РОЛЬ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
Сайидова Н.С.1, Содикова Д.К.2, Гадоймуродова З.Р.3, Эрганасова О.С.4
1Сайидова Назокат Сайфуллаевна - доцент;
2Содикова Дилнавоз Камбаралиевна - магистрант, кафедра информационных технологий; 3Гадоймуродова Зебаршо Рахмиддин кизи - студент, факультет информационных технологий, Бухарский государственный университет, г. Бухара;
4Эрганасова Ойсулув Садиковна - учитель информатики, Профессионально-ремесленная школа, Конимехский район, Навоийская область, Республика Узбекистан
Аннотация: внедрение мультимедиатехнологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. В статье рассматривается роль внедрения мультимедийных технологий в процесс образования.
Ключевые слова: мультимедиа, процесс образования, электронный курс, контент, информационные технологии.
THE ROLE OF MULTIMEDIA TRAINING COURSES IN THE EDUCATIONAL
PROCESS
Sayidova N.S.1, Sodikova D.K.2, Gadoymurodova Z.R.3, Erganasova O.S.4
1Sayidova Nazokat Sayfullaevna - Associate Professor;
2Sodikova Dilnavoz Kambaralievna - Undergraduate, DEPARTMENT OF INFORMATION TECHNOLOGIES;
3Gadoymurodova Zebarsho Rahmiddin kizi - Student, FACULTY OF INFORMATION TECHNOLOGY, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA;
4Erganasova Oisuluv Sadikovna - Teacher of Computer Science, VOCATIONAL SCHOOL, KONIMEKHDISTRICT, NAVOIREGION, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the introduction of multimedia technologies in educational processes is one of the key moments of informatization of education. Currently, multimedia technologies are one of the most developing and promising areas of information technology. The article discusses the role of the introduction of multimedia technologies in the education process.
Keywords: multimedia, education process, e-course, content, information technology.
Бурное развитие информационных технологий в конце прошлого века оказало огромное влияние на все отрасли жизни человека, включая и образование. В начале нового тысячелетия среди прочих терминов с приставкой «электронный» и появился новый термин - электронная дидактика.
Образовательные информационные технологии весьма обширные и поддерживают все подразделения образования: поиск новой информации, создание учебного контента, процесс объяснения, процесс освоения, проверки знаний. Таким образом, традиционные концепции дидактики (учитель, ученик) получили технологическую поддержку, и перешли на качественно новый уровень. Одним из таких новшеств со значительным развивающим потенциалом является мультимедийный контент. Вместе с тем, что пока не до конца разработана общая концепция использования мультимедиа с дидактической точки зрения и наблюдаются недооценка и иногда неправильная использования ее возможностей, существует тенденция качественно нового типа контента с мультимедийной поддержкой.
Внедрение мультимедиа технологий в образовательные процессы является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. Слово мультимедиа с английского языка переводится как multimedia - от multi - много и media - среда, приводят к термину "многосредный" (многокомпонентная среда), которая позволяет использовать текст, графику, видео.
Актуальность применения мультимедийных технологий в образовательном процессе является тем, что информационные технологии на современном этапе нашего века оказывает огромное влияния. На сегодняшний день компьютерные технологии стали неотъемлемой частью жизни многих учащихся и педагогов-преподавателей.
Значимая роль информационных технологий в развитии общества заключается в прогрессии процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний. Повышая качество интеллектуальных ресурсов общества, информационные технологии улучшают качество жизни.
Мультимедийные технологии — одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий, используемых в учебном процессе.
В настоящее время, в мире высоких технологий и больших возможностей, использование мультимедийных технологий в образовании является неотъемлемой частью образовательного процесса и улучшения уровня развития пользователей.
Информационно коммуникативные технологии помогут учителям-преподавателям в поиске нужного и важного материала к совместной организованной деятельности.
Применение мультимедиапродуктов с образовательной целью идет по двум направлениям:
1. Отбор путем чрезвычайно строгого анализа из уже имеющихся готовых продуктов тех, которые могут быть использованы в рамках соответствующих курсов.
2. Разработка мультимедийного продукта преподавателями в соответствии с целями и задачами учебных курсов и дисциплин.
В «чистых» научных разработках действительно активно используется программное обеспечение, применяемое и в продуктах, созданных на основе мультимедиа технологии. Однако сама эта технология вряд ли может удовлетворять условиям и процессу научного поиска, подразумевающему динамичное развитие процесса познания, поскольку она фиксирует одномоментное состояние или достигнутый результат, не давая возможности что-либо изменить в нем. До конца 80-х годов мультимедиатехнология не стала развиваться в нашей стране, потому что отсутствовал аппаратная и программная поддержка.
Понятие «Мультимедийный продукт»
Мультимедийный продукт - эта интерактивная компьютерная разработка, в состав которого входить видео, аудио, анимация, галереи картин и слайдов, различные базы данных. Основные свойства мультимедийных продуктов: мультимедийный продукт-это в одном целом имеется и текстовой, и графической, аудио-, видеоинформации, анимации; наличие интерактивного режима работы; возможность быстрого поиска информации; широкие возможности навигации; возможность работы в реальном времени, в замедленном или ускоренном темпе. Состав, требования и классификации мультимедийных продуктов. Мультимедийные продукты можно подразделить на:
- Программы - справочники (справочники, энциклопедии, атласы и пр.);
- Обучающие программы (электронные учебники, задачники, практикумы, виртуальные лаборатории, программы для профессиональной подготовки); развивающие программы; программы для детей; игры.
Приобретая различные мультимедийные продукты, необходимо обращать внимание на следующие показатели: качество и достоверность излагаемого материала; качество предлагаемого графического материала; звуковое сопровождение (текст, музыкальное оформление, музыкальные заставки) наличие видеоматериалов и их качество; интерактивные возможности
Для создания мультимедийного продукта необходимо наличие технических инструментов, программного обеспечения и самое важное - человеческий фактор со знанием языка программирования.
Одним из наиболее эффективных активных методов освоения обучаемыми средств мультимедийного представления информации являются проекты, основанные на конструировании мультимедиа ресурсов самими обучаемыми в процессе дистанционного обучения. Среди множества целей построения и использования мультимедийных ресурсов в системе открытого образования можно выделить две основные группы:
• формирование у обучаемых технологических умений работы с современными телекоммуникационными средами,
• формирование интеллектуальных информационных умений.
Чтобы пояснить выделение подобных групп, отметим, что, во-первых, учащиеся должны приобрести необходимые пользовательские технологические умения работы с мультимедийными ресурсами и сайтами Интернета: использование основных популярных программных средств (таких как MOODLE,Front Page, Internet Explorer, Netscape Navigator, Outlook Express и т.п.), поисковыми системами и каталогами. Во-вторых, не менее важны и существенны интеллектуальные умения работы с информацией различного вида: умения целенаправленно находить нужную информацию, видеть информацию целиком, а не фрагментарно, оценивать различные психологические приемы воздействия конкретной информации на человека, отличить корректную аргументацию, критически осмысливать информацию, сохранять и использовать ее в повседневной жизни; перерабатывать и представлять содержимое информационных ресурсов Интернета.
Рассмотренный материал позволяет сформулировать ряд основных рекомендаций, которых следует придерживаться в ходе разработки мультимедийных средств обучения и учебных проектов. В их числе:
• включение в мультимедийные средства содержательных и методических подсказок, комментариев и разъяснений различных моделируемых ситуаций;
• обеспечение в ходе педагогического использования мультимедийной информации этапности обучения с варьированием целей каждого этапа, начиная от формирования общих представлений о мультимедиа технологиях и телекоммуникациях и заканчивая формированием умений учащегося самостоятельно представлять ту или иную мультимедийную информацию, формированием общей информационной культуры;
• нацеливание мультимедийных средств и ресурсов на обучение технологическим и интеллектуальным умениям в индивидуальном режиме,
• ориентация на формирование умения противостоять негативному воздействию информационных технологий;
• использование мультимедийных средств, повышающих наглядность и отвечающих эргономическим требованиям;
• четкое определение позиции преподавателя в ходе индивидуализированного практического использования мультимедийных ресурсов: выбор учебных заданий и приемов, наиболее подходящих к различным группам учащихся, учет индивидуальных особенностей обучемых и психологических особенностей восприятия информации ими, особенностей группы и характер учебной взаимопомощи; сближение дистанции между педагогом и обучаемым и ведение проблемных дискуссий с преподавателем в роли ведущего; максимальное сохранение интерактивного режима, решение образовательных задач в индивидуальном ритме.
В качестве основы для создания мультимедийных средств обучения может стать модель содержания учебного материала, представляющая собой способ структуризации учебного материала, основанный на разбиении его на учебные элементы и наглядном представлении его структуры в виде иерархии. В состав модели содержания входит также таблица учебных элементов, в которой по каждому элементу определяются психолого-педагогические (дидактические, психологические, методические) требования по его представлению и усвоению.
На начальной стадии проектирования мультимедийных средств обучения модель содержания учебного материала позволяет:
• четко определить содержание учебного материала и цели обучения;
• представить содержание в наглядном и обозримом виде;
• привлечь экспертов для обсуждения полноты содержания и целевых показателей;
• обеспечить четкую преемственность учебных дисциплин;
• определить компонентный состав мультимедийных средств обучения;
• сформировать системное (целостное) представление содержания учебного материала, как у разработчиков, так и у пользователей мультимедийных средств обучения;
Рекомендации к созданию мультимедийных средств обучения вытекают и из современных психологических теорий. При проектировании глобального сценария мультимедийных средств обучения рекомендуется планировать в начале учебной работы создание у учащихся мотивации, знакомство с общей структурой учебного материала мультимедийных средств обучения (теории алгоритмизации или поэтапного формирования умственных действий), напоминание, если это необходимо, ранее изученного материала (ассоциативно-рефлекторная теория).
Список литературы /References
1. Андресен Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс [пер. с англ] / Бент. Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. 2-е изд.; испр. и доп. М.: Дрофа, 2007. 221 с.
2. Сайидова Н.С., Нематов Л.А. Теория и методика профессионального образования. Образование и проблемы развития общества научно-практический рецензируемый журнал. Курск. «Россия». № 1 (7), 2019. Стр. 55-59 (ISSN 2411-9792).
3. Сайидова Н.С., Истамова К.И., Казимова Г.Х. Создание электронного курса LMS MOODLE компьютерная сеть. Современные материалы, техника и технологии научно - практический журнал. Курск. «Россия». № 2 (17), 2018. Стр. 53-57 (ISSN 2411-9792).
4. Сайидова Н.С., Шодиева З.Т., Казимова Г.Х. Информационные технологии и цели технологии развития в обучении. Современные инновации в науке и технике. Сборник научных трудов 8-й всероссийской научно-технической конференции с международным участием 19-20 апреля 2018 года. Ответственный редактор: Горохов А.А. Курск. «Россия», 2018. Стр. 290-294 (ISBN 978-5-9908273-18).