Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ВОЛОНТЕРОВ И ЧЛЕНОВ ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИН'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ВОЛОНТЕРОВ И ЧЛЕНОВ ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОБРОВОЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ / ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ ДРУЖИННИКОВ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ МЕТОДЫ / КРАТКОСРОЧНАЯ ПОДГОТОВКА ДОБРОВОЛЬЦЕВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гейжан Наталия Федоровна, Гуз Ольга Михайловна, Талянина Ирина Алексеевна, Душкина Екатерина Владимировна, Старова Елена Александровна

Введение. Рост активности граждан в различных видах добровольческой деятельности актуализирует задачу разработки методологии и специализированных методик их подготовки. В настоящее время педагогические исследования в данном направлении носят единичный характер. Цель статьи заключается в раскрытии общих методологических основ, которые определяют отбор методов и содержание работы наставников с гражданами, желающими участвовать в волонтерской деятельности, а также в выявлении особенностей подготовки народных дружинников. Материалы и методы. На разных этапах исследования приняли участие 145 добровольцев народных дружин г. Санкт-Петербурга, а также 32 сотрудника УМВД России по Красносельскому району г. Санкт-Петербурга. Были использованы следующие методы исследования: анкетирование, беседа, включенное наблюдение за деятельностью народных дружинников при осуществлении ими охраны общественного порядка, экспертная оценка. Результаты исследования. Сравнительная характеристика экспериментальной группы (n=73) и контрольной группы (n=72) практически не отличались по средним показателям до формирующего эксперимента групп до и после формирующего эксперимента по U-критерию Манна-Уитни (р>0,05). результативности проведенной работы показала, что слушатели-дружинники, освоившие курс обучения по экспериментальной программе подготовки на базе территориальных органов МВД России имеют четкие преставления о деятельности народных дружин, обладают достаточным объемом полезной и важной информации. Заключение. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при организации подготовки волонтеров и членов добровольных народных дружин на основе модульной организации обучения, ориентированной на типовые ситуации, наиболее часто встречающиеся в их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FOUNDATIONS AND FEATURES OF THE TRAINING OF VOLUNTEERS AND MEMBERS OF VOLUNTARY NATIONAL SQUADS

Introduction. The growth of citizens' activity in various types of volunteer activities actualizes the task of developing a methodology and specialized methods of their training. Currently, pedagogical research in this direction is of a single nature. The purpose of the article is to reveal the general methodological foundations that determine the selection of methods and the content of mentors' work with citizens who want to participate in volunteer activities, as well as to identify the features of the training of people's vigilantes. Materials and methods.145 volunteers of the people's squads of St. Petersburg, as well as 32 employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Krasnoselsky district of St. Petersburg took part in different stages of the study. The following research methods were used: questionnaire, conversation, included monitoring of the activities of the people's vigilantes in their implementation of public order protection, expert assessment. The results of the study. The comparative characteristics of the experimental group (n=73) and the control group (n=72) practically did not differ in the average indicators before the forming experiment of the groups before and after the forming experiment according to the Mann-Whitney U-criterion (the indicators are insignificant (p>0.05)). The evaluation of the effectiveness of the work carried out showed that the students-vigilantes who have mastered the course of study under the experimental training program on the basis of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia have clear ideas about the activities of the people's squads, have a sufficient amount of useful and important information. Conclusion. The data obtained in the course of the study can be used in organizing the training of volunteers and members of voluntary national squads on the basis of a modular training organization focused on typical situations most often encountered in their activities.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ВОЛОНТЕРОВ И ЧЛЕНОВ ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИН»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Дата публикации: 30.06.2022 УДК 374.73

Н. Ф. Гейжан, О. М. Гуз, И. А. Талянина, Е. В. Душкина, Е. А. Старова

Методологические основы и особенности подготовки волонтеров и членов добровольных народных дружин

Введение. Рост активности граждан в различных видах добровольческой деятельности актуализирует задачу разработки методологии и специализированных методик их подготовки. В настоящее время педагогические исследования в данном направлении носят единичный характер.

Цель статьи заключается в раскрытии общих методологических основ, которые определяют отбор методов и содержание работы наставников с гражданами, желающими участвовать в волонтерской деятельности, а также в выявлении особенностей подготовки народных дружинников.

Материалы и методы. На разных этапах исследования приняли участие 145 добровольцев народных дружин г. Санкт-Петербурга, а также 32 сотрудника УМВД России по Красносельскому району г. Санкт-Петербурга. Были использованы следующие методы исследования: анкетирование, беседа, включенное наблюдение за деятельностью народных дружинников при осуществлении ими охраны общественного порядка, экспертная оценка.

Результаты исследования. Сравнительная характеристика экспериментальной группы (п = 73) и контрольной группы (п=72) практически не отличались по средним показателям до формирующего эксперимента групп до и после формирующего эксперимента по и-критерию Манна-Уитни (р>0,05). результативности проведенной работы показала, что слушатели-дружинники, освоившие курс обучения по экспериментальной программе подготовки на базе территориальных органов МВД России имеют четкие преставления о деятельности народных дружин, обладают достаточным объемом полезной и важной информации.

Заключение. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при организации подготовки волонтеров и членов добровольных народных дружин на основе модульной организации обучения, ориентированной на типовые ситуации, наиболее часто встречающиеся в их деятельности.

Ключевые слова: методологические основы, волонтерская деятельность, добровольные народные дружины, принципы подготовки дружинников, практико-ориентированные методы, краткосрочная подготовка добровольцев

Ссылка для цитирования:

Гейжан Н. Ф., Гуз О. М., Талянина И. А., Душкина Е. В., Старова Е. А. Методологические основы и особенности подготовки волонтеров и членов добровольных народных дружин // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 38-54. сЫ: 10.32744/pse.2022.3.3

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Accepted: 24 January 2022 Published: 30 June 2022

N. F. Geizhan, O. M. Guz, I. A. Talyanina, E. V., Dushkina, E. A. Starova

Methodological foundations and features of the training of volunteers and members of voluntary national squads

Introduction. The growth of citizens' activity in various types of volunteer activities actualizes the task of developing a methodology and specialized methods of their training. Currently, pedagogical research in this direction is of a single nature.

The purpose of the article is to reveal the general methodological foundations that determine the selection of methods and the content of mentors' work with citizens who want to participate in volunteer activities, as well as to identify the features of the training of people's vigilantes.

Materials andmethods.145 volunteers of the people's squads of St. Petersburg, as well as 32 employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the Krasnoselsky district of St. Petersburg took part in different stages of the study. The following research methods were used: questionnaire, conversation, included monitoring of the activities of the people's vigilantes in their implementation of public order protection, expert assessment.

The results of the study. The comparative characteristics of the experimental group (n=73) and the control group (n=72) practically did not differ in the average indicators before the forming experiment of the groups before and after the forming experiment according to the Mann-Whitney U-criterion (the indicators are insignificant (p>0.05)).

The evaluation of the effectiveness of the work carried out showed that the students-vigilantes who have mastered the course of study under the experimental training program on the basis of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia have clear ideas about the activities of the people's squads, have a sufficient amount of useful and important information.

Conclusion. The data obtained in the course of the study can be used in organizing the training of volunteers and members of voluntary national squads on the basis of a modular training organization focused on typical situations most often encountered in their activities.

Keywords: methodological foundations, volunteer activity, voluntary national squads, principles of training of vigilantes, practice-oriented methods, short-term training of volunteers

For Reference:

Geizhan, N. F., Guz, O. M., Talyanina, I. A., Dushkina, E. V., & Starova, E. A. (2022). Methodological foundations and features of the training of volunteers and members of voluntary national squads. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 57 (3), 38-54. doi: 10.32744/ pse.2022.3.3

_Введение

е2017 году в Париже Программа добровольцев Организации Объединенных Наций (ДООН) и Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) подписали соглашение о стратегическом партнёрстве по продвижению волонтерской деятельности [31]. В данной программе отражена стратегия приверженности давнему партнерству, взаимопониманию, а также стремление данных организаций укрепить существующее сотрудничество и расширить развертывание добровольцев ООН. Генеральный директор ЮНЕСКО И. Бокова признала важность этого нового официального соглашения о сотрудничестве с ДООН, а также взаимную выгоду, которую извлекут обе Программы в результате подписания соглашения. Также она отметила, что «волонтёрство - это нечто большее, чем работа ради благого дела. Это укрепление доверительных связей с целью усиления чувства общности нашей судьбы» [31].

Развитие партнерской модели отношений общества с властью и формирование институтов гражданской активности в современной России вызвало быстрый рост волонтерских движений. За последние семь лет, с 2013 по 2020 год, добровольцев в России стало на 13 процентов больше. Пандемия вывела волонтерское движение на новый уровень. Только в рамках акции «МыВместе» волонтами стали около 119 тысяч человек, а помощь получили более 3,2 миллиона. По данным Федеральной службы государственной статистики в России на 01.01.2022 г. насчитывалось около 2,7 миллиона зарегистрированных волонтеров старше 15 лет. Около миллиона из них задействовано в социальной сфере, в основном в рамках помощи пожилым людям, детям и инвалидам. Свыше 6000 тысяч добровольцев занимались обустройством территорий, в том числе сбором мусора. Еще 200 тысяч помогали животным. Остальные волонтеры были заняты в таких отраслях как строительство, сельскохозяйственные работы, медицина, юриспруденция и ряде других [22]. Существует информационная платформа «Добровольцы России», объединяющая более полутора тысяч организаций и более тридцати тысяч волонтеров. «Добрая воля» заключается в оказании бескорыстной помощи всем в ней нуждающимся. Участие граждан и общественных организаций в деятельности полиции занимает центральное место в концепции социального партнерства между полицией и обществом и доказало свою эффективность во многих странах мира [33]. Например, добровольческая полицейская деятельность на всей территории США, характеризующаяся значительными различиями в их полномочиях, ответственности и деятельности в различных штатах [35]. Волонтерство в полицейской работе может создать позитивное партнерство между членами сообщества и их местными органами власти [39]. Недавние исследования показали, что подготовка «volunteer police» предусматривает довольно много часов обучения и волонтерской работы, которые требуются для получения опыта, необходимого для работы на должностях штатных сотрудников полиции [40]. Различия в использовании «volunteer police» также могут быть найдены в их функциях. Многие учреждения пытаются использовать опыт своих добровольцев в выполнении конкретных функций полиции [41]. В.И. Майоров, Р. Вольф отмечают, что «различные общественные структуры, которые помогают полиции поддерживать порядок и безопасность, имеются во многих демократических государствах» [15]. Общим всех волонтерских организаций является их гуманистическая

природа, что с методологической точки зрения несет важный воспитательный посыл в подготовке добровольцев. Подготовка - это не только знания и умения. Это прежде всего, мотивация - ценностная, смысловая основа любого добровольческого труда. В Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» было юридически определено понятие: «Добровольцы (волонтеры) - физические лица, осуществляющие добровольческую (волонтерскую) деятельность в целях, указанных в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, или в иных общественно полезных целях» [2]. Благотворительность (творение блага) - явление социальное, связанное с помощью другим людям. Любое из добровольческих движений направлено на помощь нуждающимся, связано с отношением к другому: социальное, событийное, культурное, военно-патриотическое, экологическое. Но что не менее важно - участие в такого рода деятельности формирует личность самого добровольца. Девизом, принятым во многих движениях, является принцип: «хочешь почувствовать себя человеком - помоги другому» [12]. Д.В. Титова на основе анализа определений волонтерской деятельности выявила 6 критериев, различная комбинация которых дает специфику конкретной ситуации волонтерства (добровольность, направленность на незнакомых людей, отсутствие вознаграждения, запланированность, продолжительность, контекст организации) [24].

Как видно из приведенных данных, в добровольческие (волонтерские) организации не включается деятельность участников добровольных народных дружин (ДНД). Это связано, как можно предположить, с большей требовательностью к отбору участников ДНД, включение которых в охрану общественного порядка нередко связано с опасными для здоровья и жизни ситуациями, с более высокими требованиями к отбору добровольцев для этой деятельности. Тем не менее, добровольное участие граждан в охране общественного порядка и обеспечение безопасности является разновидностью волонтерского движения, весьма востребованной и быстро развивающейся.

Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», определивший, что народная дружина - это «основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления» [28]. По заявлению Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева в 2020 году к правоохранительной деятельности было привлечено почти два миллиона человек [3]. То есть участников ДНД незначительно меньше, чем всех волонтеров вместе взятых. Подобная массовость участия граждан в охране общественного порядка делает актуальным вопрос об организации и содержании подготовки добровольцев к требованиям социально-значимой работы [26; 29]. И чем специфичнее волонтерская деятельность, тем важнее вопрос об уровне подготовленности желающих в ней участвовать. Понятно, что каждый вид добровольчества имеет собственное содержание. Однако соответствующая подготовка включает как частные, так и общие задачи. Кроме того, проведенный анализ позволяет говорить о сходных принципах и алгоритмах подготовительной работы [17]. Задача данной статьи заключается в раскрытии общих методологических основ, которые определяют затем отбор методов и содержания работы наставников с теми, кто желает участвовать в добровольческой деятельности. Методология в педагогике может быть рассмотрена на четырех уровнях: общенаучном, мировоззренческом, теоретико-содержательном и научно-методическом. Последний определяет поиск

(выбор) методов изучения и построения практики педагогической деятельности в правоохранительных органах [10]. На первый взгляд, все эти утверждения абсолютно понятны и тривиальны. Однако опыт подготовки народных дружинников, например, показывает, что воспитывающий потенциал волонтерства как исторически мощного движения практически не используется.

Вторым методологическим основанием, определяющим отбор содержания и методов подготовки волонтеров, является их быстрое включение в практическую деятельность. Отсюда вытекают несколько методических требований: подготовка должна быть краткосрочной, практико-ориентированной и дифференцированной. Последнее требование связано с тем, что в добровольчество включаются граждане разного возраста, разного уровня и формы базового образования. Они приходят в добровольчество из разных видов основной профессиональной деятельности, отличаются разнообразными мотивами и разным уровнем мотивационной готовности. При этом все виды добровольчества, как уже говорилось, связаны с помощью людям, поэтому во многих случаях нужны специальные знания и умения в сфере коммуникации, а также умения психологической защиты и невиктимного поведения [21; 35].

Третье методологическое основание при разработке программ подготовки волонтеров всех видов деятельности является компетентностный подход, который предполагает ориентацию на целостность, комплексность подготовки. Компетентностный подход признается в качестве эффективного варианта подготовки волонтеров [18; 20]. Прежде всего в связи с тем, что компетентностный подход «не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, что требует соответствующих компетенций» [5]. При этом он предполагает включение практико-ориентированных методов обучения. Опыт показывает, что большинство видов краткосрочной и практико-ориентированной подготовки волонтеров направлено на получение специальных знаний и развитие умений, необходимых для решения конкретных задач. Однако, чем сложнее и неопределеннее ситуации, с которыми может столкнуться волонтер, тем более комплексные знания ему нужны. Например, участники добровольных народных дружин должны быть знакомы с правовыми основами своей деятельности, быть этически развитыми, уметь действовать в команде, подчиняться решениям сотрудников правоохранительных органов и быть готовым самостоятельно принимать решения в критических ситуациях. В целом все волонтеры должны быть знакомы с типовыми ситуациями, которые могут встретиться им в деятельности, тем более в процессе охраны общественного порядка и защиты безопасности граждан.

В общем виде эти положения вполне осознанны. Например, В.И. Овчинников утверждает: «участие в добровольческом движении позволяет сформировать новые компетенции, а образовательный блок является неотъемлемой и важной частью деятельности любой добровольческой организации и волонтеров» [18, с. 267].

Рассмотрим, как строится подготовка волонтеров в организациях и движениях разного типа.

Во многих случаях подготовка волонтеров в настоящее время реализуется в очно-дистанционном режиме. Дистанционный компонент образуют платформы онлайн обучения: Университет Добро; Онлайн курсы Школы социального волонтерства; Школа (Ты решаешь); Узнай^О.

На этих платформах представлены как базовые, так и продвинутые курсы, позволяющие сформировать как первичный необходимый набор знаний и умений

волонтера вообще, так и компетенции, необходимые для узкопрофильной волонтерской деятельности. Так, например, на базе онлайн платформы «Университет Добро» доступны курсы: Основы волонтерства для начинающих; Событийное во-лонтерство: базовый курс; Обучающий курс для волонтеров по оказанию помощи пожилым людям в экстренной ситуации (коронавирус); Волонтерство в сфере культуры: базовый курс; Комьюнити менеджмент; Продвижение социальных инициатив; Начальный курс подготовки волонтеров в социальной сфере; Школа ответственных доноров 2.0. и многие другие.

Очное обучение осуществляется на базе региональных площадок. Их создание и деятельность может носить событийный характер, иметь поливекторную направленность курсов подготовки с учетом меняющейся ситуации и трансформирующихся запросов на волонтерскую деятельность конкретного региона.

Например, К.Г. Томилин описывает опыт и особенности подготовки волонтеров, которые необходимо учитывать при проведении крупных спортивных мероприятий [25]. Л.П. Питкевич проанализировал отечественный и зарубежный опыт участия добровольческих организаций в процессе исправительного воздействия на осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера, не связанным с изоляцией от общества [19].

Исследователи уже более десятилетия отмечают значимость и пользу цифровиза-ции добровольческой деятельности во время чрезвычайных ситуаций [36] и анализируют возможности включения ее в официальный ответ на чрезвычайные ситуации [31; 32]. О.А. Башева, П.О. Ермолаева отмечают, «что в настоящее время субъектами цифрового волонтерства становятся профессионалы в области программирования, картографирования» [19]. По мнению Н. Рябченко и А. Гнедаш, наличие данных добровольных сетевых объединений профессионалов стимулирует цифровой активизм [33].

Принципиальной особенностью как очной, так и дистанционной подготовки волонтеров является ее практико-ориентированный характер. В основе программ подготовки волонтеров лежит принцип «обучения служением», который представляет собой воплощение практико-ориентированного обучения в подготовку добровольцев [16, с. 58]. Подобный подход позволяет обучающимся «самореализоваться, чувствовать себя востребованным в обществе, устанавливать новые знакомства, расширять связи, получать лидерские навыки, преодолевать психологические барьеры, повышать свой социальный имидж» [16, с. 57]. При этом важно, что процесс применения получаемых знаний и умений не разнесен во времени и пространстве с непосредственной добровольческой деятельностью. Но представляет возможность здесь и сейчас оказывать квалифицированную поддержку обществу на определенном уровне подготовленности и готовности.

Педагогическая методика обучения служением не просто опирается на практико-ориентированное обучение, но и дополняет его принципиально новыми уникальными задачами [16, с. 58]. Таким образом, формируется востребованная модель конкурентоспособной личности не только будущего специалиста, но и сегодняшнего ответственного гражданина.

В региональных центрах подготовки волонтеров, действующих, как правило, в очном формате, в качестве ведущей педагогической технологии сохраняется практико-ориентированное обучение. Конкретными формами его реализации выступают:

1. Обучающие тренинги, которые «дают волонтерам не только теоретические знания, но и позволяют получить практические знания в сфере планирования, организации

и проведения профилактических мероприятий, а также сформировать «сумку тренера» - методики, которые помогут добровольцам в их дальнейшей деятельности» [4].

2. Симуляционное обучение, предполагающее отработку практических навыков на различного рода «муляжах, фантомах, оборудовании для оказания первой помощи, набора учебных видеофильмов, тематических слайдов, а также компьютерно-мультимедийных средств демонстрации последних» [14].

3. Тренинги, семинары, мастер-классы, деловые игры, командная работа, которые «развивают способность к восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно формулировать устную речь» [18, с. 262].

Отдельно стоит отметить богатый опыт реализации педагогических технологий практико-ориентированного обучения волонтеров, накопленный в процессе подготовки добровольцев к Зимним олимпийским играм 2014 года в Сочи, а также сети региональных центров подготовки волонтеров «Волонтеры -Сочи 2014».

И.И. Диамант, Д.С. Романов, Л.Г. Смышляева описывают педагогические». Третий этап - репетиционные практические занятия [9, с. 132].

Следует отметить, что подготовка к работе на международных форумах не является краткосрочной. Она технологии подготовки волонтеров к участию в проведении Зимних олимпийских игр, которые предполагали трехэтапное осуществление, на каждом из этапов которого упор делался на тот или иной компонент практико-ориентиро-ванного краткосрочного обучения. В рамках первого этапа была реализована модульная технология. Каждый модуль разбивался на совокупность тренингов, позволявших усваивать необходимые знания, формировать требуемые умения и навыки. Второй этап предполагал непосредственное участие в тестовых соревнованиях. Реализацию системы «обучения служением» включает в себя большой спектр специализированных вопросов, включая иностранный язык, психологию общения, тренинги командоо-бразования и коммуникации. Кроме того, происходит тщательный отбор кандидатов для этой работы, тем не менее, разработанные формы и методы подготовки волонтеров могут частично внедряться в обучение волонтеров всех видов деятельности.

Важно обратить внимание на то, что практико-ориентированное обучение часто использует модульный подход. Анализ подготовки волонтеров позволил установить его высокую эффективность. А.С. Медведева, Д.А. Кружков отмечают, что благодаря модульному подходу открываются широкие возможности, например, «для событийного обучения волонтеров, «предполагающее направленную подготовку к участию в организации и проведении отдельных мероприятий, через участие в специализированных тренингах, программах наставничества, передачи опыта, обучении на объектах» [15, с. 32].

Деятельность волонтеров в большинстве случаев получает высокую оценку. Важный вклад волонтеров в успех проведения Олимпийских игр 2014 г., Чемпионата мира по футболу 2018 г., поддержку населения в период самоизоляции и санитарно-эпидемиологических ограничений, связанных с пандемией COVID-19, и ряд других проектов отмечалась многими политическими и общественными деятелями. Как подчеркнул В.В. Путин: «Именно волонтеры и добровольцы стали одной из главных сил в борьбе с пандемией коронавируса и, несмотря на такой непростой год, продолжали работу и по другим значимым социальным направлениям. Именно благодаря их усилиям празднованию 75-летия Победы удалось придать атмосферу душевной теплоты и сердечности» [11]. Нет сомнений в том, что высокая эффективность определяется в том числе, и адекватностью методики обучения.

Обращаясь к подготовке членов ДНД, необходимо отметить факт отсутствия многообразия конкретных разработанных педагогических методик, которое наблюдается применительно к обучению волонтеров в иных областях. Нормативные правовые акты, возлагающие решение задач по подготовке добровольных дружинников на органы внутренних дел, в общих чертах определяют необходимость формирования у дружинников основ правовых знаний, навыков применения физической силы и оказания первой помощи, ограничиваются рекомендацией осуществлять подготовку в форме инструктажей, без раскрытия конкретных методик данного обучения.

Педагогические основы подготовки дружинников содержатся в Примерной (типовой) программе по основным направлениям деятельности народных дружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы и по оказанию первой помощи, подготовлена авторским коллективом Федерального государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Программа предполагает подготовку дружинников в рамках реализации компе-тентностного подхода, подразумевающего формирование и актуализацию компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации народных дружинников, а также формирование системы знаний о формах и методах участия в охране общественного порядка на улицах и в иных общественных местах. Институциональной формой реализации программы подготовки остаются инструктажи, при этом программа не определяет конкретную педагогическую технологию, рекомендуемую при проведении инструктажей.

Опыт классификации волонтеров и их подготовки обсуждается также в работах зарубежных исследователей. Так, R. Andronic описал теоретические подходы к исследованию волонтерства и личностные характеристики волонтеров [30].

О.В. Круцюк установила, что выбор стать волонтером определяется мотивацион-ными ориентациями на альтруизм, процесс, эгоизм и свободу, пассивным эмоциональным реагированием, экстраверсией, низким уровнем дохода. Результативность волонтерской деятельности зависит от личностных факторов и не зависит от объективных факторов [37].

P.A. Thoits, L.N. Hewitt описывают четыре модели добровольцев [34]:

1) «Модель мотивации добровольцев» подчеркивает роль индивидуальных мотиваций в волонтерстве, диапазон которых чрезвычайно широк. Например, для овладения новыми навыками, развития личности, повышения самооценки, подготовки к карьере, выражения личных ценностей и приверженности обществу или уменьшения внутриличностных конфликтов или угроз для их идентичности.

2) «Модель ценностей и отношений» подчеркивает связь между волонтерством и индивидуальной верой в важность гражданского участия и ответственности, которую ощущают за благотворительное поведение.

3) «Модель личности волонтера» предполагает, что существуют склонности личности, которые способствуют волонтерской деятельности.

4) «Модель личного благополучия» сочетает в себе личностные характеристики (уверенность в себе, чувство собственного достоинства и самооценка высокого уровня) их хорошее (физическое и психическое) здоровье.

Таким образом, в отличие от рассмотренных зарубежных исследований в Российской Федерации к волонтерской деятельности не относят деятельность в рамках поли-

тических партий, движений, групп и кампаний, что нашло отражение в нормативных правовых актах.

_Материалы и методы

Исследование проведено в 2017-2021 гг. на базе УМВД России по Красносельскому району г. Санкт-Петербурга и народных дружин, действующих в г. Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургская общественная организация «Красносельская народная дружина», Региональная общественная организация «Народная дружина»). На разных этапах исследования принимали участие 145 добровольцев народных дружин, а также 32 сотрудника82 отдела полиции УМВД России по Красносельскому району г. Санкт-Петербурга.

Экспериментальная группа включала 73 человека, контрольная - 72. Всего в работе участвовало 94 мужчины (75%) и 51 женщина (25%). Стаж основной работы у большинства испытуемых был: до года - 54 человека (52%); 1-3 года - 41 человек (22%); до 10 лет - 34 человека (18%), свыше 10 лет - 16 человек (8%). Большинство обследованных имели среднее образование.

В исследовании применялись следующие методы:

• теоретические: анализ правовой и психолого-педагогической литературы по вопросам подготовки волонтеров и участников добровольных народных дружин;

• диагностические: анкетирование, беседа, включенное наблюдение за деятельностью народных дружинников при осуществлении ими охраны общественного порядка, экспертная оценка, интерпретация полученных результатов;

• формирующие: формирующий эксперимент;

• математической статистики: использовались специализированные пакеты прикладных программ «Excel 2013» и «IBM SPSS Statistics 22.0», обеспечивающие вычисление одномерных статистик и сравнительный анализ с помощью непараметрических критериев, U-критерия Манна-Уитни для двух независимых выборок.

_Результаты исследования

С целью изучения эффективности подготовки народных дружинников нами было проведено изучение самооценки уровня подготовленности участников ДНД путем анкетирования 72 народных дружинников, прошедших подготовку методом инструктирования без специальных методик практико-ориентированного обучения.

Результаты исследования показали, что лишь третья часть слушателей считает себя подготовленными физически и способными к самообороне. Две трети - считают свою

I V» W л W

физическую подготовку низкой или не уверены в ней. Это очень важный показатель, который определяет позицию человека при столкновении с агрессивными или протестующими гражданами. Так, основы различных приемов самообороны и самозащиты освоили и уверенно отвечают на данный вопрос 39% (28 человек), при этом не были освоены данные приемы более 30% народных дружинников (24 человека), а не уверены более 27% опрошенных (20 человек). С точки зрения физической подготовки полностью освоившими данный раздел считают себя 32 выпускника. Не уверенными в своих силах оказались 20 дружинников, а также 20 человек не считают себя физически подготовленными, то есть более половины. Конечно, за краткий курс подготов-

ки сложно в полной мере освоить курс самообороны или улучшить свою физическую форму. Но это означает, что при разработке эффективных методик следует уделять долговременное внимание физическим тренировкам.

Полученные в ходе курса знания, умения и знания оценивают, как недостаточные 64% опрошенных, 24% считают, что пройденный курс достаточен для вступления в народную дружину и патрулирования улиц. 12% респондентов считают, что пройденный ими курс не содержит ровным счетом никаких знаний, не прививает ни навыков, ни умений.

Комплекс законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность народных дружинников освоили 35% опрошенных выпускников (25 человек), при этом не уверены в своей подготовке по данному вопросу оказались 27 человек (38%), а неподготовленными - 20 народных дружинников.

Морально-психологическая готовность к работе с населением и правонарушителями играет важную роль в ходе подготовки народных дружинников. Однако лишь 32% опрошенных считают, что их моральные и психологические качества соответствуют требованиям, которые предъявляют к работникам народной дружины. Более 17% не готовы с точки зрения психологических качеств, а 51% (37 человек) не уверены, что их психологические и моральные качества позволят им осуществлять деятельность народного дружинника.

Опыт охраны общественного порядка имеет только 29% опрошенных, соответственно, большей части народных дружинников больше времени для освоения данного раздела программы.

Таблица 1

Сравнительная характеристика групп до и после формирующего эксперимента

по и-критерию Манна-Уитни

Критерии оценки обучающихся Группы до обучения, средний ранг Группы после обучения, средний ранг

КГ (n = 72) ЭГ (n = 73) Р КГ (n = 72) ЭГ (n = 73) Р

1. Знание правовой основы действий дружинника 73,5 72,5 0,88 42,63 102,95 0,0001

2. Знание алгоритма действий при взаимодействии с сотрудником в предложенных типовых ситуациях 76,4 69,64 0,28 44,72 100,90 0,0001

3. Умение выстраивать взаимоотношения с гражданами, и принимать обоснованные решения в нестандартных ситуациях, согласно действующему законодательству 78,97 67,11 0,06 45,79 99,84 0,0001

4. Владение приемами физической самообороны, навыками оказания первой помощи и защиты населения 80,83 65,27 0,013 41,58 103,99 0,0001

Из данных Таблицы 1 следует, что экспериментальная и контрольная группа практически не отличались по средним показателям до формирующего эксперимента. Различия между КГ и ЭГ по критерию Манна-Уитни незначимы (р>0,05), кроме показателя «Владение приемами физической обороны, навыками оказания первой помощи и защиты населения» (р=0,013), что может быть объяснено присутствием в контрольной группе нескольких человек с большим жизненным опытом. Снижение оценок в КГ по

сравнению с ЭГ после обучения объясняется тем, что все ситуации теста были проработаны на занятиях в процессе практико-ориентированной подготовки, включая вопросы оказания первой помощи и самообороны с точки зрения их конкретизации в типовых ситуациях. Результаты сравнительного анализа до и после проведения эксперимента в ЭГ и КГ свидетельствуют о достоверности произошедших в формирующем эксперименте изменений, в том числе и по четвертому показателю.

Дополнительно в процессе экспериментальной работы знания и умения кандидатов в ДНД оценивались методом включенного наблюдения и бесед по пониманию социальной значимости деятельности дружинников, мотивации профилактики правонарушений, защиты граждан и правопорядка. Уровень ответов был значительно увеличен по сравнению с первоначальным представлением будущих дружинников.

Самооценка уровня подготовленности дружинников к дальнейшей совместной с сотрудниками ОВД деятельности показала, что выпускники экспериментальной группы намного увереннее оценивают уровень своей подготовки, считая его «более чем достаточным» (85% опрошенных) для осуществления в полном объеме деятельности

II V» V»

народного дружинника. В контрольной группе данный показатель значимо ниже.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Помимо выяснения мнения слушателей курсов подготовки народных дружинников, нами был проведен опрос 32 экспертов - сотрудников подразделения ОВД, на базе которого выпускники курсов подготовки ДНД осуществляли совместную деятельность по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Опрос проводился в анонимной форме дважды: до выпуска слушателей курсов подготовки ДНД, проходящих обучение на основе практико-ориентированного обучения, и через два месяца после выпуска слушателей, которые принимали участие в совместной работе с сотрудниками ОВД по охране общественного порядка.

По итогам экспертных оценок сотрудников ОВД, работавших совместно с выпускниками курсов подготовки народных дружинников, результаты удовлетворенности совместной работой с добровольной дружиной показали различия в процентном соотношении: до экспериментальной работы 20% сотрудников дали положительный ответ, 20% - отрицательный ответ, 60% -затруднились с ответом. После экспериментальной работы 60% сотрудников ответили утвердительно, 10% - отрицательно и 30% - затруднились дать ответ.

Результаты экспертных оценок показывают, что ответы, касающиеся правовой и

V» —.V»

практико-ориентированной подготовки, имеют положительную динамику. В меньшей мере отмечается умение профессионального и грамотного общения с населением, но это вопрос самой практики совместной деятельности. Ответы позволяют сделать вывод о том, что взаимодействие и реальность помощи сотрудника со стороны народных дружинников стала более значимой. Таким образом, можно отметить достоверное улучшение всех исследуемых показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности разработанной практико-ориентированной методики подготовки будущих дружинников к взаимодействию с сотрудниками ОВД.

_Обсуждение результатов

В рамках исследования и экспериментальной работы была реализована программа практико-ориентированной подготовки добровольцев, желающих участвовать в охра-

не общественного порядка и обеспечения безопасности граждан. Её методологической основой явился практико-ориентированный, компетентностью и модульный подход.

Именно эти положения легли в основу формирующей опытно-экспериментальной работы. Логика методов практико-ориентированного обучения была построена на основе реальных или типичных ситуаций, анализ и проигрывание которых в процессе занятий позволял идти от практики к теории и позволял вырабатывать алгоритмы взаимодействия с сотрудниками ОВД в каждом случае.

В соответствии с наиболее частыми направлениями деятельности народных дружинников модули обучения были спроектированы по трем направлениям [8]. «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних» (это направление работы народных дружинников предполагает проведение рейдов по местам концентрации несовершеннолетних подростков, проверку и обследование чердаков, подвалов, подъездов домов, дворовых территорий и территорий, прилегающих к дошкольным образовательным учреждениям, рынков, торговых зон); модуль «Профилактика правонарушений и преступлений иностранными гражданами» (здесь проводятся мероприятия по проверке адресов возможного незаконного проживании иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся без регистрации и осуществляющих трудовую деятельность без разрешения); модуль «Охрана общественного порядка» (предполагает обеспечение общественной безопасности при проведении культурно-массовых мероприятий и при осуществлении постоянного патрулирования обслуживаемой территории совместно с сотрудниками патрульно-постовой службы полиции и участковыми инспекторами полиции) [8].

Построение занятий по каждому модулю включало в себя и правовую, и морально-психологическую подготовку. Дополнительно занятия по физической и медицинской практике сопровождалась отсылкой к возможным неординарным ситуациям из каждого модуля [7]. Важнейшей задачей подготовки будущих участников ДНД, как и всех других волонтеров, является повышение мотивации. Люди могут включаться в добровольную деятельность по разным мотивам, рассмотрение конкретного вида во-лонтерства в свете исторической перспективы позволит развивать гражданское самосознание и чувство собственного достоинства её участников на более высоком уровне.

Такая организация подготовки дружинников является новой и значительно повышает практическую направленность и эффективность занятий при коротком сроке подготовки дружинников, что показали соответствующие опросы и экспертные оценки [6].

Мы согласны с авторами Л.В. Вандышевой, М.А. Лежневой [2; 13], что подготовка волонтеров способствует развитию разносторонне и гармонически развитой личности, готовой к активной творческой самореализации на основе гуманистического мировоззрения. Это подтвердили данные эксперимента.

Полученные нами данные также согласуются с мнением Н.Г. Супрун, И.В. Гурьяновой, Н.В. Мартыновой о том, что специальная подготовка волонтеров, позволяет повысить эффективность их деятельности, является на сегодняшний день одной из актуальных задач, в том числе для эффективного интегрирования волонтерства в систему профилактики асоциального поведения несовершеннолетних [23].

Важно отметить, что, в отличие от других исследователей, нами впервые представлены показатели, по которым методы подготовки народных дружинников требуют анализа практических ситуаций правоохранительной направленности, представленных в разнообразных формах, включая моделирование, инсценировки, обсуждение конфликтов, а также путей их анализа на занятиях.

_Заключение

Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что подготовка дружинников и волонтеров по другим видам деятельности имеет сходство как в методологии, так и в методах подготовки к добровольческой деятельности.

Особенностью подготовки народных дружинников являются: обоюдный характер взаимодействия и необходимость подготовки к нему как сотрудников ОВД, так и дружинников; краткий период времени обучения (до 19 часов); разновозрастной состав слушателей с разным уровнем и профилем базового образования; необходимость привлечения к подготовке сотрудников ОВД к взаимодействию с дружинниками специалистов юридического, психолого-педагогического, медицинского профилей и физической подготовки.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что с точки зрения внимания в средствах массовой информации, финансового и методического обеспечения подготовка народных дружинников отстает от других видов добровольчества. В открытом доступе отсутствуют официальные оценки уровня деятельности ДНД, идентичные высокой оценке действий волонтеров. Однако ее перспективность и социальная значимость позволяет надеяться на дальнейшие исследования в этой сфере с учетом особенностей противоправной обстановки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Башева О.А., Ермолаева П.О. Цифровизация деятельности российских волонтеров в чрезвычайных ситуациях: влияние пандемии или самостоятельный тренд развития? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6. С. 376—402. DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1746.

2. Вандышева Л.В. Эмоциональный труд волонтеров: анализ опыта реализации // Фундаментальные исследования. 2014. № 9 (Ч. 4) С. 838—842.

3. Выступление Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации Владимира Колокольцева, 03.03.2021: Стенографический отчет. URL: http://mvdmedia.ru. /news/official/ vystuplenie-ministra-vnutrennikh-del-rossiyskov-federatsii-generala-politsii-rossiyskoy-federatsii-v/

4. Гаврилина Ю.В., Дмитриева О.А., Кашеутова Н.В., Лоцейко А.В. Обучение волонтеров как задача менеджмента волонтерских организаций г. Томска / Сб. актуальные проблемы гуманитарных наук. Томск: НИТПУ, 2012. С. 129-131.

5. Гейжан Н.Ф., Аджимуллаева Р.А. Практико-ориентированные методы обучения в процессе профессиональной подготовки следователей в вузе МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2007. № 3 (35). С. 123-128.

6. Гейжан Н.Ф., Баринова М.Г., Гуз О.М. Экспериментальная методика практико-ориентированной подготовки членов добровольных народных дружин: сущность и специфика // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 4 (66). С. 120-124.

7. Гуз О.М. О некоторых социально-педагогических аспектах подготовки народных дружинников в России // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2019. № 2 (56). С. 129-133.

8. Гуз О.М. Опыт и результативность практико-ориентированной подготовки народных дружинников на базе организаций системы МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2021. № 2. С. 158-165.

9. Диамант И.И., Романов Д.С., Смышляева Л.Г. Комплексная подготовка волонтеров зимних олимпийских и паралимпийских игр 2014 г. в Сочи (Россия) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 1 (142). С. 131-135.

10. Душкин А.С., Гейжан Н.Ф., Кочин А.А. [и др.] Полицейская педагогика: теория и практика: монография. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2019. 168 с.

11. Замахина Т. Путин заверил волонтеров в поддержке. URL: https://rg.ru/2020/12/05/putin-zaveril-volonterov-v-podderzhke.html

12. Козлова С.В., Возисова Т.Н., ПетроваТ.В. Хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому! // Образование. Карьера. Общество. 2013. № 3. (39). С. 68-69.

13. Лежнева М.А.Организация школы волонтеров: основные принципы и компоненты // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2017. № 6. С. 38-42.

14. Литвин А.А., Коренев С.В., Князева Е.Г. Симуляционное обучение оказанию первой помощи среди волонтеров чемпионата мира по футболу 2018 // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2017. Т. 12. № 2. С. 501-503.

15. Майоров В. И., Вольф Р. Участие граждан в охране порядка: волонтерские полицейские объединения в США и добровольные народные дружины в России // Проблемы права. 2016. № 5 (59). С. 101-107.

16. Медведева А.С., Кружков Д.А. Технологии привлечения и обучения волонтеров в Кубанском государственном технологическом университете // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2017. № 4. С. 28-34.

17. Обучение служением: методическое пособие / Под ред. О.В. Решетникова, С.В. Тетерского. М.: АВЦ. 2020. 216 с.

18. Овруцкая Г.К., Демичева Л.П. Волонтеры о волонтерстве: по результатам исследования // Научные тенденции: педагогика и психология. Сборник научных трудов по материалам XXIV международной научной конференции. Санкт-Петербург, 04 июля 2019 года. СПб., 2019. С. 11-14.

19. Овчинников В.И. Проблемы подготовки и обучения добровольцев (волонтеров) / Сборник: Непрерывное образование: теория и практика реализации. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2019. С. 259-267.

20. Питкевич Л.П. Отечественный и зарубежный опыт привлечения волонтеров к исправительному взаимодействию на осужденных // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России. 2021. С. 39-42.

21. Русакова Т.С. Программа формирования компетенции сотрудничества молодых волонтеров // Перспективы науки. 2021. № 3 (138). С. 86-88.

22. Руслякова Е.Е., Разумова Е.М., Шпаковская Е.Ю. Социально-психологические аспекты волонтерской деятельности студентов-психологов // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 301-315. DOI: 10.32744/pse.2019.1.22

23. Средняя численность добровольцев (волонтеров). URL: https://www.fedstat.ru/indicator/59160

24. Супрун Н.Г., Гурьянова И.В., Мартынова Н.В. Развитие волонтерской деятельности в среде учащихся образовательных организаций Российской Федерации: инновационный подход // Перспективы науки и образования. 2019. № 1 (37). С. 236-250. DOI: 10.32744/pse.2019.1.17

25. Титова Д.В. Проблемы исследования волонтерской деятельности в психологии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 2А. С. 90-98.

26. Томилин К.Г. Подготовка волонтеров для обслуживания крупных международных соревнований // Теория и практика физической культуры. 2015. №1. С. 6-8.

27. Фарыма В. И. Охрана общественного порядка добровольными дружинами // Юридическая теория и практика. 2007. № 2 (4). С. 54-56.

28. Федеральный закон от 02.04.2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». URL: http://www.pravo.gov.ru

29. Федеральный закон от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». URL: http://www.pravo.gov.ru

30. Щербаков О.Н. Отдельные аспекты участия граждан в охране общественного порядка // Административное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 381-384.

31. ЮНЕСКО и Программа добровольцев ООН подписали соглашение о стратегическом партнёрстве по продвижению волонтёрской деятельности. URL: https://ru.unesco.org/news/yunesko-i-programma-dobrovolcev-oon-podpisali-soglashenie-o-strategicheskom-partnyorstve-po (дата обращения: 17.02.2022)

32. Andronic R. Volunteering: theoretical approaches and personal characteristics // International conference of scientific paper afases. Brasov, 2014. Р. 3-6.

33. Campoy A. & Elinson Z. Volunteer deputy in Tulsa shooting turns himself in // The Wall Street Journal. April 15, 2015. P. A3.

34. Chernobrov D. (2018) Digital Volunteer Networks and Humanitarian Crisis Reporting // Digital Journalism. Vol. 6. No. 7. P. 928-944. DOI: 10.1080/21670811.2018.1462666

35. Dobrin, A. Volunteer Police: History, Benefits, Costs, and Current Descriptions. Security Journal. 2015. D0I:10.1057/ sj.2015.18

36. Norris W. (2016) Digital Humanitarians: Citizen Journalists on the Virtual Front Line of Natural and Human-Caused Disasters. Journalism Practice. Special Issue: Mapping Citizen and Participatory Journalism. Vol. 11. No. 2-3. P. 213-228. DOI: 10.1080/17512786.2016.1228471.

37. Ryabchenko N.A., Gnedash A.A. (2016) Digital Activism: New Media, Civic Applications and Technological Communities as Basis for Socio-Political Change. In: State and Citizens in the Electronic Environment. Collection of Scientific Articles. Proceedings of the XIX International Joint Scientific Conference «Internet and Modern Society» (IMS-2016), St. Petersburg, June 22-24, 2016. Saint Petersburg: University of ITMO. P.48-55. URL: http://ojs.itmo.

ru/index.php/IMS/article/view/483 (accessed: 17.12.2021). (In Russ.)

38. Thoits P.A., Hewitt L.N. (2001) Volunteer work and well-being // Journal of health and social behavior. Vol. 42. No. 2. P. 115-131.

39. Wolf R., Albrecht J., & Dobrin, A. Reserve Policing in the United States: Citizens Volunteering for Public Service. The Police Chief. 2015. 82(10), pp. 38-47.

40. Wolf R., Holmes S., & Jones, C. Utilization and satisfaction of volunteer law enforcement officers in the office of the American sheriff: An exploratory nationwide study // Police Practice and Research: An International Journal. 2016. 17(5), pp. 448-462.

41. Wolf R., Pepper I. & Dobrin A. An exploratory international comparison of professional confidence in volunteer policing. The Police Journal: Theories, Practice, and Principles. Advance online publication. 2016. DOI: 10.1177/0032258X16671966. 8.

42. Yehui, H., Rui, X. (2021). The Problem of Domestic Violence in China. Practical experience of Chinese Public Security Agencies. Russian Journal of Deviant Behavior, 1(2), 296-303. DOI: 10.35750/2713-0622- 2021-2-296-303.

43. Zook M., Graham M., Shelton T., Gorman S. (2010) Volunteered Geographic Information and Crowdsourcing Disaster Relief: A Case Study of the Haitian Earthquake. World Medical & Health Policy. Vol. 2. No. 2. P. 6-32. DOI: 10.2202/1948=4682.1069.

44. Круцюк О. В. Особливост мотивiв волонтерськоТ дiяльностi // УкраТнський психолопчний журнал: зб. наук. праць / головн. ред. I. В. Данилюк: КНУ ii^m Тараса Шевченка. 2017. № 4 (6). С. 65-77.

REFERENCES

1. Basheva O. A., Ermolaeva P. A. digitalization of Russian volunteers ' activities in emergency situations: the impact of the pandemic or an independent development trend? Monitoring of public opinion: economic and social changes, 2020, no. 6, pp. 376-402. DOI: 10.14515/monitoring.2020.6.1746. (in Russ.)

2. Vandysheva L. V. emotional labor of volunteers: analysis of experience of implementation. Fundamental research, 2014, no. 9, part 4, pp. 838-842. (in Russ.)

3. Speech by the minister of internal affairs of the Russian Federation, general of police of the Russian Federation Vladimir Kolokoltsev, 03.03.2021: verbatim report. Available at: http://mvdmedia.ru. /news/official/vystuplenie-ministra-vnutrennikh-del-rossiyskov-federatsii-generala-politsii-rossiyskoy-federatsii-v/. (in Russ.)

4. Gavrilina Yu. V., Dmitrieva O. A., Kasheutova N. V., Lotseiko A.V. Training of volunteers as a task of management of volunteer organizations in Tomsk. Actual problems of humanitarian sciences. Tomsk, NITPU Publ., 2012, pp. 129131. (in Russ.)

5. Geizhan N. F., Adzhimullaeva R. A. Praktiko-oriented methods of training in the process of professional training of investigators in the University of the Ministry of internal affairs of Russia. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of internal affairs of Russia, 2007, no. 3 (35), pp. 123-128. (in Russ.)

6. Geizhan N. F., Barinova M. G., Guz O. M. experimental methodology of practice-oriented training of members of voluntary people's squads: essence and specificity. Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of internal affairs of Russia, 2021, no. 4 (66), pp. 120-124. (in Russ.)

7. Guz O. M. on some socio-pedagogical aspects of training people's vigilantes in Russia. Bulletin of the Kaliningrad branch of the St. Petersburg University of the Ministry of internal affairs of Russia, 2019, no. 2 (56), pp. 129-133. (in Russ.)

8. Guz O. M. experience and effectiveness of practice-oriented training of people's vigilantes on the basis of organizations of the system of the Ministry of internal affairs of Russia. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of internal affairs of Russia, 2021, no. 2, pp. 158-165. (in Russ.)

9. Diamant I. I., Romanov D. S., Smyshlyaeva L. G. Comprehensive training of volunteers of Winter Olympic and Paralympic Games 2014 in Sochi (Russia). Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University, 2014, no. 1 (142), pp. 131-135. (in Russ.)

10. Dushkin A. S., Geizhan N. F., Kochin A. A. [et al.] Police pedagogy: theory and practice: monograph. St. Petersburg, Publishing House of St. Petersburg University of the Ministry of internal affairs of Russia, 2019. 168 p. (in Russ.)

11. Zamakhina T. Putin assured volunteers of support. Available at: https://rg.ru/2020/12/05/putin-zaveril-volonterov-v-podderzhke.html(in Russ.)

12. Kozlova S. V., Vozisova T. N., Petrova T. V. If you want to feel like a person, help the second one! Education. Career. Society, 2013, no. 3. (39), pp. 68-69. (in Russ.)

13. Lezhneva M. A. Organization of the school of volunteers: basic principles and components. Management of preschool educational institutions, 2017, no. 6, pp. 38-42. (in Russ.)

14. Litvin A. A., Korenev S. V., Knyazeva E. G. simulation training of providing first aid among volunteers of the World Football Championship 2018. Health - the basis of human potential: problems and ways to solve them, 2017, vol. 12, no. 2, pp. 501-503. (in Russ.)

15. Mayorov V. I., Wolf R. participation of citizens in the protection of order: volunteer police associations in the USA and voluntary people's squads in Russia. Problems of law, 2016, no. 5 (59), pp. 101-107. (in Russ.)

16. Medvedeva A. S., Kruzhkov D. A. technologies of attracting and training volunteers in the Kuban State Technological University. Bulletin of the Maikop State Technological University, 2017, no. 4, pp. 28-34 (in Russ.)

17. Teaching by service: a methodical manual / ed.by O. V. Reshetnikov, S. V. Tetersky. Moscow, AVC. 2020. 216 p. (in Russ.)

18. Ovrutskaya G. K., Demicheva L. P. volunteers about volunteering: on the results of research. Scientific trends: pedagogy and psychology. Collection of scientific works based on the materials of the XXIV international scientific conference. Saint Petersburg, July 04, 2019. St. Petersburg., 2019. pp. 11-14. (in Russ.)

19. Ovchinnikov V. I. problems of training and training of volunteers (volunteers) / collection: continuous education: theory and practice of implementation. Materials of the II international scientific and practical conference, 2019. pp. 259-267. (in Russ.)

20. Pitkevich L. P. domestic and foreign experience of attracting volunteers to correct interaction on convicted persons. Scientific works of the Federal Research University of the federal tax service of Russia, 2021, pp. 39-42. (in Russ.)

21. Rusakova T. S. Program of formation of competence of cooperation of young volunteers. Perspektivy nauki, 2021, no. 3 (138), pp. 86-88. (in Russ.)

22. Ruslyakova E. E., Razumova E. M., Shpakovskaya E. Yu. Sotsialno-psikhologicheskie aspekty volonterskoy deyatel'nosti studentov-psikhologov [socio-psychological aspects of volunteer activity of students-psychologists]. Perspektivy nauki i obrazovania, 2019, no. 1 (37), pp. 301-315. DOI: 10.32744/pse.2019.1.22. (in Russ.)

23. Average number of volunteers (volunteers). Available at: https://www.fedstat.ru/indicator/59160. (in Russ.)

24. Suprun N. G., Guryanova I. V., Martynova N. V. development of volunteer activity among students of educational organizations of the Russian Federation: an innovative approach. Perspektivy nauki i obrazovania, 2019, no. 1 (37), pp. 236-250. DOI: 10.32744/pse.2019.1.17. (in Russ.)

25. Titova D. V. Problemy issledovaniya volonterskoy deyatel'nosti V psikhologii [Problems of research of volunteer activity in psychology]. Historical and critical reviews and modern research, 2019, vol. 8, no. 2A, pp. 90-98. (in Russ.)

26. Tomilin K. G. Podgotovki volonterov for servicing large international competitions. Teoriya I Praktika fizicheskoi Kul'tury - Theory and Practice of Physical Culture, 2015, no. 1, pp. 6-8. (in Russ.)

27. Faryma V. I. Okhrana obshchestvennogo obrazovaniya dobrovolnykh druzhinami [protection of the public order by voluntary squads]. Yuridicheskaya Teoriya I Praktika, 2007, no. 2 (4), pp. 54-56. (in Russ.)

28. Federal Law No. 44-FZ of 02.04.2014" on the participation of citizens in the protection of public order". Available at: http://www.pravo.gov.ru

29. Federal Law No. 135-FZ of 11.08.1995 "on charitable activities and volunteering (volunteering)". Available at: http://www.pravo.gov.ru

30. Sherbakov O. N. separate aspects of participation of citizens in the protection of public order. Administrative and municipal law, 2016, no. 5, pp. 381-384. (in Russ.)

31. UNESCO and the United Nations volunteer program signed an agreement on a strategic partnership for the promotion of volunteer activities. Available at: https://ru.unesco.org/news/yunesko-i-programma-dobrovolcev-oon-podpisali-soglashenie-o-strategicheskom-partnyorstve-po (accessed: 17.02.2022). (in Russ.)

32. Andronic R. Volunteering: theoretical approaches and personal characteristics. International conference of scientific paper afases. Brasov, 2014, pp. 3-6.

33. Campoy A. & Elinson Z. Volunteer deputy in Tulsa shooting turns himself in. The Wall Street Journal, April 15, 2015. p. A3.

34. Chernobrov D. Digital Volunteer Networks and Humanitarian Crisis Reporting. Digital Journalism, 2018, vol. 6, no. 7, pp. 928-944. DOI: 10.1080/21670811.2018.1462666

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Dobrin, A. Volunteer Police: History, Benefits, Costs, and Current Descriptions. Security Journal, 2015. DOI: 10.1057/ sj.2015.18

36. Norris W. Digital Humanitarians: Citizen Journalists on the Virtual Front Line of Natural and Human-Caused Disasters. Journalism Practice. Special Issue: Mapping Citizen and Participatory Journalism, 2016, vol. 11, no. 2-3, pp. 213-228. DOI: 10.1080/17512786.2016.1228471.

37. Ryabchenko N.A., Gnedash A.A. Digital Activism: New Media, Civic Applications and Technological Communities as Basis for Socio-Political Change. In: State and Citizens in the Electronic Environment. Collection of Scientific Articles. Proceedings of the XIX International Joint Scientific Conference «Internet and Modern Society»(IMS-2016), St. Petersburg, June 22-24, 2016. Saint Petersburg,University of ITMO, pp. 48-55. Available at: http://ojs.itmo.ru/ index.php/IMS/article/view/483 (accessed: 17.12.2021). (In Russ.)

38. Thoits P.A., Hewitt L.N. Volunteer work and well-being. Journal of health and social behavior, 2001, vol. 42, no. 2, pp. 115-131.

39. Wolf R., Albrecht J., & Dobrin, A. Reserve Policing in the United States: Citizens Volunteering for Public Service. The Police Chief, 2015, vol. 82(10), pp. 38-47.

40. Wolf R., Holmes S., & Jones, C. Utilization and satisfaction of volunteer law enforcement officers in the office of the American sheriff: An exploratory nationwide study. Police Practice and Research: An International Journal, 2016, vol. 17(5), pp. 448-462.

41. Wolf R., Pepper I. & Dobrin A. An exploratory international comparison of professional confidence in volunteer policing. The Police Journal: Theories, Practice, and Principles. Advance online publication, 2016. DOI:

10.1177/0032258X16671966. 8.

42. Yehui, H., Rui, X. The Problem of Domestic Violence in China. Practical experience of Chinese Public Security Agencies. Russian Journal of Deviant Behavior, 2021, 1(2), pp. 296-303. DOI: 10.35750/2713-0622- 2021-2296-303.

43. Zook M., Graham M., Shelton T., Gorman S. Volunteered Geographic Information and Crowdsourcing Disaster Relief: A Case Study of the Haitian Earthquake. World Medical & Health Policy, 2010, vol. 2, no. 2, pp. 6-32. DOI: 10.2202/1948=4682.1069.

44. Krutsyuk O. V. Osobennosti motivov volonterskogo deyatel'nosti [features of motives of volunteer activity]. Ukrainian psychological Journal: sat. Nauk. Trudov. Taras Shevchenko National University of Kyiv, 2017, no. 4 (6), pp. 65-77.

Информация об авторах Гейжан Наталия Федоровна

(Россия, Санкт-Петербург) Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургский университет МВД России E-mail: naftus@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-1272-8766

Гуз Ольга Михайловна

(Россия, Санкт-Петербург) Адъюнкт кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургский университет МВД России E-mail: olga-gyz@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-5297-3099

Талянина Ирина Алексеевна

(Россия, Санкт-Петербург) Доцент, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой правоведения Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет E-mail: colonel_t2002@ mail.ru ORCID ID: 0000-0001-5132-277X

Душкина Екатерина Владимировна

(Россия, Санкт-Петербург) Кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет E-mail: egorova1809@inbox.ru ORCID ID: 0000-0002-9731-4027

Старова Елена Александровна

(Россия, Санкт-Петербург) Кандидат исторических наук, доцент кафедры правоведения, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет E-mail: elena.starova.77@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-9281-1104

Information about the authors

Natalia F. Geizhan

(Russia, Saint Petersburg) Professor, Dr. Sci. (Educ.), Professor of the Department of Pedagogy and Psychology St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia E-mail: naftus@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-1272-8766

Olga M.Guz

(Russia, Saint Petersburg) Adjunctof the Department of Pedagogy and Psychology St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia E-mail: olga-gyz@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-5297-3099

Irina A. Talyanina

(Russia, Saint Petersburg) Associate Professor, Cand. Sci. (Law), Head of the Department of Law St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering E-mail: colonel_t2002@ mail.ru ORCID ID: 0000-0001-5132-277X

Ekaterina V. Dushkina

(Russia, Saint Petersburg) Cand. Sci. (Law), Associate Professor of the Department of Law St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering E-mail: egorova1809@inbox.ru ORCID ID: 0000-0002-9731-4027

Elena A. Starova

(Russia, Saint Petersburg) Cand. Sci. (History), Associate Professor, of the Department of Law St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering E-mail: elena.starova.77@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-9281-1104

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.