С.К. Травников
аспирант Государственного института искусствознания
роль непроизвольной памяти
в диалектике сна и пробуждения вальтера беньямина
(проект «пассажи»)
В статье рассматривается гипотеза о том, что способность непроизвольной памяти в исследованиях Вальтера Беньямина играла роль средства пробуждения общества от «сна наяву». Основной материал исследования -незавершенный проект «Пассажи», в котором наиболее подробно разобрана тема «спящего общества» (Европа конца XIX - начала XX веков). «Пробуждение», как о нем говорится в «Пассажах», представляет собой переворот в мировосприятии, при котором происходит замена импульса желания на диалектическое бездействие. Концепция непроизвольной памяти служит примером функционирования «пробужденного» сознания. Она означает сохранение впечатлений без их фиксации в сознательном опыте и их репереживание путем обращения к индивидуальным триггерам памяти -культурным артефактам, запахам, зрительным образам и т.д.
Ключевые слова: Вальтер Беньямин, «Пассажи», сон, кич, непроизвольная память
Our main thesis suggests that concept of "la memoire involontaire" for Walter Benjamin was a mean of awakening "dreaming society". A primary source for our research is non-finished book "Arcades". "Awakening", as it referred in "Arcades", was a revolution in the worldview: an impetus of desire was replaced by dialectical standstill. The concept of involuntary memory is a good example of "waking consciousness". This type of memory means preserving impressions without fixation in a conscious experience, and re-experiencing of them by referring to individual triggers of memory like cultural artifacts, smells, visual images etc.
Keywords: Walter Benjamin, "Arcades", dream, kitsh, la memoire involontaire
«Сон» как метафора состояния общества - это широко распространенная фи1ура в риторике, литературе, публицистике. Часто образ «спящего общества» рассматривался вместе с образом «пробуждения» (например, религиозное пробуждение в христианской традиции). О «сне», объявшем общество, известно и философии. Вопросы, связанные с проблематикой сна, изучались в таких направлениях 1уманитарного знания, как философская антропология, экзистенциализм, психоанализ, фрейдомарксизм. Центральное место вопрос о «сне» играет в книге Вальтера Беньямина «Пассажи».
Проблемы «сна» и непроизвольной памяти в философии Беньямина достаточно хорошо освящена в исследовательской литературе. Назовем здесь исследования, выполненные Сьюзан Бак-Морс1, Райнером Рошлицем2, Максом Пенски3, Юргеном Хабермасом4, Мириам Хансен5, Винфредом Меннингхаусом6, Евгением Павловым7. Тем не менее, взаимосвязь этих двух тематических осей философии Беньямина должным образом еще не была рассмотрена.
© Травников С.К., 2015
1 Buck-Morss S. The Dialectics of Seeing. Walter Benjamin and the Arcades Project. Chicago, 1991.
2 Rochlitz R. The Disenchantment of Art: The Philosophy of Walter Benjamin. New York, 1996.
3 PenskyM. Method and time: Benjamin's dialectical images. // The Cambridge Companion to Walter Benjamin. Colorado, 2004.
4 Habermas J. Consciousness-Rising or Redemptive Criticism: the Contemporaneity of Walter Benjamin. //New German Critique # 17. Milwaukee, 1979.
5 Hansen M. Cinema and Experience: Sigfried Kracauer, Walter Benjamin, and Theodor Adorno. University of California Press, 2012.
6 Menninghaus, W. On the "Vital Significance" of Kitsch: Walter Benjamin's Politics of "Bad Taste". // Walter Benjamin and the
Architecture of Modernity. Ed. by Andrew Benjamin and Charles Rice. Melbourne, 2009.
H
hH
n
л »
s »
» i
S »
a a.
а» »
S »
а
I
s ►
s
ore s
ж ©
-«s л
в
О" л ч
ы
'М
it w
C.K. Травников Роль непроизвольной памяти в диалектике сна и пробуждения 5g Вальтера Беньямина (проект «Пассажи»)
S Вальтер Беньямин не успел закончить «Пассажи», однако и в незавершенном виде эта книга
гц оказала значительное влияние на различные традиции 1уманитарного знания. Исходное
Г4!
положение о «сне» проекта «Пассажи» можно сформулировать следующим образом: с
и технологизацией культуры в XIX-XX веках мир вокруг изменился, но ни современники этих и
1-1 изменений, ни мы, те, кто родился уже в новой реальности, характера и масштаба этих изменений
в полной мере не осознаем, поскольку нам, жителям больших городов, свойствен особый
онейроидный регистр существования; проще говоря, мы «спим наяву».
Целью настоящего исследования будет установить взаимосвязи между риторикой «сна и
пробуждения», диалектическим образом «сна, объявшего общество», и проблематикой
непроизвольной памяти (memoire involontaire).
Образ «спящего общества», «спящей страны» был широко распространен в художественной
литературе, газетах и журналах начала XX века. Беньямин, один из наиболее внимательных
исследователей информационных технологий, использовал этот образ, обычный для
политической риторики или поэзии, но не для философии, в своих исследованиях в области
эстетики. Почему? Что еще было в его программном требовании «пробуждения», кроме увлечения
революционным марксизмом и чуткости к шуму времени?
В «Пассажах» Беньямин говорит о состоянии «сна» (грезы) [Traum], а также о «сне наяву»
[Träumerei], в который погружено европейское капиталистическое общество начала XX века.
«Капитализм был естественным явлением, посредством которого сон, заполненный мечтой,
объял Европу и реактивировал мифические силы»8, пишет он. Сон, однако, связан не с безумием,
PL, а напротив - с чрезмерной рационализацией, с железной логикой социального устройства,
№ подчиненной понятию «прогресса». Фантасмагория, манифестирующая призрачный прогресс, о
И благодаря развитию рынка рекламы и развлечений оказалась на расстоянии вытянутой руки, н
^ всегда рядом, на улице и дома. Для «спящего общества» не существует той катастрофы, которая
й происходит за ярким фасадом образов желаний. «Status quo вещей - это катастрофа. Она л
jjjv присутствует в них всегда, пусть не всегда проявлена. Как у Стриндберга: "ад - это не то, что
о нас ожидает, а жизнь здесь и сейчас"»9. Катастрофическое мировоззрение направлено на
^ переплетения временных измерении прошлого, настоящего и будущего, которые актуализируются
о\ в фантасмагории товаров потребления. Катастрофа - это не факт будущего, но она есть подлинный облик того повторяющегося движения, которое общество воспринимает как поступательное,
H линейное развитие, прогресс.
t; «Сон» по Беньямину свойствен обществу в его массовых проявлениях. Сейчас известно, что
Id функционирование памяти, а равным образом и восприятия обусловлено не только и не столько
® индивидуальными особенностями, сколько социальными условиями и окружающей средой10. В
^ городском пространстве это влияние особенно сильное. Однако социальная или коллективная
g память (и соответствующее ей коллективное восприятие) никогда полностью не вытесняют
j]^ индивидуальные память и восприятие. В «Пассажах» Вальтера Беньямина поднимается вопрос об
g актуализации способностей восприятия, которые являются рудиментами для нас как для
'S элементов «коллективного тела» общества. Для описания этой потенции Беньямин использовал S
¡g термин «пробуждение».
^ В эссе «Сюрреализм...» Беньямин сравнивал с «будильником, звонящим беспрерывно»
!| «выражения лиц сюрреалистов» - «единственных, кто полностью понял свою сегодняшнюю
g задачу»11. Сюрреализм и дадаизм в трактовке Беньямина были методами «разбудить» общество, их
'S коллажи и картины были способом выбить зрителя из привычного способа восприятия. В черновых
5 набросках к «Пассажам» он пишет: «..мы не можем прикоснуться к XIX веку. <...> Словами
3г _
и
^ 8 Benjamin W. Das Passagen-Werk. In: Gesammelte Schriften in 7 Bände. Frankurt am Main, 1991. Bande V, S. 592.
«5 9 Ibid.
10 См. об этом: Хальбвакс M. Социальные рамки памяти. M.: Новое издательство, 2007.
11 Беньямин В. Сюрреализм: последний моментальный снимок европейской интеллигенции. В книге: Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. М.: Симпозиум, 2004. С. 282.
'M
S. Travnikov A conceptual rôle of "la memoire involontaire" in Walter Benjamin's
dialectics of dream and awakening ("Arcades "project) 53
сюрреалистов, XIX век - это шум, который пробуждает нас, проникая в наш сон»12. Метафорой ^
«пробуждения» Беньямин описывает не событие, но «усиливающийся процесс», который «входит й
в жизнь отдельного человека так же, как он входит в жизнь поколений». Если в коллективном 71
измерении порядок такого пробуждения дан Беньямином в его диалектике образа, то в измерении ^
индивидуальном речь идет о «коперниканском перевороте» воспоминания: «Если раньше
представляли, что определенная точка находится в уже свершившемся, и прошлое можно
представить, направляя в эту область познавательные способности, то теперь эти отношения
перевернутся, и "то-что-было" станет диалектическим ниспровержением, вспышкой
пробудившегося сознания»13. Эта «вспышка» наглядно представлена в романном цикле Пруста.
Отличительной чертой такого воспоминания является его «внешность»: память управляется не
работой сознания, но внешними триггерами - такими как вещи, запахи, зрительные образы и т.д.
Меннингхаус, исследуя понятие «кич» в «Пассажах» Беньямина, указал на то, что эту книгу
более правомерно называть не историографическим исследованием, но художественным
проектом, реализующим программу «сконструировать будильник, собрав для этого вместе кич
прошлого столетия». В понятии «кич», как указывает Меннингхаус, объединены все явления, в
которых искусство диктует форму технологии, - когда старые, привычные формы воплощаются
посредством новых технологий. Основой существования кича является «сон», объявший
европейское общество, с его «образами мечтаний». «Пробудить» общество ото сна можно разными
способами, и, как пишет Меннингхаус, «...проект Беньямина был гораздо радикальнее, чем все,
здесь изложенное [политика Геббельса]. Он намеревался переместить своего читателя к порогу ^
"пробуждения" не силой ар1ументов, но прежде всего при помощи сюрреалистического "взрыва", ^
созданного в прямом противостоянии его современников с "энергиями мечтаний" XIX века, ÏÎ
сохраняющихся в вещах. Они должны были "произойти" <zusto6en> с читателем, как вкус ц?.
о"
мадлен произошел с прустовским рассказчиком»14. Сам Беньямин описывал технику создания S
«Пассажей» следующим образом: «Метод этой работы - литературный монтаж. <...> Я беру а
тряпье и отбросы, не описывая, но уделяя им внимание единственным возможным способом: §•
используя их»15. Это текст, сплошь составленный из цитат, взятых из газет, книг стихов, Ц
объявлений, философских трактатов, социологических исследований, журналов, а также &
s
собственных заметок и эссе Беньямина. Фрагменты, из которых составлен текст, связаны с памятью S«
читателей о XIX веке, только обращены они не к официальному варианту этой эпохи, который
эксплуатируют индустрии моды, популярной культуры и рекламы, а к варианту ^
индивидуализированному, основанному на «мусоре истории» - то есть на всем том, что осталось j*"
за бортом большого исторического нарратива. Ц
«Пассажи» были задуманы как средство «пробуждения» от этого сна путем опыта чтения. 2.
Состояние «сна», в которое погружено общество, - это гипноз, осуществленный при помощи 5
«коммодити», товаров потребления. Товары потребления, включая культурный ширпотреб и !>
S
предметы кича, массово тиражируемые репродукции, копии популярных песен, образы "g
популярных актеров, играют ключевую роль в создании атмосферы «сна наяву». Такие предметы 7-
производят манипуляции с нашей памятью, обесценивая личные впечатления и возводя на их ©
место образы, связанные с предметами коллективного культа. g
Здесь мы выходим на разговор о характерной черте философского мышления Беньямина: о о" представлении о вещах, как будто они несут в себе какую-то истину, неведомую людям-создателям16. Точно так же и артефакты культуры для Беньямина всегда нагружены неким смыслом (или некоей
ы
'M
12 Benjamin W. Das Passagen-Werk. S. 998. it
13 Benjamin W. Das Passagen-Werk. S. 490. ^
14 Menninghaus, W. On the "Vital Significance" of Kitsch: Walter Benjamin's Politics of "Bad Taste". // Walter Benjamin and the Architecture of Modernity. Ed. by Andrew Benjamin and Charles Rice. Melbourne, 2009. P. 53.
15 Benjamin W. Das Passagen-Werk. S. 574.
16 Buck-Morss S. The Origin of Negative Dialectics. Theodor W. Adorno, Walter Benjamin and the Frankfurt Institute. New York,
1977. P. 78.
C.K. Травников Роль непроизвольной памяти в диалектике сна и пробуждения 5g Вальтера Беньямина (проект «Пассажи»)
S энергией, которую он в разных местах называет «энергией революции»17 и «энергией мечтаний»), гч - смыслом, который в них не был вложен их творцами, а появился только в их историческом ^ бытовании. Вещи, лишенные «исторической перспективы» (или, в терминологии Беньямина, ей исторического показателя18), то есть коммодити, товары потребления, предметы кича, чье 1-1 единственное предназначение - быть купленными, не несут никакой дополнительной истины, кроме той, что определена законами рынка; они являются маркерами принадлежности к социальной группе, знаками престижа и т. д., но никак не «вещами памяти».
Эти размышления пересекаются с теорией ауры и со связанной с ней проблематикой. Обратимся к проблеме, непосредственно связанной как с теорией ауры, так и, что мы надеемся показать, с программой «пробуждения общества от сна» - к проблеме непроизвольной памяти.
Понятие о непроизвольной памяти у Беньямина, взятое в цикле романов Марселя Пруста, пересекается с концепцией «чистой памяти» Бергсона, различением памяти и сознания у Фрейда, а также - с размышлениями о памяти Поля Валери. Для перевода прустовского понятия «побочного продукта памяти разума» - la memoire involontaire - Вальтер Беньямин использует немецкий неологизм «Eingedenken», составленный из глаголов «gedenken» («припоминать») и «andenken» («держать в уме»).
В восприятии, сохранении и передаче впечатлений мы все в большей мере полагаемся на технологии - такие как фотография, кинематограф и звукозапись. Соответственно, роль технологии в работе нашей памяти неуклонно возрастает. И есть вероятность того, что сегодня, когда у нас в любой момент есть доступ к любой необходимой информации, наша память работает ^ несколько иначе, чем раньше.
«Непроизвольная память», по Вальтеру Беньямину, представляет собой один из результатов
§ воздействия на человеческое сознание новых технических средств. Обыкновенное, сознательное
5 воспоминание он описывает словами Поля Валери: «воспоминание - элементарное явление,
направленное на то, чтобы выиграть время, которого нам не хватает для восприятия
^ раздражения»19. Но сознание современного человека, пребывающего в «онейроидном» состоянии
гн восприятия и постоянно подвергающегося воздействию шока, вообще не регистрирует некоторые о
^ раздражения, так что «воспоминание» о них посредством сознательной работы памяти ffj
w невозможно. Такие впечатления Moiyr быть только «прочувствованы заново». «Частью memoire ^ involotaire может стать только то, что не было пережито явно и сознательно, с чем субъект не ^ знаком, как с "переживанием"»20. Хрестоматийный пример действия memoire involotaire Пруст дает в первом романе своего цикла «В поисках утраченного времени». Вкусовое восприятие (герой пробует пирожное «Мадлен») провоцирует работу сознания и памяти, вызывая целый поток 0 воспоминаний и образов, включающих в себя весь спектр чувственных восприятий. Сенсорное ощущение воспринимающего субъекта при непроизвольном воспоминании играет роль нулевой координаты в декартовом пространстве (или, точнее, отсутствующей точки конца перспективы в g рисунке). Как только эта точка определена, может быть выстроена вся картина со всеми §2 реминисценциями. «Если верить Бергсону, то как раз наглядное представление durée снимает с души человека груз одержимости временем. Пруст в это верит и поэтому выработал технику,
'SS
3 с помощью которой всю жизнь стремился к тому, чтобы вывести на свет минувшее <...> S
* пребывающее в глубинах бессознательного»Z1.
S" У Бергсона в «Материи и памяти», между прочим, можно найти следующее определение:
3 «Восприятие - это активное воспоминание»22. Если эта мысль верна, то беньяминовская теория
требует следующего уточнения: вместе с утратой нашей способности воспоминания мы утрачиваем 'fis -
® 17 Беньямин В. Сюрреализм: последний моментальный снимок европейской интеллигенции. С. 268.
й> 18 Benjamin W. Das Passagen-Werk. S. 577.
^ 19 Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма // Беньямин, В. Маски времени. Эссе о культуре и ^ литературе. Под. ред. А. Белобратова. М.: Симпозиум, 2004.С. 181.
20 Там же.
[ 32 ] 21 Хам же_
22
См.: Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: «Харвест», 1999.
ЛИТЕРАТУРА
24 См. об этом: Wolin R. Walter Benjamin: Aesthetic of Redemption. Los-Angeles. 1994. C. 169.
25 Hansen M. Cinema and Experience: Sigfried Kracauer, Walter Benjamin, and Theodor Adorno. P. 109.
26 Habermas J. Consciousness-Rising or Redemptive Criticism: the Contemporaneity ofWalter Benjamin. // New German Critique. # 17. Milwaukee, 1979. P. 47.
27 Benjamin W. Gesammelte Schriften in 7 Bände. Frankurt am Main, 1991. Bande П, S. 475.
28 Ibid, S. 214.
H
hH
n
S. Travnikov A conceptual rôle of "la memoire involontaire" in Walter Benjamin's
dialectics of dream and awakening ("Arcades "project) 53
также и способность восприятия. Как люди, не обладающие письменной культурой, не Moiyr Й
воспринимать визуальные образы, потому что их органы зрения не способны концентрировать ы
взгляд на точке перед наблюдаемым объектом23, так и мы не способны на полноценное восприятие, 71
Ô\
потому что наша чувственность подавляется воздействием шока. Для Беньямина «рычагом», с ^
(Л
помощью которого можно «выпрямить» чувственное созерцание, сделать его снова цельным, а не
фрагментированным, является непроизвольная память.
Извлекая из своей памяти «события», мы совершаем насилие над нею, тогда как на самом деле
ее стихия может быть угадана лишь в том, что мы понимаем как «промежутки» между
событиями24. Можно описать ее как репереживание впечатлений, спровоцированное
приостановкой непрерывного мыслительного потока. Наглядный пример работы непроизвольной
памяти Беньямин находил в романном цикле Пруста, который был для него, по выражению
Хансен, попыткой реконструкции опыта полноценного «эфемерного ауратического» восприятия25.
У обоих Беньямина и у Пруста термин memoire involontaire призван артикулировать
изменение, произошедшее в нашей способности сохранять и обрабатывать впечатления.
Беньяминовское понимание игнорирует аспект нарушения памяти (как это постулируется у
Пруста) и вместо него привносит трансформационную функцию. Память оперирует образами,
однако иногда эта механика дает сбой - и тогда вместо образа память обращается к
непреформированному, «сырому» фрагменту восприятия. Такая возможность не может стать
новой моделью работы памяти, но она является примером, напоминающим нам: вполне возможно,
мы не используем свою память полноценно.
Понятие «непроизвольной памяти» есть выражение одного из последствий тех изменений в
наших способностях восприятия, которые Беньямин суммировал под наименованием «утраты H
ауры». По выражению Юргена Хабермаса, это способ «заново выпрямить» природу нашего
сознания26. О кинематографе Вальтер Беньямин пишет, что он «может помочь исправить s
последствия аварии, произошедшей в области наших восприятий после Первой мировой
войны»27. В эссе «Опыт и скудость» описано, как люди, вернувшиеся с войны, испытывают нечто g.
вроде онемения, которое спустя годы обернулось потоком литературы о войне28. Можно поставить а
memoire involontaire в этот ряд: это «лекарство», способное исправить последствия катастрофы - вч
реанимировать чувственное созерцание не-травмированного субъекта. а,
в-
«Спящее общество» по Вальтеру Беньямину есть общество массовое, а его «сон» синонимичен сч
господствующему типу рациональности. Находясь в рамках этой рациональности, люди а^
подвержены гипнозу различного рода, производимого индустриями масс-медиа и развлечений, а»
s
политического и коммерческого пиара. В «спящем» обществе индустриальной цивилизации, по 3 Беньямину, восприятие и память менее чувствительны к индивидуальным впечатлениям и легче
подвержены манипуляциям, чем в традиционном обществе. Предложенный Беньямином метод g'
«пробуждения», то есть исправления чувственного «аппарата» (и тут непроизвольная память - ¡^
лишь один из примеров), заключается в приостановке непрерывного потока мышления, в и
созерцании, делегирующем функции сознания окружающему миру. &
о
ч! п
в
О"
л
1. Беньямин В. Сюрреализм: последний моментальный снимок европейской интеллигенции // Беньямин В. Маски времени. Ч
ы
Эссе о культуре и литературе. М.: Симпозиум, 2004. ©
(Л
__ча
23 Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры. Киев, 2003. С. 56. Jt
C.K. Травников Роль непроизвольной памяти в диалектике сна и пробуждения 5g Вальтера Беньямина (проект «Пассажи»)
V© 2. Бенъямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма// Бенъямин, В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. Под. ред. Л. Белобратова. М.: Симпозиум, 2004.
(S
N 3. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск: «Харвест», 1999.
5г
Ф 4. Мак-Люэн М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры. Киев: Издательский дом Дмитрия Бураго.
1П
NN 2003.
5. Павлов Е. Шок памяти. Автобиографическая поэтика Вальтера Беньямина и Осипа Мандельштама. М.: Новое литературное
обозрение, 2005.
6. ХальбваксМ. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007.
7. Benjamin W. Das Passagen-Werk. In: Benjamin W. Gesammelte Schriften in 7 Bände. Bd. V. Frankurt am Main, 1991.
8. Buck-Morss S. The Dialectics of Seeing. Walter Benjamin and the Arcades Project. Chicago, 1991.
9. Habermas J. Consciousness-Rising or Redemptive Criticism: the Contemporaneity of Walter Benjamin. // New German Critique. # 17. Milwaukee, 1979.
10. HansenM. Cinema and Experience: SigfriedKracauer, Walter Benjamin, and Theodor Adorno. University of California Press, 2012.
11. Menninghaus W. On the "Vital Significance" of Kitsch: Walter Benjamin's Politics of "Bad Taste". // Walter Benjamin and the Architecture of Modernity. Ed. by Andrew Benjamin and Charles Rice. Melbourne, 2009.
12. PenskyM. Method and time: Benjamin's dialectical images. // The Cambridge Companion to Walter Benjamin. Colorado, 2004.
13. RochlitzR. The Disenchantment of Art: The Philosophy of Walter Benjamin. New York, 1996.
14. Ulrich, George. The Concept and Practice of Eingedenken in Walter Benjamin's Late Work. Toronto, 2001.
15. Wolin, R. Walter Benjamin: Aesthetic of Redemption. Los-Angeles. 1994.
£ REFERENCES О
И 1. Benjamin W. 'Das Passagen-Werk'. In: Benjamin W. Gesammelte Schriften in 7Bände. Bd. V. Frankurt am Main, 1991. О
И 2. Benjamin W. Surrealism: poslednij momentalny snimok evropeiskoi intelligentsii [Surrealismus: Die letzte Momentaufnahme der H
V europaischen Intelligenz], In: Benjamin W. Maski vremeni. Esse о kulture i literature [Masks of Time: essays on culture and
L
literature]. Moscow, Simposium, 2004.
ев
(S
3. Benjamin W. Shari' Bodler. Poet v epochu zrelogo kapitalizma [Charles Baudelaire. Ein Lyriker im Zeitalter des Hochkapitalismus]. In: Benjamin W. Maski vremeni. Esse o kulture I literature. Moscow, Simposium, 2004.
4. Bergson, H. Tvorcheskaja evoljutsija. Materia Ipamjat' [L'Évolution créatrice. Matière et mémoire]. Minsk, Harvest Publ., 1999.
qs, 5. Buck-Morss, S. The Dialectics of Seeing. Walter Benjamin and the Arcades Project. Chicago, 1991. rN
6. Habermas J. 'Consciousness-Rising or Redemptive Criticism: the Contemporaneity of Walter Benjamin', in New German Critique.
H 17. Milwaukee, 1979.
hQ
t^ 7. Halbwachs M. Sotsialnye ramkipamjati [Les Cadres sociaux de la mémoire]. Moscow, Novoe izdatelstvo, 2007.
8. Hansen, M. CinemaandExperience: SigfriedKracauer, Walter Benjamin, andTheodorAdorno. University of California Press, 2012.
9. McLuhan, M. Galaktika Gutenberga: sotvorenie chelovekapechatnoi kultury. [The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man], Kyiv, Izdatelskij dom Dmitrija Burago. 2003.
W 10. Menninghaus, W. 'On the «Vital Significance» of Kitsch: Walter Benjamin's Politics of «Bad Taste»', in Walter Benjamin and the ^ Architecture of Modernity. Ed. by Andrew Benjamin and Charles Rice. Melbourne, 2009.
j? 11. Pavlov, E.Shokpamjati.Avtobiograficheskajapoetica ValteraBenjaminaiOsipaMandelshtama. [Memory Shock: an >8 autobiographical poetics of Walter Benjamin and Ossip Mandelstam], Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 2005.
S
% 12. Ulrich, George. The Concept and Practice of Eingedenken in Walter Benjamin's Late Work. Toronto, 2001.
H
Он
<
« о
в» >S
S «
»
jfr
13. Pensky M. 'Method and time: Benjamin's dialectical images', in The Cambridge Companion to Walter Benjamin. Colorado, 2004.
14. Rochlitz R. The Disenchantment of Art: The Philosophy of Walter Benjamin. New York, 1996.
e» 15. Wolin, R. Walter Benjamin: Aesthetic of Redemption. Los-Angeles. 1994.