Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ В КОНТРОЛЕ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ'

РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ В КОНТРОЛЕ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / КАДРОВЫЙ ДЕФИЦИТ / ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАРОДНЫЙ ФРОНТ / ОНФ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шекун А.В., Смирнов К.А., Цвич Д.А., Эккерт Н.В.

Обеспечение устойчивости системы здравоохранения, ее адаптация к новым вызовам и угрозам в период пандемии COVID-19 и ограничительных мер со стороны международного сообщества на фоне изменения внешнеполитической обстановки , достижение ключевых целей государственных программ в области охраны и укрепления здоровья населения РФ требуют комплексного взаимодействия органов государственной власти с экспертным и гражданским обществом для обмена знаниями и поиска наиболее эффективных управленческих и организационных решений. В настоящей статье авторами рассматривается деятельность масштабного общественного движения ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА, направленная на совершенствование отечественного здравоохранения в рамках организации гражданского контроля за ходом реализации Национального проекта «Здравоохранение», представлены результаты социологического исследования среди пациентов и медицинских работников по вопросам доступности медицинской помощи и кадровой обеспеченности системы здравоохранения, обозначены основные проблемы кадрового дефицита и экспертные предложения по их решению, что позволило сделать вывод о важной роли общественных движений в процессах формирования государственной социальной политики в сфере общественного здоровья и здравоохранения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PUBLIC MOVEMENTS IN THE CONTROL OVER STATE PROGRAMS IMPLEMENTATION IN THE FIELD OF PROMOTION AND PROTECTION OF PUBLIC HEALTH

Ensuring sustainability of healthcare system, its adaptation to new challenges and threats during the COVID-19 pandemic and restrictive measures imposed by international community in current political situation, achieving key goals of state programs in public health protection and promotion the health of the population of the Russian Federation require comprehensive interaction of public authorities with expert and civil society in order to exchange knowledge and search for the most effective management and organizational decisions. In this article, the authors consider the activities of a large-scale public movement of the ALL-RUSSIAN NATIONAL FRONT aimed at improving domestic healthcare through civil control over the implementation of the National project «Healthcare», the authors also present the results of a sociological study among patients and medical workers on the accessibility of medical care and staffing of the healthcare system, as well as identify the main problems of personnel shortage and offer expert proposals on how to solve it. This allowed us to draw a conclusion about the important role of social movements in the formation of state social policy in public health and healthcare.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДВИЖЕНИЙ В КОНТРОЛЕ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ОХРАНЫ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ»

Бюллетень Национального научно-исследовательского — 120 —

института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2023. № 1.

Материалы «Сточиковских чтений»

Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health.

2023. No. 1.

Materials of«Stochik Readings»

Научная статья

УДК 614.2:316.35

ао1:10.25742/Ж1РН.2023.01.020

Роль общественных движений в контроле за реализацией государственных программ в сфере охраны и укрепления здоровья населения

Анастасия Владимировна Шекун1М, Константин Алексеевич Смирнов2, Дмитрий Александрович Цвич3, Наталья Владимировна Эккерт4

1_3О6щероссийское общественное движение «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ», г. Москва, Российская

Федерация;

4ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова» Минздрава России (Сеченовский Университет), г. Москва, Российская Федерация

4.shekun@onf.ru, https://orcid.org/0000-0001-5503-8573 2к.8т1гпоу@оп£.ги, https://orcid.org/0000-0003-4645-1192 M.tsvich@onf.ru, https://orcid.org/0000-0003-3655-6644 4ekkert_n_v@staff.sechenov.ru, http://orcid.org/0000-0002-3667-7991

Аннотация. Обеспечение устойчивости системы здравоохранения, ее адаптация к новым вызовам и угрозам в период пандемии COVID-19 и ограничительных мер со стороны международного сообщества на фоне изменения внешнеполитической обстановки , достижение ключевых целей государственных программ в области охраны и укрепления здоровья населения РФ требуют комплексного взаимодействия органов государственной власти с экспертным и гражданским обществом для обмена знаниями и поиска наиболее эффективных управленческих и организационных решений. В настоящей статье авторами рассматривается деятельность масштабного общественного движения ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА, направленная на совершенствование отечественного здравоохранения в рамках организации гражданского контроля за ходом реализации Национального проекта «Здравоохранение», представлены результаты социологического исследования среди пациентов и медицинских работников по вопросам доступности медицинской помощи и кадровой обеспеченности системы здравоохранения, обозначены основные проблемы кадрового дефицита и экспертные предложения по их решению, что позволило сделать вывод о важной роли общественных движений в процессах формирования государственной социальной политики в сфере общественного здоровья и здравоохранения.

Ключевые слова: общественные объединения; общественные движения; общественный контроль; проблемы здравоохранения; система здравоохранения; кадровый дефицит; ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАРОДНЫЙ ФРОНТ; ОНФ.

Для цитирования: Шекун А. В., Смирнов К. А., Цвич Д. А., Эккерт Н. В. Роль общественных движений в контроле за реализацией государственных программ в сфере охраны и укрепления здоровья населения // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2023. № 1. С. 120—125. doi:10.25742/NRIPH.2023.01.020.

Original article

The role of public movements in the control over state programs implementation in the field of

promotion and protection of public health

Anastasia V. Shekunm, Konstantin A. Smirnov2, Dmitry A. Tsvich3, Natalia V. Ekkert4

1—3All-Russian public movement «NATIONAL FRONT «FOR RUSSIA», Moscow, Russian Federation; 4Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University), Moscow, Russian Federation

1a.shekun@onf.ru, https://orcid.org/0000-0001-5503-8573

2k.smirnov@onf.ru, https://orcid.org/0000-0003-4645-1192

3d.tsvich@onf.ru, https://orcid.org/0000-0003-3655-6644

4ekkert_n_v@staff.sechenov.ru, http://orcid.org/0000-0002-3667-7991

Annotation. Ensuring sustainability of healthcare system, its adaptation to new challenges and threats during the COVID-19 pandemic and restrictive measures imposed by international community in current political situation, achieving key goals of state programs in public health protection and promotion the health of the population of the Russian Federation require comprehensive interaction of public authorities with expert and civil society in order to exchange knowledge and search for the most effective management and organizational decisions. In this article, the authors consider the activities of a large-scale public movement of the ALL-RUSSIAN NATIONAL FRONT aimed at improving domestic healthcare through civil control over the implementation of the National project «Healthcare», the authors also present the results of a sociological study among patients and medical workers on the accessibility of medical care and staffing of the healthcare system, as well as identify the main problems of personnel shortage and offer expert proposals on how to solve it. This allowed us to draw a conclusion about the important role of social movements in the formation of state social policy in public health and healthcare.

Keywords: public associations, social movements; public control; health problems; healthcare system; personnel shortage; ALL-RUSSIAN NATIONAL FRONT; ONF.

© А. В. Шекун, К. А. Смирнов, Д. А. Цвич, Н. В. Эккерт, 2023

For citation: Shekun A. V., Smirnov K. A., Tsvich D. A., Ekkert N. V. The role of public movements in the control over state programs implementation in the field of promotion and protection of public health. Bulletin of Semashko National Research Institute of Public Health. 2023;(1):120-125. (In Russ.). doi:10.25742/NRIPH.2023.01.020.

Введение

На современном этапе развития отечественной системы здравоохранения на федеральном и региональном уровнях принимаются и реализуются программы и проекты, направленные на снижение смертности населения России, увеличение продолжительность жизни и улучшение качества и доступности медицинской помощи, результативность и эффективность которых определяет стабильность государственного управления в области здравоохранения [1].

В условиях сложившейся внешнеполитической обстановки, санкционных ограничений и эпидемиологических угроз возрастает потребность всестороннего комплексного взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества для решения стратегических задач, обозначенных государственными программами, преодоления системных и актуальных проблем, а также глобальных вызовов отрасли здравоохранения [2].

Действующее российское законодательство позволяет создавать различные формы общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны и укрепления здоровья населения, предоставляя гражданам возможность напрямую участвовать в процессах формирования государственной социальной политики, реализуя свои права на получение доступной и качественной медицинской помощи 1 2' 3' 4' 5. Таким образом, в целях развития системы здравоохранения и укрепления общественного здоровья успешно функционируют общественные советы при органах управления здравоохранением, профессиональные медицинские сообщества, пациентские движения и иные некоммерческие организации [3,4].

Актуальность темы исследования обусловлена важностью участия общественных объединений в процессах принятия государственных решений, связанных с совершенствованием отечественной системы здравоохранения.

Цель исследования заключается в рассмотрении деятельности крупнейшего общественного объединения — Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (далее

1 Статьи 30, 32 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2 Статья 117 Гражданского кодекса Российской Федерации от

30.11.1994 № 51-ФЗ. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5142/

3 Федеральный закон «Об общественных объединениях» от

19.05.1995 № 82-ФЗ. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_6693/

4 Статья 28 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. — URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/7025

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от

12.01.1996 № 7-ФЗ. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8824/

— ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАРОДНЫЙ ФРОНТ, ОНФ), оказывающего содействие по развитию социальной политики и системы национального здравоохранения.

Материалы и методы

Исследование проведено на основе изучения нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность общественных объединений, учредительных документов ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА, результатов социологического исследования среди пациентов и медицинских специалистов из числа активистов и экспертов ОНФ, проведенного методом анкетирования путем размещения единой формы в мобильном приложения ОНФ «Народный контроль», а также экспертных предложений, содержащихся в решениях ОНФ по итогам круглых столов по вопросам кадровой обеспеченности системы здравоохранения.

Результаты

Массовым общественным объединением, обеспечивающим стабильное функционирование механизма обратной связи между гражданами и государством, проведение общественного мониторинга и гражданского контроля исполнения законов, президентских инициатив и иных приоритетных государственных решений, направленных в том числе на совершенствование российской системы здравоохранения, является созданное в 2013 году по инициативе граждан общественное движение ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАРОДНЫЙ ФРОНТ6.

Сформированные во всех субъектах страны региональные отделения ОНФ и задействованные в их работе более 10 000 активистов и 2 000 экспертов в области охраны и укрепления здоровья населения позволяют движению контролировать реализацию государственных мероприятий, формировать своевременные экспертные предложения по устранению выявленных нарушений в их проведении, а также вырабатывать дополнительные рекомендации с учетом запросов граждан для повышения эффективности деятельности системы здравоохранения, тем самым оказывая содействие органам государственной власти в развитии сферы общественного здоровья и здравоохранения.

В соответствии с поручением президента Российской Федерации ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАРОДНЫЙ ФРОНТ осуществляет регулярный общественный контроль исполнения Национальных проектов, в том числе за ходом реализации мероприятий, предусмотренных Национальным проектом «Здравоохранение» (далее — Национальный проект)7, в рамках которого эксперты тематической

6Устав Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ». — URL: https://onf.ru/structure/ documents-0/

площадки ОНФ «Здравоохранение» под руководством Сопредседателя Центрального штаба Л. М. Рошаля проводят социологические исследования среди населения и медицинских работников, рейды и контрольные мероприятия в регионах, анализируют государственные закупки и отчеты ответственных ведомств, организуют общественные дискуссии с участием профильных экспертов и представителей органов власти, по итогам данных исследований ОНФ формирует решения и общественные доклады на имя главы государства, в Правительство РФ, Совет Федерации, Государственную думу и иные ответственные федеральные и региональные органы власти с указанием проблем реализации Национального проекта и конкретных предложений по их решению.

Вопросы кадрового обеспечения системы здравоохранения и пути их решения являются приоритетными для достижения национальной цели развития РФ на период до 2030 года в сфере общественного здоровья и здравоохранения8, и находятся на постоянном контроле ОНФ в части организации и проведения мониторинга реализации федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» (далее — Федеральный проект) 9 [5].

В этой связи в период с 2019 по 2021 годы ОБЩЕРОССИЙСКИМ НАРОДНЫМ ФРОНТОМ проведено 8 круглых столов по вопросам кадровой обеспеченности системы здравоохранения, аккредитации и развития непрерывного медицинского образования. По результатам проведенных мероприятий сформированы и направлены в ответственные ведомства, в том числе в Администрацию Президента, решения ОНФ, содержащие экспертные предложения, направленные на ликвидацию кадрового дефицита в отрасли здравоохранения.

Кроме того, в период с мая по июль 2022 года во всех субъектах России проведено социологическое исследование по вопросам кадровой обеспеченности в сфере здравоохранения, доступности и качества медицинской помощи, в котором приняли участие 30,7 тыс. респондентов, среди которых 5,5 тыс. пациентов и 25,2 тыс. медицинских работника.

Анализ результатов исследования выявил недостаточную обеспеченность медицинскими кадрами, а именно 65 % пациентов сообщили, что сталкивались с ситуацией, когда нужного медицинского работника не было в поликлинике, к которой они прикреплены, при этом чаще всего отсутствовали

7 Протокол заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (в режиме видеоконференции) от 13 июля 2020 г. № 4. — URL: http:// marp.ru/wp-content/uploads/2020/07/Protokol.pdf

8 Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726

9 Федеральный проект «Обеспечение медицинских организаций

системы здравоохранения квалифицированными кадрами». —

URL: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/ natsproektzdravoohranenie/kadry

следующие специалисты: невролог (34 %), офтальмолог (29 %), оториноларинголог (24 %).

Между тем 8,7 % респондентов из числа пациентов отметили, что с момента записи к врачу до приема в среднем проходит более двух недель, самая большая очередь к неврологу (45 %), терапевту (36 %), офтальмологу (27 %) и акушер-гинекологу (20 %).

Необходимо отметить, что в 2019 году ОНФ проводил исследование по вопросам доступности первичной медико-санитарной помощи в РФ с охватом 1,8 тыс. респондентов, по результатом которого, было установлено, что 86 % пациентов сталкивались с отсутствием необходимого медицинского работника в поликлинике, чаще всего с отсутствием узких специалистов — невролога (33 %), офтальмолога (23 %), оториноларинголога (21 %). Приема врача более двух недель с момента записи ждали 16 % респондентов, что на 7,3 п.п. больше, чем в 2022 году.

В связи с изложенным, можно сделать вывод о небольшой положительной динамике ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях, между тем сохраняется проблема отсутствия врачей узких специалистов.

В исследовании среди медицинских работников приняли участие 31 % врачей, 62 % медицинских работников из числа среднего медицинского персонала и 7 % из числа младшего медицинского персонала, при этом около половины опрошенных медработников (46 %) имели опыт работы в здравоохранении более 20 лет.

По данным исследования установлено:

— 90 % респондентов из числа среднего медицинского персонала сообщили, что уровень их зарплаты составляет менее 100 % от средней заработной платы по региону 10,

— 92 % респондентов из числа врачей сообщили, что уровень их зарплаты составляет менее 200 % от средней заработной платы по региону, при этом у 50 % врачей уровень заработной платы составил менее 100 % по региону.

Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует о фактическом невыполнении Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части достижения целевых показателей в отношении уровня заработной платы медицинских работников и.

Кроме того, при проведении анкетирования около 17 % медицинских работников сообщили, что в ближайшее время планируют изменить место работы, при этом основной причиной данного решения

10 Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» к 2018 году заработная плата среднего медицинского (фармацевтического) персонала должна составлять до 100 % от средней заработной платы в соответствующем регионе. — URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/35261

11 Согласно Указу Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597»О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» к 2018 году заработная плата врачей должна составлять не менее 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35261

80% респондентов назвали «низкую заработную плату».

Наряду с этим необходимо отметить повышенную нагрузку на медицинских работников: 28 % респондентов ответили в анкете, что численность обслуживаемого ими населения превышает установленный норматив, а именно:

— 52 % врачей занимают от 1,2 до 1,5 ставки,

— 21 % врачей — более 1,5 ставки,

— 37 % среднего медицинского персонала — занимают от 1,2 до 1,5 ставки,

—10 % среднего медицинского персонала занимает более 1,5 ставки 12.

При этом обращает внимание тот факт, что около 70 % медицинских работников сообщили, что не получают никаких социальных льгот и мер поддержки.

Также при проведении социологического исследования была выявлена низкая удовлетворенность медицинских работников своей работой: только 20 % респондентов сообщили, что полностью удовлетворены работой. Основными причинами этого являются: недостаточный уровень заработной платы (по мнению 74 % респондентов), высокая нагрузка (35 %), бюрократическая нагрузка (30 %), отношение пациентов (27 %), условия работы (26 %).

Таким образом, социологическое исследование позволяет сделать следующие выводы:

— пациенты отмечают недостаток медицинских кадров, особенно узких специалистов, и длительность времени ожидания приёма врачами неврологами, офтальмологами, акушерами-гинекологами;

— медицинские работники отмечают повышенную нагрузку и низкую удовлетворенность своей работой;

— существуют проблемы в реализации Указа Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части достижения целевых показателей, установленных в отношении уровня заработной платы медицинских работников.

Обсуждение

В последние десятилетия проблема недостаточного количества медицинских кадров является актуальной для России. Следует учесть, что риски недостижения ключевых показателей Федерального проекта обусловлены в том числе распространением новой коронавирусной инфекции СОУГО-19, так как большое число медработников вышло на пенсию по причине значительного повышения интен-

12 Результаты исследования свидетельствуют о превышении целевых показателей на 2021 год, установленных Федеральным проектом, согласно которому укомплектованность врачебных должностей в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (физическими лицами при коэффициенте совместительства 1,2) в 86 %, укомплектованность должностей среднего медицинского персонала в подразделениях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях (физическими лицами при коэффициенте совместительства 1,2) в 92 %. — URL: https:// minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/kadry

сивности труда, роста риска для здоровья, вызванного угрозой заражения и развитием осложнений указанного заболевания [5].

Кроме того, продолжают оставаться актуальными для отечественного здравоохранения проблемы диспропорции в оплате труда медицинских работников в различных регионах, необходимость устранения проблем, с которыми сталкиваются врачи, фельдшера и медицинские сестры при выполнении своей профессиональной деятельности, необходимость повышения защиты, социального статуса медицинских работников, их удовлетворенности работой, что требует незамедлительных и продуманных решений.

Важно отметить, что ОНФ последовательно поддерживает введение пилотного проекта по внедрению новой системы оплаты труда в здравоохранении, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 № 847 «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» (далее — Постановление).

Так, в рамках данного пилотного проекта оклады медицинских работников будут рассчитываться по новым правилам — с учетом коэффициента дифференциации в зависимости от сложности труда, а также коэффициента экономического развития региона. Также Постановлением предусмотрено, что в систему оплаты труда медиков будут включать должностные оклады по группам должностей, компенсационные и стимулирующие выплаты, при этом размер должностных окладов будет определяться путем умножения расчетной величины на коэффициент сложности труда и региональный коэффициент. Основным результатом должно стать выравнивание ситуации с зарплатами медицинских работников (врачей, среднего и младшего медицинского персонала) и устранение дефицита кадров в одном регионе РФ и переизбытка в другом.

Сроки начала действия пилотного проекта неоднократно переносились, однако ОНФ продолжает настаивать на скорейшей его реализации, как одного из наиболее эффективных механизмов ликвидации кадрового дефицита при оказании первичной медико-санитарной помощи населению.

Результаты социологического исследования были обсуждены на круглом столе ОНФ в июне 2022 г. с участием профильных экспертов и активистов ОНФ со всех регионов страны, членов Союза медицинского сообщества «Национальная медицинской палата», представителей Правительства РФ, Совета Федерации, Государственной думы, Минздрава, Минтруда, Минфина, Минэконоразвития России, ФФОМС, Счетной палаты. По итогам общественного обсуждения сформированы экспертные предложения по решению проблем кадрового дефицита отрасли здравоохранения, среди которых: разработка государственной программы ликвидации кадрового дефицита в здравоохранении с определением потребности в медицинских кадрах; увеличение финансирования системы здравоохранения из бюд-

жетной системы РФ до уровня, рекомендованного ВОЗ (не ниже 6—7 % от ВВП); введение обязательного распределения выпускников медицинских ВУЗов, обучающихся за счет бюджетных средств; установление дополнительных мер социальной поддержки медработников на федеральном уровне (предоставление жилых помещений с возможностью передачи в собственность, земельных участков, льготной ипотеки, компенсации расходов на оплату жилых помещений, в первоочередном порядке мест в детских садах детям медработников, внеочередное получение путевок в санаторно-курортные организации и др.); возмещение финансовых затрат на повышение квалификации медицинских работников (оплата учебного отпуска, возмещение зарплаты замещающим специалистам); увеличение единовременных компенсационных выплат медицинским специалистам, прибывшим на работу в сельские населенные пункты; расширение программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер» на медицинских, прибывающих на работу в населенные пункты с численностью населения до 100 тысяч человек; передача медицинским университетам под клинические базы крупных многопрофильных больниц; рассмотрение вопроса о возвращении интернатуры, субординатуры и увеличения сроков ординатуры по клиническим специальностям; укрепление профессорско-преподавательского состава высших медицинских учебных заведений и медицинских колледжей; законодательное закрепление непрерывного медицинского образования и аккредитации, а также другие предложения по развитию и повышению качества медицинского образования, оптимизации документооборота, по совершенствованию условий труда и организации рабочего времени, системы оплаты труда медицинских работников и развитию науки, повышению их правового и социального статуса.

Решение круглого стола ОНФ, содержащее вышеуказанные рекомендации, направлены во все ответственные ведомства, в том числе в Правительство РФ и Администрацию Президента, для дальнейшей работы.

Заключение

Принимая во внимание необходимость реформирования системы здравоохранения на современном этапе, в том числе в условиях распространения COVID-19 и принятия ограничительных мер, введенных зарубежными странами и организациями на фоне изменившейся политической ситуации в мире, в настоящее время особенно возрастает роль общественных объединений в процессах принятия государством стратегических решений в сфере охраны и укрепления здоровья населения.

Результаты проведенного исследования позволили определить основные проблемы кадрового обеспечения системы здравоохранения Российской Федерации и сформировать предложения, направленные на усиление мер по организации ее управления и решение кадрового дефицита. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что участие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

общественных движений в процессах формирования государственной политики в области охраны и укрепления здоровья является важным и необходимым условием для обеспечения стабильной работы всей отрасли здравоохранения.

Таким образом, необходимо отметить большую значимость для общества деятельности общественных движений, направленных на совершенствование системы отечественного здравоохранения. Гражданское и экспертное сообщество посредством участия в различных общественных объединениях способно оказывать реальное содействие государству в решении общественных задач и преодолении кризисных ситуаций в сфере здравоохранения, что будет способствовать улучшению популяционного здоровья, улучшению демографических показателей (в том числе — увеличению продолжительности жизни граждан), снижению показателей заболеваемости населения Российской Федерации важнейшими неинфекционными и инфекционными заболеваниями.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Руголь Л. В., Сон И. М., Стародубов В. И., Погонин А. В. Некоторые итоги реформирования здравоохранения. Социальные аспекты здоровья населения. [сетевое издание]. 2018;64(6). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1023/30/lang,ru/. doi : 10.21045/2071-5021-2018-64-6-1

2. Лапидус Р. Н. Роль и место институтов гражданского общества в оказании содействия по противодействию современным угрозам национальной безопасности. Правовая политика и правовая жизнь. 2020;(2):163—172.

3. Зубарев С. М. Совершенствование правового регулирования общественного контроля. Lex Russica. 2017;4(125):145—154. doi: 10.17803/1729—5920.2017.125.4.145—154

4. Рощин Д. О. Нормативное регулирование и опыт применения механизмов общественного контроля (на примере сферы здравоохранения). Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2020;5(69):89—95. doi: 10.17803/2311—5998.2020.69.5.089—095

5. Восканян Р. О., Чупрова А. Ю. Обеспечение кадровой устойчивости системы здравоохранения как фактор национальной безопасности. Вестник Уральского юридического института МВД России. 2022;(2):94—100.

REFERENCES

1. Rugol L. V., Son I. M., StarodubovV. I., Pogonin A. V. Some results of healthcare reforming. Social aspects of population health. [So-cial'nye aspektyzdorov'a naselenia] [serial online]. 2018;64(6).Avail-able from: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1023/30/ lang,ru/. (in Russian). doi: 10.21045/2071 -5021-2018-64-6-1

2. Lapidus R. N. The role and place of civil society institutions in providing assistance in countering modern threats to national security. Legal policy and legal life. [Pravovaya politika i pravovaya zhizn]. 2020;(2):163—172. (in Russian).

3. Zubarev S. M. Improvement of legal regulation of public control . Lex Russica. 2017;4(125):145—154. (in Russian). doi: 10.17803/ 1729—5920.2017.125.4.145—154

4. Roshchin D. O. Statutory regulation and practice in the application of the non-governmental

5. oversight (example from the field of the health care). Bulletin of the O. E. Kutafin University. [Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafi-na]. 2020;5(69):89—95. (in Russian). doi: 10.17803/2311 — 5998.2020.69.5.089—095

6. Voskanian R. O., Chuprova A. Yu. Ensuring the personnel stability [Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii],

of the health care system as a factor of national security. Bulletin 2022;(2):94—100. (in Russian).

of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.09.2022; одобрена после рецензирования 30.01.2023, принята к публикации 17.02.2023. The article was submitted 30.09.2022; approved after reviewing 30.01.2023; accepted for publication 17.02.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.