Научная статья на тему 'Роль органов местного самоуправления в профилактике и предупреждении преступлений'

Роль органов местного самоуправления в профилактике и предупреждении преступлений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5654
486
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИЦИЯ / LOCAL GOVERNMENT / CRIME PREVENTION / COMMUNITY FORMATION / MUNICIPAL POLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Божко Е.А., Буняева К.В.

Статья определяет степень участия органов местного самоуправления в процедуре предупреждения и профилактике преступлений. Особое внимание уделено деятельности общественных формирований, добровольных дружин, муниципальной полиции по охране общественного порядка, деятельность которых представляется необходимой не только для предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений, но и их профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF LOCAL GOVERNMENT IN THE PREVENTION AND CRIME PREVENTION

Article defines the degree of participation of local authorities in the process of prevention and crime prevention. Particular attention is paid to the activities of community groups, voluntary squads, municipal police in maintaining public order, the activity of which appears necessary not only for the prevention and suppression of crimes and offenses, but also to prevent them.

Текст научной работы на тему «Роль органов местного самоуправления в профилактике и предупреждении преступлений»

Наука. Теория. Практика

роль ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

ROLE oF LocAL GovERNMENT IN THE pREvENTioN AND

crime prevention

УДК 352.07:343.85

Е.А. БОЖКО

(Администрация Белгородского района Белгородской области) e-mail: bozhko-_evgenii_1990@mail.ru

К.В. БУНЯЕВА,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: Bunyaeva.karina@mail.ru

E.A. BOZHKO

(Administration Belgorod Belgorod region)

K.V. BUNYAYEVA,

the candidate of Jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)

Аннотация: статья определяет степень участия органов местного самоуправления в процедуре предупреждения и профилактике преступлений. Особое внимание уделено деятельности общественных формирований, добровольных дружин, муниципальной полиции по охране общественного порядка, деятельность которых представляется необходимой не только для предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений, но и их профилактики.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, профилактика преступлений, предупреждение преступлений, общественные формирования, муниципальная полиция.

Abstract: Article defines the degree of participation of local authorities in the process of prevention and crime prevention. Particular attention is paid to the activities of community groups, voluntary squads, municipal police in maintaining public order, the activity of which appears necessary not only for the prevention and suppression of crimes and offenses, but also to prevent them.

Keywords: local government, crime prevention, community formation, the municipal police.

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

63

Наука. Теория. Практика

В условиях борьбы с преступностью на современном этапе развития общества и государства все большую актуальность приобретает профилактика и предупреждение совершения различного рода преступлений, которые осуществляются соответствующими органами государственной власти. Данная деятельность представляется весьма необходимой и играет важную роль в указанном направлении, при этом отдельного внимания заслуживает деятельность органов местного самоуправления, роль которых в профилактике и предупреждении преступлений представляется весьма существенной.

Объективная картина, указывающая на значимость местных органов государственной власти в профилактике и предупреждении преступлений, прослеживается сквозь призму полномочий и направлений деятельности указанных субъектов, которые представляются весьма обширными, вместе с тем отдельного внимания заслуживают лишь некоторые из них.

В этой связи, во исполнение положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1, с.10], органы местного самоуправления сельских поселений и городских округов в рамках предоставленных им полномочий осуществляют работу по созданию условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка, в том числе создание при непосредственном участии местных органов власти добровольных народных дружин и других организаций, деятельность которых представляется необходимой не только для предупреждения и пресечения преступлений и правонарушений, но и их профилактики посредством повышения правосознания граждан. Вместе с тем, как справедливо отмечает А.Н. Герасименко, государственная система обеспечения правопорядка не может успешно функционировать без помощи общественных объединений и граждан [4, с. 14].

По приблизительным оценкам в настоящее время на территории нашего государства действует более 45 тыс. общественных формирований правоохранительной направленности общей численностью свыше 454 тыс. человек, в том числе 14,2 тыс. народных дружин - около 190 тыс. человек, 895 казачьих дружин - около 62 тыс. человек, а также более 42 тыс. внештатных сотрудников полиции. Только в 2012 году с их участием

было раскрыто 32,4 тыс. преступлений, выявлено 459,6 тыс. административных правонарушений и задержано 357,5 тыс. правонарушителей [8, с.23].

В свою очередь, надлежащая организация и функционирование данных структур правоохранительной направленности невозможны без правового обеспечения, нашедшего свое отражение в соответствующих нормативных документах различного уровня. Так, реализация органами местного самоуправления полномочий по созданию условий для организации деятельности добровольных объединений в рассматриваемой сфере осуществляется посредством принятия соответствующих муниципальных актов в порядке статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющих в том числе основные положения, регламентирующие деятельность указанных субъектов с учетом территориальных особенностей организации местного самоуправления.

Кроме того, правовое регулирование участия граждан в обеспечении общественной безопасности осуществляется также на региональном уровне. В настоящее время в 63 субъектах РФ действуют нормативноправовые акты, регламентирующие участие граждан в обеспечении правопорядка. При привлечении общественности к решению данной задачи особое внимание уделяется формированию круглосуточных постов и групп патрулирования в местах массового пребывания граждан, общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики преступлений и правонарушений.

Вместе с тем отсутствие до недавнего времени на федеральном уровне единого нормативно-правового акта, определяющего порядок участия граждан в рассматриваемой сфере, способствует порождению определенных проблем и возникновению различного рода вопросов, связанных с организацией деятельности данных субъектов, в том числе, как справедливо отмечает Н.А. Босхамд-жиева [2, с.8], относительно наделения их специальными правами и обязанностями. Решение указанных проблем видится посредством принятия Федерального закона от 02 апреля 2014 года № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», в настоящее время не вступившего в законную силу, определяющего единообразную модель создания и деятельности народных дружин, в том числе их права и обязаннос-

64

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

Наука. Теория. Практика

ти, формы участия граждан в охране общественного порядка, а также обеспечение социальными и правовыми гарантиями лиц в рассматриваемой сфере, закрепляя вместе с тем ведущую роль органов местного самоуправления в обеспечении возможности создания добровольных объединений граждан для обеспечения общественной безопасности.

В настоящее время повышение роли органов местного самоуправления в профилактике и предупреждении преступлений может осуществляться посредством создания и организации деятельности муниципальной полиции, что нашло широкое обсуждение в научном сообществе, в том числе относительно моделей муниципальной полиции. С одной стороны, представляется интересным создание трехуровневой структуры органов охраны общественного порядка: федеральная полиция, полиция субъектов РФ и муниципальная полиция. В этом случае на муниципальную полицию должны быть возложены практически все функции, осуществляемые сегодня федеральной полицией в муниципальных районах и городских округах, с наличием аналогичной для районных, городских отделов (управлений) внутренних дел России структурой. Муниципальная полиция в данном случае будет обладать самостоятельностью и автономностью в обеспечении охраны общественного порядка на обслуживаемой территории, осуществлять свою деятельность обособленно от системы органов внутренних дел. С другой стороны, видится возможным создание муниципальной полиции не вместо органов федеральной полиции на местах, а наряду с ними, в качестве самостоятельных структур охраны общественного порядка, входящих в систему исполнительных органов местного самоуправления, с наделением отдельных функций охраны общественного порядка, с четким разграничением компетенции между федеральными и муниципальными органами полиции, обеспечивая их тесное взаимодействие и эффективный контроль деятельности несоподчиненных структур. Многоуровневое построение полицейской системы с непосредственным подчинением ее структур исполнительным органам государственной и муниципальной власти показало свою эффективность в таких странах, как США, Германия, Франция, Италия, Япония. В этой связи, исходя из международного опыта, для нашего государства, в том числе с практической точки зрения, первая модель формирования муниципальной по-

лиции является наиболее целесообразной, которая не повлечет за собой формирование многочисленных координирующих органов, появление параллелизма и дублирования в деятельности федеральной и муниципальной полиции, не приведет к неоправданной затрате материальных и финансовых средств [6, с.17].

Вместе с тем вопрос о создании подобного органа не является новым, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил за муниципальными районами и городскими округами полномочия по организации охраны общественного порядка муниципальной милицией, однако данные полномочия до настоящего времени фактически не реализуются ввиду отсутствия отдельного федерального закона, регламентирующего организацию и функционирование муниципальной милиции.

Однако, как отмечает Д.С. Васильков, с учетом принятия Федерального закона “О полиции” возникла правовая коллизия, которая может быть разрешена только на федеральном уровне путем внесения изменений в ФЗ “О полиции” или изменений в ФЗ от 6 октября 2003 г., так как в соответствии с новым Законом полиция является федеральным органом с исключительно федеральным финансированием, соответственно перспектива создания муниципальной полиции фактически сведена на нет. Кроме того, большинство бюджетов муниципальных районов и городских округов самостоятельно, без поддержки областного бюджета, не в состоянии обеспечить качественное и достаточное финансирование местных органов полиции. Таким образом, наиболее целесообразной, с учетом внесения соответствующих корректировок в законодательство, представляется проработка вопроса о создании областных органов полиции с дислокацией в районах области [3, с.45].

И как следствие, муниципальная полиция была бы призвана обеспечивать личную и общественную безопасность, поддерживать общественный порядок, заниматься выявлением, предупреждением и пресечением преступлений и административных правонарушений, раскрывать своими силами преступления, по делам о которых производство предварительного следствия необязательно, вести розыск отдельных категорий лиц, оказывать помощь юридическим и физическим лицам в защите их прав и законных

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

65

Наука. Теория. Практика

интересов.

Тем самым осуществление муниципальной полицией охраны общественного порядка в контексте законодательных предписаний, безусловно, будет способствовать не только наиболее эффективной деятельности органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере, но и повышению личной и имущественной безопасности граждан в целом. В свою очередь, создание муниципальной полиции должно быть для муниципальных образований добровольным и осуществляться лишь в случаях, когда в этом действительно есть необходимость. При этом в большинстве муниципальных образований создание муниципальной полиции объективно необходимо [5, с.20].

Исходя из практической составляющей деятельности органов местного самоуправления, с учетом анализа действующего законодательства, из всего многообразия полномочий местных органов власти, в большей или меньшей степени имеющих отношение к охране общественного порядка, необходимо выделить следующие [7, с.25]: определение задач и разработка мер по соблюдению на территории муниципального образования

законов, правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению охраны прав и свобод граждан; получение и анализ отчетов начальников городских, районных органов внутренних дел о состоянии охраны общественного порядка на обслуживаемой территории; создание необходимых условий для работы полиции (предоставляют служебные помещения, средства связи, обеспечивают сотрудников полиции жилой площадью и др.); содействие органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе по обеспечению законности на территории муниципального образования; привлечение граждан, общественных организаций, предприятий и учреждений к решению вопросов охраны общественного порядка и другие.

В целом, роль органов местного самоуправления в рассматриваемой сфере в контексте реализации законодательно закрепленных за ними полномочий и направлений деятельности представляется весьма существенной, выступая при этом необходимым элементом в системе профилактики и предупреждения преступности на современном этапе.

Литература —

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 02.04.2014) // Собрание законодательства РФ. 2003. 6 октября.

2. Босхамджиева НА. Роль добровольных народных дружин в обеспечении общественной безопасности // Административное право и процесс. 2012. № 5. С. 8.

3. Васильков Д.С. Законодательные основы профилактики правонарушений // Законность. 2013. № 5. С. 45.

4. Герасименко А.Н. Информационное обеспечение взаимодействия органов внутренних дел с общественными объединениями по охране правопорядка (организационные и правовые вопросы): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2008. С. 14.

5. Густова Л.В. Перспективы создания муниципальных органов охраны правопорядка в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2013. № 8. С. 20.

6. Казанник А.И. Муниципальная полиция в системе органов местного самоуправления России // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 6. С. 17.

7. Миклина С.В. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 8. С. 25.

8. Сухаренко А. Безопасность в приоритете // ЭЖ-Юрист. 2013. № 49. С.23.

9. Ильичев И.Е. Надзор и контроль в сфере местного самоуправления // Управление городом: теория и практика. 2012. №2(5). С. 69-75.

10. Боженов СА, Ильичев И.Е. Белгород - город добра и благополучия: городской проект солидарного общества. // Управление городом: теория и практика. 2011. №1. С. 3-12.

References

1. On General Principles of Local Self-Government in the Russian Federation: Federal Law of October 6, 2003. № 131-FZ (as amended on 02.04.2014) // Collected Legislation of the Russian Federation. 2003. Oct. 6.

2. Boskhamdzhieva NA. The role of voluntary national teams in ensuring public safety // Administrative law and process. 2012. № 5. P. 8.

3. Vasil'kov D.S. Legislative framework of crime prevention // laws. 2013. № 5. P. 45.

4. Gerasimenko A.N. Dataware interaction of internal affairs bodies and public associations for the protection of the rule of law (institutional and legal matters): Buthor. dis. ... сand. jurid. Sciences. - Moscow, 2008. P. 14.

5. Gustova L.V. Prospects for the creation of municipal law enforcement agencies in the Russian Federation // Administrative law and process. 2013. № 8. P. 20.

6. Kazannik A.I. Municipal police in the system of local self-government in Russia // State Government and local government. 2013. № 6. P. 17.

66

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

Наука. Теория. Практика

7. Micklin S.V. The role and place of local government in the implementation of the protection of public order // Constitutional and municipal law. 2006. № 8. P. 25.

8. Sukharenko A. Security in the priority // PE-Lawyer. 2013. № 49. P.23.

9. Il'ichev I.E. Supervision and control in the sphere of local government // City Management: Theory and Practice. 2012. № 2 (5). P. 69-75.

10. Bozhenov S.A., Il'ichev I.E. Belgorod - city of good and well-being: gorodskoy project solidary society. // City Management: Theory and Practice. 2011. № 1. P. 3-12.

(Статья сдана в редакцию 15.04.2014)

причины и условия половых ПРЕСТУПЛЕНИИ в отношении несовершеннолетних

CAUSES AND CONDITIONS SEXUAL OFFENSES AGAINST

MINORS

УДК 343.546

В.А. КОВТУН

(Московский университет МВД России) тел. 8-9205855424

V.A. KOVTUN

(Russian Ministry of Internal Affairs of Moscow University)

Аннотация: в данной статье рассмотрены причины и условия, сопутствующие совершению половых преступлений в отношении несовершеннолетних и малолетних, а также выделена их особенность и отличие.

Ключевые слова: половые преступления, сексуальное насилие, малолетние, несовершеннолетние, половая неприкосновенность, половая свобода.

Abstract: this article discusses the causes and conditions associated commit sexual crimes against minors and minors, as well as highlighting their features and differences.

Keywords: sex crimes, sexual violence, juvenile, juveniles, sexual offenses, sexual integrity, sexual freedom.

Сложившаяся в стране криминогенная ситуация продолжает оставаться достаточно напряжённой и объективно оценивается специалистами как одна из основных угроз безопасности личности, общества и государства, требующая незамедлительного разрешения [1, с. 102-106]. В южных регионах страны наблюдаются проявления

террористического характера [2, с. 78-82], высокий уровень убийств, совершённых на бытовой почве [3, с. 4-5], низкий процент раскрываемости квартирных краж [4, с. 2025] и иных тяжких преступлений против собственности.

Преступления против половой неприкосновенности и свободы несовершеннолетних

Проблемы правоохранительной деятельности 2’14

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.