Научная статья на тему 'Роль модульно-компетентностного подхода при подготовке специалистов по управлению персоналом в условиях интеграции требований производства и ФГОС'

Роль модульно-компетентностного подхода при подготовке специалистов по управлению персоналом в условиях интеграции требований производства и ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОДУЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МОДУЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миненко Н. В.

В статье обосновывается актуальность модульно-компетентностного подхода в связи с возможностью интеграции в его рамках требований производства и Федеральных государственных образовательных стандартов. Автор аргументирует преимущества модульной образовательной программы как основного средства его реализации. В работе приводится модульная образовательная программа подготовки будущего менеджера на примере одного модуля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миненко Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль модульно-компетентностного подхода при подготовке специалистов по управлению персоналом в условиях интеграции требований производства и ФГОС»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

При анализе полученных результатов можно сделать вывод о том, что уровень качества знаний повысился. Увеличение данного критерия обучающихся составляет на 7. 69 % больше, поэтому применение дидактических игр на уроках биологии с целью повышения успеваемости и качества знаний является целесообразным.

Список использованной литературы:

1. Игровые технологии [Текст] // Педагогические технологии. -4-е изд., перераб.и доп. / под общ. ред. В. С. Кукушина. - М.: Март, 2010. - С. 83-90.

2. Избасарова Р.Ш. Обучающие возможности дидактической игры на уроках биологии / Р. Ш. Избасарова // Биология в школе. - 2012. - №8. - С. 18-22.

3. Любознательный биолог// Вожатый века. - 2007.-№3. - С.44-45.

4. Макаренко А.С. Собрание сочинений: в 7-ми т. Т.У: Общие вопросы теории педагогики / А. С. Макаренко. - Москва, 1960.

5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: Т. 1 / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.

6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / В. А. Сухомлинский. - М. , 1990.

© Мевша А. С., Шишкина И. Л.,2015.

УДК 378.14.015.62

Н.В.Миненко

канд. пед. наук, ст. пр. НИУ "БелГУ", г. Белгород, РФ E-mail: natasha01071979@yandex.ru

РОЛЬ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ПРОИЗВОДСТВА И ФГОС

Аннотация

В статье обосновывается актуальность модульно-компетентностного подхода в связи с возможностью интеграции в его рамках требований производства и Федеральных государственных образовательных стандартов. Автор аргументирует преимущества модульной образовательной программы как основного средства его реализации. В работе приводится модульная образовательная программа подготовки будущего менеджера на примере одного модуля.

Ключевые слова

Модульно-компетентностный подход, модульная образовательная программа, модуль.

Переориентация российской экономики в сторону рыночных отношений, изменения в производственной деятельности, социальном и научно-техническом прогрессе предъявляют новые требования к человеческим ресурсам и обостряют проблему подготовки конкурентоспособного, компетентного специалиста. Новый специалист обязан быть конкурентоспособным профессионалом, кроме оперирования определенными навыками и умениями, должен уметь показать на рынке труда, выдерживать соперничество с другими соискателями рабочих мест. Соответственно, система профессионального образования должна ориентироваться на подготовку именно таких конкурентоспособных выпускников.

Это один из наиболее актуальных вопросов, поскольку сегодня «взаимовыгодным» направлением взаимодействия отраслевого производства и образования является участие работодателей в разработке содержания образования.

В качестве основного механизма, который призван привести образование в соответствие с потребностями работодателей и, следовательно, рынка труда, рассматривается модульно-компетентностный

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

подход, его ориентация на формирование ключевых и профессиональных компетенций.

Модульно-компетентностный подход, является результатом интеграции двух подходов -компетентностного и модульного, сохраняет в себе их основные идеи. Так, для компетентностной модели образования характерно, во-первых, определять образовательный результат через категорию готовности личности к адекватным действиям в заданной ситуации. Второе, организация процесса обучения в компетентностно-ориентированном образовании заключается в создании условий, при которых новая информация составит часть внутренних ресурсов обучающихся. И, третье, оценка достижений обучающихся основывается на заранее заданных стандартах качества при определенных критериях.

Главным понятием компетентностного подхода впервые становится понятие образовательного модуля. Итоговая компетентность в той или иной сфере профессиональной деятельности будет представлять совокупность таких модулей, каждый из которых является специфической функцией (аспектом) будущей профессиональной деятельности.

Следовательно, компетентностный подход модифицируется в модульно-компетентностный, в котором в качестве отдельного модуля (выступает как целостная единица образовательного стандарта) осуществляется совокупное освоение умений и знаний в рамках формирования конкретной компетенции, обеспечивающей реализацию определенной трудовой функции.

Модульно-компетентностный подход находится в рамках концепции непрерывного образования («образования в течение жизни»), поскольку его цель состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов, готовых работать в постоянно изменяющейся ситуации в сфере труда, с одной стороны, и продолжении профессионального роста и образования - с другой. Он дает будущего специалисту обширные возможности обучения на рабочем месте или в ситуации, близкой к трудовой среде. Такое образование позволит адаптироваться к реальности трудовой деятельности и использовать в практике не только профессиональные, но и общие, сквозные и ключевые компетенции [3].

Данный подход реально обеспечивает конкурентоспособность и качество подготовки специалистов в условиях интеграции требований производства и ФГОС за счет формирования содержания и организации обучения.

Одним из средств формирования и организации обучения на основе модульно-компетентностного подхода является модульная образовательная программа, основанная на компетенциях, сформулированных совместно с работодателями.

Модульная образовательная программа является документом или их комплектом, отражающем содержание профессионального образования и состоящем из совокупности модулей, необходимых для овладения определенными профессиональными компетенциями. При этом сам модуль, включенный в данную программу, является относительно самостоятельной единицей образовательной программы, направленной на формирование определенной профессиональной компетенции или группы компетенций, т.е. является единицей программы, формирующей одну или несколько определенных профессиональных компетенций, которые сопровождаются контролем знаний и умений обучаемых на выходе.

Рассмотрим структуру модульной образовательной программы на примере одного модуля подготовки бакалавра по направлению Управление персоналом.

Структурными составляющими профессиональной компетентности будущего менеджера в рамках стандартов являются общекультурные и профессиональные компетенции. Профессиональные компетенции делятся на компетенции по видам деятельности: организационно-управленческая и экономическая; информационно-аналитическая; социально-психологическая; проектная.

Виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются вузом совместно с обучающимися и объединениями работодателей. В соответствии с видами профессиональной деятельности обучающиеся должны обладать теми или иными компетенциями.

Представим компетентностную модель менеджера, в которой были выделены пять компетентностей в соответствии с основными видами деятельности, которые он должен выполнять: организационно-управленческая и экономическая; информационно-аналитическая; социально-психологическая; проектная.

Организационно-управленческая и экономическая компетентность менеджера представляет собой интегральную профессионально-личностную характеристику, отражающую способность и готовность к

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

выполнению управленческих функций, задач организационного и экономического характера, принятию обоснованных управленческих решений, управлению деятельностью других людей.

Информационно-аналитическая компетентность менеджера - это интегральная профессионально-личностная характеристика, отражающая способность и готовность к выбору, обработке информации, осуществлению анализа, принятию на его основании адекватных решений в зависимости от сложившейся ситуации.

Социально-психологическая компетентность менеджера - интегральная профессионально-личностная характеристика, отражающая способность и готовность эффективно взаимодействовать с окружающими, использовать разнообразные средства общения, оказывать активное влияние на процесс развития организации и подчиненных, выполнять социально-ценностные функции в коллективе, предупреждать и устранять негативные проявления поведения, обучать и воспитывать сотрудников.

Проектная компетентность менеджера является интегральной профессионально-личностной характеристикой, отражающей способность и готовность проектирования, планирования, создания и реализация проектов в области процессов управления персоналом.

Рассмотрим модуль «Проектная компетентность будущего менеджера». Другие модули будут иметь аналогичную структуру.

Основная цель модуля: повышение уровня проектной компетентности будущего менежера посредством формирования составляющих ее содержание общепрофессиональных компетенций: готовности к применению современных методов управления персоналом; участию в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом (в том числе в кризисных ситуациях); участию в процессах планирования и оптимизации структуры персонала организации.

Входные требования. Обучающийся должен владеть профессиональными компетенциями, определенными ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров 080400 Управление персоналом.

Нормативная продолжительность обучения - 72 ч.

Результаты обучения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Образовательные результаты освоения содержания проектной компетентности

Знать основы организационного проектирования системы и процессов управления персоналом

основы инвестирования и финансирования программ развития персонала

основы разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом и готовностью использовать их на практике

основы проведения и методов оценки экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях

Уметь осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе делегирования основы организационного проектирования системы и процессов управления персоналом

использовать на практике основы разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом

Владеть способностью вносить вклад в планирование, создание и реализацию проектов в области управления персоналом

готовностью к разработке процедур, методов контроля и оценки деятельности персонала

способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом

способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям

Образовательные результаты освоения содержания других компетентностей расписываются аналогичным образом.

Критерии оценки результатов (образовательных результатов как индикаторов сформированности компетенций, составляющих проектную компетентность)

а) мотивационная готовность (показатели: осознаваемость, сила и устойчивость мотивов);

б) теоретическая готовность (показатели: полнота и прочность усвоения знаний);

в) практическая готовность (показатели: полнота, прочность и осознанность овладения умениями). Уровни усвоения результатов: высокий, средний, низкий.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

Требования к способам оценки

Обучающийся должен предоставить устное и письменное доказательство того, он усвоил результаты обучения. Все критерии должны быть охвачены от а) до в).

Предлагаемые инструменты оценки

Уровни усвоения образовательных результатов могут проверяться при помощи следующих диагностических методов и методик: теста «Ценностные ориентации М. Рокича», методики Кольца Венне, методики предельных смыслов, анкет, дискуссий, бесед (критерий мотивационной готовности), контрольных заданий на выявление степени проявления показателей теоретической и практической готовности.

Процедура оценки

Оценка достижения обучающимися планируемых результатов обучения производится индивидуально. Полнота и прочность знаний, полнота, прочность и осознанность овладения умениями определяются через их средние коэффициенты. Для оценки сформированности образовательных результатов может быть использован следующий механизм, представленный в таблице 2.

Таблица 2

Механизм оценки сформированности проектной компетентности будущего менеджера

Показатели Уровни и баллы по каждому уровню

Низкий (0 баллов) Средний (1 балл) Высокий (2 балла)

Мотивационная готовность

1 .Осознаваемость мотивов Частично сформированы Не в полной мере сформированы Сформированы

2.Сила мотивов

З.Устойчивость мотивов

Теоретическая готовность

4.Полнота усвоения знаний К<0,8 0,8<К<0,9 0,9<К<1,0

5.Прочность усвоения знаний К<0,8 0,8<К<0,9 0,9<К<1,0

Практическая готовность

б.Полнота усвоения умений К<0,8 0,8<К<0,9 0,9<К<1,0

7.Прочность освоения умений К<0,8 0,8<К<0,9 0,9<К<1,0

8.Осознанность овладения умениями Не достаточно осознано В целом осознано Полностью осознано

Суммарный балл по показателям меняется в пределах от 0 (0 -минимальное количество баллов за низкий уровень) до 16 (2 - максимальное количество баллов за высокий уровень) по 8 показателям. Выбор интервалов при группировке данных распределения совокупности будущего учителя по уровням сформированности проектной компетентности осуществлялся на основе методики А.А. Кывырялга [1]. Исходя из нее уровни сформированности компетентности определялись следующими интервалами: от 0 до 5 баллов - низкий уровень; от 6 до 11 баллов - средний уровень; от 12 до 16 баллов - высокий уровень.

Методы обучения

Методы, используемые преподавателем данного модуля, должны быть активными и направленными на формирование компетенций, составляющих проектную компетентность, например: проблемные ситуации, методы проблемного изложения материала (проблемная лекция, эвристическая беседа), дискуссионные методы обучения (групповая дискуссия, круглый стол), деловые игры, кейсы, проектные задания.

Прохождение модуля означает, что обучающийся продемонстрировал соответствующий уровень проектной компетентности. Компетенции, составляющие проектную компетентность, позволяют овладеть таким видом профессиональной деятельности будущего менеджера как проектная деятельность и тесно связаны с другими общепрофессиональными компетенциями, так как, не обладая ими, невозможно обладать профессиональной компетентностью в целом.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин . 1980.

2. Методические рекомендации: По анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. СПб., 2010.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования/ http: //www .fgosvpo.ru.

© Миненко Н.В., 2015

УДК 378

Е.С. Минкова

К.э.н., доцент, институт транспорта и технического сервиса Балтийский Федеральный Университет имени И. Канта г. Калининград, Российская Федерация

Е.И. Петрова

Соискатель, Балтийский Федеральный Университет имени И. Канта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Калининград, Российская Федерация

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОЦЕССОВ О

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РИСКЕ

Аннотация

Рассматривается необходимость решения педагогической задачи по формированию отношения к профессиональному риску будущих технологов транспортных процессов. Приводятся данные представлений студентов о понятии риск, профессиональный риск.

Ключевые слова Риск, профессиональный риск, технолог транспортных процессов.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Это в полной мере относится и к транспорту как отрасли, идущей по пути инновационного развития. Необходим качественный рост производительности труда и улучшение использования трудовых ресурсов в транспортном комплексе, которые станут важнейшими факторами снижения транспортных издержек и повышения конкурентоспособности транспортного комплекса России на мировом рынке [5].

В связи с присоединением России к Болонскому процессу и вхождением во Всемирную торговую организацию, становится необходимым соответствие уровня профессиональной подготовки выпускников вузов международным стандартам.

В англоговорящих странах для разработки единых требований к выпускникам образовательных программ в области техники и технологий в 1989 году создана международная организация - Вашингтонское соглашение (The Washington Accord). В указанных странах существует три уровня квалификаций: инженер (engineer), технолог (engineering technologist) и техник (engineering technician), различающихся по уровню компетенций, а согласование требований к компетенциям ведется в рамках Форума мобильности инженеров (EMF) и Форума мобильности технологов (ETMF).

Помимо прочих атрибутов выпускников университетов в странах - подписантах Washington Accord (академического образования, анализа инженерных задач, коммуникации и других), имеется такой, как проектный менеджмент и финансы, включающий в себя знания в области менеджмента и практики ведения бизнеса, в том числе менеджмента рисков и изменений, понимание связанных с ними ограничений [6, с.16].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.