Научная статья на тему 'Роль непроизвольной памяти в диалектике сна и пробуждения Вальтера Беньямина (проект «Пассажи»)'

Роль непроизвольной памяти в диалектике сна и пробуждения Вальтера Беньямина (проект «Пассажи») Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
381
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Артикульт
ВАК
Ключевые слова
ВАЛЬТЕР БЕНЬЯМИН / WALTER BENJAMIN / "ПАССАЖИ" / СОН / DREAM / КИЧ / НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / "ARCADES" / KITSH / LA MEMOIRE INVOLONTAIRE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Травников Семен Константинович

В статье рассматривается гипотеза о том, что способность непроизвольной памяти в исследованиях Вальтера Беньямина играла роль средства пробуждения общества от «сна наяву». Основной материал исследования незавершенный проект «Пассажи», в котором наиболее подробно разобрана тема «спящего общества» (Европа конца XIX начала XX веков). «Пробуждение», как о нем говорится в «Пассажах», представляет собой переворот в мировосприятии, при котором происходит замена импульса желания на диалектическое бездействие. Концепция непроизвольной памяти служит примером функционирования «пробужденного» сознания. Она означает сохранение впечатлений без их фиксации в сознательном опыте и их репереживание путем обращения к индивидуальным триггерам памяти культурным артефактам, запахам, зрительным образам и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CONCEPTUAL ROLE OF “LA MEMOIRE INVOLONTAIRE” IN WALTER BENJAMIN''S DIALECTICS OF DREAM AND AWAKENING (“ARCADES” PROJECT)

Our main thesis suggests that concept of “la memoire involontaire” for Walter Benjamin was a mean of awakening “dreaming society”. A primary source for our research is non-finished book “Arcades”. “Awakening”, as it referred in “Arcades”, was a revolution in the worldview: an impetus of desire was replaced by dialectical standstill. The concept of involuntary memory is a good example of “waking consciousness”. This type of memory means preserving impressions without fixation in a conscious experience, and re-experiencing of them by referring to individual triggers of memory like cultural artifacts, smells, visual images etc.

Текст научной работы на тему «Роль непроизвольной памяти в диалектике сна и пробуждения Вальтера Беньямина (проект «Пассажи»)»

С.К. Травников

аспирант Государственного института искусствознания

[email protected]

роль непроизвольной памяти

в диалектике сна и пробуждения вальтера беньямина

(проект «пассажи»)

В статье рассматривается гипотеза о том, что способность непроизвольной памяти в исследованиях Вальтера Беньямина играла роль средства пробуждения общества от «сна наяву». Основной материал исследования -незавершенный проект «Пассажи», в котором наиболее подробно разобрана тема «спящего общества» (Европа конца XIX - начала XX веков). «Пробуждение», как о нем говорится в «Пассажах», представляет собой переворот в мировосприятии, при котором происходит замена импульса желания на диалектическое бездействие. Концепция непроизвольной памяти служит примером функционирования «пробужденного» сознания. Она означает сохранение впечатлений без их фиксации в сознательном опыте и их репереживание путем обращения к индивидуальным триггерам памяти -культурным артефактам, запахам, зрительным образам и т.д.

Ключевые слова: Вальтер Беньямин, «Пассажи», сон, кич, непроизвольная память

Our main thesis suggests that concept of "la memoire involontaire" for Walter Benjamin was a mean of awakening "dreaming society". A primary source for our research is non-finished book "Arcades". "Awakening", as it referred in "Arcades", was a revolution in the worldview: an impetus of desire was replaced by dialectical standstill. The concept of involuntary memory is a good example of "waking consciousness". This type of memory means preserving impressions without fixation in a conscious experience, and re-experiencing of them by referring to individual triggers of memory like cultural artifacts, smells, visual images etc.

Keywords: Walter Benjamin, "Arcades", dream, kitsh, la memoire involontaire

«Сон» как метафора состояния общества - это широко распространенная фи1ура в риторике, литературе, публицистике. Часто образ «спящего общества» рассматривался вместе с образом «пробуждения» (например, религиозное пробуждение в христианской традиции). О «сне», объявшем общество, известно и философии. Вопросы, связанные с проблематикой сна, изучались в таких направлениях 1уманитарного знания, как философская антропология, экзистенциализм, психоанализ, фрейдомарксизм. Центральное место вопрос о «сне» играет в книге Вальтера Беньямина «Пассажи».

Проблемы «сна» и непроизвольной памяти в философии Беньямина достаточно хорошо освящена в исследовательской литературе. Назовем здесь исследования, выполненные Сьюзан Бак-Морс1, Райнером Рошлицем2, Максом Пенски3, Юргеном Хабермасом4, Мириам Хансен5, Винфредом Меннингхаусом6, Евгением Павловым7. Тем не менее, взаимосвязь этих двух тематических осей философии Беньямина должным образом еще не была рассмотрена.

© Травников С.К., 2015

1 Buck-Morss S. The Dialectics of Seeing. Walter Benjamin and the Arcades Project. Chicago, 1991.

2 Rochlitz R. The Disenchantment of Art: The Philosophy of Walter Benjamin. New York, 1996.

3 PenskyM. Method and time: Benjamin's dialectical images. // The Cambridge Companion to Walter Benjamin. Colorado, 2004.

4 Habermas J. Consciousness-Rising or Redemptive Criticism: the Contemporaneity of Walter Benjamin. //New German Critique # 17. Milwaukee, 1979.

5 Hansen M. Cinema and Experience: Sigfried Kracauer, Walter Benjamin, and Theodor Adorno. University of California Press, 2012.

6 Menninghaus, W. On the "Vital Significance" of Kitsch: Walter Benjamin's Politics of "Bad Taste". // Walter Benjamin and the

Architecture of Modernity. Ed. by Andrew Benjamin and Charles Rice. Melbourne, 2009.

H

hH

n

л »

s »

» i

S »

a a.

а» »

S »

а

I

s ►

s

ore s

ж ©

-«s л

в

О" л ч

ы

it w

C.K. Травников Роль непроизвольной памяти в диалектике сна и пробуждения 5g Вальтера Беньямина (проект «Пассажи»)

S Вальтер Беньямин не успел закончить «Пассажи», однако и в незавершенном виде эта книга

гц оказала значительное влияние на различные традиции 1уманитарного знания. Исходное

Г4!

положение о «сне» проекта «Пассажи» можно сформулировать следующим образом: с

и технологизацией культуры в XIX-XX веках мир вокруг изменился, но ни современники этих и

1-1 изменений, ни мы, те, кто родился уже в новой реальности, характера и масштаба этих изменений

в полной мере не осознаем, поскольку нам, жителям больших городов, свойствен особый

онейроидный регистр существования; проще говоря, мы «спим наяву».

Целью настоящего исследования будет установить взаимосвязи между риторикой «сна и

пробуждения», диалектическим образом «сна, объявшего общество», и проблематикой

непроизвольной памяти (memoire involontaire).

Образ «спящего общества», «спящей страны» был широко распространен в художественной

литературе, газетах и журналах начала XX века. Беньямин, один из наиболее внимательных

исследователей информационных технологий, использовал этот образ, обычный для

политической риторики или поэзии, но не для философии, в своих исследованиях в области

эстетики. Почему? Что еще было в его программном требовании «пробуждения», кроме увлечения

революционным марксизмом и чуткости к шуму времени?

В «Пассажах» Беньямин говорит о состоянии «сна» (грезы) [Traum], а также о «сне наяву»

[Träumerei], в который погружено европейское капиталистическое общество начала XX века.

«Капитализм был естественным явлением, посредством которого сон, заполненный мечтой,

объял Европу и реактивировал мифические силы»8, пишет он. Сон, однако, связан не с безумием,

PL, а напротив - с чрезмерной рационализацией, с железной логикой социального устройства,

№ подчиненной понятию «прогресса». Фантасмагория, манифестирующая призрачный прогресс, о

И благодаря развитию рынка рекламы и развлечений оказалась на расстоянии вытянутой руки, н

^ всегда рядом, на улице и дома. Для «спящего общества» не существует той катастрофы, которая

й происходит за ярким фасадом образов желаний. «Status quo вещей - это катастрофа. Она л

jjjv присутствует в них всегда, пусть не всегда проявлена. Как у Стриндберга: "ад - это не то, что

о нас ожидает, а жизнь здесь и сейчас"»9. Катастрофическое мировоззрение направлено на

^ переплетения временных измерении прошлого, настоящего и будущего, которые актуализируются

о\ в фантасмагории товаров потребления. Катастрофа - это не факт будущего, но она есть подлинный облик того повторяющегося движения, которое общество воспринимает как поступательное,

H линейное развитие, прогресс.

t; «Сон» по Беньямину свойствен обществу в его массовых проявлениях. Сейчас известно, что

Id функционирование памяти, а равным образом и восприятия обусловлено не только и не столько

® индивидуальными особенностями, сколько социальными условиями и окружающей средой10. В

^ городском пространстве это влияние особенно сильное. Однако социальная или коллективная

g память (и соответствующее ей коллективное восприятие) никогда полностью не вытесняют

j]^ индивидуальные память и восприятие. В «Пассажах» Вальтера Беньямина поднимается вопрос об

g актуализации способностей восприятия, которые являются рудиментами для нас как для

'S элементов «коллективного тела» общества. Для описания этой потенции Беньямин использовал S

¡g термин «пробуждение».

^ В эссе «Сюрреализм...» Беньямин сравнивал с «будильником, звонящим беспрерывно»

!| «выражения лиц сюрреалистов» - «единственных, кто полностью понял свою сегодняшнюю

g задачу»11. Сюрреализм и дадаизм в трактовке Беньямина были методами «разбудить» общество, их

'S коллажи и картины были способом выбить зрителя из привычного способа восприятия. В черновых

5 набросках к «Пассажам» он пишет: «..мы не можем прикоснуться к XIX веку. <...> Словами

3г _

и

^ 8 Benjamin W. Das Passagen-Werk. In: Gesammelte Schriften in 7 Bände. Frankurt am Main, 1991. Bande V, S. 592.

«5 9 Ibid.

10 См. об этом: Хальбвакс M. Социальные рамки памяти. M.: Новое издательство, 2007.

11 Беньямин В. Сюрреализм: последний моментальный снимок европейской интеллигенции. В книге: Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. М.: Симпозиум, 2004. С. 282.

'M

S. Travnikov A conceptual rôle of "la memoire involontaire" in Walter Benjamin's

dialectics of dream and awakening ("Arcades "project) 53

сюрреалистов, XIX век - это шум, который пробуждает нас, проникая в наш сон»12. Метафорой ^

«пробуждения» Беньямин описывает не событие, но «усиливающийся процесс», который «входит й

в жизнь отдельного человека так же, как он входит в жизнь поколений». Если в коллективном 71

измерении порядок такого пробуждения дан Беньямином в его диалектике образа, то в измерении ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

индивидуальном речь идет о «коперниканском перевороте» воспоминания: «Если раньше

представляли, что определенная точка находится в уже свершившемся, и прошлое можно

представить, направляя в эту область познавательные способности, то теперь эти отношения

перевернутся, и "то-что-было" станет диалектическим ниспровержением, вспышкой

пробудившегося сознания»13. Эта «вспышка» наглядно представлена в романном цикле Пруста.

Отличительной чертой такого воспоминания является его «внешность»: память управляется не

работой сознания, но внешними триггерами - такими как вещи, запахи, зрительные образы и т.д.

Меннингхаус, исследуя понятие «кич» в «Пассажах» Беньямина, указал на то, что эту книгу

более правомерно называть не историографическим исследованием, но художественным

проектом, реализующим программу «сконструировать будильник, собрав для этого вместе кич

прошлого столетия». В понятии «кич», как указывает Меннингхаус, объединены все явления, в

которых искусство диктует форму технологии, - когда старые, привычные формы воплощаются

посредством новых технологий. Основой существования кича является «сон», объявший

европейское общество, с его «образами мечтаний». «Пробудить» общество ото сна можно разными

способами, и, как пишет Меннингхаус, «...проект Беньямина был гораздо радикальнее, чем все,

здесь изложенное [политика Геббельса]. Он намеревался переместить своего читателя к порогу ^

"пробуждения" не силой ар1ументов, но прежде всего при помощи сюрреалистического "взрыва", ^

созданного в прямом противостоянии его современников с "энергиями мечтаний" XIX века, ÏÎ

сохраняющихся в вещах. Они должны были "произойти" <zusto6en> с читателем, как вкус ц?.

о"

мадлен произошел с прустовским рассказчиком»14. Сам Беньямин описывал технику создания S

«Пассажей» следующим образом: «Метод этой работы - литературный монтаж. <...> Я беру а

тряпье и отбросы, не описывая, но уделяя им внимание единственным возможным способом: §•

используя их»15. Это текст, сплошь составленный из цитат, взятых из газет, книг стихов, Ц

объявлений, философских трактатов, социологических исследований, журналов, а также &

s

собственных заметок и эссе Беньямина. Фрагменты, из которых составлен текст, связаны с памятью S«

читателей о XIX веке, только обращены они не к официальному варианту этой эпохи, который

эксплуатируют индустрии моды, популярной культуры и рекламы, а к варианту ^

индивидуализированному, основанному на «мусоре истории» - то есть на всем том, что осталось j*"

за бортом большого исторического нарратива. Ц

«Пассажи» были задуманы как средство «пробуждения» от этого сна путем опыта чтения. 2.

Состояние «сна», в которое погружено общество, - это гипноз, осуществленный при помощи 5

«коммодити», товаров потребления. Товары потребления, включая культурный ширпотреб и !>

S

предметы кича, массово тиражируемые репродукции, копии популярных песен, образы "g

популярных актеров, играют ключевую роль в создании атмосферы «сна наяву». Такие предметы 7-

производят манипуляции с нашей памятью, обесценивая личные впечатления и возводя на их ©

место образы, связанные с предметами коллективного культа. g

Здесь мы выходим на разговор о характерной черте философского мышления Беньямина: о о" представлении о вещах, как будто они несут в себе какую-то истину, неведомую людям-создателям16. Точно так же и артефакты культуры для Беньямина всегда нагружены неким смыслом (или некоей

ы

'M

12 Benjamin W. Das Passagen-Werk. S. 998. it

13 Benjamin W. Das Passagen-Werk. S. 490. ^

14 Menninghaus, W. On the "Vital Significance" of Kitsch: Walter Benjamin's Politics of "Bad Taste". // Walter Benjamin and the Architecture of Modernity. Ed. by Andrew Benjamin and Charles Rice. Melbourne, 2009. P. 53.

15 Benjamin W. Das Passagen-Werk. S. 574.

16 Buck-Morss S. The Origin of Negative Dialectics. Theodor W. Adorno, Walter Benjamin and the Frankfurt Institute. New York,

1977. P. 78.

C.K. Травников Роль непроизвольной памяти в диалектике сна и пробуждения 5g Вальтера Беньямина (проект «Пассажи»)

S энергией, которую он в разных местах называет «энергией революции»17 и «энергией мечтаний»), гч - смыслом, который в них не был вложен их творцами, а появился только в их историческом ^ бытовании. Вещи, лишенные «исторической перспективы» (или, в терминологии Беньямина, ей исторического показателя18), то есть коммодити, товары потребления, предметы кича, чье 1-1 единственное предназначение - быть купленными, не несут никакой дополнительной истины, кроме той, что определена законами рынка; они являются маркерами принадлежности к социальной группе, знаками престижа и т. д., но никак не «вещами памяти».

Эти размышления пересекаются с теорией ауры и со связанной с ней проблематикой. Обратимся к проблеме, непосредственно связанной как с теорией ауры, так и, что мы надеемся показать, с программой «пробуждения общества от сна» - к проблеме непроизвольной памяти.

Понятие о непроизвольной памяти у Беньямина, взятое в цикле романов Марселя Пруста, пересекается с концепцией «чистой памяти» Бергсона, различением памяти и сознания у Фрейда, а также - с размышлениями о памяти Поля Валери. Для перевода прустовского понятия «побочного продукта памяти разума» - la memoire involontaire - Вальтер Беньямин использует немецкий неологизм «Eingedenken», составленный из глаголов «gedenken» («припоминать») и «andenken» («держать в уме»).

В восприятии, сохранении и передаче впечатлений мы все в большей мере полагаемся на технологии - такие как фотография, кинематограф и звукозапись. Соответственно, роль технологии в работе нашей памяти неуклонно возрастает. И есть вероятность того, что сегодня, когда у нас в любой момент есть доступ к любой необходимой информации, наша память работает ^ несколько иначе, чем раньше.

«Непроизвольная память», по Вальтеру Беньямину, представляет собой один из результатов

§ воздействия на человеческое сознание новых технических средств. Обыкновенное, сознательное

5 воспоминание он описывает словами Поля Валери: «воспоминание - элементарное явление,

направленное на то, чтобы выиграть время, которого нам не хватает для восприятия

^ раздражения»19. Но сознание современного человека, пребывающего в «онейроидном» состоянии

гн восприятия и постоянно подвергающегося воздействию шока, вообще не регистрирует некоторые о

^ раздражения, так что «воспоминание» о них посредством сознательной работы памяти ffj

w невозможно. Такие впечатления Moiyr быть только «прочувствованы заново». «Частью memoire ^ involotaire может стать только то, что не было пережито явно и сознательно, с чем субъект не ^ знаком, как с "переживанием"»20. Хрестоматийный пример действия memoire involotaire Пруст дает в первом романе своего цикла «В поисках утраченного времени». Вкусовое восприятие (герой пробует пирожное «Мадлен») провоцирует работу сознания и памяти, вызывая целый поток 0 воспоминаний и образов, включающих в себя весь спектр чувственных восприятий. Сенсорное ощущение воспринимающего субъекта при непроизвольном воспоминании играет роль нулевой координаты в декартовом пространстве (или, точнее, отсутствующей точки конца перспективы в g рисунке). Как только эта точка определена, может быть выстроена вся картина со всеми §2 реминисценциями. «Если верить Бергсону, то как раз наглядное представление durée снимает с души человека груз одержимости временем. Пруст в это верит и поэтому выработал технику,

'SS

3 с помощью которой всю жизнь стремился к тому, чтобы вывести на свет минувшее <...> S

* пребывающее в глубинах бессознательного»Z1.

S" У Бергсона в «Материи и памяти», между прочим, можно найти следующее определение:

3 «Восприятие - это активное воспоминание»22. Если эта мысль верна, то беньяминовская теория

требует следующего уточнения: вместе с утратой нашей способности воспоминания мы утрачиваем 'fis -

® 17 Беньямин В. Сюрреализм: последний моментальный снимок европейской интеллигенции. С. 268.

й> 18 Benjamin W. Das Passagen-Werk. S. 577.

^ 19 Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма // Беньямин, В. Маски времени. Эссе о культуре и ^ литературе. Под. ред. А. Белобратова. М.: Симпозиум, 2004.С. 181.

20 Там же.

[ 32 ] 21 Хам же_

22

См.: Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: «Харвест», 1999.

ЛИТЕРАТУРА

24 См. об этом: Wolin R. Walter Benjamin: Aesthetic of Redemption. Los-Angeles. 1994. C. 169.

25 Hansen M. Cinema and Experience: Sigfried Kracauer, Walter Benjamin, and Theodor Adorno. P. 109.

26 Habermas J. Consciousness-Rising or Redemptive Criticism: the Contemporaneity ofWalter Benjamin. // New German Critique. # 17. Milwaukee, 1979. P. 47.

27 Benjamin W. Gesammelte Schriften in 7 Bände. Frankurt am Main, 1991. Bande П, S. 475.

28 Ibid, S. 214.

H

hH

n

S. Travnikov A conceptual rôle of "la memoire involontaire" in Walter Benjamin's

dialectics of dream and awakening ("Arcades "project) 53

также и способность восприятия. Как люди, не обладающие письменной культурой, не Moiyr Й

воспринимать визуальные образы, потому что их органы зрения не способны концентрировать ы

взгляд на точке перед наблюдаемым объектом23, так и мы не способны на полноценное восприятие, 71

Ô\

потому что наша чувственность подавляется воздействием шока. Для Беньямина «рычагом», с ^

помощью которого можно «выпрямить» чувственное созерцание, сделать его снова цельным, а не

фрагментированным, является непроизвольная память.

Извлекая из своей памяти «события», мы совершаем насилие над нею, тогда как на самом деле

ее стихия может быть угадана лишь в том, что мы понимаем как «промежутки» между

событиями24. Можно описать ее как репереживание впечатлений, спровоцированное

приостановкой непрерывного мыслительного потока. Наглядный пример работы непроизвольной

памяти Беньямин находил в романном цикле Пруста, который был для него, по выражению

Хансен, попыткой реконструкции опыта полноценного «эфемерного ауратического» восприятия25.

У обоих Беньямина и у Пруста термин memoire involontaire призван артикулировать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изменение, произошедшее в нашей способности сохранять и обрабатывать впечатления.

Беньяминовское понимание игнорирует аспект нарушения памяти (как это постулируется у

Пруста) и вместо него привносит трансформационную функцию. Память оперирует образами,

однако иногда эта механика дает сбой - и тогда вместо образа память обращается к

непреформированному, «сырому» фрагменту восприятия. Такая возможность не может стать

новой моделью работы памяти, но она является примером, напоминающим нам: вполне возможно,

мы не используем свою память полноценно.

Понятие «непроизвольной памяти» есть выражение одного из последствий тех изменений в

наших способностях восприятия, которые Беньямин суммировал под наименованием «утраты H

ауры». По выражению Юргена Хабермаса, это способ «заново выпрямить» природу нашего

сознания26. О кинематографе Вальтер Беньямин пишет, что он «может помочь исправить s

последствия аварии, произошедшей в области наших восприятий после Первой мировой

войны»27. В эссе «Опыт и скудость» описано, как люди, вернувшиеся с войны, испытывают нечто g.

вроде онемения, которое спустя годы обернулось потоком литературы о войне28. Можно поставить а

memoire involontaire в этот ряд: это «лекарство», способное исправить последствия катастрофы - вч

реанимировать чувственное созерцание не-травмированного субъекта. а,

в-

«Спящее общество» по Вальтеру Беньямину есть общество массовое, а его «сон» синонимичен сч

господствующему типу рациональности. Находясь в рамках этой рациональности, люди а^

подвержены гипнозу различного рода, производимого индустриями масс-медиа и развлечений, а»

s

политического и коммерческого пиара. В «спящем» обществе индустриальной цивилизации, по 3 Беньямину, восприятие и память менее чувствительны к индивидуальным впечатлениям и легче

подвержены манипуляциям, чем в традиционном обществе. Предложенный Беньямином метод g'

«пробуждения», то есть исправления чувственного «аппарата» (и тут непроизвольная память - ¡^

лишь один из примеров), заключается в приостановке непрерывного потока мышления, в и

созерцании, делегирующем функции сознания окружающему миру. &

о

ч! п

в

О"

л

1. Беньямин В. Сюрреализм: последний моментальный снимок европейской интеллигенции // Беньямин В. Маски времени. Ч

ы

Эссе о культуре и литературе. М.: Симпозиум, 2004. ©

__ча

23 Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры. Киев, 2003. С. 56. Jt

C.K. Травников Роль непроизвольной памяти в диалектике сна и пробуждения 5g Вальтера Беньямина (проект «Пассажи»)

V© 2. Бенъямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма// Бенъямин, В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. Под. ред. Л. Белобратова. М.: Симпозиум, 2004.

(S

N 3. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: «Харвест», 1999.

Ф 4. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры. Киев: Издательский дом Дмитрия Бураго.

NN 2003.

5. Павлов Е. Шок памяти. Автобиографическая поэтика Вальтера Беньямина и Осипа Мандельштама. М.: Новое литературное

обозрение, 2005.

6. ХальбваксМ. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007.

7. Benjamin W. Das Passagen-Werk. In: Benjamin W. Gesammelte Schriften in 7 Bände. Bd. V. Frankurt am Main, 1991.

8. Buck-Morss S. The Dialectics of Seeing. Walter Benjamin and the Arcades Project. Chicago, 1991.

9. Habermas J. Consciousness-Rising or Redemptive Criticism: the Contemporaneity of Walter Benjamin. // New German Critique. # 17. Milwaukee, 1979.

10. HansenM. Cinema and Experience: SigfriedKracauer, Walter Benjamin, and Theodor Adorno. University of California Press, 2012.

11. Menninghaus W. On the "Vital Significance" of Kitsch: Walter Benjamin's Politics of "Bad Taste". // Walter Benjamin and the Architecture of Modernity. Ed. by Andrew Benjamin and Charles Rice. Melbourne, 2009.

12. PenskyM. Method and time: Benjamin's dialectical images. // The Cambridge Companion to Walter Benjamin. Colorado, 2004.

13. RochlitzR. The Disenchantment of Art: The Philosophy of Walter Benjamin. New York, 1996.

14. Ulrich, George. The Concept and Practice of Eingedenken in Walter Benjamin's Late Work. Toronto, 2001.

15. Wolin, R. Walter Benjamin: Aesthetic of Redemption. Los-Angeles. 1994.

£ REFERENCES О

И 1. Benjamin W. 'Das Passagen-Werk'. In: Benjamin W. Gesammelte Schriften in 7Bände. Bd. V. Frankurt am Main, 1991. О

И 2. Benjamin W. Surrealism: poslednij momentalny snimok evropeiskoi intelligentsii [Surrealismus: Die letzte Momentaufnahme der H

V europaischen Intelligenz], In: Benjamin W. Maski vremeni. Esse о kulture i literature [Masks of Time: essays on culture and

L

literature]. Moscow, Simposium, 2004.

ев

(S

3. Benjamin W. Shari' Bodler. Poet v epochu zrelogo kapitalizma [Charles Baudelaire. Ein Lyriker im Zeitalter des Hochkapitalismus]. In: Benjamin W. Maski vremeni. Esse o kulture I literature. Moscow, Simposium, 2004.

4. Bergson, H. Tvorcheskaja evoljutsija. Materia Ipamjat' [L'Évolution créatrice. Matière et mémoire]. Minsk, Harvest Publ., 1999.

qs, 5. Buck-Morss, S. The Dialectics of Seeing. Walter Benjamin and the Arcades Project. Chicago, 1991. rN

6. Habermas J. 'Consciousness-Rising or Redemptive Criticism: the Contemporaneity of Walter Benjamin', in New German Critique.

H 17. Milwaukee, 1979.

hQ

t^ 7. Halbwachs M. Sotsialnye ramkipamjati [Les Cadres sociaux de la mémoire]. Moscow, Novoe izdatelstvo, 2007.

8. Hansen, M. CinemaandExperience: SigfriedKracauer, Walter Benjamin, andTheodorAdorno. University of California Press, 2012.

9. McLuhan, M. Galaktika Gutenberga: sotvorenie chelovekapechatnoi kultury. [The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man], Kyiv, Izdatelskij dom Dmitrija Burago. 2003.

W 10. Menninghaus, W. 'On the «Vital Significance» of Kitsch: Walter Benjamin's Politics of «Bad Taste»', in Walter Benjamin and the ^ Architecture of Modernity. Ed. by Andrew Benjamin and Charles Rice. Melbourne, 2009.

j? 11. Pavlov, E.Shokpamjati.Avtobiograficheskajapoetica ValteraBenjaminaiOsipaMandelshtama. [Memory Shock: an >8 autobiographical poetics of Walter Benjamin and Ossip Mandelstam], Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 2005.

S

% 12. Ulrich, George. The Concept and Practice of Eingedenken in Walter Benjamin's Late Work. Toronto, 2001.

H

Он

<

« о

в» >S

S «

»

jfr

13. Pensky M. 'Method and time: Benjamin's dialectical images', in The Cambridge Companion to Walter Benjamin. Colorado, 2004.

14. Rochlitz R. The Disenchantment of Art: The Philosophy of Walter Benjamin. New York, 1996.

e» 15. Wolin, R. Walter Benjamin: Aesthetic of Redemption. Los-Angeles. 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.