Научная статья на тему 'Роль научных обществ в развитии науки и образования в России'

Роль научных обществ в развитии науки и образования в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
534
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА / РОССИЙСКАЯ НАУКА / RUSSIAN SCIENCE / РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RUSSIAN EDUCATION / НАУЧНАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ НАУКИ / STRUGGLE FOR INTERESTS OF SCIENCE AND EDUCATION / НЕТРИВИАЛЬНЫЕ ИДЕИ / UNTRIVIAL IDEAS / НЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ / МОНИТОРИНГ / MONITORING / КРАЕВЕДЕНИЕ / LOCAL INVESTIGATION / SCIENTIFICAL SOCIETIS / SCIENTIFICAL PUBLIC / UNPROFESSIONAL SCIENTISTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Багоцкий С.В., Ганжа А.Г., Гурышкина Т.В., Марков О.В., Погорелов А.К.

Первые научные общества были созданы любителями, интересующимися наукой. Но в настоящее время подавляющее большинство исследователей занимается наукой профессионально. Обсуждаются задачи научных обществ на современном этапе. К числу этих задач относятся: отстаивание интересов науки, инициирование междисциплинарных исследований, поддержка нетривиальных научных идей и их авторов, вовлечение в научно-исследовательскую работу непрофессиональных исследователей, организация мониторинга, развитие краеведческих исследований, пропаганда достижений науки и содействие развитию образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The first Scientifical Societis were established by diletants, who interested Sciences. But now the most Scientists are professionals. The modern tasks of Scientifical societis are discussed. This tasks are: the struggle for Interests of Science and Education, the Iniciation of transdisciplinar Investigations, the Help untrivial Scientifical Ideas and his Authors, the Involvement of unprofessional scientists to scientifical work and Monitortng, Local Investigations, the Popularisation of Science and Development of Education.

Текст научной работы на тему «Роль научных обществ в развитии науки и образования в России»

УДК 00

РОЛЬ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ В РАЗВИТИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИИ

С.В. Багоцкий, А.Г. Ганжа, Т.В. Гурышкина, О.В. Марков, А.К. Погорелов, Б.Г. Режабек, А.П. Садчиков, Г.М. Седаева, М.В. Степанов, Г.И. Хохлова, Е.Д. Яхнин

Московское общество испытателей природы, г. Москва, Россия

Аннотация. Первые научные общества были созданы любителями, интересующимися наукой. Но в настоящее время подавляющее большинство исследователей занимается ' наукой профессионально. Обсуждаются задачи научных обществ на современном этапе. К числу этих задач относятся: отстаивание интересов науки, инициирование

> междисциплинарных исследований, поддержка нетривиальных научных идей и их авторов, вовлечение в научно-исследовательскую работу непрофессиональных исследователей, организация мониторинга, развитие краеведческих исследований, пропаганда достижений науки и содействие развитию образования.

Ключевые слова: Научные общества. Российская наука. Российское образование. Научная общественность. Защита интересов науки. Нетривиальные идеи, V Непрофессиональные исследователи. Мониторинг, Краеведение.

Abstract. The first Scientifical Societis were established by diletants, who interested Sciences. But now the most Scientists are professionals. The modern tasks of Scientifical societis , are discussed. This tasks are: the straggle for Interests of Science and Education, the Iniciation of - transdisciplinar Investigations, the Help untrivial Scientifical Ideas and Iiis Authors, the Involvement of unprofessional scientists to scientifical work and Monitoring, Local Investigations,

> the Popularisation of Science and Development of Education.

Key words: Scientifical Societis, Russian Science, Russian Education, Scientifical public. Straggle for Interests of Science and Education, Untrivial Ideas, Unprofessional scientists. Monitoring, Local investigation.

Научные Общества возникли в эпоху, когда наукой занималось небольшое число любителей, для которых научно-исследовательская работа не была источником дохода. Эти Общества в принципе ничем не отличались от обществ цветоводов или обществ любителей кошек. На своих заседаниях члены научных Обществ обсуждали интересующие их вопросы и расходились, получая удовлетворение от общения друг с другом. Наиболее известной из таких организаций было Лондонское Королевское общество, основанное в 1667 году.

В большинстве европейских стран главной научной организацией были Академии наук, члены которых получали жалование от правительства. Это, по-существу, были государственные организации, хотя и пользовавшиеся значительной автономией. Однако в Великобритании главной научной организацией была чисто общественная структура - Лондонское Королевское общество, которое объединяло любителей науки. Члены Лондонского королевского общества не только не получали жалования, но даже и платили из своего кармана членские взносы. Это обстоятельство определило многие специфические особенности английской науки. Среди английских исследователей было поразительно много «непрофессионалов», занимавшихся наукой «на общественных началах». Среди них школьный учитель Джон Дальтон (1766-1844), врач Томас Юнг (1773-1829), провинциальный помещик Чарльз Дарвин (18091882). Все они внесли действительно выдающийся вклад в науку. Появление таких исследователей за пределами академической среды стало возможным благодаря сформировавшемуся сообществу людей, для которых научные исследования были не только службой.

Немаловажно и то, что наличие в английской науке большого числа «людей со стороны» делало английскую науку более динамичной и открытой новым идеям. Так, историческую фразу о том, что «Человек произошел от обезьяны» первым произнес ещё в середине XVIII века английский аристократ лорд Монбоддо (1714-1799), за что веселые молодые люди прозвали его «сэр Орангутан». Многие английские исследователи-непрофессионалы занимались разными областями науки и достигали в них больших успехов. Так, Томас Юнг был не только одним из создателей волновой теории света, но и одним из основоположников сравнительно-исторического языкознания. По-видимому, это также было следствием общественного и неформального характера управления наукой, сложившегося в Великобритании.

История России сложилась таким образом, что наука в ней стала развиваться существенно позже,

чем на Западе. Первые русские исследователи появились в России только во времена царствования Петра Великого. Среди них мы можем отметить предпринимателя Ивана Тихоновича Посошкова (16521726), крупных государственных деятелей Ивана Кирилловича Кириллова (1689-1737) и Василия Никитича Татищева (1686-1750). В 1730-х годах увлекающийся ботаникой сын богатейшего предпринимателя Акинфия Демидова Григорий Акинфиевич Демидов (1715-1761) создает в Соликамске первый в России научный Ботанический сад. Увлекается ботаникой и его старший брат Прокофий Акинфьевич (1710-1788), изображенный рядом с лейкой на известной картине Д.Г. Левицкого. Науками интересуются и многие высокопоставленные вельможи, например граф Иван Иванович Шувалов (1727-1797).

Есть в России первой половине ХУШ века и профессиональная наука, которой занимаются приглашенные из Германии исследователи. В середине века в Российской науке появляется гигантская фигура Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Формально он - профессиональный исследователь, получающий жалование за службу. Но фактически он ведет себя в науке, как английский лорд, занимаясь тем, чем ему самому интересно, не задумываясь о ведомственных границах.

Таким образом, уже в ХУШ веке в России складывается неформальное сообщество людей, интересующихся наукой. И, тем самым, формируется основа для возникновения первых естественнонаучных обществ. Первым таким обществом в России стало основанное в 1805 году Московское общество испытателей природы (до 1917 года - Императорское Московское общество испытателей природы). Этому Обществу удалось объединить под одной крышей людей науки и околонаучную общественность.

Дальнейшее развитие научных обществ в России неразрывно связано с деятельностью выдающегося организатора науки, ректора Санкт-Петербургского университета Карла Федоровича Кесслера (1815-1881). К.Ф. Кесслер хорошо понимает важность общественных структур для развития науки. По его инициативе проводится несколько съездов естествоиспытателей, на которых обсуждаются как чисто научные проблемы, так и проблемы организации науки. В 1868 году по инициативе К.Ф. Кесслера создается Санкт-Петербургское общество естествоиспытателей.

В России, как и в других странах, науку пытались развивать не только специалисты, но и любители. Достаточно вспомнить таких людей, как преподаватель пения в духовном училище города Ливны Евграф Васильевич Быханов (1839-1915), который предложил оригинальную модель происхождения и эволюции Солнечной системы и за 30 лет до Альфреда Вегенера высказал мысль о движении материков друг относительно друга. Как революционер-народник Николай Александрович Морозов (1854-1946), предложивший модель сложного строения атома и высказавший мысль о возможностях получения атомной энергии. Как учитель физики из Калуги Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), ставший идейным основоположником космонавтики. К сожалению, их интересные идеи так и не были востребованы современниками. В том числе и вследствие того, что неформальные научные структуры в России были ещё достаточно слабыми.

Даже и в XX веке «люди со стороны» вносили немалый вклад в развитие науки. Вспомним, например, одного из отцов советской водородной бомбы младшего сержанта Олега Александровича Лаврентьева (1926-2011).

Во второй половине XX века наука превратилась в мощную отрасль народного хозяйства, в значительной степени определяющую уровень развития страны. Развитые страны имеют мощные научные центры, в которых работают специалисты высокого класса, активно развивается наука и в университетах. Подавляющее большинство людей, занимающихся научно-исследовательской работой, являются профессионалами, то есть получают жалование за свою работу. В связи с этим сложилось мнение, что Научные общества, объединяющие людей, интересующихся наукой, стали в наши дни анахронизмом. Но это не так. И в наши дни научные общества могут играть и, во многих случаях играют важную роль в научно-исследовательском процессе.

Прежде всего, научные общества могут и должны служить трибуной, с которой научное сообщество высказывает свое мнение по поводу государственной научной политики и тех или иных мероприятий, проводимой государственной властью. Так, в 1950-х годах Московское общество испытателей природы и Всесоюзное ботаническое общество являлись центрами сопротивления монопольному положению группы Т.Д. Лысенко - И.И. Презента. В эти же годы Московское общество испытателей природы провело несколько научных совещаний, которые сыграли важную роль в изменении к лучшему политики в области охраны природы. Оппозиционная роль научных обществ особенно важна в современной России, когда правительственная политика в области науки и образования вызывает у общественности законные нарекания.

Во-вторых, научные общества, в которые входят специалисты разного профиля, могут и должны быть центрами, инициирующими междисциплинарные исследования и формирующими неофициальные коллективы, способные проводить такие исследования. Так, в рамках Московского общества

ISSN 2078-9661 • Гуманитарный научный журнал №2, 2015

11

испытателей природы развивались оригинальные концепции в области применения математических методов в биологии, взаимодействия естественных и общественных наук и т.д.

В-третьих, в отличие от официальных научных структур научные сообщества более терпимо относятся к нетривиальным идеям и защищают их на ранних стадиях развития.

К сожалению, сложившийся в нашей стране научный монополизм привел к тому, что многие выдающиеся научные достижения отечественных исследователей даже не были опубликованы в научной печати. Ярким примером этого является автоколебательная химическая реакция, открытая Борисом Павловичем Белоусовым (1893-1970), модели генетического кода, предложенные Александром Александровичем Нейфахом (1926-1997) и т.д.

Научные общества могут и должны в разумных пределах оказывать поддержку нетривиальным и зачастую спорным исследованиям, организовывать деловое обсуждение результатов таких исследований, публиковать результаты исследований на страницах своих изданий.

В-четвертых, научные общества должны поддерживать и вовлекать в научно-исследовательский процесс талантливых «людей со стороны». При этом нужно научиться отличать таких людей от склонных к саморекламе авантюристов и откровенно невежественных лиц, помогать которым, разумеется, не следует.

В-пятых, научные общества могут и должны организовывать широкомасштабные наблюдения за природой. В связи с кризисом окружающей среды важность таких наблюдений растет от года к году. И очень скоро окажется, что сил штатных наблюдателей для этого не хватит, придется привлекать представителей общественности, прежде всего, школьных учителей и их учеников. Такая практика уже существует в ряде западных стран.

В-шестых, научные общества могут и должны способствовать развертыванию краеведческих исследований в области биологии, географии, истории, литературы, искусства, развитию краеведческой работы. Такие исследования должны опираться на создаваемые энтузиастами народные музеи, подобные музеям, созданным Владимиром Александровичем Гречухиным (род. 1941), Николаем Илларионовичем Пановым (1927-2005), Николаем Терентьевичем Кошелевым (1923-2003), Кириллом Федоровичем Седых (1926-2006).

Вопреки распространенному мнению, на современном этапе краеведческие исследования могут оказаться весьма полезными для «большой науки», позволяя раскрыть картину биологических, географических, исторических и культурных процессов, происходящих на местном уровне, и увидеть их связь с более глобальными процессами.

В-седьмых, научные общества могут и должны способствовать развитию образования и популяризации науки. Учитывая наблюдаемое в наши дни резкое падение интереса к науке и образованию, эта задача является в высшей степени актуальной. Научные общества должны участвовать в разработке стратегий развития образования, анализе его содержательных сторон, разработке и рецензировании учебных программ. В современном мире возрастает роль научных обществ, как посредников между социумом и представителями исследовательских структур. Большинство общественных инициатив остаются невостребованными в силу различных обстоятельств. И здесь научные общества могут послужить платформой для объединения активных граждан с представителями науки с целью решения глобальных проблем.

Таким образом, роль научных обществ не только не снижается, но даже и растет. Наличие таких неофициальных структур, как научные общества, является необходимым условием полноценного развития науки и общественной жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.