Научная статья на тему 'К 150-летию со дня рождения Д. Н. Прянишникова'

К 150-летию со дня рождения Д. Н. Прянишникова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
241
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агрохимический вестник
WOS
ВАК
AGRIS
Область наук
Ключевые слова
УЧЕНЫЙ / SCIENTIST / НАУКА / SCIENCE / ПРАКТИКА / PRACTICE / 150 TH ANNIVERSARY / 150 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Торшин С. П.

Статья посвящена основателю отечественной агрохимической науки академику Дмитрию Николаевичу Прянишникову. Показано становление выдающегося русского ученого как исследователя и педагога. Описан вклад Д.Н. Прянишникова в развитие агрохимии, сельского хозяйства и туковой промышленности нашей страны. Статья написана в связи со 150-летним юбилеем Д.Н. Прянишникова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To 150 th anniversary of D.N. Pryanishnikov

Article is devoted the founder of a agrochemical science to academician Dmitry Nikolayevich Pryanishnikov. Formation of outstanding Russian scientific as researcher and the teacher is shown. D.N. Pryanishnikov's contribution to development of agrochemistry, agriculture and fertilizers industries of our country is described. Article is written in connection with 150-year-old anniversary to D.N. Pryanishnikov.

Текст научной работы на тему «К 150-летию со дня рождения Д. Н. Прянишникова»

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ АГРОХИМИИ

УДК 63:54(092)(091.5)

К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА

С.П. Торшин, д.б.н.

РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, e-mail: [email protected]

Статья посвящена основателю отечественной агрохимической науки академику Дмитрию Николаевичу Прянишникову. Показано становление выдающегося русского ученого как исследователя и педагога. Описан вклад Д.Н. Прянишникова в развитие агрохимии, сельского хозяйства и туковой промышленности нашей страны. Статья написана в связи со 150-летним юбилеем Д.Н. Прянишникова.

Ключевые слова: ученый, наука, практика, 150 лет со дня рождения.

TO 150th ANNIVERSARY OF D.N. PRYANISHNIKOV S.P. Torshin

Russian Timiryazev State Agrarian University, e-mail: sptorshin@rambler. ru

Article is devoted the founder of a agrochemical science to academician Dmitry Nikolayevich Pryanishnikov. Formation of outstanding Russian scientific as researcher and the teacher is shown. D.N. Pryanishnikov's contribution to development of agrochemistry, agriculture and fertilizers industries of our country is described. Article is written in connection with 150-year-old anniversary to D.N. Pryanishnikov.

Keywords: scientist, science, practice, 150th anniversary.

История знает немало выдающихся ученых, посвятивших себя изучению наук о земле. Среди них - когорта известных во всем мире русских и советских ученых, представляющих гордость отечественной агрономической науки конца XIX в. - первой половины XX в. - И.А. Стебут, А.В. Советов, К.А. Тимирязев, М.К. Турский, Н.И. Вавилов и многие другие. Не упомянуть в этом описке академика Д.Н. Прянишникова означало бы остаться в неоплатном долгу перед историей отечественного естествознания и сельского хозяйства. Юбилейная, 150-летняя дата со дня рождения Дмитрия Николаевича приходится на начало ноября 2015 г. Меньше месяца отделяет день рождения Д.Н. Прянишникова от даты основания Петровской земледельческой и лесной академии - старейшей высшей сельскохозяйственной школы, с которой Дмитрия Николаевича связывал огромный и плодотворный более чем полувековой период жизни, начиная с 1887 г., когда он поступил в «Петровку» студентом, и кончая 1948 г., когда академика Д.Н. Прянишникова не стало. Другими словами, даты 7 ноября и 3 декабря 2015 г. знаменуют два славных юбилея в Петровско-Разумовском.

Итак, слово о профессоре Петровской земледельческой и лесной академии, академике Д.Н. Прянишникове.

Начало научной и педагогической деятельности Д.Н. Прянишникова охватывает исторический период на переломе веков. Именно в это время сформировалось научное кредо ученого, определилось направление приложения сил и знаний, состоялся выбор жизненного пути. Размышления о развитии производительных сил отечественного сельского хозяйства, стремление получить два колоса там, где собирали один, логически привели молодого Прянишникова к необходимости становления науки о питании растений, к разработке научно обоснованного приложения химии к земледелию, т.е. к созданию отечественной агрохимии.

Дмитрий Николаевич Прянишников родился в 1865 г. в Сибири в г. Кяхта в семье служащего. Среднее образование он получил в Иркутской гимназии, в которой господствовала атмосфера свободы мысли и творчества, так как многие преподаватели были дворянами из числа декабристов. По окончании гимназии в 1883 г. Прянишников переезжает в Москву и поступает в Университет. Отметим, что выбор специально-

сти оказался для Дмитрия Николаевича нелегкой задачей. Успехи в изучении иностранных языков сулили ему большое будущее на гуманитарном поприще, но рассудив, что в общественных науках больше элементов веры, чем знания, Прянишников выбирает точные науки: он поступает на физико-математический факультет. Однако, несмотря на удовлетворение от занятий математикой, Прянишников, тем не менее, не оставляет мысли о поиске другой специальности, которая позволила бы в дальнейшем принести пользу в практических делах - он переходит на естественно-исторический факультет. После окончания университета в 1887 г. ведущие химики В.В. Марковников и М.И. Коновалов предлагали Дмитрию Николаевичу работу в своих лабораториях, но заманчивые предложения не изменили намерений Прянишникова продолжать образование на этот раз в Петровской земледельческой и лесной академии. Трудно предположить, что определило столь крутой поворот в жизни Дмитрия Николаевича. Несомненно, немалую роль в этом сыграли лекции К.А. Тимирязева, знакомство с «Петровкой» при посещении сибирского землячества, дружба с семьей Коссовичей - Самсоном Семеновичем - директором Московской земледельческой школы и его сыном Петром - однокашником Прянишникова по университету.

Ровесник Д.Н. Прянишникова - Петровская земледельческая и лесная академия была основана недалеко от Москвы в Петровско-Разумовском. Инициатива, финансовое обеспечение и организация создания этого агрономического вуза принадлежали Московскому обществу сельского хозяйства. С 1865 г. академия начинает прием студентов, поражая необычно либеральным уставом, полной свободой для учащихся и в то же время прекрасными преподавателями и хорошей материальной базой для обучения. В академии Д.Н. Прянишников получил степень магистра агрономии (1890 г.); здесь он профессорствовал (1895-1948 гг.), здесь (впервые в мире) ввел в практику студентов постановку вегетационных опытов (1896 г.), здесь замещал директора по учебной части (1907-1913 гг.), а затем и сам стал директором (1916 г.); здесь до последних своих дней возглавлял созданную им самим кафедру агрохимии.

Феномен исследователя и педагога Д.Н. Прянишникова формировался на почве фундаментальных достижений в естествознании XIX в. и начала XX в. Среди его учителей - маститые ученые - К.А. Тимирязев, И.А. Стебут, Г.Г. Густавсон, А.Ф. Фортунатов. Из многочисленных командировок за границу он привозил в Россию лучшие достижения знаний западноевропейских агрономических школ. Пфеффер, Рюм-кер, Кох, Гельригель - в Германии; Дегерен и Дюкло - во Франции; Ацци - в Италии; Шульце - в Швейцарии - далеко не полный перечень современников Д.Н. Прянишникова, в лабораториях которых ему посчастливилось побывать. Много знаний Дмитрий Николаевич черпал и в трудах своих предшественников - ученых классиков как зарубежных - Ю. Либих, Ж.Б. Буссенго, Дж. Лооз, так и русских - Д.И. Менделеев, М.Г. Павлов, И.А. Стебут, К.А. Тимирязев, Г.Г. Густавсон.

Путь Д.Н. Прянишникова в агрохимическую науку оформился не сразу. В начале своего самостоятельного научного творчества во время заграничной стажировки он занимается проблемами физиологии и биохимии растений - изучает процессы распада белковых веществ при прорастании семян. По возвращении из Европы (1905 г.) ему предложили кафедру частного земледелия в бывшей Петровской академии, переименованной к тому времени в Московский сельскохозяйственный институт. Согласие было получено, и вероятно, Прянишников не был бы самим собой, если бы не добился выдающихся успехов и на этом поприще. И вот результат: его учебник «Частное земледелие (растения полевой культуры)» долго считался, да и сейчас служит лучшим руководством по растениеводству, он выдержал 8 изданий при жизни автора и не потерял актуальности в наше время. Однако, Дмитрий Николаевич серьезно задумывался над проблемой приложения химии к земледелию, так как хорошо понимал простую истину: для того, чтобы накормить человека, необходимо накормить растение. По собственной инициативе он начинает читать курс агрономической химии, который не был предусмотрен программой Московского сельскохозяйственного института. В этом добром начинании ему помогал П.С. Коссович, который также «нелегально» преподавал агрохимию в лесной академии в Петрограде. Только благодаря деятельности этих двух подвижников выпускники агрономических вузов имели представление об основах агрохимии. А основы, содержание науки о питании растений Прянишников изящно изображал в виде трех взаимосвязанных составных частей: почва, растение, удобрение. Этот знаменитый, ставший хрестоматийным треугольник и в наше время демонстрируют студентам на первых лекциях по агрономической химии. Курс агрохимии появился в учебной программе Тимирязевки только в 1920 г., когда под руководством О.Ю. Шмидта пересматривались программы вузов всей страны. Немало способствовали в возрождении курса старания самого Прянишникова, искренне любившего свое детище.

Практическое применение агрохимии, которая служит теоретической базой химизации земледелия, Д.Н. Прянишников рассматривает как мощное средство повышения производительности сельскохозяйственного труда. А зачем это было необходимо, если Россия, издавна считавшаяся аграрной страной, вывозила хлеб в другие страны? Ответ на этот вопрос мы находим в трудах Прянишникова. Дело не в том, что Россия из года в год собирала высокие урожаи хлебов, а в том, что она была аграрной страной только

по составу населения, страной, в которой крестьяне питались по-вегетариански. Другие страны, например Германия, покупали русский хлеб, что бы скармливать его скотине, получая при том 1 фунт мяса из 4-5 фунтов зерна (средний урожай пшеницы в период 1908-1915 гг., в России составлял 45 пудов, в Германии - 140 пудов) [1]. Отсюда Прянишников ставит глобальную задачу: «Россия должна избегнуть противоречия между улучшением питания населения и экспортом», а для этого необходимо «создать действительные избытки хлеба» [1, с. 413]. Каким образом? Способами обработки почвы, механизацией или «хими-фикацией», как в го время называли применение минеральных удобрений, или другими приемами? Не умаляя других средств поднятия урожаев, Дмитрий Николаевич выбрал химификацию, а время доказало, что удобрения обеспечивают, по крайней мере, половину прибавки урожая от интенсивных приемов.

Посвятив себя агрохимии, Д.Н. Прянишников применил к этой науке то, что в наши дни назвали бы системным подходом, т.е. творчески развил ее теоретические и практические аспекты: укрепил научную основу агрохимии, уделял много внимания преподаванию дисциплины и подготовке кадров, оценке природных ресурсов, становлению туковой промышленности, разработке методики опытного дела и агрохимических исследований, внедрению достижений агрохимии в практику и пропаганду правильного применения удобрений.

Успехи Д.Н. Прянишникова на агрохимическом поприще прослеживаются крупными достижениями как этапы большого пути. Он показал роль азота в земледелии страны, научно обосновал сочетание двух источников азота - технического и биологического. Дмитрий Николаевич дал глубокое теоретическое обоснование дифференцированного использования фосфоритов в зависимости от свойств почвы. Замечательны его работы в области калийных и местных (навоз, торф, зола) удобрений, а также по известкованию почв. Много трудов ученый уделял изучению вопросов о дозах, сроках и способах внесения удобрений, размещения их в севооборотах, а также потребности в них отдельных культур.

Предмет постоянной заботы Дмитрия Николаевича - агрохимическое образование. Дифференциация отдельных отраслей знания, углубление общественного разделения труда в наше время часто приводит к ситуациям, когда приходится решать дилеммы выбора между научной и преподавательской работой в крайнем проявлении, либо постоянно искать правильное соотношение учебного и научного. Как эти проблемы решались Д.Н. Прянишниковым? - Он никогда не противопоставлял учебного научному. Часто цитируя поговорку Н.И. Пирогова о том, что «научное и светит и греет», а «учебное без научного только блестит» [2, с. 3], он строил учебный процесс таким образом, чтобы самостоятельные исследования студентов занимали в обучении видное место. Правильное соотношение научного и учебного в понимании Дмитрия Николаевича, пожалуй, наилучшим образом характеризует девиз его научно -педагогической деятельности: «Исследуя - учим». Прянишников особенно подчеркивал то обстоятельство, что важность прикосновения к научной работе необходима не только тому, кто видел свое будущее в науке, но и для работы впоследствии в хозяйстве, в земстве, журнальном деле и т.д., потому что «такая прикосновенность оставляет след на всю жизнь, приучая к более разносторонней оценке явлений, к самокритике, предостерегая от наклонности к поспешным выводам, к слишком упрощенным решениям» [2,с. 8]. В период раннего творчества Прянишникова бытовало мнение о том, что преподавание необходимо культивировать в одних местах, а науку - в других. Дмитрий Николаевич был ярым противником этого: он разделял взгляды А. Тэера об отношении к сельскому хозяйству как к науке и как к искусству, подчеркивая, что в школу люди идут, прежде всего, за наукой. Прянишников был неутомимым поборником устройства опытных станций при высших сельскохозяйственных учебных заведениях. Именно его стараниями при старейшей агрономической школе - Петровской академии была создана новая опытная станция. Строительство ее началось в 1910 г. на базе опытного поля И.А. Стебута, а в 1912 г. на территории опытной станции по инициативе Д.Н. Прянишникова был заложен многолетний опыт с различными сельскохозяйственными культурами, приемами земледелия и удобрения. Опыт был задуман как демонстрационный, однако и до настоящего времени он, уже являясь памятником культуры, служит не только учебным пособием, но и научным полигоном.

В деле преподавания и исследования Прянишников всегда был на переднем крае мировых достижений, новатором в своей науке. Яркими примерами этого служат: чтение первого в России курса химии растений в Московском университете (1894-1931), введение впервые в России в практические занятия студентов постановки вегетационных опытов (1896) и т.д. Его учебник «Агрохимия» [3], неоднократно переиздававшийся в нашей стране и пользующийся большой популярностью за рубежом, и в настоящее время служит одним из основных учебных пособий для студентов, изучающих агрономическую химию, настольной книгой многих специалистов-агрохимиков. Приведем эпизод проявления новаторства Прянишникова в деле применения достижений науки на практике. Часть тяжелого военного времени он работает в Самарканде в филиале сельскохозяйственной академии. Для того чтобы задействовать эвакуированные в Узбекистан и Казахстан заводы по производству сахара, Дмитрий Николаевич начинает актив-

ную работу по введению сахарной свеклы в земледелие этих республик, и нетрадиционную для Средней Азии культуру стали успешно возделывать, включая ее в хлопковые севообороты.

Для того чтобы удобрения применять необходимо их иметь, т.е. либо производить, либо закупать. Закупки удобрений за рубежом в первые годы Советской власти были невозможны по экономическим причинам, в то же время обнищавшая страна располагала богатыми ресурсами для их производства. Необходима была организация поиска и оценки этих ресурсов, что не могло не коснуться Д.Н. Прянишникова. Совместно с профессором Я.В. Самойловым он организует комиссию по исследованию отечественных агроруд - фосфоритов и другого сырья для производства удобрений. Дмитрий Николаевич не оставляет без внимания технологию производства туков. В этом деле он выступает как химик, ведь по его четкому определению, агрохимик - это лучший химик среды агрономов и лучший агроном среди химиков. Предложение Прянишникова использовать для разложения фосфоритов не серную, а азотную кислоту было успешно реализовано в технологии производства сложных удобрений. Часто вопросы производства удобрений выходили за рамки туковой промышленности и охватывали химическую и оборонную индустрию. В своих работах Дмитрий Николаевич показал, что при создании мощной базы производства минеральных туков тем самым укрепляется обороноспособность страны, поскольку «те же самые отрасли химической промышленности, развитие которых необходимо для дела обороны, обслуживают земледелие в его созидающей творческой работе, доставляя пищу культивируемым растениям в виде минеральных удобрений» [4, с. 373]. Истинный патриот Д.Н. Прянишников всегда стоял на страже государственных интересов, более того, он был крупным государственным деятелем - консультантом Госплана и принимал активное участие в составлении нескольких пятилетних планов развития страны, возглавлял секцию агрохимии ВАСХНИЛ.

Поддерживая курс на создание отечественной химической промышленности, Дмитрий Николаевич не забывал нужды сегодняшнего дня: в первые годы Советской власти, когда искусственных удобрений практически не было, он становится горячим пропагандистом навоза, торфа, золы и зеленого удобрения.

Как и большинство выдающихся ученых, академик Д.Н. Прянишников мог по праву гордиться огромной армией своих учеников, его школу трудно оценить количественно. Практически все отечественные специалисты агрономы, не говоря уже об агрохимиках, в той или иной степени учились у Дмитрия Николаевича. Среди его учеников - гордость отечественной науки академик Н.И. Вавилов - великий сеятель растениевод, географ, эколог, историк, этнограф, генетик, селекционер и т.д., оставивший миру замечательные, еще не полностью раскрытые и осмысленные нашими современниками творения в области происхождения, изменчивости, иммунитета и экологии растений, оценивший, насколько это было в его силах, ресурсы мировой флоры для использования их в народном хозяйстве. Под руководством Дмитрия Николаевича развивалось научное и педагогическое мастерство тонкого экспериментатора, большого знатока опытного дела профессора А.Г. Дояренко, впоследствии основавшего новое направление исследований -агрофизику. У Прянишникова учился его преемник по кафедре агрохимии, всемирно признанный химик-агрохимик - В.М. Клечковский, открывший закономерности заполнения электронных уровней атомов элементов периодической системы Д.И. Менделеева - «правило Клечковского». Школу Прянишникова украшают имена известных ученых - агрохимиков А.Г. Шестакова, А.В. Петербургского, Б.А. Голубева, И.Г. Дикусара, Е.В. Бобко, А.Н. Лебедянцева, В.С. Буткевича, Ф.Т. Перитурина и многих других, основавших свои школы с многочисленными учениками. Успех школы Дмитрия Николаевича заключался в том, что он воспитывал не сотрудников, а единомышленников, ценил в учениках не исполнительность, а инициативу и свободу творческой мысли.

Творческое наследие академика Д.Н. Прянишникова насчитывает свыше 550 работ. Большинство статей, монографий и учебников с полным основанием можно назвать классическими. По определению классические работы отличают атрибуты общепризнанности и непреходящей ценности. Общепризнанность работ, многие из которых переведены на иностранные языки, не вызывает сомнений. Да и самому автору неоднократно оказывали честь иностранные академии наук избранием его в почетные члены (Шведская академия сельскохозяйственных наук, академия естествоиспытателей в Галле, Чешская земледельческая академия, Немецкая земледельческая академия и др.). Что касается непреходящей ценности, работы Дмитрия Николаевича, написанные 50-70 лет назад, оказываются чрезвычайно актуальными и в наши дни.

Как в науке, так и в преподавании, а также в солидных монографиях и лекциях Д.Н. Прянишников всегда подходил к излагаемому материалу с исторических позиций. Это, с одной стороны, вызывало живой познавательный интерес, с другой - подчеркивало особую значимость новых достижений науки, базирующейся на совокупности знаний прошлого. Историческими экскурсами начинаются знаменитый учебник «Агрохимия» [3], курс лекций «Введение в агрономию» [5], фундаментальный труд «Азот в жизни растений и земледелии СССР» [6]. История сельскохозяйственной науки ученым изучалась очень широко. Например, из 21 лекции, прочитанной им для студентов I курса всех факультетов Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева в 1943-1944 гг. под общим названием «Введение в агроно-

мию», в первых 10 лекциях значительное внимание уделено истории естествознания, сельского хозяйства и опытного дела, начиная с античных цивилизаций Древнего Рима, Греции; Вавилона до эпохи Тэера, Буссенго, Либиха и своих современников. В обширном научном наследии Прянишникова можно найти и работы, посвященные непосредственно истории сельскохозяйственной науки, причем практически во всех исторических повествованиях он касался наиболее любимых вопросов - становление науки о питании растений и учение об удобрении.

Углубленное изучение истории проявлялось у Дмитрия Николаевича не только в научных трактатах и лекциях. С самого начала Великой отечественной войны он начал тщательно штудировать историю борьбы славян с захватчиками, неоднократно выступал с докладами «Гитлер и славяне» в Академии наук и в Тимирязевке. Он искренне верил в победу советского народа над фашистской Германией.

Талант Д.Н. Прянишникова многогранен: ученый не замыкался только на узкий круг чисто профессиональных интересов. В период зрелого творчества его не покидало амплуа популяризатора агрономической науки. Он был блестящим сельскохозяйственным писателем. Неоднократны популярные выступления Дмитрия Николаевича на страницах советской печати в газетах «Правда», «Известия», «Совхозная газета», «Сельскохозяйственная газета», «Земледельческая газета».

Еще несколько штрихов к портрету академика Д.Н. Прянишникова. О характере Дмитрия Николаевича наиболее удачно написал А.Ф. Фортунатов, назвав его «настойчиво-мягким» в стихах, посвященных своему ученику [7]. Тем не менее, Прянишников был непримирим ко лжи в науке, к карьеризму, к недобросовестности. В этой связи он руководствовался двумя правилами: «к науке надо подходить с чистыми руками» и «наука ничего не принимает на веру». Скромность была неизменным спутником его жизни: Дмитрий Николаевич отказался от высокой зарплаты на посту директора института, от предложенной ему государственной дачи, щедро раздавал деньги своей Государственной премии на научные поездки молодых ученых. Его отличала незаурядная, даже феноменальная работоспособность. Судьба даровала ему, долгую жизнь - Дмитрий Николаевич прожил 82 года и до последних дней самозабвенно работал. Современники вспоминают, как престарелый академик обходил опытные поля, часто останавливался, отдыхал и шел дальше. Он никогда не навешивал ярлыков на своих научных и идейных противников, предпочитая даже не называть их фамилий, пользуясь словами «автор», «сторонник», «докладчик» и т.д.

Любимая скульптура Д.Н. Прянишникова изображает безлошадного бедняка с сохой, в которую запряжены три крестьянки. Может быть, тяжелый труд земледельца, который символизировала скульптура, вдохновлял Дмитрия Николаевича на трудовые подвиги.

Попытка осветить неоценимый вклад академика Д.Н. Прянишникова в развитие агрохимии показала, что ученому это удалось в полной мере - агрохимия в нашей стране получила должный статус. Однако в настоящее время - время пересмотра мнений и переоценки ценностей многое подвергается сомнению. Агрохимия - не исключение. Большинство считают ее полноправной наукой, хотя есть точка зрения о том, что она - лишь раздел физиологии растений. Многие думают об агрохимии как о науке необходимой, хотя есть и те, кто в этом сомневается. С полным основанием можно отнести агрохимию к наукам фундаментальным, хотя есть мнение о слишком прикладном ее характере: казалось бы доказана роль агрохимии как теоретической базы в деле повышения урожаев и улучшения их качества, но при этом многие обвиняют ее в загрязнении сельскохозяйственной продукции «химией» и в других экологических бедах.

К одному из серьезных факторов, тормозящих развитие науки в настоящее время, следует отнести недостаточнее знание и осмысление опыта прошлого, особенно опыта, сконцентрированного в трудах классиков. Эта мысль стала уже традиционной спутницей научных конференций, посвященных юбилеям ученых-корифеев - Н.И. Вавилова, В.И. Вернадского, А.В. Чаянова. Очевидно, что в работах Д.Н. Прянишникова, большинство из которых не потеряли актуальность и в наши дни, можно найти ответы на многие вопросы касательно агрохимии, ее роли, необходимости и опасности.

Литература

1. Прянишников Д.Н. К вопросу о химификации нашего земледелия (1924). Собрание статей и научных работ. -М.: Работник просвещения, 1927, т. 1. - С. 409-440.

2. Прянишников Д.Н. По высшим агрономическим школам Европы (1909). Собрание статей и научных работ. -М.: Работник просвещения, 1927, т. 1. - С. 1-44.

3. Прянишников Д.Н. Агрохимия. Избранные сочинения. - М.: Колос, 1965, т. 1. - С. 37-756.

4. Прянишников Д.Н. Нужды сельского хозяйства и задачи военной обороны (1924). Собрание статей и научных работ. - М.: Работник просвещения, 1927, т. 1. - С. 373-380.

5. Прянишников Д.Н. Введение в агрономию. Избранные сочинения. - М.: Колос, 1965, т. 3. - С. 9-164.

6. Прянишников Д.Н. Азот в жизни растений и земледелии СССР. - М.: Колос, 1965, т. 3. - С. 283-468.

7. Фортунатов А.Ф. Дмитрию Николаевичу Прянишникову (1925). Д.Н. Прянишников. Собрание статей и научных работ. - М.: Работник просвещения, 1927, т. 1. - С. 91-92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.