РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТА ЛУШЭН В ПОГРЕБАЛЬНЫХ ОБРЯДАХ НАРОДА МЯО В ПРОВИНЦИИ ГУЙЧЖОУ
Чжэн Нань, аспирант
Российский институт истории искусств
(Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-4-148-150
Аннотация. В статье рассматривается значение музыкального инструмента лушэна в погребальных обрядах народа Мяо в провинции Гуйчжоу. Отмечается особый статус лушэна - не только как инструмента, предназначенного для исполнения музыки, но и как выражение духовности Мяо. Велика и его роль в погребальных обрядах, в которых он выступает как символ смерти, как атрибут, способный связать реальный мир и потусторонний.
Ключевые слова: Мяо, лушэн, погребальный обряд, ритуал, символ, смерть.
Провинция Гуйчжоу - одно из основных мест проживания Мяо, этнического меньшинства Китая. В их традиционной культуре огромную роль играет лушэн -китайский духовой инструмент, состоящий из бамбуковых трубок. Представители этнического меньшинства Мяо используют лушэн как особый специфический атрибут в таких случаях, как праздники, сбор урожая и похороны.
Благодаря богатому творческому потенциалу народа мяо, в Гуйчжоу были созданы различные типы лушэна с различными тональностями и тембрами. В то же время возникли и разнообразные способы игры на этом инструменте. Более того, можно говорить о целой культуре лушэн, которую составляют породила мелодии лушэн, тексты лушэн, танцы лушэн и другие разнообразные виды искусства. Напитанная традиционной культурой, музыка лушэн не только высоко ценится в художественном плане, но и выполняет разнообразные функции, такие как социальная коммуникация и распространение информации и знаний [1, с. 104]. Таким образом, лушэн следует считать феноменом. В свете данного высказывания проблемы, связанные с функционированием лушэна в социокультурном пространстве Китая, требуют постоянного изучения и осмысления, а также новых ответов в свете развития и изменений времени.
Итак, лушэн - это духовой инструмент, состоящий из нескольких бамбуковых
трубок со свободным язычком (из меди). Как уже отмечалось, он является традиционным язычковым инструментом, и в Китае есть много этнических групп, для которых он является культурной ценностью. В целом лушэн состоит из четырёх частей: деревянного резервуара в форме цилиндра, труб, часто шести, сделанных из бамбука и язычка, помещённого в резервуар, который позволяет лушэну издавать звуки, и, наконец, резонансных ящиков [2, с. 12].
Предок лушэна - тростниковый шэн, который был предназначен для военных целей. В дальнейшем лушэн, в силу своей особой функции на войне и в жизни, постепенно интегрировался в культурную систему Мяо и других этнических меньшинств региона, став символом характерной национальной культуры и сформировав особую форму искусства в эту многообразную эпоху [5, с. 247]. М. Чжао пишет: «Формы музицирования и функции лушэна в исполнительской практике существенно менялись с течением времени. Изначально он был народным инструментом, затем стал ритуальным, а в отдельные периоды своего существования активно использовался и в светской музыке. В настоящее время - это сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент. Его репертуар составляют в основном народные танцы, исполняемые в составе ансамбля или оркестра» [7, с. 74].
Однако для народа Мяо, живущего в Гуйчжоу и питающего к лушэну особую
глубокую привязанность, этот инструмент имеет и сакральное значение. Пословица народности Мяо гласит: «Если лушэн не звучит, зёрна не растут», что показывает, насколько важно положение этого инструмента в сознании народности Мяо [3, с. 29].
У лушэна в Гуйчжоу долгая история: он существует в культуре региона уже более 2 000 лет, а по некоторым данным - более 5 000 лет [4, с. 124]. Примечательно, что лушэн имеет двоякое толкование в культуре Мяо. Так, с одной стороны, он является символом чистоты и простоты, народ Мяо не представляет своей жизни без него. С другой стороны, он получил распространение и как ритуальный инструмент.
В этом контексте важно отметить, что в культуре Мяо звук, издаваемый лушэном, приравнивается к речи, а ноты считаются словами. Именно этот инструмент служит ретранслятором между языком живых и языком духов. Хотя лушэн существует и в других культурах Юго-Восточной Азии, только в культуре Мяо лушэн позволяет общаться с миром духов.
Кроме того, в религии Мяо существует поверье, связанное с анимизмом, что лушэн - это духовный инструмент, который оказывает определённое влияние на высшие силы [3, с. 36]. С начала весны до осеннего сбора урожая играть на лушэне запрещено [3, с. 36]. В этот период Мяо вытирают лушэн, обвязывают его красной тканью, закрывают отверстия цветами хлопка и помещают в специальное помещение [3, с. 36].
Мяо - народ с богатой культурой и ритуалами, и они поклоняются своим предкам и уважают природу, чем объясняется их большое внимание похоронным ритуалам. Похоронная церемония Мяо очень богата различными ритуалами, но поскольку ареал распространения Мяо огромен, то и похоронная церемония в каждом регионе будет отличаться. По легенде этого народа, после смерти остаются три души: одна в могиле, другая дома, а третья отправляется воссоединиться с предками, в подземный мир, чтобы исполнить специальный танец лушэн. Этим также объясняется обязательное присутствие данного
инструмента в похоронном обряде [3, с. 37].
Музыка лушэн имеет множество уровней ценности и функций в традиционной жизни народов Мяо в провинции Гуйчжоу. Например, в их культуре сочетание лушэн с ударными инструментами находит особое применение в похоронных обрядах.
Как уже упоминалось, лушэн может использоваться на похоронах, во время погребальных обрядов, поскольку его звук символизирует смерть. Во время похоронной церемонии представители народа Мяо играют на нём с целью освобождения душей умерших людей от страданий. По их мнению, лушэн символизирует сильную кровную связь между народом Мяо и их предками [3, с. 37].
Примечательно, что во время проведения погребального обряда лушэн становится уже не музыкальным инструментом, а магическим оружием, с помощью которого можно общаться с духами. Обязательно и исполнение некоторых вокальных произведений - «Песни рассвета» и «Прощальной песни». Во время похоронного обряда это чётко определено всем ходом церемонии. Заунывные мелодичные тона песни вызывают у людей тоску по умершему. Помимо того, для народа Мяо в Гуйчжоу лушэн является символом их национальной культуры, важным средством выражения эмоций, а также духовной опорой жизни народа, без которой невозможно обойтись. Всякий раз, когда происходят роды, свадьба или похороны, звучит лушэн, и люди могут также воплотить неявное социальное общение в музыке лушэн и растворить в ней множество переполняющих их эмоций. Со временем музыка лушэн интегрировалась в культуру семьи Мяо, а сам лушэн из простого музыкального инструмента превратился в «культурный тотем» с символом национального духа [3, с. 38].
Всё вышесказанное позволяет утверждать, что взаимосвязи между музыкой лушэн и характером, эстетикой и историей народности Мяо в Гуйчжоу очень велика. Очевидно, что лушэн - это не только музыкальный инструмент, а культурный феномен, являющий собой сплав танца, му-
зыки, лирики и различных форм культур- ценностей. Это подтверждает его сакрального самовыражения. Он играет особую ная роль в погребальных обрядах народа роль в документировании исторического Мяо в провинции Гуйчжоу, в которых он повествования народа Мяо, демонстрации выступает и как символ смерти, и как свя-особого культурного наследия этого этни- зующее звено между двумя мирами - зем-ческого меньшинства и значительной роли ным и потусторонним. в объединении культурной идентичности и
Библиографический список
1. Дун Даньгань. Исследование источников возникновения лушэнов у Мяо / Даньгань Дун. Гуйчжоу: Миньцзуяньцзю, 1980. - С. 103-106 (на кит. языке)
2. Китайские музыкальные инструменты в коллекции Российского национального музея музыки. М.: Издательство РНММ, 2021. 23 с.
3. Ло Цзя Исследование эпического пения и музыкальных образцов в похоронной церемонии народа мяо в Южной Сычуани, Китай // Народ. - 2017. - № 4. - С. 32-39 (на кит. языке).
4. Фальк К., Тапп Н. Частная и публичная жизнь хмонгов Кидж и Мяо Лушенг», Хмон-ги Австралии, культура и диаспора. ANU Press, 2010. - С. 123-152 (на англ. языке).
5. Фейян Е. Исследование музыкальной культуры Мяо Лушэн с точки зрения фольклористики образования // Преподавательский форум. - 2020. - № 30. - С. 243-244 (на кит. языке)
6. Фу Личжи. Обзор исследований культуры лушэн народа Мяо в Северо-Западной Гуйчжоу - и значение сравнительных исследований культуры лушэн кланов Мяо // Journal of Guizhou University. - 2021. - № 2. - С. 116-127 (на кит. языке).
7. Чжао М. Язычковые инструменты древнего Китая в контексте развития баянного и аккордеонного искусства КНР // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2019. - № 4 (54). - С. 74-79.
THE ROLE OF THE LUSHENG MUSICAL INSTRUMENT IN THE FUNERAL RITES OF THE MIAO PEOPLE IN GUIZHOU PROVINCE
Zheng Nan, Postgraduate Student Russian Institute of Art History (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article examines the significance of the lusheng musical instrument in the funeral rites of the Miao people in Guizhou Province. The special status of the lusheng is emphasized, not only as an instrument for music performance, but also as an expression of Miao spirituality. Its role in funeral rites is also great, in which it acts as a symbol of death, as an attribute capable of linking the real world and the beyond.
Keywords: Miao, lusheng, funeral rites, ritual, symbol, death.