Научная статья на тему 'РОЛЬ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

РОЛЬ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

60
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / мотив / иностранный язык / коммуникативные умения / самостоятельная работа / информационно-коммуникационные технологии. / motivation / motive / foreign language / communicative skills / independ-ent work / information and communication technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрушова Наталья Владимировна

В статье рассматривается роль мотивации при обучении ино-странному языку в вузе. Описываются организация учебного процесса и роль пре-подавателя в нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрушова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF MOTIVATION IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO UNIVERSITY STUDENTS

The article considers the role of motivation in foreign language teaching to university students.The organization of the educational process and the role of the teacher in it are described.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

«Инновационные аспекты развития науки и техники» УДК 372.881.111.1

Петрушова Наталья Владимировна Petrushova Natalia Vladimirovna

Старший преподаватель Senior Professor Алтайский государственный технический университет им.И.И. Ползунова Polzunov Altai State Technical University

РОЛЬ МОТИВАЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА

ROLE OF MOTIVATION IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING

TO UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация. В статье рассматривается роль мотивации при обучении иностранному языку в вузе. Описываются организация учебного процесса и роль преподавателя в нем.

Abstract: The article considers the role of motivation in foreign language teaching to university students.The organization of the educational process and the role of the teacher in it are described.

Ключевые слова. мотивация, мотив, иностранный язык, коммуникативные умения, самостоятельная работа, информационно-коммуникационные технологии.

Keywords: motivation, motive, foreign language, communicative skills, independent work, information and communication technologies.

Современное общество предъявляет новые требования к квалификации выпускников высших учебных заведений. Владение иностранным языком повышает конкурентоспособность будущих выпускников при дальнейшем трудоустройстве. Дисциплина "Иностранный язык" способствует расширению образовательного кругозора студентов и готовит их к решению задач в будущей профессии. Процесс обучения иностранному языку должен постоянно анализироваться и оптимизироваться преподавателем, цели и потребности студентов при

XVМеждународная научно-практическая конференция изучении данной дисциплины должны быть определены, т.е. для оптимального результата должна быть учтена мотивация студентов.

Мотив — это побуждение к действию, связанное с удовлетворением потребностей субъекта, а мотивация — это побуждения, активизирующие деятельность субъекта и определяющие ее направленность [1, с. 627]. Говоря об учебной мотивации необходимо уточнить, что она характеризуются следующими факторами: личностные характеристики студентов, организация педагогического процесса, особенности преподавателя и его отношения к педагогической деятельности, а также специфика учебного предмета. Таким образом учебная мотивация может быть как внутренней, так и внешней. Внешняя мотивация не связана с содержанием учебного материала и включает в себя: мотив долга, обязанности (широкие социальные мотивы), мотив оценки, личного благополучия, отсутствие желания учиться (отрицательные мотивы). Внутренняя мотивация, наоборот, касается учебного материала: мотивы познавательной деятельности, интерес к содержанию обучения (познавательные мотивы), мотивы овладения общими способами действий, выявление причинно-следственных связей в изучаемом учебном материале (учебно-познавательные мотивы).

Преподаватель именно тот человек, который должен стимулировать интерес к своей дисциплине, использовать современные средства и новые виды работы. Мотивация к изучению иностранного языка снижается при однообразии содержания занятий. Очень часто мотивация студентов не является высокой. Успешность достижения студентов в учебе зависит от того, насколько глубоко они мотивированы. Преподаватель должен разрабатывать различные темы опираясь на интересы и возможности студентов, чтобы стимулировать их к самостоятельной познавательной деятельности. Рассматриваются следующие факторы, влияющие на стимулирование интереса: новизна, разнообразие, про-блемность и др. Если у студентов высокий интерес к дисциплине

«Инновационные аспекты развития науки и техники» "Иностранный язык", то нехватка способностей может восполняться развитием мотивационной сферы. Положительное отношение к изучаемому языку всегда благоприятно влияет на дальнейшие результаты в обучении.

Преподаватель должен организовать свои занятия по иностранному языку таким образом, чтобы они были интересными для студентов. Роль преподавателя в данном случае неоспорима. Он должен убедить студента в необходимости упорно учиться и трудиться. Преподаватель также должен быть партнером диалога со студентом в организуемом им учебном процессе.

Необходимо развивать общую активность и мотивацию студентов, которые побуждали бы их к различным видам деятельности, в том числе и в высшем образовании. Для развития интереса у студентов к изучаемой дисциплине целесообразно воздействовать на потреб-ностно-мотивационную, волевую и эмоциональную сферы. Для этого должны быть соблюдены следующие условия организации учебно-воспитательного процесса:

1.Преподаватель должен ознакомить студентов с учебным планом по дисциплине "Иностранный язык", чтобы они были готовы к итоговому контролю по данной дисциплине.

2.Преподавателю нужно применять активные формы обучения при организации учебного процесса. Задача преподавателя - активизировать познавательную деятельность студентов, т.к. она оказывает влияние на мотивацию в целом. Создавать на занятиях по "Иностранному языку" проблемные ситуации, которые должны стимулировать интерес к дисциплине и способствовать получению более глубоких и расширенных знаний. В итоге студент не только должен заинтересоваться данной проблемой, но и должен захотеть ее разрешить. Например, студенты IT-направлений работая по учебному пособию "Computer English" изучают тему "Peripherals", которая в данном пособии

XVМеждународная научно-практическая конференция раскрыта кратко. Им дается задание найти актуальную информацию о самых современных моделях периферийных устройств. Студенты в малых группах из 2-3 человек готовят презентацию по одной из предложенных подтем. На следующем занятии, каждая из групп раскрывают свою тему презентуя ее на большом экране в Power Point. На данном занятии студентами отрабатываются и закрепляются лексический и грамматический материалы, речевые навыки, а также они обмениваются интересной профессиональной информацией, которая может быть полезной в их будущей карьере.

3.Процесс самостоятельной работы студентов должен быть правильно организован и управляем преподавателем. Студенты должны не только получать новые знания на занятиях, но и уметь самостоятельно овладевать методами научного познания, заниматься своим самообразованием. Самостоятельная работа студентов оказывает влияние не только на учебный процесс, но и на личностно-профессиональное развитие человека в целом. Для развития и поощрения самостоятельности и самообразования должны быть использованы творческие задания в учебном процессе. Такие задания направлены на формирование умений и навыков устной и письменной речи, а также монологической и диалогической речи. Постоянное применение творческих заданий мотивирует студентов к учебе и расширяет их кругозор способствуя самообразованию.

4.Учебно-методические материалы должны соответствовать современному уровню: применение средств информационно-коммуникационных технологий; использование современных учебных пособий и аутентичных текстов [2]. Нужно применять учебные пособия, характеристики которых способствуют повышению мотивации студентов и положительно влияют на нее. преподавателем должны быть проанализированы упражнения и тексты, состав и оформление учебника, доступность грамматических правил. Все эти характеристики должны

«Инновационные аспекты развития науки и техники» использоваться в комплексе и во взаимосвязи друг с другом. Применение аутентичных текстов на занятиях способствует формированию коммуникативной компетенции у обучающихся. В данном процессе обучения формируются лингвистическая, дискурсивная, социокультурная, социолингвистическая и социальная компетенции как составляющие коммуникативной компетенции. Развитию коммуникативных умений также способствует обучение различным видам чтения иностранных аутентичных текстов. Активное применение компьютерных технологий в обучении иностранному языку является сегодня одним из самых оптимальных факторов образовательного процесса. Студенты пользуются компьютером для поиска необходимой дополнительной информации, для набора текста, подготовки докладов, презентаций и т.д. Эффективность обучения иностранному языку увеличивается при использовании обучающимися информационных технологий, которые структурируют, активизируют и систематизирует домашнюю и аудиторную работу.

5. Преподавателями должна быть организована внеаудиторная работа по иностранному языку, а студенты должны быть активно в ней задействованы. Например, студенты в нашем вузе ежегодно принимают участие в научно-практической конференции "Наука и молодежь" выступая с тезисами на английском языке и обсуждая актуальные научные вопросы и проблемы. Также студенты демонстрируют отличные знания по английскому языку активно участвуя в конкурсе на "Лучшее владение английским языком среди студентов 1-3 курсов". Кроме того, студенты с большим удовольствием соревнуются и демонстрируют языковые навыки и умения в творческих языковых конкурсах организуемых кафедрой: "Winter Grammy" (конкурс песни на английском языке), "Declamation Contest" (поэтический конкурс). Такие виды работы являются традиционными и способствуют формированию мотивации при обучении иностранному языку.

XVМеждународная научно-практическая конференция

Таким образом, образовательный процесс в вузе должен быть организован эффективно, чтобы способствовать мотивации к обучению. Студент обязательно должен являться активным участником процесса обучения, а не его пассивным объектом. Развитие мотивации в вузе является одной из приоритетных задач образовательного процесса, в том числе и при обучении иностранному языку.

Библиографический список:

1. Тумакова Н.А., Захарченко Е.А. Мультимедийные средства как способ интенсификации образовательного процесса в вузе // Молодой ученый. 2015. №4 (84). С. 625-629.

2. Федорова А.А. Формирование мотивации студентов, изучающих иностранный язык [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://bookonlime.ru/lecture/12-formirovanie-motivacii-studentov-izuchayushchih-inostrannyy-yazyk-0 (дата обращения 22.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.