Е. Б. Ерцкина, С. П. Орешкова
(Абакан)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ВЫПУСКНИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье предложен механизм проектирования модели будущего выпускника технического вуза. Представлено описание общекультурных и профессиональных компетенций. Рассмотрена организация образовательного процесса, обеспечивающая их формирование
Переход в стране на многоуровневую систему высшего профессионального образования и разработка новых образовательных стандартов с учетом современных требований к различным категориям работников основываются на компетентностном подходе.
В российском образовании становление компетентностного подхода происходит в русле общемировых тенденций. Этот подход в корне изменяет существующий образовательный процесс, ориентируя его на создание таких условий, которые способствуют развитию личностного потенциала, подготовке выпускника к продуктивной самостоятельной деятельности в профессиональной сфере.
Особенностью ФГОС ВПО нового поколения является то, что конкретные виды профессиональной деятельности определяются не только содержанием основной образовательной программы, разрабатываемой вузом, но и самими обучающимися, педагогическими работниками, работодателями. Отсюда следует, что изменяются и требования к ком-петентностной модели выпускника вуза: уровень подготовки, отвечающий запросам рынка труда, общества; формирование результатов образования как признаков готовности к выполнению основных видов и задач профессиональной деятельности
При описании области профессиональной деятельности выпускника приводится её характеристика, поскольку для обеспечения ее успеха ведется обучение бакалавров в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению подготовки; описывается специфика профессиональной деятельности бакалавра с учетом профиля его подготовки, указываются типы организаций и учреждений, в которых может осуществлять профессиональную деятельность выпускник, обученный по дан-
ному направлению и профилю подготовки ВПО.
Современные требования, применяемые к профессиональной подготовке выпускников вуза, предлагают достижение интегрированного конечного результата образования, в качестве которого рассматривается сформиро-ванность у выпускника ключевых компетенций как единство обобщенных знаний и умений, универсальных способностей и готовности к решению больших групп задач - от личностных до социальных и профессиональных
- и специальных профессиональных компетенций, определяющих владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, готовность к инновациям в профессиональной области [2].
В настоящее время основные образовательные программы ВПО по направлению подготовки «Строительство»^ разрабатываются в соответствии с требованиями нового государственного стандарта образования. Отправной точкой в создании программ является уточнение системы компетенций, учитывающей требования личности, общества и государства, задающей универсальные и особенные характеристики модели технического образования. Система компетенций выпускника технического вуза определяется структурой и содержанием основных образовательных программ, предусматривающих перечень и объем изучения общепрофессиональных и специально-профессиональных дисциплин, сроки и направления практик, формы итоговой государственной аттестации.
По мнению современных исследователей, компетентностная модель выпускника представляет собой описание того, каким набором компетенции должен обладать выпускник ву-
за, к выполнению каких профессиональных функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его подготовленности. Обобщенная модель выпускника технического вуза представляет собой классификацию общекультурных и профессиональных компетенций, которые вместе составляют по-листруктурный, многофункциональный социально-психологический культурный феномен - личностно-профессиональную компетентность.
В структуру компетентностной модели будущего выпускника в области строительства входят следующие компетенции и их компоненты.
Общекультурные компетенции включают социально-личностные, общенаучные, инструментальные компетенции.
- Социально-личностные компетенции раскрывают человека как индивида, субъекта деятельности, личность и включают его способность к позитивному интеллектуальному, психологическому и волевому саморазвитию и изменению, а также готовность к жизнедеятельности во многих контекстах социального взаимодействия и достижения согласия с другими. Социально-личностные компетенции формируются в процессе подготовки и опираются на такие важные качества у выпускников, как целеустремленность организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность, повышение общей культуры.
- Общенаучные компетенции включают и определяют готовность использовать знания о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира, владение профессионально ориентированными естественнонаучными дисциплинами. Общенаучные компетенции профессионально ориентированы на основные группы направлений подготовки и связаны с постановкой и решением творческих задач использовать теоретические положения фундаментальных дисциплин для решения практических профессиональных задач, уметь анализировать взаимосвязи явлений и фактов действительности на базе владения методологией и методикой научных исследований, уметь структурировать знания из различных областей профессиональной деятельности и обладать способностью творчески использовать эти знания, необходимым уровнем развития теоре-
тического мышления применительно к задачам профессиональной деятельности.
- Инструментальные компетенции включают когнитивные способности понимать и использовать идеи и соображения; методологические способности - понимать и управлять окружающей средой, организовывать время, выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем; технологические умения, умения, связанные с использованием техники, компьютерные навыки и способности информационного управления; коммуникативные компетенции.
Профессиональные компетенции структурируются в соответствии с теми основными видами профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен выпускник, например: изыскательские и проектноконструкторские, экспериментально-исследовательские, производственно-технологические и производственно-управленческие, монтажно-наладочные и сервисно-эксплуатационные компетенции, определяющие профиль подготовки выпускника.
- Изыскательские и проектно-конструкторские компетенции включают знание нормативной базы в области инженерных изысканий, принципов проектирования зданий, сооружений, планировки и застройки населенных мест; владение методами проведения инженерных изысканий, технологией проектирования деталей и конструкций в соответствии с техническим заданием; способность проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных расчетов, разрабатывать проектную и рабочую техническую документацию, оформлять законченные проектно-конструкторские работы, контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации по зданию стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;
- Производственно-технологические и производственно-управленческие компетенции включают владение технологией, методами доводки технологических процессов строительного производства; способность вести подготовку документации по качеству и типовым методам контроля качества процессов на производственных участках, организацию рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования, осуществлять контроль соблюдения технологической дисциплины и безопасности; зна-
ния организационно-правовых основ управленческой деятельности, планирования работы персонала и оплаты труда; владение методами осуществление инновационных идеи; способность разрабатывать оперативные планы производственных подразделений, вести анализ затрат и результатов деятельности производственных подразделений составление технической документации, а также установленной отчетности по утвержденным формам;
- Экспериментально-исследовательские компетенции определяют способность составлять отчеты по выполненным работам, участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок; владение знаниями научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности, математическим моделированием на базе стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследований;
- Монтажно-наладочные и сервисно-эксплуатационные компетенции позволяют владеть методами опытной проверки оборудования и средств технологического обеспечения; знанием правил и технологии монтажа, наладки, испытания и сдачи в эксплуатацию конструкций, инженерных систем и оборудования строительных объектов, образцов продукции, выпускаемой предприятием; владеть методами оценки технического состояния и остаточного ресурса строительных объектов, оборудования; способностью организовать профилактические осмотры и текущий ремонт, приемку и освоение вводимого оборудования, составлять заявки на оборудование и запасные части, готовить техническую документацию и инструкции по эксплуатации и ремонту оборудования.
Суть модели заключается в том, что компетенции бакалавра по направлению строительства состоят из компетенций инвариантных к области деятельности и профессиональных. Так, инвариантными к области деятельности являются общекультурные - социально-личностные, общенаучные, инструментальные компетенции, а профессиональные компетенции разработаны применительно к конкретной области деятельности.
Таким образом, содержание компетентно-стной модели выпускника основывается на модели профессиональной деятельности, включающей описание того, каким набором
компетенций должен обладать выпускник вуза, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какова должна быть степень его готовности к выполнению конкретных обязанностей, чтобы специалист был конкурентоспособен на рынке труда. Возникает вопрос, как организовать образовательный процесс по их формированию?
Практическая реализация одной из компетентностей выпускника была рассмотрена С.И.Осиповой [4], - были определены педагогические условия, апробированы и получены результаты по формированию проектно-конструкторской компетентности выпускника вуза.
Рассмотрена проектно-конструкторская компетентность как личностная, интегративная характеристика, формирующая способности и готовности выпускника, проявляющаяся в осознании смысла и значимости проектно-конструкторской деятельности, владении специальными проектно-конструкторскими знаниями и умениями, обоснованном выборе и оптимизации проектных решений в случае их многовариантности.
Структура проектно-конструкторской компетентности определяется как единство следующих компонентов: мотивационно-ценностного (положительное отношение к проектированию, проявление устойчивого интереса, осознание смысла проектно-конструкторской компетентности), когнитивного (демонстрирует знания проектно-конструкторской деятельности, владеет специальными знаниями проектно-конструкторской деятельности), деятельностного (организация проектной деятельности, организация конструкторской деятельности), рефлексивно-оценочного (самоанализ проектно-конструкторской деятельности, самооценка проектноконструкторской деятельности).
Установлено соответствие компонентов проектно-конструкторской компетентности, составляющих их действий и уровней сфор-мированности проектно-конструкторской компетентности.
Показана многофункциональность, универсальность и надпредметность проектноконструкторской компетентности. Данная компетентность мобильна, подвижна, вариативна, применима в любой ситуации и на любом материале, что позволяет считать проектно-конструкторскую компетентность
ключевой для профессиональной деятельности.
Формирование проектно-конструкторской компетентности происходит в процессе длительной учебной работы студента с содержанием дисциплины. Содержание дисциплин, представляющее собой педагогически адаптированное системное теоретическое знание, соответствующим образом структурировано. В нем выделены разделы и темы, значимость которых для формирования проектно-конструкторской компетентности различна. Содержание образования представлено в виде множества модулей, что позволило дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс, выстраивать студенту индивидуальную образовательную траекторию.
Выбор образовательной технологии, адекватной содержанию соответствующего модуля и поставленной цели, является одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность, направленную на формирование проектно-конструкторской компетентности за
счет выработки у них умений и навыков самостоятельно применять теоретические сведения для анализа проблем, рассуждать и активно искать ответы на поставленные вопросы, это позволит активизировать внимание аудитории, обеспечивать совместный поиск решения.
Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию проектно-конструкторской компетентности показал положительные изменения по всем компонентам проектно-конструкторской компетентности у студентов экспериментальных групп.
Таким образом, проектирование компе-тентностной модели бакалавра связано с набором компетенций, формирование которых осуществляется через учебный процесс. Меняются формы и методы организации занятий: обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, выстраивание индивидуальной учебной траектории, развитие самостоятельности студентов и личностной ответственности за принятие решений.
Литература
1. Жук О. Л. Психолого-педагогическая компетентность выпускника университета // Высшая школа. - 2004. - №6. - С. 45-51.
2. Зыгмантович С. В. Компетентностный подход к профессиональной подготовке будущих библиотекарей [Электронный ресурс]. URL: www.nbuv.gov. ua/artides/crimea/2005/31.pdf
3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы // Высшее образование сегодня. -2005. -№10.
4. Осипова, С. И. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов -будущих инженеров в образовательном процессе // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск, НГПУ, - 2007. - №14. - с.154-160.
5. Филановская Т. А. Структура компетентностной модели будущего хореографа. // Высшее образование в России. - 2010. -№11. - С. 144-149.
6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm . - В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected].