Д
Роль муниципального управления в устойчивом развитии территории
The Russian Federation: The Role of Municipal Government in the Sustainable Development of Its Territory
УДК 35.075:332
>
А
к
X CL
О
Браславский Александр Викторович
генеральный директор ООО «Альянс» (Санкт-Петербург)
193231, Санкт-Петербург, ул. Дыбенко, д. 38А, пом. 4Н
Braslavskiy Aleksandr Viktorovich
'Aryans" Ltd. (St. Petersburg) Dybenko Str. 38A, 4N, Saint-Petersburg, 193231, Russian Federation
В современных условиях «центр тяжести» усилий по регулированию социально-экономического развития постепенно смещается на наиболее низкий уровень власти — муниципальный. Это связано с тем обстоятельством, что именно здесь решаются вопросы местного значения, определяющие качество жизни населения, комфортность условий его жизнедеятельности. Поэтому необходимо научное изучение особенностей влияния муниципального управления на обеспечение устойчивого развития территорий. В статье рассматриваются системные признаки моделей муниципального самоуправления, муниципального управления, комплекс целей и задач управления муниципальным образованием. Показаны общая структура муниципальных образований и главная цель их развития.
The article discusses the Russian Federation (RF), stating the role that municipal government plays in the sustainable development of its territory. In so doing, the document presents systemic models of city government and municipal administration, as well as the set of management objectives adopted by the RF urban community. The paper, in dealing with the current municipal environment, points out the 'center of gravity' of efforts aimed at regulating socio-economic development. These efforts, the critique notes, are gradually being shifted to the municipal infrastructure, the lowest potential level of government. This shift, the commentary posits, is coming about to address local issues such as the quality of life and the comfort of existing conditions. The long-term goal, the blueprint suggests, is to apprehend the features of municipal government — including the general structure and developmental objectives — as a pre-step to influencing the Russian territories' sustainable development.
Ключевые слова: муниципальное управление, муниципальное образование, система, модель, деятельность, эффективность, качество жизни
Keywords: municipal government, municipality, systemic model, activities, effectiveness, quality of life
В настоящее время объективные условия, в которых действуют субъекты управления, изменились: процессы стали не только динамичными, нелинейными, но и глобальными, что требует принципиально другого социального управления — целостного и стратегического по своей природе. Главная линия развития теории и практики муниципального управления сегодня заключается в создании устойчивой, эффективной и гибкой демократической системы
управления, утверждении и поддержании авторитета местной власти, что невозможно без устранения факторов командно-бюрократической системы управления путем последовательной реализации принципов самоуправления [1; 2].
Муниципальное самоуправление (МСУ) нами рассматривается как явление и как процесс. Как явление оно представлено созданием и функционированием муниципальных образований. Как процесс МСУ представляет собой управленческую деятельность органов местного самоуправления, связанную с достижением определенных целей в виде совокупности последовательно-параллельных операций, представленных управленческими циклами планирования, координации, регулирования, организации, контроля, учета и анализа, а также мотивации на муниципальном уровне.
Под МСУ понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [3]. МСУ в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций [4].
Объектом МСУ является муниципальное образование — населенная территория, на которой оно осуществляется. В качестве субъекта МСУ выступает население муниципального образования — местное сообщество, а также органы МСУ, избранные населением и действующие от его имени, выполняющие управленческие функции в пределах МО. Предметом МСУ является регулирование социально-экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов [5].
Модель системы МСУ (рис. 1) отражает системные признаки МСУ, выделяющие его среди других властных структур, и позволяет, по мнению автора настоящей статьи, выделить главные категории управления местным сообществом. МСУ развивается в силу воздействия таких факторов, как максимальное включение в процесс управления территорией непосредственно населения муниципальных образований; донесение до людей объективных сведений о возможностях МСУ в рамках самых разных форм организации коммуникаций; дифференцированный подход к построению политики в разных типах муниципальных образований; финансовая самодостаточность местного самоуправления [6].
Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сель-
Территориальная целостность Организационное обеспечение, выборность, Финансовая достаточность — гарантия минимальных
разделение ветвей стандартов
\
Самостоятельное Местное Организационное
решение самоуправление обособление местного
населением всех вопросов как система самоуправления —
местного значения народовластия противовес бюрократии
Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления — неунифицированная модель
Соразмерность полномочий местного самоуправления материально-финансовыми ресурсами
> <
Рис. 1. Системная модель местного самоуправления [7]
Сущностные понятия Муниципальное образование — Цели и задачи
муниципального ► объект муниципального муниципального
самоуправления самоуправления самоуправления
Законы, принципы, функции МСУ
Системные методы МСУ
Принятие решений на муниципальном уровне
Организация муниципального самоуправления
к
X
О
Результаты деятельности органов муниципального самоуправления
Оценка эффективности деятельности органов муниципального самоуправления
Принятие решений по улучшению деятельности муниципальных органов
Рис. 2. Элементы системы муниципального самоуправления
Составлено по: [8].
ское поселение, несколько поселений, ооъединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления [2].
Из перечисленных характеристик следует, что МСУ — это деятельность выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированию и исполнению местного бюджета, а также иной их деятельностью в различных сферах муниципального образования, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, решения других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы. Органами местного самоуправления обеспечивается управление муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством, финансами и всеми сферами деятельности муниципального образования.
Муниципальное самоуправление строится на основе общих принципов управления и включает в себя ряд элементов (рис. 2). Теория муниципального управления, рассматривая муниципальное управление как систему, изучает организацию муниципального управления, а муниципальное образование изучается как социально-экономическая система, субъект управления, технология муниципального управления, методы и порядок принятия решений, планирования и прогнозирования, методы муниципального управления, механизм взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, средствами массовой информации и населением, как
воздеиствие систем и механизмов управления на социальные процессы, социальные институты, социальные общности различных видов и уровней. Здесь исследуются вопросы оптимизации управления муниципальным персоналом.
Муниципальное образование в соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Муниципальное образование (МО) является сложной социально-экономической системой, состоящей из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: населения, природно-географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие всего муниципального образования [9].
По данным государственной статистики РФ, по состоянию на 1 января 2012 г. на территории Российской Федерации сформировано 23 118 муниципальных образований, а численность работников органов местного самоуправления составила 336 463 человек, что говорит о развитии процессов формирования системы МСУ в соответствии с изменяющимися потребностями населения в самоуправлении [10]. В Северо-Западном федеральном округе на конец 2011 г. имелось 1705 муниципальных образований, а в Санкт-Петербурге — 111. Большая часть муниципальных образований приходится на муниципалитеты сельских поселений, муниципальных районов.
^ В собственности муниципалитетов находится
ш 258 000 муниципальных предприятий и организа-
^ ций образования, здравоохранения, культуры, спорта. * .-i
^ Предприятия и организации, находящиеся в муниципальной собственности на конец 2009 г., составляли
ш
s 5,2% от общего числа предприятий. Эти данные под-х черкивают значимость и роль муниципальных образований в экономике страны и каждого федерального ш округа. Из числа МО, участвующих в межмуници-m пальных коммерческих организациях, большая доля £ приходится на сельские поселения: соответственно > 81,3% в РФ и на Северо-Западе — 73,8%.
Центральное место в системе МСУ занимает фор-н мирование комплекса целей и задач, которые опре-< деляются научно обоснованными перспективами i= социально-экономического развития муниципального х образования на основе главной цели муниципально-х го самоуправления. Во многих случая, как отмечает о К. М.Басангова относительно северных территорий, н- главной задачей социально-экономического развития территорий является приближение уровня жизни населения к минимальным стандартам благосостояния, удовлетворения социальных потребностей, развития интеллектуального потенциала, мотивации труда, достигнутым к началу XXI в. в экономически развитых странах. Выход на этот рубеж гарантирует воспроизводство населения, качество которого способно обеспечить устойчивое поступательное экономическое и социальное развитие субъектов РФ [11].
Таким образом, главная цель любой социально-экономической системы и МСУ в том числе определяется в первую очередь потребностями населения. Если эта система в основном выступает как система, предназначенная для наиболее полного удовлетворения каких-либо потребностей населения, то ее главной целью должны быть определенный уровень и качество обслуживания населения. Определение потребностей и их удовлетворение входит в круг задач органов местного самоуправления. Следовательно, можно утверждать, что главной целью муниципального самоуправления является повышение уровня и качества жизни населения муниципального образования.
Литература
1. Голощапов Р. В. Самандина Л. В. Система государственного и муниципального управления: Учебно-методич. пособие. Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008. 110 с.
2. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М.: Гардарики, 2005. 318 с.
3. Европейская хартия местного самоуправления (СТРАСБУРГ, 15.10.85) / Ратифицирована Российской Федерацией: ФЗ от 11.04.1998 г. № 55-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/2540485/.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ, ст. 2 // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// base.garant.ru/10104758/1/#1005.
5. Иванов В. В. Коробова А. Н. Муниципальный менеджмент: Справ. пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. 718 с.
6. Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг.: Аналитический доклад /
Ин-т современного развития: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.insor-russia.ru/ru/programs/ с1ос/3928.
7. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления. СПб: Питер, 2005. 192 с
8. Адамович А. С., Атаманчук Г. В., Буянкина А. Н. и др. Система государственного и муниципального управления: Учебник / Под общ. ред. Г. В. Атаманчука. М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 2005. 487 с.
9. Ермоленко Д. В. Апанасенко Е. П. Человеческий капитал в фокусе инвестиционной привлекательности социально-экономической системы // Научный журнал КубГАУ. 2008. № 41 (7): [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ь|Пр:// ej.kubagro.ru/archive.asp?n=41.
10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru.
11. Басангова К. М. Социальные проблемы экономического развития северных территорий // Евразийский международный научно-аналитический журнал. Проблемы современной экономики. 2012. № 1 (41). С. 418-420.
References
1. Goloshchapov R. V. Samandina L. V. Sistema gosudarstven-nogo i munitsipal'nogo upravleniya [The system of state and municipal government]. Khabarovsk, Far Eastern Academy of Public Administration Publ., 2008. 110 p.
2. Vasilenko I. A. Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie [State and municipal government]. Moscow, Gardariki Publ., 2005. 318 p.
3. European Charter of Local Self-Government ETS N 122 (Strasbourg, Oct. 15, 1985). Ratified by the Russian Federation — Federal Law of April 11, 1998 № 55-FZ. Available at: http:// base.garant.ru/2540485/. (in Russ.).
4. RF Federal Law of August 28, 1995 № 154-FZ "On general principles of local self-government in the Russian Federation". Art. 2. Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii [Collection of Laws of the Russian Federation], 1995, no. 35, art. 3506. Available at: http://base.garant. ru/10104758/1/#1005. (in Russ.).
5. Ivanov V. V., Korobova A. N. Munitsipal'nyy menedzhment [Municipal management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2002. 718 p.
6. Russian local government: Results of the municipal reform in 2003-2008. Analytical report. Institute of Contemporary Development. Available at: http://www.insor-russia.ru/ru/ programs/doc/3928. (in Russ.).
7. Babun R. V. Organizatsiya mestnogo samoupravleniya [Organization of local government]. St. Petersburg, Piter Publ., 2005. 192 p.
8. Adamovich A. S., Atamanchuk G. V., Buyankina A. N., e. a. Sistema gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [The system of state and municipal government]. Moscow, Russian Academy of Public Administration Publ., 2005. 487 p.
9. Ermolenko D. V., Apanasenko E. P. Chelovecheskiy kapital v fokuse investitsionnoy privlekatel'nosti sotsial'no- ekono-micheskoy sistemy [The human capital is focus of investment attractiveness of the social-economic system]. Nauchnyy zhurnal KubGAU [Scientific Journal of the Kuban State Agrarian University], 2008, no. 41 (7). Available at: http:// ej.kubagro.ru/archive.asp?n=41.
10. Official website of the RF Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru.
11. Basangova K. M. Sotsial'nye problemy ekonomicheskogo razvitiya severnykh territoriy [Social problems of economic development of the northern territories]. Problemy sovre-mennoy ekonomiki, 2012, no. 1 (41), pp. 418-420.