Научная статья на тему 'Роль Н.К. Рериха в развитии русского религиозного искусства'

Роль Н.К. Рериха в развитии русского религиозного искусства Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
Николай Рерих / искусство / культура / религия / православное искусство / иконопись / Древняя Русь. / Nicholas Roerich / art / religion / Orthodox Chrisitan art / icon painting / Ancient Rus'.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Костерина М. А.

В статье отражено, какую роль Николай Константинович Рерих сыграл в развитии религиозного искусства в России в первой половине XX века. Проводится сравнительный анализ его произведений с произведениями таких художников, как: М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.М. Васнецов, А.А. Иванов, которые повлияли на духовное становление и религиозное творчество Н.К. Рериха. В статье впервые обращается внимание на художественные произведения Рериха для Русской православной церкви (проекты храмов, их роспись, фрески, мозаики), менее всего исследованные из всего наследия художника. В статье делается вывод, что творчество художника имеет большую ценность для культуры России первой половины XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of N.K. Roerich in the development of Russian religious art

This article reflects the role Nicholas Roerich played in the development of religious art in Russia in the first half of the XX century, a comparative analysis of his works with the works of such artists as: M.A. Vrubel, M.V. Nesterov, V.M. Vasnetsov, A.A. Ivanov, who influenced the spiritual formation and religious creativity of N.K. Roerich. The article for the first time draws attention to Roerich's artistic works for the Russian Orthodox Church (projects of temples, their paintings, frescoes, mosaics), the least studied of the artist's entire heritage. The article concludes that the artist's work is of great value for the culture of Russia in the first half of the XX century.

Текст научной работы на тему «Роль Н.К. Рериха в развитии русского религиозного искусства»

The role of N.K. Roerich in the development of Russian religious art

Kosterina Marina Anatolievna, Postgraduate student, Moscow Сity Pedagogical University, Moscow

This article reflects the role Nicholas Roerich played in the development of religious art in Russia in the first half of the XX century, a comparative analysis of his works with the works of such artists as: M.A. Vrubel, M.V. Nesterov, V.M. Vasnetsov, A.A. Ivanov, who influenced the spiritual formation and religious creativity of N.K. Roerich. The article for the first time draws attention to Roerich's artistic works for the Russian Orthodox Church (projects of temples, their paintings, frescoes, mosaics), the least studied of the artist's entire heritage. The article concludes that the artist's work is of great value for the culture of Russia in the first half of the XX century

Keywords: Nicholas Roerich; art; religion; Orthodox Chrisitan art; icon painting; Ancient Rus'.

Цитировать: Костерина М.А. Роль Н.К. Рериха в развитии русского религиозного искусства // KANT. – 2023. – №4(49). – С. 225-230. EDN: OCBFBE. DOI: 10.24923/2222-243X.2023-49.40

Костерина Марина Анатольевна, аспирантка, Московский городской педагогический университет, Москва

В статье отражено, какую роль Николай Константинович Рерих сыграл в развитии религиозного искусства в России в первой половине XX века. Проводится сравнительный анализ его произведений с произведениями таких художников, как: М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.М. Васнецов, А.А. Иванов, которые повлияли на духовное становление и религиозное творчество Н.К. Рериха. В статье впервые обращается внимание на художественные произведения Рериха для Русской православной церкви (проекты храмов, их роспись, фрески, мозаики), менее всего исследованные из всего наследия художника. В статье делается вывод, что творчество художника имеет большую ценность для культуры России первой половины XX века.

Ключевые слова: Николай Рерих; искусство; культура; религия; православное искусство; иконопись; Древняя Русь.

УДК 165.74

5.7.8

Костерина М.А.

Роль Н.К. Рериха в развитии русского религиозного искусства

В процессе исторического развития религий творческая деятельность религиозных художников подвергается осмыслению и развитию в контексте конкретной исторической эпохи. Данная статья является продолжением серии исследований, посвященных проблематике религиозного творчества Николая Рериха. Если в предыдущей статье мы рассмотрели некоторые аспекты православного творчества Николая Рериха [6], то в данной статье мы обобщаем влияние художника на религиозное искусство России начала XX века. В контексте культурных проблем сегодняшнего дня, когда мы ищем опору в традиционных ценностях нашей истории, данная статья обретает особую актуальность.

Представления Николая Константиновича Рериха (1874-1947) о религиозной художественной традиции, в частности православной, формировались из многих источников: археологических и исторических исследований, общения с великими деятелями русской культуры, впечатлений от художественных произведений мастеров русской традиции, личного духовного опыта. Это имело созвучие с идеями возвышения духа передовой общественной мысли конца XIX - начала XX века.

Глубокий интерес к культуре Древней Руси, к ее истокам был один из основных лейтмотивов творчества Н.К. Рериха. Особое место в этом интересе занимал период X-XVII вв. Как отмечает современный исследователь Древней Руси М.Н. Громов, в допетровский период идет не только борьба за независимость княжеств, но и идет становление государственности, закладываются основы духовной культуры, распространяется письменность, формируются идеи, которые пройдут сквозь дальнейшую историю нашей страны. Историк определяет интерес к мудрости в Древней Руси как целостный культурно-исторический феномен [2, c. 3]. В контексте сложившейся социальной, культурной, экономической ситуации в мире, можно сказать, что именно тогда сформировались основы духовно-интеллектуальной культуры, которые в наше время и несут те традиционные ценности России, что представляют ее в диалоге цивилизаций.

Большим авторитетом среди древнерусских философских текстов пользовались сочинения византийца Иоанна Дамаскина, в частности его произведение «Источник знания», включающее в себя «Диалектику», «О ересях», «Богословие». Фундаментальный труд и глубину миропонимания Иоанна можно охарактеризовать как образец гармоничного сочетания религиозного, научного и практического подходов в любом виде творчества. М.Н. Громов, анализируя тексты «Диалектики», обращает внимание на то, как богослов определяет философию по разряду «художества». «Художество» понималось как интеллектуальное занятие (грамматика, риторика, логика), а «хитрость» - как ремесло [8, c. 300]. Исследователь обращает внимание на «эстетизацию умственной деятельности» на Руси. В символах и образах происходит воссоздание целостного миропонимания.

Многогранность и образность древнерусского языка, своеобразное понимание мироустройства стало той благодатной почвой, на которой, по мысли русского философа Е.Н. Трубецкого, прорастали семена «умозрения в красках». Одним из таких символов умозрения, видения, чувствования и знания можно считать иконописную традицию Древней Руси. Привезенная из Византии, на Руси она преобразилась в один из главных видов религиозного искусства.

В мировоззрении Н.К. Рериха религиозный опыт переживался как сфера преображения личности и духовного творчества. В далеком прошлом художник находил понимание основ жизни, нераздельную связь человека с природой, живое чувствование красоты. Оглядываясь в прошлое, исследуя эпохи и культуры, его мысль была устремлена вперед, в будущее.

В 1898 году еще будучи студентом юридического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета, Рерих выбирает себе тему выпускной работы: «Правовое положение художников Древней Руси», которую в последствии успешно защищает. Находясь в процессе подготовки диплома, он исследует редкие старинные рукописи и уже спустя год, в 1899 пишет эссе «Иконный терем». Через пятнадцать лет данное произведение будет опубликовано в его первом сборнике сочинений. Интерес к православной традиции, иконописи, русскому зодчеству сопровождал художника на протяжении всей жизни, с самых первых шагов в искусстве, и органичным образом проявлялся в его литературном и живописном творчестве. Это подтверждают как художественные произведения мастера, его литературное наследие, так и его общественная и образовательная деятельность.

Пытливый взгляд глубоко верующего человека и художника раскрылся в его творчестве не сразу. Он прошел долгий путь от традиционного исторического подхода к символическому. Мы можем глубже понять, каким образом происходило у Николая Рериха формирование и осмысления художественного видения религиозных традиций, если обратимся к его детским воспоминаниям. В своих литературных трудах он часто возвращался к впечатлениям своей юности.

Одним из таких не единожды описанных впечатлений были его встречи с церковно-общественным деятелем, протоиреем православной церкви, Иоанном Кронштадтским. «Батюшка завтра придет. При таком сообщении весь дом наполнялся незабываемым торжественным настроением. Значит, что придет Иоанн Кронштадтский, будет служить, затем останется к трапезе, и опять произойдет многое необычное, неповторимо замечательное. <…> Какие это были истинно особые дни, когда Христово слово во всем вдохновенном речении Великого Прозорливца приносило мир дому. Это не были условные обязанности. Вместе с отцом Иоанном входило великое ощущение молитвы, исповедание веры», – много лет спустя вспоминал Николай Рерих о встречах с духовником семьи [24, c. 14].

Последняя встреча Николая Рериха с Иоанном Кронштадтским состоялась во время окончания Академии Художеств, когда отец Иоанн служил в церкви Академии. Николай Рерих стоял в густой толпе в проходном коридоре, дабы быть ближе к алтарю. После окончания службы отец Иоанн, проходя этим коридором, задержался, благословил молодого художника и сказал: «Смотри, не болей больше, придется сильно для Родины потрудиться» [13, c. 364]. В 1932 году, вспоминая наставления духовника, художник напишет Архиепископу Иоанну (князю Дмитрию Шаховскому): «И действительно, все болезни детства моего постепенно оставили меня. И теперь, избрав в силу неоднократных явлений Преподобного Сергия Водителем и Предстателем своим, я стараюсь по разумению своему и силам трудиться и идти той начертанной мне тропою терпимости и любви, почерпая из Св. Евангелия Указы Христа о любви и терпимости» [13, c. 364].

Образ Сергия Радонежского стал одним из самых почитаемых в жизни Николая Рериха и его семьи. В Нью-Йорке в музее Рериха по инициативе художника была построена часовня имени Сергия Радонежского. Святому Сергию художник посвятил несколько статей, например, «Душа народов», «Свет неугасимый», «Русскость», «В рассеянии сущие». Каждым упоминанием в очерках и статьях имени Преподобного, художник напоминает нам о самоотверженном труде во имя Общего Блага и о том, как от самодельного скромного сруба избы прорастали «светлые Лавры просвещения». Сергию Николай Константинович посвятил не один десяток своих художественных произведений, таких как: «Сам вышел» (1922), «И не убоимся» (1922), «Часовня Сергия» (1931), «Святой Сергий Радонежский (1932), «Сергиева пустынь» (1933), «Сергий Строитель» (1940), «Русь Славянская» (1943) и др.

Большое влияние на формирование у Рериха самобытного образа Преподобного Сергия оказали академик историк В.О. Ключевский и уже состоявшийся к тому времени художник М.В. Нестеров.

Как на художника старшего поколения, Нестерова, так и на юного Рериха большое впечатление произвел доклад историка Ключевского на мероприятии, посвященному пятисотлетию памяти Сергия Радонежского, которое состоялось в 1892 г. В выступлении академика, Преподобный предстал не в каноническом образе, а как простой человек, в жизни которого чудесные явления переплетаются с бытовыми повседневными заботами. Василий Осипович обратил внимание слушателей на заслуги Преподобного, будучи «поваром, пекарем, мельником, дровоколом, портным, плотником, каким угодно трудником» для своей братии и служа ей «как раб купленный», подвижник Сергий «оживил и привел в движение нравственное чувство народа: <…> такое проявление духовного влияния всегда признавалось чудесным, творческим актом; таково оно и есть по своему существу и происхождению, потому что его источник – вера» [4, c. 21–22].

Взгляд академика В.О. Ключевского нашел свое отражение в понимании Рерихом идеала святости. Так, спустя много лет, в 1938 году в письме к своему другу, Александру Бенуа, художник напишет: «Ты пишешь, что Твой патрон – Фома Неверный, а мой – Св. Преп. Сергий Радонежский. Помню, что когда братия изгнала Преподобного из им же выстроенного монастыря, он нисколько не огорчился, но, взяв посох, пошел на новое строительство. В этом неутомимом строительстве заключено всепобеждающее творчество» [14, л. 24-24об.].

Михаил Васильевич Нестеров был одним из тех выдающихся русских живописцев, который не в прямой передаче, но своим творчеством оказал заметное влияние на формирование художественного видения Николая Рериха. Будучи еще студентом, молодой художник был впечатлен произведениями Михаила Васильевича. «На этой неделе был в Петербурге и в Академии видел образа работы Нестерова. Прелесть, хорошо! Стилист какой!» – восхищается Рерих в письме своему другу [15, c.18]. Скорее всего художник имел ввиду эскизы мозаик, созданных для собора «Воскресения Христова на Крови», которые в тот год выставлялись в Императорской Академии художеств.

Рериха привлек новый для того времени подход к православной живописи художника старшего поколения. Спустя несколько лет он продолжит эти художественные традиции в создании эскизов фресок, мозаик и росписи православных храмов. Двух художников объединяло не только взаимное уважение к искусству друг друга, но и то, что они единственные из плеяды живописцев рубежа XIX-XX вв. создали серии картин о Преподобном Сергии. У живописца старшего поколения и соратника по объединению «Союза русских художников», Рерих воспринял приемы иконописи и выразил их в своих станковых произведениях. Например, изображение нимба в ранней работе Нестерова «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890), посвященной Преподобному Сергию. Николай Рерих применяет данный художественный прием в таких картинах, как: «Святые Борис и Глеб» (1904), Ангел последний (1912), «Никола» (1916), «Святые гости» (1923), «Пантелеймон Целитель» (1931) и др.

Также отметим, что на религиозное искусство Рериха оказали влияние еще несколько художников. Среди них был основоположник русского символизма М.А. Врубель, в живописи которого Николай Константинович четко увидел восточные корни православной традиции. «Он понимал Византию, - пишет Рерих, - но, именно ту Византию, в которой отобразился истинный Восток» [11, c. 121].

Важно подчеркнуть, что на художественный взгляд Рериха заметное влияние оказал и сын сельского священника, художник В.М. Васнецов. Он первым вводит в мир русского изобразительного искусства образы из народных сказок, славянской мифологии из сюжетов древнерусской литературы («Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Аленушка» (1881), «Богатыри» (1876-1898)). Позднее темы устного народного творчества и былинной Руси получат развитие в живописи Рериха: «Лель» (1919), «Деревня Берендея» (1919-1921), «Илья Муромец» (1910), «Весна Священная» (1945) и др. Как известно Виктор Михайлович в своем творчестве не разделяет Русь языческую с Русью православной. Этот синтез языческих корней, русских народных эпосов и православия в полной мере воспримет от В.М. Васнецова Н.К. Рерих. Двух художников объединяла любовь к теме богатырей как защитников и выразителей народных идеалов, которая пройдет тонкой нитью через всю творческую жизнь каждого.

Важно упомянуть еще об одном великом русском художнике - А.А. Иванове. В 1902 году в «Журнале для всех» Рерих публикует свои положительные впечатления о творчестве религиозного живописца: «Вырабатывая свои идеи в эскизах и набросках, Иванов предполагал со временем все это увеличить до колоссальных размеров, надеясь в стройном порядке украсить этими картинами стены какого-нибудь храма» [16, c. 28]. В художественном творчестве Александра Иванова у Николая Рериха вызывали восхищение его акварельные этюды на сюжеты из библии. Рерих был убежден, что Иванов является «самым глубоким религиозным живописцем» [16, c. 28].

Николай Рерих внес значимый вклад в религиозную жизнь России начала ХХ в. не только как художник, но и как инициатор и организатор художественного образования. В 1901 году его назначают на должность секретаря Императорского Общества Поощрения Художеств. С 1906 г. по 1918 г. он занимает должность директора Рисовальной Школы ИОПХ. В период его руководства Рисовальная Школа приобретает высокий статус и занимает место «второй академии художеств». С 1912 года Рерих возглавляет Женские курсы высших архитектурных знаний, а с 1916 года берется за руководство еще и иконописной мастерской, куда приходят обучаться не только учащиеся Школы, но и раненые воины и инвалиды Первой мировой войны. Спустя много лет художник писал: «иконы нашей иконописной мастерской, писанные как учащимися школы, так и инвалидами Великой войны, широко расходились по Руси и за границей, внося в жизнь истовые изображения Святых Ликов… Из учащихся иконописной мастерской некоторые, проникнутые религиозными основами, приняли монашеский чин и подвизаются и ныне в монастырях. Еще не так давно имели мы трогательное письмо от одной нашей бывшей ученицы, сердечно благодарившей за наставление в иконописании, которое ей как монахине особенно пригодилось для украшения ее обители» [10, c. 45].

Рерих с большим интересом исследовал иконопись и когда ему предлагают стать членом «Общества русской иконы», то с энтузиазмом принимает его: «Можно от души приветствовать образование «Обществ Иконы»: ведь именно в них будет охранено и углублено качество иконописания. Сейчас именно качество так потрясено во всем мире… Прекрасна задача «Обществ Иконы», которые своими распространяющими и проникающими выступлениями могут способствовать качеству священного украшательства и строительства. Церковь прекрасна в своей благой духовной привлекательности. Священное слово отображается соответствующим величием изображений и украшений. Пусть будут эти строения хотя бы и простыми, но строгость линий и красок боговдохновляет творчество и не потребует дорогостоящих роскошных материалов» [20, c.45].

Не будет преувеличением сказать, что Николай Рерих как организатор образовательных программ и как учитель играл заметную роль в становлении художественного, демократического образования в России начала XX века. Он старался повысить уровень культурного просвещения и возвысить национальное самосознание русского народа. Художник стремился показать разными возможными средствами искусства важную роль России в истории человечества.

Культурное движение начала XX века заложило основу возрождения в России храмового художественного искусства и зодчества. Если религиозное творчество и монументальные росписи М.В. Врубеля, М.В. Нестерова, В.М. Васнецова хорошо известны, то произведения самого Н.К. Рериха в этой области мало изучены. Это объясняется тем, что большая часть работ была уничтожена во время войн и революции, другая часть находится далеко от Санкт-Петербурга и Москвы (Пермь, Почаево, Талашкино, Пархомовка). Прежде, чем приступать к реализации своих церковных проектов, Рерих представлял их на благословение отцам церкви: «Помню, как мне приходилось представлять на благословение Иерархов и эскизы стенописи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском, и иконостас Пермского монастыря, и мозаики для Шлиссельбурга, и роспись в Пскове» [10, c.45].

В течение нескольких лет, с 1906 по 1913 года, Николай Рерих работал над оформлением шести православных храмов. Он написал десятки эскизов для наружного украшательства и внутреннего их убранства: эскизы мозаик над южным порталом Троицкого собора Почаевской лавры (архитектор А.В. Щусев), иконостас из 13 икон для церкви Казанской Божьей Матери Успенского монастыря в Перми, Святодуховской церкви в Талашкине, Покровской церкви в Пархомовке (архитектор В.А. Покровский) и для церкви «На пороховых заводах» около Шлиссельбурга; эскиз фресок – для церкви Святого Духа в имении княгини Тенишевой и четыре эскиза для часовни Святой Анастасии в Пскове (архитектор А.В.Щусев), в которой сегодня ведется реставрация.

По воспоминаниям современников, Рерих был одним из тех художников, который глубоко исследовал древнерусское искусство прежде, чем приступить к написанию картины на историческую тему: «он нигде не идёт путём копирования, а как бы вспоминает уже известное» [23]. Живописец брал во внимание древние источники так, как это было заложено в традиции у иконописцев: учитывал общую гамму цветов и иконографическую схему, но в то же время привносил что-то новое, характерное для собственного понимания той художественной задачи, которая была им перед собой поставлена. Так, известный искусствовед А.И. Гидони утверждал, что те художественно-декоративные задачи, которые в своих произведениях решает мастер, в большей степени соответствуют не современным каноническим церковным традициям, а тому, древнейшему языческому восприятию религиозного искусства, присущего времени Владимира Святого [1, c.204].

В своем очерке «Спас» художник размышлял о том, как подготовляли себя к работе иконописцы Древней Руси: «Когда припоминаешь описания Боговдохновенного иконописания, в посте и в молитве, в подготовлении духа к изображению Христовых Ликов, то именно в этих прекрасных словах вы и находите главную разгадку, почему иконописания и церковные росписи оставляют навсегда такое впечатление необыкновенной сосредоточенности и вдохновенности. (...) На изображении Св. Алимпия Печерского, первого русского художника, за иконописателем изображён светлый руководящий Ангел. В этих неугасимых символах указывается путь наитвердейший и наиближайший. Священное изображение собирает в себе Благодать...» [17, c.204].

В своих молитвах и ритуалах люди обращаются за духовной поддержкой и помощью не только к Ангелам, но и к прославившимся при жизни подвижникам и героям. Их духовное водительство можно обнаружить во многих религиях. Принцип духовного совершенствования по линии святой-подвижник, учитель-ученик является одним из ведущих жизненных принципов Н.К. Рериха.

Важно отметить, что Рерих в христианской религии глубоко исследовал не только православие, но и уделял внимание святым в католической традиции. Так, известен глубокий по замыслу триптих «Жанна Д,Арк» (1931), картина, посвященная Святой Женевьеве, которая спасла Париж от нашествий и разорения («Святая Женевьева» (1933)), «Святой Франциск», образом которого Николай Рерих восхищался, путешествуя по святыням Италии.

Исследуя обычаи разных народов, мифы, легенды и опыт духовной жизни, художник находит общие мотивы в построении картин мира. В его творчестве «древневосточные и православные изобразительные традиции оказываются близкими друг другу» [24, с.41].

Николай Рерих сыграл большую роль в религиозной жизни России начала ХХ в. Его вклад в религиозное искусство не ограничивается списком работ, указанных в статье, к ним можно добавить и его станковые произведения. Но именно художественное творчество Рериха для Православной Церкви, отражающее его пафос возрождения русского национального наследия, является сегодня наиболее актуальным и значительным.

Литература:

1. Гидони A.A. Творческий путь Рериха. - П.: Аполлон, 1915. - №4-5.

2. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X–XVII веков. - М., 1990.

3. Дягилев и его эпоха. Посвящается 300-летию Санкт-Петербурга / авт.-сост. Е. Петрова, В. Леняшин и др. - СПб.: Palace Editions, 2001.

4. Ключевский В.О. Благодатный воспитатель русского народного духа // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. - М.: РИО Денница, 1991.

5. Короткина Л.В. Николай Константинович Рерих. - СПб.: Искусство, 1996.

6. Костерина М.А. О православии в творчестве Николая Рериха // Россия: Центр и регионы: сборник. - Вып. 27. В 2-х т., том 2. – М.: СТАНКИН, 2019. - С. 107-110.

7. Маточкин Е.П. Работы Н.К. Рериха для Русской Православной Церкви. URL: http://lib.icr.su/node/2292

8. Наука и религия: нераздельность и неслиянность: колл. монография / под ред. А.В. Иванова и И.В. Фотиевой. – Барнаул: Новый формат, 2023.

9. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 1999.

10. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т 1. - М.: МЦР, 1993.

11. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 2. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2000.

12. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. - М.: МЦР; Мастер-Банк, 2002.

13. Рерих Н.К. Письма. 1 Том. 1896-1932. - М.:МЦР, 2008.

14. Рерих Н.К. Письмо от 1 марта 1938 года А.Н. Бенуа // ОР МЦР. Ф. 1, оп. 1, д. 6266.

15. Рерих Н.К., Антокольский Л.М. Письма к Л.М. Антокольскому: Письма к Н.К. Рериху. - СПб.: Сердце, 1993.

16. Рерих Н.К. Художники жизни. - М.: МЦР, 1993.

17. Рерих Н.К. Спас // Держава Света. Священный Дозор. - Рига: Виеда, 1992.

18. Рерих Н.К., Стасов В.В. Письма к В.В. Стасову: Письма к Н.К. Рериху. - СПб., 1993.

19. Рерих Н.К. Пути благословения. - Нью-Йорк: Алатас, 1924.

20. Рерих Н.К. Спас. Россия и наследие Рерихов: сб. ст. Т. 1. - М.: МЦР, Мастер-Банк, 2010.

21. Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. - Рига: Виеда, 1991.

22. Рерих Н.К. Алтай – Гималаи: Путевой дневник. - Рига: Виеда, 1992.

23. Ростиславов А.А. Н.К. Рерих. - Калининград, 1995.

24. Тютюгина Н.В. Образ Храма Небесного в церковно-монументальной живописи Н.К. Рериха. – Новосибирск: РОССАЗИЯ СибРО, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.