УДК 338.242
Фатихова Лариса Энгельсовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятий Набережночелнинского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета
Ахмадеева Оксана Александровна
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятий Набережночелнинского института (филиала) Казанского (Приволжского) федерального университета
РОЛЬ ОЭЗ
В КЛАСТЕРНОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Fatikhova Larisa Engelsovna
PhD in Economics, Assistant Professor, Business Economics Department, Naberezhnye Chelny Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University
Akhmadeeva Oksana Alexandrovna
PhD in Economics, Assistant Professor, Business Economics Department, Naberezhnye Chelny Institute (branch) of Kazan (Volga Region) Federal University
THE ROLE OF SPECIAL ECONOMIC ZONES IN THE CLUSTER DEVELOPMENT OF A REGION (CASE STUDY OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN)
Аннотация:
В статье рассматривается ключевая роль особых экономических зон в кластерном развитии региональной экономической системы. Показана взаимосвязь функционирования ОЭЗ и инновационных кластеров. Выделены характерные черты и отличия кластерных территорий и ОЭЗ. Установлено, что инновационное развитие территориально-производственного кластера региона неразрывно связано с успешным развитием инновационной инфраструктуры в форме ОЭЗ.
Ключевые слова:
особая экономическая зона, кластер, кластерная политика, кластерное развитие, инструмент инновационного развития, территориальный кластер, инфраструктура развития кластеров.
Summary:
This article covers the key intention of the special economic zones (SEZ) in the cluster development of a regional economic system. The authors reveal a strong correlation between the innovational clusters and the special economic zones, and describe the specific characteristics and differences between the cluster areas and the SEZ. The research results show that the innovational development of the regional production cluster is inseparably linked with the efficient development of the innovative infrastructure of the SEZ. The study is useful for those majoring in economics and business, and for self-tutoring.
Keywords:
special economic zones, cluster, cluster policy, cluster development, innovation development instrument, territorial cluster, cluster development infrastructure.
Развитие региональных экономических систем является одной из главных стратегических задач Российской Федерации. Ее решению способствует становление инновационной экономики, значимым фактором которого является функционирование особых экономических зон. Создаваемые для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы, особые экономические зоны стали связующим звеном в развитии различных сфер экономики. Ориентированные на инновационное развитие, особые экономические зоны втянули в орбиту своей деятельности практически все направления региональной экономики.
Известным инструментом инновационного развития экономики является создание особых экономических зон и формирование кластеров. Их применение стало заметной тенденцией современного мирового развития, получило широкое распространение и прочно вошло в практику многих стран [1].
Особые экономические зоны являются важным экономическим институтом и представляют в основном фактор экономического роста за счет активизации товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.
Влияние особых экономических зон на ускоренное развитие отдельного региона и даже экономики всей страны чаще всего положительно за счет приобретения дополнительного импульса развития. Ускорение экономического роста в районах создания зон и в стране осуществляется за счет активизации инвестиционного роста научно-технического потенциала, включения страны в систему мирохозяйственных связей и улучшения использования ее ресурсов.
Формирование кластеров содействует пространственному развитию регионов, а за этим и усилению промышленности, формируется приоритетность сотрудничества предприятий кластера с цепочками поставок. Кластерный подход позволяет сформировать комплексный взгляд на государственную политику в сфере развития того или иного региона. Кластеры обеспечивают диверсификацию экономики, повышение конкурентоспособности, способствуют становлению высокотехнологичного производства, стимулируют развитие регионов.
Само понятие кластер было введено Майклом Портером и означает группу соседствующих и связанных компаний и организаций, которые действуют в определенной сфере и осуществляют однородную деятельность и взаимодополняют друг друга [2].
В мировой практике существует двойственный подход к кластерам. Во-первых, особая экономическая зона может быть частью кластера. А во-вторых, кластер может являться частью особой экономической зоны [3]. И.В. Клим в своем исследовании подчеркивает, что трансформация зон в кластеры происходит или как выстраивание зон в кластерную форму организации производства, или как «смыкание» развития зон и кластеров [4].
Следует также отметить, что, несмотря на то что главные цели и задачи особых экономических зон и кластеров схожие, существуют и значительные отличия. Во-первых, территория кластера законодательно не ограничена, ее размеры зависят только от экономической целесообразности. Во-вторых, создание кластеров не предполагает таможенных, внешнеторговых, финансовых, налоговых льгот. В-третьих, создание и развитие кластера в основном направлено на внутреннее развитие и взаимодействие предприятий, развитие экспорта является второстепенной задачей.
Развитие кластеров имеет огромное значение для улучшения социально-экономического положения регионов Российской Федерации. В 2007 г. в России была принята Концепция кластерной политики. Согласно этому документу, действие которого распространяется и на промышленно-производственные зоны, вся производственно-научная деятельность делится и контролируется по секторам: металлообработка, электротехническое производство, сельское хозяйство, транспорт, строительство.
Результатом такого разграничения является взаимное усиление конкурентоспособности отраслей и территорий их базирования. Доказано, что применение кластерного подхода напрямую влияет на улучшение конкурентных позиций регионов Российской Федерации. В России особые экономические зоны являются своего рода базой, подготовительной инфраструктурой для развития кластеров. Они являются одной из составляющих кластерной политики. Крупные предприятия, которые зачастую бывают главными образующими элементами особых экономических зон, способны сформировать рынок, формирующий в свою очередь кластер.
Такая схема создания кластеров в рамках инфраструктуры особых экономических зон имеет много преимуществ. Во-первых, это и оптимизации коммуникаций между властью и бизнесом. Во-вторых, это развитие налаженной цепочки взаимоотношений между производителями, поставщиками, финансовыми и государственными институтами, которые работают в рамках особых экономических зон.
На сегодняшний день основополагающим документом, определяющим рамки кластерной политики в нашей стране, является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В рамках реализации стратегии социально-экономического развития страны правительством Российской Федерации определена задача по формированию конкурентоспособных территориальных кластеров с целью создания зон опережающего развития. Одной из успешно реализующих кластерный подход к социально-экономическому развитию своей территории является Республика Татарстан.
В ближайшие годы точкой роста экономики Татарстана призван стать Камский инновационный территориально-производственный кластер. В него входят крупнейшие предприятия машиностроения, химии и нефтехимии («КАМАЗ», «Нижнекамскнефтехим», «ТАИФ-НК», «ТАНЕКо», «Нижнекамскшина», «Аммоний»), комплекс заводов на территории ОЭЗ «Алабуга».
Объем промышленной продукции предприятий, расположенных на территории кластера, в 2011 г. составил 46,3 % от объема промышленной продукции Республики Татарстан. Доля кластера в валовом региональном продукте (ВРП) республики составила 26,6 %, объем инвестиций составил 33,7 % от республиканского объема.
Ключевая роль в кластере отводится ОЭЗ «Алабуга», насчитывающей 41 компанию-рези-дента, в том числе 5 компаний проходят процедуру регистрации в качестве резидентов, с общим заявленным объемом инвестиций порядка 102 млрд рублей. За весь период деятельности произведено продукции на сумму 90 млрд рублей. На сегодняшний день на долю ОЭЗ «Алабуга» приходится порядка 70 % от объема промышленного производства среди резидентов всех ОЭЗ на территории России, более 60 % от общего объема налоговых отчислений, а также более 50 % от общего объема осваиваемых инвестиций. К 2015 г. в ОЭЗ планируется привлечь до 60 компа-ний-резидентов с объемом инвестиций более 180 млрд рублей. Планируется создание более 10 тыс. высокопроизводительных рабочих мест [5].
В стадии интенсивного формирования находится ОЭЗ технико-внедренческого типа «Ин-нополис» - проект нового города, созданный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1131. Проект уникален тем, что на одной площадке будут созданы необходимые условия для комфортного проживания, работы и отдыха 60 тыс. высококвалифицированных специалистов IT-сферы и членов их семей.
В Иннополис будут приглашены ведущие IT-компании не только России, но и мира. Здесь же будет открыт один из наиболее важных элементов Иннополиса - первый федеральный IT-университет, совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом и ведущим IT-университетом США Carnegie Mellon. Все это обеспечит привлечение дополнительных иностранных инвестиций в IT-отрасль республики и создаст конкурентные налоговые преференции для резидентов технопарков.
Основным преимуществом технико-внедренческих особых экономических зон является тот факт, что режим ОЭЗ содействует наиболее интенсивному и тесному межотраслевому содействию и, как следствие, более эффективному внедрению инноваций на рынок.
Режим особых экономических зон, таможенные и налоговые льготы, возможность льготного и бесплатного пользования административным аппаратом значительно упрощают трудный процесс коммерциализации научных идей. А соседство и взаимодействие с крупными научноисследовательскими институтами и научными центрами позволяет наладить цепочку взаимодействия между учеными и бизнесом от появления идеи до ее коммерческой реализации [6].
Механизм особых экономических зон позволяет наиболее эффективно применять финансовые и административные ресурсы для экономического развития не только региона, но и предприятий.
Хотелось бы отметить еще одну очень важную тенденцию. Можно наблюдать постепенное размывание четких границ между промышленно-производственными зонами и технико-внедренческими зонами: для того чтобы особые экономические зоны не только стали привлекательными площадками для инвесторов, но и были способны представить на выходе продукт, результат работы ученых, промышленников и бизнесменов [7], чтобы продукция, производимая на территории особых экономических зон, была применима высокотехнологичных отраслях и доступна для массового пользования.
Таким образом, наиболее приоритетным вектором развития особых экономических зон РТ является стимулирование инновационной деятельности с учетом набирающего вес кластерного подхода и становления промышленных платформ.
Несмотря на то что предприятия кластера РТ имеют высокий потенциал развития, есть и сдерживающие факторы темпов роста основных производственных параметров. Прежде всего такими ограничениями являются:
- недостаточность инфраструктуры - транспортной, энергетической, инженерной, социальной экологической;
- дефицит высокопрофессиональных специалистов для действующих и вновь создаваемых высокотехнологичных производств;
- низкая производительность труда по сравнению с Евросоюзом;
- недостаточность кооперационных экономических связей;
- отсутствие единой стратегии развития.
Данные ограничения обладают инерционным характером, влияющим на развитие и размещение производительных сил на указанной территории.
Решение указанных проблем возможно путем совершенствования системы управления территориальными формами организации инновационной экономики, с помощью административных и законодательных механизмов, направленных на повышение эффективности особых экономических зон и кластерных территорий. Развитие особых экономических зон как потенциального элемента инновационной инфраструктуры будет способствовать развитию национальной инновационной системы и повышению конкурентоспособности не только региональной и муниципальной экономики, но и экономики России в целом.
Ссылки:
1. Семенова Н.Н. Стимулирование региональных кластеров и обмен знаниями // Капитал страны [Электронный ресурс]. URL: http://www/capital-rus/articles/article/1020 (дата обращения 29.11.2009).
2. Портер М.Э. Конкуренция М., 2005. 495 с.
3. Шмонов Н.Н. Историческое исследование проблем развития особых экономических зон. Казань, 2010. 158 с.
4. Клим И.В. Роль особых экономических зон в инновационном развитии мировой и российской экономики : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2008. 24 с.
5. Официальный сайт министерства экономики РТ [Электронный ресурс]. URL: http://mert.ta-
tarstan.ru/rus/file/pub/pub_222991.pdf (дата обращения 13.04.2014).
6. Козлова А.С. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в России [Электронный ресурс] // Международный экономический форум. URL: http://be5.biz/ekonomika1/r2012/3116.htm (дата обращения 12.04.2014).
7. Кукол Е. 20 лет - не срок // Российская бизнес-газета. 2012. № 883 (4). 31 янв.