Научная статья на тему 'Роль общеобразовательной школы в подготовке рабочих в 1920-1930-е годы (по материалам Верхневолжья)'

Роль общеобразовательной школы в подготовке рабочих в 1920-1930-е годы (по материалам Верхневолжья) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
101
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ / SCHOOL FOR ADULTS / СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY EDUCATION / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / GENERAL EDUCATIONAL BACKGROUND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Масленкин А.И.

На материалах Верхневолжья показана динамика развития школьного образования в 20-х 30-х годах XX века в связи с промышленным развитием СССР. Обозначены общие и частные цели и тенденции советского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SECONDARY SCHOOL IN THE EDUCATION OF WORKERS IN THE 1920-1930-IES (UPON THE UPPER VOLGA REGION MATERIALS)

The dynamics of school education in the 1920-1930-ies is considered along with the industrial development of the USSR. General and specific aims and tendencies of the soviet education are shown upon the materials of Upper Volga Region.

Текст научной работы на тему «Роль общеобразовательной школы в подготовке рабочих в 1920-1930-е годы (по материалам Верхневолжья)»

газеты универсального типа, пытавшиеся освещать все стороны жизни общества.

Орловское дворянство и купечество не осталось в стороне и от увлечения образованной части русского общества «толстыми» журналами. Характеристика журнала как типа издания дает материал для суждений о его аудитории. Прежде всего, журнальные публикации адресовались читателям высокого образовательного уровня, знакомым с отечественной и зарубежной историей, географией и т.п., придающим большое значение печатному слову и, возможно, ограниченным в доступе к книгам. Поскольку журналы различались по своим идеологическим платформам, то факт подписки на определенное издание означал принятие того, а не иного «образа мира». В читательской среде Орловской губернии были распространены следующие издания: «Современник», «Русский вестник» и «Русское слово». Объем подписки купечества на толстые журналы был в несколько раз ниже, нежели аналогичный показатель у дворянства. Так, например, журнал «Современник» в 1875 г. купечество губернии выписывало в 11 экземплярах, а дворяне в 26. В том же году «Русский вестник» купцы выписывали в 13, а дворянство в 57 экземплярах [15, с. 248]. Однако следует помнить, что еще в конце XVIII века чтение стало обязательным компонентом дворянского образа жизни, в то время как купечество значительно позже приобщилось к процессу модернизации.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы. В среде дворянства и купечества Орловской губернии в пореформенный период меняется отношение к образованию, хотя основная масса представителей данных сословий продолжала сохранять традиционный подход к образовательной сфере. В отличие от купечества подавляющее большинство дворян было грамотным. Дворянство предпочитало военное образование и в силу этого было мало приспособлено к новым социально-экономическим условиям жизни. Губернское купечество имело более низкий образовательный ценз. Однако на протяжении XIX столетия отношение к образованию в купеческой среде изменилось. Представители купеческого мира постепенно изживали взгляд на ненужность и вредность образования. Часть купечества, в основном жители развитых городов, довольно рано осознала зависимость развития своего дела от уровня владения знаниями. Сфера женского образования была более развита в среде дворянства, поскольку в купеческом сознании сохранялся образ женщины как хранительницы семейного очага. Различались и

читательские вкусы данных сословий. Дворяне выписывали большее количество газет и журналов разного плана. Однако и в купеческой читательской среде уживались сторонники различных изданий, что свидетельствовало о неоднородности этого общества. К тому же значительная часть читающей публики из дворян располагала большим объемом свободного времени, нежели купечество.

Приоритеты родителей в выборе места учебы для своих детей определялись их материальными возможностями, культурным кругозором, положением в обществе, общественно-политическими умонастроениями.

Данный материал весьма полезен для совершенствования научно-методического обеспечения преподавания отечественной истории в школах и вузах, поскольку дает представление о реальном состоянии общества в указанный период.

Литература

1. Астров А.И. Воспоминания. - Париж, 1940.

2. Вишняков Н. Сведения о купеческом роде Вишняковых. -М., 1912.

3. ГАОО. - Ф. 76. - Д. 42.

4. ГАОО. - Ф. 580. - Д. 14554.

5. ГАОО. - Ф. 584. - Д. 9.

6. Купеческий Елец. Альбом. - Елец, 2004.

7. Макензи У. Россия. - Т. 1. - СПб., 1880.

8. ПайпсР. Россия при старом режиме. - М., 1993.

9. Памятная книжка Орловской губернии на 1853 год. -Орел, 1853.

10. Памятная книжка Орловской губернии на 1860 год. -Орел, 1860.

11. Памятная книжка Орловской губернии на 1897 год. -Орел, 1898.

12. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897г. Орловская губерния. - Т. XXIX. - СПб., 1903.

13. РусановН.С. На родине (1859-1882). Воспоминания. - М., 1931.

14. Русские иллюстрированные периодические издания // Русская мысль. - 1885. - № 1.

15. Статистические сведения о повременных изданиях, получающихся в Орловской губернии в 1875 г. // Труды Орловского губернского статистического комитета. Вып. III. - Орел, 1876.

16. Текущая школьная статистика за 1897-1898 гг. - Орел, 1898.

УДК 63.3.(2) 613-3 ББК 74.43

РОЛЬ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПОДГОТОВКЕ РАБОЧИХ В 1920-1930-Е ГОДЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ

ВЕРХНЕВОЛЖЬЯ)

А.И. Масленкин, аспирант кафедры новейшей отечественной истории Ивановского государственного университета (4932) 32-62-10

На материалах Верхневолжья показана динамика развития школьного образования в 20-х - 30-х годах XX века в связи с промышленным развитием СССР. Обозначены общие и частные цели и тенденции советского образования.

Ключевые слова: школа для взрослых, среднее образование, общеобразовательная подготовка.

THE ROLE OF SECONDARY SCHOOL IN THE EDUCATION OF WORKERS IN THE 1920-1930-IES (UPON THE UPPER VOLGA

REGION MATERIALS)

Maslenkin A.I.

The dynamics of school education in the 1920-1930-ies is considered along with the industrial development of the USSR. General and specific aims and tendencies of the soviet education are shown upon the materials of Upper Volga Region.

Keywords: school for adults, secondary education, general educational background.

Изначально советская система просвещения предоставляла му» на многие десятилетия вперед были определены задачи и

вв в

выбор путей получения образования через общеобразовательную школу, профессионально-технические учебные заведения, дающие наряду с профессиональной подготовкой общее образование, средние специальные учебные заведения, которые на первых порах своего существования представляли собой профессионально-технические кружки при вузах. В основу системы советского образования легла идея К. Маркса о соединении обучения с производительным трудом, ставшая одним из главных принципов работы общеобразовательной школы [9, с. 543]. В классической формуле В.И. Ленина «учиться коммуниз-

пути формирования личности в социалистическом обществе, показано, какие качества должны формировать у подрастающего поколения школа и вся система образования [8, с. 232]. В построении всей системы образования и воспитания стал основным принцип соединения умственного и физического труда, а ее главной задачей - «сформировать у молодежи творческое отношение к труду, потребность трудиться» [11, с. 14].

Усложнение производства, необходимость повышения не только уровеня производства, но и качества производимой продукции требовали общеобразовательной подготовки будущих

рабочих. По данным переписи 1897 г., грамотность населения обоих полов в возрасте 9-49 лет на территории Владимирской губернии составляла 55,6%, на 1000 человек населения приходилось 0,7 человека, окончившего высшее учебное заведение, и 5,5 человек, окончивших средние учебные заведения [3, с. 91]. Мало изменилось положение с образованием и в течение двух последующих десятилетий. Однако уже во второй пятилетке (1933— 1937) в области народного образования партией ставилась задача не только до конца ликвидировать неграмотность и малограмотность взрослого населения, но и ввести всеобщее обязательное обучение в объеме семи лет [5, л. 8].

К середине 20-х гг. в городах и рабочих поселках Верхневолжского региона работали различные общеобразовательные учреждения для взрослых: школы грамоты, общеобразовательные курсы, школы взрослых 1-й и 2-й ступени, народные университеты, рабочие факультеты. Однако в это время все перечисленные учреждения, создававшиеся на основе «широкого творчества масс» на местах, отличались крайней пестротой, отсутствием единообразия. Процесс их создания и работы был мало-управляемым, общеобразовательные учреждения по организационным и экономическим причинам часто распадались и закрывались [5, л. 10-11].

С конца 20-х гг. начинает возрастать уровень общеобразовательной подготовки рабочих. В 1929 г. срок обучения в школе составлял 3,5 года (для сравнения: в 1918 г. школьная программа укладывалась в 1-1,5 года) [7, с. 19]. Наблюдалась постепенная динамика роста уровня общеобразовательной подготовки и в Ивановской промышленной области. По данным Владимирской, Костромской, Иваново-Вознесенской и Ярославской губерний было выявлено, что на производстве в 1928 г. было занято около 50% рабочих, имеющих образование в объеме начальной школы, и примерно 3% рабочих, закончивших среднюю общеобразовательную школу. Среди пришедших на производство в 1934 году - 19% рабочих имели начальное образование, 63% - неполное среднее, а 10% закончили среднюю школу [12, 13].

Следует отметить особое место школ 2-й ступени, где обучались дети и подростки от 12 до 17 лет. В городах Иваново-Вознесенской губернии на три школы 1-й ступени (вернее 2,7 школы) приходилась одна школа 2-й ступени. Для сравнения - в сельской местности на каждые 56 школ 1-й ступени - одна школа 2-й ступени [10, с. 70]. Если в школе 1-й ступени обучение носило общеобразовательный характер и в ней учились в основном взрослые, то школа 2-й ступени по своей общеобразовательной подготовке и профессиональной направленности стояла ближе к производству. Так, в 1925/26 учебном году в школе 2-й ступени № 3 г. Иванова (современная школа-гимназия № 30) были введены промышленно-экономический и кооперативный уклоны [1, с. 81]. Наряду с обычными предметами дети изучали такие дисциплины, как счетоводство, делопроизводство, коммерческая арифметика, организация учреждений, статистика, советское право и др. Школа имела подсобные мастерские, был введен минимум ремесленных навыков по работе с деревом и металлом. Разумеется, далеко не все выпускники работали по той специальности, в которую «уклонялась» их школа.

В 1927-1928 гг. при школах начинают работать курсы по подготовке рабочих к поступлению в Иваново-Вознесенский политехнический институт, который функционировал с 1918 по 1930 год.

Ученики школ 2-й ступени не только учились сами, но и обучали взрослых. Как известно, в 20-х годах широко развернулась кампания по ликвидации безграмотности. Профессиональных педагогов для всех ликбезов не хватало, поэтому к обучению взрослых были привлечены студенты и даже старшеклассники -потому что они не просто были грамотными, а имели за плечами уже несколько классов 2-й ступени. В связи с этим уроки для старшеклассников заканчивались в марте, а затем они направлялись на работу в ликбезы. Итоги учебного года подводились в мае на заключительных занятиях.

В течение 30-х годов школы 2-й ступени в Ивановской промышленной области оставались объектом различных педагогических экспериментов. В 1930 году были введены новые учебные

программы. В соответствии с ними существовавшая ранее классно-урочная система была объявлена пережитком прошлого [4, с. 19]. Вместо нее стал внедряться так называемый бригадно-лабораторный метод обучения, считавшийся тогда последним словом педагогики. Однако он не оправдал себя, и с 1933 г. учебный процесс вернулся в прежнее привычное русло - уроков и домашних заданий.

XIV съезд Советов в 1929 г. обязал Наркомат просвещения внедрить в школах трудовое политехническое обучение. В ущерб другим предметам, например, было существенно увеличено количество часов на труд в Богданихской школе 2-й ступени Иваново-Вознесенской губернии, где были оборудованы слесарные и столярные мастерские, изготовлявшие в основном табуретки, полочки [2, с. 40].

Успеваемость в средних учебных заведениях была отнюдь не стопроцентной, в 1938 г. ее уровень составлял всего 73,4%. В 1940 году в начальных классах успеваемость равнялась 95%, а в среднем звене были классы, в которых уровень успеваемости опускался до 65, 60 и даже 51%. Губернский журнал «Вопросы просвещения» отмечал, что домашние задания обременительны для детей из рабочих семей, и прямо предписывал облегчать нагрузку, падавшую на учеников [1, с. 101]. С этого же времени повелась дурная традиция «натягивания» оценок.

Наиболее популярными и устойчивыми среди общеобразовательных учреждений были трехгодичные общеобразовательные школы взрослых повышенного типа, которые давали знания, близкие к программе средней школы. Уровень подготовки позволял многим поступать в вузы и успешно обучаться там. Число этих школ и количество учащихся в них ежегодно росло. Если к началу 1928/29 учебного года в школах взрослых повышенного типа Ивановской промышленной области обучалось от 1000 до 1200 рабочих, то к началу 1934/35 учебного года местными властями был определен план довести их количество до 4000 [6, л. 8]. Абсолютное большинство в них составляли рабочие.

В середине 30-х годов неполная средняя школа стала основным общеобразовательным учебным заведением для кадрового пополнения ведущих отраслей промышленности. Но при этом значительное место в общеобразовательной подготовке рабочих продолжала занимать начальная школа, особенно у молодых текстильщиков (39%) [7, с. 21].

В 1931 году было осуществлено обязательное семилетнее образование в городах, рабочих поселках и в районных центрах, где имелись МТС. В остальных районах обязательное семилетнее обучение вводилось в течение последующих двух лет. В связи с этим значительно возросла сеть школ повышенного образования: в 1929 году их было 221, в 1931 году - уже 312. Рост учащихся в школах повышенного типа по учебным годам был следующим: 1928/29 год - 88,1 тыс., 1929/30 - 98,1 тыс., 1930/31 год - 69,8 тыс., 1931/32 - 110,8 тыс. человек [12, 13]. Резкое падение количества учащихся в повышенных школах в 1930/31 учебном году было вызвано реорганизацией школ 2-й ступени и девятилеток в фабрично-заводские семилетки и школы крестьянской молодежи, в силу чего сократились 8-й и 9-й годы обучения.

Таким образом, в конце 20-х - начале 30-х годов XX века в Верхневолжье налицо был значительный рост школьной сети и охвата обучением детей школьного возраста. На этом примере мы можем наблюдать постепенное, пошаговое и в достаточной степени осмысленное создание государственной системы общего и профессионального образования. При этом - системы, качественно отличной от других и давшей возможность в будущем говорить об образовании в СССР как одном из лучших в мире.

Литература

1. Балдин К.Е. Начало начал: Очерки истории школы № 30 города Иванова. - Иваново, 2003.

2. Богданихская средняя школа (1912-2002). - Иваново, 2003.

3. Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России. - М., 1964.

4. Волгина С.М. Дневник учительницы. - М., 1932.

5. Государственный архив Ивановской области. - Ф. 1319. -Оп. 1. - Д.139.

6. Государственный архив Ивановской области. - Ф. 33. - Оп. 1. - Д. 2527.

7. Коровин Н.Р. Подготовка рабочих кадров России в 30-е годы. - Иваново, 1993.

8. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи // Полн. собр. соч. -Т. 6.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. - Т. 2.

10. Народное просвещение РСФСР к 1928/1929 учебному году. - М., 1929.

11. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. - М., 1987.

12. Состояние народного образования в РСФСР за 1928-1929 год: Стат. ежегодник. - М., 1929.

13. Состояние народного образования в РСФСР за 1934-1935 год: Стат. ежегодник. - М., 1935.

УДК 93/94 ББК 63.3(2)

УГЛУБЛЕНИЕ КРИЗИСА РОССИЙСКОЙ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-Х ГОДОВ

Т.Н. Вязовская, кандидат юридических наук, доцент Чувашского филиала Московского гуманитарно-экономического института (8352)626251

В статье рассмотрен процесс модернизации государственной пенсионной политики во второй половине 1990-х годов, выявлены наиболее проблемные моменты формирования новой пенсионной системы России.

Ключевые слова: социальная политика, пенсия, пенсионная реформа, Пенсионный фонд РФ.

DEEPENING OF CRISIS OF THE RUSSIAN PENSION SYSTEM IN THE SECOND HALF OF 1990-IES

Vyazovskaya T.N.

In article process of modernization of the state pension policy in the second half1990ies is considered, problem points offormation of new pension system of Russia are revealed.

Keywords: social policy, pension, pension reform, the Pension Fund of the Russian Federation. ^^^^сследуя проблемы государственной политики в сфере заняло совершенствование пенсионного обеспечения. Система

пенсионного обеспечения, следует видеть, что отношение к тем людям, которые в силу возраста обладают неполной трудоспособностью или даже лишены ее, является одним из основных нравственных показателей здоровья общества. Обеспечивая возможность для эффективной самореализации населения в сфере труда для трудоспособного населения, цивилизованное общество должно создавать полноценные условия жизни для лиц пожилого возраста.

Совершенствование пенсионного обеспечения населения было одним из основных направлений социальной политики в СССР. На основе созданной еще в довоенный период системы социальной защиты, несмотря на тяжелые последствия мировой войны, в ходе реализации Закона о государственных пенсиях 1956 года и закона 1966 года о пенсиях для колхозников, уже в 1970-е годы по показателям, характеризующим качество жизни пожилого населения, СССР вплотную приблизился к уровню ведущих стран мира. В конце 1980-х годов пенсионная система, без преувеличения, сала основой социального обеспечения в СССР. Около 80% всех средств, выделявшихся в бюджете страны на социальное обеспечение, составляли расходы на выплату пенсий [1].

В условиях начавшихся процессов демократизации, рыночного реформирования в России произошел существенный пересмотр прежней пенсионной модели. Пенсионная реформа, начатая российским руководством в 1990 году принятием нового пенсионного закона от 20 ноября [2], поэтапно вводившегося с 1 марта 1991 года и полностью вступившего в силу с 1 июля 1992 года, явилась прогрессивным событием новейшей российской истории. Закон четко определил прямую зависимость между суммой назначаемой пенсии и заработной платой, получаемой в трудоспособном возрасте. Чисто технически новый закон устанавливал размер пенсии в 55% от средней заработной платы. Дополнительно к этому, за каждый год, проработанный свыше обязательного стажа (25 лет для мужчин и 20 - для женщин), пенсия увеличивалась еще на 1% от прежней зарплаты. По-настоящему революционное значение имела норма закона о переходе от собственно бюджетного финансирования выплаты пенсий к созданию особой системы страхового пенсионного обеспечения.

В целом с рубежа 1990-х годов государство взяло курс на переход от советской системы социального обеспечения к системе «социальной защиты», что, в частности, нашло отражение в создании в 1992 году на базе Министерства социального обеспечения Министерства социальной защиты населения России (до 1996 года). Что касается непосредственно порядка аккумулирования средств для выплаты пенсий, то одно из главных мест в системе социальной работы с пожилыми людьми первоначально

государственного пенсионного страхования в России была при этом построена, как и в других странах, по принципу солидарности поколений. Страховые взносы для финансирования пенсий поступали в Пенсионный фонд Российской Федерации, созданный в 1990-1991 гг.

Однако на практике в решении проблем пенсионного обеспечения в 1990-е годы страна столкнулась со все более возраставшими трудностями. Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризовалась высоким удельным весом пожилых лиц в составе населения - на уровне 20%. В 36 субъектах РФ он превышал среднероссийский уровень, достигая 25-27%. Более 30 млн. россиян составляли контингент старшего поколения. Наблюдалось также действие долговременной тенденции возрастания числа пожилых людей в общем составе населения. Так, за последние 40 лет XX в. произошло увеличение их численности в 2,2 раза, при росте численности населения в 1,25 раза. Учитывая стремительно растущую смертность людей трудоспособного возраста, пожилые люди оказались самой быстрорастущей группой населения. В 1998 году в России насчитывалось 25,8 млн. человек в возрасте 60 лет и старше и 30,6 млн. человек старшего трудоспособного возраста. Доля людей пенсионного возраста в 1998 году достигла 20,8 процента от всего населения. Доля лиц в возрасте старше 60 лет была несколько ниже и составляла 17,6%. В 1998 году 68,9% лиц в возрасте 60 лет и старше, или 17,8 млн. человек, жили в городах, а в селах проживало 8 млн. пожилых людей. Вместе с тем старение населения было значительно сильнее выражено у сельских жителей. В частности, в 1998 году среди сельских жителей пожилые люди составили 20,2%, среди жителей городов - 16,6%. Среди тех, кто в 1998 году имел возраст старше 60 лет, преобладали представители старшей возрастной группы: лица в возрасте от 70 лет составляли 43%, 60-64-летние - 29%, 65-69-летние - 28%. Устойчиво росло также число долгожителей - людей, перешагнувших 90-летний рубеж [3].

Итак, как общая демографическая, так и текущая социально-экономическая ситуация требовали обеспечения дополнительного финансирования программ пенсионного обеспечения.

Однако втягивание страны в полосу масштабного экономического кризиса не позволило обеспечить решение данной задачи. Основной чертой периода стал хронический недостаток собственных средств в пенсионной системе, что являлось следствием несбалансированности между процессами поступления средств в Пенсионный фонд России и расходования на выплату пенсий.

В принципе, единственным надежным способом решения проблемы было преодоление кризиса российской экономики, способной производить больший объем ВВП. Однако на практике из тяжелейшего экономического кризиса российской экономике с большим трудом, и то за счет финансовых пирамид ГКО,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.