onlin.ru/news/turisticheskomu_klasteru_belok uriha_byt/2010-10-25-717 (дата обращения 24.03.2017 г.).
10. Сураганова С.К. Мировой опыт развития туристического кластера // Теория и практика инновационного менеджмента: отечественный и зарубежный опыт. — Режим доступа: http://www.Articlekz. com/article/6254 (дата обращения: 10 апреля 2017 г.).
References
1. Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii 2014 god № 24 // Strategiya razvitiya turizma v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda: rasporyazhenie Pravi-telstva Rossiyskoy Federatsii № 941-r ot 31.05.2014.
2. Gusev A.I. Sostoyanie perspektivy razvitiya rekreatsionnoy zony federalnogo ku-rorta «Belokurikha» // Ekonomika. Servis. Turizm. Kultura (ESTK-2010). XII Mezhdu-narodnaya nauchno-prakticheskaya konfer-entsiya, 31 maya 2010 god. — Barnaul, 2010. — S. 11-13.
3. Dunets A.N. Territorialnaya organizatsiya gornykh turistichesko-rekreatsionnykh sistem: (na primere Altae-Sayanskogo regiona). — Barnaul: Izd-vo AltGTU, 2009. — 167 s.
4. Zakharov Yu.V. Razvitie gosudarstven-nogo regulirovaniya v sfere turizma v ramkakh realizatsii kraevoy tselevoy programmy «Razvitie turizma v Altayskom krae» na 20112016 gody // Sotsialno-kulturnyy servis i turizm v regione: problemy i perspektivy razvitiya: materialy III mezhdunarodnoy nauchno-
prakticheskoy internet-konferentsii (Barnaul,
+
15 fevralya 2011 goda). - Barnaul, 2011. -S. 9-15.
5. Dunets A.N. Tekhnologiya turistsko-rekreatsionnogo proektirovaniya i osvoenie territoriy. - Barnaul: Azbuka, 2011. - 176 s.
6. Na stroitelstvo «Belokurikhi-2» investory potratyat bolee 10 mlrd. rubley / E. Shtyts // Komsomolskaya pravda, 2013. 25 sentyabrya. — S. 9.
7. Kurortnoe nastroenie: pochemu tekush-chaya situatsiya v strane sposobstvuet razviti-yu proekta «Belokurikha-2» // Svobodnyy kurs. - Barnaul, 2014. 26 dekabrya (№ 48). - S. 7.
8. «Interfaks»: Altayskiy kray poluchil 857 millionov rubley na razvitie turklasterov // Ofitsialnyy sayt Administratsii Altayskogo kraya. - Rezhim dostupa: http://www. altairegion22.ru/region_news/interfaks-altaiskii-krai-poluchil-857-mln-rublei-na-razvitie-turklasterov_446636.html (data obrashcheniya 10.10.2016 g.).
9. Turisticheskomu klasteru «Belokurikha» -byt / T. Medvedeva / / Ofitsialnyy sayt mu-nitsipalnogo obrazovaniya gorod Belokurikha Altayskogo kraya. - Rezhim dostupa: http://www.belokuriha-
onlin.ru/news/turisticheskomu_klasteru_belok uriha_byt/2010-10-25-717 (data obrashcheniya 24.03.2017 g.).
10. Suraganova S.K. Mirovoy opyt razvitiya turisticheskogo klastera // Teoriya i praktika innovatsionnogo menedzhmenta: otech-estvennyy i zarubezhnyy opyt. - Rezhim dostupa: http://www.Articlekz.com/ article/6254 (data obrashcheniya: 10 aprelya
2017 g.). +
УДК 60. 542.15 С.Г. Максимова, Д.А. Омельченко, О.Е. Ноянзина, М.М. Максимова S.G. Maksimova, D.A. Omelchenko, O.Ye. Noyanzina, M.M. Maksimova
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В СОДЕЙСТВИИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ
ROLE OF ETHNIC-CULTURAL ORGANIZATIONS IN SOCIAL ADAPTATION AND INTEGRATION OF ETHNIC COMMUNITIES IN THE ALTAI REGION
Ключевые слова: межнациональная сфера, Keywords: interethnic sphere, ethnic-cultural
национально-культурные объединения, социаль- organizations, social adaptation, integration, ethnic
ная адаптация, интеграция, этнические сообще- communities, social sphere of a region. ства, социальное пространство региона.
Дан анализ деятельности национально-культурных объединений, выявления их роли в социальной интеграции этнических сообществ в социальном пространстве Алтайского края. Приведены результаты социологического исследования, проведенного в 2017 г. на территории Алтайского края. По результатам исследования сделан ряд выводов, касающихся типичных путей и результатов адаптации представителей этнических диаспор в Алтайском крае. В целом этнические мигранты в регионе чаще стремятся к сохранению этнической самобытности, при этом часть из них принимают лишь ряд норм принимающего сообщества, а часть гармонично интегрируются в социуме, другие полностью принимают его ценности, нормы и традиции. Представлен комплекс мер, которые целесообразно предпринять для укрепления сферы межнациональных отношений, он включает меры по созданию в регионе дома дружбы народов или же национальной деревни; активное привлечение национальных общественных объединений к мероприятиям органов власти, механизмы общественного-государственного взаимодействия руководителей этнических объединений, развитие социального партнерства и межсекторного взаимодействия в деле гармонизации межнациональных отношений. Полученные ре-
зультаты будут полезны для разработки эффективных инструментов формирования позитивных межнациональных отношений в регионе.
The paper discusses the activity of ethnic-cultural organizations and reveals their role in the process of social integration of ethnic communities in the Altai Region's social sphere. We present the results of sociological research of 2017 conducted in the Altai Region. The conclusions cover typical ways and results of adaptation of ethnic diaspora in the Altai Region: on the whole, ethnic migrants tend to preserve ethnic originality. By doing so, ethnic migrants accept only a limited number of norms of the host community, but another part harmonically integrates into the community and fully accepts its values, norms and traditions. The paper presents the complex of measures to strengthen interethnic relations, including the creation of regional House of Friendship or national village; active inclusion of ethnic public organizations into governmental activities, mechanisms of public-state interactions between ethnic leaders, development of social partnership and inter-sector communications in harmonization of ethnic relations. The obtained results are useful for development of effective instruments to form positive interethnic relations in the Region.
Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н., проф., зав. каф. психологии коммуникаций и психотехнологий, Алтайский государственный университет. E-mail: [email protected]. Омельченко Дарья Алексеевна, к.с.н., доцент, каф. психологии коммуникаций и психотехнол огий, Алтайский государственный университет. E-mail: [email protected]. Ноянзина Оксана Евгеньевна, к.с.н., доцент, каф. психологии коммуникаций и психотехнологий, Алтайский государственный университет. E-mail: [email protected].
Максимова Маргарита Максимовна, студент, НИУ «Высшая школа экономики», г. Москва. E-mail: [email protected].
Актуальность
Многообразие национального состава населения Алтайского края, многовековой опыт межкультурного взаимодействия, традиции учета культурного потенциала и интересов всех проживающих на его территории народов, высокий уровень самосознания этнических общностей составляют интеграционный ресурс края, определяют состояние и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений. На сегодняшний момент опыт создания национально-культурных общественных объединений, как института, в Алтайском крае достаточно представлен. Именно развитие национально-культурных общественных объединений является одним из существенных факторов, позволяющих судить о состоянии и развитии общества, готовности этих объединений стать сильнейшим ин-
Maksimova Svetlana Gennadyevna, Dr. Sociol. Sci., Prof., Head, Chair of Communication Psychology and Psycho-Technologies, Altai State University. E-mail: [email protected].
Omelchenko Darya Alekseyevna, Cand. Sociol. Sci., Assoc. Prof., Chair of Communication Psychology and Psycho-Technologies, Altai State University. E-mail: [email protected]. Noyanzina Oksana Yevgenyevna, Cand. Sociol. Sci., Assoc. Prof., Chair of Communication Psychology and Psycho-Technologies, Altai State University. E-mail: [email protected].
Maksimova Margarita Maksimovna, student, Natl. Research University "Higher School of Economics". E-mail: [email protected].
\
струментом проведения национальной политики государства [1].
На 01.12.2016 г. в регионе функционирует 53 национально-культурных общественных организаций. Наиболее представлены в численном выражении общественные объединения немцев (10), кумандинцев (7), казахов (6), татар (4). Зарегистрировано 3 организации, представляющие этнокультурные интересы азербайджанцев, по 2 организации имеют армяне, поляки, белорусы и украинцы. Представлены в общественной сфере Алтайского края и чечено-ингуши, литовцы, евреи, алтайцы, мордва, узбеки, таджики и киргизы, деятельность 6 объединений имеет межнациональный характер. В крае активно работают три региональных национально-культурных автономии (немцев, казахов и татар) и 14 местных национально-культурных автономий.
Реализация государственной национальной политики в Российской Федерации требует от органов исполнительной власти соответствия принимаемых решений с происходящими процессами в этнокультурной сфере с учетом региональных особенностей. В последнее десятилетие на федеральном уровне ведется работа по созданию новых [2-5].
Сегодня чрезвычайно актуальным является выявление роли институтов гражданского общества в социальной интеграции и развитии межэтнического взаимодействия. Национально-культурные объединения играют важную роль в общественном развитии, максимальна их роль и в развитии социального пространства отдельного региона [6-8].
Цель исследования определяется анализом состояния в сфере межэтнических взаимодействий, особенностей деятельности национально-культурных объединений, выявлении их роли в социальной интеграции этнических сообществ в полиэтничной среде Алтайского края.
Материалы и методы
В январе-марте 2017 г. было проведено социологическое исследование, включающее экспертный опрос руководителей некоммерческих организаций, расположенных в Алтайском крае, в целях оценки текущего состояния инфраструктуры гражданского общества — негосударственных некоммерческих организаций (национально-культурных объединений), выявления проблемных ситуаций в их деятельности, оценки эффективности межсекторного взаимодействия и выявлении роли национально-культурных объединений в социальной интеграции этнических сообществ в по-лиэтничной среде региона (основой для отбора экспертов являлись реестры некоммерческих организаций в Алтайском крае).
В экспертном опросе приняли участие руководители и заместители руководителей 25 национально-культурных объединений Алтайского края.
Социально-демографическая структура руководителей и заместителей национально-культурных объединений выглядит следующим образом. В исследовании приняли участие 15 мужчин и 10 женщин руководителей и заместителей национально-культурных объединений Алтайского края. Возраст руководителей и заместителей национально-культурных объединений Алтайского края составил от 26 до 80 лет.
13 руководителей национально-культурных объединений входят в состав какого-либо союза, ассоциации, 10 руководителей национально-культурных объединений работают самостоятельно.
Результаты и обсуждения
Формирование в нашей стране полноценного гражданского общества невозможно без наличия широкого спектра различных объединений, ассоциаций граждан, помогающих реализации гражданской активности. Повышение роли институтов гражданского общества зависит как от объединения усилий государства, бизнеса, так и широкого общественного участия. При принятии конкретных решений для осуществления реальных социальных изменений необходимо понимание происходящих в гражданском обществе процессов. Развитие институтов гражданского участия, их качество в значительной степени зависят от того, насколько общество доверяет предлагаемым со стороны государства моделям общественного участия.
В ходе исследования мы просили экспертов определить их видение роли национально-культурных объединений в содействии социальной адаптации и интеграции этнических сообществ в принимающее общество.
Большая часть экспертов (20 человек) определила эту роль в проведении интернациональных мероприятий, направленных на формирование бесконфликтного взаимодействия между этническими меньшинствами и принимающим обществом. Почти половина опрошенных (12 экспертов) полагают, что роль их объединений в этом процессе может заключаться в участии в реализации межэтнических, государственных, международных программ, направленных на социальную интеграцию этнических сообществ.
По 7 выборов экспертов получили такие направления деятельности, как организация консультационной помощи по вопросам правовой грамотности, информированности о культурных традициях и нормах с целью преодоления социальной исключенности этнических сообществ и формирования этнических анклавов и реализация мероприятий, направленных на повышение уровня знания русского языка представителями этнических сообществ.
6 экспертов видят свою миссию в решении проблем трудовой занятости мигрантов, а 4 — в решении смежных проблем — организации информирования этических
сообществ о состоянии рынка труда, о возможности трудоустройства на предприятиях региона и проведении встреч для иностранных граждан с целью изучения российского законодательства, в том числе трудового.
Реже всего эксперты полагают, что национально-культурные общественные объединения способны организовать адаптационные курсы для представителей этнических сообществ, направленных на их адаптацию, и содействовать повышению у представителей этнических сообществ конкурентоспособности и трудовой мобильности на рынке труда (по два выбора экспертов).
Обратим внимание также и на то, что ни один из руководителей не увидел роли общественных объединений в решении жилищных и бытовых проблем, получении медицинской помощи представителям этнических сообществ.
Оценивая типичные пути и результаты адаптации представителей этнических диаспор в Алтайском крае, эксперты разделились в оценках. Обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что в целом этнические мигранты в регионе чаще стремятся к сохранению этнической самобытности, при этом часть из них принимают лишь ряд норм принимающего сообщества (9 экспертов), а часть — гармонично интегрируются в социуме, 4 эксперта отметили, что имеет место полное уподобление принимающему обществу, принятие его ценностей, норм и традиций.
Экспертам было предложено оценить роль различных институтов в укреплении межэтнических отношений по 10-балльной шкале, где 1 — минимальное значение, 10 — максимальное. При том, что ни один из предложенных общественных институтов (органы государственной власти, органы местного самоуправления, национально-культурные объединения, этнические диаспоры) в процессе гармонизации межнациональных отношений не играет максимально определяющей роли (не оценен ни одним из экспертов в интервале выше 7 баллов), все они, по мнению большинства опрошенных играют важную роль в этом процессе.
Так, средняя оценка роли органов государственной власти — 8,88 балла, органов местного самоуправления — 8,72, национально-культурных объединений — 8,48, этнических диаспор — 8,42 балла.
Оценки большинства экспертов варьируют в диапазоне от 5 до 7 баллов, минимальное значение в 1 балл отмечено только одним экспертом и указывает на низкую роль этнических диаспор в процессе укрепления межнациональных отношений. Всем прочим предложенным для оценивания институтам присвоено минимальное значение в 2 балла.
Отметим также и то, что максимальное количество высших оценок (13 выборов) получили органы местного самоуправления и органы государственной власти (12 выборов).
В ходе анализа данных получены экспертные оценки мер, которые целесообразно предпринять для укрепления сферы межнациональных отношений, в итоге был получен своеобразный рейтинг.
Можно выделить три блока мероприятий, объединенных экспертами по степени приоритетности и содержащих комплексы действий органов власти в сфере национальной политики. В первый блок вошли максимально, по мнению респондентов, необходимые меры по созданию в регионе дома дружбы народов или же национальной деревни (20 экспертов); активное привлечение национальных общественных объединений к мероприятиям органов власти (19 выборов), выделение целевых грантов и оказание финансовой помощи на проведение этнокультурных мероприятий (18 выборов) и привлечение к ним молодежи (17 выборов).
Во втором блоке также отражены механизмы общественного-государственного взаимодействия: выделение субсидий на содержание помещений для НКО (14 выборов), обеспечение гласности решений органов власти (14 выборов), оказание консультативной помощи общественным объединениям (14 выборов) и проведение для них обучающих семинаров (14 выборов).
По мнению 11 руководителей национально-культурных объединений, делу укрепления межнациональных отношений могло бы послужить более тесное и планомерное взаимодействие руководителей этнических объединений, а 9 полагают, что может способствовать изучение языка, культуры и обычаев народов, населяющих регион. Реже всего (в 4 случаях) экспертами отмечалась роль социального партнерства и межсекторного взаимодействия в деле гармонизации межнациональных отношений.
Библиографический список
1. Максимова С.Г., Морковкина А.Г. Гражданская и этническая идентичность как основа социальной интеграции приграничных регионов современной России // Социальная интеграция и развитие этнокуль-тур в евразийском пространстве. — 2016. — № 4-1. — С. 6-13.
2. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. — Центр общечеловеческих ценностей, 2003. — 376 с.
3. Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Этносоциальные процессы в Сибири: современные реалии и актуальные вопросы этнона-циональной политики // Новые исследования Тувы. — 2014. — №. 3 (23). — С. 136-150.
4. Omelchenko D., Maximova S., Noyanzi-na O., Goncharova N., Avdeeva G. National identity and patriotism among Russian youth: representations, feelings and actions / / Asian Social Science. — 2015. — T. 11. — № 6. — S. 27-36.
5. Maximova, S.; Noyanzina, O.; Omelchenko, D.; et al. Sociological monitoring of interethnic relations // 3rd Global Conference on Business and Social Sciences. Vol. 219. — 2016. — P. 534-540.
6. Морковкин Г.Г., Деев Н.Г., Демин В.А. Инновационный путь развития -реальная перспектива для Алтайского края // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2006. — № 5 (25). — С. 7-10.
7. Богатова О.А., Карьгин А.И. Мониторинг межэтнических отношений в регионе // Регионология. — 2011. — № 4. — С. 266-277.
8. Омельченко Д.А., Максимова С.Г., Ноянзина О.Е., Черепанова М.И. Состояние сферы межнациональных отношений в Алтайском крае // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2017. — № 6 (152). — С. 189-194.
References
1. Maksimova S.G., Morkovkina A.G. Grazhdanskaya i etnicheskaya identichnost
kak osnova sotsialnoy integratsii prigranich-nykh regionov sovremennoy Rossii // Sotsi-alnaya integratsiya i razvitie etnokultur v ev-raziyskom prostranstve. — 2016. — № 4-1. — S. 6-13.
2. Drobizheva L.M. Sotsialnye problemy mezhnatsionalnykh otnosheniy v postso-vetskoy Rossii. — Tsentr obshchechelovech-eskikh tsennostey, 2003. — 376 s.
3. Popkov Yu.V., Tyugashev E.A. Etnosot-sialnye protsessy v Sibiri: sovremennye realii i aktualnye voprosy etnonatsionalnoy politiki // Novye issledovaniya Tuvy. — 2014. — № 3 (23). — S. 136-150
4. Omelchenko D., Maximova S., Noyanzina O., Goncharova N., Avdeeva G. National identity and patriotism among Russian youth: representations, feelings and actions / / Asian Social Science. — 2015. — T. 11. — № 6. — S. 27-36.
5. Maximova, S.; Noyanzina, O.; Omelchenko, D.; et al. Sociological monitoring of interethnic relations // 3rd Global Conference on Business and Social Sciences. Vol. 219. — 2016. — P. 534-540.
6. Morkovkin G.G., Deev N.G., De-min V.A. Innovatsionnyy put razvitiya — real-naya perspektiva dlya Altayskogo kraya / / Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrar-nogo universiteta. — 2006. — № 5 (25). — S. 7-10.
7. Bogatova O.A., Kargin A.I. Monitoring mezhetnicheskikh otnosheniy v regione // Regionologiya. — 2011. — № 4. — S. 266277.
8. Omelchenko D.A., Maksimova S.G., Noyanzina O.E., Cherepanova M.I. Sos-toyanie sfery mezhnatsionalnykh otnosheniy v Altayskom krae // Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2017. — № 6 (152). — S. 189-194.
Работа выполнена при поддержке Гранта РФФИ № 17-46-220967 р_а «Межнациональные отношения как ресурс социальной интеграции диаспорных и земляческих групп в региональном социуме» (2017г.).
+ + +