Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУБЛИЧНОСТИ В ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОДЕРНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В СВЕТЕ ПРИНЯТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОПРАВОК ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМОТВОРЧЕСТВА'

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУБЛИЧНОСТИ В ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОДЕРНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В СВЕТЕ ПРИНЯТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОПРАВОК ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМОТВОРЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / НАУЧНАЯ ПРАВОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ДОКУМЕНТ РЕГУЛЯТОРНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сарпеков Рамазан Кумарбекович

В статье рассматриваются вопросы совершенствования законопроектной деятельности, а также дальнейшего развития научной правовой экспертизы проектов законов в Республике Казахстан. Автор сконтрировал внимание на решение актуальных вопросов основываясь на теоретических и научно-практических позициях ученых и результатах сложившейся практики уполномоченных органов. С учетом ранее выработанных автором научных рекомендаций и научно-практических предложений представляется интересным представленный анализ принятого Закона Республики Казахстан от 12 марта 2021 года № 15-VII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества». В статье проанализированы успешные, по мнению автора, законодательные решения в отношении публичности в законопроектной деятельности, укреплении роли экспертов научной правовой экспертизы, а также защиты субъектов предпринимательства. Обращено внимание на значимость портала «Открытых НПА» Электронного Правительства Республики Казахстан, Межведомственной комиссии по законопроектной деятельности и освещены основные вопросы для обеспечения публичности законопроектной работы. Рассмотрены существенные характеристики консультативного документа регуляторной политики, который введен в законодательство указанным Законом по вопросам совершенствования нормотворчества. Принимая во внимание специфику и содержание работы по координации модернизированного механизма научной правовой экспертизы проектов законов отмечается комплексный характер имеющихся компетенций и научного потенциала Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. Выделены ключевые преимущества предусмотренной указанным Законом модели научной правовой экспертизы, перспективных аспекты функционирования информационной системы с её дальнейшей интеграцией с информационными системами государственных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сарпеков Рамазан Кумарбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF ENSURING PUBLICITY IN LEGISLATIVE ACTIVITY AND MODERNIZATION OF SCIENTIFIC LEGAL EXPERTISE IN LIGHT OF ADOPTION OF LEGISLATIVE AMENDMENTS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ON IMPROVING RULE-MAKING

The article deals with the issues of improving the legislative activity, as well as the further development of scientific legal expertise of draft laws in the Republic of Kazakhstan. The author focused on the solution of topical issues based on the theoretical and scientific-practical positions of scientists and the results of the established practice of the authorized bodies. Taking into account the scientific recommendations and scientific and practical proposals previously developed by the author, the presented analysis of the adopted Law of the Republic of Kazakhstan dated March 12, 2021 No. 15-VII «On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Improving Rule-making» is interesting. The article analyzes the successful, in the author's opinion, legislative decisions regarding publicity in legislative activity, strengthening the role of experts in scientific legal expertise, as well as the protection of business entities. Attention is drawn to the importance of the portal «Open NPA» of the Electronic Government of the Republic of Kazakhstan, the Interdepartmental Commission on Legislative Activity and highlights the main issues for ensuring the publicity of legislative work. The essential characteristics of the regulatory policy advisory document, which was introduced into the legislation by the specified Law on Improving Rule-making, are considered. Taking into account the specifics and content of the work on the coordination of the modernized mechanism of scientific legal expertise of draft laws, the complex nature of the existing competencies and scientific potential of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic of Kazakhstan is noted. The key advantages of the model of scientific legal expertise provided for by this Law are highlighted, as well as aspects of the functioning of the information system with its further integration with the information systems of state bodies.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУБЛИЧНОСТИ В ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОДЕРНИЗАЦИИ НАУЧНОЙ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В СВЕТЕ ПРИНЯТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОПРАВОК ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМОТВОРЧЕСТВА»

УДК 34.07

ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУБЛИЧНОСТИ В ЗАКОНОПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОДЕРНИЗАЦИИ

НАУЧНОЙ ПРАВОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В СВЕТЕ ПРИНЯТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОПРАВОК ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НОРМОТВОРЧЕСТВА

Сарпеков Рамазан Кумарбекович

Директор Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан, Заслуженный деятель Казахстана,

Республика Казахстан, г. Нур-Султан; e-mail: instzak-kz@mail.ru

Ключевые слова: законотворческий процесс, научная правовая экспертиза, консультативный документ регуляторной политики.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования законопроектной деятельности, а также дальнейшего развития научной правовой экспертизы проектов законов в Республике Казахстан. Автор сконтрировал внимание на решение актуальных вопросов основываясь на теоретических и научно-практических позициях ученых и результатах сложившейся практики уполномоченных органов.

С учетом ранее выработанных автором научных рекомендаций и научно-практических предложений представляется интересным представленный анализ принятого Закона Республики Казахстан от 12 марта 2021 года № 15-УН «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершен- ш ствования нормотворчества». В статье проанализированы успешные, по мнению автора, Н законодательные решения в отношении публичности в законопроектной деятельности, ^ укреплении роли экспертов научной правовой экспертизы, а также защиты субъектов Н предпринимательства. И

Обращено внимание на значимость портала «Открытых НПА» Электронного Прави- Т тельства Республики Казахстан, Межведомственной комиссии по законопроектной деятельности и освещены основные вопросы для обеспечения публичности законопроектной

А О

работы. о

Рассмотрены существенные характеристики консультативного документа регуля

торной политики, который введен в законодательство указанным Законом по вопросам Ь

совершенствования нормотворчества. В

Принимая во внимание специфику и содержание работы по координации модернизиро- И

ванного механизма научной правовой экспертизы проектов законов отмечается комплекс- р

ный характер имеющихся компетенций и научного потенциала Института законодатель- О

ства и правовой информации Республики Казахстан. о

Выделены ключевые преимущества предусмотренной указанным Законом модели на- н

учной правовой экспертизы, перспективных аспекты функционирования информационной о

системы с её дальнейшей интеграцией с информационными системами государственных А

органов. И

"U

ЗАЦ ЖОБАЛАУ КЫЗМЕТ1НДЕГ1 ЖАРИЯЛЫЛЬЩТЫ КАМТАМАСЫЗ ЕТУ ЖЭНЕ КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДА НОРМА ШЫГАРУДЫ ЖЕТ1ЛД1РУ МЭСЕЛЕЛЕР1 БОЙЫНША ЗАЦНАМАЛЬЩ ТУЗЕТУЛЕР

КАбылдау тургысынан гылыми к^кьщтьщ

САРАПТАМАНЫ ЖАЦГЫРТУ МЭСЕЛЕЛЕР1

Рамазан К¥марбек^лы Сэрпеков

Казацстан Республикасыныц Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц директоры, Казацстанныц ецбек сщрген цайраткер1,

Казахстан Республикасы, Нур-Султан ц.; e-mail: instzak-kz@mail.ru

Tyüíh свздер: зац шыгару процеЫ, гылыми цуцыцтыц сараптама, реттеушшк саясат-тыц консультативтт цужаты.

Аннотация. Мацалада зац жобалау цызметт жетiлдiру, сондай-ац Казацстан Республикасындагы зац жобаларыныц гылыми цуцыцтыц сараптамасын одан эрi дамыту мэселелерi царастырылады. Автор галымдардыц теориялыц жэне гылыми-практикалыц устанымдарын жэне уэкiлеттi органдардыц цалыптасцан тэжiрибесiнiц нэтижелерт негiзге ала отырып взектi мэселелердi шешуге назар аударды.

Автордыц будан бурын эзiрлеген гылыми усынымдары мен гылыми-практикалыц усы-ныстарын ескере отырып, «Казацстан Республикасыныц кейбiр зацнамалыц актiлерiне нормашыгармашылыцты жетiлдiру мэселелерi бойынша взгерштер мен толыцтырулар енгiзу туралы» Казацстан Республикасыныц 2021 жылгы 12 наурызда № 15-VII цабыл-данган Зацына усынган талдауы цызыцты болып табылады. Мацалада автордыц птрт-ше, зац жобалау цызметiндегi жариялылыцца, гылыми цуцыцтыц сараптама сарапшы-g ларыныц рвлт ныгайтуга, сондай-ац кэсткерлт субъектшерт цоргауга цатысты сэттi ™ зацнамалыц шешiмдер талданады.

Казацстан Республикасы Электрондыц Yкiметiнiц «Ашыц НКА» порталыныц, Зац ^ жобалау цызметi жвнiндегi ведомствоаралыц комиссияныц мацыздылыгына назар ауда-g рылып, зац жобалау жумысыныц жариялылыгын цамтамасыз етудщ негiзгi мэселелерi § баяндалады.

Аталган Зацда норма шыгаруды жетiлдiру мэселелерi бойынша зацнамага енгiзiлген

0 реттеушшк саясаттыц консультациялыц цужатыныц елеулi сипаттамалары царасты-

1 рылган.

>g Зац жобаларын гылыми цуцыцтыц сараптаудыц жацгыртылган теттн Yйлестiру g жвнiндегi жумыстыц ерекшелт мен мазмунын назарга ала отырып, Казацстан Респу-

< бликасыныц Зацнама жэне цуцыцтыц ацпарат институтыныц цузыреттерi мен гылыми ^ элеуеттщ кешендi сипаты атап втiледi.

Sí Кврсетшген Зацда квзделген гылыми цуцыцтыц сараптама моделшц басты ар-^ тыцшылыцтарын, ацпараттыц ЖYйенiц мемлекеттж органдардыц ацпараттыц ЖYй-[2 елерiмен ыцпалдастырыла отырып, одан эрi жумыс ютеуШц перспективалыц аспек-ч: тшерт бвледи

X

о

<

СП

S

ь

X S

S X

ь

ш

СП

ISSUES OF ENSURING PUBLICITY IN LEGISLATIVE ACTIVITY AND MODERNIZATION OF SCIENTIFIC LEGAL EXPERTISE IN LIGHT OF ADOPTION OF LEGISLATIVE AMENDMENTS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN ON IMPROVING RULE-MAKING

Sarpekov Ramazan Kumarbekovich

Director of the Institute of Legislation

and legal information of the Republic of Kаzаkhstаn,

Honored Personality of Kazakhstan,

Republic of Kаzаkhstаn, Nur-Sultan; e-mail: instzak-kz@mail.ru

Keywords: legislative process, scientific legal expertise, regulatory policy advisory document.

Abstract. The article deals with the issues of improving the legislative activity, as well as the further development of scientific legal expertise of draft laws in the Republic of Kazakhstan. The author focused on the solution of topical issues based on the theoretical and scientific-practical positions of scientists and the results of the established practice of the authorized bodies.

Taking into account the scientific recommendations and scientific and practical proposals previously developed by the author, the presented analysis of the adopted Law of the Republic of Kazakhstan dated March 12, 2021 No. 15-VII «On Amendments and Additions to Certain Legislative Acts of the Republic of Kazakhstan on Improving Rule-making» is interesting. The article analyzes the successful, in the author's opinion, legislative decisions regarding publicity in legislative activity, strengthening the role of experts in scientific legal expertise, as well as the protection of business entities.

Attention is drawn to the importance of the portal «Open NPA» of the Electronic Government of the Republic of Kazakhstan, the Interdepartmental Commission on Legislative Activity and highlights the main issues for ensuring the publicity of legislative work.

The essential characteristics of the regulatory policy advisory document, which was introduced into the legislation by the specified Law on Improving Rule-making, are considered.

Taking into account the specifics and content of the work on the coordination of the modernized K mechanism of scientific legal expertise of draft laws, the complex nature of the existing competencies s and scientific potential of the Institute of Legislation and Legal Information of the Republic Q of Kazakhstan is noted.

The key advantages of the model of scientific legal expertise provided for by this Law are A highlighted, as well as aspects of the functioning of the information system with its further integration with the information systems of state bodies.

Ь

DOI: 10.52026/2788-5291_2021_64_1_13 q

ro А

Введение. Вопросы, связанные с совер- процесса, критически отмечены проблемы ^

шенствованием и развитием нормотворче- низкого уровня планирования законопроект- В

ства, постоянно поднимаются на высшем ных работ, отсутствие системности, «кам- О

государственном уровне. В своем Послании панейщина» в законодательном процессе, И

народу Казахстана от 1 сентября 2020 года запоздалые решения давно назревших про- ф

Глава государства отметил необходимость блем, многочисленные хаотичные поправки М

пересмотра законодательства по вопросам в кодифицированные акты [1]. Ц

нормотворчества. Ранее, в сентябре 2018 Также приводились примеры внесения в 1

года эти вопросы также обсуждались в Се- отдельные законодательные акты большо- 1

нате Парламента Республики Казахстан, где го количества изменений в течение первого 1

в ходе Парламентских слушаний и Прави- года с даты вступления их силу. Отмечалось, 44

тельственного часа рассматривались вопро- что для некоторых законов характерны как 00

сы совершенствования законотворческого внутренние противоречия, так и отсутствие

сбалансированности между ними. Далее, в 2019 году на Парламентских слушаниях на тему «Дальнейшее совершенствование законотворческого процесса» указывались, что качество законов не улучшается, в Парламент представляются законопроекты, которые не реализуют в полной мере поставленные задачи. В феврале текущего года депутатами Сената также поднималась проблема качества вносимых Правительством в Парламент проектов законов.

Все это свидетельствует о том, что проблема совершенствования нормотворческо-го процесса постоянно находится в поле зрения и требует системного решения.

В этой связи принятый Закон Республики Казахстан от 12 марта 2021 года № 15-УП «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества» предусматривает новшества, затрагивающие процедуры законотворческого процесса, защиты предпринимателей и организации научной правовой экспертизы.

Основная часть. Открытость, публичность и прозрачность обновленного меха-^ низма законотворческого процесса Ч Законотворческий процесс - это упоря-2 доченный процесс принятия законов, состо-^ ящий из ряда последовательных, логически ^ завершённых этапов от разработки законо-^ проекта до введения его в действие в качена стве закона [2]. Действие законов охватыва-^ ет все основные сферы жизнедеятельности £ граждан, общества и функционирования государства. От качества законов во многом 2 зависит эффективность работы уполномо-

< ченных органов, обеспечение условий для ^Е роста экономики, социального благополу-

< чия и проявления предпринимательской Ь инициативы.

ш Вопросы качества проведения и развития ^ научной экспертизы проектов нормативных § правовых актов поднимали ученые с уче-

< том теоретических позиций и наработанной «* практики в Республике Казахстан [3, 4].

Р Актуальные теоретические и практиче-Ь ские вопросы развития широкого спектра ^ экспертиз проектов нормативных правовых ^ актов в Российской Федерации освещались Ь учеными в научных периодических издани-т ях [5].

Вопросы совершенствования проведения экспертиз в нормотворческой деятельности вполне обоснованно обращают внимание научное сообщество с выработкой научных рекомендаций теоретического и практического характера.

В научной литературе выделяются факторы, влияющие на активность общества в отношении принятия государственных решений. При этом отмечается, что высшей степенью проявления социальной активности выступает формулирование конструктивных предложений и реализация их на законодательном уровне [6].

Повсеместно в законопроектной работе ощущается потребность в проведении справедливых процедур публичных обсуждений законопроектов. Широкому обсуждению придаются

Как известно, большинство законопроектов разрабатывается Правительством в соответствии с Планом законопроектных работ Правительства. При этом данный План сформирован на основании Концепций, одобренных консультативно-совещательным органом при Правительстве Республики Казахстан, т.е. Межведомственной комиссией по законопроектной деятельности (далее -МВК).

Несмотря на предусмотренную законом возможность публичного обсуждения концепций законопроектов, это осложняется тем, что действующий закон предусматривает лишь право руководителей государственных органов проводить публичное обсуждение по своему усмотрению. Фактически концепции законопроектов одобряются МВК без соответствующего публичного обсуждения.

После чего обсуждение самого законопроекта становится бесполезным, так как разработчики строго придерживаются одобренных концепций. Ситуация по обсуждению норм самих законопроектов осложняется еще и тем, что их тексты сложны для восприятия обычными гражданами.

В настоящее время при разработке концепции государственные органы самостоятельно выявляют проблемы и конкретные пути их решения. Разработанная концепция публикуется на портале «Открытых НПА» для публичного обсуждения. Обсуждение имеет форму форума, на котором осущест-

вляется прием комментариев, вопросов и размещаются ответы на них разработчиком концепции. Полагаем, что представляет интерес анализ на предмет того, фиксируется ли активность на портале «Открытых НПА» в отношении социально-чувствительных вопросов сопоставимая с их бурным обсуждением в СМИ. Далее, после истечения установленного срока с момента размещения на указанном портале, концепция выносится на заседание Межведомственной комиссии по законопроектной деятельности.

Таким образом, проблемы и пути их решения изначально не обсуждаются с обществом на должном уровне. Государственный орган самостоятельно определяет проблему и выбирает пути ее решения без консультаций с целевыми группами.

Учитывая имеющиеся недостатки в законотворческой системе, 12 марта 2021 года принят Закон Республики Казахстан от 12 марта 2021 года № 15-УП «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования нормотворчества» (далее - Закон по вопросам совершенствования нормотворчества), который предусматривает совершенно новые подходы.

Согласно новой системе, до формирования проекта закона необходимо пройти три основательных этапа, указывающих на необходимость его разработки.

Так, новым и первым этапом в разработке законопроекта является формирование консультативного документа регуляторной политики, включающего в себя результаты проведенного правового мониторинга и способы публичного обсуждения существующих проблем государственного регулирования в конкретной сфере. И на законодательном уровне соответствующие нормы получили закрепление в Законе Республики Казахстан «О правовых актах».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проблемы той или иной сферы будут определяться и решаться с участием заинтересованных лиц.

Также преимуществом данного нововведения является использование в нормативных правовых актах простого языка и структуры, что позволит лицам, на которых распространяется данное законодательство, получить доступ к нормативным правовым

актам и понять их.

Далее по итогам публичного обсуждения консультативного документа разработчиком принимается решение о необходимости законодательных изменений или отсутствии таковой, и в случае решения о необходимости принятия законодательного акта на основании консультативного документа формируется проект концепции.

После одобрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности проект концепции становится концепцией и далее уже на основе данной концепции разрабатывается проект закона.

Таким образом, принятая модель в сфере законотворчества позволяет претворять в жизнь концепцию «слышащего государства» через обеспечение прозрачности и доступности законопроектной работы.

Роль Института законодательства и правовой информации РК (далее - Институт) в совершенствовании законотворческого процесса с самого его основания и по настоящий день обуславливается тем, что одним из основных направлений его деятельности является повышение эффективности нор-мотворческой деятельности, усиление роли ш правовой науки в обеспечении социально-э- Н кономического развития Казахстана. Компе- 1 тенция Данный вид деятельности Института Н закреплен постановлением Правительства И Республики Казахстан от 28 марта 2019 года Т №149 «О некоторых вопросах нормотворче- 3 ской деятельности в Республике Казахстан». °

У Института имеется огромный научный О потенциал, и за 28 лет работы сотрудники Т Института приняли участие в разработке бо- Ь лее 1500 проектов законодательных актов, В тем самым внося огромный вклад в совер- И шенствование законодательства Республики р Казахстан. ВО

Так, сотрудники Института законодатель- Оо ства и правовой информации Республики ИН Казахстан принимали активное участие в о разработке таких крупных проектов, как А Кодекс об административных правонаруше- И ниях (2014 г.), Уголовный кодекс (2014 г.), р Предпринимательский кодекс (2015 г.), За- № кон Республики Казахстан «Об арбитраже» ( (2016 г.) Административный процедур- — но-процессуальный кодекс (2020 г.) и т.д. 22

Поскольку осуществление научного со-

действия в законотворческом процессе является одной из целей деятельности Института законодательства и правовой информации РК, новый механизм, на наш взгляд, будет способствовать ее достижению.

Более того, в заложенных законодательных положениях наряду с обеспечением публичности законотворческого процесса, предусмотрены принципы, направленные на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства, и нормы, регламентирующие учет их мнения в законопроектной деятельности. Такие законодательные новшества обретают особую актуальность в условиях пандемии и потребности в поддержке экономической активности.

В частности, принятым Законом в Предпринимательском кодексе устанавливается презумпция добросовестности предпринимателей и взаимная ответственность государства и субъектов предпринимательства. Также предусмотрено, что все неопределенности законодательства толкуются в пользу субъекта предпринимательства. При этом убытки, причиненные изданием не соответствующего законодательству РК акта госоргана, действиями, бездействием должност-^ ных лиц, подлежат возмещению. ^ Теперь интересы предпринимателей в 2 законотворческом процессе на всех этапах ^ обновленной модели сопровождаются уча-^ стием Национальной палаты предпринима-^ телей и заинтересованных лиц.

< Наряду с этим, являясь одним из адреса-^ тов, кому установлено вести работу в опре-^ деленных Законом условиях, полагаем целесообразным осветить основные положения,

2 входящие в круг профессиональных инте-

< ресов ученых, специалистов в сфере зако-^Е нотворческой деятельности.

< Модернизация научной правовой экспер-Ь тизы

ш Долгое время прежняя система научной $ правовой экспертизы вызывала вопросы и

§ нарекания. Больше всего проблем возникало

< в связи с ненадлежащим качеством провеет денной экспертизы, формальным подходом Р осуществлявших ее организаций. Заявлен-Ь ные организациями эксперты зачастую не ^ проводили экспертизу, а система какого-ли-^ бо контроля над содержанием и полнотой Ь выводов экспертизы отсутствовала.

К числу минусов прежней системы на-

учной правовой экспертизы можно отнести отсутствие прозрачности в выборе эксперта организациями, проводящими экспертизу, отсутствие персональной ответственности эксперта, а также гарантий его независимости. Могли возникать ситуации, когда организация, выигравшая конкурс на право проведения научной правовой экспертизы, не имела большого штата экспертов по всем отраслям права и на практике, например, экспертизы по проектам законов в сфере гражданского права могли проводить специалисты по уголовному праву и т.д. При этом хорошие специалисты в своей сфере, не аффилированные с данной организацией (работники других вузов и научных организаций), фактически оставались за бортом. Следствием всех этих причин было ненадлежащее качество заключений, отчужденность экспертизы от самих экспертов. Фактически речь шла о полной передаче проведения научной правовой экспертизы той организации, которая выиграла право на ее проведение.

В настоящее время в рамках вышеуказанного Закона по вопросам совершенствования нормотворчества от 12 марта 2021 года вводится новая система научной правовой экспертизы. Одним из новшеств является передача ответственности за осуществляемую научную правовую экспертизу напрямую к экспертам. Это позволит избежать «обезличивания» экспертизы, недобросовестного ее исполнения. Более того, в процесс проведения научной правовой экспертизы в качестве экспертов будут вовлечены все ученые и специалисты в соответствующей сфере, а не только лица, привязанные к организации, выигравшей процедуру закупок на проведение научной правовой экспертизы. При этом ведущие специалисты в своих отраслях права участвуют в качестве экспертов, вне зависимости от региона проживания или места работы. Тем самым будут расширены конкурентные возможности данной сферы. Это безусловное достоинство новой системы, которое нельзя недооценить.

Как будет работать новая система научной правовой экспертизы? Во-первых, будет сформирован Реестр научных экспертов, куда смогут войти ведущие ученые-юристы Казахстана. Процедура включения в Реестр открыта и прозрачна. Во-вторых, плани-

руется запуск информационной системы, которая автоматически будет распределять проекты нормативных правовых актов, поступивших на экспертизу среди экспертов, включенных в Реестр, что исключает риск необъективного распределения экспертиз. Наконец, в-третьих, все административные вопросы, включая вопросы разработки и обслуживания информационной системы, возложены на Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан.

Формирование и ведение Реестра научных экспертов позволит привлекать в качестве экспертов не только национальных, но и зарубежных специалистов, а также будет способствовать объективному и независимому выбору экспертов и созданию равных условий для всех потенциальных экспертов.

В результате введения Реестра будет задействован репутационный механизм, при котором качество проведенной экспертизы «олицетворяет» конкретный эксперт в соответствующей сфере, и повышается персональная ответственность эксперта.

Для обеспечения оперативности и прозрачности организации проведения научной правовой экспертизы законопроектов необходима реализация Информационной системы с предоставлением доступа государственным органам.

Предполагается выполнение посредством Информационной системы следующих процессов и этапов экспертизы: формирование и актуализация электронного реестра научных экспертов; ознакомление с требованиями, предъявляемыми к экспертам и заключениям, включение либо исключение эксперта из Реестра; автоматическое распределение поступивших проектов НПА; согласование экспертами заключений и ведение электронной базы заключений и другое.

Следует отметить, что автором настоящей статьи ранее на страницах периодических изданий выдвигались предложения касательно перспектив развития института научной экспертизы для повышения эффективности нормотворческой деятельности. Отдельные предложения нашли своё отражение в принятом Законе по вопросам совершенствования нормотворчества [7].

Планируется, что информационная система будет внедрена на базе информаци-

онных систем Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан. В перспективе Информационная система интегрируется с информационными системами государственных органов для непрерывности движения проектов НПА и заключений экспертов. Многоуровневая система доступа дает возможность разграничить пользователей в зависимости от выполняемых функций в Информационной системе: администратор, модератор, эксперт, орган-разработчик.

Следует особо подчеркнуть, что роль Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан будет исключительно координационной. Институт берет на себя большую ответственность за обеспечение непрерывности проведения научной правовой экспертизы независимыми внешними экспертами. Научная правовая экспертиза тем самым будет открыта для квалифицированных экспертов вне зависимости от принадлежности к какой-либо организации. Подобный подход создает условия, гарантирующие независимость экспертов, а значит, и объективность выводов и рекомендаций, сформулированных в заключениях.

Деятельность координатора заключается ш в обеспечении функционирования информа- ТН ционной системы и доступа к работе в ней 1 экспертов, а также в проведении оплаты за Н оказанные экспертами услуги. Правовой И основой взаимодействия с экспертами бу- Т дет являться заключение Институтом с экс- 3 пертом гражданского правового договора, ° что предоставляет возможность привлекать О компетентных лиц в пул экспертов науч- Т ных сотрудников, практических работников, Ь иностранных экспертов вне зависимости от ТВ наличия либо отсутствия у них трудовых И отношений с научными и образовательны- р ми организациями. Можно выделить преи- ВО мущества в сравнении с прежней процеду- о рой организации экспертизы в следующем: ИН а) минимизируются сложности в поиске и о привлечении экспертов по всем отраслям А законодательства, б) с использованием ин- И формационных технологий открыта воз- р

К

можность привлечь к проведению экспер- № тиз зарубежных ученых и специалистов, ( в) реализуется «репутационный механизм» — за качество выполненной экспертом экспер- 22 тизы, г) эксперт самостоятелен и его выво-

ды, в отличие от прежней модели проведения научной правовой экспертизы, не могут быть подвергнуты изменениям со стороны работодателя или иных лиц.

Заключение. Указанные новшества будут способствовать принципам последовательности, предсказуемости и административной прозрачности, а также открытому доступу для участия целевых групп в законотворчестве. Таким образом, созданные Законом условия расширяют возможности для активного участия общественности в совершенствовании законодательства Республики Казахстан.

Между тем Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан претворяет в жизнь перспективные

положения принятых поправок в законодательные акты по вопросам совершенствования нормотворчества, стремится поддерживать условия для развития открытости и укрепления статуса эксперта в сфере законопроектной деятельности.

Развитие эффективного механизма научной правовой экспертизы проектов законов следует проводит с учетом научных разработок и проанализированные в настоящей статье положения законодательных поправок в действующее законодательство Республики Казахстан подтверждают успешность внедрения отдельных научных предложений в законодательные нормы в сфере законотворческого процесса и научной правовой экспертизы проектов законов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Касым-Жомарт Токаев констатировал отсутствие системности в законодательном процессе. 21 сентября 2018 года. Интернет-ресурс АО «Международное информационное агентство» Казинформ». URL: https://lenta.inform.kz/kz/kasym-zhomart-tokaev-konstatiroval-otsutstvie-sistemnosti-v-zakonodatel-nom-processe_a3398501?nomodal=1 Дата доступа: 01.02.2021.

2. Горобец В. Д. Парламент Российской Федерации. М.: Академия управления МВД РФ, 1998. С. 91.

g 3. Баймаханов М.Т. Может ли удовлетворить нас нынешний уровень правовой базы а, юридической экспертизы в стране? // Вестник Института законодательства и право-^ вой информации Республики Казахстан. 2011. №2 (22). С. 5-8. URL: https://cyberleninka.ru/ ^ article/n/mozhet-li-udovletvorit-nas-nyneshniy-uroven-pravovoy-bazy-yuridicheskoy-ekspertizy-g v-straneДата доступа: 01.02.2021

4. Абайдельдинов Е.М. Некоторые аспекты совершенствования проведения на-

< учной экспертизы законопроектов // Вестник Института законодательства о Республики Казахстан. 2011. №4 (24). С. 26-29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ | nekotorye-aspekty-sovershenstvovaniya-provedeniya-nauchnoy-ekspertizy-zakonoproektov >g Дата доступа: 01.02.2021.

0 5. Черногор Н.Н., Залоило М.В. Экспертиза в правотворчестве: проблемы правовогоре-g гулирования и вопросы его совершенствования //Юридическая наука и практика: Вестник s Нижегородской академии МВД России. 2018. №3 (43). С. 100-108. URL: https://cyberleninka. m ru/article/n/ekspertiza-v-pravotvorchestve-problemy-pravovogo-regulirovaniya-i-voprosy-ego-5 sovershenstvovaniya Дата доступа: 01.02.2021.

6. Рукавишникова И.В. Гражданская инициатива как инструмент гражданского об-g щества // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и § управление. 2014. № 3(46). С. 66-70.

< 7. Сарпеков Р. К. О роли института научной экспертизы в повышении эффективности

1 нормотворческой деятельности и перспективах его развития //Вестник Института зако-У нодательстваРК№4 (53) 2018 С. 20-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36815412 Ь Дата доступа: 01.02.2021.

S ы S X

ь

ш m

REFERENCES

1. Kasym-Zhomart Tokaev konstatiroval otsutstvie sistemnosti v zakonodatel'nom processe. 21 sentjabrja 2018 goda. Internet-resurs AO «Mezhdunarodnoe informacionnoe agentstvo» Kazinform». URL: https://lenta.inform.kz/kz/kasym-zhomart-tokaev-konstatiroval-otsutstvie-sistemnosti-v-zakonodatel-nom-processe_a3398501?nomodal=1 Data dostupa: 01.02.2021.

2. Gorobec V D. Parlament Rossijskoj Federacii. M.: Akademija upravlenija MVD RF, 1998. S. 91.

3. Bajmahanov M.T. Mozhet li udovletvorit' nas nyneshnij uroven' pravovoj bazy juridicheskoj jekspertizy v strane? // Vestnik Instituta zakonodatel'stva i pravovoj informacii Respubliki Kazahstan. 2011. №2 (22). S. 5-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mozhet-li-udovletvorit-nas-nyneshniy-uroven-pravovoy-bazy-yuridicheskoy-ekspertizy-v-strane Data dostupa: 01.02.2021.

4. Abajdel'dinovE.M. Nekotorye aspekty sovershenstvovanijaprovedenijanauchnojjekspertizy zakonoproektov // Vestnik Instituta zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan. 2011. №4 (24). S. 2629. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-sovershenstvovaniya-provedeniya-nauchnoy-ekspertizy-zakonoproektov Data dostupa: 01.02.2021.

5. Chernogor N.N., Zaloilo M.V. Jekspertiza v pravotvorchestve: problemy pravovogo regulirovanija i voprosy ego sovershenstvovanija // Juridicheskaja nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. 2018. №3 (43). S. 100-108. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/ekspertiza-v-pravotvorchestve-problemy-pravovogo-regulirovaniya-i-voprosy-ego-sovershenstvovaniya Data dostupa: 01.02.2021.

6. Rukavishnikova I.V. Grazhdanskaja iniciativa kak instrument grazhdanskogo obshhestva //Nauka i obrazovanie: hozjajstvo i jekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2014. № 3(46). S. 66-70.

7. Sarpekov R.K. O roli instituta nauchnoj jekspertizy v povyshenii jeffektivnosti normotvorcheskoj dejatel'nosti i perspektivah ego razvitija // Vestnik Instituta zakonodatel'stva RK №4 (53) 2018 S. 20-27. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36815412 Data ® dostupa: 01.02.2021. H

Ы А

о x о ь

А

сг

В

СП А

А го О го О

X

е о

"U

2 А

JZ

NJ

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.