Научная статья на тему 'Роль молодежных организаций в «Цветных» переворотах, произошедших на пространстве бывшего СССР'

Роль молодежных организаций в «Цветных» переворотах, произошедших на пространстве бывшего СССР Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
312
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИИ / ДВИЖЕНИЯ / «ЦВЕТНОЙ» ПЕРЕВОРОТ / "ОРАНЖЕВАЯ" РЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Емельянов Владимир Александрович

В статье указан процесс создания молодежных организаций путем горизонтальных связей, механизм их выведения «на улицу» в необходимый момент. Указаны типичные черты и шаблонность действий революционных молодежных движений. Приведены примеры активного участия молодежи в «цветных» переворотах, произошедших на пространстве бывшего СССР и пространстве стран Организации Варшавского Договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль молодежных организаций в «Цветных» переворотах, произошедших на пространстве бывшего СССР»

ИСТОРИЯ

УДК 329.78

Владимир Александрович Емельянов Челябинский государственный университет

РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В «ЦВЕТНЫХ» ПЕРЕВОРОТАХ, ПРОИЗОШЕДШИХ НА ПРОСТРАНСТВЕ БЫВШЕГО СССР

В статье указан процесс создания молодежных организаций путем горизонтальных связей, механизм их выведения «на улицу» в необходимый момент. Указаны типичные черты и шаблонность действий революционных молодежных движении. Приведены при— меры активного участия молодежи в «цветных» переворотах, произошедших на про— странстве бывшего СССР и пространстве стран Организации Варшавского Договора.

Ключевые слова: молодежь, молодежные объединения, организации, движения, «цветной» переворот, «оранжевая» революция.

Пока молодежная политика в странах бывшего СССР была в глубоком кризисе, повсе— местно усиливались тенденции авторитаризма, выраженные во введенных изменениях в избирательные законодательства стран. Данную ситуацию проще можно описать еле— дующим образом: рядовые избиратели идут на поводу у чужих сил, голосуя за разных ненужных властям политиков на местах. И вот объявляются результаты выборов и вся выстроенная вертикаль власти и система отношений рушится в один миг. Понимая это, руководители государств берут избирательный процесс в свои руки и организовывают подсчет голосов как следует, и вдруг оказывается, что ненужный кандидат немного не— добрал голосов и, к общему сожалению, не прошел и все остается как есть1.

Так было много раз и во многих странах, но в последнее время это вызывает народный протест и, в первую очередь со стороны молодежи, которая реагирует на такие действия с особой агрессивностью. Почему сложилась такая ситуация? Возможно, ответить на этот вопрос помогут нижеприведенные данные.

В начале XXI века в Конгресс США был внесен законопроект о поддержке демокра— тических движений за рубежом, названный «Акт о продвижении демократии». В преам— буле законопроекта было указано, что он «намечает практические шаги для продвиже— ния свободы и демократии на планете». В первую очередь речь идет о финансировании лиц, которые продвигают демократию и на эти цели в бюджете США предполагалось выделить 250 млн долларов в течение 2005-2007 гг. Внутри госдепартамента США было создано управление по демократическим движениям и переходным процессам.

Можно выделить даже алгоритм смены неугодных режимов в условиях демократиче— ской управляемости, который повторялся с завидной частотой по всем миру. Прежде все— го, обозначаются болевые и уязвимые точки в государстве, его властных структурах, на ко— торые направляются все усилия пропагандистской машины. После определения болевых мест начинается консолидация разрозненной оппозиции или ее создание. Затем оппозиции находят лидера. Используются независимые телеканалы и пресса, если их нет - интернет. Параллельно полным ходом начинается формирование ударной силы «цветной» револю— ции - молодежного движения. Такими движениями в свое время были: в Югославии -«Отпор» («Сопротивление»), в Грузии - «Кмара» («Хватит»), на Украине - «Пора». После этого остается только найти повод, который послужит отмашкой к началу активных дей—

(С) В. А. Емельянов, 2012

102 ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГУМАНИТАРИЙ 2012 № 3 (20)

ствий2. Как правило, таким поводом становятся любые результаты ближайших выборов.

Процесс приручения молодежных движений организаторами «оранжевой» револю— ции предельно прост. Первоначально создается определенная среда, без участников, не считая организаторов. Среда содержит определенные идеологические установки и ре— кламирует себя в нужной социальной группе молодежи. Иначе говоря, создается среда - клуб любителей дельтапланеризма, дельтаплан есть, обучение полетам и сами полеты бесплатные. Данная организация рекламируется среде социальной группы молодежи -любителей экстремального спорта и активного отдыха. Аналогичные среды экологи— ческой, правовой, спортивной и иной направленности создаются по такой же модели и рекламируют себя, естественно, в других социальных группам молодежи.

Эти среды создают профессионалы своего дела, сотни профессионалов, которые на— ходят тысячи молодых лидеров в стране в разных областях и со временем дают им и поиграть, и послушать, и попрыгать. Лидеры в свою очередь втягивают в свою орбиту сотни сверстников, при этом собирается общая база всех телефонов, электронной почты, адресов в социальных сетях и т. п. При этом представители этих различных организаций могут не общаться друг с другом, не иметь общих интересов и даже негативно отно— ситься друг к другу, но в определенный момент и в определённом месте они собираются ради реализации какой-либо заранее популяризированной идеи. Такой идеей, как уже отмечалось, может стать противостояние имевшим место фальсификациям на выборах3.

Так называемая социализация молодежи извне охватывает и команды графитчиков, и рок-группы, и националистов, и волонтеров, всех людей которые даже не будут об— щаться между собой в реальной жизни, и не имеют даже общих взглядов на политику в стране. Имея десятки таких организаций, по тысяче человек в каждой, при этом горизон— тально связанными между собой, можно получить ситуацию, в которой «...кто выдает самолет, мотоцикл и снаряжение для экспедиции - того и будут молодые люди»4.

Впервые тактика была опробована в октябре 2000 года в Югославии, где произошли события, названные в СМИ «бархатной» революцией. 24 сентября 2000 года в Югос— лавии прошел первый тур выборов президента, в ходе которого 48 % голосов получил кандидат от оппозиции В. Коштуница. Однако по югославским законам этого оказалось недостаточно, чтобы считать Коштуницу избранным президентом страны, и избиратель— ная комиссия постановила провести второй тур выборов. Такое решение избиркома явно не устроило противников правительства Милошевича, которые еще заблаговременно на— чали готовиться к этим выборам.

В 1999-2000 гг. на поддержку независимых СМИ и различных демократических ор— ганизаций в Югославии было истрачено более 35 млн долларов. За 2000 год - 25 млн долларов, за 1999 год - 10,5 млн долларов. В октябре 2000 года Конгресс США начал рассматривать вопрос о предоставлении 50 млн долларов демократам Черногории и еще 50 млн долларов демократам Сербии.

Деньги не пропали зря, так как после вынесения решения о назначении второго тура президентских выборов на улицах Белграда появилась агрессивная молодежь, которая устроила погромы, грабежи общественных зданий, поджоги парламента и здания госу— дарственного телевидения. Под давлением событий, происходящих на улицах столицы Конституционный суд трижды менял свое решение: изначально постановил провести второй тур президентских выборов, потом отменил результаты выборов вовсе, и в конце признал избранным президентом лидера оппозиции Коштуницу. Фактически Милоше— вичу был поставлен ультиматум, что погромы будут продолжаться, пока суд не пример нужное решение5.

Активная фаза «Революции роз» началась в Грузии с создания независимой телеком— пании «Рустави-2» при активной поддержке американского миллиардера и его фонда Сороса. Решив закрыть данный телеканал, президент Грузии Шеварнадзе спровоциро—

вал выдвижение на политическую сцену молодежного движения «Кмара» («Хватит»), Аналогичное белградскому «Отпору», движение имело до революции 2 500 членов, а с на— чалом революции выросло втрое за счет членов студенческого самоуправления в высших школах, которые своей главной целью считали борьбу с коррупцией в учебных заведени— ях. Активисты сербского «Отпора» наладили регулярные контакты с «Кмарой»: массовые обучения актива тактике ненасильственного сопротивления, командировки и т. д.

Во время «оранжевой» революции на Украине на президентских выборах сошлись Р К-ко манды России и США. В первом туре все кандидаты не набрали необходимого количества голосов для победы. Во втором туре кандидат Москвы - Янукович обошел своего соперника - кандидата Вашингтона Ющенко на 3 % голосов. Лидеры оппозиции во главе с Ющенко были не согласны с итогами выборов и начали требовать проведения третьего тура. Самым интересным остается тот факт, что, еще до объявления результа— тов выборов во втором туре на Крещатике появились грузовики, из которых было вы— гружено десятки спальных палаток, сотни спальных мешков, поролоновые подкладки, клетчатые одеяла и пледы, валенки с галошами и рукавицы. Молодые люди из организа— ции «Пора» начали профессионально возводить палаточный городок, который сразу же окружили заслонами из парковых скамеек и деревянных щитов. В это же время десятки тысяч молодых людей, приехавших в Киев, размещались на съемных квартирах.

Эта подготовленная толпа, уже обжившая Крещатик, после второго тура заполонила центральную площадь Киева - майдан и прилегающие улицы с лозунгами о фальсифика— циях выборов и требованиями признать Ющенко президентом. По сути, организованная толпа оккупировала столицу и начала оказывать морально-психологическое давление на граждан Украины.

Почему же во всех случаях именно молодежь стала главной эмблемой «цветных» революций? Потому она является наиболее удобным инструментом для организаторов переворотов:

а) молодежь естественным образом имеет более завышенные ожидания от жизни;

б) молодежь более максималистична и склонна судить резкими категориями: все пло— хо или все хорошо;

в) молодежь более других видит и ощущает социальную несправедливость в обще— стве, сложившуюся в странах СНГ путем передела имущества после распада СССР;

г) молодежь естественным образом недовольна властями, считая их главными вино— вниками всей сложившейся ситуации;

д) молодежь более склонна доверять средствам массовой информации: телевидению и интернету;

е) молодежь более идеалистичная искренне верит, что «цветная» революция за все «хорошее» и против всего «плохого»;

ж) против молодежи властям вдвойне преступно применять силу при попытках раз— гонов митингов и палаточных городков6;

Примечания

1 См.: Левинсон А. Почему в России не было «оранжевой» революции.

2 См.: Карпухин О. И., Макаревич Э. Ф. Манипулирование массами - инструмент РЯ-революций в эпоху глобализации и экспорта демократии // Социально-гуманитарные знания : Научно-образовательное издание. 2005. № 5. С, 26-52.

3 См.: Тараканов П. В. Роль и место молодежных организаций в политической системе современного российского общества : дис. ... канд. полит, наук. М., 2006.

См.: Новая Газета. 2005. № 43. С. 2-4.

5 См.: Карпухин О. П., Макаревич Э. Ф. Манипулирование массами...

См.: Тараканов П. В. Роль и место молодежных организаций...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.