Роль народных дружин в охране общественного порядка The role of people's squads in the protection of public order
Кудрявцева Ульяна Константиновна
Специалист
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Вятский государственный университет»
Россия, Киров e-mail: [email protected]
Kudryavtseva Uliana Konstantinovna
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education « Vyatka State University»
Russia, Kirov e-mail: [email protected]
Аннотация.
Рассматривается реализация Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», от 02.04.2014 года. Отмечаются исторические моменты развития добровольных народных дружин, территориальное положение первых добровольческих отрядов, сферы деятельности и область полномочий добровольцев в период Советского Союза, а также судьба профсоюзных организаций после распада СССР в 1991 году. Приведены статистические данные по Кировской Области и Московскому городскому округу, существующие поощрения и награды для народных дружинников. Рассматривается взаимодействие между полицией, органами государственной власти, органами местного самоуправления и народными дружинами как в прошлом, так и в настоящее время. Выделяется проблема привлечения новых добровольцев в народные дружины и положительные стороны и привилегии для вступивших в добровольные народные дружины.
Annotation.
The implementation of the Federal Law "On the participation of citizens in the protection of public order", dated 02.04.2014, is being considered. The historical moments of the development of voluntary people's squads, the territorial position of the first volunteer detachments, the spheres of activity and the field of authority of volunteers during the Soviet Union, as well as the fate of trade union organizations after the collapse of the USSR in 1991 are noted. Statistical data for the Kirov Region and the Moscow City District, existing incentives and awards for people's combatants are given. The interaction between the police, public authorities, local governments and people's squads, both in the past and at the present time, is considered. The problem of attracting new volunteers to the people's squads and the positive aspects and privileges for those who have joined voluntary people's squads are highlighted.
Ключевые слова: добровольные народные дружины, охрана общественного порядка, история добровольных народных дружин, органы местного самоуправления, органы государственной власти, разграничение полномочий.
Key words: voluntary people's squads, protection of public order, history of voluntary people's squads, local self-government bodies, state authorities, delimitation of powers.
Деятельность добровольных народных дружин играет значительную роль в осуществлении общественного порядка, способствует раскрытию преступлений, предотвращению правонарушений, а также помогает реализовать сотрудникам полиции обеспечение общественной безопасности.
Организация общественного порядка является одной из самых значимых функций власти. Дисциплина,
правила, система отношений, которая представляет собой стабильность и устойчивость требуется обществу для предотвращения правонарушений. Природа общественного порядка обусловлена необходимостью обеспечения надлежащего порядка жизнедеятельности населения.
Народная дружина - основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Народный дружинник - гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка.
Участие граждан в охране общественного порядка - оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах[6].
Добровольные народные дружины (далее - ДНД) в 1960-70 годах. Под руководством НКВД и органов госбезопасности они сумели обеспечить надлежащий порядок в населенных пунктах в самый ответственный и напряженный период - в страшные годы Великой Отечественной войны. Первыми в стране создали добровольные народные дружины по охране общественного порядка коллективы части передовых предприятий Ленинграда к концу 1958 года. Новое течение привлекло и другие крупные промышленные центры. На основе этого опыта 2 марта 1959 года Советом Министров СССР и ЦК КПСС было принято постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Это был важнейший политико-правовой документ, определявший полномочия, задачи и организационные формы народных дружинников до середины 1970-х годов. Оно явилось основным политическим и юридическим документом, определившим задачи, полномочия и формы организации ДНД вплоть до середины 70-х годов. В 1960-е годы движение народных дружинников приняло массовый характер. В 1971 году в стране насчитывалось около 173 тысяч групп, связывающих примерно 7 миллионов человек. За эти годы народные дружинники значительно дополнили работу полиции, повысили эффективность борьбы с правонарушениями и преступностью. При активном участии в охране правопорядка предполагалось поощрение дружинников - вручение почетной грамоты, объявление благодарности, награждение премиями и ценными подарками, занесение на Доску почета. Администрации учреждений и предприятий было позволено предоставлять участникам народной дружины дополнительные оплачиваемые отпуска до трех дней в году. В этот момент дружины начинают разделяться на два типа - специализированные и территориальные. Территориальные обычно обслуживали ту или иную территорию и набирались из представителей коллектива учреждения или предприятия. Охрана порядка в общественных местах являлась основным видом их деятельности. Специализированные - боролись в основном с отдельными видами правонарушений и специализировались на УИМ, ГАИ, УР, ОБХСС, ИДН. Также документально в 1974 году была расширена система мер поощрения особо отличившихся дружинников. Нагрудный знак «Отличник дружинника» был учреждён 06.06.1967 года постановлением СМ РСФСР №410, также были предоставлены льготные права на получение жилплощади, путевки в дома отдыха или санатории.
В настоящее время Федеральный закон от 02.04.2014 №44ФЗ « Об участии граждан в охране общественного порядка» обязывает народных дружинников соблюдать и знать требования законодательства в области охраны общественного порядка, в случае необходимости прибывать к месту сбора дружины, осуществлять действия по предупреждению и пресечению преступлений, соблюдать требования сотрудников полиции, оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, предъявлять правонарушителям удостоверение народного дружинника.
При охране общественного порядка дружинники имеют право принимать меры по охране места происшествия, требовать прекратить противоправные деяния от правонарушителей, оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на неё Федеральным законом «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка, обеспечивать сохранность вещественных доказательств совершенного правонарушения, применение физической силы допустимо для исключения опасности, непосредственно угрожающей как им, так и другим лицам, в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны. Дружинники могут привлекаться к оказанию помощи не во всех полицейских обязанностях, а только в тех, которые непосредственно связаны с охраной общественного порядка. Закон не предоставляет право задержания правонарушителя
народным дружинником самостоятельно.
Во многих субъектах Российской Федерации, где появляются народные дружины, представители территориальных органов МВД России занимают позицию о конкретном уровне опасности патрулирования населённых пунктов дружинниками, поэтому организовываются совместные патрули с сотрудниками патрульно-постовой службы полиции, где дружинник является, не более чем потенциальным понятым статистом.
Следует отметить, что в последнее время правовое положение народных дружинников регулируется на федеральном уровне, и деятельность дружинников в стране становится все более активной. Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» вполне справился со своей задачей, определив основные полномочия народных дружинников, которые могут быть уточнены и дополнены в иных нормативных актах федерального и регионального уровня.
Нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность ДНД в городе Кирове на данный момент, являются:
1) Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»;
2) Закон Кировской области от 11.11.2014 № 467-ЗО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Кировской области».
Численность народных дружин постоянно растёт, среди добровольцев сотрудники промышленных предприятий, студенты ВУЗов, различных организаций, пенсионеры.
За активное участие в выполнении задач по охране общественного порядка дружинники поощряются благодарственными письмами и премиями.
Ежегодно администрация города Кирова проводит конкурс на звание «Лучший дружинник».
В региональном реестре ДНД числятся отряды численностью 102 дружины. В добровольных народных дружинах города 3489 человека, в том числе 261 ветеран органов внутренних дел.
Членами народной дружины могут стать граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста и в силу своих деловых и моральных качеств способные поддерживать общественный порядок. Изъявившие желание вступить в народную дружину, проверяются на административные наказания и судимости. Принятым в дружины выдаются удостоверения народного дружинника [5].
Несмотря на введение ограничений, связанных с пандемией, дружинники города Кирова продолжали участвовать в мероприятиях по обеспечению общественного порядка вместе с полицией. Предотвращен рост уличных фактов умышленного причинения тяжких телесных повреждений, убийств, краж, мошенничества и других правонарушений. Чрезвычайных ситуаций во время массовых мероприятий не зарегистрировано, в целом ситуация находилась под контролем.
Правительство области подвело итоги работы народной дружины Кировской области по охране общественного порядка в 2021 году. В 2021 году при содействии участников добровольных дружин пресечено более 3000 административных правонарушений, во время проведения 300 массовых мероприятий, обеспечена общественная безопасность и порядок, систематически добровольцы участвовали в оперативно -профилактических мероприятиях. Кроме того, им была поставлена отдельная задача по участию в борьбе с нарушениями антиалкогольного законодательства, розыску отдельных категорий граждан (для этого было привлечено 139 дружинников). Всего пресечено примерно 1400 нарушений ПДД, задержано 122 человека за вождение в нетрезвом виде, проведено 134 внеплановых проверки. При этом было задействовано 1026 народных дружинников. По итогам 2021 года дружина Зуевского района признана одной из лучших добровольных народных дружин Кировской области. В 2021 году 4 народных дружинника также получили благодарственное письмо правительства Кировской области[4].
В Кирове активно взаимодействует с полицией Кировская городская местная организация общественной безопасности (народная дружина по охране общественного порядка), насчитывающая более 600 членов. Каждую ночь дружинники совместно с полицией патрулируют улицы и дворы города и участвуют в поддержании порядка во время городских спортивных и культурно-массовых мероприятий. Всего за 9 месяцев 2021 года сотрудники полиции с дружинниками предотвратили 684 преступления, из которых наиболее распространены хулиганство, появление в нетрезвом виде в общественных местах и употребление алкогольной продукции в запрещённых местах.
В мероприятиях по обеспечению безопасности дорожного движения совместно с инспекторами ГИБДД приняли участие 176 человек из общественной организации «Добровольная дружина содействия безопасности дорожного движения города Кирова». Всего с их участием за 9 месяцев 2021 года по городу выявлено 524 нарушителя ПДД.
Народная дружина Кировского казачьего объединения «СПАС» насчитывает 34 дружинника. Казачий патруль с полицией в Первомайском районе города Кирова. С их помощью за 9 месяцев 2021 года выявлено 18 преступников и обеспечен общественный порядок в ходе 10 культурно-религиозных мероприятий [5].
В работе Кировской городской народной дружины активно принимают участие и студенты юридического института ВЯТГУ, обеспечивают совместно с полицией охрану общественного порядка и и безопасности граждан на улицах города. Ежегодно проводится совместные мероприятия сотрудников полиции и студентов по вопросам участия студентов в городской ДНД, а на торжественном мероприятии, посвященном 60-летию со дня образования добровольных народных дружин России, начальник отдела исполнения административного законодательства УМВД России по городу Кирову, подполковник полиции Ульянов Илья Геннадьевич и руководитель добровольной народной дружины по охране общественного порядка города Кирова Ошуев Александр Леонидович вручили благодарственные письма наиболее активным членам ДНД - студентам юридического института ВятГУ Власовой А.О., Ванеевой Э.А., Жук Ю.А., Изместьевой Д.С., Кулигиной Н.Д., Пановой Ю.В.
Следует отметить, что при положительной статистике выявленных правонарушений в данный момент новое поколение россиян не особо стремится тратить своё свободное время на участие в обеспечении общественного порядка путём вступления в народные дружины. Ранее моральных и материальных стимулов в данной сфере было значительно больше и разнообразнее, которые и сейчас могли бы привлечь большее количество молодых активистов народной дружины для обеспечения общественной безопасности на территории родного города, защиты жизни и здоровья граждан, обеспечения безопасности на дорогах города. Следует особо отметить также значимость получения как теоретического, так и практического опыта для студентов-юристов в сфере юриспруденции. Часто народные дружинники поступают на службу в правоохранительные органы, где очень ценятся наличие опыта и стремление к получению профессии.
Список используемой литературы:
1. Адмиралова И.А. Общественный порядок и права граждан // Полицейская деятельность. Полиция и защита прав человека. - 2014. - №3. - С. 251-257.
2. Бурылова Л.А. Добровольная народная дружина: Перспективы охраны общественного порядка // Вестник ПНИПУ. Культура. История. Философия. Право. - 2015. - №1. - С. 59-64.
3. Голованова Т.В., Филиппов О.Ю. Правовой статус народного дружинника, участвующего в охране общественного порядка // Законодательство и практика - 2016. - №1(36). - С. 63-65.
4. Зуевская народная дружина признана лучшей по итогам работы в 2021 году [Электронный ресурс] // Пресс-центр правительства Кировской области. - URL: https://www.kirovreg.ru/news/detail.php?ID=108056 (дата обращения 22.03.2022).
5. Народные дружины [Электронный ресурс] // Администрация г. Киров. -
URL:https://www.admkirov.ru/narodnye-druzhiny/ (дата обращения 22.03.2022).
6. Об участии граждан в охране общественного порядка: федеральный закон от 02.04.2014 № 44ФЗ // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
7. О регулировании отдельных правоотношений, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Кировской области: закон Кировской области от 11.11.2014 № 467-ЗО // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».