Научная статья на тему 'Проектирование инновационно-ориентированного содержания дополнительного профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода'

Проектирование инновационно-ориентированного содержания дополнительного профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
257
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КЛЮЧЕВЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / FURTHER VOCATIONAL EDUCATION / MODULE-COMPETENCE APPROACH / KEY AND APPLIED COMPETENCES / EDUCATIONAL PROGRAM CONTENT SELECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубанов Александр Михайлович, Молоткова Наталия Вячеславовна

Статья посвящена модульному обучению как одной из наиболее результативных технологий реализации компетентностного подхода в инновационно-ориентированном дополнительном профессиональном образовании (ДПО) на сегодняшний день, позволяющей в короткий срок формировать и развивать у специалиста необходимые прикладные компетенции. С этих позиций предложен обобщенный алгоритм проектирования образовательных услуг в системе ДПО. На практических примерах показано, каким образом в рамках конкретного модуля программы повышения квалификации для различных категорий специалистов, в зависимости от развиваемых прикладных компетенций, определяется требуемый объем знаний и осуществляется проектирование содержания образовательной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рубанов Александр Михайлович, Молоткова Наталия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of the innovative-focused maintenance of additional vocational training on a basis of module and competence building approach

Article is devoted to the modular training as one of the most productive technologies of realization of competence approach in the innovative-focused additional vocational training (AVT) for today, allowing in a short space of time to form and develop necessary applied expert's competence. From these positions the generalized algorithm of designing of educational services in the system of AVT is offered. It is shown on the practical examples how within the limits of the certain module of the program of improvement of professional skill for various professional categories, depending on developed applied competences, the demanded volume of knowledge is defined and designing of the maintenance of educational program is carried out.

Текст научной работы на тему «Проектирование инновационно-ориентированного содержания дополнительного профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378.046.4

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОГО СОДЕРЖАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

© А.М. Рубанов, Н.В. Молоткова

Статья посвящена модульному обучению как одной из наиболее результативных технологий реализации компетентностного подхода в инновационно-ориентированном дополнительном профессиональном образовании (ДПО) на сегодняшний день, позволяющей в короткий срок формировать и развивать у специалиста необходимые прикладные компетенции. С этих позиций предложен обобщенный алгоритм проектирования образовательных услуг в системе ДПО. На практических примерах показано, каким образом в рамках конкретного модуля программы повышения квалификации для различных категорий специалистов, в зависимости от развиваемых прикладных компетенций, определяется требуемый объем знаний и осуществляется проектирование содержания образовательной программы.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; модульно-компетентностный подход; ключевые и прикладные компетенции; отбор содержания образовательной программы.

Ключевой стратегией государственной политики в условиях глобализации и стремительного формирования нового постиндустриального общества становится переход России на инновационный путь развития, «...когда большая часть экономического богатства создается вне среды материального производства. Многократно увеличивается значимость и стоимость интеллектуального труда, в геометрической прогрессии возрастает роль информации и информационных технологий, а экономика знаний становится важнейшей отраслью народного хозяйства» [1].

Важная роль в реализации стратегии инновационного развития России отводится кадровому потенциалу, способному объединить интеллектуальные и технологические ресурсы страны и обеспечить коммерциализацию новшеств на внутреннем и глобальном рынке. Как показывает мировой опыт, для инновационной деятельности требуются специалисты, обладающие особой подготовкой и владеющие специфическими знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективность инновационного процесса.

В новых условиях традиционное понимание профессионального образования как усвоения определенной суммы знаний, осно-

ванного на преподавании жестко обозначенного набора дисциплин, является явно недостаточным и, более того, существенно сдерживает формирование у обучающихся нового стиля инновационного мышления. В отличие от традиционного, важными составляющими содержания современного образования должны стать учебный материал и образовательные технологии, основой которых являются не столько учебные предметы, сколько способы мышления и деятельности, методы познания, т. е. процедуры рефлексивного характера, которыми должен овладеть обучающийся в их единстве и взаимодополняемости.

Конкретной формой реализации процесса модернизации образования стал поиск перспективных подходов к повышению качества образования, одним из которых является компетентностный подход. Данный подход заключается в развитии у обучающегося набора компетенций, которые определяют его успешную адаптацию в обществе и профессиональной среде.

Модернизация системы образования затронула и сферу дополнительного профессионального образования (ДПО). Как наиболее мобильная и гибкая структура система

ДПО позволяет акцентировать внимание именно на развитии необходимых прикладных компетенций у специалиста. Это обусловлено спецификой контингента слушателей и возможностью легкой адаптации образовательных программ в соответствии с меняющимися личностными образовательными потребностями, развитием отраслей и сфер производства, науки и конкретных предприятий.

Рассматривая различные исследования в области компетентностного подхода, формирования компетенций, в своей работе мы опираемся на следующие определения.

Компетенция - это способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях - как в конкретной области знаний, так и в областях, косвенно относящихся к конкретным объектам, т. е. способность и готовность проявлять гибкость мышления и деятельности в изменяющихся условиях рынка труда [2].

Компетенции не исключают знаний, умений и навыков, хотя и принципиально отличаются от них. От знаний - тем, что они существуют в виде деятельности, а не только информации о ней. От умений - тем, что компетенции могут применяться к решению разного рода задач (обладают свойством переноса). От навыков - тем, что они осознаны и не автоматизированы, что позволяет действовать не только в типовой, но и в нестандартной ситуации. Без знаний нет компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция [3].

В отличие от термина «квалификация» компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в команде, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Компетентность представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной деятельности в определенной сфере [4]. Профессиональная компетентность рассматривается как интегральная характеристика деловых и личностных качеств, отражающая нравственную позицию специалиста, уровень

знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности. При этом деятельность специалиста при решении профессиональных задач и проблем должна быть организованной и самостоятельной.

Таким образом, компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в типовых и нестандартных профессиональных ситуациях. Речь идет об особых образовательных результатах системы профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования [3], - о профессиональной компетентности и таких ее составляющих, как прикладные и ключевые компетенции.

Ключевые компетенции необходимы для любой профессиональной деятельности, они проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, социальноправовых основ поведения в обществе [5]. Прикладные компетенции отражают специфику конкретной сферы профессиональной деятельности. Ключевые и прикладные компетенции специалиста проявляются при решении профессиональных задач в разных контекстах, предполагая трансляцию обобщенных моделей поведения и профессионального опыта на объекты профессиональной деятельности в определенной ситуации.

Можно сделать вывод о том, что роль ДПО в развитии кадрового потенциала в новых условиях состоит в организации повышения квалификации, позволяющего в короткий срок формировать и развивать у слушателя прикладные компетенции, в то время как его ключевые компетенции уже сформированы в процессе обучения в вузе, техникуме или колледже и развиты в практической деятельности.

Одной из наиболее результативных технологий реализации компетентностного подхода в инновационно-ориентированном образовании на сегодняшний день считается модульное обучение. В образовательном процессе модуль трактуется как относительно самостоятельная и завершенная единица

образовательной программы, направленная на формирование определенных профессиональных компетенций. Большинство специалистов под понятием «модуль» понимают автономную организационно-методическую структуру учебной дисциплины, которая включает в себя логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и межпредметных связей), методическое руководство и систему контроля [6].

Анализ существующих исследований в области отбора и конструирования содержания профессионального образования, его стандартизации показал разнообразие проблем, связанных с разработкой образовательных программ для системы непрерывного профессионального образования на всех ее уровнях.

Этот процесс усугубляется недостаточной разработанностью механизмов реализации компетентностного подхода, превалированием опоры на эмпирический материал и субъективной логикой отдельных разработчиков. Однако весомое значение данной задачи на этапе системных изменений профессионального образования, вхождения российской системы образования в единое мировое образовательное пространство подтверждают и теоретические исследования, и педагогическая практика.

Как показывает анализ педагогических исследований, модульность как принцип и технология обучения достаточно широко разработана в дидактике. Модульное обучение рассматривается как процесс усвоения знаний в условиях полного дидактического цикла, структура которого включает цель и задание, мотивацию на качественное усвоение, содержание (учебный модуль), методы и формы прямой, опосредованной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающегося, коррекцию, самооценку и оценку результатов усвоения знаний, умений и навыков [7].

Такое построение образовательной программы дает возможность: определить номенклатуру тех видов деятельности, становление и развитие которых будет обеспечиваться образовательным процессом; выявить то содержание, на котором виды деятельно-

сти могут развиваться в соответствии с их особенностями, видами и формами репрезентации, характером проявления; наметить этапы, формы организации и последовательность практических занятий и самостоятельной работы обучаемых, в рамках которых становление определенного вида деятельности будет идти наиболее успешно [8].

Подход к проектированию программ повышения квалификации может быть осуществлен в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования образовательных услуг системы Дпо, представленном на рис. 1.

В соответствии с алгоритмом, на первом этапе изучаются и согласуются потребности в том или ином направлении повышения квалификации. На следующем этапе происходит либо корректировка существующей программы, либо проектирование новой. Как правило, проблема, для разрешения которой требуется повышение квалификации специалистов, или прикладная сфера, для которой необходимо повышение квалификации кадров, отражаются в названии программы. Исходя из компетентностной модели специалиста, объекта его профессиональной деятельности определяется спектр задач, решаемых в данной прикладной сфере именно специалистом соответствующей категории, формулируются необходимые ключевые и прикладные компетенции. Выявляются знания, составляющие основу прикладных компетенций, а также умения и навыки, которые нужно сформировать и отработать в рамках повышения квалификации.

Перечень сформированных знаний ложится в основу отбора и конструирования содержания программы повышения квалификации. Эти знания детализируются на требуемом уровне освоения, специализации и квалификации слушателя. При этом структура, содержание и форма проведения семинарских занятий определяются исходя из требуемого уровня развития прикладных компетенций [9].

В табл. 1 в качестве примеров рассмотрен порядок формирования разделов содержания для модулей двух различных направлений повышения квалификации, построенных на основе модульно-компетентностного подхода.

Рис. 1. Обобщенный алгоритм проектирования образовательных услуг дополнительного профессионального образования (ДПО)

Механизм отбора содержания образовательной программы на основе модульно-компетентностного подхода

Таблица 1

Категория специалиста Объекты деятельности Виды деятельности Задачи, в т. ч. Необходимые ключевые компетенции Развиваемые прикладные компетенции Содержание модуля программы

1 2 3 4 5 6 7

Пример 1. Направление «Проектирование, монтаж и пуско-наладка систем автоматизации и диспетчеризации». _________________Модуль учебно-тематического плана «Разработка проектной документации»__________________

Ведущий инженер-проектировщик АСУ ТП Автоматизированные системы управления технологическими производствами (АСУ ТП) Проектирование и разработка АСУ ТП Распределение заданий на проектирование внутри группы. Разработка технических решений и концепций построения АСУ ТП. Доведение разработанных решений до реализующих подразделений. Контроль за реализацией разработанных решений Информационная компетенция. Социально-коммуникативная компетенция. Умение работать в команде. Способность к профессиональному росту и непрерывному самообразованию. Комплексный подход к решению поставленных задач Принципы построения АСУ ТП. Способы сбора информации с технологического оборудования. Архитектура сетей передачи данных. Навыки разработки АСУ ТП. Работа со специализированным программным обеспечением в области АСУ ТП Исходные данные и материалы. Техническое задание. Стадии и этапы создания автоматизированных систем. Состав проектной документации. Правила оформления рабочей документации. Нормативные документы на создание автоматизированной системы. Структуры систем управления.

Инженер-программист АСУ ТП Автоматизированные системы управления технологическими производствами (АСУ ТП) Участие в проектировании систем АСУ ТП. Участие в пусконаладке и промышленной эксплуатации систем АСУ ТП Разработка программного обеспечения. Эксплуатация программного обеспечения. Анализ и формализация исходных данных. Создание математического, информационного и программного обеспечения Асу. Разработка эксплуатационной документации Информационная компетенция. Социальнокоммуникативная компетенция. Умение работать в команде. Способность к профессиональному росту и непрерывному самообразованию Практическое владение программными продуктами разработки АСУ ТП. Навыки работы с промышленными контроллерами и сетями Industrial Ethernet. Создание эргономичных мнемосхем и элементов интерфейса пользователя. Разработка, отладка, внедрение и сопровождение программного и информационного обеспечения АСУ ТП. Разработка эксплуатационной документации Структурные схемы контроля и управления. Разработка функциональных схем. Требования к оформлению функциональных схем. Принципиальные электрические схемы: состав и правила оформления. Щиты, шкафы, пульты. Выполнение чертежей общего вида. Монтажнокоммутационные схемы щитов, пультов. Схемы внешних электрических и трубных проводок

1 2 3 4 5 6 7

Ведущий инженер по наладке АСУ ТП Автоматизированные системы управления технологическими производствами (АСУ ТП) Руководство и контроль за выполнением работ по реализации проектов АСУ ТП Организация и инжиниринговое сопровождение пусконаладочных работ на объектах электроэнергетики. Планирование, координация. Изучение объекта и разработка возможных вариантов АСУ ТП. Участие в проекте внедрения АСУ ТП. Организация работ по внедрению, техническому обслуживанию, сопровождению и развитию автоматизированных систем управления Наличие управленческих навыков. Ответственность. Исполнительность. Коммуникабельность. Способность к обучению и профессиональному развитию Составление проектносметной документации на выполнение пусконаладочных работ. Анализ современных АСУ ТП (структура АСУ ТП, особенности "полевого" оборудования АСУ ТП). Персональный компьютер: уверенный пользователь. Владение, современным парком контрольноизмерительной техники для систем АСУ ТП. Владение принципами работы различного промышленного оборудования Чертежи расположения оборудования и проводок

Менеджер по продажам АСУ ТП Автоматизированные системы управления технологическими производствами (АСУ ТП). Рынок АСУ ТП Продажа АСУ ТП Анализ рынка. Участие в тематических выставках и семинарах. Поиск и привлечение новых клиентов. Поддержка существующих клиентов компании. Проведение переговоров и презентаций. Оформление и ведение документации на поставку. Контроль условий поставок, платежей, отгрузки Ответственность. Внимательность. Пунктуальность. Стрессоустойчивость. Коммуникабельность. Ориентация на достижение результата. Дипломатичность и такт. Информационная компетенция Анализ рынка. Ведение переговорных процессов. Разработка и создание презентаций. Работа с эксплуатационной документацией и документацией на поставку

1 1 2 6 4 со 7

Пример 2. Направление - «Системы теплоснабжения в коммунальном хозяйстве»

Модуль учебно-тематического плана «Монтаж и эксплуатация систем энергообеспечения»

Главный энергетик ЖКХ Объекты коммунальной инфраструктуры жилищного фонда (ЦТП, КНС, водозаборные узлы, трансформаторные подстанции) Эксплуатация объектов коммунальной инфраструктуры жилишцого фонда (ЦТП, КНС, водозаборные узлы трансформаторные подстанции) Организация и выполнение работ по текущей эксплуатации объектов. Обеспечение надежности функционирования инфраструктуры ЖКХ. Составление и проведение ППР. Организация обучения и переаттестация персонала Информационная компетенция. Социальнокоммуникативная компетенция. Компетенция в решении проблем. Способность к профессиональному росту и непрерывному самообразованию. Опыт ведения переговоров на различных уровнях. Опыт руководящей работы. Техническая грамотность Эксплуатация и ремонт теплоиспользующих установок. Эксплуатация и ремонт систем отопления, вентиляции и кондиционирования Основные требования к тепломассообменным аппаратам, сосудам и установкам - требования к материалам; требования к конструкциям, требования к муфтам, лазам, люкам, лючкам, штуцерам; требования к днищам, корпусам; требования к изготовлению аппаратов и сосудов; требования к термической обработке; методы испытаний аппаратов и систем; монтаж оборудования тепломассообменных установок; здания и строительные сооружения; организация строительно-монтажных работ; монтаж технологического оборудования; эксплуатация и ремонт тепломассообменных установок; особенности эксплуатации теплоиспользующих установок; ремонт теплоиспользующих установок; особенности эксплуатации и ремонта систем отопления, вентиляции и кондиционирования

Руководитель службы эксплуатации ЖКХ Внутренние инженерные системы зданий (теплоснабжение, водоснабжение, ГВС, отопление, вентиляция, канализация) Эксплуатация и текущий ремонт внутренних инженерных систем зданий (теплоснабжение, водоснабжение, ГВС, отопление, вентиляция, канализация) Взаимодействие с клиентами. Управление техническим персоналом. Выезды на объекты в случае аварийных ситуаций. Работа с субподрядными организациями. Ведение технической документации Информационная компетенция. Социальнокоммуникативная компетенция. Компетенция в решении проблем. Способность к профессиональному росту и непрерывному самообразованию. Опыт ведения переговоров на различных уровнях. Опыт руководящей работы. Техническая грамотность Владение навыками эксплуатации и ремонта систем отопления, вентиляции и кондиционирования зданий. Владение навыками эксплуатации и ремонта инженерных сетей и систем ЖКХ

1 2 3 4 5 6 7

Мастер аварийной службы ЖКХ Объекты коммунальной инфраструктуры жилищного фонда и внутренние инженерные системы зданий Устранение аварийных ситуаций на объектах коммунальной инфраструктуры жилищного фонда и внутренних инженерных системах зданий Организация и выполнение работ по устранению аварийных ситуаций на объектах ЖКХ. Организация и контроль работы персонала. Ведение отчетной документации Ориентированность на результат. Умение работать в команде. Доброжелательность. Ответственность. Информационная компетенция. Социальнокоммуникативная компетенция. Компетенция в решении проблем. Способность к профессиональному росту и непрерывному самообразованию. Опыт руководящей работы. Техническая грамотность Принятие решений при ремонте теплоиспользующих установок в условиях аварийных ситуаций. Оперативное принятие решений по устранению аварийных ситуаций в системах отопления, вентиляции и кондиционирования

Мастер участка по обслуживанию тепловых пунктов и тепловых сетей Тепловые пункты и тепловые сети Техническое обслуживание тепловых пунктов и тепловых сетей Организация работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования тепловых пунктов и тепловых сетей. Взаимодействие с поставщиками и потребителями тепла и ГВС. Надзор за безопасной эксплуатацией оборудования тепловых пунктов и тепловых сетей Ориентированность на результат. Умение работать в команде. Доброжелательность. Ответственность. Информационная компетенция. Социальнокоммуникативная компетенция. Компетенция в решении проблем; Способность к профессиональному росту и непрерывному самообразованию. Опыт руководящей работы. Техническая грамотность Техническое обслуживание и ремонт теплоиспользующих установок. Техническое обслуживание и ремонт тепловых сетей

Первое направление - «Проектирование, монтаж и пуско-наладка систем автоматизации и диспетчеризации». Учебно-тематический план краткосрочного повышения квалификации включает следующие содержательные модули:

1) «Современное состояние и перспективы развития в области построения систем автоматизации и диспетчеризации»;

2) «Современные технические средства для построения систем автоматизации и диспетчеризации»;

3) «Микропроцессорные средства автоматизации»;

4) «8САБА-системы»;

5) «Разработка проектной документации»;

6) «Монтаж приборов и средств автоматизации и диспетчеризации»;

7) «Проведение пусконаладочных работ».

В табл. 1 (пример модуля учебно-тематического плана «Разработка проектной документации») показано, каким образом в рамках конкретного модуля программы повышения квалификации для различных категорий специалистов в зависимости от объектов воздействия и видов их деятельности, решаемых задач и развиваемых прикладных компетенций, определяется требуемый объем знаний и осуществляется проектирование содержания образовательной программы. Приведенные примеры позволяют получить представление о том, что на основе модуль-но-компетентностного подхода к построению образовательных программ обеспечивается возможность в рамках одних и тех же содержательных разделов программы у специалистов различных категорий формирования и развития различных компетенций, что делает программу универсальной и открытой для реализации повышения квалификации специалистов различных категорий.

Важным моментом при разработке программы и учебно-тематического плана повышения квалификации является выделение инвариантной составляющей. С этой целью в конкретной прикладной области рассматриваются все возможные категории специалистов, связанных с этой прикладной областью на определенном уровне.

Например, для специалистов двух категорий - ведущего инженера-проектировщика АСУ ТП и инженера-программиста АСУ ТП -объектом профессиональной деятельности

выступают автоматизированные системы управления технологическими производствами (АСУ ТП). Уровень понимания технической стороны вопроса у них примерно одинаков, однако один организует работу и несет ответственность за принимаемые решения, другой - выступает в роли исполнителя.

В задачи ведущего инженера-проекти-ровщика АСУ ТП входит:

- распределение заданий на проектирование внутри группы;

- разработка технических решений и концепций построения АСУ ТП;

- доведение разработанных решений до реализующих подразделений;

- контроль за реализацией разработанных решений.

Решение задач, стоящих перед специалистом данного профиля, требует сформиро-ванности ряда ключевых компетенций, таких как: информационная, социально-коммуникативная, умение работать в команде, способность к непрерывному профессиональному развитию и самообразованию.

Анализируя проблемно-прикладную сферу проектирования, монтажа и пуско-наладки систем автоматизации и диспетчеризации, можно сделать вывод, что комплексный подход к решению профессиональных задач требует наличия у специалиста высокого уровня следующих прикладных компетенций: построение АСУ ТП; работа с профессиональной информацией, в т. ч. ее сбор с технологического оборудования; анализ и разработка архитектуры сетей передачи данных; работа со специализированным ПО в области АСУ ТП. Выделение данных прикладных компетенций позволяет определить перечень обязательных для освоения в рамках программы повышения квалификации разделов программы, которые выступают основой проектирования соответствующего учебного модуля.

В отличие от ведущего инженера-проек-тировщика в задачи инженера-программиста АСУ ТП входит: разработка программного обеспечения, эксплуатация программного обеспечения, анализ и формализация исходных данных, создание математического, информационного и программного обеспечения АСУ, разработка эксплуатационной документации. Решение стоящих перед ним задач

требует наличия примерно тех же ключевых компетенций, что и в первом случае:

- информационная компетенция;

- социально-коммуникативная компетенция;

- умение работать в команде;

- способность к непрерывному профессиональному росту и самообразованию.

В этом случае спектр прикладных компетенций меняется и включает: практическое владение программными продуктами разработки АСУ ТП; навыки работы с промышленными контроллерами и сетями; создание эргономичных мнемосхем и элементов интерфейса пользователя; разработку, отладку, внедрение и сопровождение программного и информационного обеспечения АСУ ТП; разработку эксплуатационной документации. Их развитие требует включения в программу повышения квалификации в качестве базовых разделов работу с ПО и работу с документацией, что находит отражение в вариативной части образовательной программы.

Следует подчеркнуть, что при проведении семинарских и практических занятий слушатели - ведущие инженеры будут ориентированы на приобретение и отработку руководящих навыков, в то время как с ин-женером-программистом отрабатывается, в первую очередь, навык применения и разработки программного обеспечения для изучаемой проблемной задачи проектирования АСУ ТП.

Необходимо отметить, что у всех перечисленных категорий специалистов развитие прикладных компетенций в рамках конкретного модуля осуществляется на постоянной информационной базе, а различия определяются при практической реализации.

В примере 2 табл. 1 учебно-тематический план краткосрочного повышения квалификации по направлению «Системы теплоснабжения в коммунальном хозяйстве» включает следующие содержательные модули:

1) «Источники и системы теплоснабжения предприятий»;

2) «Котельные установки и парогенераторы»;

3) «Теплообменное оборудование»;

4) «Тепловые двигатели и нагнетатели»;

5) «Энергосбережение в коммунальной теплоэнергетике»;

6) «Монтаж и эксплуатация систем энергообеспечения»;

7) «Надежность систем энергообеспечения»;

8) «Автоматизация систем теплоснабжения».

Для данного направления порядок формирования содержания рассмотрен на примере шестого модуля учебно-тематического плана «Монтаж и эксплуатация систем энергообеспечения».

Реализация предлагаемого механизма в практике дополнительного профессионального образования позволяет в рамках проектируемых программ повышения квалификации отразить реальные потребности региона и отдельных предприятий, поскольку содержание четко ориентировано на дальнейшую профессиональную деятельность слушателей и целостность образовательного процесса с позиций целевых, структурно-содержательных и организационно-процессуальных аспектов, обеспечивая формирование системно-целостного видения сущности решаемых профессиональных задач.

1. Инновационное развитие образования - ос-

нова повышения конкурентоспособности России: доклад на заседании Государственного совета «О развитии образования в Российской Федерации» 24.03.2006. URL:

http://www.kremlin.ru/text/appears2/2006/03/24/ 104571.shtml (дата обращения: 15.09.2008).

2. Галямина И. Г. Проектирование государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения с использованием компетентностного подхода: материалы к четвертому заседанию методического семинара 16 ноября 2004 г. М.,

2004. С. 66.

3. Бобиенко О. М. Ключевые компетенции специалиста в условиях глобализации экономики // Академия управления «ТИСБИ». URL: http:// www.tisbi.ru/science/vestnik/2006/issue4/0braz 1.html (дата обращения: 17.10.2008).

4. Денисова А.Л., Молоткова Н.В., Нюшенкова М. Л. Концепция формирования предпринимательской культуры менеджера социальнокультурной сферы: монография. Самара, 2007. С. 158.

5. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой, А.П. Тряпициной. СПб.,

2005. С. 392.

6. Звягина А.М., Бодякова Л.С. Реализация мо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дульно-компетентностного подхода при подготовке студентов по специальности 080110.52 экономика и бухгалтерский учет в Курском государственном политехническом колледже // «Использование программных продуктов фирмы «1С» в инновационной деятельности учебных заведений»: доклады и выступления участников VIII Междунар. на-уч.-практ. конф. Москва 29-30 января 2008 г. иКЬ: Шр://№^^ 1c.ru/rus/partners/training/

е^сопК/ ^ (дата обращения: 03.10.2008).

7. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000. С. 175.

8. Молоткова Н.В. Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2003. С. 48.

9. Рубанов А.М. Проектирование программ повышения квалификации на основе модульно-компетентностного подхода // Фундаментальные и прикладные исследования, инновационные технологии, профессиональное

образование: сб. тр. XIV науч. конф. ТГТУ. Тамбов, 2009. С. 209-212.

Поступила в редакцию 12.05.2009 г.

Rubanov A.M., Molotkova N.V. Designing of the in-novative-focused maintenance of additional vocational training on a basis of module and competence building approach. Article is devoted to the modular training as one of the most productive technologies of realization of competence approach in the innovative-focused additional vocational training (AVT) for today, allowing in a short space of time to form and develop necessary applied expert’s competence. From these positions the generalized algorithm of designing of educational services in the system of AVT is offered. It is shown on the practical examples how within the limits of the certain module of the program of improvement of professional skill for various professional categories, depending on developed applied competences, the demanded volume of knowledge is defined and designing of the maintenance of educational program is carried out.

Key words: further vocational education; module-competence approach; key and applied competences; educational program content selection.

УДК 374

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Е.Б. Хворова

В статье рассматриваются результаты социально-педагогического эксперимента, направленного на апробацию модели и программы развития организационно-управленческих навыков студентов средствами информационно-просветительной деятельности.

Ключевые слова: организационно-управленческие навыки; информационно-просветительские технологии; когнитивный компонент; рефлексивный и коммуникативный компоненты организационно-управленческой компетенции; диалогичность; компетентностный подход.

При рассмотрении понятия «организационно-управленческие навыки» принимается во внимание его многогранная, неоднозначная трактовка. Исследователи не склонны строго привязывать навыки к феномену автоматизации: это один из возможных, но вовсе не обязательный способов управления выученным действием. Однако в большинстве работ констатируется прямая зависимость формирования навыка от имеющихся знаний и умений. Очень часто термины «умения» и «навыки» в контексте изучения проблем ор-

ганизации и управления употребляются как синонимы: общее между этими понятиями состоит в том, что они представляют собой результат овладения способами деятельности; различия же связаны с тем, что умения формируются упражнениями в процессе переноса способов действий в несколько измененную и новую ситуацию, навыки же вырабатываются многократными упражнениями в одних и тех же условиях деятельности, носят автоматизированный характер при подсознательном контроле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.