Научная статья на тему 'Роль муниципалитета в создании и организации работы бизнес-инкубатора'

Роль муниципалитета в создании и организации работы бизнес-инкубатора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
391
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шипунов С. Б.

По нашему мнению, практическая поддержка малого бизнеса задача, в первую очередь, муниципальных властей. Взаимосвязь и взаимная заинтересованность малого бизнеса и власти проявляется, в основном, на уровне местного самоуправления. Государство, безусловно, играет значительную роль в создании рамочных условий для развития бизнеса, в т.ч. малого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль муниципалитета в создании и организации работы бизнес-инкубатора»

ЛИТЕРАТУРА

1. БелкинВ.Г.'., Гаффорова Е.Б., Балабан В.А. Теоретические основы и практические шаги формирования системы менеджмента качества в ВУЗе // http://www.quality21.ru

2. бережнаяс.к. О выборе стратегии управления качеством образовательных услуг в учреждении ПО // http:// www.manru.uniyar.ac.ru

3. кравченкое.в. Внутривузовская система качества: построение, оценка, совершенствование // http://www.tisbi.ru

4. левшинав.в. Развитие методологии создания системы менеджмента качества ВУЗа // Университетское управление. 2003. № 2(25).

5. масловд., ватсон п., белокоровин Э. Всеобщее управление качеством в России - труден путь к совершенству // Качество. Инновации. Образование. 2004. № 4.

6. мельничукг.к. Комплексный подход к управлению в вузе // Материалы заседания Межвузовского «круглого стола» Система менеджмента качества в негосударственном образовательном учреждении. 07.09.2006 г. Ростов н/Д, 2006. Ш

7. Семинар по теме: «Система менеджмента качества ВУЗа на базе стандартов ИСО 9000 вер- ¡о сии 2000 года. Внутренний аудит». Ростовский филиал Академии стандартизации, метро- о логии и сертификации. Ростов н/Д, 2005. X

8. шадрин А.д.Менеджмент качества: от основ к практике. М.: Трек, 2004. ^

_ Ш

ШИПУНОВ С.Б. §

ь

РОЛЬ МУНИЦИПАЛИТЕТА В СОЗДАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ N

БИЗНЕС-ИНКУБАТОРА g

_ CU

I

>

По нашему мнению, практическая поддержка малого бизнеса - задача, в первую очередь,

муниципальных властей. Взаимосвязь и взаимная заинтересованность малого бизнеса и власти ^

проявляется, в основном, на уровне местного самоуправления. Государство, безусловно, играет ё

значительную роль в создании рамочных условий для развития бизнеса, в т.ч. малого. Однако а задачи государства по отношению к малому предпринимательству состоят, скорее, в формировании государственной политики, разработке законодательных актов, создании эффективной

банковской и кредитной системы. Практическое наполнение понятия «поддержка малого биз- £5

неса» - дело, в первую очередь, муниципальное. Создание бизнес-инкубаторов является одним ^

из наиболее эффективных инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства $

на местном уровне. Мы убеждены в том, что местное самоуправление чрезвычайно заинте- о

ресовано в развитии малого предпринимательства на территории своего муниципалитета. А о

соответственно - должно, принимать практические меры, направленные на достижение этой >

цели. Ниже мы бы хотели остановиться лишь на некоторых преимуществах, которые получает £5

муниципальное образование, создающее на своей территории бизнес-инкубатор. 2

Бизнес-инкубатор дает возможность решить многие социальные и экономические про- ^

блемы муниципалитета. В первую очередь, здесь создаются новые рабочие места - как в ру- §

ководстве самого бизнес-инкубатора, так и на размещаемых в нем фирмах. В случае участия о

муниципалитета в бизнес-инкубаторе в качестве учредителя или партнера, у него появля- ^

ется возможность реализовывать собственную политику в экономической сфере. Так, путём |

закрепления профиля инкубатора и процедуры конкурсного отбора предприятий для разме- о

щения на его площадях, органы местного самоуправления могут оказывать поддержку орга- т

низациям, деятельность которых совпадает, например, с планом стратегического развития 5

муниципального образования на определенный период времени. Примером могут служить ^

бизнес-инкубаторы инновационного профиля в бывших и нынешних наукоградах, развитие Е

сферы услуг для предпринимателей и др. о

I

Еще одним положительным фактором для развития муниципального образования может о стать то, что бизнес-инкубатор способствует в конечном итоге повышению прозрачности 0)

рынка и легализации работающих на нем субъектов. Этот эффект достигается за счет того, что фирмы, находящиеся в бизнес-инкубаторе, изначально ведут прозрачный бизнес. Кроме того, возможна практика, когда все бухгалтерские документы «инкубируемых» фирм ведутся одним, «общим» бухгалтером, работающим в штате бизнес-инкубатора. Таким образом, фирма, покидающая стены бизнес-инкубатора по истечение определенного времени, обычно 3-5 лет, уже известна налоговым и другим контролирующим органам и продолжает вести честный бизнес [1, с. 39]. Не последнюю роль играют бизнес-инкубаторы и с точки зрения имиджа муниципалитета, точнее - местных властей. Сам факт участия муниципалитета в таких структурах воспринимается как свидетельство активного содействия властей бизнесу, доброжелательного отношения и практической поддержки предпринимателей. с точки зрения потенциального инвестора, естественно, при прочих равных условиях, такая территория более привлекательна. Кроме того, в условиях более прозрачного рынка, который формируется при участии механизма бизнес-инкубирования, уровень риска инвестиций значительно Ш снижается, что является немаловажным критерием при оценке потенциальным инвестором ¡5 возможных инвестиционных проектов в регионе.

0 Бизнес-инкубатор, может быть создан в виде самостоятельного юридического лица. В этом X случае он, как правило, является некоммерческой организацией - ассоциацией, некоммерчес-^ ким партнерством или фондом. Некоммерческой является организация, которая все средства, ^ полученные от своей деятельности, направляет на развитие собственных подразделений, иначе

говоря - реинвестирует. Деятельность инкубатора предполагает оказание услуг на «коммер-^ ческой» основе. Но получение прибыли ни в коей мере не должно становиться целью деятель-□ ности инкубатора. Общественно полезные цели должны быть установлены в уставе бизнес-инкубатора, либо в положении, регламентирующем его создание, на их реализацию и должны N направляться все вырученные средства. Бизнес-инкубаторы обязательно должны становиться д самоокупаемыми. Это связано с тем, что «основной товар» - помещения инкубаторы получают Ш от муниципалитета либо на праве долгосрочного безвозмездного пользования, либо на пра-«а, ве оперативного управления, в крайнем случае - на условиях льготной аренды. К тому же, инкубаторы должны оказывать комплекс дополнительных платных услуг, в т.ч. и сторонним £ организациям, реализовывать различные программы, зарабатывая тем самым дополнительные ё средства для содержания и развития инкубатора. Таким образом, бизнес-инкубатор должен а стать самоокупаемой хозяйствующей единицей, которая существует на бесприбыльной основе. § Если бизнес-инкубатор создается без образования юридического лица, он может функциони-

> ровать на основе договора о совместной деятельности (например, с торгово-промышленной па-2 латой) или быть, например, структурным подразделением муниципального фонда поддержки

1 предпринимательства [2, с. 68]. Зачастую, такие фонды не приносят доход в муниципальный $ бюджет, а только находятся в расходной его части. Нужно сказать и о том, что бизнес-инкуба-о тор оказывает услуги поддержки не только «инкубируемым» предприятиям, но и всем другим о заинтересованным предпринимателям муниципального образования. В первую очередь, это

> касается проведения обучающих мероприятий и оказания консалтинговых услуг. Более того,

2 рекомендуется создание в бизнес-инкубаторе дополнительного рабочего места, оснащенного 2 компьютером, которым может воспользоваться любой начинающий предприниматель извне. ^ Кроме того, «внешние» начинающие предприниматели должны иметь возможность по предел варительной заявке использовать помещение для переговоров или офисную технику. В таком о случае воздействие бизнес-инкубатора значительно расширяется. Естественно, эта вторая роль ^ инкубатора - роль некоего бизнес-центра и бизнес-консультанта - более важна и актуальна для | небольших муниципалитетов, там, где еще не сложилась разветвленная инфраструктура услуг о для предпринимательской деятельности. В таких муниципалитетах инкубаторы какое-то время т выполняют эту «замещающую» функцию, заполняют нишу, которая в перспективе должна быть 5 занята частными предприятиями (предпринимателями). В качестве еще одного положительно-^ го аспекта функционирования на территории муниципального образования бизнес-инкубато-Е ра можно отметить формирование определенного сообщества предпринимателей, вышедших о из его стен, подобного английским клубам выпускников университетов.

о С другой стороны, бизнес-инкубатор как хозяйствующий субъект сам заинтересован в 00 участии муниципалитета в его деятельности. Это объясняется различными факторами. В пер-

вую очередь, естественно - необходимостью получения здания (помещений) для своей деятельности. Кроме того, инкубатору, выполняющему «общественный» заказ, необходим, или как минимум желателен определенный статус, подчеркивающий связь с публичной властью. Это значительно облегчает работу бизнес-инкубатора как на «внешнем» рынке, так и с клиентами - инкубируемыми предприятиями.

Здание, в котором размещается бизнес-инкубатор, должно предпочтительно находиться в муниципальной собственности и не требовать значительного ремонта. Хотя на практике возможен вариант, когда муниципалитет не является собственником здания. В этом случае, администрация муниципального образования, как правило, заключает с собственником договор (соглашение) о совместном создании и ведении бизнес-инкубатора. Выбор здания должен осуществляться при непосредственном участии муниципальной администрации. отбор претендентов на размещение в бизнес-инкубаторе также производится при участии органов местного самоуправления. Это придает конкурсу общественную значимость, открытость и прозрачность. Для осуществления процедуры выбора создается комиссия. Роль конкурсной ш комиссии может быть передана наблюдательному (попечительскому) совету, в состав кото- ¡с рого могут входить [6, с. 32]: о

- глава муниципального образования; X

- руководитель бизнес-инкубатора; ^

- представители учредителей; ^

- представитель фонда занятости;

- представитель торгово-промышленной палаты;

Ш

- представитель банка; о

- независимые эксперты, аудиторы, представители общественности.

При отборе предприятий следует соблюдать и такое условие - внутри бизнес-инкубатора N конкуренция не допустима - должно быть только конструктивное сотрудничество. Т.е. фир- д мы-конкуренты в инкубатор приниматься не должны. Все инкубируемые фирмы призваны Ш дополнять друг друга, действовать по принципу кооперации, помогать друг другу. .л,

1. Управляющий бизнес-инкубатора - ключевая фигура, определяющая успех всего предприятия. Он является своего рода посредником между инкубируемыми предприятия- £ ми, с одной стороны, учредителями (включая муниципальное образование), а также ё органами власти, банками и другими возможными контрагентами - с другой стороны; а управляющий призван обеспечивать текущее управление делами инкубатора, реали- § зацию намеченных целей [6, с. 33]. >

2. Наблюдательный (попечительский) совет, принимающий принципиальные решения £5 по управлению инкубатором, в т.ч. о принятии новых предпринимателей. Заседания ^ совета проводятся, как правило, раз в квартал. Наблюдательный совет выполняет над- $ зорную деятельность, утверждает положение о деятельности бизнес-инкубатора и о правила внутреннего распорядка, регулирует арендные отношения, участие бизнес- о инкубатора в различных программах и др. вопросы. >

3. Собрание учредителей, проводимое, по меньшей мере, раз в год для выработки £5 стратегии развития бизнес-инкубатора, назначения и увольнения управляющего, 2 формирования наблюдательного совета и решения иных, наиболее важных реше

ний [6, с. 34]. §

Определение профиля бизнес-инкубатора и формирование общей концепции деятель- о

ности требуют взвешенного подхода. Мы уже подчеркивали, что инкубируемые фирмы не ^

должны быть конкурентами друг другу. Это обстоятельство должно учитываться при разра- |

ботке концепции бизнес-инкубатора. Профиль бизнес-инкубатора может быть различным. о

По нашему мнению, базирующемуся на анализе экономических аспектов различных видов т

деятельности, а также имеющемся международном и российском опыте, в состав бизнес-инкубатора не следует принимать предприятия торговли (исключения возможны для специализированной торговли, торговли, связанной с предоставлением услуг предпринимателям). Бытовые услуги также не должны становиться определяющими профиль бизнес-инкубатора, о

I

хотя и здесь могут быть исключения. Наиболее предпочтительными профилями бизнес-ин- о кубаторов представляются [5, с. 16]: 0)

- производственный;

- «бизнес для бизнеса» (предоставление услуг для предпринимателей);

- инновационный.

Уже говорилось о том, что муниципалитет может формировать профиль бизнес-инкубатора в соответствии с представлениями администрации о стратегической потребности муниципалитета. Выбор профиля диктуется и объективными факторами, к примеру, размером, расположением и характером площадей, наличием инженерной инфраструктуры и др. Для закрепления профиля немаловажно умение на ранних стадиях реально оценить рынок соответствуют их видов деятельности, поскольку предприниматели, претендующие на размещение в бизнес-инкубаторе, должны доказать не только потребность в продукции своего предприятия, но и экономическую состоятельность бизнеса, предоставить в конкурсную комиссию соответствующие документы, например, бизнес-планы [3, с. 61]. Основной услугой бизнес-инкубатора по отношению к инкубируемым предприятиям является предоставление Ш площадей на условиях льготной арендной платы. Уровень арендной платы зафиксирован в ¡5 Уставе бизнес-инкубатора. Обычно в первый год арендная плата составляет 50% рыночной

0 ставки арендной платы в муниципалитете. Затем сумма выплат может расти по следующей X схеме: 2 год - 60%; 3 год - 70%; 4 год - 80%; 5 год - 90%; начиная с 6 года - рыночная цена ^ [6, с. 34]. Приведенная шкала носит приблизительный характер. Не исключено, что льгот-^ ный режим для многих бизнесов может быть ограничен тремя годами (в этом случае шкала может выглядеть следующим образом: 50-60-75-100%). Кроме того, учитывая комплекс

^ дополнительных услуг, предоставляемых инкубаторами инкубируемым предприятиям, и в □ интересах постоянной ротации последних, допустимо установление повышенной (выше рыночной) арендной ставки по истечении максимального срока инкубирования (к примеру, по N истечении пятого года - 110%) [6, с. 35]. В принципе, размер арендной платы может быть д пересмотрен для конкретной фирмы с учетом ее финансово-экономического состояния, если Ш такая возможность предусмотрена внутренними документами бизнес-инкубатора для опре-«а, деленных категорий арендаторов. Договор аренды рекомендуется заключать сначала на срок не более трех лет, затем он может быть продлен еще на 1-2 года. Расторжение договора арен-£ ды может быть осуществлено в одностороннем порядке, если фирма фактически прекратила ё свое существование или площади, выделенные фирме, используются ею не по назначению. а Кроме сдачи площадей в аренду, бизнес-инкубатор предоставляет и иные услуги. Основным § видом услуг является консультирование по всему спектру юридических, экономических и > социальных вопросов. Инкубируемым фирмам эти услуги предоставляются бесплатно, для 2 «внешних» может быть установлена определенная плата. Не менее важными являются ус-

1 луги обучения по программам менеджмента, маркетинга и пр. как для инкубируемых пред-$ приятий, так и для всех заинтересованных предпринимателей муниципального образования. о Бизнес-инкубаторы традиционно оказывают инкубируемым предприятиям разнообразные о офисные услуги: совместное пользование офисным оборудованием, средствами телекомму> никаций (телефон, телефакс, Интернет и т.п.), централизованная служба секретариата, по-

2 мещения общего пользования (комната для оргтехники, кухня, подсобные помещения, пере-2 говорные). Кроме того, как отмечалось выше, могут быть предоставлены услуги бухгалтера. ^ Бизнес-инкубатор помогает начинающим предпринимателям в установлении контактов с о кредитными учреждениями, партнерами по бизнесу, общественными организациями и др. о Контрагентами. Маркетинг рынков, сбор и проверка информации о деловых партнерах также ^ могут входить в круг услуг, оказываемых бизнес-инкубатором.

| К наиболее перспективным направлениям деятельности бизнес-инкубаторов в интересах о клиентов можно отнести программы микрокредитования, франчайзинга и лизинга [4, с. 25]. т Создание лизинговых центров при бизнес-инкубаторах, а также реализация программ микро-5 кредитования уже прочно вошли в практику. Что касается программ франчайзинга - данная ^ сфера практически еще не освоена. Однако создание подобных центров могло бы укрепить Е связи как между предприятиями внутри муниципалитета, так и между бизнес-инкубаторами о и НПО в различных регионах страны. Это может стать одной из составляющих дальнейшего о развития бизнес-инкубаторов в России. Известно, что процент разорившихся среди инкуби-00 ровавшихся предприятий в десятки раз ниже, чем среди тех, кто начинал свое дело вне стен

бизнес-инкубаторов. Применительно к самим бизнес-инкубаторам, как нам кажется, можно утверждать, что активное участие органов местного самоуправления в создании и ведении инкубаторов значительно снижает риск «провала» последних. Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что бизнес-инкубаторы являются практическим инструментом реализации политики поддержки малого предпринимательства на местном уровне, и многим российским муниципалитетам следует изучить потребность и возможность внедрения этого инструмента на своей территории.

литература

1. Берр X.Александрован. Бизнес-инкубаторы как инструмент содействия развитию экономики на муниципальном уровне. СПб.: 2000.

2. маркварт Э.Бизнес-инкубаторы в системе поддержки малого бизнеса: российский и международный опыт. М.: 2001.

3. синицкий д.А. Бизнес-инкубирование: приоритеты развития // Бизнес-инкубирование и ш муниципальная политика. Бюллетень. М.: 2003. ^

4. сошниковаЕ.А. Бизнес-инкубирование в промышленной сфере (бизнес - инкубаторы и о крупные промышленные предприятия) // Бизнес-предложения. 2003. № 2. X

5. сошникова Е.А. О развитии бизнес-инкубаторов в России // Бизнес-предложения. 2002. № 4.

6. цихан Т. Инновационная инфраструктура: опыт создания бизнес-инкубаторов // Теория и практика управления. 2004. № 7.

- N

ШПИЛЕВАЯ А.В. ¡3

АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ^

ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Антидемпинговые меры являются одним из инструментов внешнеторговой политики. а Как средство защиты внутреннего рынка от недобросовестной иностранной конкуренции, антидемпинговое законодательство Российской Федерации призвано обеспечивать соблюдение принципа «справедливой» торговли путем устранения рыночных диспропорций, вы- £5 званных нечестной иностранной конкуренцией. Его применение направлено на достижение ^ двух целей: установление равных условий торговли для национальных и зарубежных про- $ изводителей и ликвидацию искусственно созданных преимуществ для иностранных экспор- о теров. Антидемпинговая мера - мера по противодействию демпинговому импорту, которая о применяется по решению Правительства Российской Федерации (далее - РФ) посредством > введения антидемпинговой пошлины, в том числе предварительной антидемпинговой пош- £5 лины, или одобрения ценовых обязательств, принятых экспортером. Федеральный закон от 8 2 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных ^ мерах при импорте товаров» устанавливает порядок введения и применения антидемпинго- § вых мер при импорте товаров и регулирует правоотношения, возникающие в связи с рассле- о дованиями, которые предшествуют введению антидемпинговых мер при импорте товаров. ^ В экономической литературе существует три подхода к определению демпингового им- |

I

>

порта: о

„ ш

- технологический подход - под демпинговым импортом следует понимать «продажу то- т

вара на внешнем рынке по низким ценам как результат более высокой производитель- 5 ности труда, достигнутой в результате применения передовых технологий» [16, с. 54]; ^ - экономический подход - объяснение наличия демпингового импорта монопольным (до- Е минирующим) положением предприятия (или группы предприятий) в экономике своей о страны, что позволяет им продавать производимые товары на внешних рынках по экспор- о тным ценам ниже тех, которые действуют на внутреннем рынке (см.: [2, с. 619-620]); 0)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.