Научная статья на тему 'Роль некоммерческих организаций в реализации социальных технологий'

Роль некоммерческих организаций в реализации социальных технологий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
839
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль некоммерческих организаций в реализации социальных технологий»

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

корректировку исходной управленческой позиции на других ступенях управленческих решений. Обратная инициатива предполагает наличие в объекте управления не только некоторой суммы психологических начал, но и высокого чувства гражданственности, ответственности за своё дело, полного единения воли и действий руководителя и руководимого. В сущности, в этом раскрывается смысл и содержание демократизации управления, столь необходимой для его эффективного осуществления, особенно в экономической сфере жизни общества, реализующейся в работе каждого конкретного предприятия и трудового коллектива. Своё высшее выражение социально-ориентированное управление находит в форме социального самоуправления, которое невозможно без высокой культуры, как объекта, так и субъекта управления, выражающейся в таких нравственно-психологических качествах, как честность, добросовестность, бескорыстие, критичность и самокритичность в оценке работы.

Главным элементом социальной системы является человек как субъект, объект и потребитель решения. Каждый человек наделен набором личностных качеств, сближающих его с другими людьми или отдаляющих. Причем один и тот же человек, в разных организациях может по-разному проявлять свои личностные качества.

Резюмируя сказанное, подчеркнем, что этические нормы представляет важный критерий в принятии социально-ориентированных управленческих решений, благодаря которому формируется цивилизованная практика развития социально-трудовых отношений, основанных на солидарности и ответственности субъектов социального управления, основанных на справедливости, ответственности, соучастии, развитии демократических свобод.

Список использованной литературы:

1. Асаул А.Н., Князь И.П., Коротаева Ю.В. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса.- СПб: АНО «ИПЭВ», 2007.- 224 с.

2. Гончарук В.К. Социально-ориентированное управление.- Режим доступа: http://proza.ru /2010/06/25/03.

3. Джаман М.А. Роль менеджера в антикризисном управлении.- СПб: СПбГАУ, 2000.- 63 с.

4. Социология и психология управления. С.Г. Никитова. - М.: МИЭМП, 2007. - 108 с.

5. Смирнов Э. А. Управленческие решения. - М.: РИОР, 2009. - 362 с.

6. Рыцев А.И. Удовлетворенность трудом в контексте принятия управленческих решений и инновационного процесса //Инновации и инвестиции. - 2014 - №3 - С. 197-200.

7. Рыцев А.И. Иерархия критериев социально-ориентированного аспекта в принятии управленческих решений // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014 - №2 - С. 252-256.

8. Фененко Ю.В. Социология управления.- М.: ПКЦ Альтекс, 2005.- 236. с.

© А.И.Рыцев, 2015

УДК 316

Е.В.Сайганова

Канд. соц. наук, доцент кафедры социологии молодежи

Социологического факультета Саратовского Государственного Университета им. Н.Г.Чернышевского г. Саратов А.С.Дегтева

Студентка 4 курса социологического факультета Саратовского Государственного Университета им. Н.Г.Чернышевского г. Саратов

РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности работы некоммерческого сектора в России, оказание поддержки общественным объединениям и интеграция понятия - социальное консультирование.

Ключевые слова

Некоммерческие организации, молодежь, общественные объединения, консультирование.

- 261 -

№ 3 / 2015________________________________ISSN 2410-6070_______________________________________________

В настоящее время к объединениям, которые реализуют социальные технологии работы с молодежью, относятся некоммерческие организации. Они осуществляют свою деятельность по направлениям: консультация, духовно-нравственная поддержка, защита прав, информационная поддержка, организация семинаров и тренингов, охрана труда, юридическая помощь, а так же осуществляют услуги по организации культуры досуга подростков и молодежи. Это обусловлено особенностями и тенденциями развития некоммерческого сектора России в последние 15 лет. Политика зарубежных благотворительных фондов и влияние их обучающих технологий, увеличение числа зарубежных стажировок для лидеров НКО, активные сетевые коммуникации НКО, большой объем методической литературы, высокий уровень экспертов некоммерческого сектора значительно повлияли на отечественный НКО-сектор. Переход от протестных технологий, например, таких как массовые акции, митинги, к созидательным потребовал от некоммерческих организаций новых знаний и увеличения усилий. По мнению Иванова В.Н.: «На современном этапе необходимо разрабатывать и реализовывать не разрушительные, а созидательные социальные технологии (глобальные, стратегические, универсальные и частные), полнее применять их для достижения согласия в коренном, главном, а не противостояния частных интересов» [1]. Некоммерческие организации являются одной из организационно - правовых форм общественных объединений. Такими признаются организации, созданные с целью содействия реализации прав человека, оказания услуг в сферах социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, вовлечение молодых людей в самостоятельное решение своих проблем, привлечение молодежи к обсуждению социально значимых идей и т.д. Основная цель государственной поддержки общественных объединений - это создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на помощь молодым людям. В общегосударственном процессе решения проблем молодежи, НКО могут и должны выполнять специфические функции, которые государственные институты либо просто не в состоянии осуществить, либо будут это делать с гораздо меньшим эффектом. На таком разделении и взаимном дополнении и может быть основано социальное партнерство государства и некоммерческих организаций в решении проблем молодых людей. Содержание деятельности общественных молодежных объединений организуется по ряду основных направлений: накопление и систематизация информации о молодежи и их организациях; участие в разработке законодательной, нормативной базы по социальной защите молодых людей; разработка и реализация собственных и государственных программ, направленных на поддержку молодежи; взаимодействие с государственными и негосударственными учреждениями и организациями; оказание юридической, социальной, психологической, медицинской и иной помощи; проведение спортивных, культурных и иных мероприятий. Таким образом, общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и интересов молодежи, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, являются формой социальной защиты. В процессе своей деятельности некоммерческие организаций применяют социальные технологии, которые воздействуют на социальный объект, в данном случае на молодежь, для достижения поставленных целей в процессе решения социальных проблем и социального развития [4]. К социальным технологиям работы с молодежью относятся: социальная диагностика, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальная терапия, социальное посредничество, социальное проектирование, социальное прогнозирование, социальная экспертиза, социальное обеспечение и социальное консультирование. Рассмотрим подробнее последнюю технологию, которая чаще всего применяются в практической деятельности некоммерческой организации для решения различного рода проблем молодого человека. Консультирование - это относительно новая область профессиональной деятельности социального работника, которая сравнительно недавно выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с традиционными формами работы. Исследователи определяют консультирование как непосредственную работу с людьми, направленную на решение различного рода социальных проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа[5]. Несомненно, это требует специальной, довольно основательной личностной и профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями, хотя для консультанта и они необходимы. В широком смысле консультирование - это то, чем занимаются консультанты. Слово «консультант» обычно ассоциируется со словами «советник», «помощник», «наставник». Эти функции близки друг другу и всегда ценились. Этимологически слово "консультирование", что обозначает «совещание». Большинство словарей определяют консультанта как человека, подготовленного для дачи советов по личным, социальным или психологическим проблемам [6].

- 262 -

_____________________________МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

Консультация - это, прежде всего, общение, установление эмоциональных контактов, определенная динамика этих контактов, создавшая условия для самораскрытия с помощью эмоционально-рациональных факторов внутренних ресурсов личности, это профессиональная помощь человеку в принятии оптимального решения, сохранении, повышении качества жизни [7]. Консультирование может быть юридическим, медицинским, психологическим, социально-психологическим, социально-педагогическим в зависимости от ситуации, в которой необходимо принять решения. Более разработанным является психологическое консультирование. Социальное консультирование - это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, выработки социальных норм общения. В рамках социального консультирования можно выделить следующие направления: медико-социальное, психолого-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое и др. Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Вызвать к себе эмоционально-положительное отношение клиента является важной задачей специалиста. Консультация, за которой можно обратиться в некоммерческую организацию, подразумевает формулирование рекомендаций, советов по содержанию, приемам и формам поведения и жизнедеятельности, по руководству подчиненными, доведение до клиента дополнительной информации. Таким образом, консультирование располагает большими возможностями позитивного воздействия на граждан, нуждающихся в социальной поддержке и испытывающих трудности в социальном общении. Стремительные изменения общества в экономической сфере, в системе социальных институтов, в межличностных отношениях становятся важными характеристиками жизни в современном мире. Степень и скорость этих перемен приводят к тому, что молодой человек переживает растерянность, страх, затруднения в адаптации к новым, быстро меняющимся условиям жизни; многие люди испытывают чувство безысходности, незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. В результате большое число людей нуждается в помощи. Оказать подобную помощь могут некоммерческие организации, путем использования социальных технологий. Широкое внедрение социальных технологий в деятельность некоммерческих организаций закономерно приводит к развитию общества, в том числе и молодежи. Общество в условиях глобализации резко меняется. Растущие социальные проблемы, такие как нищета, социальная изоляция и дискриминация, злоупотребление наркотиками, безнадзорность детей и рост пожилого населения - представляют особый интерес. Все больше для их решения востребованы развитые общественные структуры и гражданское участие на всех уровнях. Развиваясь вследствие перемен в обществе, некоммерческие организации, в определенной степени оказывают свое влияние на его дальнейшее преобразование: предоставляют социальные услуги, содействуют развитию культуры, науки, образования, занимаются благотворительностью, а также осуществляют разноплановую общественно полезную деятельность.

Список используемой литературы:

1. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире / В.Н. Иванов // Н. Новгород, 1996. 285 с.

2. Осипов Е.М. Социальные технологии в межсекторном взаимодействии / Е.М. Осипов // Вестник

Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество) / 2005. № 4. С. 15-19.

3. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире / В.Н. Иванов // Н. Новгород, 1996. 285 с.

4. Осипов Г.В Социологический энциклопедический словарь / Г. В. Осипов // М : Из-во НОРМА, 2000.

187 с.

5. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А.С. Воронин // 2006.

© Е.В. Сайганова, А.С.Дегтева 2015

- 263 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.