Научная статья на тему 'РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ПРИ ПАТОЛОГИИ РЕЧИ'

РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ПРИ ПАТОЛОГИИ РЕЧИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
437
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД / НАСЛЕДСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ / РИНОЛАЛИЯ / ЗАИКАНИЕ / ДИСЛАЛИЯ / ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / TWIN METHOD / HEREDITARY SPEECH DISORDERS / RHINOLALIA / STUTTERING / DYSLALIA / GENETIC DISEASES

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Кащенко У. Д.

В статье рассматривается роль наследственных факторов при патологии речи. Описывается роль генетических факторов при патологии речи на основании использования близнецового метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HEREDITARY FACTORS IN SPEECH PATHOLOGY

The article considers the role of hereditary factors in speech pathology. The role of genetic factors in speech pathology is described using the twin method.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ПРИ ПАТОЛОГИИ РЕЧИ»

УДК 2788

Кащенко У.Д. студент 2 курса Социально-психологический факультет Армавирский государственный педагогический университет научный руководитель: Тютюнникова Е.Б., к.с.-х.н.

доцент Россия, г. Армавир РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ПРИ ПАТОЛОГИИ РЕЧИ

Аннотация: В статье рассматривается роль наследственных факторов при патологии речи. Описывается роль генетических факторов при патологии речи на основании использования близнецового метода.

Ключевые слова: близнецовый метод, наследственные нарушения речи, ринолалия, заикание, дислалия, генетические заболевания.

Kashchenko U.D.

Scientific adviser: Tyutyunnikova E.B.

THE ROLE OF HEREDITARY FACTORS IN SPEECH

PATHOLOGY

Annotation: The article considers the role of hereditary factors in speech pathology. The role of genetic factors in speech pathology is described using the twin method.

Key words: twin method, hereditary speech disorders, rhinolalia, stuttering, dyslalia, genetic diseases.

Для изучения генетической определимости и социального влияния на развитие речи обычно используется близнецовый метод.

По словам М. Зеемана, наследственная задержка речи, то есть отсутствие нормальной речи, у 3-летнего ребенка, наблюдается в 20,6% всех случаев позднего развития речи. Автор наблюдал семьи, в которых задержка в развитии речи могла быть прослежена в трех поколениях, чаще всего по линии отца. По мнению ряда авторов, причиной нарушения развития речи является задержка процесса миелинизации двигательных и ассоциативных нервных волокон в центральной нервной системе. Этот процесс обычно начинается раньше у девочек, чем у мальчиков. Тот факт, что задержка в развитии речи является наследственной, подтверждается и наблюдениями за монозиготными близнецами. [2]

Ринолалия связана со звуковым произношением и голосообразованием. В большинстве случаев причиной является расщелина неба. Такая патология возникает с нарушением 50% хромосом (1,3,4,5,7,10,11,13,14,18,21 и X). Например, частота расщелины при синдроме Дауна составляет 8%. Возможно моногенное и мультифакторное наследование. Характерной чертой этого наследия является наличие различного «порога воздействия» для мужчин и женщин. Фактор, который может вызвать расщелину у мужчин, является

недостаточным, чтобы вызвать его у женщин. Так частота поражения детей различна, а степень риска зависит от пола пробанда.

При мультифакториальных расщелинах губ и нёба у здоровых родителей могут быть обнаружены микро-признаки, проявления действия нарушенных генов, концентрация которых не достигла порога. [1]

Все разнообразие этиологических факторов, к которым авторы приписывают появление заикания, можно разделить на два типа: предрасполагающие и вызывающие. К первым относятся: патологическая течения беременности и родов, наследование с точки зрения передачи слабого типа высшей нервной деятельности; соматическое ослабление ребенка, особенно в первые три года жизни; неблагоприятная и нервная ситуация в семье, а также недоразвитие речи, хотя они также являются результатом патогенных факторов. Все предрасполагающие факторы сводятся к одному: изменения в функционировании нервной системы, произошедшие на ранних этапах ее формирования.

Среди вызывающих факторов первое место занимает психическая травма, которая часто проявляется в виде страха. Другие причины включают неблагоприятные условия речи и травматическое повреждение головного мозга. Известно, что только определенная комбинация предрасполагающих и провоцирующих факторов играет роль в этиологии каждого заболевания. Можно предположить, что в некоторых формах заикания любой причинный фактор внешней среды может быть решающим, если он воздействует на организм с определенным генотипом.

Роль наследственной предрасположенности в возникновении заикания указывается многими авторами. М. Зееман отмечает, что определение заикания в родословной во время общения с родственниками затруднено, поскольку многие часто смущаются признавать, что они заикались или заикание наблюдалось в их семье.

Оказалось, что проявление наследования у монозиготных близнецов отличается от его проявления у дизиготных близнецов. Из 31-й пары идентичных близнецов М. Зееман отметил заикание только одного близнеца в одной паре; в других случаях оба ребенка в паре заикались. Другие пропорции были обнаружены у близнецов: из 8 изученных пар, только 1 близнец заикался, хотя в 4 парах один из родителей страдал заиканием. [2]

Предполагается полигенная модель передачи с различными пороговыми значениями для мужчин и женщин. Более высокий порог характерен для женщин. Эти расстройства не связаны с Х-хромосомой, поскольку наблюдается передача от отца к сыну. У больных и их родственников чаще, чем в популяции наблюдаются изменения в области полушарий, что свидетельствует о наличии системных церебральных дисфункций головного мозга. [1]

Мышечная система органов артикуляции участвует в акте взаимодействия с другими мышцами тела. Моторная глухота как предрасполагающий биологический фактор определяет точность и четкость

нервно-мышечной деятельности (артикуляции), которая развивается и улучшается в процессе индивидуального развития под воздействием внешней среды.

Нарушения артикуляции после 5 лет наблюдаются чаще у мальчиков, чем у девочек, а также чаще наследуются по мужской линии. Есть случаи, когда в трех поколениях одной семьи были люди с одинаковым произношением, характерным для звука [р]. Так же наследственный признак дислалии подтверждается случаями идентичных дефектов в произношении звука у двух монозиготных близнецов.

Л.Н. Ильина обследовала 123 семьи с нарушениями речи (заикание, дислалия, недостаточное развитие речи) и в клинико-генеалогическом исследовании установила, что в семьях, где есть дети с нарушениями речи, у их родителей наблюдаются идентичные нарушения. Автор говорит, что заикание со стороны матери чаще всего передавалось детям и отцу с одинаковой частотой. У детей такие же речевые дефекты наблюдались в виде нарушения темпа, ритма, фонетики, лексики, контекстуального представления. У 11 пар монозиготных близнецов были похожие проблемы с речью, а также изменения в психическом, неврологическом и соматическом состояниях. При анализе родословных было обнаружено, что нарушения речи начинаются в определенном возрасте и передаются по доминантному типу. [2]

Таким образом, различные нарушения речи такие как: ринолалия, заикание, тахилалия и многие другие недоразвития речи, не связанные с дефектами психики и органов чувств - в некоторых случаях имеют генетическое состояние. Хромосомные синдромы и генетические заболевания также могут представлять симптомы в клинической картине нарушений речи и голоса, связанных с нарушениями центральной и периферической частей голосовой системы. Кроме того, при наследственной патологии нервной системы и при нервно-мышечных заболеваниях (миотония, миопатия), когда в процесс вовлекаются мышцы суставных органов, часто наблюдается серьезное нарушение речевой активности, которое является частью комплексной симптоматики неврологического заболевания. Поскольку морфологические и функциональные характеристики организма формируются на основе определенного генотипа, то невозможно исключить роль генетического фактора в этиологии определенных нарушений речи.

Использованные источники:

1. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: Клинико -генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.И. Селиверстова, Б.П. Пузанова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.

2. Самсонов Ф. А., Крапухин А. В. Наследственный фактор в патологии речи// Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. -М.: МГПИ, 1978. - с. 16-23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.