Е. Н. Лузгина, аспирант, кафедра социологии, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, г. Санкт-Петербург, Россия [email protected]
РОЛЬ МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Молодежь выступает базовым элементом развития любого общества. Изучение данной группы позволяет не только решить текущие задачи по улучшению жизни молодежи, но и предугадать развитие профессиональных и трудовых перспектив региона в будущем.
Молодежь на рынке труда — наиболее неконкурентоспособная социальная группа, во-первых, по причине отсутствия опыта работы, во-вторых, по причине неразвитости экономической инфраструктуры региона, а вследствие этого, отсутствия рабочих мест. Многие молодые специалисты, находящиеся в поисках работы (по полученной профессии или не по профессии), вынуждены уезжать в другие регионы России или же за рубеж1.
В основании трудовой активности молодежи лежит сложнейшая взаимосвязь причин биологического, психологического и социального характера. Ее мотиваци-онный механизм включает в себя всю систему субъект-объектных отношений, в том числе и отношение к самому себе.
Трудовая активность есть степень общественно-полезной деятельности моло-
дого работника, обусловленная развитием производительных сил и производственных отношений, индивидуальными качествами труженика, реальными возможностями удовлетворения его осознанных потребностей. Вместе с тем в структуре факторов трудовой активности ведущими элементами являются потребности. Степень трудовой активности определяется мерой их удовлет-ворения2.
Организационный механизм обеспечения активности молодых работников в труде, должен включать в себя: законодательную базу, регламентирующую использование труда молодежи; систему рабочих мест, часть которых целевым назначением формируется и квотируется для молодежи; систему профессионального образования, должным образом адаптированную к потребностям локального рынка труда города.
Важно акцентировать внимание на со-циально-психологиче-ских качествах работника, позволяющих более полно реализовать трудовой потенциал и желание трудиться. В связи с этим большое значение имеет создание системы факторов, определяющих выбор профессии, сферы деятельности, ха-
Социально-экономические преобразования российского общества изменили систему общественного производства, трудовые отношения приобрели новый контекст, изменился рынок труда и система профессиональной подготовки, новое направление получили трудовые ценностные ориентации, система мотивации работников.
дискуссия
журнал научных публикаций
рактера и содержания труда, уровня оплаты необходимость создания новых знаний в об-труда и т.д. Знание мотивов, отражающих ласти трудовых практик молодежи, в выяв-
потребности и интересы молодого работни- лении факторов, определяющих трудовую
ка, является необходимым условием выра- активность и причины трудовой пассивности
ботки эффективной системы мер, способствующих формированию трудового потенциала.
Молодежные общественные объединения играют значительную роль в формировании трудовой активности молодого поколения. Занятость в молодежных общественных организациях является одним из эффективных механизмов подготовки будущих специалистов. Поиск путей повышения трудовой активности молодежи является одной из актуальных задач современности.
Данная статья посвящена описанию проблемной ситуации в области управления трудовой активностью молодежи. Любое общество заинтересовано в трудовой активности молодежи как значимого ресурса эффективного развития. Социально-экономические преобразования российского общества изменили систему общественного производства, трудовые отношения приобрели новый контекст, изменился рынок труда и система профессиональной подготовки, новое направление получили трудовые ценностные ориентации система мотивации работников.
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, большая часть экономически неактивного населения представлена молодежью от 14 до 29 лет — см. табл. 1.
В результате большого количества экономически неактивной молодежи появилась
В результате большого количества экономически неактивной молодежи появилась необходимость создания новых знаний в области трудовых практик молодежи, в выявлении факторов, определяющих трудовую активность и причины трудовой пассивности работников молодежного возраста.
работников молодежного возраста. Включение молодежи в активную трудовую деятельность позволит структурам, управляющим социальными организациями, изменять негативные процессы, возникающие в трудовой сфере.
Для изучения трудовой активности молодежи нами было проведено социологическое исследование методом анкетного опроса в г. Санкт-Петербурге в 2012 г. В опросе приняла участие молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, работающая в молодежных и детских общественных объединениях.
В соответствии с приказом Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.02.1998 № 28-6 «О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга», на основании протоколов №1 от 29.11.2010, № 2 от 13.12.2010, №3 от 19.01.2010 заседания Конкурсной Комиссии по формировании Санкт-Петербургского городского реестра молодежных и детских общественных объединений, негосударственных организаций, оказывающих поддержку молодежи, пользующихся государственной поддержкой Санкт-Петербурга в 2011 г., молодежные организации являются одним из сегментов сферы сервиса и около 60% работников в них составляют молодые специалисты.
Отбор информантов осуществлялся двухступенчатым методом. На первом этапе
Таблица 1
Экономически неактивное население, распределение численности экономически неактивного населения по возрастным группам.3
Год Всего тыс. человек в том числе в возрасте (лет), в % Средний возраст, лет
до 20 20-29 30-39 40-49 50-59 60-72
2008 975,5 24,8 17,0 4,7 3,1 9,6 40,8 43,8
2009 956,3 23,7 16,2 4,1 3,4 10,6 42,0 44,6
2010 1011,3 22,0 18,2 4,8 3,7 10,9 40,4 44,2
были отобраны молодежные общественные организации. В выборочную совокупность были включены 30 организаций. На втором этапе был осуществлен отбор респондентов среди работников молодежного возраста от 18 до 30 лет. Генеральная совокупность составила 403 респондента. Из списков случайно-бесповторным методом было отобрано 212 респондентов: мужчин (27,6 %), женщин (72,4 %).
По уровню профессионального образования респонденты распределились следующим образом: полное среднее (6,2 %), начальное профессиональное образование (17,6 %), среднее профессиональное образование (18,6%), незаконченное высшее (17,1 %), высшее образование (38,6 %), учёная степень (1,9 %).
По продолжительности работы респондентов в организации: проработали две-три недели (6,2 %), один месяц (16,7 %), два-три месяца (30,5 %), шесть месяцев (32,4 %), год и более (14,3). Работа в молодежных и детских общественных организациях воспринимается молодежью как начало профессиональной деятельности.
Как показали результаты нашего исследования, трудовая активность молодых людей в значительной мере обусловливается как психологическими, материальными, так и моральными факторами.
Прежде всего, чтобы выявить основные факторы неудовлетворенности респондентов работой, необходимо определить причины их трудоустройства. Большинство респондентов ответили, что желание улучшить материальное положение своей семьи (34,3 %) послужило основанием для трудоустройства, следующими по значимости были желание приобрести опыт по будущей специальности (27,6 %), желание помогать другим людям (15,7 %). Таким образом, совокупность экономических стимулов в их органической взаимосвязи в процессе реального воздействия на усиление заинтересованности работников и коллективов в осуществлении общественных потребностей
и составляет содержание материального стимулирования труда. Молодежные и детские общественные организации выступают основой для получения необходимых практических навыков, поэтому не только материальное вознаграждение стимулирует трудовую активность, но и возможность получения опыта работы является важной составляющей при выборе профессии.
Молодежь, в целом, удовлетворена трудом в молодежных и детских общественных организациях. Удовлетворенность работника трудом — это состояние сбалансированности требований, предъявляемых работником к содержанию, характеру и условиям труда, и субъективной оценки возможностей реализации этих запросов. Больше всего молодые работники удовлетворены следующими характеристиками трудового процесса: отношения с руководителем (45,2 %) и отношения с коллегами (42,9 %). Данные показатели объясняются тем, что коллективы в молодежных организациях достаточно однородны по социально-демографическим показателям, что способствует более высокой удовлетворенности. Если говорить о факторах неудовлетворенности трудом, то можно выделить следующее: размер заработка (41,9%), возможность должностного продвижения (30,5 %), уровень технической оснащенности (24,3 %).
Наибольшее влияние на трудовую активность молодежи оказывает материальный фактор. Возможности профессионального роста ограничены из-за малого количества штатных позиций в молодежных организациях. Из-за низкого финансирования мы видим недовольство молодежи материально-технической базой.
В ходе исследования респондентам предлагалось выбрать факторы, которые совершенно не оказывают влияния на их трудовую активность (факторы трудовой пассивности). В итоге были выбраны элементы состязательности — 21,4 %; экономические нововведения в компании — 19,5 %; общая социально-экономическая обстановка в стране — 18,6 %.
Молодежные и детские общественные организации выступают основой для получения необходимых практических навыков, поэтому не только материальное вознаграждение стимулирует трудовую активность, но и возможность получения опыта работы является важной составляющей при выборе профессии.
дискуссия
журнал научных публикаций
Данные факторы не влияют на желание трудиться, следовательно, их применение руководителями молодежных и детских общественных организаций не изменит отношение молодых работников к труду кардинальным образом.
Удовлетворяя такие потребности молодых сотрудников, как благоприятные условия труда и улучшение жилищно-бытовых условий, работодатель будет способствовать росту трудовой активности и самоотдачи сотрудников.
Совсем не важным для работы респонденты назвали участие в управлении (34,3 %). Так как молодые работники, как правило, только начинают свой профессиональный путь и получают необходимый опыт, то возможности управления для них на данном этапе не интересны.
Помимо анализа условий, способствующих трудовой активности, важным моментом представляется выявление факторов, затрудняющих работу молодежи. Важной причиной трудовой пассивности молодые работники отметили «отсутствие материальной защищенности» - 28,1 % и «отсутствие социальной защищенности» -19 %. В современной экономической ситуации необходимо быть уверенным в своем будущем, тем более молодому поколению, которое только начинает свой профессиональный путь. Работа не по специальности (21 %) также остается проблемной зоной современного рынка труда и образовательной системы.
Проведенное исследование позволило сформулировать некоторые рекомендации для молодежных и детских общественных объединений по повышению уровня трудовой активности молодежи:
♦ соотносить про-фессионально-образо-вательный уровень молодых работников с характером и содержанием предлагаемой работы и не использовать высокообразованный моло- : дой персонал в работах, не требующих такого образовательного уровня;
♦ учитывать, что молодежь обладает большим трудовым потенциалом, чем тот,
Наибольшее влияние на трудовую активность молодежи оказывает материальный фактор. Возможности профессионального роста ограничены из-за малого количества штатных позиций в молодежных организациях.
который реализуется ею в трудовых практиках, но недостаточное материальное обеспечение выступает ограничительным барьером, препятствующим реализации данного потенциала;
♦ обеспечивать молодым работникам социальную поддержку в размере, необходимом для нивелирования негативного влияния, оказываемого на них внешней средой;
♦ выявлять профессиональные интересы молодых работников и задействовать их в трудовой деятельности, соответствующей данным интересам, одновременно придавая труду разнообразный и творческий характер;
♦ информировать молодежь о значимости ее трудового вклада в конечный результат деятельности предприятия, обеспечивая справедливую оценку данного вклада и соответственное вознаграждение;
♦ активно привлекать молодежь к участию в программах развития профессиональных знаний, навыков и умений, разработав и включив в перечень мероприятий данных программ действия, направленные на повышение ценности труда в иерархии ценностных ориентаций молодой лично -сти и формирование у молодых работников личностных качеств, позволяющих успешно самоопределяться в обществе;
♦ выявлять и корректировать факторы, негативно влияющие на качество трудовой жизни молодых работников и увеличивающие кадровую текучку на предприятии.
При разработке системы управления трудовой активностью молодежи в организации целесообразно опираться на принципы, которые можно разделить на две группы.4
1. Принципы формирования системы управления социально-экономической активностью молодежи в организации. К ним относятся:
- комплексность, то есть учет всех ключевых факторов, воздействующих на молодое поколение как внутри организации, так и вне ее;
- соответствие целей молодежной политики организации стратегии ее развития;
- системность, то есть построение обобщенной модели управления трудовой
активностью молодежи в организации, объединенной общим замыслом и отражающей взаимосвязи элементов в реальной ситуации.
2. Принципы развития системы управления социально-экономической активностью молодежи в организации, в том числе:
— участие молодежи в процессе развития
организации и реализации молодежной политики;
— взаимовыгодное сотрудничество администрации и молодежи с очевидной выгодой для обеих сторон;
— обретение смысла в трудовой деятельности, т.е. содержание трудовой деятельности должно становиться основным мотивом формирования профессиональных навыков, обеспечивающим высокий социальный статус молодого человека в обществе;
— непрерывное совершенствование процессов управления молодежью, создание механизма работы с инициативами молодежи;
— развитие лидерства в молодежной среде, характеризующееся включением молодежи в управленческий резерв, дальнейшая системная работа по подготовке будущих руководителей.
Чтобы стимулировать у молодых специалистов желание трудиться, необходима активная позиция работодателя в отношении своих сотрудников. Как отмечают респонденты, большее количество оцениваемых факторов существенно действуют на их трудовую активность.
Таким образом, для стабилизации трудовой активности молодежи необходимо объединить усилия государственных структур, занимающихся проблемами занятости, социальной защиты, общего и профессионального образования на региональном и муниципальном уровнях, общественных объединений и организаций различных форм собственности.
Развитие трудовой активности молодежи представляет сложный и многоплановый процесс, протекающий под воздействием целой системы факторов как объективного, так и субъективного характера.
Чтобы стимулировать у молодых специалистов желание трудиться,
необходима активная позиция работодателя в отношении своих сотрудников.
Источниками трудовой активности являются противоречия между непрерывно растущими потребностями работника и недостаточно эффективным способом их удов-_ летворения — отсюда целесообразность более адекватного их разрешения. При этом более эффективными средствами являются учёт ценностных ориентаций труже-= ника, повышение персональной ответственности, эффективные материальные и моральные стимулы, благоприятные внутриколлективные отношения.
Таким образом, эффективное управление трудовой активностью молодежи способствует улучшению экономической ситуации в городе, представляет собой важный фактор развития производства, который способствует качественному развитию всей социальной системы.
1. Нугаев М.А. Трудовая активность рабочего класса развитого социалистического общества: Теоретико-методологический аспект. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. — 293 с.
2. Мариненко Э.П. Трудовая активность молодежи — важный фактор ускорения социально-экономического развития страны. / Э.П. Мариненко. Учебное пособие. - М.: 1987г. - 86 с.
3. Труд и занятость в Санкт-Петербурге и Ленинградской области : стат. сб. // Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган ФСГС по г. С.-Петербургу и Ленингр. обл. — СПб. : Петростат, 2010. — 269 с.
4. Нугаев М.А. Трудовая активность рабочего класса развитого социалистического общества: Теоретико-методологический аспект. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975. — 293 с.