе и других городах работали в качестве серебряников, оружейников, кинжальщиков, сабельщиков и др.

В «Обзоре Дагестанской области» за 1903 год отмечается, что «в Тифлисе казикумухцы образуют даже отдельное общество, цеха серебряников и оружейников». [8] В Тифлисе и Баку работали также кубачинские, аварские, цахурские мастера. Дагестанские мастера не просто изготовляли привычные для них вещи, они приспосабливались к вкусам местного населения. К сожалению, многие кустари не попадали в статистические данные, поэтому установить точное число дагестанских отходников, работавших в Закавказье и в отдельных

городах, возможным не представляется

[3].

В Тифлисе работали потомственные кумухские лудильщики, граверы по меди Назыровы. Согласно составленному в 1903 году официальному

(полицейскому) обзору 1903 г., «по национальностям ремесленники города Тифлиса распределялись в зависимости от рода ремесла: грузины занимались изготовлением азиатской одежды, шапок, обуви, бурдючным,

парикмахерским и цирюльным делом, армяне - европейской одеждой, обувью, ювелирным и серебряным делом, дагестанские горцы - изготовлением оружия, лудильным делом, евреи -переплетным, граверным и часовым делом и т.д.» [2].

Дагестанские мастера в Баку, Тифлисе работали не только со своими соотечественниками, но и с

азербайджанскими и грузинскими. Так, мастер, кубачинец Алихан из рода Барии, по его рассказу, работал с 1892 по 1914 годы в Тифлисе гравером и монтировщиком с известным

грузинским мастером Тома Джикия, мастерами Дженелидзе и Лекишвили и был связан с ними искренней дружбой. Кубачинский мастер Абдулжалил Ибрагимов работал вместе с грузинскими мастерами в знаменитых серебряных рядах грузинской столицы [6]. В те же годы в Баку и Тифлисе работали мастера - лакцы братья Кажлаевы и Канкоевы и другие.

В начале XX в. в Тифлисе жил талантливый кумухский мастер по золотой насечке и металлу, гравер и монтировщик Омар Шахшаев. Здесь он создал серию превосходных работ -

седла, пояса, шашки, кинжалы и другие предметы. Его золотые узоры

отличались филигранным исполнением.

Развитие отходничества у народов в Дагестане - одно из последствий присоединения края к России. Отходничество способствовало

развитию разносторонних связей

дагестанских горцев с соседними народами Закавказья -

азербайджанцами, грузинами и другими.

Примечания

1. Гасанов М. Р. Роль отхода в экономических взаимоотношениях народов Дагестана и Грузии // Известия АН Грузинской ССР. Серия истории, археологии, этнографии и истории искусства. Тбилиси, 1984. 2. Гугушвили П. В. Развитие промышленности в Грузии и Закавказье в XIX - нач. XX в. Тбилиси, 1957. С. 60. 3. Гнедич А. Обзор промышленности фабрично-заводской, кустарной и горной в губерниях и областях Кавказского края. 1900 г. // Исторический вестник. № I. Архивного управления НКВД Груз. ССР. Тбилиси, 1945. С. 286. 4. Комаров А. В. Адаты и судопроизводство по ним // ССКГ. Вып. I. Тифлис, 1868. С. 42. 5. Левашов И. И. Кустарные промысла Тифлисской губернии // Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России, Т. II. СПб., 1804. С. 69. 6. Магомедова М. О. Резецзлатокузнеца. Махачкала, 1976. С. 30. 7. Нахшунов И. Р. Экономические последствия присоединения Дагестана к России. Махачкала, 1956. 8. Обзор Дагестанской области за 1903 г. Темир-Хан-Шура, 1904. С. 69. 9. Обзор Дагестанской области за 1907 г. Темир-Хан-Шура, 1909. С. 21. 10. Рамазанов X. X. Отходничество Дагестана во второй половине XIX в. // Вопросы истории и этнографии Дагестана. Вып. III. Махачкала, 1972. С. 92. 11. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 3. Д. 9. Л. 227. 12. ЦГВИА. Ф. 400. 1889. Д. 92. Л. 7. 13. ЦГИА РГ. Ф. 229. Оп. I. Ед. хр. 194. Л. 37. 14. Шигабудинов М. Ш. Отходничество из Дагестана в конце XIX - начале XX вв. Махачкала, 2000. 15. Шиллинг Е. М. Кубачинцы и их культура. М.-Л., 1 949. С. 131.

Статья поступила вредакцию 23.01.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.