Научная статья на тему 'РОЛЬ МОБИЛЬНЫХ ПОДВОДНЫХ РОБОТОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА'

РОЛЬ МОБИЛЬНЫХ ПОДВОДНЫХ РОБОТОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
125
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МОБИЛЬНЫХ ПОДВОДНЫХ РОБОТОВ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА»

ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Роль мобильных подводных роботов в решении задач Военно-Морского

Флота

М.Р. ГИЗИТДИНОВА, кандидат технических наук

Капитан 1 ранга С.М. ЧЕРКАСОВ, кандидат военных наук

НАРЯДУ с огромными достижениями во всех областях человеческой деятельности к концу ХХ века обострились и назревшие в мире глобальные проблемы: истощение запасов полезных ископаемых, топливо-энергетических и биологических ресурсов; экологические и природные катастрофы. Стоящие перед цивилизацией проблемы далеко не всегда решались и решаются за столом переговоров. Вооруженная борьба по-прежнему остается основным средством решения спорных вопросов между государствами. Политическое руководство ряда стран, и в первую очередь США, прибегает к вооруженному насилию даже без попыток мирного урегулирования спорных вопросов.

К началу XXI века в ряде стран уже полным ходом формируется новая материально-техническая база для ведения войны в новом тысячелетии, основу которой составляют наукоемкие инновационные технологии и информационные системы. Огромные достижения в различных областях науки и техники способствовали созданию новых видов оружия и систем вооружений, способных полностью изменить характер войны. Так, анализ событий на Балканах (1999) и в Ираке (1991 и 2003) показывает сущность войны нового поколения — бесконтактной войны с применением высокоточного оружия. Особенности этой войны заключаются в следующем:

нападающей стороной основными объектами для удара выбирается не личный состав вооруженных сил, а системы жизнеобеспечения населения, промышленные центры и системы энергетики, пункты управления и связи, правительственные учреждения и важнейшие военные объекты;

удары наносятся высокоточным оружием с кораблей, подводных лодок, самолетов палубной и тактической авиации берегового базирования при активном использовании системы радиоэлектронного подавления;

с помощью космических и воздушных аппаратов создается региональное информационное поле, которое обеспечивает наведение высокоточного оружия на объекты удара в реальном масштабе времени.

Таким образом, можно выделить следующие основные стратегические сферы и области войн нового поколения: Мировой океан и воздушно-космическое пространство — плацдармы для осуществления вооруженной агрессии. При этом информационное поле в этих сферах и областях — обязательный атрибут для успешного применения высокоточного оружия, как основного боевого средства достижения целей войны.

Значение Мирового океана в развитии мировой цивилизации и вооруженной борьбы определяются экономическими, политическими и военными реалиями. В экономическом отношении фундаментальная роль, значение и масштабность Мирового океана для всех сфер деятельности цивилизации определяется значительными запасами сырьевых минеральных и биологических ресурсов, а также энергии (ветер, волны, приливы и отливы). Мировой океан является главным фактором в глобальных изменениях климата на земле, а также основной транспортной магистралью, на которую приходится более 60 % объема мирового грузооборота и свыше 80 % перевозок, связанных с внешней торговлей. Истощение полезных ископаемых в земных недрах и демографические проблемы вынуждают человечество приступить к глобальному изучению и освоению Мирового океана, который является объектом и предметом изучения специалистов в области экономики, политики, военного дела, естественных и многих других наук. Зависимость экономики от уровня и возможностей использования Мирового океана возрастает.

В политическом отношении во второй половине XX века развитые страны приступили к пересмотру норм и правил эксплуатации Мирового океана, что находит свое отражение в морской политике, которая, являясь неотъемлемой частью внутренней и внешней политики, направлена на достижение национальной безопасности государства в морских и океанских водах. Морская политика ведущих мировых держав направлена на приобретение односторонних преимуществ в использовании пространств и ресурсов Мирового океана. Преимущества достигаются путем лоббирования выгодных для себя решений в области политико-правового регулирования деятельности на просторах океана за счет ударной мощи военно-морских сил, обширной сети военных, политических и экономических союзов и многочисленных военно-морских баз по всему миру. Мировой океан является собственностью всего человечества, и все государства имеют равные права на его использование. Важно не допустить раздела Мирового океана по праву сильного, определить правовой режим и объемы эксплуатации его природных ресурсов для обеспечения развития цивилизации и безопасности на морях.

С военной точки зрения события последних десятилетий убедительно доказывают, что Мировой океан превратился в огромный плацдарм для осуществления агрессии в любую страну мира. Примерами могут служить последние события в Ираке, Югославии и Афганистане. Боевые возможности группировок ВМС экономически развитых морских стран по сравнению с периодом Второй мировой войны возросли в сотни раз за счет увеличения дальности пуска ракет с надводных кораблей и подводных лодок, точности поражения ими целей на всю глубину континентов. Мировой океан оказался зоной сосредоточения стратегических по масштабам средств, способных осуществить удары по любой стране планеты. Таким образом, в настоящее время военно-морской флот способен внести основной вклад в достижение целей войны. Раздел континентов закончен, и теперь на очереди Мировой океан. В переделе океана ведущую роль будет играть морская мощь государств.

* * *

Особое место в бесконтактной войне занимает информационное поле, которое создается и поддерживается космическими и воздушными аппаратами. Важная роль здесь принадлежит космосу, статус которого пока не определен, что позволяет разведывательным спутникам в мирное время освещать наземную и надводную обстановку круглосуточно.

2 «Военная Мысль» № 1

Рассмотрим основные качества и боевые свойства высокоточного оружия, как основного боевого средства в будущих войнах. Боевые системы высокоточного оружия — это сочетание высокоэффективных средств разведки, управления и доставки поражающих элементов к объекту удара при наличии информационного поля, которое обеспечивает выдачу данных о цели в реальном масштабе времени. Высокоточное оружие по эффективности поражения целей уже сейчас приближается к тактическому ядерному оружию. Системы высокоточного оружия обладают следующими общими свойствами: резкое увеличение дальности стрельбы — от прямой видимости до межконтинентальной; широкая унификация оружия независимо от базирования; исключение человека из процесса: разведка—целеуказание—поражение; увеличение эффективности поражающих элементов боевых частей за счет высокоточной навигации и повышения мощности взрывчатого вещества; наличие информационного поля, обеспечивающего выдачу целеуказания и наведение высокоточного оружия в реальном масштабе времени.

Носителями высокоточного оружия являются подводные лодки и ракетные надводные корабли с крылатыми ракетами (дальность стрельбы более 1500—2500 км), а также самолеты авианосной и тактической авиации (дальность применения крылатых ракет палубной авиации 1500—1800 км). Таким образом, при наличии высокоточного оружия агрессор имеет возможность без непосредственного контакта с противником решать весь объем стратегических задач в интересах достижения целей войны, прежде всего, ослабить экономический, политический и военный потенциал государства и без ввода сухопутных войск добиться над ним победы.

Анализ сущности бесконтактной войны позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях значительно возрастает роль военно-морского флота — основного носителя высокоточного оружия. Осознавая важность ВМС в современных условиях и их решающую роль в бесконтактной войне против континентального государства, и особенно в борьбе за раздел Мирового океана, военные специалисты ведущих морских держав пришли к пониманию неизбежности также и бесконтактной подводной войны.

Анализ военных концепций ВМС США и НАТО показывает, что идея бесконтактной войны на просторах Мирового океана — это реалии сегодняшнего дня. По аналогии с бесконтактной войной, ведущейся на суше и поверхности океана, можно предположить, что в подводной бесконтактной войне в Мировом океане основным фактором, определяющим возможность такой войны, будет наличие глобального или регионального информационного поля освещения подводной обстановки и подводных роботов военного назначения (высокоточное оружие).

Рассмотрим более подробно высокоточное оружие подводной войны — подводных роботов. Центральным системообразующим компонентом в развитии ВМС в XXI веке становится новый класс подводной военной техники — самоходные автономные необитаемые подводные аппараты (САНПА) или, как их чаще называют, мобильные подводные роботы (МПР). Это полностью независимые от носителя по энергообеспечению подводные аппараты, управление которыми осуществляется полностью автономно (программное или адаптивное управление миссией в реальном масштабе времени) либо при минимальном супервизорном управлении по гидроакустическому или оптоволоконному каналу связи.

Развитие и использование МПР в военных целях связано с усложнением решаемых ими задач, увеличением продолжительности миссий и оперативного радиуса действия. ВМФ всегда нуждался в скрытных, малоуязвимых, необитаемых системах сбора информации, разведки, обнаружения и идентификации целей. Особую значимость подобные системы приобретают в зонах, не доступных для традиционных сил и средств флота (арктические районы, мелководье, охраняемые акватории и др.). Комплекс отличительных особенностей МПР — большая автономность, небольшие габариты, низкий уровень физических полей, реконфигурируемость — делает их использование весьма перспективным в прогнозируемых условиях войны на море XXI века. МПР способны выполнять широкий спектр функций в ходе вооруженной борьбы на море. Такие аппараты дают возможность достичь быстрого военного превосходства при минимальном риске для личного состава и могут использоваться для решения задач береговой разведки, противоминных действий, противолодочных задач, связи, навигации и многих других. Рассмотрим возможности МПР на примере важнейших составляющих войны на море — противоминных операций и противолодочной войны.

Противоминные операции

МПР являются наиболее удачным средством для решения задач противоминной обороны и противоминного обеспечения в силу своих тактико-технических характеристик. Главное достоинство МПР по сравнению с другими средствами при проведении противоминных операций — это исключение риска подрыва на минах тральных кораблей и гибели личного состава. МПР также являются эффективным средством в операциях по поиску и уничтожению мин на мелководье, в прибрежных акваториях, портах и гаванях, так как тральные корабли по своим физическим полям и осадке не могут обеспечить выполнение противоминных задач на этих участках. В открытом море, где может возникнуть опасность подрыва на современных широкополосных минах, МПР можно успешно применять для самообороны от мин. Подводные аппараты, находящиеся на надводных кораблях, подводных лодках и судах, могут быть использованы для обнаружения и уничтожения мин впереди у себя по курсу. В мирное время самоходные подводные аппараты способны выполнить весь комплекс мероприятий по поддержанию благоприятного в противоминном отношении оперативного режима, выполняя задачи автономной минной разведки на фарватерах, рекомендованных курсах, в местах якорных стоянок кораблей и судов, в полигонах боевой подготовки.

Преимущества МПР для выполнения плановой и контрольной минной разведки по сравнению с другими средствами противоминной обороны заключаются в следующем: экономичность, так как затраты на поисковые противоминные операции с использованием тральных кораблей более дорогостоящие; скрытность проводимых действий очевидна, так как МПР, находясь в подводном положении и обладая незначительным габаритами, с большим трудом могут быть обнаружены противником; универсальность, так как наряду с выполнением операций минной разведки МПР способны осуществлять и другие военные мероприятия, а также решать научные и промышленные задачи.

В угрожаемый период и в начале боевых действий, когда противник может применить мины неизвестной конструкции или с новыми прин-

ципами взрывателей, МПР понадобятся для поиска, обнаружения, идентификации и разоружения таких мин. Таким образом, МПР с принятием их на вооружение органически вписываются в общую систему борьбы с минной опасностью и значительно повысят эффективность противоминных операций.

Противолодочные операции

Подводные лодки (ПЛ) представляют главную ударную силу флотов, так как обладают специфическими тактико-техническими данными: скрытностью, возможностью действовать в различных районах Мирового океана; практически неограниченной дальностью плавания; наличием современного высокоточного оружия — баллистических и крылатых ракет с подводным стартом. Задачи противолодочной войны сегодня стали комплексными в отличие от задач периода «холодной войны», когда действия противолодочных сил основывались на концепции «голубой воды» (противостояние в открытом океане).

Так, например, в ВМС США и НАТО все средства противолодочной войны (ПЛВ) объединяются в единую систему подводной разведки и наблюдения, которая включает: космические средства обнаружения ПЛ; стационарные океанские гидроакустические средства; средства обнаружения, используемые надводными кораблями, ПЛ, специальными судами и авиацией. В новой концепции ПЛВ НАТО предложено ориентироваться на создание системы сил и средств, основанной на применении «дистанционно управляемых аппаратов, дистанционной передаче данных об обстановке и применении высокоточного оружия». Эта система должна стать всесредной (космос, атмосфера, поверхность моря, глубины океана и морское дно) и интегрированной в единую информационную сеть (сетецентриче-ская стратегия).

По взглядам иностранных военных специалистов, МПР могут успешно использоваться для решения следующих задач противолодочной войны: поиск и слежение за ПЛ на рубежах, в литоральной зоне, в узкостях и проливах; поиск ПЛ впереди по курсу надводных кораблей, подводных лодок и судов; использование МПР в качестве «ловушек» для ПЛ противника в противолодочной войне (гидроакустическое противодействие, отвлечение на ложные направления); уничтожение ПЛ в базах, гаванях и на рейдах; постановка активных и оборонительных противолодочных минных заграждений.

Таков далеко не полный перечень задач, которые способны решать МПР в интересах противолодочной войны. Главное же преимущество подводных аппаратов в борьбе с ПЛ заключается в их оперативном использовании в течение длительного периода времени, что позволяет обитаемым системам (надводным кораблям и ПЛ) сосредоточить свои усилия на решении существенных для них задач при отсутствии или

снижении риска для их экипажей.

* * *

Экономическая и военно-политическая обстановка в мире требует, чтобы наша страна имела Военно-Морской Флот, который должен обеспечивать возможность силового противодействия крупнейшим мировым державам, быть способным в кратчайшие сроки локализовать и разрешить в пользу РФ любой конфликт, создающий угрозу ее нацио-

нальным интересам в Мировом океане. На основе анализа сущности бесконтактной войны нового поколения можно предположить, что основным предназначением нашего ВМФ будет обнаружение, слежение и уничтожение носителей высокоточного оружия агрессора: авианосцев, ПЛ и ракетных надводных кораблей, а также мобильных подводных роботов.

Наряду со сложившимися традициями, теорией и практикой использования сил и средств ВМФ, по мнению авторов, существенная роль в вооруженной борьбе на море будет принадлежать мобильным подводным роботам. Безусловно, МПР на современном уровне развития науки и техники не способны в полной мере решать весь круг задач, выполняемых силами и средствами ВМФ. Однако для выполнения особо опасных операций и чрезвычайно скрытных действий мобильные подводные роботы весьма полезны, а порой и незаменимы.

Для выполнения специальных задач МПР должны отвечать следующим тактическим и техническим требованиям: быть универсальными по задачам и носителям; иметь возможность интеграции в систему освещения подводной обстановки; обладать высокой эффективностью по кругу решаемых задач; быть простыми и надежными в эксплуатации; иметь экономичное электрооборудование; быть экологически безопасными и обладать способностью к нетрудоемкой утилизации.

Анализ периодической печати, электронных источников информации свидетельствует о лавинообразном росте интереса со стороны отечественных ученых, инженеров, военных специалистов, представителей промышленности к проблемам проектирования и создания МПР. По мнению авторов, целесообразно было бы объединить разрозненные коллективы для решения общих задач по созданию МПР с привлечением военных специалистов. Создание единого центра позволит значительно сократить сроки научных исследований, проектирования и изготовления МПР, произвести их сертификацию и стандартизацию, разработать нормы и правила эксплуатации, обучить личный состав.

Подводные роботы никогда не смогут полностью заменить человека, однако с их помощью человечество имеет возможность значительно расширить круг решаемых задач, стоящих перед цивилизацией в новом тысячелетии. МПР, по мнению специалистов как в нашей стране, так и за рубежом, представляют собой наиболее перспективный класс подводных робототехнических систем. Все это дает основание считать, что МПР могут в ближайшем будущем занять одно из лидирующих мест в составе подводных средств ВМФ, став высокоэффективным и скрытным компонентом всей системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.