ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2005. № 2
М.Ю. Зеленков
РОЛЬ МОРАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
History convincingly proves that in amed struggle the decisive role is played by moral and psychological factors. Now, to conduct military activity effectively it's necessary, even in peacetime, to enforce the spirit of the army and the society. And this must be the object of particular attention from both the organs of state government and military government.
История убедительно показала, что в вопросах защиты интересов различных стран важное место отводится вооруженной борьбе. Философское осмысление проблемы достижения победы в этой борьбе неизбежно подводит к выводу, что в сложном и многогранном процессе применения военной силы взаимодействуют две составляющие — материальная и духовная. Они тесно взаимосвязаны между собой, находятся в тесном диалектическом единстве. Количество и качество материальных и духовных сил войск в суммированном виде выражаются в их боевой мощи. Причем как военными, так и гражданскими аналитиками давно признано, что для победы в современном вооруженном конфликте количественные показатели — численность вооружения, техники и личного состава — имеют далеко не первостепенное значение. Куда как важнее качественные характеристики сил противоборствующих сторон.
Маршал Советского Союза Г.К. Жуков так характеризовал огромную роль морального фактора в достижении победы в войне: "Никто не может провести четкую грань между ролью собственно оружия, военной техники и значением морального духа войск. Однако бесспорно, что при прочих равных условиях битвы и целые войны выигрывают те войска, которые отличаются железной волей к победе, осознанностью цели, стойкостью духа и преданностью знамени, под которым они идут в бой".
Во всех армиях мира исторически сложилась система воздействия на личный состав с целью поддержания его морального духа на должном уровне, которая включает организацию
патриотического, воинского, нравственного и духовного воспитания; систему информационного обеспечения войск; всестороннее психологическое обеспечение личного состава; систематическую гуманитарную (морально-политическую), правовую и психологическую подготовку; комплекс государственных мер и систему работы по социально-правовой защите военнослужащих и членов их семей; силы и средства для организации полноценного отдыха личного состава в воинских частях и гарнизонах.
Так, в частности, военно-политическое руководство США, осуществляя программу строительства вооруженных сил, постоянно уделяло и продолжает уделять особое внимание вопросам улучшения качественных, в том числе морально-психологических, характеристик личного состава. В рамках комплекса мероприятий, проводимых им с целью поддержания требуемого уровня боевой готовности вооруженных сил с учетом особенностей текущей и перспективной военно-стратегической обстановки в мире, а также повышения роли вооруженных сил в жизни современного американского общества, их престижности и популярности, важная роль отводится вопросам укрепления морально-психологического облика личного состава. При этом учитывается комплекс различных факторов, прямо или косвенно влияющих на его формирование и в конечном счете способствующих повышению качественных характеристик личного состава регулярных сил и резервных компонентов. В вопросах обеспечения и поддержания высокой боеготовности вооруженных сил, являющейся составной частью обеспечения национальной безопасности, Министерство обороны США одной из основных составляющих реализации такой глобальной задачи всегда выделяло морально-психологические аспекты готовности личного состава к выполнению поставленных задач в любых условиях.
Таким образом, основным направлением процесса повышения эффективности обороноспособности страны, которое непосредственно зависит от человека, всегда было направление совершенствования профессионализма военнослужащих за счет роста уровня развития и использования их личного потенциала в военном деле. При этом одной из составляющих личного потенциала является морально-психологический потенциал. Известный русский теоретик военного искусства, М.Д. Скобелев, так охарактеризовал его роль в военном деле: "Несомненно, раз офицер подметил, что пульс части бьется слабее, он обязан принять меры, во что бы то ни стало, к восстановлению духа части".
Суть морально-психологического потенциала заключается в совокупности духовных возможностей человека, которые определяются степенью развития морального и психологического сознания. Морально-психологический потенциал военной организации страны является специфической частью морально-психологических возможностей общества и одновременно компонентом боевого потенциала военной организации и представляет собой совокупность духовных возможностей личного состава в обеспечении военной политики государства в области обороноспособности. Таким образом, морально-психологический потенциал поднимается на уровень национального достояния и превращается в один из основных факторов, обеспечивающих национальную безопасность государства. Поэтому проблеме морально-психологического потенциала во все времена как научные, так и военно-политические и государственные структуры ведущих стран мира уделяли самое пристальное внимание.
Структурность морально-психологического потенциала выражается системой качеств человека, проявляющихся и формирующихся в его деятельности. Функциональность морально-психологического потенциала отражает систему способностей человека использовать и развивать свои качества в процессе деятельности. Содержание морально-психологического потенциала военно-профессиональной деятельности обобщенно выражено через его элементы и связи между ними и состоит из потенциальной части — способности и реализующей части — готовности. Реальное проявление морально-психологического потенциала выражается в морально-психологическом состоянии личного состава, которое отражает психологическую готовность военнослужащих выполнить возложенные на них задачи.
Многие выдающиеся русские полководцы и военачальники, такие, как A.B. Суворов, М.И. Драгомиров, М.Д. Скобелев, М.И. Кутузов и др., хорошо понимали огромную роль морального духа войск и придавали большое значение работе по его укреплению.
Большое значение этой работе придают и в армиях зарубежных стран. Например, в наставлении армии США AR 360-81 "Командная информация" сказано, что основным направлением морально-психологической подготовки является воспитание у военнослужащего чувства ответственности как гражданина США, личной преданности президенту и стране, решимости сохранять ее историческое наследие, беспрекословно отстаивать принципы американской демократии и свободы, правильного понимания характера угроз США и их союзникам. Поэтому считается, что главным качеством американского военнослужащего
в морально-психологическом плане должна быть его "готовность без колебаний уничтожить противника, основанная на патриотизме, историзме, традиционности и религиозности".
Таким образом, морально-психологический потенциал являет собой совокупность сущностных человеческих сил, образующих отношения "человек—деятельность". Субъектом этих отношений выступает человек, а объектом — его деятельность. Морально-психологические качества человека и свойства деятельности образуют сложноорганизованную структуру его потенциала.
Система качеств человека — это совокупность "предъявляемых" духовных сил для осуществления деятельности. Важными принципами, которые используются в процессе формирования морально-психологического потенциала населения и личного состава военной организации страны являются: максимальный охват объекта морально-психологического воспитания при сохранении дифференцированного подхода и общих объединяющих основ; заблаговременность и непрерывность, что означает необходимость постоянной оценки и формирования морально-психологического потенциала населения и военнослужащих еще в мирное время, потому как из анализа опыта начала войн и военных конфликтов установлено, что времени на это в час "Ч" может и не быть; приближенность морально-психологического воспитания к условиям возможной военно-политической и оперативной обстановки, реальных боевых действий, что обеспечивается увязкой такого воспитания с оперативной и боевой подготовкой, проведением сборов с личным составом мобилизационных ресурсов.
В целом анализ существующих и имевшихся ранее взглядов военно-политического руководства основных стран мира на роль, место и значение морально-психологического фактора показывает, что руководство рассматривает его прежде всего как одно из важнейших средств повышения боеготовности личного состава в интересах обеспечения безопасности государства. Таким образом, эффективное использование человеческого потенциала в деле повышения обороноспособности страны на современном этапе становится главным условием его успеха. При этом нельзя забывать, что основными слагаемыми морально-психологического потенциала являются интеллектуальные качества человека: знания, мышление, интеллект. Абсолютное большинство западных военных экспертов признают, что даже самый блестящий триумф оружия не в силах умалить роль морального духа войск, что в век любых технологий найдется решающее место "мужеству и геройству". "В любой войне всегда все зависит от
солдата, отрывающего окоп и сознающего, что он может оказаться его могилой".
В связи с этим вопросы поддержания морального духа войск на требуемом уровне всегда занимали важнейшее место в основополагающих документах, регламентирующих процесс достижения победы над врагом. В частности, в наставлении ОВС НАТО АТР-35 (А) сказано, что моральный дух войск является наиболее важным фактором в войне. Он порождает в личном составе энергию и агрессивность. Высокий моральный дух позволяет личному составу мужественно переносить любые трудности.
В ходе боевых действий США во Вьетнаме, на Гренаде, в Панаме, Югославии; Великобритании на Фолклендах; Франции в Чаде; объединенной группировки войск Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации против незаконных бандформирований в Чечне и Дагестане применялись такие способы поднятия морального духа, как обмен опытом и личные обращения ветеранов боевых действий.
В то же время, по данным военнослужащих иракских вооруженных сил, организованное многонациональными силами в ходе операции "Буря в пустыне" информационно-психологическое воздействие на моральный дух иракской армии по своей силе уступило лишь воздушным бомбардировкам. При этом 88% пленных иракских военнослужащих, по их утверждению, верили в содержание распространяемых среди них листовок, а 70% подтвердили, что именно листовки повлияли на их решение сдаться в плен.
Современные и будущие военные действия, даже в условиях применения обычных средств поражения, тщательного планирования и использования новейших вооружений и техники, включая высокоточное оружие, будут характеризоваться неопределенностью, иногда даже случайностью, значительной продолжительностью, высокими морально-психологическими нагрузками (стрессами), большей эмоциональной напряженностью. Они могут вестись на любой местности и в любую погоду. Кроме того, обстановка может потребовать быстрого перехода войск от миротворческих небоевых действий к традиционным боевым операциям либо самостоятельно, либо в составе коалиционных сил. Все это, а также развитие военной теории и практики постоянно требует уточнения структуры морального фактора, определения влияния его различных сторон на ход и исход вооруженной борьбы.
Свое понимание структуры нравственных сил изложил в "Учебнике тактики" генерал от инфантерии М.И. Драгомиров.
По его мнению, "под нравственною упругостью в военном смысле можно подразумевать: 1) находчивость, доведенную до того, что человек не теряется ни от какой неожиданности; 2) решимость и упорство; 3) убеждение, что только для того успех возможен, кто выручку товарища ставит выше личной опасности; 4) способность обсудить хладнокровно свое положение в самые критические минуты".
Доказательством вышеизложенного являются выводы из анализа войн и сражений, исследования, проведенные в войсках и на флотах, которые показывают прямую зависимость боеспособности частей и кораблей от человеческого фактора, морально-психологического состояния личного состава. При этом если за основной критерий оценки взять потери в живой силе, которые наиболее ощутимо сказываются на боеспособности войск, то при низком морально-психологическом состоянии личного состава части и соединения утрачивают свою боеспособность уже при 10—20% потерь в людях, в то время как при крепком моральном духе и высокой психологической стойкости — лишь при 50—60% потерь.
Среди факторов, оказывающих влияние на формирование высокого морально-психологического состояния личного состава, целесообразно выделить две основные составляющие: военно-политическую и социально-экономическую.
Влияние военно-политических факторов обусловлено тем, что формирование морального духа личного состава происходит не абстрактно, а целенаправленно, прежде всего под предназначение, цели и задачи вооруженных сил как военного инструмента реализации политики безопасности страны на основе ее национальной военной стратегии. Таким образом, основными элементами военно-политических факторов, влияющих на содержание морального фактора, являются необходимость политического, экономического и военного лидерства страны в мировом сообществе; поддержание и развитие вооруженных сил на уровне, позволяющем решать любые поставленные задачи; обеспечение высокой боевой готовности, гарантирующей реализацию требований и положений национальной военной стратегии в любых условиях обстановки. Одной из основных составляющих боеготовности является обученный личный состав, обладающий высокими боевыми и морально-психологическими качествами, что позволяет ему эффективно и в установленные сроки решать поставленные задачи в рамках принятых нравственно-правовых норм.
В связи с этим представляют интерес некоторые положения уставов Министерства армии США БМ 100-1 (1994 г.) и БМ
100-5 (1998 г.), касающиеся зависимости уровня боеготовности от качественных характеристик личного состава. В них указывается, что готовность вооруженных сил во многом зависит от морально-психологического и умственного состояния военнослужащих, прежде всего рядового и сержантского состава. При этом выделяются три показателя, характеризующие вышеуказанный параметр, — компетентность, качество службы и адаптивность военнослужащего.
Компетентность определяется образованием, обучением и боевой подготовкой. Качество службы как в мирное время, так и особенно в боевых условиях обусловливается характером военнослужащего и его воспитанием. Адаптивность обеспечивается слаженностью воинского коллектива и его групповой сплоченностью.
Факторами социально-экономической составляющей выступают отношение руководителей государства к состоянию, действиям и проблемам военной организации страны; корпоративность военной организации, ее традиции и степень их проявления; общественное мнение о роли военной организации, воинского труда и об отношении к военным в стране; степень профессионализма в руководстве вооруженными силами и другими войсками.
Социально-психологические законы гласят, что основной источник морально-психологического состояния воюющей армии находится не в ней самой, а в обществе, интересы которого она защищает. Сказанное отражает действие одной из закономерностей войны: "...от того, какой образ войны сложился в общественном сознании, и какое место в нем отведено армии, в значительной степени зависит возможность привлечения широких социальных мотивов для побуждения военнослужащих к активным боевым действиям". При отсутствии общественной поддержки военной акции, проявлении антивоенных настроений и попыток возложить вину за возникновение и результаты войны на армию возможности возбуждения у личного состава таких мотивов, как патриотизм, конституционный долг, национальные интересы, становятся весьма проблематичными, а порой и просто нереализуемыми. Так, в частности, игнорирование социальных компонентов общественного сознания и социальной деятельности населения страны серьезно усугубило и осложнило ход чеченского кризиса в 1994—1996 гг. При ориентации населения на сохранение целостности России была полностью проигнорирована другая сторона этого же общественного мнения — о средствах поддержания этой целостности. Социологические данные неоднократно свидетельствовали, что все формы обост-
рения межнациональных и политических отношений население предпочитает и предполагает решать мирными средствами, а военные методы поддерживает только 5—8% населения. Иначе говоря, абсолютно не было учтено нежелание населения решать признаваемую им острой актуальную проблему — сохранение России — насильственными методами. В результате этого общественное мнение отказалось признать приемлемой и оправданной войну (применение вооруженных сил) внутри страны. В этом отношении ситуация сложилась еще более непростая, чем ситуация с вводом войск в Афганистан, когда противник был внешним врагом. В результате армия оказалась под влиянием мощного давления из-за непопулярности военных акций, что привело к дальнейшей эскалации критики ее действий не только населением, но и внутри самой армии.
Такое же положение имело место в американских военных контингентах, воевавших в Корее (1950—1953 гг.), во Вьетнаме (1964—1975 гг.), в аналогичной ситуации находились наши войска в Афганистане в последний период ведения ими боевых действий (с середины 80-х гг.). Эти конфликты завершились поражением "сильной" стороны. И совсем по-другому обстояло дело в ходе проведения контртеррористических операций объединенной группировкой войск Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации против незаконных бандформирований в Республике Дагестан и Чечне (1999 г.). Действия войск объединенной группировки не только полностью поддерживались населением страны, но и позволили значительно увеличить популярность военной организации в стране.
Как уже было отмечено ранее, сердцевину, основу морально-психологического фактора составляет моральный фактор, через который в конечном счете проявляются и другие факторы, такие, как боевая выучка и профессиональное мастерство, физическая закалка и выносливость, дисциплинированность и организованность и др., оказывающие огромное влияние на боевую готовность войск, ход и исход боя. Правильная оценка роли морального фактора — это принципиальный вопрос, имеющий как теоретическое, так и большое практическое значение, ибо от этого зависит успешное решение многих поставленных задач, и в частности обеспечение безопасности страны, и прежде всего одной из ее составляющих — морально-психологической подготовки личного состава. В качестве практического доказательства вышеизложенного можно привести итоги операции многонациональных сил "Буря в пустыне" в Персидском заливе против Ирака. Во время этого конфликта, как уже было
сказано выше, моральный потенциал иракской армии был катастрофически расшатан во многом благодаря умелому использованию союзными войсками сил и средств психологической войны. Сегодня можно смело сказать, что соавтором победы многонациональных сил в Персидском заливе явилось такое мощное и универсальное оружие, как пропаганда, которая в зависимости от своего предназначения оказывала решающее влияние на способность солдата воевать и побеждать. В противовес психологическим итогам этой операции выступают итоги операции вооруженных сил НАТО "Союзная сила" против Югославии, в ходе которой благодаря действиям военно-политического руководства Югославии и ее вооруженных сил по поднятию морального духа войскам НАТО так и не удалось добиться психологического разложения личного состава вооруженных сил и населения Югославии.
Характерно, что в штабе генерала Нормана Шварцкопфа, командующего многонациональными силами в Персидском заливе, утвердили дату начала наступления против Ирака на суше лишь после того, как количество деморализованных среди обороняющихся иракских войск было определено психологами США в пределах 30—60%. В то же время в ходе операции "Союзная сила" военно-политическое руководство стран НАТО так и не приняло решения на проведение сухопутной операции, несмотря на то что в обоих случаях войска многонациональных сил в своем абсолютном большинстве состояли из лучших частей и соединений, обладающих высоким уровнем морально-психологического состояния.
При этом для существенного влияния на процесс поднятия морального духа своих войск командование многонациональных сил умело использовало национальные и полковые символики. Практически это нашло отражение в присвоении "громких" названий палаточным городкам, в которых размещались войска, установке на боевой технике и боевых позициях национальных флажков, коллективном фотографировании перед боем и т.д.
Обращает на себя внимание такое средство, применяемое для поднятия морального духа войск, как использование "громких" названий проводимых операций — на острове Гренада (США, "Вспышка ярости", 1983 г.), в Панаме (США, "Справедливое дело", 1989 г.), в зоне Персидского залива (США и МНС "Буря в пустыне" и "Щит пустыни", 1990—1991 гг.), в Сомали (войска ООН, "Возрождение надежды", 1992—1993 гг.), на Гаити (США, "Поддержка демократии", 1994 г.), в Боснии и Гер-
цеговине (США и войска ООН, "Совместное усилие", 1996 г.), Югославии (войска НАТО, "Союзная сила", 1999 г.).
По оценке американских специалистов, в современных вооруженных конфликтах боевые психические травмы составят: с применением обычных видов оружия — 20%; с применением оружия массового поражения в течение первых 30 суток — 25—35%, в дальнейшем боевые психические травмы превысят санитарные потери.
Исследования отечественных специалистов показали, что в условиях повседневной деятельности войск у 4—6% личного состава наблюдаются психические нарушения; при выполнении задач учебно-боевой деятельности — от 15 — до 20; при ведении боя — от 30 до 86% в зависимости от интенсивности, количества раненых и убитых.
Доказательством теоретических исследований служат выводы из анализа боевых действий. Так, около 9% военнослужащих многонациональных сил, принимавших участие в войне с Ираком, страдают боевыми психическими травмами той или иной степени тяжести и 34% имеют менее значительные психические отклонения, связанные с несением службы в районе конфликта. В то же время своевременная и целенаправленная психологическая работа в подготовительный период боевых действий позволяет сформировать чувство боевой настороженности, ответственности за свою жизнь и жизнь товарищей. В ходе проведения антитеррористической операции в Республике Дагестан путем своевременного психологического воздействия удалось уже на вторые-третьи сутки адаптировать к боевым условиям свыше 80% личного состава объединенной группировки войск. Однако большие физические и психологические нагрузки, оказывающие влияние на личный состав в ходе боевых действий, значительно снизили нервно-психическую устойчивость военнослужащих. После окончания боев для 90% военнослужащих было характерно невротическое расстройство сна, для 60% — неврозы навязчивых состояний.
История военного искусства наглядно показывает, что морально-психологические проблемы всегда так или иначе учитывались руководством любого государства и его вооруженных сил. Но в прошлом они были областью военного чутья, интуиции, эмпирического опыта, а не научных знаний. В настоящее же время это направление обеспечения безопасности базируется на теоретическом фундаменте научных разработок, подтвержденных многовековой практикой.
Так, например, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации сказано, что в обеспечении националь-
ной безопасности Российской Федерации в оборонной сфере особую роль играет человеческий фактор, общественный статус военнослужащего. Поэтому на первый план выдвигаются такие задачи, как осуществление комплекса мер по социальной защите военнослужащего, повышению престижа военной службы, формированию общественного сознания в духе необходимости вооруженной защиты национальных интересов страны и мобилизации усилий и возможностей государства, общества и граждан для проведения военной реформы.
В Стратегии национальной безопасности США в следующем столетии вопросы информационной безопасности (защиты личного состава и населения от информационно-психологического воздействия) занимают второе место после проблемы квалифицированных кадров, опережая такие направления, как космос, противоракетная оборона, присутствие за границей и влияние американской мощи. А правительство Республики Корея в Концепции по осуществлению государственных реформ по обеспечению национальной безопасности на рубеже XX и XXI вв. одним из направлений обеспечения безопасности страны называет задачу подъема морально-психологической устойчивости вооруженных сил путем проведения научно обоснованной кадровой политики, направленной на максимальное использование индивидуальных особенностей военнослужащих.
Глобальная информатизация общества, тенденция в развитии сил, средств и способов вооруженной войны, появление различных видов так называемого "несмертельного оружия", все большее вовлечение населения в военные действия, гуманитарные катастрофы как следствие военных действий приводят к тому, что проблемы моральной готовности и психологической способности населения и войск выдержать тяготы войны и добиться победы значительно усложняются. Сегодня речь идет уже не только об учете морального фактора при подготовке и в ходе войны, но и о целой системе морально-психологической борьбы как самостоятельного вида противоборства при подготовке и в ходе военных действий.
Вопросы, связанные со значением морально-психологического фактора военнослужащих, путями его укрепления, приобрели еще большую остроту в современных условиях. На это есть свои веские причины. Возрастание зависимости хода и исхода войны от морального духа войск — это объективная закономерность, проявляющаяся в любой современной армии. Не учитывать ее невозможно, не обрекая на неудачу весь процесс подготовки войск.
Рассмотрев исторически созданную структуру морально-психологического фактора личного состава военной организации и населения страны, определив степень его влияния на обеспечение безопасности государства и сформулировав дальнейшие направления по его изучению, можно сделать вывод, что сердцевиной обеспечения национальной безопасности страны является морально-психологический потенциал военнослужащих ее вооруженных сил, поскольку именно они ведут вооруженную борьбу. Следовательно, данная сторона дела должна всегда являться предметом особого внимания со стороны органов как военного, так и государственного управления.