Научная статья на тему 'Роль научной экспертизы в динамике сложных систем'

Роль научной экспертизы в динамике сложных систем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
304
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / СЛОЖНЫЕ СИСТЕМЫ / ТЕОРИЯ СЛОЖНОСТИ / ЭКСПЕРТИЗА / РЕПЛИКАТОР / SELF-ORGANIZATION / COMPLEX SYSTEMS / EXPERTISE / REPLICATOR / POST NO CLASSICAL SCIENCE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ситникова Дарья Леонидовна

Предлагается способ описания роли научной экспертизы в процессе рождения нового знания. Метод основан на использовании концепта «репликатор», «субъект самоорганизации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of a scientific expertise in the complex system dynamics

The history of science is closely connected with the history of the expertise. Scientific expertise prescribes society its laws, rules and regulations. Expert knowledge is seen as a particular structure by means of which they evaluate reality. Government authorities establish an expertise institute to consolidate and to strengthen their action. The expertise institute influences the dynamics of the system "science" and the society itself. Science studies complex systems. The more complex the system is, the greater the number of experts and the expertise. The process of decision-making in society becomes more complex. The author offers a way to describe the role of scientific expertise in the birth of new knowledge. The method is based on the concept of "replicator", "subject of self-organization" (Poizner Boris). A system of scientific knowledge starts being renewed when an open dynamic system is the most insta-ble. All replicators have almost equal conditions and opportunities. A chance plays the most crucial role. The quality and activity of a replicator are important. The key factor at this stage is the competition which is defined by experts. They choose the competition participants. Experts estimate replicator qualities in advance. Experts appointment, expert's opinion are considered as factors defining the choice of a development system at the bifurcation point. It is important to identify the mechanisms of self-organization, self-description and self-cleaning of experts.

Текст научной работы на тему «Роль научной экспертизы в динамике сложных систем»

2012 Философия. Социология. Политология №4(20), вып. 1

УДК 1:5; 1:6; 001.8:5; 001.8:6

Д.Л. Ситникова РОЛЬ НАУЧНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ДИНАМИКЕ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ

Предлагается способ описания роли научной экспертизы в процессе рождения нового знания. Метод основан на использовании концепта «репликатор», «субъект самоорганизации».

Ключевые слова: самоорганизация, сложные системы, теория сложности, экспертиза, репликатор.

Динамика сложных систем, таких как «наука», «социум», «культура», сегодня успешно описывается с помощью теории самоорганизации. Методология сложности формируется в том числе и на примере анализа динамики научного знания. Наша задача - выявить роль научной экспертизы в процессе самоорганизации знания.

История естествознания тесно связана с историей экспертизы. Наука Нового времени как «способ, которым субъект полагает мир как картину» [1. С. 140] с помощью экспертизы встраивает свои проекты в сущее, предписывает бытию свои законы, правила и нормы. Сегодня экспертное знание - это особая структура, посредством которой оценивается реальность. Оно обеспечивает каркас поведения и составляет основу принятия решений [2].

Слово «экспертиза» (от фр. «expertise», от лат. «expertus») означает «знающий, опытный, сведущий». Необходимость в экспертизе возникает тогда, когда у действующего субъекта существует дефицит знаний в какой-то области или когда нужно что-то «оценить». Исследователи подчеркивают практическую направленность экспертного знания. Именно она «легитимирует существование экспертного сообщества, а его вовлечение в сферу экономики делает необходимой постоянную экспериментальную проверку добываемых сведений» [Там же. С. 78].

Предмет нашего изучения - экспертиза в науке. Рассматривая науку как открытую динамическую систему, мы считаем, что роль экспертизы важна в моментах неустойчивости данной системы, когда из конкурирующих научных теорий, претендующих на решение некоторой проблемы, побеждает одна. Научная теория - это субъект самоорганизации в науке, репликатор.

Под субъектом самоорганизации понимается некоторая информационная целостность, способная самовоспроизводиться в соответствующих условиях - репликатор (от лат. replicatio - развёртывание, перевёртывание; replicare - отражать).

В сюжете «порядок из хаоса» процесс самоорганизации стартует в момент неустойчивости открытой динамической системы, т.е. в точке бифуркации, благодаря конкурентному выдвижению некоторого «удачливого» репликатора из хаоса действий других. Активность этого репликатора в состоя-

нии неустойчивости системы определяет её траекторию движения после развилки, т.е. будущее системы. Характер этого будущего коррелирует со свойствами данного репликатора [3]. Движение системы непосредственно после бифуркации, иначе говоря, процесс становления, сопровождается нарастанием числа актов репликации, т. е. ускоренным производством более или менее точных копий репликатора. В дальнейшем темп репликации приближается к постоянному (или почти постоянному), что является признаком циклического процесса (или близкого к нему) в системе. Тем самым в системе устанавливается господство нового порядка, при котором поток ресурсов, поступающих в систему, обеспечивает возможность многократно воспроизводить содержание данного репликатора. Новый порядок сохраняется до очередной утраты устойчивости, после чего ситуация повторяется, но с участием другого «удачливого» репликатора, выступающего инициатором очередного акта самоорганизации.

Эксперты выступают той средой, в которой происходит обновление системы научных знаний. В процессе соревнования в точке бифуркации все репликаторы имеют практически равные условия и шансы. Многое зависит от случая, от качеств самого репликатора и его активности. Ключевым фактором на данном этапе является конкуренция. В нашем случае речь идет о борьбе научных теорий, здесь фигура эксперта становится основной. Эксперты решают, кого допустить к «соревнованию», кого выбрать, они оценивают качества репликаторов.

Таким образом, самоорганизация в системе «наука» инициируется активностью одного из репликаторов - одной из научных идей в нужный момент и в нужном месте. Какие свойства «удачливого» репликатора (выдвинутой научной или технической идеи) повышают шансы на его победу? Мы считаем, что к числу таких свойств относятся: 1) доступность языка описания, обеспечивающая широкую аудиторию заинтересованных лиц, и простота передачи содержания результатов; 2) объективная доказательность эффективности предлагаемого продукта и указание границ его применимости; 3) оперативность материализации идеи и подготовки к индустриальному тиражированию; 4) степень адаптируемости идеи к различным условиям;

5) степень возможности повлиять на будущее данной области знания;

6) простота включения в образовательный процесс; 7) соответствие внутренним и международным юридическим нормам.

Суть деятельности экспертов - в оценивании свойств репликаторов. В свою очередь, будучи осознаны субъектом науки, свойства репликатора в разной степени (в зависимости от содержания репликатора) могут быть усилены как им самим, так и «окружением» - сообществом экспертов.

Усиление свойств репликаторов - один из способов влияния на результаты самоорганизации. В этом смысле его можно понимать как управление научными исследованиями (УНИ). Заинтересованная структура - при наличии необходимых средств - способна влиять на результаты самоорганизации путем усиления нужных свойств предпочитаемых репликаторов. Структурой может быть и государство, и РАН, и грантодатель, и инвестор.

Не менее важна роль экспертов и на этапе встраивания результатов научного исследования в культуру. Эксперт выступает переводчиком узкоспециа-

лизированного научного знания в бытовое, он работает как шлюз между различными областями знания.

Необходимо отметить, что можно рассматривать научную экспертизу не только как действующую внутри системы «наука», но и шире - как «экспертное знание», существующее в культуре. Экспертное знание появляется по мере того, как углубляется социальная дифференциация, усложняется институциональная структура общества и его взаимодействия с окружающим миром (природой), возникает потребность в новых механизмах общественной регуляции [2]. Экспертное знание является «квинтэссенцией социальной практики, которая включает в себя представления об основных закономерностях и схемы специальной практической деятельности» [Там же. С. 77].

На разных этапах развития науки можно выделить различные особенности и степень значимости экспертизы. Важной характеристикой является дисциплинарный образ науки. Он формируется на классическом этапе развития науки под воздействием процессов дифференциации и специализации исследований [4]. Существенное влияние на эти процессы оказывает прогрессирующее взаимодействие ученых и государственной власти, использование продуктов научной деятельности в государственных интересах.

С дисциплинарной точки зрения эволюция научного знания сходна с эволюцией животного и растительного мира. Например, конкуренция приводит к повышению эффективности, увеличению разнообразия и сложности (знаний, технологий и т.п.) [Там же]. Экспертиза в данном случае выступает как внешняя среда для репликаторов, она задает рамки - нормы и правила научного исследования, нормативы оценивания результатов научного поиска.

Как показал М. Фуко, власть, с которой начинает взаимодействовать наука с начала XVIII в., представляет собой весьма специфичную форму «дисциплинарной власти». Государство все более систематично патронирует науку. Его отношения с наукой становятся все более тесными и организационно оформленными. Власть управляет от имени нормы, которая навязывается всем подвластным индивидам как эталон и критерий их оценки [5]. Таким образом, в понятии «научная дисциплина» слово дисциплина применяется очень точно, оно напоминает о существовании кем-то предписанных правил, норм, регулирующих научную деятельность [4]. Такая регуляция существенно ограничивает роль случайности в научном творчестве, так как исследователь вынужден следовать правилам и нормам той или иной научной дисциплины. Правила эти формируются и транслируются посредством экспертов. На наш взгляд, именно эксперты дисциплинируют научное сообщество.

Перефразируя М. Фуко, можно утверждать, что в течение долгих предшествующих веков отличительной чертой государственной власти в отношении с наукой было обладание правом на жизнь или смерть научных теорий. Но в эпоху модерна Запад пережил глубокую трансформацию механизмов власти [5]. Запрещение или уничтожение или, наоборот, поддержка тех или иных научных теорий перестало быть главной формой ее осуществления власти в сфере науки. Появилась новая форма управления наукой - посредством института экспертизы научных исследований. Право запрещать или разрешать сменилось разнообразными способами влияния на экспертов и самоорганизацией экспертных сообществ.

М. Фуко называет формирующийся тип власти «властью-знанием», так как она неразрывно связана со знанием. Такой тип власти утверждает общеобязательность нормы. Норма определяется, исходя из ориентации на извлечение максимальной пользы [Там же]. Эксперты - это носители нормы, они работают как фильтр, отделяющий науку и ненауки, науку, способную принести пользу власти, и «бесполезную». Власть иногда открыто объявляет свои приоритеты (например, список приоритетных направлений развития науки РФ). Эксперты же являются своеобразными проводниками воли власти. Как подчеркивает А.М. Пятигорский, эксперт - это человек, который лучше всех знает, что власти нужно знать в какой-то определенной области [7]. Со стороны общества, в свою очередь, базовое доверие между некомпетентной аудиторией и экспертами обеспечивает фундамент для существования экспертизы [2. С. 79].

Таким образом, роль экспертизы напрямую зависит от государственной власти. Показано также, что само понятие «экспертиза» сформировалось тогда, когда потребовалось официальное признание необходимости не просто исследований, а официальных исследований в рамках государственно признаваемых действий [8].

Например, первая официальная экспертная организация - Корпорация присяжных мастеров-письмоводов по исследованию подписей - появилась в Париже во Франции. В 1595 г. корпорация получила от короля Генриха IV патент на право производства экспертиз [Там же].

В дальнейшем изменение образов науки, норм научной деятельности, усложнение и дифференциация знаний приводят к повышению роли экспертов. Появляются новые формы экспертизы, само сообщество экспертов независимо от власти активно влияет на отбор научных идей. В процесс самоорганизации знаний включается бизнес. В основе инновационного сценария развития экономики (создания «экономики, построенной на знаниях») лежит эффективная экспертиза предлагаемых нововведений [9].

Наблюдается процесс увеличения количества экспертов, который, на наш взгляд, связан с обращением науки к изучению сложных систем. Чем с более сложными системами мы имеем дело, тем к большему количеству экспертов мы обращаемся.

Таким образом, производство знаний сегодня рационализировалось и бюрократизировалось, приобрело массовый характер, распространяется «технология экспертизы». Представляется важным выявление механизмов самоорганизации, самоописания и самоочищения экспертных сообществ. На каждом этапе инновационного цикла возрастает роль экспертизы [Там же], наша модель развития нового знания учитывает этот аспект.

Литература

1. Караченцева Т.С. Гуманитарность: Время и Место // Гуманитарная экспертиза: Возможности и перспективы. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1992. С. 129-148.

2. Полякова В. Изменение социальной роли экспертного знания // Социальная реальность. 2007. № 5. С. 77-85.

3. Пойзнер Б.Н. Репликатор - посредник между человеком и историей // Изв. вузов. Прикладная нелинейная динамика. 1999. Т. 7, № 6. С. 83-104.

4. ШилковЮ.М. Дисциплинарный образ современной науки // Философия науки. 2002. № 4. С. 3-21.

5. Сокулер З.А. Знание и власть: наука в обществе модерна. СПб.: РХГИ, 2001. 240 с.

6. ПойзнерБ.Н., Ситникова Д.Л. Самообновление культуры и синтез научных знаний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 184 с.

7. Пятигорский А.М. Что такое политическая философия: размышления и соображения:

цикл лекций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gtmarket.ru/ laboratory/

expertize/3176/3177, свободный.

8. Нестеров А.В. История экспертизы и экспертика. Препринт, март 2011 г.

9. Малинецкий Г.Г. Чем должна заниматься академия [Электронный ресурс]. Сайт С.П. Курдюмова. Режим доступа: http://spkurdyumov.narod.ru/MalinGG.htm, свободный.

10. Черникова И.В., Черникова Д.В. Сложность как способ бытия саморазвивающихся систем // Синергетическая парадигма. Синергетика инновационной сложности. М.: Прогресс-Традиция, 2011. С. 194-210.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.