Научная статья на тему 'РОЛЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЭКОНОМИКЕ ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ'

РОЛЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЭКОНОМИКЕ ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
94
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СОФИЗМ / ИСЛАМСКАЯ ЭТИКА / ИСЛАМСКИЙ БИЗНЕС

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кириллов Герман Михайлович, Питайкин Кирилл Юрьевич

Формирование полноценных взаимоотношений в бизнесе выстраивается в определенной системе координат на основе ценностных установок и базовых принципов морали и этики. Исламские государства, обладающие тысячелетней историей и тщательно оберегающие религиозные устои своего общества, внесли немалый вклад в формирование этики ведения бизнеса мусульман.Цель исследования - выявление влияния ценностей исламской религии на экономическое поведение хозяйствующих субъектов.Задачи - определение принципов формирования этического кодекса ведения бизнеса у мусульман, концептуальных основ формирования исламской экономики и банковской сферы, точек взаимодействия в философии коммуникаций исламского, православного, католического бизнеса, факторов, влияющих на сохранение конструкта нравственных ценностей ислама в условиях многонационального глобального мира. Методология. Сегодня практически любая проблема многоаспектна и может рассматриваться с разных точек зрения. Применение философско-методологического анализа имеет особое значение, когда изучаются междисциплинарные вопросы. В целях исследования применен диалектический метод познания, основанный на принципах объективности, изучения конкретных данных, единства исторического и логического, единства противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, а также принципа сохранения прогрессивных изменений в новом качественном состоянии и др.Результаты исследования могут использоваться в процессе построения бизнеса во взаимодействии с партнерами - мусульманами, что позволит лучше понять мотивы в принятии управленческих решений со стороны исламского бизнеса, выстроить долгосрочные партнерские взаимоотношения с исламскими банками. В Российской Федерации численность традиционно мусульманских народов составляет более 10 % населения, а в ближайшем внешнеполитическом и внешнеэкономическом окружении России большое количество мусульманских стран. В последнее время вектор внешнеполитического и внешнеэкономического взаимодействия нашего государства значительно смещается в сторону восточного направления, включая мусульманские страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF MORAL VALUES IN THE ECONOMY OF ISLAMIC STATES

The formation of full-fledged relationships in business are built in a certain coordinate system, which are based on value attitudes and the basic principles of morality and ethics. Islamic states, which have a thousand-year history and carefully protect the religious foundations of their society, have brought a lot of moral values and attitudes to the formation of Muslim business ethics.The purpose of the study is to identify the influence of the values of the Islamic religion on the economic behavior of economic entities.Tasks: to identify the principles of the formation of an ethical code of doing business among Muslims; determine the conceptual foundations for the formation of the Islamic economy and the banking sector; identify points of interaction in the philosophy of communications of Islamic, Orthodox, Catholic business; clarify the factors influencing the preservation of the construct of moral values of Islam in interaction in a multinational global world.Methodology. In the modern world, almost any problem has many aspects and can be considered from different points of view. The application of philosophical and methodological analysis is of particular importance when an interdisciplinary problem is being studied. For the purposes of our study, a dialectical method of cognition was applied, based on the principles of objectivity, the study of specific data, the unity of historical and logical, the unity of opposites, the transition of quantitative changes into qualitative ones, as well as the principle of preserving progressive changes in a new qualitative state, etc.The results of the research can be used in the process of building a business in cooperation with Muslim partners, which will allow a better understanding of the motives for making managerial decisions on the part of Islamic business, and building long-term partnerships with Islamic banks. In the Russian Federation, the number of traditionally Muslim peoples is more than 10% of the population, and in the immediate foreign policy and foreign economic environment of Russia there are a large number of Muslim countries. Recently, the vector of foreign policy and foreign economic interaction of our state has significantly shifted towards the eastern direction, including Muslim countries.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЭКОНОМИКЕ ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ»

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

Научная статья УДК 17

doi: 10.18522/2687-0770-2023-2-32-37

РОЛЬ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЭКОНОМИКЕ ИСЛАМСКИХ ГОСУДАРСТВ

Герман Михайлович Кириллов1^, Кирилл Юрьевич Питайкин2

1 2 Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

1 gekir10@mail.ruH

2 baditel@bk.ru

Аннотация. Формирование полноценных взаимоотношений в бизнесе выстраивается в определенной системе координат на основе ценностных установок и базовых принципов морали и этики. Исламские государства, обладающие тысячелетней историей и тщательно оберегающие религиозные устои своего общества, внесли немалый вклад в формирование этики ведения бизнеса мусульман.

Цель исследования - выявление влияния ценностей исламской религии на экономическое поведение хозяйствующих субъектов.

Задачи - определение принципов формирования этического кодекса ведения бизнеса у мусульман, концептуальных основ формирования исламской экономики и банковской сферы, точек взаимодействия в философии коммуникаций исламского, православного, католического бизнеса, факторов, влияющих на сохранение конструкта нравственных ценностей ислама в условиях многонационального глобального мира.

Методология. Сегодня практически любая проблема многоаспектна и может рассматриваться с разных точек зрения. Применение философско-методологического анализа имеет особое значение, когда изучаются междисциплинарные вопросы. В целях исследования применен диалектический метод познания, основанный на принципах объективности, изучения конкретных данных, единства исторического и логического, единства противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, а также принципа сохранения прогрессивных изменений в новом качественном состоянии и др.

Результаты исследования могут использоваться в процессе построения бизнеса во взаимодействии с партнерами - мусульманами, что позволит лучше понять мотивы в принятии управленческих решений со стороны исламского бизнеса, выстроить долгосрочные партнерские взаимоотношения с исламскими банками. В Российской Федерации численность традиционно мусульманских народов составляет более 10 % населения, а в ближайшем внешнеполитическом и внешнеэкономическом окружении России большое количество мусульманских стран. В последнее время вектор внешнеполитического и внешнеэкономического взаимодействия нашего государства значительно смещается в сторону восточного направления, включая мусульманские страны.

Ключевые слова: нравственные ценности, софизм, исламская этика, исламский бизнес Для цитирования: Кириллов Г.М., Питайкин К.Ю. Роль нравственных ценностей в экономике исламских государств // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2023. № 2. С. 32-37.

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0). Original article

THE ROLE OF MORAL VALUES IN THE ECONOMY OF ISLAMIC STATES

German M. Kirillov1H, Kirill Yu. Pitaikin2

1 2 Penza State University, Penza, Russia

1 gekir10@mail .ruH

2 baditel@bk.ru

© Кириллов Г.М., Питайкин К.Ю., 2023

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

Abstract. The formation of full-fledged relationships in business are built in a certain coordinate system, which are based on value attitudes and the basic principles of morality and ethics. Islamic states, which have a thousand-year history and carefully protect the religious foundations of their society, have brought a lot of moral values and attitudes to the formation of Muslim business ethics.

The purpose of the study is to identify the influence of the values of the Islamic religion on the economic behavior of economic entities.

Tasks: to identify the principles of the formation of an ethical code of doing business among Muslims; determine the conceptual foundations for the formation of the Islamic economy and the banking sector; identify points of interaction in the philosophy of communications of Islamic, Orthodox, Catholic business; clarify the factors influencing the preservation of the construct of moral values of Islam in interaction in a multinational global world.

Methodology. In the modern world, almost any problem has many aspects and can be considered from different points of view. The application of philosophical and methodological analysis is of particular importance when an interdisciplinary problem is being studied. For the purposes of our study, a dialectical method of cognition was applied, based on the principles of objectivity, the study of specific data, the unity of historical and logical, the unity of opposites, the transition of quantitative changes into qualitative ones, as well as the principle of preserving progressive changes in a new qualitative state, etc.

The results of the research can be used in the process of building a business in cooperation with Muslim partners, which will allow a better understanding of the motives for making managerial decisions on the part of Islamic business, and building long-term partnerships with Islamic banks. In the Russian Federation, the number of traditionally Muslim peoples is more than 10% of the population, and in the immediate foreign policy and foreign economic environment of Russia there are a large number of Muslim countries. Recently, the vector of foreign policy and foreign economic interaction of our state has significantly shifted towards the eastern direction, including Muslim countries.

Keywords: moral values, sophism, Islamic ethics, Islamic business

For citation. Kirillov G.M., Pitaikin K.Yu. The Role of Moral Values in the Economy of Islamic States. Bulletin of Higher Educational Institutions. North Caucasus Region. Social Science. 2023;(2):32-37. (In Russ.).

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0).

В современной научной литературе получила довольно широкое распространение идея формирования исламских банков не только в странах, исповедующих ислам. Но возникает вопрос, а не приведет ли распространение исламских банков, предлагающих отрицательную ставку процента, к расширению влияния исламской культуры в многонациональных или полиэтнических государствах? Данные вопросы обусловили научный интерес к указанной проблематике и выбор темы для исследования.

Несмотря на прагматичность базовых постулатов хозяйственной деятельности - получение прибыли, важным аспектом экономики является ее нравственная составляющая. В этой связи интересно обратиться к философскому основанию построения экономической системы стран исламского мира, в которой роль этических ценностей особенно велика. Как отмечал еще в начале ХХ в. русский философ С. Н. Булгаков, хозяйственная деятельность человека имеет не только практическое, но и философское значение [1]. Известный экономист А. М. Сафаров уточняет, что исламские принципы, заложенные в построении системы экономических, финансовых, банковских отношений, позволяют формировать более устойчивые хозяйственные объединения [2]. Они как хозяйствующие субъекты способны оказывать благоприятное воздействие на функционирование и развитие национальных экономик современных исламских государств. Наличие исламского сектора в экономике других государств способствует более сглаженному протеканию кризисов, обусловленных циклическим развитием. В этой связи следует отметить, что принципы, о которых идет речь, основаны на культурных традициях и религиозных ценностях ислама.

Специфику исламской этики ведения бизнеса исследовал С. Жданов [3]. Он выделяет глубокое влияние ислама также и на все сферы повседневной жизни мусульман. Сущностные моменты этики исламского бизнеса называет в своей работе Г. Нуруллина [4]. Она отмечает важность понимания исламской деловой культуры именно для нашей страны, так как в России ислам яв-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OFHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

ляется неотъемлемой частью исторического и культурного наследия, сформировавшего мен-тальность российского народа. Более того, в настоящее время наблюдается повышенный интерес к вопросам реализации национальной политики Российской Федерации, так как наше государство многонациональное и многоконфессиональное, а со стороны внешней политики расширение контактов с мусульманскими странами на принципах добрососедства и взаимного уважения очень актуально.

В этой связи представляет научный интерес исследование суфизма как одного из направлений классической мусульманской философии. Суфизм как исторически сложившаяся исламская система ценностей, в основе которой лежит стремление мусульманина познать сущность Всевышнего посредством духовных практик, аскетизма и борьбой со скрытыми духовными пороками, нашел отражение в работах В. Х. Акаева, М. Д. Солтамурадова, В. З. Газиева [5], Г. М. Кириллова [6], И. Саетова [7], и др. Исследованием морально-нравственных ценностей мусульманства занимались А. Добаев, Т. Игнатова [8].

Влияние правовой культуры и нравственных ценностей ислама на устойчивое развитие современного общества изучалось А. П. Альбовым, Р. В. Шагиевой [9].

В классической философской литературе и экономических источниках имеется достаточно утверждений о том, что этика и религия являются определяющим фактором воздействия на экономику. Социально-ориентированное функционирование рыночной экономики возможно при наличии определенной системы нравственности, при условии включенности в рыночные институты функционирование целого ряда конфессиональных комплексов [10].

В работе М. Вебера нашла отражение идея поддержки или одобрения со стороны религии определенных форм хозяйствования. Более того, он раскрыл влияние нравственных ценностей протестантизма на формирование западноевропейской модели классического капитализма [11].

Также интересен вклад в развитие философского понимания важности нравственных и религиозных ценностей в хозяйственной сфере деятельности автора мотивационной теории Д. Мак-Клеланда. Согласно данной терии, бизнесмену необходим гораздо более мощный стимул, чем просто желание повысить прибыль; чтобы сдвинуть большой объем рутины и препятствий, ему необходима вера [12].

Нравственные нормы, регулирующие отношения человека с человеком и обществом, с точки зрения религии имеют божественное происхождение и их соблюдение является неотъемлемой частью любой религиозной системы. Так нравственную жизнь христианина регулируют библейские заповеди, а в мусульманской этике это обязанности и предписания, которые дает верующим Аллах (5 столпов Ислама: исповедание, молитва, милостыня, пост, хадж). Основой монотеистических религиозных учений является вера в одного Бога-творца, управляющего всем мирозданием. В исламе только Аллах признается источником любого закона, моральных ценностей и этического кодекса поведения людей. Шариат - это целый комплекс предписаний и норм поведения человека, это и свод законов (как религиозных, так и светских), и некий концепт, формирующий и определяющий образ жизни мусульманина. В мусульманстве нравственные ценности и нормы имеют определяющее значение перед экономическими благами, и данный концепт распространяется и на светские взаимоотношения людей.

Особое место в исламской этике занимает учение суфизма как некоего духовно-культурного феномена, в основу которого заложено аскетико-мистическое течение в исламе, устанавливающее особое отношение между Всевышним и верующим, сотворенным им. Несмотря на очень древнее происхождение данного направления в мусульманстве, в научной исламоведческой литературе данный феномен остается дискуссионным и не имеет единого подхода в определении дефиниции.

До сих пор бытует некий стереотип, что суфии существуют вне системы координат экономического мира, но это мнение ошибочно. На примере современной Турции наглядно прослеживается некий мусульманский ренессанс. В 1937 г. Основным законом Турция была провозглашена светским (лаицистским) государством, превратив религиозных мусульман в людей «второго сорта» [7]. До середины ХХ в. быть религиозным мусульманином означало для человека отсутствие возможности участвовать в политической, экономической жизни общества. Суфии попали практически в двойную изоляцию: они не только не могли реализоваться в свет-

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

ской сфере, но и накопить достаточно капитала, чтобы стать весомыми игроками в экономической сфере. Однако суфийские общества (тарикаты), несмотря на практически подпольное положение, оказались достаточно жизнеспособными. Более того, они сыграли существенную интеграционную роль, способствуя объединению населения.

Джамааты (своеобразные бизнес-корпорации суфиев), основанные на суфийских ценностях, не привязанных к политическому режиму или экономическому строю, способствовали успешной адаптации турецких суфиев к новым реалиям современной экономики, сохраняя при этом традиционные принципы исламской этики. Наряду с возрождением исламского фундаментализма именно неосуфизм, т. е. суфизм на новом качественном уровне, может проявляться как некий функциональный эквивалент протестантской этики. При этом сами суфийские ценности на всем протяжении истории легли в основу формирования механизма встраивания джамаатов в структуру глобального капитализма в XXI в. Именно поэтому данный процесс способствует распространению исламских финансовых институтов в капиталистические экономики многих западных стран.

Так каково же влияние ценностей исламской религии на экономическое поведение хозяйствующих субъектов? С одной стороны, экономическая система исламских стран, основанная на частной собственности и рыночной конкуренции, не противоречит законам шариата. Но необходимо строго соответствовать справедливому распределению полученных благ. Так как в соответствии с Кораном все богатства мира априори принадлежат Аллаху, то человеку они передаются лишь во временное пользование. Причем пользоваться благами человек должен эффективно, рационально и бережно, сохраняя природу как среду обитания для будущих поколений. Именно данный конструкт лежит в основе концепции устойчивого развития.

Поэтому нравственные принципы ислама обязывают человека стремиться не к получению максимальной личной выгоды, а к всеобщему благосостоянию. Исламская экономическая концепция рассматривает действия человека с точки зрения общественного блага, а распределение предполагает на основе принципов справедливости и личного вклада каждого конкретного участника общественного производства. Тем не менее исламская религия не запрещает иметь мирские блага для обеспечения жизнедеятельности самого человека, членов его семьи, а также стремиться к достижению определенного высокого уровня материального благополучия.

В исламском мире религия является ядром всей социально-экономической и культурной системы. Все слагаемые исламской культуры как бы проникнуты единой духовной сущностью, порождающей особый тип человека, устремленного к культурному и творческому самовыражению. Мусульманская культура всегда исходит из принципа равенства людей перед Всевышним Аллахом в своем морально-нравственном достоинстве. Согласно учению, чему не способствует Бог, то не сопровождается успехом. Данный конструкт в настоящее время реализуется в экономической политике исламских стран. Это выражается в предотвращении сверхобогащения путем ограничения монополий, а также некоторых видов коммерческой деятельности, в частности связанных с получением дохода от продажи алкоголя, игорного бизнеса, ростовщичества, несовместимых с нравственными идеями Корана.

В настоящее время в философии формируется новый вектор исследований проблем взаимосвязи духовного и материального в рыночной экономике. Существует потребность в осознании процессов создания современной исламской экономической модели с четкой социальной ориентацией, основанной на принципах социальной справедливости, исламской этики и законах шариата. В данной связи требует более глубокого исследования механизм деятельности исламских банков, реализующих кредитную политику с отрицательной ставкой процента. В основе функционирования исламской банковской системы лежит запрет на взимание и выплату процентов. Сущность данного подхода в банковской сфере ислама заключается в признании несправедливости эксплуатации, при которой собственник капитала получает процент вне зависимости от результата деятельности заемщика капитала. Наоборот, приветствуется партнерство, т. е. участие обеих сторон в прибылях и убытках.

Следовательно, данные банковские инструменты можно оценивать как благотворительные ссуды («кард аль хасан»), демонстрирующие обществу социальную ответственность исламских

ISSN 2687-0770 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2023. № 2

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

банков согласно законам шариата. Исламские банки также могут выступать в роли спонсоров при проведении мероприятий, одобряемых шариатским советом.

Также вызывают исследовательский интерес исламские фонды (Shariach Compliance Funds, Islamic Investment Funds), получившие широкое распространение в развитых странах. Они представляют собой некую разновидность этических фондов или фондов социально ответственных инвестиций. В принципах работы данных фондов заложены критерии экологической ответственности, этики, религиозные позиции определенных конфессий. Отличительным признаком исламских фондов является наличие шариатского совета.

Следует отметить, что проведенный в исследовании анализ влияния нравственных ценностей ислама на экономическое поведение мусульман позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, в исламских странах светские законы могут иметь порой второстепенное значение, в то время как религиозные нормы поведения являются определяющими в поведении данных хозяйствующих субъектов. Во-вторых, формирование экономических институтов находится под значительным влиянием религиозных принципов и норм, включая социальную справедливость как один из базисных принципов ислама.

На примере турецкого суфизма рассмотрена уникальность экономики турецких джамаатов, которая выражается в сочетании религиозной составляющей и предпринимательства. Таким образом, роль этических ценностей в экономике стран исламского мира действительно велика: они не только определяют специфику предпринимательства, банковского, страхового бизнеса, но и лежат в основе стратегии экономического развития государств.

Список источников

1. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. М.: Юрайт, 2020. 282 с. (Антология мысли) // Образовательная платформа Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/452742 (дата обращения: 12.11.2022).

2. Сафаров А.М. О значении исламских финансов и банковского дела для стран СНГ. URL: https ://islamnews.ru/news-o-znachenii-islamskih-finansov-i-bankovskogo -dela-dlja-stran-sng (дата обращения : 10.11.2021).

3. Жданов С. Исламская этика бизнеса. URL: https://mirec.mgimo.ru/ 2010/2010-04/islamskaya-etika-biznesa (дата обращения: 10.11.2022).

4. Нуруллина Г. Исламская этика бизнеса. М.: УММА, 2004. 47 с.

5. Акаев В.Х., Солтамурадов М.Д., Газиев В.З. Суфизм в современном мире: интерпретации, теория и практика // Научная мысль Кавказа. 2017. № 1. С. 29-36.

6. Кириллов Г. М. Внутренняя и внешняя диалогичность поэмы Фарид 'Аттара «Язык птиц» // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 12 (62) : в 4 ч. Ч. I. C. 113-119. URL: www.gramota.net/materials/3/2015/12-1/27.html (дата обращения: 10.11.2022).

7. Саетов И. Экономика турецких джамаатов: реванш неосуфиских общин на рубеже XXI века // Государство. Религия. Церковь. 2018. № 3 (36). С. 24-41.

8. Игнатова Т., Добаев А. Система «хавала» в исламской экономике // Мусульманский мир. 2017. № 2. С. 39-54.

9. Альбов А.П., Шагиева Р.В. Правовая культура и нравственные ценности ислама как основа устойчивого развития современного общества // Образование и право. 2017. № 3. С. 33-44.

10. Parsons Т., Smelser N. Economy and Society: A Study in the Integration of Economic and Social Theory. Glencoe: Free Press, 1956. P. 29.

11. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. URL: http://tower-libertas.ru/wp-content/ uploads/2013/10/Max_Veber_-_Protestantskaya _etika_ i_dukh_kapital.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

12.Mac-ClelandD.C. The Achieving Society. Princeton, 1961. 430 p.

References

1. Bulgakov S. N. Philosophy of economy. Moscow: Yurait Publ.; 2020. 282 p. (Anthology of Thought). Yurayt Educational Platform. Available from: https://urait.ru/bcode/452742 [Accessed 12th November 2022]. (In Russ.).

ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2023. No. 2

2. Safarov A.M. On the importance of Islamic finance and banking for the CIS countries. Available from: https://islamnews.ru/news-o-znachenii-islamskih-finansov-i-bankovskogo-dela-dlja-stran-sng [Accessed 10th November 2021]. (In Russ.).

3. Zhdanov S. Islamic business ethics. Available from: https://mirec.mgimo.ru/2010/2010-04/islamskaya-etika-biznesa [Accessed 10th November 2022]. (In Russ.).

4. Nurullina G. Islamic business ethics. Moscow: UMMA Publ.; 2004. 47 p. (In Russ.).

5. Akaev V.Kh., Soltamuradov M.D., Gaziev V.Z. Sufism in the modern world: interpretations, theory and practice. Nauchnaya mysl' Kavkaza = Scientific Thought of the Caucasus. 2017;(1):29-36. (In Russ.).

6. Kirillov G. M. Internal and external dialogicity of Farid 'Attar's poem "The Language of Birds". Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki = Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. 2015;(12-1):113-119. Available from: https://www.gramota.net/ materials/3/2015/12-1/27.html [Accessed 10th November 2022]. (In Russ.).

7. Saetov I. Economy of Turkish jamaats: revenge of neo-Sufi communities at the turn of the 21st century. Gosudarstvo. Religiya. Tserkov' = State. Religion. Church. 2018;(3):24-41. (In Russ.).

8. Ignatova T., Dobaev A. The hawala system in the Islamic economy. Musul'manskii mir = Muslim World. 2017;(2):39-54. (In Russ.).

9. Albov A.P., Shagieva R.V. Legal culture and moral values of Islam as a basis for the sustainable development of modern society. Obrazovanie i pravo = Education and Law. 2017;(3):33-44. (In Russ.).

10. Parsons T., Smelser N. Economy and Society: A Study in the Integration of Economic and Social Theory. Glencoe: Free Press; 1956. 29 p.

11. Weber M. Protestant ethics and the spirit of capitalism. Available from: http://tower-libertas.ru/wp-content/uploads/2013/10/Max_Veber_-_Protestantskaya _etika_i_dukh_kapital.pdf [Accessed 10th November 2022]. (In Russ.).

12. Mac-Cleland D.C. The Achieving Society. Princeton, 1961. 430 p.

Информация об авторах

Г.М. Кириллов - доктор философских наук, доцент, кафедра философии и социальных коммуникаций. К.Ю. Питайкин - студент, факультет вычислительной техники.

Information about the authors

G.M. Kirillov - Doctor of Science (Philosophy), Associate Professor, Department of Philosophy and Social Communications.

K. Yu. Pitaikin - Student, Faculty of Computer Engineering.

Статья поступила в редакцию 14.02.2023; одобрена после рецензирования 27.04.2023; принята к публикации 01.06.2023. The article was submitted 14.02.2023; approved after reviewing 27.04.2023; accepted for publication 01.06.2023._

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.