Научная статья на тему 'Роль научных школ в развитии инновационных процессов преподавания гуманитарных наук в технических вузах'

Роль научных школ в развитии инновационных процессов преподавания гуманитарных наук в технических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК / НАУЧНАЯ ШКОЛА / КООРДИНАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ГОРНЫЕ ИНЖЕНЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьев, В.Г.

В статье рассматривается роль научной школы в развитии инновационных процессов по координации преподавания гуманитарных наук в техническом вузе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль научных школ в развитии инновационных процессов преподавания гуманитарных наук в технических вузах»

УДК 372.881.161.1

В.Г.АФАНАСЬЕВ, д-р истор. наук, профессор, elada@spmi. ru Санкт-Петербургский государственный горный университет

V.G.AFANASIEV, Dr. in hist.,professor, elada@spmi.ru Saint Petersburg State Mining University

РОЛЬ НАУЧНЫХ ШКОЛ В РАЗВИТИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

В статье рассматривается роль научной школы в развитии инновационных процессов по координации преподавания гуманитарных наук в техническом вузе.

Ключевые слова: преподавание гуманитарных наук, научная школа, координация, инновационный подход, технический вуз, горные инженеры.

THE ROLE OF SCHOOLS OF SCIENCES IN THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE PROCESSES IN HUMANITIES TEACHING IN TECHNICAL INSTITUTIONS

The article covers the role of school of science in the development of innovative processes concerning coordination of humanities teaching in a technical institutions.

Key words, humanities teaching, school of science, coordination, innovative approach, technical institutions, mining engineers.

Существуют многочисленные признаки научной школы в области педагогики, которые зародились еще в глубокой древности и с течением времени приняли многофункциональный характер. Не вдаваясь в дискуссию по этой проблеме, отметим, что применительно к рассматриваемому вопросу под научной школой следует понимать школу-коллектив, функционирующую в одном высшем учебном заведении и объединяющую преподавателей всех гуманитарных наук. Не секрет, что во многих вузах среди гуманитариев не всегда имеет место координация и преемственность в различных направлениях не только в научной, но и в учебной деятельности. Тем более это относится к техническим вузам, в которых хотя и функционирует достаточное количество кафедр гуманитарного профиля, но они, как правило, малочислен-

ны, ведут преподавательскую деятельность на разных курсах, отличаются спецификой преподаваемых предметов. Если учесть, что во многих вузах младшие и старшие курсы разделены территориально или такое деление относится к факультетам, то становится понятным недостаточный уровень результативности работы кафедр гуманитарного профиля.

До недавнего времени похожее положение было характерно и для Горного института, и одним из объединяющих факторов в работе преподавателей гуманитарных наук было их участие в организуемых ими различных конференциях не только регионального, но и всероссийского уровня. Положение заметно изменилось тогда, когда в 2009 г. институт в числе первых в России стал национальным исследовательским университетом. Вскоре в вузе были созданы на-

учные школы, в число которых вошло и гуманитарное направление. Было признано целесообразным основное внимание сосредоточить на разработке стратегии развития гуманитарного образования в системе подготовки горных инженеров с учетом отечественного и зарубежного опыта.

В связи с этим было решено сосредоточить внимание всех преподавателей гуманитарных кафедр на четырех основных задачах:

- проанализировать историю становления и развития преподавания той или иной гуманитарной дисциплины применительно к вузу;

- дать анализ состояния преподавания гуманитарных дисциплин на современном этапе;

- рассмотреть основные проблемы изучения гуманитарных наук в отдельных зарубежных странах;

- на основании проделанной работы выявить общее и особенное в состоянии преподавания гуманитарных дисциплин в России и за рубежом, а также определить приоритетные направления по совершенствованию преподавания той или иной гуманитарной дисциплины.

В процессе реализации данной задачи выяснилось, что на каждой из пяти кафедр гуманитарного профиля есть свои отличия. Так, на кафедре социологии и психологии был найден интересный материал об опыте преподавания этих наук в Японии с помощью получивших там широкое развитие информационных и коммуникативных технологий. Одним из перспективных направлений можно считать учебные курсы, проводимые в режиме телеконференций, в процессе которых широко используются телемосты. Заслуживает внимания применение «электронных библиотек», образовательных порталов, комплексов тестирования и контроля знаний, электронный лабораторный практикум, тренажерный комплекс для самостоятельной работы. Понятно, что использование передовых технологий в данном случае требует хорошей оснащенности аудиторий соответствующими средствами. Обращает

на себя внимание то, что в США семестровый вводный курс социологии является базовым курсом по социальным наукам в системе высшего образования. Там же имеет место приоритет практических (семинарских) занятий перед лекциями, широкое использование игровых ситуаций, обсуждение альтернативных вариантов, так как это заставляет студентов свободно высказывать свою точку зрения, а основной теоретический материал они могут почерпнуть из учебников. Важно, что преподаватели этой же кафедры Горного университета выявили восемь приоритетных направлений по совершенствованию методик преподавания социологии, что будет способствовать лучшему изучению дисциплины.

Отличительной особенностью преподавания истории является то, что Горный университет является старейшим высшим техническим учебным заведением России. Его многолетняя история теснейшим образом связана с историей страны. При этом основное внимание как в учебной, так и в научной деятельности уделяется двум направлениям: истории горного дела в целом и Горного университета в частности как составной части истории России и вкладу преподавателей и воспитанников университета в научную, культурную и общественно-политическую жизнь страны. Главным результатом такого подхода стало написание и издание не только статей, но и монографии, а также привлечение студентов к активной научно-исследова тельской работе.

Не менее интересным было изучение опыта преподавания философии в зарубежных странах. Причем это было сделано не только на основании литературы, но и с учетом проведения профессором М.И.Микеши-ным занятий в Финляндии, а также зарубежных стажировок других преподавателей.

Одной из особенностей деятельности кафедры русского языка и литературы является то, что она является коллективным членом Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ) и принимает активное участие в его научной, методической и просветительской работе. Так, преподаватели кафедры принимают

- 95

Санкт-Петербург. 2011

активное участие в работе двух его конгрессов, состоявшихся в 2008 и 2010 гг. Особого внимания заслуживают тесные партнерские отношения между преподавателями кафедры и их коллегами из Печ-ского государственного университета Венгрии, университета Полацкого Чехии, ряда учебных заведений Польши и других стран. Несомненному обогащению новыми подходами способствует преподавание русского языка стажерам из США, которое ведется кафедрой с 1986 г. Отметим, что в число стажеров входят студенты американских а основу методики преподавания составляет коммуникативно-прагматический подход университетов, позволяющий создавать различные типы дискурсов и понимать их с учетом ситуации общения. Кроме того, ведущие преподаватели кафедры регулярно участвуют в работе международных конференций, проводимыми за пределами России, и каждый раз привозят что-то новое в области методики преподавания речеведческих дисциплин, которые находят применение в практической работе. Богатый материал для совершенствования преподавательской работы преподаватели кафедры получают за счет того, что на ней с 2005 г. работает факультет повышения квалификации по направлению «Русский язык и культура речи». Отметим, что за вре-

мя его работы на нем прошли обучение свыше 500 слушателей из более чем 100 технических вузов России.

Наконец, в рамках научной школы большое внимание уделяется психолого-педагогическим условиям и особенностям профессионально ориентированного обучения иностранным языкам, без чего невозможно представить любое высшее учебное заведение. Так, на протяжении всей истории Горного университета преподавание иностранных языков занимало приоритетное положение. Исторический опыт прошлого и современная жизнь убедительно доказывают, что интерес к изучению иностранных языков возрастает тогда, когда видна его практическая значимость, когда студенты отчетливо представляют перспективы использования полученных знаний, когда целью обучения становятся полезные навыки и умения, которые в перспективе будут представлять большую экономическую ценность. Из этого следует, что такой подход повышает личную конкурентоспособность и шансы на успех в бизнесе, науке или любой другой деятельности.

Таким образом, из приведенного материала видно, что создание научной школы стимулировало преподавателей гуманитарных наук университета на поиски новых путей развития инновационных процессов преподавательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.