Научная статья на тему 'РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ'

РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
143
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ермолаева Валерия Алексеевна

Современный мир невозможно представить без энергии. Правовое регулирование таких экономических сфер как газо-, тепло- и водоснабжение, электричество и электроэнергетика появилось в России относительно недавно. По этой причине многие экономические процессы, связанные с энергообеспечением, в нашей стране остаются без надлежащего правового регулирования. Таким «темным» пятном на правовом поле российского энергетического права остается деятельность некоммерческих организаций (далее - НКО), которые являются важными субъектами инфраструктуры энергетического рынка. На основе проведенного исследования автор пришел к выводу, что роль НКО в сфере энергообеспечения зависит от правового статуса организации, которые могут быть представлены как организации общественного контроля, исполнители квазигосударственных функций, субъекты, обеспечивающие инфраструктуру рынка, а также инвесторы и иные институты, финансирующие развитие энергетического рынка. Систематизация и принятие политико-правового документа, посвященного участию НКО в сфере энергообеспечения могло бы поспособствовать более активному включению НКО в работу данной сферы и созданию благоприятного правового поля для работы всей инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL ANALYSIS OF NON-PROFIT ORGANIZATIONS’ ROLE IN THE FIELD OF ENERGY SUPPLY

Nowadays. It seems to be impossible to imagine the world without Energy. The legal regulation of such economic spheres as gas, heat and water supply, electricity and electric power industry appeared in Russia recently. For this reason, many economic processes related to energy supply in our country remain without proper legal regulation. This loophole of Russian energy law obstructs the activities of non-profit organizations (hereinafter referred to as NPOs), which are important subjects of the energy market infrastructure. The author came to the conclusion that the role of NGOs in the field of energy supply depends on the legal status of organizations that can be represented as public control organizations, quasipublic companies, entities providing market infrastructure, as well as investors and other institutions financing the development of the energy market. The systematization and adoption of a political and legal document on the participation of NGOs in the field of energy supply could contribute to a more active involvement of NGOs in the work of this area and the creation of a favorable legal framework for the work of the entire infrastructure.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ: ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ»

Роль некоммерческих организаций в сфере энергообеспечения: правовой анализ The legal analysis of non-profit organizations' role in the field of energy supply

Ермолаева Валерия Алексеевна

студентка 2 курса магистерской программы «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности

(Право и бизнес)» юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова

Россия, г. Москва 19theav@gmail. com

Ermolaeva Valeriia A.

Master's Student of the Department of Business Law School, Lomonosov Moscow State University Russia, Moscow 19theav@gmail.com

Аннотация.

Современный мир невозможно представить без энергии. Правовое регулирование таких экономических сфер как газо-, тепло- и водоснабжение, электричество и электроэнергетика появилось в России относительно недавно. По этой причине многие экономические процессы, связанные с энергообеспечением, в нашей стране остаются без надлежащего правового регулирования. Таким «темным» пятном на правовом поле российского энергетического права остается деятельность некоммерческих организаций (далее - НКО), которые являются важными субъектами инфраструктуры энергетического рынка. На основе проведенного исследования автор пришел к выводу, что роль НКО в сфере энергообеспечения зависит от правового статуса организации, которые могут быть представлены как организации общественного контроля, исполнители квазигосударственных функций, субъекты, обеспечивающие инфраструктуру рынка, а также инвесторы и иные институты, финансирующие развитие энергетического рынка. Систематизация и принятие политико -правового документа, посвященного участию НКО в сфере энергообеспечения могло бы поспособствовать более активному включению НКО в работу данной сферы и созданию благоприятного правового поля для работы всей инфраструктуры.

Annotation.

Nowadays. It seems to be impossible to imagine the world without Energy. The legal regulation of such economic spheres as gas, heat and water supply, electricity and electric power industry appeared in Russia recently. For this reason, many economic processes related to energy supply in our country remain without proper legal regulation. This loophole of Russian energy law obstructs the activities of non-profit organizations (hereinafter referred to as NPOs), which are important subjects of the energy market infrastructure. The author came to the conclusion that the role of NGOs in the field of energy supply depends on the legal status of organizations that can be represented as public control organizations, quasipublic companies, entities providing market infrastructure, as well as investors and other institutions financing the development of the energy market. The systematization and adoption of a political and legal document on the participation of NGOs in the field of energy supply could contribute to a more active involvement of NGOs in the work of this area and the creation of a favorable legal framework for the work of the entire infrastructure.

Ключевые слова: энергетическое право, энергообеспечение, некоммерческие организации, общественный контроль, энергетический рынок.

Key words: energy law, energy supply, non-profit organizations, public control, energy market.

Для написания данной статьи автору понадобились:

• компьютер с выходом в интернет (около 300 Ватт электроэнергии в час),

• роутер (маршрутизатор), позволяющий этот выход произвести (5 Ватт/час),

• две чашки кофе, приготовленного в электрической кофе-машинке (600 Ватт на 2 чашки кофе).

На написание статьи у автора ушло в целом 8 часов в световое время дня (расходов на свет в квартире

не производили). В среднем, при самых грубых, юридических, подсчетах на написание данной работы у автора ушло: (300+5) Ватт х 8 часов + 600 Ватт = 2 440+600 = 3 040 Ватт или 3, 04 кВатт

Стоимость электроэнергии в многоквартирном доме с газовыми плитами, расположенном в г. Москве, по однотарифному учету равна - 5,92 руб./кВтч.

Таким образом, стоимость электроэнергии, необходимой автору для написания статьи, равна: 3,04*5, 92 = 18 рублей.

Конечно, данные подсчеты весьма грубы: для точного расчета необходимы точные измерения затрат всех электроприборов, использованных при написании статьи. Тем не менее, данный пример отлично иллюстрирует роль электричества в нашей повседневной жизни.

Энергетика (как и энергетическое право) не ограничивается только сферой электроэнергетики. Энергообеспечение в России представлено широким спектром хозяйственной деятельности, концентрирующейся на производстве (добыче, обработке), транспортировке, переработке, купле и продаже энергоресурсов: недра (газ, нефть, руда, уголь, концентраты), древесина, вода и многое другое. Правовое регулирование данной сферы охватывает еще больше явлений хозяйственной жизни: тарификацию, технические требования, международные требования и ограничения к производству и потреблению энергии. В таком случае энергетическое право можно определить как комплекс правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе хозяйственной, инвестиционной и регулятивной деятельности субъектов частного и публичного права, связанной с разведкой, добычей, производством, переработкой, хранением, транспортировкой, распределением, торговлей и потреблением энергетических ресурсов.

При этом центральными акторами энергообеспечения выступают предприниматели, потребители и государство. Роль некоммерческих субъектов хозяйственной деятельности (далее - НКО), напрямую или опосредованно связанных со сферой энергообеспечения, в литературе практически не раскрыта. Цель настоящей работы - определить причину неактивного участия НКО в сфере энергообеспечения.

Наука о роли некоммерческих организаций в сфере энергоснабжения

Экономисты предлагают передать некоммерческим организациям функцию надзора в сфере энергообеспечения: «Предприятия «третьего сектора» экономики могут выполнять регулирующую, надзорную и контрольные функции в тарифном регулировании... НКО в настоящее время намного многочисленней и сильнее в финансовом плане, чем антимонопольная служба, которая терпит фиаско и перед дискаунтерами и перед нефтяниками. Практически ни одна инициатива антимонопольной службы не была реализована. Поэтому можно передать власть более сильному игроку, поставив в «связку» предприятие — естественный монополист — потребитель» — НКО как надзорный структурный элемент, работающий коммерчески на принципах самоокупаемости». При этом Н.В. Грызунова, доктор экономических наук, профессор, выделяет для НКО в сфере энергообеспечения роль инструмента для решения проблем отрасли: сокращение физического и морального износа оборудования, повышение качества и надежности энергоснабжения, экологических аспектов выработки электроэнергии, снижения издержек в целях стабилизации тарифной политики.

Представляется, что данный подход может быть оправдан с позиции ученого-экономиста, но не правоведа, поскольку возникает проблема разграничения полномочий таких НКО с органами, контролирующими энергообеспечение (Федеральной антимонопольной службой России (ФАС) и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

В указанном выше определении предмета энергетического права мы подчеркнули инвестиционную деятельность субъектов частного и публичного права. Считается, что некоммерческий сектор экономики с большой легкостью справляется с задачей финансирования инвестиционных проектов. В рамках международных договоренностей сектор НКО рассматривается как основной рычаг для развития «зеленой экономики»: «All in all, it appears that for achieving sustainable development and turning to the "green economy", NPOs and NGOs need to apply effective financial and organisational mechanisms that would also coincide with their regional priorities and socioeconomic objectives that would also take into account the environmental specifics and priorities of their regions».

В Европе получили широкое распространение фонды и ассоциации, специализирующиеся на зеленой экономике и альтернативных источниках энергии. Полный список таких НКО представлен здесь: https://www.energy-xprt.com/companies/location-europe/business-type-nonprofit-organization.

Их опыт интересен, прежде всего тем, что формально-юридические признаки НКО не являются определяющими факторами для ведения деятельности в энергоснабжении. Например, Международная ассоциация торговли эмиссионными квотами (The International Emissions Trading Association) - некоммерческая организация, созданная для выработки международных правил торговли квотами на выброс парниковых газов. Ее членами являются ведущие международные компании со всего цикла торговли углеродом. DESERTEC Foundation - общественное объединение, близкое по своей форме к российским фондам, специализируется на аккумулировании средств для реализации проекта по обезуглеродованию мировой экономики за счет использования пустынь как источников электроэнергии («энергия пустынь»).

Таким образом, некоммерческие организации могут привлекать средства для реализации инновационных проектов в сфере энергоснабжения.

Перспективы российских некоммерческих организаций в сфере энергоснабжения

Перечень некоммерческих организаций в российском законодательстве является закрытым. Гражданский кодекс РФ содержит 15 организационно-правовых форм, в которых могут быть созданы НКО. Так или иначе, превалирующее большинство российских НКО связаны с энергообеспечением страны. От того еще более удивителен тот факт, что обнаружить серьезные исследования о роли НКО в энергетическом секторе России не удалось.

Рискнем предположить, что подобный «не интерес» к работе НКО в данной сфере обусловлен сложностью и «запутанностью» правоотношений, возникших между НКО и иными субъектами энергетического права к настоящему моменту в России. Автор полагает, что причиной тому является тот факт, что Российской Федерации после развала Советского Союза пришлось, как фениксу из пепла, восстанавливать рыночные отношения и экономику, работать с новой экономической реальностью и разрабатывать с нуля правовое регулирование энергетики.

Тем не менее, на сегодняшний день в российской правовой действительности можно обнаружить основную, по мнению автора, проблему в вопросе участия НКО в энергоснабжении - отсутствие планомерного правового регулирования деятельности НКО. Приведем несколько примеров, подтверждающих выдвинутый тезис.

Во-первых, с 2017г. НКО могут получить статус исполнителя общественно полезных услуг. Данный статус предполагает приоритетное получение государственных субсидий и иной помощи от органов власти на уровне субъектов России. Однако основным препятствием для использования указанного статуса является ограниченный перечень видов этих общественных услуг. Деятельность НКО в сфере энергообеспечения (или близкая к таковой иной деятельности) в перечень таких услуг не входит.

Во-вторых, по данным Росстата наиболее активно некоммерческие организации представлены в спорте. Также НКО распространены в сфере патриотического воспитания молодежи, образовании, благотворительной деятельности, культуре, искусстве, предоставлении социальных услуг населению, а вот НКО в сфере энергоснабжения широкого распространения не получили.

В-третьих, в российском законодательстве отсутствует политико-правовой документ (программа, дорожная карта, перечень мероприятий), который бы сформулировал единое направление политики для работы НКО в сфере энергообеспечения. В связи с этим, автор настоящей работы попытался систематизировать роль каждого вида НКО в сфере энергообеспечения (результаты представлены в таблице 1).

Таблица 1. Роль российских НКО в сфере энергообеспечения

Форма НКО (ст. 50 ГК РФ) Роль в сфере энергообеспечения Дополнительная информация

1. Потребительские кооперативы (жилищные, жилищностроительные, гаражные кооперативы); товарищества собственников недвижимости Является исполнителем коммунальных услуг, заключающим договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией и отвечающим за предоставление потребителю коммунальных услуг Нормативно-правовые основы: 1) ст. 110 Жилищного кодекса РФ 2) ч.6 ст. 156 Жилищного кодекса РФ 3) Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (ред. от 21.12.2020) "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" (вместе с "Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями") 4) Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"

2. Общественные организации (в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления) и общественные движения В России представлено в основном профсоюзами работников, занятых в сфере энергетики или объединениями работодателей (пример: Общественная организация «Всероссийский Электропрофсоюз»). Потенциально возможно перенять опыт европейских общественных организаций (например, The Energy Managers Association - британское объединение управленцев в сфере энергетики, созданное для обмена опытом между менеджерами)

3. Ассоциации (союзы), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации и т.д. В России реализовано в форме организации общественного контроля: (например, Некоммерческое партнерство «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ (ЖКХ Контроль)», саморегулируемых организаций (например, Ассоциация энергоаудиторов «Международный альянс энергетических организаций»), а также организации для налаживания диалога между бизнесом и государством (Ассоциация «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и Нормативно-правовые основы: 1) Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; 2) ГОСТ Р 51379-99 «Энергетический паспорт промышленного потребителя топливно-энергетических ресурсов»; 3) Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с изменениями от 22 июля 2008 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля 2009 г.); 4) Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 г. № 724 «Об утверждении порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций»; 5) Государственная программа «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на

мощностью» при Министерстве Энергетики РФ) основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года» утверждённая распоряжением Правительства РФ от 8 января 2009 г.; 6) Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 7) Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 г. № 67 «Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам определения полномочий федеральных органов исполнительной власти в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

4. Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации Потребитель коммунальных услуг Региональными актами устанавливаются правила о направлении субсидий казачьим обществам, в том числе на оплату коммунальных услуг в занимаемых помещениях.

5. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации Могут участвовать в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, соблюдением федеральных законов и законов субъектов об охране окружающей среды, участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей среды в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"

6. Фонды, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды Инвестиционная деятельность Пример: Фонд поддержки и развития социально-значимых проектов в области электротранспорта и альтернативной энергетики «Альтэнит», основная задача которого - аккумулирование и предоставление финансовых и иных материальных ресурсов для финансирования проектов в указанных сферах

7. Учреждения, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения исполнение государственной функции по реализации мероприятий, программ и проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Пример: Государственное казенное учреждение города Москвы «Энергетика» при Департаменте жилищно-коммунального хозяйства города Москвы

8. Автономные некоммерческие организации Создание инфраструктуры Пример: АНО Городской центр энергосбережения «Север» занимается ремонтом электрического и оптического оборудования, обеспечением работоспособности электросетей

9. Публично-правовые компании Осуществляет хозяйственные операции от имени государства Пример: ППК Единый заказчик в сфере строительства

10. Государственные корпорации Реализация отдельных специализированных функций государства посредством квази частноправых форм Пример: Росатом; Государственная корпорация Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

В ходе настоящего исследования была достигнута цель работы - выявлена причина неактивного участия НКО в сфере энергообеспечения. Проблема состоит в непланомерности законодательного регулирования. Нами было доказано, что НКО могут исполнять совершенно разные роли в сфере энергообеспечения от потребителей услуг (казачьи общества) до исполнителей услуг (ТСН, ТСЖ, потребительские кооперативы). Более того, НКО в зависимости от специфики их организационно-правовой формы могут выступать как:

a) финансирующие институты (фонды, ассоциации);

b) субъекты, обеспечивающие инфраструктуру энергетического рынка (АНО);

c) исполнители квазигосударственных функций и/или полномочий (госкорпорации, публично-правовые компании, учреждения);

d) организации общественного контроля (общины коренных малочисленных народов России, некоммерческие партнерства и т.д.).

Предполагаем, что при надлежащей формировании политической повестки в сфере энергообеспечения, возможно расширение полномочий НКО по обеспечению прав граждан и организаций в сфере распределения и использования энергоресурсов.

Список используемой литературы:

1. Pyanov, Alexander & Drannikova, Elena & Shevchenko, Evgeny & Kochkarova, Zarema. (2021). Sustainable development of non-profit and non-governmental organizations: financial and organizational mechanisms. E3S Web of сonferences.

URL: https://www.researchgate.net/publication/350764418_Sustainable_development_of_non-profit_and_non-governmental_organizations_financial_and_organizational_mechanisms (дата обращения 10.11.2021).

2. Грызунова Наталья Владимировна Создание ресурсосберегающих структур на базе нко в энергетическом комплексе России // Современная наука. 2015. №3. С. 10-17. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-resursosberegayuschih-struktur-na-baze-nko-v-energeticheskom-komplekse-rossii (дата обращения: 10.10.2021).

3. Губин Е.П., А.Г.Быков. Человек, Ученый, Учитель. — Стартап Москва, 2013. — 416 с.

4. Селиверстов Сергей Сергеевич. К понятию энергетического права // Энергетическое право. 2008. №1. URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/21380-voprosu-ponyatii-ehnergeticheskogo-prava (дата обращения: 11.10.2021).

5. Энергетическое право Российской Федерации: становление и развитие: [монография] / П. Г. Лахно ; Московский ун-т им. М. В. Ломоносова, Юридический фак. - Москва : Изд-во Московского ун-та, 2014. - 477 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.