Научная статья на тему 'Роль музеев в воспитательной и образовательной составляющей учебного процесса'

Роль музеев в воспитательной и образовательной составляющей учебного процесса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль музеев в воспитательной и образовательной составляющей учебного процесса»

Известия ТСХА, выпуск 1, 2006 год

УДК 378.16:069

РОЛЬ МУЗЕЕВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Г.И. БАЗДЫРЕВ, О.Н. БЫЧКОВА

В последнее время в музейном деле происходят качественные изменения, они связаны с совершенствованием форм и методов работы. Роль музея изменяется функционально, музеи превращаются в учреждения для удовлетворения потребностей в культурной, образовательной, патриотической и нравственной сферах деятельности. Предназначение музеев будет изменяться, эти изменения осуществляются в академии.

Расширяется информационная

среда, особенно это важно для абитуриентов и студентов университета, впервые вливающихся в коллектив академии.

Известно, что университет располагает собранием музеев: Мемориальный музей-квартира К.А. Тимирязева (директор — А.А. Дручек), Почвенно-агрономический музей

имени В.Р. Вильямса (B.C. Кашен-ко), Музей истории РГАУ — МСХА (Г.И. Баздырев, О.Н. Бычкова), Музей животноводства имени Е.Ф. Лис-куна (В.П. Пилипенко), Музей коневодства (И.И. Бондаренко), Музей анатомии (Е.А. Просекова), Зоологический музей имени Н.И. Кулагина (С.Г. Пыхов), Музей пчеловодства (Н.В. Максименко), Геолого-минералсгический (Е.А. Ушанова), Исторический парк (А.А. Лисничев), Ботанический сад (В.А. Крючкова), Дендрарий (А.В. Громадин).

В планах работы музеев проводилась большая работа по подго-

товке к празднованию юбилейной даты — 140-летие РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева. Присвоение статуса университета в канун праздника в значительной степени повысило авторитет и значимость академии не только в нашей стране, но и за рубежом. В академии запланированы и проводятся лекции-экскурсии, они связаны с введением в специальность перспектив развития: «Первый и ведущий вуз сельскохозяйственного образования России — концепция развития до 2010 года» (лектор — ректор В.М. Баутин), «Культурная жизнь, патриотическое и нравственное воспитание студентов РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева» (лектор И.П. Прохоров), «Исторический путь становления и развития отечественной сельскохозяйственной науки и образования — от И.А. Стебута до наших дней» (лектор Г.И. Баздырев), «История академии в истории зданий» (лектор С.Г. Величко), «Д.Н. Прянишников — ровесник академии» (лектор Р.Ф. Бай-беков, В.В. Кидин), «Три века истории академии» (лектор О.Н. Бычкова) и др.

Ректоратом академии и отделом воспитательной работы было принято решение об обязательном посещении музеев студентами первого курса всех факультетов. Некоторые музеи (почвенно-агрономический,

животноводства, зоологический,

анатомии, пчеловодства и др.) посещаются студентами при изучении

соответствующих дисциплин. Музей истории РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева, музей-квартира К.А. Тимирязева носят общеобразовательный характер, с ними знакомство должно быть обязательным. В музеях отражены события, произошедшие с академией за почти полуторовековой период. На стендах представлены портреты организаторов и руководителей научных школ, великих педагогов аграрного образования — Н.И. Железнов, К.А. Тимирязев, Д.Н. Прянишников, В.Р. Вильямс, Н.И. Вавилов, А.В. Чаянов, Д.Н. Кондратьев и др.

Создание академии предопределила отмена крепостного права в 1861 г. После освобождения крестьян Россия оказалась перед сложной проблемой — кто же будет обрабатывать землю? Существовало мнение, что эту проблему можно решить за счет науки и подготовки специалистов высшей квалификации. Для решения назревшей проблемы нужно было создать высшее учебное заведение в центре России. Этот вопрос уже обсуждался в Московском обществе сельского хозяйства в 1857 г. Необходимо было найти поместье, которое располагало бы оптимальным соотношением лугов, пашни, лесов и водных ресурсов. Этим требованиям отвечало поселение Петровско-Разумовское, которое было расположено в центре России, в Подмосковье, на территории около 2000 га компактно располагались пашня, луга, лес и вода.

История Петровско-Разумовского начинает свой отсчет с небольшого поселения Семчино, принадлежащего роду Шуйских, связанных родством с Петром I. Впоследствии Семчино переименовали в Петровское. В последующем поместье передается графу Разумовскому Ки-

риллу и называется Петровско-Разумовское до настоящего времени.

С исторической точки зрения в период с 1865 г. для Петровско-Ра-' зумовского наступает новая эпоха — начинается работа по организации садов, питомников, дендрариев, полевых станций, учебных аудиторий, учебных корпусов, к 1865 г. Петровская земледельческая и лесная академия была готова принять первых студентов.

На учебу принимались все желающие: не требовалось ни дворянского титула, ни специальной подготовки, не было даже вступительных экзаменов. Через определенное время правила приема в академию были ужесточены. Академия преобразовалась в институт, для чего необходимо было внести изменения в устав. Поступить в институт мог только Тот, кто окончил гимназию или реальное училище, в институте вводятся вступительные и переводные экзамены, все студенты живут в общежитии, носят единую форму, обучаются только лица мужского пола, за ними усиливается надзор и наблюдения. История развития учебного заведения созвучна с состоянием демократии и социального развития России. Академия разделила участь неблагоприятных и счастливых периодов в жизни страны. «Нечаевское дело» связано с Нечаевым, террористом по современным понятиям. Предлагая ликвидировать современное общество, он разработал программу, которую изучали не только революционеры, но и государственные деятели. В основе его замысла — идея создания маленьких ячеек, пятерок. Реакция цепная: пять человек, каждый из которых, в свою очередь, должен был создать по пятерке и т. д. Подобными «организациями» предлагалось «покрыть»

всю Россию. А в определенный час, по команде, пятерки должны были разрушить существующий строй. В нечаевском движении активно участвовали и студенты академии, их было около 80 человек. Один из них, студент Иванов, решил, что программа все-таки несправедлива, что нельзя на крови построить новое общество. За подобное «вольнодумство» Иванов поплатился жизнью — его убили в парке академии. Началось следствие, аресты. 70 студентов были посажены в Бутырскую тюрьму. А сам Нечаев бежал за границу. Скандал наделал тогда много шума. В то время на государственном уровне стоял даже вопрос о ликвидации учебного заведения.

Впрочем, это не единственный пример участия студентов академии в политической жизни страны. Вполне логично, что история России созвучна и тождественна истории учебного заведения. Здесь был свой «серебряный век» — начало XX в. — период, когда в академии обучалось совсем мало студентов, не больше 400 человек на 4 курсах. Практически всех их преподаватели знали по именам, и в институте царила почти семейная атмосфера. Еще одним штрихом того времени были музыкальные вечера. Многие студенты и преподаватели были необыкновенно талантливы: писали музыку, владели музыкальными инструментами.

Показ экспозиции музея был задуман так, чтобы история академии как бы прочитывалась по отдельным «главам» — залам.

Вводный зал — вестибюль — повествует о времени, предшествующем возникновению академии. На большом стенде-макете изображена территория академии и перечислены названия нынешнего и прошлого периода. Портрет графа

К.Г. Разумовского, написан маслом О.Н. Бычковой. На подиуме размещены орудия сельского хозяйства старого периода.

Скульптурный портрет акад. Д.Н. Прянишникова, ровесника академии, подарок автора-скульптора О.В. Квинихидзе, витрины посвящены его жизни и деятельности.

Зал «Древо истории академии» является ключевым для ознакомления с тем, как развивалась и изменялась структура учебного заведения.

140 лет — срок немалый, изменений и событий произошло много. Последовательность этих изменений сконцентрирована на графике-схеме в виде древа начиная с 1865 г. — открытия академии. В течение 2 лет художник переносил на планшеты высотой 2,5 м фрагменты с графика-схемы.

В дополнение к «Древу» даны планшеты с историей 5 факультетов. Начиная от курсовой системы до появления факультетов и кафедр. Показ эксклюзивный и нигде, кроме музея, в полном объеме не существует.

В зале размещена экспозиция, повествующая об исключительном явлении в дореволюционной России. При запрете совместного обучения женщин и мужчин в учебных заведениях Д.Н. Прянишников организовал для женщин высшие сельскохозяйственные женские Голи-цынские курсы, по сути, являющиеся филиалом академии. Тем самым открыл двери для женщин к высшему сельскохозяйственному образованию.

Представлена общественная жизнь студентов при разной формации государства. В зале выставлены фотопортреты выдающихся ученых, преподавателей в разные периоды жизни академии, материа-

лы с фрагментами истории создания селекционной станции, опытного поля, Лесной опытной дачи, ландшафта территории академии.

Зал Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Есть вечные исторические ценности, которые не меняются со временем. Героизм многомиллионного народа нашей страны всегда будет служить примером для будущих поколений, как проявление патриотического порыва при защите своего Отечества.

Экспозиция зала Великой Отечественной войны заключается в показе на конкретных эпизодах военных действий и работы тыла в период войны — 1941-1945 гг., патриотического духа молодежи того времени, ее беспредельной любви к Родине. Все действующие лица этой экспозиции — студенты, преподаватели, аспиранты, служащие и рабочие Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева — на земле, в воздухе и на море показывали впечатляющие примеры героизма, доходящего до самопожертвования ради спасения независимости своей страны.

Начало показа — мирная жизнь перед самой войной. Общежития, спорт, учеба, отдых, сдача экзаменов, работа. Дальше на стенде демонстрируются материалы о военных действиях, об ополченцах, добровольно вступивших в первые ряды сражений.

На фотографиях ополченцев целый ряд молодых ученых — надежда и слава академии, студенты, аспиранты, преподаватели, хотя они пока не подлежали призыву. Многие из них погибли, попали в плен, пропали без вести. Поток добровольцев не иссякал: женщины санинструкторами, фотографами, политработниками, летчицами добровольно шли в ряды защитников.

Доцент кафедры коневодства Н.А. Маргойт организовал добровольцев, и на лошадях академии они влились в кавполк генерала Доватора. Четыре отважные девушки-патриотки, проявив настойчивость, присоединились к отряду конников.

Начало войны было тяжелым испытанием для народа, и тимиря-зевцы вместе со всеми разделили эту нелегкую участь. Очень многие погибли. Студент А.С. Рябчиков ради спасения своей части пошел на самопожертвование. Он погиб, вызвав огонь врага на себя, чтобы дать возможность вырваться из окружения своей роте.

Подвиги отважных партизанов А. Дубынина и В. Бирюковой отражены на стендах и витринах.

Адмиралы А.Г. Головко и В.В. Ми-хайлин — бывшие студенты академии, героически сражались адмиралами флота на Северном море. Стенды оформлены корабельными атрибутами. Дружба музея с Северным флотом не прерывается до нынешних дней к взаимной гордости. Отважные разведчики, сражавшиеся на передовой линии фронта, — Г.Б. Скворцов, ВТ. Наумов, В.А. Михеев, А.Г. Власов — удостоены высоких наград. Власов — кавалер ордена Славы I, II и III степени.

Неслыханная по дерзости, смелости и маневренности операция по освобождению Киева дала академии Героя Советского Союза И.К Шаумяна. Операция достойна тщательного разбора действий. На стенде фотография Шаумяна и целый ряд Героев Отечественной войны — ти-мирязевцев: Б.А. Рунова, В.Г. Тру-шечкина, В.И. Королева, К.А. Бо-рина. И вот — Победа! Счастливые герои битвы вернулись к мирному труду. Им признательна академия, страна. Они снова на мирном поприще.

Показ жизни тыла дан на целом ряде отдельных фрагментов многосторонней деятельности в фотодокументах. Серия планшетов, витрин занимает середину зала у одной стены — в «окружении войны». Тыл под защитой фронта, а фронт опирается на тыл. Такова концепция этого зала. События продвигаются в хронологическом порядке параллельно друг другу. Начало войны застало академию в мирном повседневном труде. Но от мирной жизни все студенты мобилизованы на строительство 3 линий оборонительных сооружений. Противотанковые рвы тянулись на многие километры. И здесь были потери. Простуда, болезни унесли несколько молодых жизней. Но дезертиров не было.

Академия распахнула двери для приема раненых бойцов с фронта. Москва стала прифронтовым городом. Большой стенд и витрина посвящены сортировочному эвакогоспиталю, который разместился во всех корпусах общежития. Редкие фотографии, сохранившиеся с того времени, повествуют о напряженной жизни одного из самых крупных за годы войны госпиталей. Связь с деятелями госпиталя и некоторыми бывшими ранеными работники музея не прерывают и до наших дней.

Эвакуация в Самарканд, учеба в тяжелейших бытовых условиях военного времени была результативной, в академии был выпуск специалистов, ее сотрудники активно помогали сельскому хозяйству не только Самаркандской области, но и всему Узбекистану. Студенты работали в колхозах и пополняли ряды действующей армии.

Оставшиеся в Москве сотрудники продолжали учебу, помогали госпиталю, работали на военных заводах.

Организованная в начале войны оптико-механическая мастерская помогала фронту и соседним военным заводам. Химическая лаборатория по инициативе Ф.П. Платонова изготавливала для партизан безопасные в обращении капсули — взрыватели нажимного действия, с помощью которых был произведен прорыв в партизанском движении.

В Ленинграде, в блокаду выпускники академии подавали, пример стойкости и героизма. Ценной реликвией этого стенда является порция-кусочек блокадного хлеба, подаренная музею.

Учеными академии выработан доступный метод получения сахаристой мальтозы, заменившей отсутствовавший во время войны сахар.

В музее представлены фото ти-мирязевцев, вносившие пожертвования для нужд войны.

Беглый перечень экспозиций военного зала не может передать впечатление от детального просмотра всего представленного. Зал посещают родственники участников войны, школьники, студенты. И каждый уносит глубокое впечатление. Скульптор Нина Александровна Матвеева, побыв в военном зале, решила пополнить экспозицию музея. Она выполнила предложенную ей тему: все студенты академии связаны одной судьбой — они из разных мест прибыли в Тимирязевку для учебы, но вместе защищали Родину и погибли героями. Так скульптор и вылила в бронзе пять портретов, выбранных ею, на одном барельефе. Это ее подарок и признание значимости темы, представленной в зале музея.

К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне музей подготовил стенд с фотографиями участников войны, работающих в на-

стоящее время в академии. Они живые свидетели тех событий, о которых повествуют стенды музея.

При создании музея нельзя было обойти вниманием тему репрессий. Тимирязевка не была исключением из общего потока арестов и уничтожения ни в чем не повинных граждан. Лучшие люди сгорали на тлеющих долгие годы углях репрессивного пожарища. Так получилось, что ряд выдающихся ученых с мировым именем, связанных своими корнями с Тимирязевской академией, подверглись уничтожению. Этим ученым посвящен Юбилейный зал, названный так потому, что все они были одного поколения, размещение памятных экспозиций приурочено к юбилейной дате каждого. НИ. Вавилов, А.В. Чаянов, Н.Д. Кондратьев, Н.П. Макаров — герои этого зала. Все они крупнейшие ученые, пополнившие мировую науку новыми направлениями и углубившие существующие знания, были тесно связаны с академией. Но, как сказал Н.Д. Кондратьев: «Тяжелая колесница истории прокатилась по нашему поколению» — все они стали жертвой не щадящей никого репрессии. Их жизнь и деятельность отражают четыре группы стендов.

Над каждым из семи стендов, посвященных Н.И. Вавилову, красуются свитки с его изречениями. «Пойдем на костер, будем гореть, а от убеждений своих не откажемся» — слова, сказанные в шутку, оказались пророческими. «Петровке, признаю, во многом обязан». Питомец академии, блестящий ученик Д.Н. Прянишникова, Н.И. Вавилов пронес через всю свою короткую жизнь благодарные слова в адрес Alma Mater. «Надо сделать все, что от тебя зависит» — эти слова, как напутствие молодежи, облада-

ют простотой выражения и глубиной смысла. Николай Иванович повторял их в трудные минуты жизни. Этими словами он подбадривал своих друзей, попавших в беду. Как, например, Г.С. Зайцев, его соученик по академии, посвятив себя селекции отечественных сортов хлопчатника, попал в абсолютно безнадежное положение. В 20-е годы в Средней Азии, где находились созданные им селекционные станции, зверствовали банды басмачей. Они уничтожили всю работу Зайцева, он сам чудом остался жив. В письме к Вавилову он написал о погубленном его деле. Вавилов помог ему возродить станции, а заветные слова внесли энтузиазм и энергию в дальнейшую работу. Эти слова Вавилова продолжают воздействовать на молодое поколение.

Семь стендов, посвященных НМ. Вавилову, для маленького музея — много, но бесконечно мало для отражения большой жизни, т-сыщенной подвигами во имя науки, жизни.

Жизнь Александра Васильевича Чаянова также оборвалась под пулей репрессии. Всего 3 стенда удалось собрать для показа его блестящей жизни. Уничтожен ученый — уничтожена память о нем. После реабилитации в 1988 г. сын Чаянова — Василий Александрович, проделав большую поисковую работу, сумел восстановить, казалось бы, навсегда утраченное. Музей располагал всего 4 фотографиями Чаянова. Один из стендов посвящен книге А.В. Чаянова «Петровско-Разумовское в его прошлом и настоящем. Путеводитель», изданной в 1925 г. И эта книга вместе с его трудами (8 томов) была уничтожена, но работники музея ее отыскали в Библиотеке им. Ленина и переписали от руки. Книгу дополнили фотогра-

фиями тех лет и тех мест, которые описаны у Чаянова.

Стенды, посвященные Н.Д. Кондратьеву, также небогато иллюстрированы, но подробно представлено его окружение, его учителя, сподвижники, друзья, родственники. Питирим Сорокин, его друг с детских лет, состоялся как всемирно известный ученый социолог. Он через дружбу с Кондратьевым стал одним из действующих лиц в Музее истории академии. Многие фотографии подарены дочерью Кондратьева — акад. Еленой Николаевной. Имеется фотография всех сотрудников Конъюнктурного института, организованного Кондратьевым на базе академии, но разгромленного после его ареста и казни.

Н.П. Макаров, которому не без помощи авторитета Н.И. Вавилова удалось избежать казни, замененной ссылкой, принадлежит к блестящей плеяде экономистов, создавших экономические законы нового государства. Сейчас его научная школа получает должное признание.

Память о погибших в репрессиях тимирязевцах-ученых, студентах, служащих, аспирантах в музее представлена далеко не в полном объеме. На отдельном стенде, размещенном в продолжение революционных событий с участием ти-мирязевцев, даны фотографии выдающихся представителей этого большого списка пострадавших. Крупный революционный деятель А.С. Бубнов учился в академии на «отлично», но революционный поток вовлек его в гущу событий. Он стал наркомом просвещения, как наиболее образованный среди других революционеров, но был репрессирован.

Ректор академии в 1925 г. Н.И. Му-ралов также изначально видел себя агрономом и даже работал управ-

ляющим в одном имении. Встав на путь революционера, занимал большие посты — первого начальника Московского округа, но, в конце концов, был репрессирован и уничтожен.

Ученик Д.Н. Прянишникова Ионас Дикусар и его жена — аспирантка академии были на длительное время арестованы. Трое малолетних детей выжили благодаря тайной опеке семьи Д.Н. Прянишникова.

Р.Г. Герлах, пострадавший за свою фамилию, успел до своего изгнания из жизни создать в академии первый молочный завод. Его известность как специалиста молочного дела простиралась далеко за пределы страны.

А.Г. Дояренко с дочерью Евгенией были репрессированы и сосланы. О ней упоминает А.И. Солженицын в книге «Архипелаг-Гулаг».

На стенде помещены ученые-ти-мирязевцы, которые не были репрессированы в прямом смысле слова, но были отстранены от научной деятельности. Это — Э.А. Жебрак, Ю.И. Чирков, Б.А. Голубев, П.А. Месяцев — организатор экономического факультета и др. Трагедия для нашей науки не должна быть забыта.

Современная экспозиция музея открывается стендом начала истории академии — на фотографиях первый ректор Н.И. Железнов, а с другой стороны стенда — нынешний ректор В.М. Баутин со студентами. Здесь можно ознакомиться с организаторами академии, родоначальниками зарождения ведущих научных и педагогических школ. Выдающиеся представители русской агрономической мысли И.А. Сте-бут, К.А. Тимирязев, П.А. Ильенков, А.Ф. Фортунатов, М.К. Турский, Р.И. Шредер, В.Р. Вильямс, Д.Н. Прянишников, В.П. Горячкин, Е.Ф. Лис-кун и многие другие были яркими

представителями интеллигенции

своего времени и учителями-наставниками для многих поколений. В канун празднования 140-летия академии имени К.А. Тимирязева на стенде помещены фотографии современной жизни академии. После торжественных заседаний и научной конференции, посвященных 140-летию, в Музее истории прошла выставка подарков и адресов, переданных министерствами, вузами, НИИ и различными организациями.

Совместно с заместителями деканов по воспитательной работе были составлены графики посещения Музея истории. Все группы 1-го курса всех факультетов посетили Музей истории. Вот высказывания некоторых из них:

— «Мы, студенты 204-й группы агрохимического факультета выражаем благодарность за столь интересную и увлекательную экскурсию. Узнав сегодня много нового об истории нашей академии, мы стали частью этого замечательного места, в котором жили и работали великие ученые и просто замечательные люди.»

— «Мы, студенты 103-й группы технологического факультета выражаем огромную благодарность работникам этого замечательного музея за увлекательную и познавательную экскурсию.»

— «Большое спасибо, было очень интересно». 103-я группа педагогического факультета.

За сентябрь — октябрь музей посетили студенты 3-го курса агрохимического факультета, 2-й курс зоо-инженерного, 4-й курс педагогического факультета.

Роль музеев в патриотическом и нравственном воспитании будет возрастать. Подготовить специалиста с фундаментальными теоретическими и практическими знаниями нельзя без воспитания специалиста как гражданина.

С целью выполнения поставленных задач необходимо создать координирующий орган — совет музеев с участием в работе совета ветеранов. Целесообразно развернуть работу по сбору материалов за последние годы, а также по истории новых факультетов и кафедр.

Ректорату академии необходимо поддержать материально-техническое обеспечение музеев.

В академии во все времена работали настоящие патриоты, которым развитие отечественного сельского хозяйства было небезразлично. Главной их целью было решение проблем плодородия почвы и обеспечение страны продовольствием.

В канун прошедшего и предстоящих юбилейных дат коллективы работников музеев желают университету удачи, новых свершений, занять ведущее место в образовательной системе страны. Всему коллективу и, особенно, студентам — хорошей учебы и полноценной жизни, достойных действительно гордого имени «тимирязевец».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.