МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
А.В. Бережной, канд. экон. наук, доцент А.Ю. Савва, магистрант
Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11259
Аннотация. В статье описываются особенности системы местного самоуправления и муниципального менеджмента. Рассматривается уровень муниципальной власти с точки зрения института государственного управления, который влияет на улучшение качества жизни населения. К проблемам формирования инновационного общества ведет финансовая несамостоятельности муниципальных образований, особенно маленьких по численности населения как поселений, так и муниципальных районов.
Ключевые слова: менеджмент, государственное и муниципальное управление, муниципальное образование, местное самоуправление, муниципальные финансы.
В настоящее время, состояние экономики России и мира заставляет изучать возможность скрытого роста показателей экономики, улучшение жизни населения и изыскание опорных точек в инновационном развитии. Изучив практику по построению системы местного самоуправления, которая сложилась к настоящему времени в Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что необходимо повысить эффективность реализации решений принятых органами государственной власти на муниципальном уровне, т.к. этот уровень является наиболее приближенный к населению, являющемуся потребителем государственных услуг.
Муниципальная власть способна удовлетворить общественные потребности и породить бизнес структуры, а также создать инновационную среду, которая позволит произвести интеграцию в системах: науки, образования и др. Сейчас бизнес и государство находятся в состоянии поиска и построении новых эффективных экономических систем, которые будут способны работать в седьмом экономическом укладе.
Уровень местного самоуправления (далее МСУ) является одним из уровней власти, который наиболее близко находится к потребителям системы государственного и муниципального управления - к гражданам Российской Федерации. Основой построения государственности являются
МСУ и муниципальное образование. Власть, которая обладает возможностью принятия конструктивного и эффективного решения является грамотной и самообеспеченной финансовыми возможностями в широком спектре, а именно она может быть полезна и обеспечивать достойный уровень жизни населения. Такую власть можно оценить единомоментно, используя критерии эффективности возможного использования ограниченного количества ресурсов. Местное самоуправления является наиболее важным институтом гражданского общества, который способен вовлечь население к непосредственным принятиям решений, оказывающих влияние на построение будущего страны.
МСУ - это важный институт, который отражает уровень развитости демократии в государстве. Выступая эффективной формой власти, МСУ направляет свою деятельность на привлечение граждан к активному участию в решении различного рода вопросов, а также осуществлять контроль за деятельностью власти. Касаясь опыта России, более 20 лет МСУ находится в стадии развития и использует способ нормативно-управленческого воздействия, который относится к методам построения эффективных управленческих решений. Однако, не смотра на большой опыт построения системы муниципального управления, остаются некоторые недостатки:
- недоверие граждан к системе муниципального управления;
- неискорененные противоречия области нормативно-правовых актов;
- недоступность для населения власти;
- несоответствие финансовых возможностей полномочиям.
Изначальное возникновение муниципального менеджмента связано с обособленными интересами населения, а также с выделением особого вида труда, который направлен удовлетворение потребностей территориальных сообществ. Непосредственно реализовать муниципальный менеджмент возможно только в случае взаимодействия людей в повседневной жизни при создании территориальных общностей, в рамках которых население будет осуществлять взаимодействие и совместно двигаться в направлении достижения общих целей для решения конкретных задач, а также для постройки комфортных пространств жизнедеятельности. На местном уровне, работа власти аккумулируется в различных сферах, но самое главное, что имея широкий объем деятельности муниципальные служащие не должны забывать о том, что их работа состоит прежде всего в обеспечении интересов населения территории.
С помощью муниципального менеджмента решается вопрос удовлетворения основных потребностей населения и условий жизнедеятельности:
- жилье;
- коммуникации;
- общественный порядок;
- образовательные и муниципальные услуги.
Перераспределение 20-40% валового внутреннего продукта происходит посредством муниципального бюджета, структуру местной власти составляет работающее население - 20-30%, а также до 1/3 собственности городов и районов. Именно власть на местах, грамотная и финансово обеспеченная, принимает решения по эффективному обеспечению необходимыми ресурсами население, она может быть полезна и способна создать высокий уровень жизни населения, установить эффективную систему муниципального управления, которое может быть финансово независимым и способным быстро и адекватно отреагировать на изменение потребностей общества.
Поэтому очень важным вопросом является проблема по созданию софинанси-руемых систем построения муниципального менеджмента, которые могут привести к обогащению научными выводами и положениями собственные основы регулирования социально-экономических процессов, а также передовым опытом, вследствие чего возникнет качественно новая отечественная культура менеджмента. В настоящее время, на вопрос как развивать и вести стратегическое управление локальной территорией, не дают ответить недостаточное количество теоретических и практических знаний о построении эффективного и грамотного управления.
Библиографический список
1. Ахмадеев, Б. А. «Здоровая» инновационная экосистема - благоприятная среда для экономического роста / Б. А. Ахмдеев // Инновационная деятельность. - 2016. - № 1 (36). - С. 5-13.
2. База данных показателей муниципальных образований [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst.htm (дата обращения: 25.10.2016).
3. Деменко, О. Г. Коррупция как глобальная экономическая проблема / О. Г. Деменко // Наука и практика. - 2016. - № 1 (21). - С. 109-112.
4. Никулин, Л. Ф. Аспекты современного менеджмента / Л. Ф. Никулин, А. И. Гретченко, О. Г. Деменко // Наука и практика. - 2016. - № 2 (22). - С. 16-21.
5. Власенкова, Е. А. О подходах к моделированию организационных структур органов государственного управления и местного самоуправления // Актуальные проблемы социально-экономических наук. Материалы II Международной научно-практической конференции: сборник научных трудов. Научный ред. Ю.В. Мамченко. - 2016. - С. 27-30.
MUNICIPAL MANAGEMENT AND LOCAL GOVERNMENT
A.V. Berezhnoy, candidate of economic sciences, associate professor A.Yu. Savva, graduate student Trubilin Kuban state agrarian university (Russia, Krasnodar)
Abstract. The article discusses the features of the system of local government and municipal management. The level of municipal government is considered from the point of view of the institute of public administration, which affects the improvement of the quality of life of the population. The problems of the formation of an innovative society are caused by the financial lack of independence of municipalities, especially small ones in terms of the population of both settlements and municipal districts.
Keywords: management, state and municipal government, municipality, local government, municipal finances.