УДК 343.123.1
Нартоков Анзор Хасанович
Nartokov Anzor Khasanovich
преподаватель кафедры огневой подготовки Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
Lecturer, Firing Training Department, North Caucasus Institute for Advanced Training, branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
РОЛЬ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ В РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
THE ROLE OF INTERROGATION BODIES IN THE INVESTIGATION OF CRIMES
Аннотация:
Summary:
В статье исследуется роль органа дознания в предварительном расследовании. Автор рассматривает права и обязанности дознавателя и начальника органа дознания на разных этапах предварительного расследования. Дается характеристика взаимодействия прокурора, органа дознания и дознавателя. Работа посвящена актуальной проблеме совершенствования процессуального обеспечения борьбы с преступностью.
The article studies the role of the interrogation body in the preliminary investigation. The author considers the rights and responsibilities of an interrogating officer and a chief of interrogation body at various stages of the preliminary investigation. The interaction of a prosecutor, an interrogation body and an interrogating officer is described. The article deals with the urgent problem of how to improve the procedural support of crime control.
Ключевые слова:
орган дознания, дознаватель, прокурор, заявление, процессуальные действия, полномочия, следственный орган.
interrogation body, interrogating officer, prosecutor, statement, procedural actions, powers, investigative agency.
Keywords:
На этапе предварительного расследования органам дознания отводится значительная роль. Их полномочия на разных этапах истории кардинально менялись. В то же время непреложным всегда оставался тот факт, что они являются необходимой частью правоохранительных органов. Органы внутренних дел часто представляют собой единственный государственный орган, куда поступает информация о совершении преступления. В силу специфики работы они обязаны немедленно реагировать на факт нарушения закона, принимать превентивные меры, в том числе уголовно-процессуального характера, то есть действовать в качестве органа дознания.
Органы дознания являются самыми приближенными к населению среди всех государственных ведомств. Их юрисдикция распространяется на большую территорию обслуживания. Должность дознавателя в органах внутренних дел была введена еще в 1982 г., а в 1992 г. созданы специализированные подразделения дознания в составе милиции общественной безопасности.
Органы внутренних дел - огромная государственная структура, которая имеет в составе множество служб и подразделений, в соответствии с законами государства она наделена разными процессуальными полномочиями. Данные полномочия достаточно разнообразны, в связи с этим возникает необходимость четко разобраться, какие должностные лица какие уголовно-процессуальные функции исполняют - в качестве начальника органа дознания, дознавателя, а также каковы пределы и компетенции в уголовном судопроизводстве.
Предварительное расследование включает две формы: дознание и предварительное следствие. Первый вид деятельности выполняют органы дознания, а второй - следователи. Само дознание подразделяется на два типа: по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (самостоятельное расследование), и делам с обязательным предварительным следствием (вспомогательная деятельность специальных органов по отношению к следователю). Независимо от того, самостоятельную или подсобную для следователей работу выполняют органы дознания, сколько-нибудь серьезного различия в процессуальных формах деятельности этих органов нет.
Органы дознания по расследуемым ими делам принимают необходимые оперативно-разыскные, следственные и иные предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры в целях выявления преступления и обнаружения виновных.
У начальника органа дознания, безусловно, значительные полномочия:
- он имеет право поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении и принимать решения по полученным результатам;
- при наличии основания начальник подразделения дознания может изымать уголовное дело у одного дознавателя и передавать другому;
- он может отменять постановление дознавателя, признанное незаконным;
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2016, № 5)
- он наделен правом отменять поданное прокурору необоснованное постановление дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела [1].
Начальник подразделения дознания имеет право расследовать уголовное дело с самого начала и передавать прокурору вместе с обвинительным заключением. Он может также принять полномочия руководителя группы дознавателей, созданной для расследования дела. Его указания обязательны для исполнения всеми дознавателями и должны подаваться в письменном виде. В случае, если дознаватель не согласен с указанием начальника подразделения дознания, он может его обжаловать, но не имеет права приостанавливать его исполнение.
Дознаватель имеет право самостоятельно проводить следственные и иные процессуальные действия, исключая случаи, когда требуется разрешение начальника, судьи или прокурора [2]. При возникновении необходимости в проведении оперативно-разыскных мероприятий дознаватель может дать органу дознания поручение, обязательное для исполнения. Он также может поручить провести следственные действия, произвести привод, задержание или заключение под стражу.
Дознаватель обязан подчиняться указаниям прокурора и начальника органа дознания. При несогласии с указанием прокурора он может обжаловать его у вышестоящего прокурора, несогласии с указанием начальника органа дознания - у прокурора.
Срок дознания составляет 30 суток, но при необходимости дознаватель может продлить его еще на 30 суток с согласия прокурора. К его компетенции относится производство следующих видов уголовно-процессуальной деятельности:
- предварительная проверка заявления (сообщения) о преступлении;
- дознание по делам, для которых производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ);
- дознание по делам, для которых производство предварительного следствия необязательно (гл. 32 УПК РФ);
- исполнение поручений и указаний следователя.
Осуществляя предварительную проверку заявления (сообщения) о преступлении, орган дознания вправе:
- получать объяснения;
- требовать необходимые материалы;
- осматривать место происшествия.
Орган дознания обязан:
- принимать и разрешать подведомственные заявления о преступлении;
- регистрировать все заявления (сообщения) о преступлении;
- в зависимости от обстоятельств возбуждать уголовное дело или отказывать при наличии оснований.
На стадии возбуждения уголовного дела орган дознания имеет и иные права (обязанности):
- получать от правонарушителя письменное обязательство явиться по первому требованию в орган дознания и суд, а также сообщить о перемене места жительства;
- составлять протокол об обстоятельствах совершенного преступления [3].
После необходимых действий по окончании предварительного расследования дознаватель выносит обвинительный акт.
Перечень следственных действий, осуществляемых органом дознания по делам, для которых предварительное следствие обязательно, исчерпывающий. Это любой из видов осмотра, обыска, выемки, допросов свидетелей, потерпевших и подозреваемых, задержание, освидетельствование, а также прослушивание телефонных и иных переговоров, назначение любой экспертизы, наложение ареста на имущество [4].
Любое из указанных следственных действий на первоначальном этапе расследования орган дознания вправе произвести только тогда, когда оно неотложное. Если следственное действие (выемка, допрос свидетеля и т. д.) спустя 10 дней не потеряет актуальности, его не следует считать неотложным и, следовательно, дознаватель не должен предпринимать его по делам, по которым следствие осуществлять обязательно.
Орган дознания не вправе по данной категории дел производить опознание, очную ставку, следственный эксперимент даже тогда, когда задержка с их проведением может привести к безвозвратной потере возможности получения необходимых для расследования фактических данных [5].
При обнаружении преступления, подследственного следователю, дознаватель обязан сообщить об этом прокурору, а во второй раз - сообщить о возбуждении уголовного дела по данному преступлению. После передачи дела прокурору дознаватель только с разрешения следователя имеет право проводить оперативно-разыскные мероприятия и любые следственные действия.
Следственные и разыскные мероприятия орган дознания по поручению следователя может проводить и по делам, расследование которых начиналось с предварительного следствия. Без поручения следователя дознаватель не может предпринимать процессуальных действий, если дело
находится у следователя. Подводя итог, укажем на возможность более рациональной правовой регламентации ряда кардинальных вопросов уголовного судопроизводства в целях повышения его эффективности при неуклонном соблюдении конституционных принципов правосудия и неослабленном режиме законности, прочных гарантий прав личности в уголовном процессе.
Ссылки:
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. федеральным законом от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 4 авг. 2014 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Рыжаков А.П. Предварительное расследование. М., 1997. С. 8-10.
3. Нагоева М.А. Особенности законодательства о ручном оружии // Теория и практика общественного развития. 2015. № 7. С. 96-98.
4. Ордоков М.Х. Проблемы процессуального оформления осмотра места происшествия // Там же. № 16. С. 114-115.
5. Нагоева М.А. Профилактическая деятельность следователя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 3-2. С. 20-22.