Научная статья на тему 'РОЛЬ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА В ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

РОЛЬ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА В ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / РАЗРАБОТКА ЗАКОНОВ / НАУЧНАЯ ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА / НАУЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сарпеков Рамазан Кумарбекович

В настоящее время в Республике Казахстан осуществляются масштабные процессы реформирования общественных и политических институтов. В 2022 году успешно прошел референдум по внесению изменений в Конституцию Республики Казахстан, реализуется Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года. Все это требует совершенствования принимаемых законодательных актов, стабильности законодательства. Государственные служащие, занимающиеся разработкой проектов законов, не обязаны быть учеными-юристами и могут не иметь академических знаний в юридической сфере. В связи с этим основная роль в осуществлении законопроектной деятельности должна отводиться ученым-юристам, которые должны проявлять участие в законотворческом процессе на всех его стадиях. Но на практике это не всегда соблюдается, что порождает риск расхождения законодательства и действующей правовой доктрины. Участие научного сообщества в законотворческом процессе включает следующие аспекты. Во-первых, это вовлечение научного сообщества в законопроектную деятельность на стадии разработки проекта закона. Во-вторых, участие ученых на стадии обсуждения проектов законов, включая как обсуждение на портале «Открытые НПА», так и в ходе заседаний рабочих групп. В-третьих, это участие юристов на стадии экспертизы проектов законодательных актов. Все эти моменты подробно излагаются в настоящей статье. Целью настоящей статьи является освещение роли научного сообщества в законопроектной деятельности государственных органов Республики Казахстан. В статье рассматриваются и анализируются текущие вопросы участия ученых в законопроектной работе. Представлены выводы о возможных путях совершенствования системы разработки законов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сарпеков Рамазан Кумарбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SCIENTIFIC COMMUNITY IN THE LEGISLATIVE ACTIVITIES OF STATE BODIES OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Currently large-scale processes of reforming public and political institutions are being carried out in the Republic of Kazakhstan. In 2022 the referendum on amendments to the Constitution of the Republic of Kazakhstan was successfully held, and the Concept of Legal Policy of the Republic of Kazakhstan until 2030 was implemented. All this requires the improvement of the adopted legislative acts, the stability of legislation. Civil servants involved in drafting laws are not required to be legal scholars and may not have academic knowledge in the legal field. In this regard, the main role in the implementation of legislative activity should be assigned to legal scholars, who should take part in the legislative process at all its stages. But in practice, this is not always observed, which creates a risk of divergence of legislation and the current legal doctrine. The participation of the scientific community in the legislative process includes the following aspects. Firstly, it is the involvement of the scientific community in legislative activity at the stage of drafting a law. Secondly, the participation of scientists at the stage of discussion of draft laws, including both the discussion on the portal «Open legal acts» and during meetings of working groups. Thirdly, it is the participation of lawyers at the stage of expertise of draft legislative acts. All these points are described in detail in the article. The purpose of the article is to highlight the role of scientific community in the legislative activity of state bodies of the Republic of Kazakhstan. The article discusses and analyzes current issues of scientists' participation in legislative work. Conclusions about possible ways to improve the system of law development are presented.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА В ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

УДК 342.52

РОЛЬ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА В ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Сарпеков Рамазан Кумарбекович

Кандидат юридических наук, заслуженный деятель Республики Казахстан,

директор Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан,

г. Астана, Республика Казахстан; e-mail: instzak-kz@mail.ru

Аннотация. В настоящее время в Республике Казахстан осуществляются масштабные процессы реформирования общественных и политических институтов. В 2022 году успешно прошел референдум по внесению изменений в Конституцию Республики Казахстан, реализуется Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года. Все это требует совершенствования принимаемых законодательных актов, стабильности законодательства.

Государственные служащие, занимающиеся разработкой проектов законов, не обязаны быть учеными-юристами и могут не иметь академических знаний в юридической сфере. В связи с этим основная роль в осуществлении законопроектной деятельности должна отводиться ученым-юристам, которые должны проявлять участие в законотворческом процессе на всех его стадиях. Но на практике это не всегда соблюдается, что порождает риск расхождения законодательства и действующей правовой доктрины.

Участие научного сообщества в законотворческом процессе включает следующие аспекты. Во-первых, это вовлечение научного сообщества в законопроектную деятельность на стадии разработки проекта закона. Во-вторых, участие ученых на стадии обсуждения проектов законов, включая как обсуждение на портале «Открытые НПА», так ш и в ходе заседаний рабочих групп. В-третьих, это участие юристов на стадии экспертизы q проектов законодательных актов. Все эти моменты подробно излагаются в настоящей ~ статье.

Целью настоящей статьи является освещение роли научного сообщества в законопроектной деятельности государственных органов Республики Казахстан. В статье рассматриваются и анализируются текущие вопросы участия ученых в законопроектной работе. Представлены выводы о возможных путях совершенствования системы разработки

пертиза, юридическая техника, научные институты.

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫ МЕМЛЕКЕТТ1К ОРГАНДАРЫНЬЩ ЗАЦ ЖОБАЛАУ КЫЗМЕТ1НДЕГ1 ГЫЛЫМИ

ЦОГАМДАСТЬЩТЬЩ Р0Л1

Зац гылымдарыныц кандидаты, Казацстан Республикасыныц ецбек сщрген цайраткерi, Казацстан Республикасы Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат Институтыныц директоры, Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: instzak-kz@mail.ru

Аннотация. K,азiргi уацытта Казацстан Республикасында цогамдыц жэне саяси ин-ституттарды реформалаудыц ауцымды процестерi ЖYзеге асырылуда. 2022 жылы Казацстан Республикасыныц Конституциясына езгер^тер енгiзу бойынша референдум сэттi еттi, Казацстан Республикасыныц 2030 жылга дейiнгi цщыцтыц саясат тужы-рымдамасы юке асырылуда. Муныц бэрi цабылданатын зацнамалыц актiлердi жетiлдiру-дi, зацнаманыц турацтылыгын талап етедi.

X

Т

А

законов. о

Ключевые слова: законотворческий процесс, разработка законов, научная правовая экс- Д

А

сг

q

СП А

А го О го О

X

Рамазан ^марбек^лы Сэрпеков о

"U

А JZ

KOHCTHmiHMbiK; x6HE 6KIMWI™K K¥KbiK

Зац wo6anapbm d3ipneyMen aÜHaxbicambiH MeMneKemmiK vbiSMemminep 3a^ep zanwM 60-nysa Minàemmi eMec warn зaц canacbmàa amdeMunnuv; 6iniMi 6onMayw mymkw. Ocuzan 6aü-nanucmu зaц wo6anay vu3Memin WYзeгe acwpyàasw нeгiзгi pen зaц mwzapymw sanbwàapsa 6epinyi KepeK, onap зaц mwzapy npo^cim oнwц 6apnwv Ke3e^epmàe vamwcyw KepeK. Eipaц ic WY3inàe 6yn apàaûwM caymana 6epMeûài, 6yn 3a^aMa MeH ^onàanbicmasbi VYVw^mwv àoK-mpuнaнwц cdÜKec KenMey vaynin myàbipaàbi.

FwnwMU цoгaмàacmwцmwц зaц mwzapy npo^cim vamwcyw Keneci acneKminepài vaMmu-àw. Eipiнmiàeн, 6yn зaц wo6acbm a3ipney camwcwнàa swnwMU vosaMàacmwvmw зaц wo6anay Vbi3Memwe mapmy. Екiнмiàeн, гanwмàapàwц «Awwy HKA» nopmanbmàa manywnayàw yoca anгaнàa, 3a^, wo6anapbm manywnay camwcbma, coнàaü-aц wymwc moпmapwнwц omwpw-cmapw 6apwcbmàa vamwcyw. Yмiнмiàeн, 6yn 3a^epnepà^ 3a^aManwv aKminep wo6anapbm capanmay camwcbma vamwcyw. Ocw mapмaцmapàwц 6apnwzw ocw Maqanaàa eгweü-meг-weüni кepceminгeн.

Ocw 6anmwц Maycamw Kaзaцcmaн Pecny6nuKacw MeMneKemmiK opгaнàapwнwц зaц wo6a-nay цwзмemiнàeгi swnwMU цoгaмàacmwцmwц penw wapunnay 6onwn ma6wnaàw. Ma^anaàa zanwMàapàb/ц 3a^, wo6anay WYMbicbma цamwcywнwц aswMàasw Macenenepi vapacmwpwna-àw warn mаnàанаàw. 3a^apàw a3ipney WYÜecrn weminàipyà^ mymkw wonàapw mypanw mywwpwMàap Ycwнwnгaн.

TYÜm C03dep: Зaц mwzapy npo^ci, 3a^apàw a3ipney, swnwMU VYVwvmwy capanmaMa, зaц meхнuкacw, swnwMU ummumymmap.

THE ROLE OF SCIENTIFIC COMMUNITY IN THE LEGISLATIVE ACTIVITIES OF STATE BODIES OF THE REPUBLIC

OF KAZAKHSTAN

Sarpekov Ramazan Kumarbekovich

Candidate of Legal Sciences, Honored Worker of the Republic of Kazakhstan,

Director of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan,

Astana, Republic of Kazakhstan; e-mail: instzak-kz@mail.ru

Abstract. Currently large-scale processes of reforming public and political institutions are

=§■ being carried out in the Republic of Kazakhstan. In 2022 the referendum on amendments to the

f Constitution of the Republic ofKazakhstan was successfully held, and the Concept ofLegal Policy

g of the Republic of Kazakhstan until 2030 was implemented. All this requires the improvement of

s the adopted legislative acts, the stability of legislation.

o Civil servants involved in drafting laws are not required to be legal scholars and may not

o have academic knowledge in the legal field. In this regard, the main role in the implementation

2: of legislative activity should be assigned to legal scholars, who should take part in the legislative

s process at all its stages. But in practice, this is not always observed, which creates a risk of

¡3 divergence of legislation and the current legal doctrine.

§ The participation of the scientific community in the legislative process includes the following

¡y aspects. Firstly, it is the involvement of the scientific community in legislative activity at the stage

g: of drafting a law. Secondly, the participation of scientists at the stage of discussion of draft laws,

g including both the discussion on the portal «Open legal acts» and during meetings of working

< groups. Thirdly, it is the participation of lawyers at the stage of expertise of draft legislative acts.

¡5 All these points are described in detail in the article.

P The purpose of the article is to highlight the role of scientific community in the legislative

b activity of state bodies of the Republic of Kazakhstan. The article discusses and analyzes current

s issues of scientists 'participation in legislative work. Conclusions about possible ways to improve

s the system of law development are presented.

tj Keywords: Legislative process, development of laws, scientific and legal expertise, legal

00 technique, scientific institutes.

DOI: 10.52026/2788-5291 2022 71 4 13

Введение

Глава государства Касым-Жомарт Кеме-левич Токаев в своем обращении народу Казахстана 6 июня 2022 года подчеркнул, что «Казахстану необходима правовая система, обеспечивающая максимальную защиту прав и интересов граждан и предпринимателей. В законодательстве не должно быть норм, препятствующих стабильному развитию страны. Все сомнительные и не отвечающие современным требованиям нормы должны быть отменены»1. В настоящее время отечественное законодательство проходит этап системного реформирования. За последние два года была изменена система научно-правовой экспертизы, усовершенствован порядок разработки и принятия законодательных актов, однако большой объем работы еще предстоит сделать.

От качества разрабатываемых и принимаемых законов зависит стабильность всей правовой системы. По этой причине необходимо уделять значительное внимание качеству разрабатываемых законов еще на стадии их разработки. И дело не только в соблюдении правил и требований юридической техники, но соответствии разрабатываемых законодательных актов доктрине казахстанского права. Это может быть гарантировано только при условии участия ученых-юристов в процессе подготовки правовых актов.

Ключевая роль в осуществлении законопроектной деятельности должна отводиться юридическому сообществу. При этом ученые-юристы должны проявлять участие в законотворческом процессе на всех его стадиях. К сожалению, на практике не всегда представляется возможным соблюсти данное требование. В итоге может существовать риск расхождения законодательства и действующей правовой доктрины.

Как может быть реализовано участие научного сообщества в законопроектной деятельности? Во-первых, прямое участие в составах рабочих групп по разработке проекта закона. Представители научного сообщества должны участвовать в процессе разработки проектов законов, как напрямую, так и через научные организации. Во-вторых, участие научного сообщества должно быть реализовано на стадии обсуждения проектов зако-

нов. В настоящее время данная возможность реализована посредством портала «Открытые НПА». Наконец, в-третьих, участие ученых-юристов обеспечивается на стадии проведения научной правовой экспертизы. Рассмотрим данные стадии более подробно.

Методология

Целью представленной работы является, в первую очередь, освещение роли научного сообщества в законопроектной деятельности государственных органов Республики Казахстан. Также статья направлена на изучение возможных путей совершенствования процесса законопроектной работы, и особенно путей взаимодействия ученых-юристов и государственных органов-разработчиков проектов законодательных актов. Исходя из поставленной цели были использованы следующие теоретические методы: метод правового анализа, синтез, абстрагирование.

В качестве основных источников для изучения вопроса были использованы труды ученых-юристов, а также действующее законодательство Республики Казахстан и зарубежных стран.

Обсуждение

1. Первый аспект вовлечения научного сообщества в законопроектную деятельность начинается на стадии разработки проекта закона. Участие ученых-юристов обеспечивает соответствие принимаемых законов общей теории и доктрине права. Сотрудники государственных органов-разработчиков, а также депутаты Парламента могут не являться юристами, а если и имеют юридическое образование, не обязаны иметь академические звания и обладать фундаментальными познаниями в праве. В этой связи мониторинг стабильности и единообразия системы права должно брать на себя научное сообщество.

К сожалению, не всегда можно обеспечить должное участие ученых-юристов на стадии разработки проекта закона. Как правило, ученые принимают участие только в случаях личной заинтересованности в проекте закона, а также в качестве приглашенных специалистов. Гораздо реже участие осуществляется на общественных началах.

о

X

ы А

о х о

Д А

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

2 А

С

1 Обращение Главы государства Касым-Жомарта Токаева к народу Казахстана от 6 июня 2022 года // https://www. akorda.kz/ru/obrashchenie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-k-narodu-kazahstana-6525

В то же время участие ученого в качестве приглашенного специалиста или в случаях личной заинтересованности может повлиять на объективность его суждений и помешать всесторонней оценке разрабатываемого закона.

В реалиях законодательной работы в Казахстане разработчиками законодательных актов выступают государственные органы, однако они не всегда могут заполнить кадровый вакуум достаточным количеством профессиональных юристов. Причин большое количество, в том числе заработная плата, условия труда и специфика работы. Итогом становится то, что разработкой законодательных актов зачастую занимаются молодые специалисты, выпускники государственных ВУЗов. В свою очередь поднимается проблема и качества их подготовки. О проблемах высшего юридического образования в Казахстане ведутся споры, но очевидным является то, что рост числа выпускников юридических факультетов не означает пропорциональный рост их качества.

В Казахстане на сегодняшний день большое количество ВУЗов ведет подготовку юристов, при этом под вопросом остается качество такой подготовки, особенно для непрофильных и небольших, частных ВУЗов. Как отмечают исследователи этого во-§ проса: «Несмотря на очевидное перепроиз-£ водство, высшее юридическое образование С^ остается престижным и привлекательным ^ для выпускников школ и их родителей. Этим ^ пользуются действующие вузы, возникают ^ новые, открывают платные факультеты, платные отделения для подготовки юри-Ц стов»» [1, с.53.]. От переизбытка юристов е на рынке труда, в конечном счете, страда-1 ет качество работы в отрасли. Заработная о плата в государственных органах зачастую

0 недостаточно привлекательна для опытных 2: ученых-юристов и практиков, в итоге над ^ законопроектами зачастую работают со-¡2 трудники, недавно окончившие учебные за-Ь ведения.

5 Разумеется, законопроект проходит большое количество стадий, прежде чем вносит-§ ся на подпись Президенту. Однако очевидно, ° что основная идея закладывается на перво-^ начальном этапе разработки законопроекта. Ь Таким документом являлась концепция про-5 екта закона, а в настоящее время консульта-§ тивный документ регуляторной политики ^ (КДРП), разработка которого осуществляет-

1 ся органом-разработчиком до начала работы Ь над основным текстом проекта закона. Но т над КДРП, как правило, работают только государственные служащие органов-разработ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чиков проектов законов, что также влечет за собой некоторые риски.

На основе прошедшего обсуждение КДРП разрабатывается проект концепции проекта закона. Данный документ должен получить одобрение членов Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности. После чего он также выносится на обсуждение на портале «Отрытые НПА».

Многие вопросы могут быть разрешены только с позиции анализа научной доктрины, и не могут быть реализованы государственными служащими юристами. Вот почему так важно участие ученых-юристов в процессе разработки проектов законов. Это вовсе не означает, что ученые-юристы мыслят иными категориями. Так, например, не поддерживается позиция С.И. Захарцева о профессиональной деформации правосознания ученых-юристов [2]. В контексте профессиональных навыков и знаний, на наш взгляд, ученые-юристы не отличаются от других представителей юридической профессии. Речь идет лишь о том, что постоянно работая с правовой доктриной ученые могут легче видеть изъяны и коллизии общетеоретического характера в законодательстве. Точно так же ученые-практики быстрее обнаружат в законопроекте возможный пробел применения норм на практике.

Но каким образом можно обеспечить участие ученых-юристов в разработке проектов законов? На наш взгляд возможно несколько вариантов решения данного вопроса. С одной стороны, необходимо стимулировать вовлечение научных организаций Республики Казахстан в процесс разработки проектов законов. На сегодняшний день в нашей стране функционирует достаточное количество как частных, так и государственных научных исследовательских институтов, чей потенциал может быть задействован в законотворческом процессе. В этой связи важно поддерживать и стимулировать работу научных организаций, поскольку нормы Закона «О правовых актах» (пункт 3 статьи 17-1) позволяют центральным государственным органам на договорной основе заказать подготовку проекта закона научным учреждениям, отдельным ученым и коллективам, в том числе зарубежным.

С другой стороны необходимо также привлекать к государственной службе действующих ученых-юристов, которые могли бы существенно обогатить качество работы государственного служащего. Однако государственная служба в настоящее время не является достаточно привлекательной для ученых как в коммерческом, так и в ка-

рьерном плане. Пути решения этой проблемы являются предметом для дискуссии. На наш взгляд можно дополнительно поощрять привлечение ученых-юристов в квазигосударственный сектор, где им может быть предоставлена свобода творчества и гарантирована финансовая стабильность.

2. Второй аспект вовлечения научного сообщества в законопроектную деятельность осуществляется на стадии обсуждения проектов законов. На этом этапе также можно выделить ряд особенностей, так как обсуждение происходит как в рамках процедур размещения органом-разработчиком НПА на портале «Открытые НПА», так и в ходе заседаний рабочих групп (при органе-разработчике и при рассмотрении в Парламенте).

В соответствии с действующим порядком разработки законодательных актов разработчик размещает для обсуждения на портале «Открытые НПА» консультативный документ регуляторной политики, затем проект концепции проекта закона, а затем и сам проект закона. При этом разработчики обязаны направить в Национальную палату предпринимателей, экспертные советы, общественные советы, Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан (ИЗПИ) уведомление о размещении документа на интернет-портале открытых НПА2. По каждому размещенному документу готовится экспертное заключение, которое также размещается на портале и доступно каждому.

Следует особенно отметить, что уже на данной стадии со стороны ИЗПИ для подготовки экспертных заключений привлекаются ведущие-ученые юристы, имеющие большой стаж законотворческой работы. Проводится всесторонний анализ проектов законов включающий: анализ проекта закона на соответствие действующему законодательству; соответствие международно-правовым обязательствам государства; информацию о результатах проведенного правового мониторинга; и т.д. Помимо этого осуществляется и научно-правовой анализ проблемных вопросов проекта закона, а также способов их решения.

Это большой объем аналитической работы, который осуществляется сотрудниками ИЗПИ по всем разрабатываемым в Казахстане КДРП и проектам законов.

К сожалению, в этой сфере все еще есть проблемы, которые препятствуют более глубокому взаимодействию научной и законо-

дательной работы. Например, в настоящее время консультационные услуги, оказываемые ИЗПИ, носят рекомендательный характер. По этой причине государственные органы не всегда учитывают их при работе над проектами законодательных актов. Также порядок обсуждения проектов законов на портале «Открытые НПА» не распространяется на проекты законодательных актов, разработанных в порядке законодательной инициативы депутатов Парламента Республики Казахстан. По своей инициативе ИЗПИ готовит заключения и на проекты законов подготовленные депутатами, а также участвует в рабочих группах в Мажилисе и Сенате Парламента Республики Казахстан. Однако отсутствие открытого доступа к таким проектам законов на интернет-портале «Открытые НПА» существенно осложняет процесс участия ученых-юристов в обсуждении данных проектов законов.

Участие ученых-юристов в рабочих группах при рассмотрении в Парламенте и ранее при органе-разработчике также сопряжено с некоторыми проблемными вопросами. Привлечение ученых к обсуждению на этой стадии разработки проекта закона на постоянной основе будет требовать соответствующего финансирования. При этом финансирование не может осуществляться органом-разработчиком, так как это не может гарантировать объективности. В этой связи участие ученых в заседаниях рабочих групп пока осуществляется в основном в рамках вовлечения научно-исследовательских институтов.

3. Третий аспект связан с участием ученых-юристов на стадии экспертизы проектов законодательных актов.

Исследователи солидарны, что по своей природе научная правовая экспертиза «является сложным многоуровневым правовым явлением» при этом «как институт правовая экспертиза нормативного правового акта представляет собой комплексный институт права, предметом которого является регулирование общественных отношений в сфере организации, назначения, проведения правовых экспертиз, а также применения их результатов в юридической деятельности» [3, с.178.].

Ключевая роль научной экспертизы проектов законов подтверждается и мировым опытом. На сегодняшний день обязательная научная экспертиза проектов законодательных актов проводится во многих зарубеж-

0

X

ы А

о х

о Д

А

сг

В

СП А

> СП

О

СП

О

X

е о

2 А

С

2 Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2016 года № 907 «Обутверждении Правил законотворческой работы Правительства Республики Казахстан» //https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1600000907

ных странах, в том числе Франции, Испании, Финляндии [4] и т.д. При этом сама система научной правовой экспертизы в Республике Казахстан продолжает постоянно совершенствоваться.

Следует констатировать, что на сегодняшний день институт научной правовой экспертизы проектов законов является основным способом вовлечения научного юридического сообщества в законотворческий процесс. Это связано с тем, что все проекты законов проходят обязательную научную правовую экспертизу. Другой вопрос заключается в достаточности одной только научной правовой экспертизы, для обеспечения качества разрабатываемых законов.

Система научной правовой экспертизы также претерпела изменения в качественно лучшую сторону. Если раньше экспертиза осуществлялась организациями, которые зачастую подходили к ней формально, то сейчас ее осуществляют эксперты. Научная правовая экспертиза перестала быть обезличенной. А значит все ученые, даже не аффилированные с организациями, могут выступать в качестве эксперта, при условии, что они включены в Реестр экспертов.

В связи с принятием поправок в Закон Республики Казахстан о правовых актах, была введена в действие новая система научной д правовой экспертизы. Теперь экспертами £ являются ведущие юристы, которые могут С^ проживать в любом регионе нашей страны ^ или за рубежом. При этом процесс отбора ^ экспертов полностью автоматизирован и з: осуществляется путем случайного отбора из §■ Реестра.

Ц Ранее уже мною было отмечено, что § «произошел переход к привлечению научных

1 экспертов различных отраслей из соответ-о ствующего Реестра, а не посредством госу-

0 дарственных закупок. А вводимая цифрови-

2 зация и автоматизация процессов ведения ^ Реестра научных экспертов способствует ¡2 более оптимальному выбору научных экс-Ь пертов на основе учета их квалификации, а 5 также принципов объективности и независимости, что позволяет участвовать как

§ национальным, так и зарубежным научным § экспертам» [5, с.18.].

Система научной правовой экспертизы Ь проектов законодательных актов и между-5 народных договоров на сегодняшний день § обеспечивает вовлеченность научного сооб-^ щества в процесс разработки законов. Одна-

1 ко участие ученых-юристов в разработке за-Ь конов не может и не должно ограничиваться т научной правовой экспертизой. Необходимо

предпринимать системные меры по привле-

чению научного сообщества на всех стадиях законотворческого процесса.

Между тем при проведении научной правовой экспертизы проектов законов возникают непреднамеренные сложности в своевременности оплаты работы экспертов и учете органом-разработчиком в проекте закона результатов научной правовой экспертизы. Так, экспертами неоднократно поднимаются вопросы несвоевременной оплаты услуги, а также подвергаются критике критерии оценки заключении.

Оплата услуг эксперта зависит от оценки качества заключения экспертизы, которая формируется на основе принятых органом-разработчиком предложений и замечаний либо, в случае непредставления сведений, оценка проводится Институтом законодательства и правовой информации Республики Казахстан самостоятельно на основании текста проекта закона, направленного в Правительство.

При этом имеются случаи, когда большое количество концептуальных предложений не принимаются орган-разработчиком, ввиду необходимости срочного внесения проекта в Правительство.

Разрешение такого рода вопросов лежит в плоскости нормативного регламентирования процедур и привлечения подготовленных лиц к разработке проекта закона.

Выводы

Исходя из проведенного анализа, можно сделать следующие выводы и рекомендации по процессу вовлечения научного сообщества в законотворческий процесс государственных органов:

1. Государственные служащие, занимающиеся разработкой проектов законов, как правило не являются учеными-юристами и не обязаны иметь академические знания в юридической сфере. В этой связи важным является участие научного сообщества в процессе разработки проектов законов. К сожалению, на практике ученые принимают участие в законотворчестве только в случаях личной заинтересованности и в качестве приглашенных специалистов. Гораздо реже участие осуществляется по личной инициативе на общественных началах. В то же время участие ученого в качестве приглашенного специалиста может повлиять на объективность его суждений и помешать всесторонней оценке разрабатываемого закона.

В этой связи необходимо стимулировать вовлечение научных организаций Республики Казахстан в процесс разработки проектов законов. Также возможно дополнительно

поощрять привлечение ученых-юристов в квазигосударственный сектор, где им может быть предоставлена свобода творчества и гарантирована финансовая стабильность.

2. В соответствии с действующим порядком разработки законодательных актов разработчик размещает для обсуждения на портале «Открытые НПА» консультативный документ регуляторной политики, а затем и проект закона. Это гарантирует возможность обсуждения проектов законов со стороны экспертного сообщества, и всех заинтересованных лиц. К сожалению не все законопроекты охватываются процессом обсуждения на интернет-портале. Например, порядок обсуждения проектов законов на портале «Открытые НПА» не распространяется на проекты законодательных актов, разработанных в порядке законодательной инициативы депутатов Парламента Республики Казахстан.

На наш взгляд проекты законодательных актов, разработанных в порядке законодательной инициативы депутатов Парламента Республики Казахстан, также должны про-

ходить обсуждение на портале «Открытые НПА», что поможет существенно улучшить законотворческий процесс в нашей стране и обеспечить участие научного сообщества в обсуждении.

3. Фактически на сегодняшний день главным способом вовлечения научного юридического сообщества в законотворческий процесс является институт научной правовой экспертизы. Несмотря на важность экспертизы и постоянное совершенствование системы научной правовой экспертизы в Казахстане, необходимо предпринимать системные меры по привлечению научного сообщества на всех стадиях законотворческого процесса.

4. Дальнейшее успешное функционирование новой модели научной правовой экспертизы проектов законов сопряжено с потребностью в разрешении практических вопросов оплаты работы экспертов и надлежащей обратной связи от органа-разработчика в отношении учета им результатов экспертизы в тексте проекта закона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Олейник В., Аманжолова Б. Совершенствование юридического образования в Республике Казахстан // Научно-правовой журнал «Вестник Института законодательства и Е правовой информации Республики Казахстан». - 2022. - Т. 2. - №. 69. - с.47-56.

2. Захарцев С.И. О профессиональной деформации правосознания ученых-юристов // И Мониторинг правоприменения. 2015. №4 (17). - с.10-15.

3. Скоробогатов А.А. Аксиологические аспекты правовой экспертизы нормативных q правовых актов //Юридическая техника. 2022. №16. - с.177-182.

4. Кобец П.Н. Правовая экспертиза нормативных правовых актов-важнейшая стадия А правотворческого процесса в государствах европейского союза //Юридическая техника. - £ 2022. - №. 16. - С. 118-122. |

5. Сарпеков Р.К. О современных новеллах организации института научной правовой экс- о пертизы в Республике Казахстан // Вестник Института законодательства и правовой q информации Республики Казахстан. - 2021. - №4 (67). - с.13-20. Ь

В

REFERENCES >

П

1. Olejnik V, Amanzholova B. Sovershenstvovanie yuridicheskogo obrazovaniya v Respublike О Kazahstan // Nauchno-pravovoj zhurnal «Vestnik Instituta zakonodatel 'stva i pravovoj informacii g Respubliki Kazahstan». - 2022. - T. 2. - №. 69. - s.47-56. И

2. Zaharcev S.I. O professional'noj deformaciipravosoznaniya uchenyh-yuristov //Monitoring ф pravoprimeneniya. 2015. №4 (17). - s.10-15. Р

3. Skorobogatov A.A. Aksiologicheskie aspekty pravovoj ekspertizy normativnyh pravovyh Ц aktov // YUridicheskaya tekhnika. 2022. №16. - s.177-182. И

4. Kobec P. N. Pravovaya ekspertiza normativnyh pravovyh aktov-vazhnejshaya stadiya к pravotvorcheskogo processa v gosudarstvah evropejskogo soyuza //YUridicheskaya tekhnika. - № 2022. - №. 16. - S. 118-122. 7

5. Sarpekov R.K. O sovremennyh novellah organizacii instituta nauchnoj pravovoj ekspertizy — v Respublike Kazahstan // Vestnik Instituta zakonodatel 'stva i pravovoj informacii Respubliki 2 Kazahstan. - 2021. - №4 (67). - s.13-20. 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.