ПОИСКИ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
УДК 316.3/4
РОЛЬ НЕФОРМАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
З.О. Карартинян
Эффективная работа предприятия невозможна без создания определенной организационной структуры, соответствующей выбранной стратегии, без распределения полномочий, зафиксированного в конкретных документах, разработки должностных инструкций, т.е. без создания системы официальной регламентации профессионального поведения сотрудников. Но кроме официально принятых нормативов в организациях спонтанно возникает комплекс норм, которые по мере возрастания роли профессиональной культуры, специализации и степени личностной свободы неизбежно автономизируются и функционируют в условиях определенной независимости, формируя своеобразную нормативно-поведенческую программу. Такие неформальные отношения в управленческих взаимодействиях возникают как некая альтернатива официальности, формальной организованности, определенности, упорядоченности, согласованности.
Таким образом, в любой организации сосуществуют две системы отношений: с одной стороны, порожденная предписанными процедурами, институционально санкционированная, безлично-рациональная, с другой -возникающая спонтанно, на фоне различных первичных групп на основе устойчивых чувственно-эмоциональных связей, негласных договоренностей и т.п. При этом важно отметить, что если формальные отношения в различных организациях имеют многочисленные общие черты (что обусловлено объективными факторами, например, тем, что все они базируются на одном законодательстве), то напротив, в каждой отдельной организации
Карартинян Завен Оганесович - аспирант кафедры социологии Российской академии народного хозяйства и госслужбы, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, e-mail: [email protected], т. 8(863)2409719.
складывается особенная конфигурация неформальных отношений.
Неформальные отношения не являются чем-то вторичным, они оказывают весьма значимое влияние на управленческие взаимодействия в любой организации. В современных условиях неформальные управленческие отношения нередко оказываются определяющим инструментом в решении производственных и непроизводственных задач, в привлечении инвестиций, формировании морально-психологического климата в трудовом коллективе, налаживании личностных контактов в деловой среде, управленческом сообществе. В этом контексте исследование неформальных управленческих отношений особенно актуально с точки зрения решения практических управленческих задач.
С общесоциальной точки зрения вся общественная организация (включая государственные и негосударственные общественные структуры) пронизана неформальными управленческими отношениями, которые активно воспроизводятся в экономике, государственном и местном управлении, политике, пронизывают науку, культуру, образование и другие сферы общественной деятельности. В 60-х годах прошлого века в зарубежной социологии возникает понятие "неформальная экономика".
Теоретическая база в изучении неформальных отношений обширна и носит междисциплинарный характер: они исследовались в рамках социологии управления, социологии организаций, социальной психологии и трудового права. Наиболее часто неформальные отношения были предметом исследования в работах по социальной психологии при из-
Zaven Karartinyan - postgraduate student of the Department of Sociology at the Russian Academy of National Economy and Public Administration, 70, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2409719.
учении разных типов малых групп, а также в работах социологов. Однако в этой плоскости неформальные отношения не выделялись как отдельный объект исследования, за исключением некоторых работ.
Изучение роли неформальных отношений - относительно новое направление в сферах менеджмента, управления персоналом и социологии управления. Поэтому представленные на сегодняшний день теоретические и в меньшей степени практические изыскания по рассматриваемой проблеме в большинстве своем, к сожалению, страдают неконкретностью и слабой эмпирической доказательной базой. Многие аспекты данного явления остались вне поля зрения исследователей.
Неформальные отношения в современной организации выполняют ряд значимых ролей в деле обеспечения эффективной совместной работы сотрудников. Их ценность для организации определяет особую роль неформальных отношений как социального ресурса, способного влиять на поведение людей, в том числе на их лояльность по отношению к организации.
Одна из причин возникновения неформальных отношений - необходимость компенсировать ограниченность формальной организации. В этом заключается основная роль неформальных отношений - компенсирующая. Эта роль присуща в первую очередь производственно ориентированным неформальным отношениям, возникающим как следствие нарушения установленного нормативного порядка, что часто сознательно допускается субъектом управления [1]. Они обеспечивают для организации возможность облегчать управленческую нагрузку, более быстрое и эффективное взаимодействие людей и отделов организации, вовлечение исполнителей в процесс решения производственных задач, быстрое движение информации.
Личностно ориентированные неформальные отношения выполняют роль удовлетворения социальных потребностей в общении, которые испытывают все люди, попадая в формальную структуру. Эта роль проявляется в общении, связанном не только с рабочим процессом, но возникающим на основе взаимных симпатий, интересов. Удовлетворение потребностей в общении, идентификации, признании, уважении повышает удовлетворенность трудом и пребыванием в организации, что положительно сказывается на работоспособности индивидов [2].
Несмотря на существование формальных предписаний, неформальные отношения также
устанавливают порядок взаимодействия людей в организации, формируют связи между людьми, коммуникационные сети. Именно благодаря осуществлению этой роли неформальные отношения способствуют повышению результативности производственного процесса в организации.
Роль социальной интеграции состоит в том, что неформальные отношения дополняют формы взаимодействия людей, занимающих должности разных уровней организационной структуры. Неформальные отношения предлагают формы взаимодействия людей в организации (подчинение - доминирование, принятие и взаимное расположение - неприязнь или отвержение, речевая специфика, "язык жестов"), которые обогащают их производственные взаимодействия [3]. Так, на некоторых предприятиях сейчас внедряются и успешно применяются внутренние переводные словари, которые разъясняют специфическую лексику сотрудников, используемую в работе, а также содержат информацию об основных правилах общения в организации [4].
Неформальные отношения в организации выполняют также коммуникативную роль. Они облегчают и ускоряют процесс передачи информации внутри организации, что выражается в структуре и плотности неформальных коммуникаций. По некоторым данным, по неформальным каналам коммуникации в организации передается до 80 % информации [5]. Скорость прохождения информации по неформальным каналам существенно выше, поскольку она попадает напрямую от отправителя к получателю, минуя обязательные иерархические "перевалочные пункты".
Еще одна роль неформальных отношений - консолидирующая - состоит в том, что они усиливают сплоченность сотрудников в компании. Объединение сотрудников может происходить на основе интереса к процессу выполнения работы, привлекательности самой деятельности. В этом случае консолидирующая роль проявляется в повышении степени сработанности людей в организации. Сработанность представляет собой "эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который характеризуется максимально возможной продуктивностью (в совместной работе) при минимальных эмоционально-энергетических затратах на деятельность и взаимодействие на фоне достаточно субъективной удовлетворенности" [6]. Сработанность всегда опосредована предметом совместной деятельности, решением деловых задач; важным моментом
здесь выступают единомыслие, общность точек зрения, единодушие.
Сплочение сотрудников происходит также на основе общих интересов (досуг, дети, проблемы), взаимных симпатий и взаимопонимания. В данном случае консолидирующая роль проявляется в увеличении степени совместимости людей, которая определяется как эффект сочетания и взаимодействия индивидов, характеризующийся максимальной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом при значительных эмоциональных затратах. Здесь на первый план выдвигается субъективная удовлетворенность членов организации, большое значение приобретает эмоциональный компонент.
Совместимость и срабатываемость сотрудников являются относительно независимыми явлениями, поскольку могут проявляться как одновременно, так и отдельно. Тем не менее, усиление этих двух параметров сплоченности рабочего коллектива способствует как эффективной совместной деятельности, так и созданию и поддержанию благоприятной среды деятельности, обретению сотрудниками уверенности и спокойствия.
Адаптационная роль неформальных отношений особенно важна для каждого нового сотрудника, входящего в организацию, помогая быстрее влиться в коллектив, получить ценные советы и помощь, легче приспособиться к требованиям организации. Они смягчают стрессовые потрясения для новичков. В процессе вхождения в новый коллектив установление контакта и общение новичка будут происходить в первую очередь с теми сотрудниками, которые к нему наиболее "открыты", с кем у него устанавливается взаимная симпатия, схожесть интересов, легкость взаимодействия, а также близость профессиональных взглядов.
Сегодня, особенно в условиях глобализации, роста транснациональных компаний, процессы адаптации приобретают особое значение. Новый сотрудник, попадая в международную среду, оказывается в "гетерогенном смешении людей разного пола, возраста, расы, этноса и сексуальной ориентации" [6]. Поэтому в таких организациях новички легче переживают период адаптации благодаря неформальному общению с сотрудниками, схожими по социальным признакам, например, по "землячеству" (по региональной и национальной принадлежности), религиозной принадлежности, культурным ценностям, возрастным параметрам.
В таких многонациональных коллективах неформальные отношения выполняют
аксиологическую роль, которая выражается в сохранении и культивировании многонациональных норм и ценностей, социальных и иных особенностей персонала, обеспечивают поддержание ценностей и корпоративной культуры организации.
Важная роль неформальных отношений - нормативная. В любой организации существуют специфические нормы и ценности субъектов ее неформальной структуры, которые направляют активность каждого сотрудника. Самым простым примером такого регулирования выступают принятые в организации формы приветствия, обращения, "дресс-код", а также негласные нормы, как, например, задерживаться на работе по окончании официального рабочего дня.
Выделим также прагматичную роль неформальных отношений, характерную для производственных неформальных отношений, которые в основном и возникают для более быстрого выполнения поставленной задачи, нарушая формальные процедуры. Благодаря подключению неформальных отношений обеспечивается достижение целей организации.
Особое значение имеет также управленческая роль неформальных отношений, которая проявляется через их разноплановое влияние на эффективность взаимодействия ее членов, а именно на степень организованности системы компании, удовлетворенность работой, стабильность ее внутренних состояний, реализацию целей.
Неформальные отношения могут возникать не только стихийно, неосознанно, например, в ходе общения, но и сознательно допускаться и контролироваться руководством для более эффективного функционирования организацией. В то же время в случае несовместимости сотрудников, когда у членов организации отсутствует удовлетворенность от общения, неформальные отношения могут выполнять и дестабилизирующую роль, поскольку существует угроза конфликтов, которые будут негативно сказываться на взаимодействии сотрудников. Возникающие из-за некомпетентности управленческого аппарата неформальные отношения также способны оказывать деструктивное воздействие на деятельность организации.
Значима роль рассматриваемых отношений в формировании рабочей группы, благодаря которой происходит превращение группы из механически собранных вместе людей в единый рабочий коллектив. Данная роль
является производной от функции формирования межфункциональных команд, которые строятся на производственно и личностно ориентированных неформальных отношениях.
Рассмотрение неформальных отношений как социального ресурса организации позволяет нам выделить еще несколько весьма важных их функций, которые имеют особое значение в современных условиях трудовой деятельности сотрудников.
Выделим инновационную роль неформальных отношений, которая заключается в апробации вводимых изменений первоначально в формате неформальных отношений с последующим их закреплением в формальной структуре или производственном взаимодействии.
Весьма важна креативная роль неформальных отношений, которая обеспечивает раскрепощение и более полное раскрытие творческого потенциала сотрудников, генерацию новых идей и предложений благодаря отсутствию в рамках таких отношений жестких формализованных нормативов. Так, диверсификация должностных обязанностей и расширение поля деятельности сотрудников, наделение их дополнительной ответственностью позволяет руководству оценить неявные способности персонала и получать мнения большего количества людей в решении определенных вопросов.
Анализ теоретических подходов и практических исследований позволяет сделать вывод, что неформальные отношения между сотрудниками, обеспечивая новые эффек-
тивные способы взаимодействия и выступая альтернативной основой функционирования организации, являются социальными ресурсами организации, вовлеченными в процесс изменений, переформирования идей, переоценки норм, ценностей, целей взаимодействия. Неформальные отношения определяют, изменяют и закрепляют особенности и принципы поведения сотрудников в заданных (определенных) условиях, в чем проявляется их потенциал как социального ресурса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Муджиков Н.Л. Неформальные отношения в контексте управленческого взаимодействия: На материале социологического исследования предприятий строительного комплекса Республики Калмыкия: Дис.... канд. социол. наук. Волгоград, 2006. 184 с.
2. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект Пресс, 2000. 278 с. С. 212.
3. Климов А.Г. Неформальные отношения в социализации первичной группы (методологические и методические вопросы социологического изучения): Дис.... канд. социол. наук. М.: МГУ, 1994. 126 с. С. 62.
4. Клепкин В. Межотдельные коммуникации // The Chief. 2006. № 5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.thechief.ra/?part=archive&ioum=444.
5. Robbins S.P. Essentials of Organizational behavior. N.J.: Pearson Prentice Hall, 2005. 330 p. P. 143.
6. Обозов H.H. Совместимость и срабатываемость людей. СПб.: Облик, 2000. 212 с.
28 октября 2013 г.
УДК 8
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТЕНТА В РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ
В.П. Мингинос
Экономика является неотъемлемой частью повседневной жизни людей, которые, сами того не замечая, регулярно вступают в экономические отношения, часто используют экономические термины (расходы, доходы, цены, деньги, заработная плата и др.). Жить в обществе и не участвовать в эко-
Мингинос Виктория Петровна - аспирант кафедры теории журналистики Южного федерального университета, 344010, г Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 150, e-mail: [email protected], т. 8(863)2641638.
номических процессах невозможно. Поэтому с самых ранних этапов становления и развития журналистики освещение экономических процессов и явлений стало одной из приоритетных задач средств массовой информации.
В литературе широко представлены учебные пособия, рассматривающие взаимо-
Victoria Minginos - postgraduate student of the Theory of Journalism Department at the Southern Federal University, 150, Pushkinskaya Street, Rostov-on-Don, 344010, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2641638.