Научная статья на тему 'РОЛЬ ОРГАНОВ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ В РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

РОЛЬ ОРГАНОВ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ В РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдулатипов А.М.

В статье автор демонстрирует важнейшую роль органов уголовной юстиции в единой системе организации и осуществления мер по ресоциализации, социальной адаптации и реабилитация осужденных за преступления террористической и экстремистской направленности. Как отмечает автор, в России продолжается целенаправленный процесс реформирования системы ресоциализации осужденных. Внесенные автором предложения имеют концептуальное значение и направлены, в первую очередь, на поиск наиболее оптимальных взаимоотношений государственной и местной власти с институтами гражданского общества в исследуемой сфере. Так, автор предлагает подготовку единого нормативного правового акта, регулирующего комплексные вопросы ресоциализации осужденных с определением ответственной структуры за реализацию поставленных задач, а также учитывать в региональных комплексных программах потенциала органов уголовной юстиции во взаимодействии с органами исполнительной власти и правоохранительных органами, в первую очередь, подразделениями МВД России в ресоциализации осужденных. В ходе исследования автор сделал ряд других выводов и предложений, которые могут иметь теоретическое и практическое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF CRIMINAL JUSTICE BODIES IN THE RE-SOCIALIZATION OF THOSE CONVICTED OF TERRORIST AND EXTREMIST CRIMES

In the article, the author demonstrates the most important role of criminal justice bodies in the unified system of organizing and implementing measures for re-socialization, social adaptation and rehabilitation of those convicted of terrorist and extremist crimes. As the author notes, a purposeful process of reforming the system of resocialization of convicts continues in Russia. The proposals made by the author have conceptual significance and are aimed, first of all, at finding the most optimal relationships between state and local authorities with civil society institutions in the field under study. Thus, the author proposes to prepare a single normative legal act regulating complex issues of resocialization of convicts with the definition of the responsible structure for the implementation of the tasks set, as well as to take into account in regional comprehensive programs the potential of criminal justice bodies in cooperation with executive authorities and law enforcement agencies, in particular.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОРГАНОВ УГОЛОВНОЙ ЮСТИЦИИ В РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ PROBLEMS OF CRIMINAL LAW AND CRIMINOLOGY

Научная статья УДК/UDC 343

DOI: 10.21779/2224-0241-2023-46-2-121-128

Роль органов уголовной юстиции в ресоциализации осужденных за преступления террористической и экстремистской направленности

А. М. Абдулатипов

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация, tta-msshm@yandex.ru

Аннотация. В статье автор демонстрирует важнейшую роль органов уголовной юстиции в единой системе организации и осуществления мер по ресоциализации, социальной адаптации и реабилитация осужденных за преступления террористической и экстремистской направленности. Как отмечает автор, в России продолжается целенаправленный процесс реформирования системы ресоциализации осужденных. Внесенные автором предложения имеют концептуальное значение и направлены, в первую очередь, на поиск наиболее оптимальных взаимоотношений государственной и местной власти с институтами гражданского общества в исследуемой сфере. Так, автор предлагает подготовку единого нормативного правового акта, регулирующего комплексные вопросы ресоциализации осужденных с определением ответственной структуры за реализацию поставленных задач, а также учитывать в региональных комплексных программах потенциала органов уголовной юстиции во взаимодействии с органами исполнительной власти и правоохранительных органами, в первую очередь, подразделениями МВД России в ресоциализации осужденных. В ходе исследования автор сделал ряд других выводов и предложений, которые могут иметь теоретическое и практическое значение.

Ключевые слова: органы уголовной юстиции, ресоциализация, социальная адаптация, социальная реабилитация, взаимодействие, преступления экстремистской и террористической направленности

Для цитирования: Абдулатипов А. М. Роль органов уголовной юстиции в ресоциализации осужденных за преступления террористической и экстремистской направленности // Юридический вестник ДГУ. 2023. Т. 46, № 2 (66). С. 121-128. DOI: 10.21779/2224-0241-2023-46-2-121-128

Original article

The role of criminal justice bodies in the re-socialization of those convicted of terrorist

and extremist crimes

Abdulatip M. Abdulatipov

Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, tta-msshm@yandex.ru

Abstract. In the article, the author demonstrates the most important role of criminal justice bodies in the unified system of organizing and implementing measures for re-socialization, social adaptation and rehabilitation of those convicted of terrorist and extremist crimes. As the author notes, a purposeful process of reforming the system of resocialization of convicts continues in Russia. The proposals made by the author have conceptual significance and are aimed, first of all, at finding the most optimal relationships between state and local authorities with civil society institutions in the field under study. Thus, the author proposes to prepare a single normative legal act regulating complex issues of resocialization of convicts with the definition of the responsible structure for the implementation of the tasks set, as well as to take into account in regional comprehensive programs the potential of criminal justice bodies in cooperation with executive authorities and law enforcement agencies, in particular.

Keywords: criminal justice bodies, resocialization, social adaptation, social rehabilitation, interaction, crimes of extremist and terrorist orientation

For citation: Abdulatipov A. M. The role of criminal justice bodies in the re-socialization of those convicted of terrorist and extremist crimes. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2023, vol. 46, no. 2 (66), pp. 121-128. DOI: 10.21779/2224-0241-2023-46-2-121-128. (In Russ.).

В современный период уголовная политика России в сфере противодействия терроризму и экстремизму направлена не только на выявление и раскрытие преступлений экстремистской и террористической направленности, но и на разоблачение и нейтрализацию террористических и экстремистских организаций, их лидеров и адептов. В стратегическом отношении основное внимание уделяется мерам, направленным на профилактику этих негативных явлений, в том числе на предупреждение рецидива среди осужденных и отбывших уголовное наказание за преступления террористической и экстремистской направленности, а также недопущение сращивания терроризма и экстремизма с криминалитетом в местах лишения свободы.

Особую значимость в настоящее время приобретает деятельность органов публичной власти и, в первую очередь, правоохранительных органов, направленная на достижение эффективности предупредительно - профилактической работы не только с осужденными, совершившими террористические и экстремистские преступления на территории Российской Федерации, но и такими лицами, которые участвовали в зоне боевых действий за её пределами (Ираке, Сирии и т.д.). Тем более, что богатый опыт работы с такими лицами ранее не существовал, а состав участников международных террористических организаций является однородным не по всем криминологическим позициям, ха-рактеризирующим личность террориста. Следовательно, одинаковый подход ко всем таким лицам будет бесполезной тратой времени.

Так, В.В. Красинский отмечает, что контингент выехавших в зоны вооруженных конфликтов джихадистов, крайне неоднороден по мотивации, уровню радикализации, полученного боевого опыта и связям в террористической среде [1] .

Вместе с тем, исследование показывает, что в настоящее время принимаемые меры по деради-кализации, адаптации и реинтеграции в социум этих лиц в ходе отбывания и после отбытия соответствующего уголовного наказания, не отвечают современным реалиям.

Также необходимо отметить, что до недавнего времени проблемы исправления и перевоспитания осужденных за совершение преступлений террористической и экстремистской направленности оставались без должного внимания соответствующих органов власти, что серьёзно повлияло на эффективность их деятельности в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом. Учреждения исполнения наказаний были не столько органами, влияющими на исправление осужденных, сколько благоприятной средой для распространения терро-

ристической и экстремистской идеологии. Без соответствующих превентивных мер, принятых в последние годы, места отбывания наказания могли бы превратиться в пристанище для лидеров террористических формирований, где можно было беспрепятственно прививать осужденным за общеуголовные преступления радикальные идеи, осуществлять вербовку членов в международные террористические организации.

В связи с этим Российским государством были разработаны наиболее действенные стратегические меры профилактического характера, которые способствовали снижению влияния экстремисткой идеологии на осужденных и спаду вербовочного потенциала террористических организаций.

Так, в разработанной в целях конкретизации положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утверждённой Указом Президента РФ 28.11.2014 года № Пр-2753 [2] отмечается, что экстремистская идеология является основным компонентом, объединяющим членов экстремистских организаций, формирующим характер и направленность их деятельности, а также средством вовлечения в экстремистскую деятельность различных слоев населения.

Распространение экстремистских идей, в частности, мнения о приемлемости насильственных действий для достижения поставленных целей, угрожает общественной безопасности Российской Федерации, к чему приводит и усиление агрессивности идеологии экстремизма и увеличение масштабов ее пропаганды в местах лишения свободы.

Как утверждает С.А. Борсученко, «ресоциа-лизация осужденных к лишению свободы осложнена невозможностью изменения негативной социальной среды, а также комплексом факторов, присущих наказанию в виде лишения свободы, в частности, принудительной изоляцией от общества, жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности» [3, с. 74] .

Указом Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344 [4] была введена в действие новая редакция стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. В субъектах Российской Федерации и в каждом ведомстве, осуществляющем противодействие экстремизму, утверждены планы мероприятий по реализации данной Стратегии. Основное место в этом документе отводится проведению профилактической работы среди носителей этой идеологии и лиц, склонных к совершению преступлений террористической и экстремистской направленности.

В ст. 17 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [5] перечислены все формы профилактической работы с лицами, освобождёнными из мест отбывания наказания. Эти меры, согласно ст.24 этого же закона направлены на оказание помощи лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействие в реализации их конституционных прав и свобод, а также помощи в трудовом и бытовом устройстве.

Однако в указанную статью не включены лица, вернувшиеся из зон боевых действий. Также они отсутствуют и в содержании ст. 25 «Ресоциа-лизация» и ст. 26 «Социальная реабилитация».

Несмотря на многочисленные недочёты, благодаря принятым государством мерам была пресечена угроза сращивания криминалитета с экстремистами и террористами в условиях отбывания уголовного наказания. Наиболее значимой из этих мер представляется ресоциализация личности осужденного в процессе отбывания наказания и после него.

Как известно, в ходе отбывания уголовного наказания личность осужденного претерпевает существенную деградацию, вследствие чего значимыми для него становятся те ценности, которые отражают его асоциальную сущность. После отбывания наказания осужденный возвращается в ту среду, где он обязан соблюдать правовые и моральные нормы. Но в силу недостаточной социальной адаптации он может вернуться в привычный для него образ жизни, который соответствует устоявшейся в его сознании криминальной субкультуре. Именно для предупреждения такого последствия и необходимо провести мероприятия по ре-социализации его личности.

Статья 17 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ [6] к формам профилактической работы относит:

- правовое просвещение и информирование;

- профилактическую беседу;

- объявление официального предостережения;

- внесение представлений;

- профилактический учет;

- профилактический надзор;

- оказание помощи пострадавшим от правонарушений.

Как отдельные формы профилактического воздействия рассматриваются:

- ресоциализация;

- социальная реабилитация;

- социальная адаптация.

Таким образом, ресоциализация представляет собой отдельная форма профилактического воздействия, осуществляемая органами уголовной юстиции во взаимодействии с иными органами публичной власти, в процессе отбывания осужденным уголовного наказания, в ходе подготовки его к освобождению из мест отбывания наказания для

приспособления к общепринятым условиям жизнедеятельности, а также после его освобождения из мест отбывания наказания, при котором на осужденного оказывается превентивное воздействие, в целях мотивации к отказу от совершения всяких правонарушений. В ходе ресоциализации осужденному прививают навыки и функции, позволяющие ему существовать в обычных социальных условиях.

Из этого следует, что ресоциализация осужденных, в большей степени, является профилактической мерой. Его можно условно разделить на:

- пенитенциарную;

- постпенитенциарную.

Пенитенциарная ресоциализация в полной мере осуществляется органами уголовной юстиции России. Среди подразделений и органов Министерства юстиции основную роль в этом процессе принадлежит Федеральной Службе исполнения наказаний, которая осуществляет взаимодействие с другими правоохранительными органами в этой сфере. Приказом Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2005 г. № 262 [7] данная деятельность была включена в компетенцию специально созданной группы социальной защиты осужденных. На эту группу и была возложена обязанность создания предпосылок для исправления и ресоциа-лизации осужденных, а также их успешной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

Постпенитенциарную ресоциализацию террористов и экстремистов осуществляют, в основном, органы МВД России в тесном контакте с исправительными учреждениями, в которых отбывали наказание эти лица, а также органами местного самоуправления. Такая форма ресоциализации заключается в профилактическом учете лиц, освобождённых из мест отбывания наказания в органах полиции, оперативном контроле за ними и их ближайшим окружением, в целях недопущения отрицательного влияния с их стороны, контроле по месту жительства и пребывания, предупреждении рецидива и т. д.

Вместе с тем, в процессе ресоциализации в ходе отбывания наказания органы уголовной юстиции применяют к осужденным террористам и экстремистам и коррекционные методы, которые направлены на позитивные изменения в психике осужденного под воздействием специально организованных внешних условий. Исследование показало, что эти меры позволяют снизить уровень рецидива и восстановлению социально - полезных связей осужденного с внешней средой.

Важнейшую роль в ресоциализации осужденных играет организация взаимодействия между органами уголовной юстиции, правоохранительными органами и институтами гражданского общества.

Так, работа в тесном контакте с институтами гражданского общества позволяет предупреждать не только рецидив преступлений, но и снизить уро-

вень таких фоновых криминальных явлений, как наркомания, алкоголизм, беспризорность, безнадзорность, попрошайничество и т.д.

Очевидно, что основной целью ресоциализа-ционной деятельности органов уголовной юстиции является исправление осужденного. Для достижения этой цели на органы уголовной юстиции возложены следующие задачи:

- повышение образовательного уровня осуж-денныхпутём профессионального обучения;

- повышения производственной квалификации;

- снижение степени влияния негативных социально-психологических факторов, присущих для микросреды с высокой концентрацией криминальных субъектов;

- оказание действенной помощи в установлении социально полезных связей;

- реализация совокупности мер по формированию у осужденного надлежащего правосознания, способствующая в дальнейшем правомерному поведению осужденного и формированию у него соответствующих полезных социальных установок,

- организация взаимодействия с соответствующими правоохранительными органами в целях приготовления осужденного к освобождению.

Также, в процессе ресоциализации осужденных необходимо оказать социальную, психологическую и медицинскую помощь.

Как отмечает И.Т. Идрисов, социальная ре-социализация связана с восстановлением бывших осужденных в статусе и дееспособности. Основой социальной реабилитации осужденных должно стать изменение к ним отношения окружающих на всех уровнях: макроуровне (общество в целом), мезоуровне (социальные институты, производственные коллективы, общественные организации), микроуровне (семья, родственники, малый круг общения). Психологическая ресоциализация может рассматриваться как психологическое сопровождение перестройки личности осужденного в процессе исполнения наказания. Она включает психопрофилактику, психокоррекцию, психологическую поддержку и психотерапию в кризисных и критических ситуациях и базируется на психологической диагностике. Результатом психологической ресо-циализации осужденных, с одной стороны, являются осознание вины, покаяние, очищение, а с другой - выработка социального иммунитета, толерантности личности к асоциальным воздействиям. Медицинская ресоциализация - система мер, предполагающая сохранение и восстановление здоровья человека на уровне, обеспечивающем его дееспособность [8].

Проводимая органами юстиции работа по ре-социализации осужденных к преступлениям террористической и экстремистской направленности имеют свои особенности, что требует подбора и

реализации специфических мер, к которым можно отнести:

- размещение осужденных в соответствии с требованиями ФСИН РФ;

- соблюдение распорядка и правил поведения;

- контроль за изучаемой литературой;

- интенсивное оперативно-розыскное сопровождение пребывания данной категории преступников в исправительном учреждении;

- контроль за формированием преступных групп экстремистской направленности с немедленной её ликвидацией;

- проведение в отношении таких лиц адресных превентивных мероприятия;

- разобщение так называемых «тюремных джамаатов» путём изоляция и перевода осужденных в другие места отбывания наказания.

Основными направлениями постпенитенци-онарной ресоциализации, проводимой органами МВД в контакте с органами уголовной юстиции и органами местного самоуправления, являются:

- достижение отказа освобождённого из мест отбывания наказания от криминальной и радикальной политической, этнической и религиозной среды, от радикальных идей, взглядов, установок, негативных ценностей,

- формирование полезных увлечений и занятий, позитивных социальных связей.

В целях реализации мер постпенитенционар-ной ресоциализации осужденных Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032-1 [9] обеспечивает повышенную социальную защиту для такой категории лиц. В соответствии со статьёй 80 УИК РФ администрацией исправительного учреждения предписывают уведомление органам местного самоуправления и соответствующих служб занятости о предстоящем освобождении осужденного для принятия мер социальной защиты.

В России сложилась практика создания специализированных центров по реабилитации бывших заключенных под эгидой ФСИН России в целях постпенитенциарного сопровождения освобождённых из мест отбывания уголовного наказания.

Результаты исследования показывают, что при применении этих мер в отношении осужденных террористов необходимо учитывать:

- крайне слабую социальную адаптивность в совокупности с повышенной степенью тревожности;

- уклонение или отказ от приспособления к внешней среде;

- склонность к обвинению других лиц в своих проблемах;

- нарциссизм, отсутствие симпатии к другим людям;

- склонность к шизофрении или иным психическим заболеваниям.

К примеру, исследование таких осужденных из Северо-Кавказского региона показало наличие у них чётко выраженных отличительных от других свойств: твёрдый и трудно поддающийся коррекции сепаратистский и экстремистский настрой, поддержка идеологии нетрадиционных для этих регионов течений ислама (ваххабизм, салафизм); во время нахождения в исправительных учреждениях ФСИН они отличаются внешней терпимостью, умением скрывать активность в своем поведении, отсутствием поддержания связей с сокамерниками, низким уровнем правосознания и правовым нигилизмом.

В связи с этим предлагаем исправительным учреждениям привлекать для работы с такими лицами представителей проверенных религиозных объединений из числа их духовных лидеров, а также технологии восстановительного подхода, которые реализуются путем проведения различных мероприятий, нацеленных, в том числе на пресечение попыток таких лиц распространять свои радикальные взгляды и убеждения среди сокамерников. На микроуровне ресоциализация осужденных террористов реализуется органами уголовной юстиции РФ, выполняющими функции по предоставлению социальной помощи и поддержки, защите граждан в период пребывания в учреждениях исполнения наказаний, а также приспособлению данной категории лиц к нормальной жизнедеятельности в обществе после отбывания наказания.

В ходе ресоциализации осужденных террористов органами уголовной юстиции осуществляется комплекс организационных, правовых, социальных, психологических и практических мер. Они нацелены на дерадикализацию, деидеологизацию, реабилитацию утраченных или ослабленных в результате изоляции от общества социальных связей, стандартов поведения, а также оказывают содействие в их трудовом и бытовом устройстве в ходе и по завершению отбывания уголовного наказания.

Также на допенитенциарном и пенитенциарном этапах ресоциализации осужденных в функцию органов уголовной юстиции входит участие в рабочих группах по разработке законопроектов о ресоциализации осужденных и в проведении либо участие по запросам прокуратуры в проведении правовой экспертизы этих законопроектов. Реализация принятых законодательных актов, в первую очередь, возлагается на подразделения органов уголовной юстиции.

В связи с тем, что в профилактике терроризма принимают участие не только государственные органы, но и общественные формирования и отдельные граждане, то органы уголовной юстиции обязаны обеспечить в ресоциализационной процессе взаимодействие с представителями гражданского общества, обеспечивая взаимной ответственно-

сти за конечный результат в отношении осужденных за терроризм.

Координирующая роль в осуществлении указанной деятельности принадлежит Минюсту РФ, которое в пределах своих полномочий обязано реализовать государственную уголовную политику в этой сфере путём издания нормативных правовых актов, обладающих признаком обязательности исполнения другими субъектами реализации ресоци-ализационного процесса.

В связи с наметившейся тенденцией к смягчению уголовного наказания, для обеспечения возможности достижения целей уголовного наказания по исправлению виновного без его применения, органы уголовной юстиции России должны способствовать созданию единой ресоциализационной системы [10].

Предлагаем передать Минюсту РФ контроль за разработкой и исполнением региональных комплексных программ специальных ресоциализационной мер, которые способствовали бы комплексному использованию сил и средств для осуществления этой деятельности. Изучение этих программ выявило отсутствие в некоторых из них среди исполнителей ресоциализационных мероприятий ключевых ведомств (МВД России, ФСИН России и т.д.), взаимодействия органов публичной власти и правоохранительных структур. Также в них отсутствуют системность и полнота объёма мероприятий.

Так, в государственной программе Республики Дагестан "Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Республике Дагестан" [11] не указаны в качестве исполнителей или соисполнителей МВД по РД и УФСИН РФ по РД. Ни в программные цели, ни в задачи по их достижению не вошли вопросы ресоциализации осужденных за преступления

А в перечне целевых показателей Программы в п. 2 говорится об увеличении количества трудоустроенных и охваченных профессиональным обучением граждан из числа отбывших наказание за терроризм: в 2021 году - 10, в 2022 году - 12, а в 2023 году - 14 человек.

Таким образом, анализ единственной государственной программы Республики Дагестан по противодействию терроризму показал, что по своему содержанию она не отвечает социальным потребностям общества в решении ресоциализацион-ных задач и отличается формальным характером.

Одной из главных проблем правоприменительной практики ресоциализации террористов является низкий уровень взаимодействия между региональными подразделениями Министерства юстиции, ФСИН и МВД РФ, муниципалитетами, институтом гражданского общества. Об этом свидетельствует нерешенность проблем обеспечения жильём, трудоустройства, контроля за формированием устойчивых позитивных социальных связей.

Как показывает исследование разных учёных, для проведения ресоциализационных профилактических мероприятий (лекций, бесед и других мероприятий) в местах отбывания наказания осужденными не приглашаются представителей других ведомств, кроме представителей духовенства разных конфессий.

Таким образом, процесс подготовки осужденных к освобождению из мест отбывания наказания полноценно не может быть проведён лишь подразделениями органов уголовной юстиции, тем более их медицинское сопровождение. Требуется наладить всестороннее межведомственное взаимодействие территориальных органов ФСИН России со всеми субъектами пенитенциарной и постпенитенциарной ресоциализации и муниципалитетами по выбранному лицом, отбывшим наказание, месту проживания.

Во многих субъектах России, в том числе в Дагестане, не созданы специализированные учреждения постпенитенциарной ресоциализации осужденных. Только в отдельных направлениях в решении проблем данной категории лиц оказывают содействие неспециализированные учреждения социальной адаптации, к примеру, Дом-интернат для престарелых и инвалидов «Ветеран» и т.д. [12]

Для решения этой проблемы аппаратом уполномоченного по правам человека в РД направлено в Правительство РД предложение об учреждении в составе Министерства труда и социального развития Центра социальной адаптации осужденных с наделением его всеми необходимыми ре-социализационными полномочиями. Мы поддерживаем идею о создании специализированных государственных центров и отделений ресоциализации для постпенитенционарной ресоциализации, но только как самостоятельную структуру, не входящую в состав других ведомств, так как это повлекло бы бюрократию и осложнение этого процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несмотря на принятые меры, серьёзной проблемой остаётся поиск места работы для освобождённых из исправительных учреждений, что способствует рецидиву преступлений.

Другой проблемой является потеря к ним доверия со стороны окружающих людей, на которых они надеялись, отторжение их из социальной среды, нежелание обычных людей поддерживать с ними связи, закрепление за ними клейма неблагонадёжности.

Список источников

1. Красинский В. В. Возвращение на родину родственников террористов: гуманизм или отложенная угроза? // Современное право. 2021. № 5. С. 99-104. DOI 10.25799/NI.2021.98.43.017

2. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утверждённая Указом Президента РФ от 28.11.2014 года № Пр-2753. URL: https://на.мвд.рф/upload/site128/document_file/Strategiya_protivodeystviya_ekstremizmu_v_Rossiyskoy_Federa ci.pdf (дата обращения: 18.02.2023).

3. Борсученко С.А. Ресоциализация и социальная адаптация осужденных к лишению свободы: понятие, содержание, правовое регулирование // Юридический вестник Самарского университета. 2018. Т. 4. № 2. С. 74-79.

Также проблемным для органов юстиции является привлечение в рамках государственно-частного партнерства частных инвесторов на ресо-циализационные мероприятия с учётом необходимости существенных финансовых вложений в этот процесс.

Не в полной мере Министерством юстиции РФ реализуются полномочия по подготовке с учётом уголовной политики государства нормативных правовых актов, обязательных для исполнения другими субъектами, ответственными за осуществление ресоциализационных мероприятий на основе принципов экономии мер уголовной репрессии и формирования восстановительной модели уголовного правосудия.

Также необходимо отметить отсутствие единого нормативного правового акта, регулирующего комплексные вопросы ресоциализации с определением ответственной структуры за реализацию поставленных задач.

В связи с изложенными обстоятельствами в Концепции развития органов ФСИН до 2030 года отдельным разделом включено создание системы пробации, важнейшую роль в которой принадлежит ресоциализации и социальной адаптации. В ней планируется формировании в РФ единых принципов и механизмов оказания всесторонней помощи изучаемой категории лиц, а также обеспечение преемственности социальной, воспитательной и психологической работы в допенитенциар-ном, пенитенциарном и постпенитенциарном этапах ресоциализации осужденных. Полагаем, что создание системы пробации позволит к 2030 году снизить количество лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, в том числе за счет повышения эффективности ресоциа-лизационных мер, что приведёт к снижению уровня рецидива преступлений.

Таким образом, можно делать вывод о том, что основная роль органов уголовной юстиции в ресоциализационных отношениях заключается не только в применении комплекса восстановительных мер, но и в практической реализации основных принципов уголовной политики в уголовно-исполнительной сфере, связанных с экономией мер уголовной репрессии, и формировании восстановительной модели уголовного правосудия.

4. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: Указ Президента РФ от 29 мая 2020 г. № 344. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45555 (дата обращения: 18.02.2023).

5. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/ (дата обращения: 18.02.2023).

6. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/ (дата обращения: 18.02.2023).

7. Приказ Министерства юстиции РФ от 30 декабря 2005 г. № 262. Справочная правовая система «Гарант». URL: https://base.garant.ru/58045007/ (дата обращения: 06.05.2022).

8. Идрисов И. Т. Ресоциализация осужденных и уголовная юстиция: учебное пособие. Самара: Издательство Самарского университета, 2021. 76 с. ISBN 978-5-7883-1633-8

9. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19 апр. 1991 г. № 1032-1. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (дата обращения: 06.05.2022).

10. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года № 1138-р. Сайт: электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 20.04.2022).

11. Государственная программа Республики Дагестан «Комплексная программа противодействия идеологии терроризма в Республике Дагестан» (с изменениями на 18 ноября 2021 года): в ред. Постановлений Правительства Республики Дагестан от 05.07.2021 № 167, от 18.11.2021 № 309) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : сайт. URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 20.04.2022).

12. Омбудсмен Дагестана прокомментировал ситуацию с ресоциализацией осужденных в регионе. Сайт РИА Дагестан. URL: https://riadagestan.ru/news/society/ombudsmen_dagestana_ prokommen tiro-val_situatsiyu_s_resotsializatsiey_osuzhdennykh_v_regione/ (дата обращения: 20.04.2022).

13. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 года № 1138-р // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов: сайт. URL: https://docs.cntd.ru/ (дата обращения: 20.05.2022).

References

1. Krasinskii V. V. Vozvrashchenie na rodinu rodstvennikov terroristov: gumanizm ili otlozhennaya ugroza? [The return of relatives of terrorists to their homeland: humanism or a deferred threat?], Sovremennoe pravo [Modern Law], 2021, no. 5, pp. 99-104. DOI 10.25799/NI.2021.98.43.017. (In Russ.).

2. Strategiya protivodeistviya ekstremizmu v Rossiiskoi Federatsii do 2025 goda, utverzhdennaya Ukazom Prezidenta RF ot 28.11.2014 goda № Pr-2753 [The strategy of countering extremism in the Russian Federation until 2025, approved by the Decree of the President of the Russian Federation dated 28.11.2014 No. Pr-2753]. (In Russ.). Available at: https://na.mvd.rf/upload/site128/document_file/Strategiya_protivodeystviya_ekstremizmu_v_ Ros-siyskoy_Federaci.pdf (accessed 18.02.2023).

3. Borsuchenko S.A. Resotsializatsiya i sotsial'naya adaptatsiya osuzhdennykh k lisheniyu svobody: po-nyatie, soderzhanie, pravovoe regulirovanie [Resocialization and social adaptation of convicts to imprisonment: concept, content, legal regulation], Yuridicheskii vestnik Samarskogo universiteta [Legal Bulletin of Samara University], 2018, vol. 4, no. 2, pp. 74-79. (In Russ.).

4. Ob utverzhdenii Strategii protivodeistviya ekstremizmu v Rossiiskoi Federatsii do 2025 goda [On the approval of the Strategy for Countering Extremism in the Russian Federation until 2025], Decree of the President of the Russian Federation dated May 29, 2020 No. 344. (In Russ.). Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45555 (accessed 18.02.2023).

5. Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarushenii v Rossiiskoi Federatsii [On the basics of the crime prevention system in the Russian Federation], RF Federal Law No. 182-FZ of June 23, 2016. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/ (accessed 18.02.2023).

6. Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarushenii v Rossiiskoi Federatsii [On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation], RF Federal Law No. 182-FZ of June 23, 2016. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976/ (accessed 18.02.2023).

7. Prikaz Ministerstva yustitsii RF ot 30 dekabrya 2005 g. № 262 [Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation No. 262 dated December 30, 2005]. Reference legal system "Garant". (In Russ.). Available at: https://base.garant.ru/58045007/ (accessed 06.05.2022).

8. Idrisov I. T. Resotsializatsiya osuzhdennykh i ugolovnaya yustitsiya: uchebnoe posobie [Resocialization of convicts and criminal justice: textbook], Samara: Samara University Publishing House, 2021. 76 p. ISBN 978-57883-1633-8 (In Russ.).

9. O zanyatosti naseleniya v Rossiiskoi Federatsii: Zakon RF ot 19 apr. 1991 g. № 1032-1 [On employment in the Russian Federation: RF Law of April 19, 1991 No. 1032-1]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60/ (accessed 06.05.2022).

10. Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda [On approval of the Concept of Development of the Penal System of the Russian Federation until 2030], Decree of the Government of the Russian Federation No. 1138-r dated April 29, 2021, Electronic fund of legal and regulatory documents: website. (In Russ.). Available at: https://docs.cntd.ru/ (accessed 20.04.2022).

11. Gosudarstvennaya programma Respubliki Dagestan «Kompleksnaya programma protivodeistviya ide-ologii terrorizma v Respublike Dagestan» (s izmeneniyami na 18 noyabrya 2021 goda): v red. Postanovlenii Pravi-tel'stva Respubliki Dagestan ot 05.07.2021 № 167, ot 18.11.2021 № 309) [The State Program of the Republic of Dagestan "Comprehensive program for countering the ideology of terrorism in the Republic of Dagestan" (as amended on November 18, 2021): in ed. Resolutions of the Government of the Republic of Dagestan dated 05.07.2021 No. 167, dated 18.11.2021 No. 309)], Electronic fund of legal and regulatory documents: website. (In Russ.). Available at: https://docs.cntd.ru/ (accessed 20.04.2022).

12. Ombudsmen Dagestana prokommentiroval situatsiyu s resotsializatsiei osuzhdennykh v regione. Sait RIA Dagestan [The Ombudsman of Dagestan commented on the situation with the resocialization of convicts in the region. RIA Dagestan website]. (In Russ.). Available at: https://riadagestan.ru/news/society/ombudsmen_dagestana_ prokommen tiroval_situatsiyu_s_resotsializatsiey_osuzhdennykh_v_regione/ (accessed 20.04.2022).

13. Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossiiskoi Federatsii do 2030 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 29 aprelya 2021 goda № 1138-r [On approval of the Concept of Development of the penal System of the Russian Federation until 2030: Decree of the Government of the Russian Federation dated April 29, 2021 No. 1138-R], Electronic fund of legal and regulatory documents: website. (In Russ.). Available at: https://docs.cntd.ru/ (accessed 20.05.2022).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Абдулатипов Абдулатип Магомедзагидович,

доцент кафедры уголовного права и криминологии юридического института Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук, г. Махачкала, Российская Федерация. E-mail: tta-msshm@yandex.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Abdulatipov Abdulatip Magomedzagydovich, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology of the Law Institute of Dagestan State University, Candidate of Legal Sciences, Makhachkala, Russian Federation. E-mail: tta-msshm@yandex.ru

Поступила в редакцию 31.03.2023 г.; одобрена после рецензирования 04.05.2023 г.; принята к публикации 15.05.2023 г.

Received 31.03.2023; approved after reviewing 04.05.2023; accepted for publication 15.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.