Научная статья на тему 'Роль мотивационных факторов в выборе профессии будущих молодых специалистов психолого-педагогического профиля'

Роль мотивационных факторов в выборе профессии будущих молодых специалистов психолого-педагогического профиля Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
434
85
Поделиться
Ключевые слова
МОТИВ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МОТИВАЦИЯ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / СТУДЕНТЫ / СПЕЦИАЛИСТЫ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Николаева Елена Францевна

Предложены результаты исследования мотивации выбора профессии у студентов, обучающихся по психолого-педагогическому профилю.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Николаева Елена Францевна,

ROLE OF MOTIVATORS IN THE CHOICE PROFESSIONS OF FUTURE YOUNG SPECIALISTS PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL THE PROFILE

Results of research of motivation of choice of profession at the students who are training on a psychology-pedagogical profile are offered.

Текст научной работы на тему «Роль мотивационных факторов в выборе профессии будущих молодых специалистов психолого-педагогического профиля»

УДК 378.047-057.87 ББК Ч480.053.6

Е.Ф. НИКОЛАЕВА

РОЛЬ МОТИВАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ БУДУЩИХ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: мотив, мотивационная сфера, мотивация выбора профессии, студенты, специалисты, адаптация, профессиональная адаптация.

Предложены результаты исследования мотивации выбора профессии у студентов, обучающихся по психолого-педагогическому профилю.

E.F. NIKOLAEVA ROLE OF MOTIVATORS IN THE CHOICE PROFESSIONS OF FUTURE YOUNG SPECIALISTS PSYCHOLOGY-PEDAGOGICAL THE PROFILE

Key words: motive, motivational sphere, motivation of choice of profession, students, experts, adaptation, professional adaptation.

Results of research of motivation of choice of profession at the students who are training on a psychology-pedagogical profile are offered.

Динамика преобразования социально-экономической сферы в настоящее время в России приводит к проблемам, связанным с профессиональным становлением, профессиональной адаптацией и функционированием молодых специалистов в условиях рыночных отношений, и определяет свои требования не только к уровню квалификации, но и к профессиональной подготовке молодых специалистов. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что более четверти выпускников вузов и около трети выпускников среднего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности. Молодым специалистам психологопедагогического профиля не всегда удается найти работу по своей специализации, нередко приходится осваивать новую профессию, практическую деятельность, не соответствующую профилю основной профессиональной деятельности. Это связано и с тем, что значительная часть молодых специалистов оказалась неподготовленной к новым условиям профессионального самоопределения. Возникновение психологического дискомфорта ведет к дестабилизации личности, что способствует возникновению и нарастанию негативных факторов, оказывает существенное влияние на психосоматическое состояние молодых специалистов. Начинающий молодой специалист вынужден мобилизовать волю, энергию, физическую силу, сдерживать эмоции, вести поиск резервов в борьбе с дискомфортом, стрессорами, вырабатывать и закреплять способы их блокировок. При этом происходит ломка прежних стереотипов деятельности, формируются новые наклонности, убеждения, знания, умения, навыки и привычки адекватного поведения. Все эти составляющие ориентируют на адаптацию к самому себе, своему «Я», т.е. самоадаптация выступает как реализация психологической компоненты феномена. Она всегда и всюду инициирует учебную, научную и воспитательную деятельность начинающего педагога-психолога. Все эти процессы неразделимы, и сам учебно-воспитательный процесс по своему генезису является адаптационным. Без их совместного учета, планирования и реализации эволюция высшего профессионального образования становится трудно достижимой. Только адаптационные процессы соединяют развитие внутреннего мира и логику обновления вузовского образования [3. С. 82-84]. Система вузовского обучения не вполне готова к динамичному развитию рынка труда, и современные молодые специалисты часто испытывают на себе характерные противоречия. В идеале главная цель вузовского образования - обеспечение будущих молодых

специалистов современными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для профессиональной деятельности; профессиональное информирование о новых методах, технологиях, появляющихся в профессиональной сфере их деятельности, должно способствовать общению молодых специалистов с более опытными коллегами. Отсюда следует, что вузы для молодого специалиста становятся организаторами накопления интеллектуального потенциала и способствуют поддержке трудовой деятельности будущих молодых специалистов, создавая нормативно-методическое обеспечение управления карьерой.

Необходимо рассмотреть роль мотивационных факторов в выборе профессии будущих молодых специалистов психолого-педагогического профиля. Исследование в области ценностно-мотивационной сферы является одной из стержневых проблем в педагогике и психологии. Большой вклад в изучение особенностей мотивационных процессов, теоретических и практических аспектов формирования мотивации достижения внесли такие отечественные ученые, как В.Г. Асеев, И.А. и В.А. Адольф, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.К. Вилюнас, И.А. Джидарьян, Б.И. Додонова, В.А. Иванников, Е.П. Ильин, Д.А. Кикнадзе, Л.П. Кичатинов, В.И. Ковалёв, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, К. Левин, B.C. Мерлин, П.В. Симонов и др., а также зарубежные авторы - X. Хекхаузен, Д.В. Аткинсон, Д. Халл, А.Г. Маслоу. На данный момент в науке не выработана единая точка зрения по вопросу мотивации молодых специалистов. Недостаточно изучены сфера и структура профессионально-педагогической мотивации в процессе обучения и подготовки в вузе будущих молодых специалистов. Следует отметить, что в современной педагогике и психологии нет однозначного определения основополагающих понятий мотивации: мотив, мотивация, мотивационная сфера. Мотивация является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил деятельности в целом. В своем исследовании мы выделяем и опираемся на следующую формулировку этих понятий:

- мотивация - динамический процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив, который объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижения определенной цели, выступает как побуждение к действию определенным мотивом (В.Н. Мясищев, М.Ш. Маго-мед-Эминов, B.C. Мерлин, К.К. Платонов и др.);

- мотив - опредмеченная потребность, которая носит внутренний характер, входит в структуру самой деятельности (А.Н. Леонтьев). Это то, ради чего осуществляется деятельность, причём в качестве мотива могут выступать и предметы внешнего мира, и представления, идеи, чувства и переживания, т.е. все то, в чем нашла свое воплощение потребность (Л.И. Божович, А.К. Маркова и др.);

- мотивационная сфера - сложное объединение и взаимодействие движущих сил поведения личности, открывающееся субъекту в виде совокупности потребностей, мотивов, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Это стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики (И.А. Джидарьян, Е.П. Ильин и др.).

В современной педагогической и психологической литературе выделяются два типа мотивации - внешняя и внутренняя. Внутренняя мотивация связана с интересом к деятельности, значимостью выполняемой работы, свободой действий, возможностью реализовать себя, а также развивать свои умения и способности. Внешняя мотивация формируется под воздействием внешних факторов, таких, как условия оплаты труда, социальные гарантии, возможность профессионального продвижения и роста, поощрение или наказание руководителя и т.п. Они оказывают сильное воздействие, но не обязательно длительное. Бо-

лее эффективной является такая система факторов, которая будет оказывать влияние как на внешнюю, так и на внутреннюю мотивацию [2. С. 122-123].

Такие исследователи, как Н.Л. Иванова, Н.Н. Захаров, Е.И. Гарбер, В.В. Козач, А.А. Деркач и Н.В. Кузьмина, полагают, что существует определенная зависимость между мотивацией учебной деятельности, отношением к профессии и отношением к отдельным учебным предметам в вузе. Исследуя эти свойства зависимостей, можно установить отношение к самой учебнопрофессиональной деятельности, уровень развития мотивационной сферы и доминирующие мотивы учения будущего молодого специалиста.

Научный анализ исследований, посвященных проблеме мотивации выбора профессии будущего молодого специалиста, обнаруживает большое многообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса профессионального самоопределения. С учетом экономических мотивов (достойная заработная плата, наличие полного социального пакета) большое значение имеют также психологические мотивы: самоуважение, морально-нравственное удовлетворение, признание и уважение со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение профессиональной деятельностью. Данные виды мотивов базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основным мотивом их поведения, а следовательно, и деятельности, что приводит к основным концепциям теорий мотивации: содержательной и процессуальной.

Мы приводим результаты мотивации выбора профессии у студентов, обучающихся по психолого-педагогическому профилю.

В исследовании приняли участие 150 будущих молодых специалистов психолого-педагогического профиля, первого курса МГГУ имени Шолохова. В нашем исследовании мы использовали методы анкетирования и анализ письменных работ на тему «Почему я выбрал специальность педагог-психолог».

Результаты данного опроса показывают, что ведущим мотивом выбора специальности «педагог-психолог» у будущих молодых специалистов выступает «возможность оказания психолого-педагогической помощи» (85% опрошенных респондентов). При оценке будущей профессиональной деятельности большое число будущих молодых специалистов обращают внимание на креативно-творческий характер профессии (79%). Обратим внимание, что на вопрос «Чего вы ждете от работы по выбранной Вами специальности?» -«высокий уровень заработной платы» назвали лишь 6%. Невысоко оценивают будущие молодые специалисты перспективы карьерного роста в профессиях психолого-педагогического профиля. Так, вариант ответа «в выбранной профессии меня привлекает возможность занять более высокую должность» предпочли 10% опрошенных респондентов.

Распределение ответов на вопрос «Чего Вы ждете от работы по специальности «педагог-психолог»

Ведущая мотивация Критерии значимости % от числа респондентов

Процессуально- содержательная мотивация Креативно-творческий характер профессии 95

Ее соответствие моим способностям, умениям 74

Самостоятельность, независимость 9

Связь с современной техникой, технологией 7

Возможность реализовать свой потенциал 28

Мотивы социальной значимости Возможность оказания психологопедагогической помощи 85

Возможность достичь признания, уважения 11

Статусные мотивы Высокий уровень заработной платы 6

Возможность занять более высокую должность 10

Высокий престиж профессии 35

Таким образом, для будущих молодых специалистов наиболее значимыми факторами являются содержание, факторы и эффективность работы. Далее идут социально значимые мотивы. Статусные мотивы не имеют достаточного приоритета при выборе профессии психолого-педагогического профиля. Позитивным показателем является доминирование содержательных и социально значимых мотивов, играющих важную роль в становлении профессионала.

Письменная работа на тему «Почему я выбрал специальность педагог-психолог?» ежегодно проводилась на первых курсах с 2008 по 2011 г. В исследовании участвовало 240 респондентов психолого-педагогического профиля.

Анализ результатов дает возможность сделать вывод, что у первокурсников психолого-педагогического профиля наблюдается недостаточное, одностороннее представление о профессиональной деятельности. Для большинства респондентов характерно незнание специализаций, направлений и сфер приложения будущей профессиональной деятельности «педагога-психолога». Главным мотивом выбора профессии выступает «возможность оказания пси-холого-педагогической помощи» (96%).

Однако, чтобы эффективно осуществлять профессиональную деятельность, недостаточно только оказание психолого-педагогической помощи, необходимы систематизированные теоретические знания, а также разработка и реализация специализированных программ по прохождению практики в процессе обучения.

Результаты анализа письменных работ позволяют также выявить две группы респондентов. У первой группы преобладают гуманистические мотивы при выборе профессии, причем ярко выражены эмоциональный компонент и мотив сочувствия. Вторая группа характеризуется так называемой компенсаторной мотивацией (статусные мотивы тем выше, чем ниже альтруистическая мотивация). Компенсаторная профессиональная мотивация является противопоказанием к выполнению психолого-педагогической работы (больше проблем у клиента - больше возможностей показать себя - выше самооценка). Полученные результаты исследования обозначили проблему повышения эффективности профессиональной подготовки и профессионального воспитания в процессе обучения будущих молодых специалистов психолого-педагогического профиля.

Подготовка современного поколения молодых специалистов психологопедагогического профиля представляет собой целостный, сложный педагогический процесс, реализующий многоаспектное развитие будущего молодого специалиста. В этом процессе должны не только закладываться и развиваться профессиональные способности, знания, умения и навыки будущих молодых специалистов, но и формироваться их основные, сущностные социальные качества, что предполагает необходимость комплексного, системного подхода к обеспечению педагогического процесса, особую роль в котором играют вузовские преподаватели. Именно преподаватель является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику обучения различных инноваций, реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма [1. С. 2].

Для устойчивости и конкурентоспособности молодому специалисту пси-холого-педагогического профиля в реальных профессиональных условиях необходимы высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, умение быстро адаптироваться и мобилизоваться в конкретных новых условиях и ситуациях, готовность нести ответственность за решение профессиональных задач. Все это повышает требования работодателей на рынке труда к профессиональной компетентности молодых специалистов учреждений профессионального образования.

Литература

5. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Образование. Научно-публицистический альманах / СО РАО, ИПК. Новокузнецк, 2005. С. 26-44.

6. Сафронов Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник для средних специальных учебных заведений. 2-е изд., с изм. (ГРИФ). М.: Магистр, 2010. 255 с.

7. Соловьёв В.Н. Адаптация молодого специалиста к профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. 2004. № 3. С. 82-84.

НИКОЛАЕВА ЕЛЕНА ФРАНЦЕВНА - соискатель учёной степени кандидата педагогических наук кафедры педагогики и развития образования, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (www853@mail.ru).

NIKOLAEVA ELENA FRANCEVNA - a competitor of scientific degree of Pedagogical Sciences candidate of Pedagogics and Education Development Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 37.018.1 ББК 74.03

Е.В. ТОЛСТОВА

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ БРАКА КАК ОСНОВЫ ДУХОВНОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА

Ключевые слова: брак, традиционные ценности, духовное воспитание, Реформация, кризис семьи.

Рассмотрены причины кризиса института брака и семьи, проанализированы семейные ценности эпохи Реформации на примере жизни и педагогического наследия М. Лютера, обоснована опасность девальвации ценности брака для жизнеспособности современного общества.

E.V. TOLSTOVA

CONCEPTUALIZATION OF MARRIAGE AS THE BASIS FOR SPIRITUAL FORMATION OF PERSONALITY IN THE WORKS OF MARTIN LUTHER

Key words: marriage, traditional values, moral education, the Reformation, the crisis of the family.

Considered are reasons for the crisis of marriage, family values of the Reformation are analyzed on an example of life and pedagogical heritage of Martin Luther, well grounded is the risk of depreciation of marriage value for the viability of the modern society.

Институт брака и семьи претерпел значительные метаморфозы в своем развитии и продолжает поражать разнообразием форм и содержания. В переполненном асоциальными явлениями обществе (детская преступность, социальное сиротство, алкоголизм, внебрачная рождаемость, суициды) ему уделяется недостаточное внимание, хотя он находится под постоянной опекой государства и распад семьи рассматривается как зло. Сегодняшнее общество в этом аспекте сравнимо с последними днями Римской империи незадолго до ее краха. Древний Рим страдал от тех же проблем, что и мы сегодня: в первые 500 лет Римской империи не было зарегистрировано ни одного развода, но уже к 234 г. н.э. развод у римлян был таким же частым явлением, как и женитьба, а римская аристократия открыла для себя романтическую любовь и стала пренебрегать традиционными ценностями брака; начались разводы, измены и, как следствие, снизилось деторождение [7]. Религиозный и политический мыслитель ХХ в. Иван Ильин писал: «История показала... великие крушения и исчезновения народов возникают из духовно-нравственных кризисов, которые выражаются, прежде всего, в разложении семьи» [4].