Научная статья на тему 'Роль нематериального капитала региона в условиях инновационной экономики'

Роль нематериального капитала региона в условиях инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СТРАТЕГИЯ / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ягупа Елена Григорьевна

В статье рассматривается специфика нематериального капитала региона в условиях инновационной экономики. Говорится о главной цели развития региональной социально-экономической системы, о разработке стратегии социально-экономического развития региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль нематериального капитала региона в условиях инновационной экономики»

Список литературы

1. Федеральный закон от 6.12.11 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СПС «КонсультантПлюс ».

2. Приказ Минфина РФ от 09.12.98 № 60н «Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.

РОЛЬ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КАПИТАЛА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Ягупа Е.Г.

Ягупа Елена Григорьевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра корпоративного управления и финансов, факультет корпоративной экономики и предпринимательства,

Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск

Аннотация: в статье рассматривается специфика нематериального капитала региона в условиях инновационной экономики. Говорится о главной цели развития региональной социально-экономической системы, о разработке стратегии социально-экономического развития региона.

Ключевые слова: нематериальный капитал, стратегия, целевые программы, социально-экономическое развитие.

УДК 332.024

Нематериальный капитал региона является результатом взаимодействия материального и нематериального капиталов хозяйствующих на его территории субъектов экономической системы, природно-климатическими условиями, территориальной организацией и социальными сетями между бизнес-сообществом, общественными организациями, органами региональной и муниципальной власти.

Стратегический капитал во всей совокупности нематериального капитала региона имеет первостепенное значение, административный капитал - обеспечивающим по отношению к нему. Инновационный потенциал характеризует способность региональной социально-экономической системы к развитию и самообновлению, инвестиционная привлекательность - результат, характеризующий в совокупности использование нематериального капитала самостоятельно хозяйствующих субъектов и жителей региона. Все виды капитала должны быть взаимоувязаны.

Любая стратегия определяется степенью достижимости той цели, ради которой она разрабатывается, согласовывается с теми, чьи интересы она затрагивает, и реализуется. Существующие в отечественной практике стратегические целевые установки за два последних десятилетия понимались и принимались в различных регионах по-разному. Такого происходить не может, так как в Конституции - основном законе государства, в качестве главного ориентира развития страны утверждено, а потому должно всеми реализоваться, - формирование социального государства. Данная цель не противоречит законам развития экономики. Правы оказались те регионы, которые в качестве цели стратегического развития установили обеспечение комфортных условий проживания населения на их территории, что не противоречит закрепленным в Конституции правам человека. Положительно следует оценить направления и результаты учёных, которые в своих научных направлениях исследований в области стратегического регионального развития и управления ориентируют на социальные приоритеты. Целью проводимой сегодня в России социальной политики является создание условий, обеспечивающих гражданам достойную жизнь и свободное развитие [8]. Основными направлениями такой политики являются: обеспечение роста доходов населения, доступности важнейших

социальных благ (образование, медицинское, социальное обслуживание), защита социально уязвимых граждан, создание условий для трудоспособного населения, улучшение демографической ситуации и другие. Все вышеперечисленные меры, предпринимаемые на федеральном уровне, носят концептуальный, централизованный характер в соответствии с принципом сопряженности с международными организациями и конвенциями. На региональном же уровне, по мнению ряда авторов, должна формироваться социальная политика на основе системы пространственной организации региона, включающей наличие и эффективное использование природно-ресурсного потенциала, обоснованное размещение производительных сил, специализацию территории, состояние этноса и т.д. Муниципальный уровень - это место, где себя реализуют все три элемента социальной политики федерального, регионального и местного уровней [4].

Главной целью развития [4] региональной социально-экономической системы признается стабилизация производства, возобновление экономического роста, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций Российской Федерации в мире. Однако, на наш взгляд, здесь можно говорить о подмене цели развития средствами ее достижения. Представляется все же, что главной целью регионального развития должно быть доведение качества жизни населения до уровня не ниже государственных минимальных стандартов на основе стабилизации производства и возобновления экономического роста в каждом из регионов России.

Появление термина «стратегия» связано с развитием теории управления организацией, в которой она определяется как «набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности» [13], «общий всесторонний план достижения миссии организации и ее целей»[5], «генеральное направление деятельности организации» [2]. В более широком смысле под стратегией понимают «определение основных долгосрочных целей и задач развития любого элемента экономики, утверждение курсов действий и распределение ресурсов для достижения этих целей» [10]. Анализ других научных источников позволяет отметить существенное сходство в формулировании понятия «стратегия».

Процесс регионализации экономики страны требует рассмотрения регионов как самостоятельных субъектов гражданского права, экономических и социальных отношений, носителей собственных экономических интересов. В современной экономической теории регион рассматривается как многофункциональная система, имеющая с внешней средой прямую и обратную связи [1]. Наличие же стратегии является основным условием выживания региональной системы в долгосрочной перспективе. В контексте региональной экономической системы стратегия рассматривается как средство координации усилий и достижений взаимопонимания [11], как договор общественного согласия, инструмент организованного, прозрачного диалога, властей, бизнеса и регионального сообщества[6], как процесс формирования картины будущего [3].

Разработку общей стратегии социально-экономического развития, необходимо осуществлять на трех иерархических уровнях: федеральном, региональном, муниципальном. При определенной специфике и самостоятельности осуществления деятельности на каждом уровне возникает необходимость гармонизации соответствующих управленческих усилий, что должно обеспечить максимальный синергетический эффект.

С точки зрения формирования общефедеральной стратегии развития в научной литературе встречается два подхода к ее разработке. Первый подход заключается в ее разработке «сверху - вниз», т.е. от федерального центра к региональным экономическим системам и далее к муниципальным образованиям, а второй предполагает, что федеральная стратегия не должна довлеть над стратегиями развития региональных экономических систем, так как лишает их разнообразия и не

учитывает специфических особенностей системы. Более целесообразным представляется применение второго подхода.

Необходимо отметить, что практика реализации федеральных целевых программ в том виде, в котором она существовала в 2000-х годах, оправдала себя не в полной мере. Одной из причин, обусловивших бессистемный характер регионального государственного программирования, стало отсутствие четких критериев отбора проблем и регионов для программной разработки, жесткая межведомственная конкуренция за государственные ресурсы. В связи с этим масштабы программной деятельности в значительной степени зависели от степени активности соответствующих ведомств и региональных властей. Следствием формальности процедур отбора программ, интенсивного увеличения их числа являлось завышение планируемого числа денежных средств, как из федерального бюджета, так и из бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, внебюджетных источников. В результате объем выделяемых денежных средств по ФЦП всех направлений не превышал 10-25% объема, установленного в ходе их утверждения. Поскольку по определению целевая программа состоит из системы взаимосвязанных мероприятий, то срыв ее функционирования уже на первом этапе ведет либо к свертыванию программы, либо к необходимости ее существенной корректировки, средства на которую не предусматривались. Таким образом, почти все утвержденные целевые программы в период предыдущего периода сохранили лишь прогнозно-целеполагающее значение. Они не являлись в полной мере инструментом управления [9].

Понятно, что не может существовать единой для всех российских регионов стратегии в силу того, что они обладают специфическими особенностями и находятся на разных этапах и уровнях своего развития. Однако в то же время, с точки зрения развития социально-экономических систем, они имеют общие черты, что предполагает возможность использования при разработке стратегии общих методологических принципов, соблюдение которых объективно способствует увеличению шансов на достижение успеха.

Исследование нормативных документов долгосрочного развития регионов показывает, что основными документами, регламентирующими их социально -экономическое развитие, обычно являются: концепция социально-экономического развития региона, комплексная программа социально-экономического развития региона, а также региональные целевые и отраслевые программы.

Анализ представленных в сети Интернет стратегий развития субъектов РФ показал, что, несмотря на наличие специфических качеств территориальных образований, долгосрочные программы развития регионов в незначительной степени отличаются друг от друга, и во многих из них присутствуют отдельные элементы стратегического управления.

Вместе с тем следует отметить наличие целого ряда типичных ошибок при построении стратегий:

1. Отсутствие явно выраженного этапа определения таких элементов как миссия, видение территории, что объясняется тем, что, как правило, регионы существует две главные миссии, одна из которых - обеспечение необходимого уровня и качества жизни населения, проживающего на его территории, а вторая - выполнение некоего «общественного заказа», определяемого местом региона в системе общенациональной социально-экономической системы [12]. Однако в связи с тем, что в последние годы многие субъекты РФ потеряли свою нишу в системе общественного разделения труда, т.е. лишились своего «общественного заказа» [7],определение миссии региона, на наш взгляд, все же следует выделять особо.

2. Определение стратегических целей в большинстве документов соотносится со среднесрочной программой социально-экономического развития страны. Анализ стратегических целей развития показывает их излишне общий характер, несоответствие 8МАЯТ-принципу. В целях стратегий развития регионов определен, как правило, желаемый результат процесса экономического развития, который не до

26

конца обоснован реальным положением экономики региона, конкретными планами и результатами реализации конкретных проектов. Среди главных целей называются создание условий для устойчивого экономического развития региона и повышения уровня и качества жизни населения. В данном случае в силу недостаточной разработки желаемых стандартов качества жизни из-за невозможности оценки степени достижения цели возникают трудности в процессе принятия управленческих решений в ходе реализации стратегии.

3. В документах отсутствует четкая политика кооперации усилий и ресурсов регионов с соседними территориями, большинство из них ориентировано на работу внутри региона, т.е. наблюдается недостаточная проработка вопросов, связанных с маркетингом территорий.

4. В качестве основного метода и инструмента разработки стратегии при оценке исходной ситуации практически во всех регионах используется метод SWOT-анализа. В процессе исследования наряду со сбором статистических данных необходимо предусматривать организацию тематических групп, в работе которых в качестве экспертов принимали бы участие представители всех заинтересованных кругов: населения, бизнес-сообщества в лице руководителей предприятий, науки, региональной власти, что позволит провести более качественный детальный анализ ключевых секторов экономики и социальной сферы региона. Следующая проблема заключается в отсутствии действующей системы мониторинга текущих изменений во внешней среде, с учетом результатов которого должны определяться сценарии развития, корректироваться конечные показатели.

5. Во многих регионах для разработки и реализации стратегий развития создаются новые структуры: общественные советы, некоммерческие партнерства, советы предпринимателей, комиссии и т.п., при этом при формировании команды в большей степени учитывается, к какой научной школе относится разработчик. В целях обеспечения наибольшей объективности в данном процессе в организационных структурах должны быть в равной степени представлены все заинтересованные стороны: власть, общественность, предприниматели. В большинстве же случаев формирование стратегических документов в большей степени находится в зоне интересов региональной администрации.

6. В большинстве регионов используются такие виды сценариев, как базовый, лучший и худший, оптимистический и пессимистический, критический, умеренный и радикальный. Также используются качественные и количественные ориентиры и характеристики при условии полной реализации стратегии.

Главной проблемой большинства разработанных стратегических программ является то, что они опираются не на действительный анализ и проектирование развития ресурсов территории, а исходят из «спущенных сверху» «предложений» региональных министерств и зачастую носят формальный характер. Чаще всего стратегии ориентированы на получение средств федерального бюджета на различные проекты, во все возможные направления и отрасли, что предполагает «размытость» целей и отсутствие, на самом деле, подлинных приоритетов развития и средств их реализации.

Список литературы

1. Балдин К.В. Инвестиции: системный анализ и управление. М.: ИТК «Дашков и К»,

2015.

2. Бясов К.Т. Основные аспекты разработки инвестиционной стратегии организации.

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ippnou.ru/ (дата обращения:

19.12.2018).

3. Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. М.: Омега-

Л, 2017. С. 367.

4. Гутман Г.В., Звягинцева О.П., Мироедов А.А. Регион в формировании социального государства. М.: Финансы и статистика, 2016. С. 23.

5. МесконМ., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2016. С. 257.

6. Методические рекомендации по разработке стратегий развития регионов Приволжского федерального округа в рамках решения задачи удвоения внутреннего валового продукта Российской Федерации к 2010 г. «2ВВП - к 2010 году». Проект. Н. Новгород, 2004. С. 4.

7. Немкович Е.Г., Савельев Ю.В., Курило А.Е. Основные научно-методические положения разработки концепции социально-экономического развития республики Карелия // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития, 2003. № 1. С. 36-48. № 2. С. 15-24.

8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 19.12.2018).

9. Паникарова С.В. Проблемы совершенствования региональных целевых программ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.uecs.mcnip.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=32/ (дата обращения: 19.12.2018).

10. Петров А.Н., Демидова Л.Г., Климов С.М., Ланцов В.А., Перекатов Б.А. Основы стратегического планирования. СПб, 1998. С. 98.

11. Слонимская М.А. Малое предпринимательство в стратегиях регионального развития / М.А. Слонимская// БЭЖ, 2004. № 3. С. 67.

12. Рохчина В.Е., Жилкина С.Ф. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации. СПб.: ИСЭП РАН, 1999. С. 183.

13. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. Пер.с англ. Зайцевой Л., Соколовой М.М.: ЮНИТИ, 1998. С. 565.

14. Ягупа Е.Г. Формирование и использование нематериального капитала региона (на примере Сибирского федеративного округа). [Электронный ресурс]: монография / Е.Г. Ягупа, Р.Н. Федосова. Москва: ИНФРА-М, 2018. 238 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.