Научная статья на тему 'Государственная политика в области кадрового обеспечения системы здравоохранения Республики Бурятия'

Государственная политика в области кадрового обеспечения системы здравоохранения Республики Бурятия Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
299
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH CARE / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / MEDICAL AID / КАДРЫ / PERSONNEL / ПРОГРАММА / PROGRAM / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / HEALTH CARE WORKERS / ВРАЧИ / DOCTORS / СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / NURSES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Башкуева Елена Юрьевна

В статье рассматриваются особенности реализации государственной политики в области кадрового обеспечения системы здравоохранения Республики Бурятия в условиях ее модернизации. Описаны государственные программы по привлечению специалистов федерального, республиканского и муниципального уровней. Установлено, что федеральная программа «Земский доктор» в Республике Бурятия имеет как позитивные, так и негативные стороны. В целом отметим необходимость дополнительного финансирования. Приоритетной задачей также остается подготовка управленческих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE FIELD OF PERSONNEL PROVISION IN HEALTH CARE SYSTEM OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

In the article the features of state policy implementation in the field of personnel provision in health care system of the Republic of Buryatia are considered in the conditions of its modernization. The state programs on involvement the experts of federal, republican and municipal levels are described. It is found that implementation of the Federal Program «Zemsky Doctor» in the Republic of Buryatia has both positive and negative sides. In general it needs additional financing. The another priority is training of administration personnel.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области кадрового обеспечения системы здравоохранения Республики Бурятия»

УДК 614.2

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

© Башкуева Елена Юрьевна, кандидат исторических наук,

научный сотрудник отдела региональных экономических исследований

Бурятского научного центра СО РАН

Россия, 670042, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 8б

E-mail: frombear@mail.ru

В статье рассматриваются особенности реализации государственной политики в области кадрового обеспечения системы здравоохранения Республики Бурятия в условиях ее модернизации. Описаны государственные программы по привлечению специалистов федерального, республиканского и муниципального уровней. Установлено, что федеральная программа «Земский доктор» в Республике Бурятия имеет как позитивные, так и негативные стороны. В целом отметим необходимость дополнительного финансирования. Приоритетной задачей также остается подготовка управленческих кадров.

Ключевые слова: здравоохранение, медицинская помощь, кадры, программа, медицинские работники, врачи, средний медицинский персонал.

STATE POLICY IN THE FIELD OF PERSONNEL PROVISION IN HEALTH CARE SYSTEM OF THE REPUBLIC OF BURYATIA

Elena Yu. Bashkueva, PhD in History,

Senior Researcher of the Department of Regional Economic Researches Buryat Scientific Center SB RAS 8b Sakhyanovoi St., Ulan-Ude, 670042 Russia

In the article the features of state policy implementation in the field of personnel provision in health care system of the Republic of Buryatia are considered in the conditions of its modernization. The state programs on involvement the experts of federal, republican and municipal levels are described. It is found that implementation of the Federal Program «Zemsky Doctor» in the Republic of Buryatia has both positive and negative sides. In general it needs additional financing. The another priority is training of administration personnel. Keywords: health care, medical aid, personnel, program, health care workers, doctors, nurses.

Состояние кадровых ресурсов имеет основополагающее значение для эффективности работы сферы здравоохранения, а также качества и доступности оказания медицинской помощи населению. Ключевой проблемой регионального здравоохранения, до сих пор не получившей кардинального решения, является недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом.Высокой укомплектованностью учреждений здравоохранения врачами отличаются всего несколько субъектов Российской Федерации: Кемеровская (97,4 %), Сахалинская (97,2 %) области, Республика Саха (Якутия) — 97,0 %, Удмуртская республика (96,6 %) и Татарстан (96,4 %) [1]. Несмотря на ежегодный приток кадров в региональное здравоохранение, обеспеченность врачами в Республике Бурятия ( далее — РБ) остается ниже среднефедеративных на 29,5 %, а СФО — на 33 % (таблица 1). Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли.

Таблица 1

Численность медицинского персонала Республики Бурятия

Категория Годы

специалистов 2009 2010 2011 2012 2013

Врачи 3085 3073 8972 9009 9325

Средний медицин- 8941 8931 3195 3258 3356

ский персонал

Источник: ведомственные статистические данные Министерства здравоохранения Республики Бурятия

В 2014 г. отрицательная динамика обеспеченности врачами прослеживается в Нижнеангарской, Баунтовской, Заиграевской, Тункинской, Хоринской, Тарбагатайской центральных районных больницах (ЦРБ). Отрицательная динамика обеспеченности средними медработниками отмечается и в Тарбагатайской, Еравнинской, Иволгинской, Заиграевской, Муйской ЦРБ. Среди сельских районов наиболее укомплектованы врачами Баунтовский, Окинский, Курумканский районы, имеющие низкую плотность населения. Наименьшие показатели по обеспеченности в Селенгинском, Кяхтинском, Закаменском районах обусловлены тем, что в них расположены города, которые не участвуют в федеральной программе «Земский доктор». Данная программа реализуется в республике с 2013 г., наряду с республиканской целевой программой «Развитие кадров здравоохранения РБ на 20132017 гг.». Кроме того, для привлечения и закрепления медицинских работников утверждена подпрограмма 7 «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» госпрограммы «Развитие здравоохранения». В 2014 г. на ее реализацию правительством республики выделено 19,0 млн рублей, которые направлены на меры социальной поддержки медицинских работников, особенно дефицитных специальностей. В результате на 5 лет в малые города (Гусиноозерск, Закаменск, Кяхта) и поселки городского типа удалось привлечь 22 врача и 6 фельдшеров на ФАПы, не укомплектованные медработниками. Кроме того, в 2014 г. в рамках программы «Земский врач» в сельское здравоохранение прибыло 52 молодых специалиста. С 2015 г. возрастной ценз для участия в программе повышен до 45 лет.

Федеральная программа «Земский доктор» в РБ позволила дополнительно направить и закрепить на последующие 5 лет в сельском здравоохранении 475 молодых специалистов. К негативным последствиям реализации данной программы можно отнести резкий отток кадров из лечебных учреждений г. Улан-Удэ. Большинство участников программы приобретает на выделенные деньги жилье в г. Улан-Удэ и рассматривает сельское здравоохранение как полигон для повышения квалификации и материального обогащения. Кроме того, при реализации федеральной программы выявлены многочисленные нарушения. Так, в результате контрольных проверок Федеральным фондом ОМС, который занимается финансированием данной программы, уже в начальной стадии были выявлены злоупотребления и массовые нарушения на муниципальном уровне, когда в заявки на получение единовременной компенсационной выплаты включались медицинские работники после непродолжительного увольнения и последующего возвращения на работу через две недели в то же медицинское учреждение, что не решало вопрос привлечения кадров в сельскую местность. Также имели место выплаты медицинским работникам без соответствующего сертификата специалиста; принятым на неполную ставку по основной должности; на время отсутствия основного работника и другие [2].

Социальная поддержка молодых медицинских кадров на республиканском уровне регламентирована постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.10.2014 г. № 505 «Об утверждении порядка предоставления республиканских единовременных выплат медицинским работникам в рамках Государственной программы РБ «Развитие здравоохранения» на 2013-2020 гг.» от 02.07.2013 г. № 342.

Ежегодно в срок до 01 мая на официальном сайте Минздрава РБ в разделе «Вакансии/сведения о необходимых специалистах» размещается:

1. Перечень дефицитных специальностей;

2. Перечень медицинских организаций РБ, наиболее нуждающихся во врачебных кадрах.

Кроме того, в РБ реализуются меры социальной поддержки для привлечения молодых специалистов на муниципальном уровне:

1. ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.» (постановление Правительства РБ от 27.12.2013 № 726) — социальные выплаты на приобретение (строительство) жилья молодым специалистам и молодым семьям, проживающим в сельской местности.

2. Государственная программа РБ «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов РБ» (постановление Правительства РБ от 17.06.2011 г. № 306) — социальные выплаты на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов.

3. Государственная поддержка строительства молодежных жилищных комплексов в РБ (постановление Правительства Республики Бурятия от 30.03.2012 г. № 170) — социальные выплаты на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов.

4. Закон РБ № 115-Ш от 16.10.2002 г. «О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков».

5. Закон РБ № 1074-Ш от 24.03.2005 г. «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг».

Следует отметить, что ввиду дефицита бюджетов федерального, республиканского и муниципального уровней не все вышеперечисленные программы реализуются на практике. Целесообразно увеличивать объем бюджетных ассигнований для выполнения всех принятых программ.

Определенные меры социальной поддержки врачей оказывают непосредственно сами медицинские организации — работодатели. По данным табл. 2, наиболее распространенными мерами являются аренда жилья, бесплатный проезд и провоз багажа к месту работы и месту проведения отпуска в отдаленных районах, а также ежемесячные стимулирующие денежные выплаты.

Таблица 2

Меры социальной поддержки, предоставляемые медицинскими организациями Республики Бурятия (данные за 2014 г.)

№ п/п Меры социальной поддержки Количество врачей

1 Служебное жилье 24

2 Предоставление общежития 11

3 Жилье по договору социального найма 15

4 Аренда жилья 113

5 Дополнительные ежемесячные выплаты на погашение ипотечного кредита 5

6 Ежемесячные стимулирующие денежные выплаты 87

7 Выплата подъемных 47

8 Бесплатный проезд и провоз багажа к месту работу и месту проведения отпуска в отдаленных районах 89

9 Выплата стипендии 4

10 Оплата за обучение 2

Источник: ведомственные данные Министерства здравоохранения Республики Бурятия

По данным Минздрава РБ, в 2014 г. медицинскими организациями приняты программы, направленные на повышение квалификации медицинских кадров и поэтапное устранение их дефицита. В настоящее время проводится ежеквартальный их мониторинг. Одним из основных механизмов закрепления медицинских кадров является их целевая подготовка. В 2014 г. Минздравом РБ впервые выделено 52 места для подготовки средних медицинских работников в медицинских колледжах РБ. В настоящее время в вузах страны обучается 578 будущих врачей, в этом году подготовлено около 100 молодых специалистов. Большие надежды в решении кадрового вопроса возлагаются на Медицинский институт Бурятского государственного университета, однако его выпускникам предстоит приложить немало усилий, чтобы доказать свою конкурентоспособность [3].

На наш взгляд, руководителям медицинских организаций необходимо обратить особое внимание на целевую подготовку кадров с обязательным заключением договоров, проведением профориентации и закреплением путем выделения мер социальной поддержки во время учебы. Минздраву РБ в целях решения кадрового вопроса целесообразно возродить и упорядочить систему распределения выпускников медицинских образовательных учреждений. Муниципальным властям следует разработать дополнительные меры социальной поддержки медицинских работников (выделение земельных участков под индивидуальное строительство, под огороды, льготное обеспечение дровами и т. д.). При этом особое внимание обратить на подготовку управленческих кадров в сфере здравоохранения, поскольку проведение реформ требует квалифицированных специалистов с навыками организационной работы.

В целом проблемы кадрового обеспечения и их качества характерны не только для Бурятии, но и для всей России. В связи с этим отметим, что проблемы здравоохранения обсуждались на форуме Общероссийского народного фронта (ОНФ) «За качественную и доступную медицину!». В резолюции дискуссионной площадки «Система подготовки медицинских кадров для нового качества здра-

воохранения», в частности, содержатся предложения экспертов о расширении действия программы «Земский доктор» на малые города, численностью до 50 тыс. человек, а также о полном снятии возрастного ценза специалистов. Кроме того, предложено в целях привлечения медработников в малонаселенные пункты запустить программу «Земский фельдшер» на федеральном уровне [4].

Таким образом, Министерству здравоохранения РБ предстоит большая организационно-методическая работа по решению кадровых проблем региональной системы здравоохранения.

Литература

1. Данилова Н. А. Анализ состояния медицинских кадров на этапе обновления региональных систем здравоохранения // Социальные аспекты здоровья населения. 2011. № 6. С. 50.

2. О реализации программы «Земский доктор» [Электронный ресурс]. URL: http://tfomsrb.ru/news/?record_id=276 (дата обращения: 20.08.2015 г.).

3. Занданов А. О., Николаев С. М. Подготовка кадров для здравоохранения Бурятии // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 55-58.

4. Резолюция дискуссионной площадки ОНФ «Система подготовки медицинских кадров для нового качества здравоохранения» [Электронный ресурс]. URL: http://onf.ru/2015/09/07/onf-podgotovil-rezolyucii-pyati-diskussionnyh-ploshchadok-foruma-za-kachestvennuyu-i (дата обращения: 20.08.2015 г.).

References

1. Danilova N. A. Analiz sostoyaniya meditsinskikh kadrov na etape obnovleniya regional'nykh sistem zdra-vookhraneniya [The analysis of medical personnel condition at the stage of regional healthcare renovation]. Sotsial'nye aspekty zdorov'ya naseleniya — Social aspects of population health. 2011. No. 6. P. 50.

2. O realizatsii programmy «Zemskii doktor» [On implementation of "Zemsky doctor" program]. Available at: http://tfomsrb.ru/news/?record_id=276 (accessed August 20, 2015).

3. Zandanov A. O., Nikolaev S. M. Podgotovka kadrov dlya zdravookhraneniya Buryatii [Personnel training for Healthcare of Buryatia]. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher education in Russia. 2008. No. 9. Pp. 55-58.

4. Rezolyutsiya diskussionnoi ploshchadki ONF «Sistema podgotovki meditsinskikh kadrov dlya novogo kache-stva zdravookhraneniya» [Resolution of All-Russia People's Front discussion platform "The system of medical personnel training for new quality of Healthcare"]. Available at: http://onf.ru/2015/09/07/onf-podgotovil-rezolyucii-pyati-diskussionnyh-ploshchadok-foruma-za-kachestvennuyu-i/ (accessed August 20, 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.