Научная статья на тему 'Роль общепрофессиональных дисциплин в формировании профессиональной компетентности студентов технических вузов'

Роль общепрофессиональных дисциплин в формировании профессиональной компетентности студентов технических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1557
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЦИКЛ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / PROFESSIONAL THE COMPETENCE / A CYCLE OF BASE PROFESSIONAL DISCIPLINES / INTERDISCIPLINARY INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синкина Е. А.

Рассмотрена роль преподаваемых дисциплин в будущей профессиональной деятельности специалиста. Описан процесс формирования профессиональной компетентности студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарной интеграции в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF BASE PROFESSIONAL DISCIPLINES IN FORMATION F PROFESSIONAL STUDENTS COMPETENCE OF TECHNICAL UNIVERSITY

The role of disciplines in the future professional work of the expert is investigated. Process of formation of professional competence of students in the course of studying of base professional disciplines and interdisciplinary integration into training is considered.

Текст научной работы на тему «Роль общепрофессиональных дисциплин в формировании профессиональной компетентности студентов технических вузов»

УДК 378.14.015.62

Е.А. Синкина E. A. Sinkina

Пермский государственный технический университет Perm State Technical University

РОЛЬ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

THE ROLE OF BASE PROFESSIONAL DISCIPLINES IN FORMATION F PROFESSIONAL STUDENT’S COMPETENCE OF TECHNICAL UNIVERSITY

Рассмотрена роль преподаваемых дисциплин в будущей профессиональной деятельности специалиста. Описан процесс формирования профессиональной компетентности студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и междисциплинарной интеграции в обучении.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, цикл общепрофессиональных дисциплин, междисциплинарная интеграция.

The role of disciplines in the future professional work of the expert is investigated. Process of formation of professional competence of students in the course of studying of base professional disciplines and interdisciplinary integration into training is considered.

Keywords: professional the competence, a cycle of base professional disciplines, interdisciplinary integration.

Проблема обеспечения содержательной целостности процесса обучения является ключевой в решении глобальной задачи непрерывности технического образования. Эта задача должна решаться на основе четкого определения роли каждой дисциплины в будущей профессиональной деятельности инженера, что, в свою очередь, позволит установить их реальную взаимосвязь и взаимозависимость. Как показывает анализ учебных планов и программ многих специальностей технического профиля, при построении учебных курсов различных циклов инженерной подготовки практически не реализуются принципы преемственности и системности, которые позволяли бы студентам осмыслить и усвоить постепенно и логично наращиваемый каркас знаний, укрепляющий и фиксирующий связи между предметами. В результа-

те, преподавание учебных предметов ведется, как правило, весьма автономно, без достаточного отслеживания системных связей как между циклами дисциплин, так и между дисциплинами одного цикла.

Следует отметить, что проблема обеспечения целостности процесса обучения в техническом вузе, объявленная приоритетным направлением государственной образовательной политики, уже попала в фокус активного внимания исследователей, ряда государственных и общественных организаций инженерной направленности [1].

Появление новых производственных предприятий, постоянно обновляющейся техники и технологий, увеличение объема научно-технической информации требуют от современного инженера высокой квалификации, способности быстро осваивать новые технологии и технологические процессы, умения применять полученные знания в процессе профессиональной деятельности. Таким образом, подготовка будущих инженеров сегодня ориентирована на получение профессиональных знаний, характеризующихся высокой степенью научного, технического и производственного знания; умение применять знания в профессиональной деятельности; овладение методами познания, самосовершенствования, позволяющими свободно ориентироваться в информационном пространстве. Инженеру необходимо постоянное совершенствование, он должен уметь анализировать, а также управлять производством и технологическими процессами. Отношение будущего специалиста к работе, уровень его профессиональных знаний и умений непосредственно будут сказываться на производственной деятельности, на качестве производства.

Задача, связанная с подготовкой инженера, очень сложна, в первую очередь в силу того, что инженерные знания очень быстро устаревают. Процесс подготовки будущих специалистов технических вузов необходимо ориентировать на обеспечение целостности и преемственности в преподавании общепрофессиональных и специальных дисциплин технического цикла, которые составляют ядро профессиональной подготовки будущего инженера, а также акцентировать внимание на развитии инновационных и современных производственных технологий. Цель подготовки должна заключаться в способности студента самостоятельно приобретать новую информацию и анализировать ее. В этой ситуации происходит смена образовательных приоритетов. Становится важным не столько приобретение уже готового знания, сколько инициатива и собственные усилия студента.

Высшее профессиональное образование РФ, опираясь на мировой опыт, выбрало принципиальный подход к организации профессиональной подготовки будущих инженеров-специалистов. Их подготовка должна быть ориентирована как на получение определенной совокупности профессиональных знаний, так и на способность к осуществлению профессиональной деятельности.

Современное профессиональное образование должно быть направлено на развитие потенциальных природных способностей студента к активному, ориентированному мышлению в соответствующей ему практической деятельности.

Исследователи отмечают, что высшим компонентом личности специалиста является профессиональная компетентность, которую принято понимать как интегральную характеристику деловых и личностных качеств, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, способностей, достаточных для осуществления профессиональной деятельности. В состав профессиональной компетентности исследователи включают мобильность знания, критичность мышления, системный и междисциплинарный стиль мышления, информационную грамотность и др. Критерием их сформированности служит признание общественной значимости профессиональных результатов, высокий авторитет специалиста в области профессиональной деятельности [2].

Основой формирования профессиональной компетенции инженера должна быть модель образовательного процесса в вузе, включающая в себя проектирование компонентов профессиональной подготовки студентов средствами дисциплин учебного плана с целью личностного и профессионального развития обучающихся, их самосовершенствования, самоактуализации, формирования профессиональной компетентности и общекультурных компетенций. Сегодня особенно важно формировать у студентов высокую эрудицию, основанную как на знаниях по специальным дисциплинам, так и по дисциплинам общепрофессионального цикла.

В настоящее время требования к общепрофессиональной подготовке специалистов возрастают в связи с проникновением общепрофессиональных знаний в самые различные области деятельности людей, ускорением процессов изменения отдельных профессиональных функций, появлением новых видов профессиональной деятельности, требующих качественно нового подхода к содержательному и технологическому аспектам высшего профессионального образования.

Расширению таких возможностей и повышению профессиональной компетентности студента способствует междисциплинарная интеграция в обучении, под которой понимается целенаправленное усиление междисциплинарных связей в условиях сохранения теоретической и практической целостности учебных дисциплин, т.е. применение знаний одной дисциплины при изучении другой [3].

Происходящие в стране социально-экономические изменения вынуждают создавать специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, т.е. способного свободно владеть своей профессией и ориентироваться в смежных областях деятельности; способного к профессиональной и социальной мобильности, к профессиональному росту.

Для успешного решения данной проблемы профессионального образования необходимо совершенствование и повышение эффективности научнометодического обеспечения общепрофессиональной подготовки специалистов. Современный специалист должен не только владеть теоретическими знаниями, но и уметь эффективно использовать современную технику и технологию. Знания современного инженера должны быть фундаментальными, профессионально и практически ориентированными. Именно эти положения лежат в основе разработки дидактических принципов общепрофессиональных дисциплин. Общепрофессиональные дисциплины и специальные технические дисциплины должны изучаться студентами параллельно. Именно цикл общепрофессиональных дисциплин лежит в основе профессиональной компетентности будущего специалиста. Это принципиально важно, поскольку профессиональные компетенции - это общая форма практического проявления теоретических понятий.

Уровень развития базовых профессиональных знаний студента характеризует степень сформированности компетентности будущего специалиста. Это позволяет рассматривать общепрофессиональные дисциплины как инструмент освоения профессиональных компетенций.

Перед теорией и практикой вузовской педагогики стоит проблема разработки основ проектирования общепрофессионального образования, проблема оптимального конструирования учебного материала, его взаимосвязей с дисциплинами других циклов. Будущий специалист должен быть постоянно включен в образовательный процесс, в котором актуализированы междисциплинарные связи. Необходима интеграция отдельных общепрофессиональных курсов в единое целое. Цикл общепрофессиональных дисциплин должен отвечать интересам, запросам и потребностям будущего специалиста, формируя тем самым его профессиональную компетентность.

Список литературы

1. Клещева Н.А., Штагер Е.В., Шилова Е.С. Перспективные направления совершенствования процесса обучения в техническом вузе: учеб.-метод. пособие . - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. - 137 с.

2. Погонышева Д.А. Моделирование как метод реализации компетент-ностного подхода в профессиональном образовании // Педагогика. - 2009. -№ 10. - С. 22-28.

3. Шемет О.В. Дидактические основы компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании // Педагогика. - 2009. - № 10. - С. 16-24.

Получено 3.03.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.