Научная статья на тему 'РОЛЬ НАСТАВНИКА В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ'

РОЛЬ НАСТАВНИКА В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Область наук
Ключевые слова
наставник / студент-медик / медицинский вуз / mentor / medical student / medical university

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бендрикова А.Ю., Старчикова М.Ю., Леоненко А.В., Никитина Е.В.

В статье рассматривается актуальный вопрос о роли наставника в подготовке молодых врачей. Авторы анализируют разнообразные аспекты институционализации наставничества. В работе представлены результаты авторского эмпирического исследования о роли наставника в подготовке студентов-медиков АГМУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the topical issue of the role of a mentor in the training of young doctors. The authors consider various aspects of the institutionalization of mentoring. The paper presents the results of the author's empirical research on the role of a mentor in the training of medical students at ASMU.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАСТАВНИКА В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ»

Scientist

Scientist, 2023, 4(26), 34 6-352._

РОЛЬ НАСТАВНИКА В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Бендрикова А. Ю., Старчикова М. Ю., Леоненко А. В., Никитина Е. В.

В статье рассматривается актуальный вопрос о роли наставника в подготовке молодых врачей. Авторы анализируют разнообразные аспекты институционализации наставничества. В работе представлены результаты авторского эмпирического исследования о роли наставника в подготовке студентов-медиков АГМУ.

Ключевые слова: наставник, студент-медик, медицинский вуз.

The article deals with the topical issue of the role of a mentor in the training of young

doctors. The authors consider various aspects of the institutionalization of

mentoring. The paper presents the results of the author's empirical research on the

role of a mentor in the training of medical students at ASMU.

Keywords: mentor, medical student, medical university.

Введение

Многие молодые люди сталкиваются с трудностями и проблемами, придя на новое место работы, после окончания вуза. Особенно остро эта проблема стоит среди медицинских работников, когда после окончания вуза многие специалисты работают врачами участковыми-терапевтами. Взаимодействовать с пациентами - главная задача (сбор жалоб, анамнеза и так далее) молодого специалиста. В этот период необходимость в наставнике особенная. Тем более, что многие студенты-медики уже узнали положительный эффект взаимодействия с институтом наставничества. В АГМУ существует система наставничества первокурсников, отряд наставников, из числа студентов, который обеспечивает сопровождение по корпусам.

Молодой специалист сталкивается со многими проблемами в начале своего профессионального пути: адаптация к условиям работы с пациентами, загруженность с первых дней работы и условия труда. А одной из задач улучшения системы здравоохранения является разработка программ для привлечения молодых специалистов.

Улучшение качества оказываемых услуг напрямую зависит от подготовленности молодого специалиста к работе. Знание теоретических моментов важно, но с практическими навыками есть определенные недоработки, с которыми может помочь справиться наставник. Наставник может помочь структурировать полученные знания в процессе обучения, выработать алгоритм работы с пациентом в условиях работы поликлиники.

На данный момент есть колоссальная нехватка специалистов в больницах и поликлиниках РФ, а молодые специалисты боятся идти в поликлиники страны, в связи с большой профессиональной загруженностью и негативным отношением пациентов к молодому специалисту.

В идеале молодой специалист должен знать все, но это невозможно в силу неопытности молодого врача, так же каждый пациент требует индивидуального подхода к своей болезни и имеет высокие требования, с которыми неопытный врач столкнется и ему будет сложно поставить тот или иной диагноз. Как мы указали ранее, наставник - это тот человек, который будет вводить молодого специалиста в особенности профессии, и молодому врачу будет легче справиться с возложенными на него задачами. Молодой врач, начинающий свой профессиональный путь, имеет отличную теоретическую подготовку, но часто сталкивается с проблемами ее структурирования и практического использования. В данном случае тяжело переоценить значение наставника, который помогает молодому специалисту стать профессионалом. В связи с этим Указом Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 № 1296 был подписан документ «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации».

Ненахова Ю. С, Локосов Е. В. в статье «Наставничество в медицине: на пути к институционализации» пишут о том, что наставничество - это не новшество, а хорошо забытое старое. В СССР очень много ответственных и порядочных людей были наставниками, преподавателями для молодых специалистов. Так же авторы выделяют 2 модели наставничества:

1) карьерное - акцент делается на карьерном продвижении;

2) образовательное - наставничество как образовательный инструмент.

Авторы сделали некоторые выводы, основываясь на проведенную экспериментальную часть. Существуют проблемы с системой оплаты наставникам, нехватка времени (работа на несколько ставок), из-за дефицита кадров нет физической возможности обучать молодых специалистов (если один опытный врач выполнил манипуляции за 1 час, то с новыми «подопечными» это займет более 3 часов), недостаточная теоретическая подготовка молодых специалистов в вузах, когда наставнику приходится объяснять элементарные процессы и т. д. Все эти факторы приводят к отказу передавать свой накопленный опыт (опытными врачами) молодым специалистам.

Алимханова Р. С., Абатов Н. Т. в статье «Роль наставничества в современном медицинском образовании врачей-резидентов» обращают внимание на то, что наставники формируют в будущем у молодых специалистов стремление стать профессионалами своего дела, участвовать в науке. Наставничество требует времени, желания помогать в обучении, сил, постоянного совершенствования. Также необходимо материальное и образовательное поощрение наставников, прохождение школы наставничества, посещение лекций, написание научных работ и т. д.

Целью нашего исследования было изучить значение института наставничества в подготовке студентов медицинского вуза.

Материалы и методы

Традиционный анализ научных источников, анкетный опрос, статистический анализ полученных данных.

Результаты и обсуждение

В подтверждении актуальности темы исследования нами было проведено эмпирическое исследование. В опросе приняли участие 57 студентов 5, 6 курсов Института клинической медицины АГМУ. Студентам-медикам было предложено ответить на ряд вопросов о роли наставника в подготовке будущего врача.

На вопрос «Для чего на ваш взгляд необходим наставник?» были получены следующие ответы: 41% - для подготовки молодого врача для работы в поликлинических условиях, 25% - для преодоления психологического барьера в практической медицине, 17% - для проработки пробелов в знаниях. Таким образом, можно сделать вывод о том, что наставник может помочь молодому специалисту в решении многих задач, начиная от теоретических вопросов, психологических аспектов, до формирования и совершенствования практических навыков.

Для чего на ваш взгляд необходим наставник?

■ Для преодоления психологического

барьера в медицине

Подготовки молодого врача к работе в поликлиниче ских условиях

■ Проработки пробелов в знаниях

Помощи в формировании практических навыков _на базе знаний_

На вопрос «Есть ли у Вас беспокойство, неуверенность перед началом индивидуальной деятельности в практическом здравоохранении?» мы получили следующие данные: 50% респондентов испытывают

беспокойство или неуверенность перед началом индивидуальной деятельности, 42% опрошенных ответили - скорее да, чем нет. Возможно это связано с системой обучения и отсутствием наставничества у студентов-медиков старших курсов, когда студент, обучаясь на клинических базах овладевает теми навыками, которые необходимы специалисту первичного звена (клиническое мышление, культура общения с пациентом). Еще одной причиной может быть система образования в вузах, которая построена на прохождении тестовых материалов, которые не способствуют развитию системного мышления, а способствуют заучиванию правильных ответов. Скорее всего эти причины влияют на наличие тревожности у студентов старших курсов медицинского университета.

Принявшие участие в опросе студенты, отвечая на вопрос «Каковы ваши планы после окончания обучения в АГМУ?», высказались следующим образом: 59% респондентов считают, что после окончания они будут работать врачом-участковым, 41% - затруднялись ответить на вопрос и 41% студентов не знают, будут ли они оставаться в практической медицине или нет. Возможно, если бы был тот опытный человек - «наставник», который направил бы или помог студенту старших курсов овладеть

Есть ли у Вас беспокойство, неуверенность перед началом индивидуальной деятельности в практическом

здравоохранении?

42%

■ Да

Скорее да, чем нет Затрудняюсь ответить Нет 0%

необходимыми навыками для работы на участке, большее количество молодых специалистов поступало бы на работу в первичное звено.

50% принявших участие в опросе студентов-медиков считают, что, если бы у них был наставник, который помог адаптироваться к профессиональной деятельности, они могли бы остаться в сфере здравоохранения. Этот результат отражает важность и значимость института наставничества среди молодых специалистов, которые отразились в ответах студентов старших курсов. Другими словами, 50% молодых специалистов нуждаются в поддержке более опытного человека -наставника.

50% респондентов в своем окружении не имеют человека, к которому можно было обратиться с профессиональными вопросами в будущем. По нашему мнению, это является серьезной проблемой, так как она напрямую связана с недостатком кадров в первичном звене здравоохранения.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что наставничество необходимо в работе не только с молодыми специалистами, но и со студентами старших курсов.

Есть ли в вашем окружении человек, к которому можно обратиться с профессиональными вопросами в будущем?

■ Нет

■Да

■ Затрудняюсь ответить

Выводы

2023 год в России Президентом объявлен годом педагога и наставника, что актуализирует институт наставничества в работе с молодыми специалистами в профессиональной сфере. Наставничество является важным звеном формирования и становления, обучения и воспитания молодого специалиста. Также необходимо совершенствовать систему наставничества в вузах, для того чтобы студенты могли обращаться к наставнику не только по теоретическим вопросам, но и с вопросами, связанными с практической профессиональной сферой.

Список литературы:

1. Ненахова Ю.С, Локосов Е.В., Наставничество в медицине: на пути к институционализации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. М. 2020; 28 (спецвыпуск): 1087-1093.

2. Бурдастова Ю.В, Наставничество в системе здравоохранения: тренд или необходимость? Народонаселение. 2020; 23(1): 148-154.

3. Алюков К. А. Н. И. Пирогов о наставничестве в медицине. Текст: непосредственный. Молодой ученый. 2021; 27 (369): 245-246. URL: https://moluch.ru/archive/369/83020/ (дата обращения: 02.04.2023).

4. Шестак Н.В., Крутий И.А. Наставничество в аспекте непрерывного профессионального развития врача. Педагогика профессионального медицинского образования. 2019; 2: 6-24.

5. Модель наставничества молодых специалистов первичного звена здравоохранения. О.Н. Ткачева и др. - Кострома: Авантитул, 2020. - 44 с.

Как цитировать:

Бендрикова А. Ю., Старчикова М. Ю., Леоненко А. В., Никитина Е. В. Роль наставника в обучении будущих врачей. Материалы итоговой VIII конференции НОМУИС. Барнаул. Scientist. 2023; 4 (26): 346-352.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.