УДК 316.77
РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ СМИ В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗРЕНИЯ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА
Е.А. Киршина, В.Г. Залещук
Пермский государственный национальный исследовательский университет
В статье рассматривается влияние медиа на мировоззрение молодого человека. Выделяются положительные и отрицательные эффекты этого влияния, обусловленные постоянным контактом молодежи с медиа и интерент-пространствами. Анализируются функции СМИ, в частности молодежных медиа, в современном российском обществе, роль медиа в процессе формирования потребностей молодых людей. В тексте разбираются вопросы зависимости молодого человека от постоянного медиапотребления, его готовности вести осознанный диалог с медиапространством, способности самостоятельно, а главное осмысленно фильтровать получаемую информацию.
Ключевые слова: медиа, молодежные медиа, молодежь, медиапо-требление.
Одним из направлений работы Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) является вовлечение молодёжи в работу средств массовой информации (молодёжные медиа) [1]. Можно сказать, что серьезную поддержку данное направление получило относительно недавно. Причинами же формирования этого нового приоритета ГМП являются активное развитие и рост возможностей современных средств массовой информации.
В частности, социальные сети стали неотъемлемой частью жизни современного человека. По данным глобального отчета «Digital 2020» [2] в Российской Федерации в январе 2020 г. насчитывалось более чем 118 млн пользователей сети интернет. Этот факт демонстрирует, что более 80 % россиян являются интернет-пользователями, постоянно контактирующими с медиа. По исследованию, проводимому компанией Google, 98 % молодых людей, имеющих доступ в интернет, пользуются им
© Киршина Е.А., Залещук В.Г., 2020
ежедневно. Сегодняшняя молодежь - это первые интернет-пользователи, чей период взросления и детства пришелся на расцвет и активное внедрение интернет технологий. Наибольшая часть этого времени приходится на пользование социальными сетями. Стоит отметить, что время, затраченное на социальные сети, распределяется не только на общение с другими пользователями, но и на потребление контента молодежных медиа и медиа, создающих продукты для молодежной аудитории. Радио и телевиденье, воспроизводимые в интернет, заняли шестое и седьмое место соответственно. На последнем месте расположись блоги, не транслируемые в социальных сетях. Поэтому именно медиа выступают в качестве механизма для образования, набора новых компетенций и способа заявить о себе и о своих проектах. Медиа становятся советником для молодых людей в принятии решений. Это происходит путём изучения опыта авторитетных мнений и опроса виртуальных пользователей о принятии решения в конкретном вопросе, начиная от выбора одежды, заканчивая выбором университета.
И.В. Жилавская [3] выделяет следующие этапы
трансформации социокультурных или мировоззренческих ценностей молодого человека. Первым этапом она выделяет синтез, проходящий на основе наблюдений за конкретными окружающими социальными фактами. Данному этапу свойственна констатация социального явления в СМИ. Здесь важное место занимают сами факты, сопровождающие социальные явления, закрепляющие данное событие с той или иной стороны. Вторым этапом считается включение в систему общесуществующих ценностей на основе синтезированного положительного или отрицательного явления. Отторжение или включение социального явления в систему ценностей происходит по средствам анализа человеком различных источников информации, приводящего к положительному или отрицательному отношению к данной ценности. Третий этап происходит в ходе принятия данной ценности обществом. Именно здесь наиболее заметно происходит влияние на установки общества и индивида.
Современные цифровые медиа адаптируют контент под тенденцию снижения возраста, что способствует активному 179
влиянию на систему ценностей человека. Естественно, мировоззрение может изменяться в течение жизни, но важным данный вопрос являет ввиду того, что молодой человек с определёнными представлениями о мире, на которые подействовали медиа, становится частью общественных отношений.
Привычка контакта с медиа формирует постоянную потребность в потреблении информации. По данным исследования компании Google, проведенной в 2017 г., в среднем респонденты в возрасте от 13 до 24 лет проверяют информацию в социальных сетях каждые 30 мин. Также компания Google выделила наиболее активный возраст для медиапотребления — это пользователи 13-17 лет. Именно они проводят большее времени в интернете, оставляют комментарии, делают репосты и размещают собственные материалы. Постоянное воздействие с медиа выходит в привычку, что не позволяет самостоятельно прекратить процесс медиапотребления. Завершение процесса постоянного потребления контента происходит в вынужденном формате (при необходимости сменить вид деятельности: учеба, домашние дела и т.д.), что создает постоянное желание получения информации.
В активном включении СМИ в жизнь молодого человека, во влиянии на трансформацию системы ценностей можно увидеть ряд положительных сторон: быстрота получения, обработки информации, что ведет к расширению кругозора [4], стремлению создания своих проектов, повышению уровня профессионализма.
Расширение уровня кругозора происходит за счет развития технологий и желания первым предоставить информацию. Контент постоянно меняется, подобное свойство СМИ и диктует молодому человеку требования соответствовать. Повышение или стремление к повышению собственного интеллектуального уровня молодого медийщика происходит за счет публикуемого контента, меняющего, в том числе, уровень массовой культуры. Стремление к созданию собственных проектов диктуется за счет того, что молодежные медиа работают по принципу информационной открытости, выступают в качестве партнеров между государством, обществом и молодежью, демонстрируют
многообразие возможностей. Подобная открытость участников молодежных медиа позволяет не только развиваться им с профессиональной точки зрения, но и активно вовлекать молодежь через СМИ во взаимодействие с органами власти.
Отрицательные стороны влияния медиа на формирование системы ценностей молодого человека можно выделить следующие: поверхностность получаемых знаний, склонность к исключительно визуальному восприятию информации, пропаганда, недостоверность информации, прививание ложных принципов и т.д. При высокой скорости развития технологий, некритичной восприимчивости к разного рода информации, у молодых людей возникает интерес в постоянному поглощению информации. Но стоит учитывать, что такое восприятие информации не приводит, к глубокому изучению, а носит только поверхностный характер, т.к. не происходит комплексного подхода к изучению вопроса.
При активном медиа потреблении у молодых людей зачастую отсутствует способность критично относиться к воспринимаемому контенту, отличать компетентное мнение от дилетантского. Такое восприятие информации приводит к поверхностному или даже искаженному представлению о предмете.
Постоянная гонка медиа за возможность удержать внимание читателя, приводит к старанию медийщиков выпускать визуальный контент. Это формирует склонность к визуальному восприятию информации у молодежи и нежелание или неспособность искать смысл в больших кусках текста. Никто не хочет тратить время на чтение массивных первоисточников, если можно посмотреть фильм или видеоролик с кратким содержанием.
В современных условиях постоянного преобладания информационных процессов происходит быстрая трансформация СМИ, которая, несомненно, накладывает отпечаток на изменение мировоззрений молодого человека. Это происходит по разным причинам, одной из которых является свойство молодежи быть подверженной чужому мнению. Молодые люди в момент взросления попадают в медиасферу. К моменту плотного диалога молодого человека и медиа, не каждый молодой человек обладает 181
развитой способностью к критическому мышлению при потреблении медиаконтента и анализу полученной информации, которая зачастую может быть недостоверной. Предпочтение определённых медиа может восприниматься как принадлежность или ассоциирование себя с определенной группой, или способ формирования собственной идентичности. Актуальность набирают способы преподнесения эксклюзивной информации (блоги, видеоблоги, продуктыприложения «Лк4ок» и др.). Контент становится действенным способом заявить: «я особенный», «обратите на меня внимание» [5].
Информация о событиях, людях и их поступках подается не всегда достоверно. В погоне за интересом читателей источники не пренебрегают и шокирующим контентом. Например, информация о насилии, рассказанная максимально подробно, может быть воспринята как инструкция к действию или негативно отражаться на психологическом состоянии молодежи, вызывая депрессии, страхи, буллинг других молодых людей.
За счет широкой доступности и больших охватов отдельных медиа можно отметить большее внимание и желание обладать так называемой «легкой жизнью». СМИ сегодня представляют основной источник информации, который занимается как созданием, так и трансформацией уже имеющихся взглядов молодого человека о реалиях окружающего мира. Именно с помощью СМИ события транслируются для общественности определенным образом, тем самым создается относительно единое (схожее) мнение о происходящих процессах в массовом сознании. В качестве примера можно представить политические видеоролики на видеохостинге <^оиТиЬе», которые повлияли на процент явки молодых людей на выборные участки.
Таким образом, молодежные СМИ оказывают активное воздействие на молодого человека, неся как положительные изменения в системе ценностей молодежи, такие как стремление к развитию, самопозиционирование, возможность быть услышанным на разном уровне, уверенность в том, что идеи и проекты будутзамечены - так и отрицательные стороны (поверхностность получаемой информации, односторонняя склонность к визуальному восприятию информации, стремление к жизни без усилий, психологические проблемы).
Библиографический список
1. Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь). URL: https://fadm.gov.ru/ (дата обращения 15.03.2020).
2. «DataReportal» URL: datareportal.com (accessed: 15.03.2020).
3. Жилавская И.В. Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий: дис. ... кандидата филол. наук. М., 2008. 232 с.
4. Карпова М.К. Роль СМИ в трансформации социокультурных ценностей современной молодежи // Наука. Общество. Государство. 2019. Т. 7, № 2(26). URL: https://esj.pnzgu.ru/files/ esj.pnzgu.ru/karpova_mk_evdokimov_vi_2019_2_23.pdf (дата обращения 15.03.2020).
5. Новое поколение интернет-пользователей: исследование привычек и поведения российской молодежи онлайн / Think with Google. 2017. URL: https://www.thinkwithgoogle.com/intl/ru-ru/consumer-insights/consumer-trends/novoe-pokolenie-internet-polzovatelei-issledovanie-privychek-i-povedeniia-rossiiskoi-molodezhi-onlain/ (дата обращения 15.03.2020).
YOUTH MEDIA IN SHAPING THE WORLDVIEW OF A YOUNG PERSON
E.A. Kirshina, V.G. Zaleshchuk
Perm State University
The article examines the impact of media on the worldview of a young person. The positive and negative effects of this impact are highlighted, due to the constant contact of young people with the media and Internet spaces. The article analyzes the functions of mass media in modern Russian society, especially the role of media in the process of shaping the needs of young people. The text deals with the issues of young people's dependence on constant media consumption, their readiness to conduct a conscious dialogue with the media space, their ability to independently, and most importantly, intelligently filter the information they receive.
Keywords: media, youth media, youth, media consumption.