Научная статья на тему 'РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ДОСТИЖЕНИИ ПРЕВОСХОДСТВА НАД ЗАПАДОМ В УСЛОВИЯХ КОГНИТИВНОЙ ВОЙНЫ'

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ДОСТИЖЕНИИ ПРЕВОСХОДСТВА НАД ЗАПАДОМ В УСЛОВИЯХ КОГНИТИВНОЙ ВОЙНЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
141
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ВОЙНА / МЕДИЙНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ОПЕРАЦИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жданов Максим Алексеевич, Сидоров Михаил Петрович

Рассмотрено использование Западом технологий ведения когнитивных войн в качестве основного инструмента информационно-психологического воздействия в целях установления влияния над ментальной сферой человеческой жизнедеятельности и разрушения ценностей русской цивилизации. При этом раскрываются истинные цели США и их союзников в отношении России и опасность принятия внедряемых ими губительных для российского народа западных ценностей. Предлагаются меры защиты от деструктивного информационно-психологического воздействия противоборствующей стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Жданов Максим Алексеевич, Сидоров Михаил Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NATIONAL CONSCIOUSNESS IN ACHIEVING SUPERIORITY OVER THE WEST IN COGNITIVE WARFARE

The paper examines the use of cognitive warfare technologies by the West as the main tool of information and psychological influence in order to establish influence on the mental sphere of human life and the destruction of the values of Russian civilization. It reveals the true goals of the U.S. and its allies with regard to Russia and the danger of adopting Western values that are destructive to the Russian people. It also offers measures of protection against destructive information-psychological influence of the opposing party.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ДОСТИЖЕНИИ ПРЕВОСХОДСТВА НАД ЗАПАДОМ В УСЛОВИЯХ КОГНИТИВНОЙ ВОЙНЫ»

Роль национального самосознания в достижении превосходства над Западом в условиях когнитивной войны

Полковник М.А. ЖДАНОВ Полковник М.П. СИДОРОВ Подполковник А.В. ЛУКАШИН

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассмотрено использование Западом технологий ведения когнитивных войн в качестве основного инструмента информационно-психологического воздействия в целях установления влияния над ментальной сферой человеческой жизнедеятельности и разрушения ценностей русской цивилизации. При этом раскрываются истинные цели США и их союзников в отношении России и опасность принятия внедряемых ими губительных для российского народа западных ценностей. Предлагаются меры защиты от деструктивного информационно-психологического воздействия противоборствующей стороны.

The paper examines the use of cognitive warfare technologies by the West as the main tool of information and psychological influence in order to establish influence on the mental sphere of human life and the destruction of the values of Russian civilization. It reveals the true goals of the U.S. and its allies with regard to Russia and the danger of adopting Western values that are destructive to the Russian people. It also offers measures of protection against destructive information-psychological influence of the opposing party.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Когнитивная война, медийная грамотность, ментальность, самосознание, специальная военная операция, традиционные ценности.

Cognitive warfare, media literacy, mentality, self-consciousness, special warfare, traditional values.

СКЛАДЫВАЮЩАЯСЯ вокруг проведения специальной военной операции (СВО) обстановка позволяет сделать вывод, что стремление России обеспечить реализацию своих национальных интересов приобрело характер цивилизационного противостояния и переросло в гибридную войну со всем западным миром за существование нашей страны как суверенного государства, а по сути — всей русской цивилизации.

В этих условиях коллективный Запад развернул беспрецедентную антироссийскую кампанию прежде

всего в информационной, политической и экономической сферах, наращивает все виды помощи Украине,

в том числе военно-технической, демонстрируя готовность вести борьбу до конца1.

Современная реальность — это не результат естественного развития исторических событий, как может многим показаться. Это плоды реализации долгосрочной целенаправленной антироссийской деятельности США и Великобритании, пытающихся в условиях трансформации мироустройства вернуть свои колониальные владения и бесконечно оставаться мировым гегемоном, забирая на правах сильнейшего любые необходимые им ресурсы у своих вассалов.

Для этих целей воплощаются в жизнь масштабные программы с созданием и непрерывным внедрением передовых технологий информационного воздействия, разрабатываемые за щедрое вознаграждение научно-исследовательскими организациями и аналитическими центрами по всему миру.

Особое внимание на данном направлении уделяется развитию самых передовых когнитивных технологий, позволяющих устанавливать контроль над ментальной сферой как отдельных личностей, социальных групп, так и государства в целом2. Эти технологии являются фундаментом для ведения развитыми странами мира полномасштабной когнитивной войны для достижения своих геополитических целей.

Целью когнитивной войны является подрыв доверия к любым социальным процессам, явлениям и государственным институтам, обусловленный созданием и внедрением разногласий в обществе посредством изменения образа мышления и восприятия действительности. В этих условиях человек становится информационным оружием, способствующим реализации воли противника. Глобальная же цифровизация нацелена

на подавление здравых смыслов жизни, зомбирование масс, манипулирование общественным сознанием.

Для ведения когнитивной войны используются западные спецслужбы, глобальные медиа- и цифровые платформы, мировая агентурная сеть влияния, международные финансовые структуры и транснациональные корпорации, институты массовой культуры, шоу-бизнес и другие некоммерческие организации.

Стоит отметить, что коллективный Запад использовал когнитивные технологии против Российской Федерации задолго до начала специальной военной операции на Украине. А вследствие все более твердой и последовательной позиции России по отстаиванию своих национальных интересов как во внутренней, так и во внешней политике Западом развернута беспрецедентная когнитивная война против многонационального российского народа.

Анализ деятельности США и их сателлитов в отношении России показал, что они никогда не рассматривали нашу страну в каком-либо ином качестве, кроме как в роли сырьевого придатка или колонии. Более того, после развала СССР создан миф, что именно Российская Федерация в долгу у американцев и европейцев за предоставленные технологии и рынки сбыта энергоносителей. На этих смыслах и базируется информационно-пропагандистская кампания, мобилизовавшая весь западный мир поставить на место «зарвавшегося раба» в лице «агрессивной России».

Большинство европейских стран, противостоящих Российской Федерации в этой глобальной ментальной войне, по своей сути являются современными колониями англо-саксонской цивилизации и транснациональных корпораций со штаб-квартирами в США и Лондоне. Поэтому сознание их политических лидеров и населе-

ния в своем большинстве определяется десятилетиями навязываемой культурой, в которой здравый смысл противопоставляется инстинкту самосохранения, семья — удовольствиям, а Родина — банковскому счету и яростному стремлению выделиться из толпы любой ценой.

Ни у кого не должно быть иллюзий по поводу того, что с Западом якобы возможно договориться или тем более дружить. Любое устраивающее его взаимодействие подразумевает лишь одно — утрату суверенитета, своей идентичности ради ложных ценностей.

Вместе с тем масштабность применения персональных и секторальных санкций в отношении России3 хоть и является, по мнению экспертов, максимально возможной мерой Запада в рамках экономической войны, однако санкции эти не вызвали «шокового эффекта», на который рассчитывали США и их сателлиты, и не смогли спровоцировать дестабилизацию внутриполитической обстановки. Напротив, отмечаются консолидация российского общества и рост антизападных настроений. Большинство населения поддерживает проведение СВО и ждет от руководства страны решительности в достижении заявленных целей4.

В то же время имевшие место некоторые негативные факторы, проявившиеся особенно ярко на начальном этапе СВО, во многом отражают сложившуюся в России объективную действительность, демонстрирующую утрату у части населения устойчивого национального самосознания и отсутствие понимания предпринимаемых государством действий по отстаиванию национальных интересов в условиях агрессивной политики Запада по достижению своей гегемонии в мире. Это прежде всего обусловлено отсутствием сформулированных и понятных для всех дол-

госрочных целей развития страны, а также соответствующей системной работы на государственном уровне по формированию и продвижению государственной идеологии как важнейшего системообразующего элемента.

В ходе развала Советского Союза государственная система управления конструировалась западными специальными службами и аффилированными с ними российскими политиками, представляющими в том числе интересы наднациональных олигархических элит, заинтересованных в реализации глобальных проектов и руководствующихся исключительно целью собственного обогащения. В рамках задачи по уничтожению СССР безвозвратному разрушению подлежала прежде всего идеология государства, пронизывающая все сферы общественной жизни и объединяющая все народы ради достижения единой справедливой цели. С этой целью США и их сателлитами проводилась целенаправленная антироссийская политика, в ходе которой навязывались ложные, чуждые нам ценности, мораль и поведенческие установки, западные подходы к семье и воспитанию детей.

Уже на начальном этапе СВО стало очевидным, что проводимая США и их союзниками деструктивная политика дала свои плоды. Мы все стали свидетелями того, как многие российские представители науки, культуры и шоу-бизнеса (носители национальных псевдоценностей) с началом специальной операции открыто осудили действия России и выступили за прекращение СВО5. При этом за семь лет, прошедших после подписания Минских соглашений, никто из них не потребовал от Киева остановить обстрелы Донбасса, отвести тяжелые вооружения и осудить открытый геноцид населения Юго-Восточной Украины.

Современная реальность — это не результат естественного развития исторических событий, как может многим показаться.

Это плоды реализации долгосрочной целенаправленной антироссийской деятельности США и Великобритании, пытающихся в условиях трансформации мироустройства

вернуть свои колониальные владения и бесконечно оставаться мировым гегемоном, забирая на правах сильнейшего любые необходимые им ресурсы у своих вассалов. Для этих целей воплощаются в жизнь

масштабные программы с созданием и непрерывным внедрением передовых технологий информационного воздействия.

В то же время российская СВО позволила раскрыть сущность носителей ценностей так называемой западной цивилизации, в основе которой лежит культ стяжательства, доминирования над другими народами и паразитирования6. В этой системе координат, когда даже близкие родственники воспринимаются как конкуренты, неудивительно, что люди других национальностей и рас с их культурой и ценностями просто отвергаются и представляются как недочеловеки, предназначенные для использования в своей конкурентной борьбе за место под солнцем. Учитывая, что такому обществу чужды понятия альтруизма, жертвенности, искреннего братства и взаимопомощи, человек с детства фактически погружается в противоестественную гонку за выживание и находится в нескончаемом стрессе всю жизнь!

Естественно, что в таком обществе счастье недостижимо, так как невозможно получить удовлетворение, работая зачастую на износ только в корыстных интересах. А жадность, как и глупость, не имеют границ! Не-

обремененные принципами человеколюбия члены такого общества ради сверхприбыли и власти готовы идти на самые чудовищные преступления.

И напротив: основным идеалом и критерием русской цивилизации можно считать понятие нестяжательства. Оно означает преобладание духовно-нравственных форм жизни над материальными. Нестяжательство, конечно, не означает, что русский человек полностью отказывается от материального, но обозначает приоритет в развитии духовных начал человека, в отказе от стяжательства, погони за наживой, от стремления построить жизнь исключительно ради получения каких-то благ и комфорта7.

В такой системе, где приоритетом является защита интересов «семьи, рода, народа, государства», человеку не навязывают ложные ориентиры, а его ценность и положение справедливо определяются его личным вкладом в дело развития и защиты общества, к которому он принадлежит.

Принципиальное отличие самосознания славянских народов от народов Запада определено советским ученым Владимиром Лефевром, уехавшим в США и консультировавшим Пентагон, в том числе — по вопросам ментальности. Согласно его работе «Алгебра совести»8 для западных народов в основе решений (глубоко ментально) в сверхкритических ситуациях лежит эгоистическая идея «жертвенного компромисса». Именно поэтому французы отдали Францию Вермахту за 6 недель, Бельгия держалась 18 дней, а Дания сдалась в день нападения. А для славян базовая ментальная позиция не изменилась за века! Им присуща «жертвенная борьба», т. е. установка на то, что высшей ценностью для человека является не его личная жизнь, а благо общества, к которому он принадлежит. В нашей истории масса приме-

ров способности пожертвовать своей жизнью ради другого, ради Родины.

Надо понимать, что менталь-ность, как и присущие ей признаки «жертвенного компромисса» или «жертвенной борьбы», не наследуется по праву крови. Именно поэтому националисты «Азова» в Мариуполе, искренне принявшие чуждые ценности и поверившие в свою исключительность, несмотря на попытки украинского руководства героизировать среди общества их намерение «стоять до конца», сдались. Да и не могло быть иначе. Привыкшие к абсолютной безнаказанности, бойцы «Азова» слишком ценили свои жизни и, загнанные в подвалы «Азовстали», просто не способны были к самопожертвованию.

В свою очередь, невозможно себе даже представить, чтобы защитники Брестской крепости обратились по рации к Сталину и военному командованию с мольбами спасти их любой ценой. «Погибаю, но не сдаюсь», — таков был всегда девиз русского воина.

Учитывая вышесказанное, можно с уверенностью сделать вывод, что в сложившихся условиях наиболее острым становится вопрос о сохранении суверенности нашего национального самосознания, которое на основах традиционных ценностей определяет цели, мотивы и жизненные приоритеты каждого отдельного человека. Следует отметить, что ценности, как и самосознание, не передаются и не формируются с «молоком матери», они не заложены в крови и генетическом коде человека при его рождении.

Ценности человеку как индивиду прививаются предыдущими их носителями, т. е. передаются через воспитание младших поколений старшими в социокультурной среде, в которой происходит становление личности.

Как пример можно привести судьбу индийского мальчика Дины Сани-

чар — реального «Маугли», воспитанного волками и найденного в 1872 году в джунглях Индии в возрасте шести лет. Несмотря на попытки адаптировать его к жизни в обществе, уже невозможно было изменить его сознание, он продолжал рычать и руководствоваться инстинктами и повадками зверей9.

Для упрощенного представления о функционировании сознания человека сравним его с постоянно обучающейся нейронной сетью, позволяющей провести самоидентификацию и определить отношение индивида к тому или иному явлению и формирующей его систему ценностей и взглядов. От того, кто, как и на каких основах обучает эту нейросеть и зависит сущностное ее содержание. Так же и с человеком и его полезностью для общества.

При этом таланты и характер не играют главную роль в формировании ценностных установок. Основа функционирования такой «нейросе-ти», как сознание человека, закладывается с детства. Базовый фундамент

Основным идеалом и критерием русской цивилизации можно считать понятие нестяжательства. Оно означает преобладание духовно-нравственных форм жизни над материальными. Нестяжательство, конечно, не означает, что русский человек полностью отказывается от материального, но обозначает приоритет в развитии духовных начал человека, в отказе от стяжательства,

погони за наживой, от стремления построить жизнь исключительно ради получения

каких-то благ и комфорта. В такой системе приоритетом является защита интересов «семьи, рода, народа, государства».

Ментальность, как и присущие

ей признаки «жертвенного компромисса» или «жертвенной

борьбы», не наследуется по праву крови. Именно поэтому националисты «Азова» в Мариуполе, искренне принявшие чуждые ценности и поверившие в свою исключительность,

несмотря на попытки украинского руководства героизировать среди общества их намерение «стоять до конца», сдались. В свою очередь, невозможно себе даже представить, чтобы защитники Брестской крепости обратились по рации к Сталину и военному командованию с мольбами спасти их любой ценой. «Погибаю, но не сдаюсь», — таков был всегда девиз русского воина.

человеческого сознания, связанный с самоидентификацией, формируется с момента его рождения, а вот ценностные установки — с момента, когда ребенок начинает задавать первые осознанные вопросы. Обычно это происходит в возрасте пяти-шести лет. Кроме того, переходный период оказывает значительное влияние на уточнение или изменение мировоззрения человека.

Этим и объясняется неподдельный интерес Запада к изучению когнитивных процессов, позволяющих изменять поведение молодого поколения в двух возрастных группах: 9—14 и 15—30 лет. Соответствующие деструктивные воздействия извне на представителей этих возрастных групп способствовали тому, что именно они стали основными участниками несанкционированных митингов и демонстраций в Минске и Москве в 2020—2021 годах10.

Такое стало возможным именно потому, что нынешнее молодое поколение фактически находится в среде, которая его часто дезориентирует либо прививает ложные

ценности и установки, так как в существующей системе образования, не несущей ответственности за воспитание детей, автоматически формируется человек-потребитель. Еще основоположник научной педагогики в России Константин Ушинский говорил: «Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая»11. А введение в 2009 году на законодательном уровне ЕГЭ еще более способствовало реализации вражеской программы, направленной на то, чтобы у выпускников российских школ не были сформированы навыки познания мира, чтобы они разучились самостоятельно даже думать, делать свои выводы, искать пути решения проблем. Это привело к формированию целых поколений, не сопричастных делу великих предков, а значит, и оказавшихся не у дел, отданных на растерзание обществу потребления.

Вместо того чтобы учить человека думать, повсеместно идет внедрение противоборствующей стороной в информационном поле западных подходов к доведению и получению информации, а также выгодных Западу нарративов. То есть человеку, который не имеет базовых знаний и общего кругозора, не имеет навыков формирования объективного мнения и отношения к какому-либо явлению, по сути, предлагается набор, как ему кажется, обоснованных суждений, а на самом деле — тенденциозных установок. Как следствие, у человека формируется мнение не на основе объективных знаний, а на основе предложенных ему тезисов и суждений, которые и формируют, естественно, бессознательно позицию, основанную на его предпочтениях и характере.

В данной связи хотелось бы перефразировать известное выражение Андрея Кончаловского12, которое актуально во все времена, но сегодня

звучало бы так: «Те, кто читает книги, будут всегда управлять теми, кто черпает информацию только из социальных сетей, мессенджеров, развлекательных и игровых платформ».

Таким образом, в настоящее время важнейшей задачей государства является защита российского населения, и прежде всего молодого поколения, от враждебного влияния коллективного Запада. Без этого невозможно рассчитывать на успешное и долгосрочное развитие страны в качестве суверенного государства, а также на успешную конкуренцию в мире.

Необходимо без оглядки на навязанные нам так называемые демократические и либеральные ценности провести ревизию государственных символов и основополагающих документов, прежде всего Конституции страны. Все они должны подчеркивать преемственность и величие России как передовой державы, задавать направление и вести народы России к поставленным долгосрочным целям.

Особое внимание следует уделить воспитанию молодежи, так как именно она и будет определять будущее страны. Здесь отдельно хочется остановиться на мультфильмах, которые формируют в детском сознании модель окружающего мира с самого раннего возраста13. Раньше советские мультфильмы и кинопродукция для детей отвечали самым высоким требованиям к их воспитанию. За сценарий и художественное исполнение отвечали лучшие детские педагоги, писатели и другие специалисты. Мультфильмы и детская литература были прежде всего средством воспитания, а не извлечения прибыли.

Сейчас же детям предлагают преимущественно развлекательные, «взрослые» по форме и содержанию западные мультфильмы, не рассчитанные на детскую психику и разру-

шительно воздействующие на формирующееся сознание ребенка.

Поэтому очень важно ответственно подходить к выбору мультфильмов для своих детей и использовать прием родительского комментирования того, что смотрит или читает ребенок с точки зрения основных понятий: «хорошо» или «плохо», «добро» или «зло», «правильно — неправильно». Это в дальнейшем позволит ему на основе заложенных морально-этических принципов действовать самостоятельно.

В условиях стремительного развития технологий не менее актуальным вопросом является развитие личной медийной грамотности каждого гражданина14, под которой понимается способность распознавать и оценивать сообщения с точки зрения их истинного содержания, характера и качества. Достаточно одного взгляда на социальные СМИ, чтобы понять, насколько неразборчивы могут быть пользователи, которые бездумно распространяют некие сообщения, при этом не поинтересовавшись ни тем, откуда они взялись, ни тем, какие цели преследуют их авторы.

Яркими примерами являются представители российского шоу-бизнеса, являющиеся адептами общества потребления, которые, не имея идейного базиса и не обладая всей широтой знаний, зачастую делают репосты на своих страницах в соцсетях или высказываются, не удосужившись убедиться перед этим в правдивости информации. Таким образом, за счет их медийной известности продвигаются суждения, отвечающие интересам противоборствующей стороны и вносящие раскол в общество.

Следует отметить, что с началом специальной военной операции противоборствующая сторона в целях информационно-психологического воздействия на российское общество многократно нарастила объем

В настоящее время важнейшей задачей государства является защита российского населения, и прежде всего молодого поколения,

от враждебного влияния коллективного Запада. Без этого

невозможно рассчитывать на успешное и долгосрочное развитие

страны в качестве суверенного государства, а также на успешную конкуренцию в мире. Необходимо без оглядки на навязанные нам так

называемые демократические и либеральные ценности провести ревизию государственных символов и основополагающих документов, прежде всего Конституции страны. Все они должны подчеркивать

преемственность и величие России как передовой державы.

деструктивного контента. Несмотря на слаженную работу российских спецслужб и силовых ведомств, разведывательное сообщество США выискивает предателей нашей Родины, готовых за деньги вести подрывную деятельность внутри государства. С их помощью враг активизирует очаги социального напряжения по линии регионального сепаратизма и экстремизма в медиа-и социальных сетях.

Здесь очень важно не поддаваться на провокации и тем более не распространять непроверенную информацию, особенно если нет возможности сформировать объективную картину. Каждый должен сосредоточиться на работе в области, в которой он является профессионалом, ведь когда человек дает советы или высказывает свое мнение по вопросам, в которых он дилетант, — он наносит только вред, независимо от его известности и положения в обществе.

В заключение следует отметить, что, учитывая экспоненциальную скорость развития технологий, используемых для когнитивных воздей-

ствий на мировое сообщество, для перехвата и удержания российской стороной инициативы крайне важно постоянно отслеживать и изучать механизмы их применения, а также выработать эффективные меры по защите национального самосознания от деструктивного воздействия и навязываемых «ценностей» западного общества потребления, таких как стяжательство, эгоцентризм, однополые браки, продвижение ЛГБТ-сооб-ществ, политизированное искажение истории и др.

Необходимо учитывать, что используемые США и их союзниками формы и способы опираются на весь потенциал имеющихся сил и средств, включающий в том числе возможности по влиянию на ключевые ме-диаресурсы и международные организации, а также многогранность и массированность их действий при проведении информационно-пропагандистских мероприятий.

Важно понимать, что война Русского мира с Западом, открыто начавшаяся в виде специальной военной операции на Украине, используется США и их союзниками для апробирования в боевых условиях новых технологий, внедряемых в современные средства противоборства, в том числе для оказания когнитивного воздействия. Сами британцы конфликт на Украине называют первой цифровой войной. По прогнозам компании ЯЛЫВ-еотротаНоп, в ближайшее время в сетях будут создаваться «информационные секты», которые станут инструментом для ведения «новых информационных войн» с выплеском конфликта на улицы15. То есть войны нового типа — это сетевые войны, основной целью которых являются обесценивание и подмена созидательных смыслов и представлений, переориентирование целевой медиааудитории посредством

изменения образа мышления и восприятия действительности, что является прямой угрозой национальной безопасности.

Для противодействия подобного рода угрозам, имеющим самый широкий спектр проявления, требуется скоординированная совместная работа органов государственной

власти всех уровней с задействованием потенциала всего российского общества. Эти меры значительно укрепят национальную безопасность Российской Федерации, обеспечат превосходство над Западом и позволят создать условия для мирного и динамичного развития нашей страны.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 У процесса украинской трагедии богатая история: Стенограмма интервью Сергея Лаврова 28 декабря 2022 года. URL: https://www.kp.ru/daily/27490/4700119 (дата обращения: 30.01.2023).

2 Фундаментальное исследование «Когнитивные войны»: Командование развития вооруженных сил НАТО (Allied Command Transformation) о тенденциях и изменении характера военных действий до 2040 года. 2020.

3 Official Journal of the European Union. Volume 65. 16.12.2022. ISSN 1977-0677 (electronic edition). URL:https://eur-lex. europa.eu/legal-content/EN/TXT/PDF/?uri =0J:L:2022:322I:FULL&from=EN (дата обращения: 30.01.2023).

4 Сайт: Экспертный клуб. URL: https://expert-club.online/news/vtsiom-bolshinstvo-rossiyan-podderzhivayut-spetsialnuyu-voennuyu-operatsiyu (дата обращения: 25.01.2023).

5 Информационный ресурс: ЦАРЬ-ГРАД. Русофобы-2022. URL: https:// tsargrad.tv/rusofob (дата обращения: 30.01.2023).

6 Пленарная сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» с участием Владимира Путина 21 октября 2021 года. URL: http://kremlin. ru/events/president/news/66975 (дата обращения: 30.01.2023).

7 Информационный ресурс CYBERPEDIA. Неповторимые черты русской цивилизации: Доклад руководителя Института русской цивилизации, дэн О.А. Платонова. URL: https://

cyberpedia.su/27xd4.html (дата обращения: 25.01.2023).

8 Лефевр В. Алгебра совести / пер. со 2-го англ. изд. с доп. Викторины Лефевр и Елены Юдиной. М.: Когито-Центр, 2003. XI, 411, ISBN 5-89353-094-2.

9 Каким был реальный Маугли, ставший прообразом героя Киплинга: Дина Саничар и его трагическая судьба // Информационный ресурс КУЛЬТУРОЛОГИЯ. URL: https://kulturologia.ru/ blogs/300622/53607/ (дата обращения: 25.01.2023).

10 Будаев Э.В., Кушнерук С.Л., Курочки-на М.А. Коммуникативное сопровождение массовых протестов в СМИ. СПб., 2022. 201 с.

11 Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. 480 с.

12 Сайт SOCRATIFY. URL: https:// socratify.net/quotes/neizvestnyi-avtor/54349 (дата обращения: 25.01.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Афанасьев А.А. Дети интернета, что они смотрят и кто ими управляет. М.: Наше завтра, 2021. 314 с.

14 Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее / Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиа-информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24—27 апреля 2013 г.). М.: МЦБС, 2014. 212 с.

15 Christopher Paul, Michael Schwille, Michael Vasseur, Elizabeth M. Bartels, Ryan Bauer. The Role of Information in U.S. Concepts for Strategic Competition. RAND-corp, 2022. 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.