DOI: 10Л7805/й^у.2023.3.8 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
РОЛЬ ОРГАНОВ ФСБ В СИСТЕМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
А.Г. Нефедова Московский гуманитарный университет
Аннотация: В данной статье рассматривается правовой статус органов Федеральной службы безопасности России на современном этапе, а также место ФСБ среди органов публичной власти. Изучаются общие проблемы обеспечения информационной безопасности в РФ. Ключевые слова: ФСБ; публичная власть; безопасность
THE ROLE OF FSB BODIES IN THE SYSTEM OF PUBLIC POWER
A.G. Nefedova Moscow University for the Humanities
Abstract: This article examines the legal status of the bodies of the Federal Security Service of Russia at the present stage, as well as the place of the FSB among public authorities. The general problems of ensuring information security in the Russian Federation are studied.
Keywords: FSB; public authority; security
На основании анализа эффективности компетенций ФСБ России в сфере обеспечения национальной безопасности, предлагается их совершенствование посредством проведения комплекса мероприятий нормативно-правового и финансово-экономического характера по направлениям деятельности спецслужбы, развития межведомственного взаимодействия с целью обеспечения национальной безопасности. В работе затронуты проблемные вопросы, которые могут возникнуть при совершенствовании компетенций. К ним относятся значительные расходы по внедрению систем защиты инфраструктуры, кадровый дефицит, существующие пробелы в законодательстве.
Отечественные органы государственной безопасности были созданы в советское время для реализации трех основных функций: разведка, контрразведка и функция политической полиции. На основании их практической деятельности и теоретических положений об их роли и функциях можно выделить определенные этапы формирования органов государственной безопасности (Болотина, Исаева, 2016: 78).
Зарождалась отечественная спецслужба в период Гражданской войны, в 1917-1922 г. В то время на ВЧК возлагались разнообразные задачи. Это объясняется тем, что на тот момент не были сформированы государственные учреждения, деятельность которых была направлена на обеспечение внутренней и внешней безопасности. ВЧК свободно боролась с бюрократией, пьянством, бандитизмом, коррупцией и спекуляциями. Своими войсками ВЧК подавляла открытые вооруженные восстания против советской власти. Активно накапливался опыт по
пресечению деятельности заговорщических организаций, пытавшихся свергнуть действующую власть. Зарождалась и контрразведывательная деятельность ВЧК против разведок иностранных государств (Воронцов, 2008: 90).
Следующий этап в истории органов государственной безопасности приходится на 1920-1930-е годы. Начало этого периода характеризуется предпринимаемыми попытками ограничить полномочия ВЧК и конкретизировать ее роль и место в системе государственного управления.
Ленинские директивы о необходимости реформирования ВЧК, определении ее компетенций и функций, а также об ограничении ее деятельности только политическими задачами позволяли в условиях установленного в СССР тоталитарного режима расширить роль спецслужбы.
Основным направлением, которым пользовались органы безопасности государства в своей деятельности выступала - борьба с контрреволюционными преступлениями и особо опасными для СССР преступлениями против власти, что было характерна для конца 1930 гг.
Также происходит увеличение воздействия на российских граждан, с точки зрения информационного давления, в целях размывания духовных, а также нравственных ценностей, тем самым начинают увеличиваться компьютерные преступления.
Данные угрозы порождают необходимость создания соответствующих механизмов борьбы с ними, формирования целостной системы обеспечения информационной безопасности.
Такая система, на наш взгляд, должна включать в себя следующие системообразующие элементы: соответствующую нормативно-правовую базу, регламентирующую информационные правоотношения (в том числе принципы обеспечения системы), силы (органы) обеспечения информационной безопасности и специальные правовые средства ее обеспечения (Вялых, 2016: 82).
К основным источникам правового регулирования в рассматриваемой области общественных отношений относятся следующие:
1) ФЗ «О безопасности»,
2) ФЗ «О стратегическом планировании»,
3) ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
4) Указы Президента, утверждающие Стратегию национальной безопасности; Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации;
5) Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 г. и др.
Количество принимаемых нормативных актов в этой сфере неуклонно растет, что обусловлено постоянной динамикой информационных правоотношений, их мобильностью в современном мире, и ставшей уже традиционной закономерностью отставания права от быстро меняющихся общественных отношений.
Как понятие, так и установленные принципы информационной безопасно-
сти наглядно демонстрируют нам главную доминанту в системе безопасности, а также соблюдение прав граждан и защиту. Не информация как таковая представляет ценность, в рассматриваемой сфере деятельности, а человек (гражданин) выступает главным объектом, ради которого и должна функционировать система (Воронцов, 2010: 50).
Только комплексный, системный подход к решению задач обеспечения информационной безопасности в Российской Федерации, рациональное сочетание законодательных, управленческих, организационных и программно-технических мер станут фундаментом, на котором будет построена вся информационная система, а в конечном итоге и национальная безопасность России. страну надо строить.
Проблемы обеспечения информационной безопасности сегодня активно развиваются, однако утверждать, что уровень ее защищенности соответствует требованиям современных реалий государственной и общественной жизни, преждевременно. Для качественной реализации положений Федерального закона от 2017 г. о безопасности критической информационной инфраструктуры необходим комплекс мер нормативно-правового и финансово-экономического характера, так как требования, выдвигаемые государством к созданию усовершенствованных систем безопасности, повлекут за собой значительные затраты субъектов -собственников объектов инфраструктуры на внедрение систем защиты инфраструктуры, а также мероприятия по повышению квалификации работников.
На эффективность реализуемых компетенций федеральной службы безопасности также влияет и кадровый дефицит. Причиной этому является не отсутствие достойных квалифицированных кадров, а, в силу специфики службы, необходимость тщательного отбора профпригодного сотрудника.
Как известно, при поступлении на службу в органы государственной безопасности, кандидатам предъявляют достаточно жесткие требования.
Процесс трудоустройства занимает не один месяц и включает в себя медицинское освидетельствование, прохождение полиграфа и беседу с психологом, сдачу физической подготовки, а также многочисленные собеседования, заполнение анкет и полную проверку тебя и твоих близких родственников.
Большинство кандидатов, обращающихся «с улицы» отсеивается на том, или ином этапе, а ведомственные ВУЗы не могут полностью укомплектовать штат по причине недостаточного притока курсантов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.) // СПС «Консуль-тантПлюс».
О федеральной службе безопасности: федеральный закон от 03.04.1995, № 40-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
Болотина И.И., Исаева А.Ю. (2016) Анализ Стратегии государственной наци-
ональной политики России до 2025 года // Известия ТулГУ, Гуманитарные науки, №1. - С.31-39.
Воронцов С.А. (2010) Правоохранительные органы Российской Федерации. Ростов-на-Дону. С. 339-344.
Воронцов С.А. (2008) Спецслужбы России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Ростов-на-Дону. С. 8-10.
Вялых Н.А. (2016) Национальная политика в современной России как предмет научных исследований // Гуманитарий Юга России, №6. - С.160-169.
Нефедова Александра Геннадьевна - магистрант юридического факультета Московского гуманитарного университета. Научный руководитель: Гайнутдинова Е.И. - кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин, Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. тел.: + 7 915 091-50-50. Эл. адрес: kafedraup@mosgu.ru
Nefedova Alexandra Gennadievna is a master's student at the Faculty of Law of the Moscow University for the Humanities. Supervisor: Gainutdinova E.I. - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Special Disciplines, Moscow University for the Humanities. Address: 5 Yunosti str., Moscow, 111395, Russia. tel.: + 7 915 091-50-50. Email: kafedraup@mosgu.ru
Для цитирования:
Нефедова А.Г. Роль органов ФСБ в системе публичной власти. 2023. № 3. С. 37-40. DOI: https://www.doi.Org/10.17805/trudy.2023.3.8