Научная статья на тему 'РОЛЬ ОСМАНСКОГО ВАКФА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ БОЛГАРИИ (XV - XVI ВВ.)'

РОЛЬ ОСМАНСКОГО ВАКФА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ БОЛГАРИИ (XV - XVI ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магомедова А.А., Муртузалиев С.И.

Исследуется роль вакфа в освоении Османской империи на завоеванной болгарской территории. Наряду с негативными для болгар последствиями институт вакфа, рассчитанный на экономическую заинтересованность владетелей, приводил к оживлению опустевших болгарских областей, к восстановлению хозяйственной жизни на Балканах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОСМАНСКОГО ВАКФА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ БОЛГАРИИ (XV - XVI ВВ.)»

УДК 949.72.060(09)

Роль османского вакфа в средневековой истории Болгарии (XV - XVI вв.) А.А. Магомедова, С.И. Муртузалиев

В конце XIV - начале XV в. Болгарское царство, политически раздробленное на несколько самостоятельных владений, после упорной борьбы пало под ударами османов.

В болгарской и зарубежной историографии традиционно считалось, что завоевание Болгарии завершилось взятием Тырновского (1393 г.) и Видинского (1396 г.) царств. Однако в 1987 - 1992 годах болгарские ученые предложили новую периодизацию османского завоевания Болгарии: 1-й этап (1370 - 1377 гг.), 2-й этап (1377 - 1397 гг.). Они же выдвинули гипотезу о том, что средневековое болгарское государство продолжило свое существование до 1422 г. и список болгарских царей завершает видинский владетель Константин, сын царя Ивана Сра-цимира.

Включение болгарских земель в состав Османской империи привело к резким изменениям в политическом, социально-экономическом и культурном развитии болгарского народа. Цель настоящей работы заключается в изучении роли института вакфа в деле освоения и закрепления Османской империи на завоеванной болгарской территории в «золотой век» её истории - вторая половина XV - середина XVI вв.

Распространение вакфов не только в болгарских землях, но и на Балканах свидетельствует о заинтересованности турецких властей в быстром хозяйственном оживлении своих европейских владений. В отличие от служебных «несвободных» держаний (тимаров), вакфы давались в «частное» владение прежде всего знатным и влиятельным османским феодалам. В XV - XVI веках роль вакфов в деле колонизации и обращения в ислам завоеванного населения значительно возрастает. Объясняется это многими причинами: во-первых, ростом их экономической мощи; во-вторых, увеличением числа вакфов; в-третьих, применением более совершенных методов конфессиональной (идеологической) обработки окружающего населения как христианского, татаро-тюркского (различные племена и союзы, далекие от ислама), так и мусульманского.

В систему вакфов были включены как села, так и города. Города подвергались более интенсивной колонизации, именно в них оседало чиновничество и духовенство уже первой волны тюркско-исламской колонизации. Отмечая большое значение вакфов в развитии городов, болгарская исследовательница В. Мутафчиева считает, что «о балканских городах под османской властью ... можно сказать: города - это вакфы» [1, с. 123]. В числе девяти балканских городов, доходы с которых полностью шли вакфам, были Варна и Ихтиман [2, с. 85]. В XVI в. вакфу Яхъя-паши в Софии принадлежали 40 лавок, безистан (крытый рынок), восемь постоялых дворов, четыре мельницы, караван-сарай и два жилых дома; в Никополе - 127 лавок, 52 постоялых двора, жилой дом, склад и караван-сарай.

Еще при султане Мураде II (1421 - 1444, 1446 - 1451) были созданы вакфы в окрестностях городов Стара-Загора, Казанлык, Нова-Загора, Пловдив, Анхиало и др. В вакф султана Баязида II (1481 - 1512) были включены значительные территории под Кызылагачем, Пловдивом, Никополем, Ямболом и Чирменом. Султан Сулейман Великолепный (1520 - 1566) передал в вакф часть болгарских сел в

районе городов Стара-Загора, Пловдив, Кызылагач и Тарарпазарджик. Как известно, весь доход султанских вакфов (до султана Селима II) расходовался на религиозные, благотворительные и культурные нужды в общеимперском масштабе, а также на строительство соответствующих учреждений.

Являясь крупнейшими городскими собственниками, вакфы способствовали развитию частной инициативы и тем самым играли важную роль в развитии городов. По прошествии нескольких десятилетий после установления османо-турецкого господства на Балканах, сопровождавшегося разрушением и опустошением многих городов, происходит заметная активизация городской жизни Руме-лии [3, с. 6 - 9].

Создание на болгарской территории имаретов, мечетей, караван-сараев и т. п. приводило к возникновению в каждом вакфе крепкого ядра из мусульман. Эти мусульманские комплексы служили надежной опорой и поддержкой для кочевых тюркских племен, для поселявшихся (оседавших) на землях вакфа мусульман, для исламского духовенства [4, с. 42 - 43] и т. п. Раскрывая эту роль вакфов, В. Му-тафчиева отмечает, что «в балканских вакфах мусульманское духовенство состояло не только из «колонизаторов», но и из «исламизаторов» (если принять по аналогии такой термин)» [1, с. 123]. Основанием для такого вывода служат входившие в вакфную систему территории в Восточной Фракии, в Северо-Восточной Болгарии, а также в Северных и Восточных Родопах, где турки добились больших успехов в деле исламизации и ассимиляции болгар, чем, в других областях.

*

Таким образом, с XV по конец XVI в. механизм влияния Высокой Порты на демографическую картину в болгарских землях включал различные средства воздействия, которые в конце XVI в. привели к значительному увеличению численности тюркско-исламского элемента, расширили опору османо-турецкой власти за счет обращения в ислам определенной части болгарского населения.

О размерах колонизации и той роли, которую она играла в политике Порты, свидетельствует тот факт, что она получила отражение и закрепление в государственных правовых установлениях: канун-наме Мехмеда II (1444 - 1446, 1451 -1481) и Сулеймана I, в ряде местных канун-наме, например Видима, Силистры, Никополя и др. Болгарские города заселялись мусульманами несравненно активнее, чем сельская местность. Это означало захват сети важных экономических и военно-политических центров и установление турецкого контроля над страной.

Этнодемографическая и конфессиональная ситуации в Болгарии усугублялись принудительным переселением болгар, которое происходило параллельно с тюрк-ско-исламской колонизацией. Большая часть депортированных отправлялась османами в Малую Азию, где они постепенно растворялись в мусульманской среде, усваивая быт, культуру, религию и язык окружающего населения [5, с. 104]. Источники свидетельствуют об образовании в малоазиатских провинциях новых сел, созданных депортированными болгарами, например «село Българи, заточени, от Румелия» [6, с. 152]. Судя по налоговым регистрам 1450 - 1463 гг., иногда выселялось все население деревень, как это произошло с софийскими селами Свети Врач и Владещница, врачанскими селами Ребърково, Булгарене и др. По указу Мехмеда II в окрестности Стамбула переселили около 4 тыс. болгар. Трудно судить об общих масштабах их переселения но, если принять во внимание еще и уход (бегство) значительных масс болгар за пределы Османской империи: в Вала-

«Высокая», «Блистательная Порта», в русских источниках просто «Порта» - название султанского правительства в Османской империи.

хию, Молдавию [7, с. 70 - 81], на Русь и т. д., то станет ясно, что депортация наносила серьезный демографический удар по болгарскому этносу.

Попытку дать количественный анализ изучаемых процессов осложняют не всегда надежные османские источники и то, что историческая демография представляет собой сравнительно новое направление исследований, отсюда и несовершенство статистических методов, приводящее иногда ученых к взаимоисключающим выводам. Более подробно об этом и других факторах говорится в монографиях Е. Гроздановой и А. Желязковой, в которых приводятся и количественные показатели развития исла-мизации в Болгарии и на Балканах в ХУ - ХУ! вв. [8, с. 259 - 191].

Большое внимание в социальной политике османов уделялось проблеме исла-мизации местного населения. В период завоевания и начала установления своего господства османы истребили большую часть болгарской феодальной аристократии, дабы уничтожить ту социальную группу общества, которая могла стать организующим началом в деле вооруженного отпора завоевателям.

Было разрушено сословное членение болгарского феодального общества: высшее сословие в значительной мере было заменено османской элитой и потеряло свою былую монополию на социально-политическое господство. Лишь некоторая часть его, представленная мелкими и средними феодалами, частично сохранила свою прежнюю земельную собственность и была включена на ограниченных правах в османскую военно-феодальную систему - сипахи-христиане.

Сипахи-христиане и сипахи-мусульмане находились в непосредственном соприкосновении с болгарами. Регистры тимаров прямо указывают на военно-служилый характер феодальных владений сипахи. Он выражался в том, что их держатели могли пользоваться доходами с них лишь как вознаграждением за несение службы и теряли право на владение в случае уклонения от нее. Сипахи были наделены некоторыми полицейско-административными функциями, на что указывают канун-наме Мехмеда II и Сулеймана I [9, с. 17]. Введение института сипахи обеспечило Порте успешное продолжение завоевательной политики в течение ХV - ХVI вв., а также позволило османам ввести довольно гибкую систему фискального учета и управления.

Дискриминационный характер османской политики по отношению к христианам, в том числе и набирающий силу процесс изъятия земельных пожалований у иноверцев и передачи их мусульманам, привели к тому, что количество болгарских христиан-сипахи в ХV - ХVI вв. непрерывно сокращается. В то же время в турецких регистрах возрастает число владельцев тимаров, которые названы «новыми магометанами» или «сыновьями Абдуллаха». В документах XVI в. упоминания о христианах-сипахи встречаются уже крайне редко. К концу столетия даже в Кюстендилском санджаке, где дольше всего сохранялись христиане-тимариоты, регистр 1591 г. отмечает 30 сипахи: 8 из них названы «новыми магометанами», остальные «сыновьями Абдуллаха» и нет ни одного христианина.

Таким образом, в конце XVI в. период временного компромисса османской власти с этой частью болгарского населения завершился. А это значило, что османы уже основательно утвердились на болгарских землях, не испытывали более нужды в такой категории господствующего класса, как христиане-сипахи, и теперь могли поставить их перед необходимостью выбора: принять ислам и сохранить социальное положение или остаться верными «отцовской» - христианской вере, но лишиться тимара.

Если на эту часть болгарского народа османские органы власти воздействовали прежде всего социально-экономическими факторами и методами пропаганды преимущества своей веры, то остальное болгарское население гораздо чаще подвергалось насильственным методам обращения в ислам. Источники XVI в. донесли до нас яркие по своей жестокости примеры насильственного обращения болгар в ислам, которые погибли от рук фанатически настроенных толп мусульман, но не отказались от символа принадлежности к своему этносу - от христианства. Это жития болгарских святых XVI в.: Георгия Нового, Георгия Новейшего и Николы Нового*.

В изучаемый период имело место и массовое принуждение болгар к принятию ислама. Хорошо известно о намерении Селима I (1512 - 1520) умертвить каждого, кто откажется перейти в мусульманство. Против этой акции, приведшей к массовому отуречиванию болгар, выступил даже шейх-уль-ислам, а в качестве главного довода была выдвинута необходимость сохранить христиан как основную податную единицу, как важный источник обогащения.

Неравноправное положение иноверцев зафиксировано во всех османских документах, относящихся к сфере налогового обложения. С христианского населения взималось гораздо больше поборов и в несколько больших размерах, чем с мусульманского. Болгары обязаны были платить налоги джизье и харадж, нести особые повинности. В Румелии преобладали денежные поборы, что в конце XVI в. привело к резкому усилению зависимости болгар от ростовщиков. В докладе (1597 г.) габсбургскому императору Рудольфу II болгарин Тодор Балина и дубровчанин Павел Джорджич сообщали, что османы забирают у болгар «деньги, пшеницу, вино и все другие вещи, которые им попадаются... Там, где раньше брали шестьдесят аспр с души... три года назад... начали платить каждый по четыреста и пятьсот аспр, а сейчас... достигли до восьмисот и тысячи аспр» [10]. Такой рост налогов объясняется не только усилением эксплуатации завоеванных народов, но и влиянием «революции цен», которого не избежали не только страны Европы, но и Востока. На фоне некоторых налоговых послаблений для эксплуатируемого мусульманского населения повседневная дискриминация болгар-христиан в налоговом обложении являлась одним из самых действенных методов пропаганды преимуществ принятия ислама.

Другим важным мотивом перехода в ислам являлось личное преуспевание, стремление получить доступ к государственной службе и т. д. Усилия властей по исламизации направлялись на все социальные слои болгарского общества, но не в одинаковой мере. Власти, как правило, учитывали эту социальную стратификацию, поэтому методы и формы обращения инаковерующих в ислам были весьма разнообразны.

Таким образом, значение османского «частного» землевладения в социально-экономической и политической истории средневековой Болгарии изучаемого пе-

*

Самые ранние публикации текстов житий см.: ГильфердингД. Болгарское житие Георгия Нового Софийского // Летопись занятий Археографической комиссии 1862 - 1863. - СПб., 1864. - Вып. 2. -С. 1 - 24; Сырку П. Очерки из истории литературных сношений болгар и сербов в XIV -XVII веках. Житие св. Николая Нового Софийского по единственной рукописи XVI в. - СПб., 1901. - С. 1457.

* Аспра (акче) - мелкая серебряная монета в Османской империи, чеканившаяся с XIV в. Со второй половины XVI в. содержание серебра (проба 85 %) в ней резко снижается, а покупательная способность сильно падает.

риода несомненно и многогранно. Наряду с негативными для болгар последствиями (исламизация, изменение демографической картины и др.) институт вакфа, в значительной степени рассчитанный на экономическую заинтересованность владетелей этих феодальных владений, приводил к оживлению опустевших болгарских областей, к восстановлению хозяйственной жизни на Балканах.

Литература

1. Мутафчиева В. Основни проблеми в изучаването на вакъфа като част от со-циално-икономическата структура на Балканите под османска власт (XV - Х^ в. // Проблеми на балканската история и култура. - София, 1979.

2. Тодоров Н. Балканский город ХV - Х!Х веков. Социально-экономическое и демографическое развитие. - М., 1976.

3. Мейер М. С. Особенности экономической жизни городов Османской империи в XVI - ХVIII вв. // Зарубежный Восток: вопросы экономической истории города: Сб. ст. - М., 1990.

4. Дневникът на Ханс Дерншвам за пътуването му до Цариград през 1553 -1555 г. - София, 1970.

5. Гандев Хр. Българската народност през XV век. Демографско и етнографско изследване. - София, 1972.

6. Цветкова Б. Паметна битка на народите (Европейският Югоизток и осман-ското завоевание - края на XIV и първа половина на XV в.). - Варна, 1979.

7. Тютюнджиев И. Османското завоевание и българската миграция в Влашко и Молдова през XIV - ХV вв.// Българите в Северното Причерноморие. Изследва-ния и материали. - Т. 1. - Велико Търново, 1992.

8. Грозданова Е. Българската народност през XVII век Демографско изследване. - София, 1989. - С. 19 - 34; Желязкова А. Разпространение на исляма в запад-нобалканските земи под османска власт. ХV - ХVII века. - София, 1990.

9. Аграрный строй Османской империи ХV - ХVII вв.: Документы и материалы / Сост., пер. и коммент. А. С. Тверитиновой. - М., 1963.

10. Тодорова М. Подбрани извори за историята на балканските народи XV -XIX вв. - София, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.