Научная статья на тему 'Роль мясного подкомплекса в обеспечении продовольственной безопасности'

Роль мясного подкомплекса в обеспечении продовольственной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль мясного подкомплекса в обеспечении продовольственной безопасности»

во, учреждения здравоохранения, культуры, быта, общеобразовательные школы, дошкольные учреждения, предприятия торговли и общественного питания, дорожно-транспортная сеть) находится в кризисном состоянии.

Ухудшение социальной сферы и низкий уровень мотивации аграрного труда повлекли за собой значительное сокращение численности сельского населения как из-за увеличения его естественной убыли (смертность превышает рождаемость почти в три раза), так и в связи с миграцией наиболее активной части населения (молодежи) в город.

Таким образом, социально-экономические проблемы являются основным фактором, сдерживающим развитие агропродовольственной системы Свердловской области.

При этом основой развития агропродовольст-венной системы является принцип саморазвития сельских территорий на основе многообразия, предполагающей раскрытие собственных благоприятных предпосылок развития, оптимальное использование местных ресурсов, формирование благоприятных условий для проживания населения.

РОЛЬ МЯСНОГО ПОДКОМПЛЕКСА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И.А. Сергеева, к.э.н., доц. Пензенского государственного университета, А.Ю. Сергеев, к.э.н., доц. Пензенской государственной сельскохозяйственной академии

Обеспечение продовольственной безопасности страны зависит от эффективности функционирования продовольственного рынка, определяемой степенью удовлетворенности потребностей населения в продуктах питания. Продовольственный рынок посредством различных рычагов воздействия адаптирует структуру мясного животноводства и перерабатывающей промышленности к объему и структуре потребностей населения, которые в свою очередь определяются их экономическими возможностями. В связи с низкой платежеспособностью потребление мяса и мясопродуктов в расчете на душу населения в год ниже физиологической нормы почти в 1,3 раза. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем по России в конце февраля 2009 г. составила 2190,9 руб. в расчете на месяц и за период с начала года выросла на 3,5%. Доля мясопродуктов в структуре стоимости минимального набора продуктов питания составляла 20%.

Российский рынок мяса и мясопродуктов формируется в прямой зависимости от импорта. В 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличились поставки по импорту мяса свежего и мороженого (без мяса птицы) на 14,9%. В птицеводстве отмечается тенденция некоторого снижения объемов импорта. Так, доля импортной птицы в 2008 г. составила 37% против 42% в 2007 г. По прогнозу Института аграрного маркетинга (ИАМ), снижение зависимости рынка мяса и мясопродуктов от импорта до 20% Россия достигнет только к 2012 г. Уровня продовольственной безопасности, когда 20% -это импорт, а 80% российское производство, правительство планирует достигнуть за счет снижения доли ввозимой птицы. В целях защиты отечественного производителя в 2009 г. Россия сократила квоту на ввоз мяса птицы с 1200 тыс. т до 900 тыс. т по сравнению с предыдущим годом.

В современных условиях наша страна не может полностью отказаться от импорта, так как в ближайшие годы российские товаропроизводители не в состоянии обеспечить даже минимальный уровень потребления всего населения. Поэтому необходимо принимать кардинальные меры: определить потребности страны в разных видах мяса и мясопродуктов; выявить возможности обеспечения этих потребностей за счет собственных товаропроизводителей.

Несмотря на положительные тенденции, наблюдающиеся в последние годы, общее положение мясного животноводства остается сложным и потребуются еще годы, чтобы выйти на уровень показателей эталонного 1990 г. Основные проблемы в выращивании скота и птицы: монопольное положение

мясоперерабатывающих предприятий и торговых организаций, несовершенство ценообразования, недостаточная государственная поддержка производителей мяса и неэквивалентный обмен между сферами мясного подкомплекса. Неуверенность сельхозпроизводителей в реализации выращенного скота ведет к сокращению объемов предложения мяса и мясопродуктов на внутреннем рынке.

Сложившаяся структура предложения мяса и мясопродуктов на рынке не соответствует потребительскому спросу различных категорий населения. Например, в современных условиях доля фасованного мяса незначительна и составляет не более 30% общего объема производства. Основная часть мяса (свыше 60%) перерабатывается в мясопродукты. Свыше 62% мяса, перерабатываемого в мясопродукты, используется на изготовление копченостей и колбасных изделий, ассортимент которых в большей части состоит из вареных колбас, сосисок и сарделек. Несмотря на некоторое увеличение в последние годы, все еще низка доля высококачественных твердокопченых и полукопченых колбас, а также мелкокусковых полуфабрикатов, пользующихся в последние годы возросшим спросом у населения.

Значительную роль в обеспечении населения мясом и колбасными изделиями играют розничные рынки и ярмарки, так как 34-38% мяса и 10-15% колбасных изделий население закупает на рынке. Однако, формирование рынка мяса и мясопродуктов, как и в целом продовольственного рынка, находится в стадии становления и для него присущи следующие основные тенденции:

- в производстве - сокращение его объемов вследствие снижения уровня интенсивности ведения мясного животноводства;

- в реализации - снижение эффективности, сокращение объема поставок, уход с рынка государства как крупного оптового покупателя;

- в сфере инфраструктуры рынка - в результате мирового экономического кризиса сокращение количества предприятий «малой переработки» из-за неустойчивости их экономического состояния.

Одной из главных причин сложившейся ситуации является непродуманный подход к реализации аграрных преобразований. Попытки Российского правительства создать рыночный механизм, как совокупность товарно-денежных отношений, посредством которых поддерживаются прямые и обратные связи между производителями и потребителями, пока не дали ожидаемых результатов.

Тем не менее, Правительство Российской Федерации продолжает предпринимать попытки организовать цивилизованный продовольственный рынок. Однако, процесс этот довольно затяжной и результаты его развития пока незначительны. Принятые в последние годы документы: приоритетный национальный проект «Развитие АПК» (2005 г.); Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» (2006 г.); Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» (2007 г.) не способствуют в полной мере приостановлению негативных процессов в мясном животноводстве и агропромышленном производстве в целом. В сельхозпредприятиях прирост производства скота и птицы за 2007 г. составил 13,5 % [1]. Рост производства скота и птицы в хозяйствах всех категорий обеспечен за счет наращивания объемов производства мяса птицы (на 16,5%), а также свиней (на 10,0%). Подобная тенденция обусловлена тем, что в птицеводстве и в свиноводстве период выращивания в несколько раз меньше чем в скотоводстве, поэтому, значительно выше коэффициент оборачиваемости оборотных средств. Этим в основном обуславливается выбор приоритетов развития отраслей мясного животноводства.

В условиях усиливающегося влияния мирового экономического кризиса одной из актуальных проблем эффективного функционирования рынка является несовершенство ценообразования. Ценовые эквиваленты в последние годы складывались крайне неблагоприятно для мясного производства. По расчетам отдельных ученых за 2000-2006 гг. ущерб сельских товаропроизводителей от диспаритета цен более чем в 4 раза превысил кредиторскую задолженность [2]. Неэквивалентность товарообмена между сельским хозяйством и другими отраслями мясного подкомплекса сохранилась и в 20072008 годах. В результате сельскохозяйственные производители не могут осуществлять не только расширенное, но и простое воспроизводство.

Для обеспечения продовольственной безопасности России и формирования цивилизованного рынка необходимо усиление регулирующей роли государства. При этом государственное регулирование рынка должно представлять собой систему, включающую в себя долгосрочную стратегию его развития, а также оптимальное сочетание экономи-

ческих и организационно-административных мер, основанных на законодательной базе:

- осуществить кардинальные изменения в аграрной политике, базируясь на принятии научно обоснованной целевой антикризисной программы;

- обеспечить протекционизм по отношению к мясному подкомплексу;

- усовершенствовать экспортно-импортную политику;

- улучшить финансовое состояние и восстановить платежеспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей, реструктуризация их задолженности по кредитам;

- пересмотреть торгово-экономические отношения с другими странами мира, отстаивая национальные интересы России.

В вопросе защиты внутреннего рынка и выравнивания условий производства целесообразно применять опыт западных стран, которые через целую системы рычагов (индикативное планирование, финансово-кредитное регулирование, государственное регулирование внешнеэкономических связей и др.) осуществляют целенаправленное воздействие на экономику, рассматривая поддержку фермеров как обязательный элемент государственной политики. Однако, не должно быть простого копирования зарубежного опыта, подходы регулирования рынка мяса и мясопродуктов должны быть пересмотрены применительно к условиям современной экономической ситуации в России.

Под влиянием мирового экономического кризиса разрушительные процессы в агропромышленном производстве усиливаются. Предпринимаемые правительством РФ антикризисные меры в основном направлены лишь на сдерживание роста инфляции и не решают накопленных проблем. В создавшейся ситуации, когда экономически развитые страны находятся в условиях кризиса, России предоставляется возможность укрепить свои позиции на мировом рынке, но для этого необходимы самые радикальные меры, взвешенная, учитывающая интересы отечественных товаропроизводителей аграрная политика, обеспечивающая продовольственную безопасность России.

Источники

1. http://www.mcx.ru/dep doc

2. Шутьков А.А. Повысить уровень продовольственной безопасности // Экономика сельского хозяйства России. -2008. - № 4. - С. 29-33.

РОЛЬ ПТИЦЕПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕШЕНИИ ВОПРОСА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

А.А. Пахомова, к.э.н. доц., А.П. Пахомов д.с.-х.н., проф. Донского государственного аграрного университета

Финансовый кризис обострил вопрос продовольственной безопасности страны, который включает в себя широкий круг вопросов, и не ограничивается только на независимости государства от импортных продуктов питания, но и оказывает воздействия на сырьевые потребности отечественной промышленности, здоровье нации, что в результате отражается на социально-экономическом состоянии государства. Но в настоящее время, к сожалению, темпы роста производства сельскохозяйственной продукции ниже по сравнению с импортом товаров. Не смотря на принимаемые меры со стороны правительства ситуация на рынке показывает неготов-

ность АПК РФ обеспечить в настоящее время даже продовольственную независимость не говоря уже о безопасности страны. По уровню питания Российская Федерация занимает 67 место в мире. В то время как по отдельным показателям, ситуация намного катастрофичнее. В 2008 г. потребление яиц на душу населения в стране составило 257 шт., в то время как в 1990 г. данный показатель был равен 297 шт. Несмотря на то, что рынок яиц и яйцепро-дуктов в стране формируется в основном за счет отечественного производства, около 1% составляют поставки из Белоруссии и Украины. Данные показатели весьма оптимистичны, если рассматривать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.