Научная статья на тему 'Проектирование компетентностной модели выпускника технического вуза'

Проектирование компетентностной модели выпускника технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
801
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE MODEL / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / DESIGN COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерцкина Елена Борисовна, Орешкова Светлана Петровна

В статье предложен механизм проектирования модели будущего выпускника технического вуза. Представлено описание общекультурных и профессиональных компетенций. Рассмотрена организация образовательного процесса, обеспечивающая их формирование

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ерцкина Елена Борисовна, Орешкова Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing a competence model of a technical university graduate

The article offers the mechanism of designing a model of a technical university graduate-to-be. The description of general cultural and professional competences is given. The organization of the educational process aimed at development of competences is considered.

Текст научной работы на тему «Проектирование компетентностной модели выпускника технического вуза»

Е. Б. Ерцкина, С. П. Орешкова

(Абакан)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье предложен механизм проектирования модели будущего выпускника технического вуза. Представлено описание общекультурных и профессиональных компетенций. Рассмотрена организация образовательного процесса, обеспечивающая их формирование

Переход в стране на многоуровневую систему высшего профессионального образования и разработка новых образовательных стандартов с учетом современных требований к различным категориям работников основываются на компетентностном подходе.

В российском образовании становление компетентностного подхода происходит в русле общемировых тенденций. Этот подход в корне изменяет существующий образовательный процесс, ориентируя его на создание таких условий, которые способствуют развитию личностного потенциала, подготовке выпускника к продуктивной самостоятельной деятельности в профессиональной сфере.

Особенностью ФГОС ВПО нового поколения является то, что конкретные виды профессиональной деятельности определяются не только содержанием основной образовательной программы, разрабатываемой вузом, но и самими обучающимися, педагогическими работниками, работодателями. Отсюда следует, что изменяются и требования к ком-петентностной модели выпускника вуза: уровень подготовки, отвечающий запросам рынка труда, общества; формирование результатов образования как признаков готовности к выполнению основных видов и задач профессиональной деятельности

При описании области профессиональной деятельности выпускника приводится её характеристика, поскольку для обеспечения ее успеха ведется обучение бакалавров в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки; описывается специфика профессиональной деятельности бакалавра с учетом профиля его подготовки, указываются типы организаций и учреждений, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник, обученный по дан-

ному направлению и профилю подготовки ВПО.

Современные требования, применяемые к профессиональной подготовке выпускников вуза, предлагают достижение интегрированного конечного результата образования, в качестве которого рассматривается сформиро-ванность у выпускника ключевых компетенций как единство обобщенных знаний и умений, универсальных способностей и готовности к решению больших групп задач - от личностных до социальных и профессиональных

- и специальных профессиональных компетенций, определяющих владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, готовность к инновациям в профессиональной области [2].

В настоящее время основные образовательные программы ВПО по направлению подготовки «Строительство»^ разрабатываются в соответствии с требованиями нового государственного стандарта образования. Отправной точкой в создании программ является уточнение системы компетенций, учитывающей требования личности, общества и государства, задающей универсальные и особенные характеристики модели технического образования. Система компетенций выпускника технического вуза определяется структурой и содержанием основных образовательных программ, предусматривающих перечень и объем изучения общепрофессиональных и специально-профессиональных дисциплин, сроки и направления практик, формы итоговой государственной аттестации.

По мнению современных исследователей, компетентностная модель выпускника представляет собой описание того, каким набором компетенции должен обладать выпускник ву-

за, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его подготовленности. Обобщенная модель выпускника технического вуза представляет собой классификацию общекультурных и профессиональных компетенций, которые вместе составляют по-листруктурный, многофункциональный социально-психологический культурный феномен - личностно-профессиональную компетентность.

В структуру компетентностной модели будущего выпускника в области строительства входят следующие компетенции и их компоненты.

Общекультурные компетенции включают социально-личностные, общенаучные, инструментальные компетенции.

- Социально-личностные компетенции раскрывают человека как индивида, субъекта деятельности, личность и включают его способность к позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию и изменению, а также готовность к жизнедеятельности во многих контекстах социального взаимодействия и достижения согласия с другими. Социально-личностные компетенции формируются в процессе подготовки и опираются на такие важные качества у выпускников, как целеустремленность организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность, повышение общей культуры.

- Общенаучные компетенции включают и определяют готовность использовать знания о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира, владение профессионально ориентированными естественнонаучными дисциплинами. Общенаучные компетенции профессионально ориентированы на основные группы направлений подготовки и связаны с постановкой и решением творческих задач использовать теоретические положения фундаментальных дисциплин для решения практических профессиональных задач, уметь анализировать взаимосвязи явлений и фактов действительности на базе владения методологией и методикой научных исследований, уметь структурировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладать способностью творчески использовать эти знания, необходимым уровнем развития теоре-

тического мышления применительно к задачам профессиональной деятельности.

- Инструментальные компетенции включают когнитивные способности понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности - понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; коммуникативные компетенции.

Профессиональные компетенции структурируются в соответствии с теми основными видами профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник, например: изыскательские и проектноконструкторские, экспериментально-исследовательские, производственно-технологические и производственно-управленческие, монтажно-наладочные и сервисно-эксплуатационные компетенции, определяющие профиль подготовки выпускника.

- Изыскательские и проектно-конструкторские компетенции включают знание нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, планировки и застройки населенных мест; владение методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием; способность проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных расчетов, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации по зданию стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

- Производственно-технологические и производственно-управленческие компетенции включают владение технологией, методами доводки технологических процессов строительного производства; способность вести подготовку документации по качеству и типовым методам контроля качества процессов на производственных участках, организацию рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования, осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины и безопасности; зна-

ния организационно-правовых основ управленческой деятельности, планирования работы персонала и оплаты труда; владение методами осуществление инновационных идеи; способность разрабатывать оперативные планы производственных подразделений, вести анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений составление технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам;

- Экспериментально-исследовательские компетенции определяют способность составлять отчеты по выполненным работам, участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок; владение знаниями научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности, математическим моделированием на базе стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследований;

- Монтажно-наладочные и сервисно-эксплуатационные компетенции позволяют владеть методами опытной проверки оборудования и средств технологического обеспечения; знанием правил и технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию конструкций, инженерных систем и оборудования строительных объектов, образцов продукции, выпускаемой предприятием; владеть методами оценки технического состояния и остаточного ресурса строительных объектов, оборудования; способностью организовать профилактические осмотры и текущий ремонт, приемку и освоение вводимого оборудования, составлять заявки на оборудование и запасные части, готовить техническую документацию и инструкции по эксплуатации и ремонту оборудования.

Суть модели заключается в том, что компетенции бакалавра по направлению строительства состоят из компетенций инвариантных к области деятельности и профессиональных. Так, инвариантными к области деятельности являются общекультурные - социально-личностные, общенаучные, инструментальные компетенции, а профессиональные компетенции разработаны применительно к конкретной области деятельности.

Таким образом, содержание компетентно-стной модели выпускника основывается на модели профессиональной деятельности, включающей описание того, каким набором

компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей, чтобы специалист был конкурентоспособен на рынке труда. Возникает вопрос, как организовать образовательный процесс по их формированию?

Практическая реализация одной из компетентностей выпускника была рассмотрена С.И.Осиповой [4], - были определены педагогические условия, апробированы и получены результаты по формированию проектно-конструкторской компетентности выпускника вуза.

Рассмотрена проектно-конструкторская компетентность как личностная, интегративная характеристика, формирующая способности и готовности выпускника, проявляющаяся в осознании смысла и значимости проектно-конструкторской деятельности, владении специальными проектно-конструкторскими знаниями и умениями, обоснованном выборе и оптимизации проектных решений в случае их многовариантности.

Структура проектно-конструкторской компетентности определяется как единство следующих компонентов: мотивационно-ценностного (положительное отношение к проектированию, проявление устойчивого интереса, осознание смысла проектно-конструкторской компетентности), когнитивного (демонстрирует знания проектно-конструкторской деятельности, владеет специальными знаниями проектно-конструкторской деятельности), деятельностного (организация проектной деятельности, организация конструкторской деятельности), рефлексивно-оценочного (самоанализ проектно-конструкторской деятельности, самооценка проектноконструкторской деятельности).

Установлено соответствие компонентов проектно-конструкторской компетентности, составляющих их действий и уровней сфор-мированности проектно-конструкторской компетентности.

Показана многофункциональность, универсальность и надпредметность проектноконструкторской компетентности. Данная компетентность мобильна, подвижна, вариативна, применима в любой ситуации и на любом материале, что позволяет считать проектно-конструкторскую компетентность

ключевой для профессиональной деятельности.

Формирование проектно-конструкторской компетентности происходит в процессе длительной учебной работы студента с содержанием дисциплины. Содержание дисциплин, представляющее собой педагогически адаптированное системное теоретическое знание, соответствующим образом структурировано. В нем выделены разделы и темы, значимость которых для формирования проектно-конструкторской компетентности различна. Содержание образования представлено в виде множества модулей, что позволило дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс, выстраивать студенту индивидуальную образовательную траекторию.

Выбор образовательной технологии, адекватной содержанию соответствующего модуля и поставленной цели, является одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность, направленную на формирование проектно-конструкторской компетентности за

счет выработки у них умений и навыков самостоятельно применять теоретические сведения для анализа проблем, рассуждать и активно искать ответы на поставленные вопросы, это позволит активизировать внимание аудитории, обеспечивать совместный поиск решения.

Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию проектно-конструкторской компетентности показал положительные изменения по всем компонентам проектно-конструкторской компетентности у студентов экспериментальных групп.

Таким образом, проектирование компе-тентностной модели бакалавра связано с набором компетенций, формирование которых осуществляется через учебный процесс. Меняются формы и методы организации занятий: обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, выстраивание индивидуальной учебной траектории, развитие самостоятельности студентов и личностной ответственности за принятие решений.

Литература

1. Жук О. Л. Психолого-педагогическая компетентность выпускника университета // Высшая школа. - 2004. - №6. - С. 45-51.

2. Зыгмантович С. В. Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущих библиотекарей [Электронный ресурс]. URL: www.nbuv.gov. ua/artides/crimea/2005/31.pdf

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы // Высшее образование сегодня. -2005. -№10.

4. Осипова, С. И. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов -будущих инженеров в образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, НГПУ, - 2007. - №14. - с.154-160.

5. Филановская Т. А. Структура компетентностной модели будущего хореографа. // Высшее образование в России. - 2010. -№11. - С. 144-149.

6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.