Научная статья на тему 'РОЛЬ МНОГОПОКОЛЕННОЙ МОСКОВСКОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

РОЛЬ МНОГОПОКОЛЕННОЙ МОСКОВСКОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
199
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОПОКОЛЕННАЯ СЕМЬЯ / САМОИЗОЛЯЦИЯ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАРОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ / ВОСПИТАНИЕ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / MULTI-GENERATIONAL FAMILY / SELF-ISOLATION / RELATIONSHIPS OF ANCESTORS AND CHILDREN / PARENTING / FAMILY VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Толмачев Даниил Петрович, Шимановская Янина Васильевна

В рамках решения задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», одним из ключевых направлений в современных социальных исследованиях является изучение жизнедеятельности старшего поколения в структуре многопоколенной семьи. Особое значение уделяется роли многопоколенной семьи в решении актуальных проблем современной молодой семьи, а также воспитании младшего поколения россиян. В этой связи актуальным является анализ авторского регионального исследования «Жизнь многопоколенной семьи в условиях самоизоляции», проведенного под руководством проф. Т. К. Ростовской в 2020 г. в Москве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ростовская Тамара Керимовна, Толмачев Даниил Петрович, Шимановская Янина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE MULTI-GENERATIONAL MOSCOW FAMILY IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC: THE SOCIOLOGICAL ANALYSIS

As a part of the tasks provided by “The Decree of the President of the Russian Federation” dated 07.05.2018 No. 204 «On National Goals and Strategic Tasks for the Development of the Russian Federation in the Period up to 2024», one of the key directions in modern social research is the study of the life of the older generation in the structure of a multi-generational family. Special attention is paid to the role of the monogamous family in solving the current problems of the modern young family, as well as the upbringing of the younger generation of Russians. In this regard, the analysis of the regional study «The Life of Multi-generational Family in the Conditions of Self-isolation», conducted under the supervision of prof. T. K. Rostovskaya in 2020 in Moscow, is relevant.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ МНОГОПОКОЛЕННОЙ МОСКОВСКОЙ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

УДК 314.6

Роль многопоколенной московской семьи в условиях пандемии социологический анализ

Т. К. Ростовская, Д. П. Толмачев, Я. В. Шимановская

Ростовская Тамара Керимовна, доктор социологических наук, профессор, заместитель директора по научной работе, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва, [email protected]

Толмачев Даниил Петрович, аспирант, Институт социально-политических исследований ФНИСЦ РАН, Москва; руководитель, «Мой социальный центр» - Таганский, Москва, dan.tolmachev@ gmail.com

Шимановская Янина Васильевна, кандидат социологических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, Москва, ya1873@ya. ru

В рамках решения задач, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», одним из ключевых направлений в современных социальных исследованиях является изучение жизнедеятельности старшего поколения в структуре многопоколенной семьи. Особое значение уделяется роли многопоколенной семьи в решении актуальных проблем современной молодой семьи, а также воспитании младшего поколения россиян. В этой связи актуальным является анализ авторского регионального исследования «Жизнь многопоколенной семьи в условиях самоизоляции», проведенного под руководством проф. Т. К. Ростовской в 2020 г. в Москве.

Ключевые слова: многопоколенная семья, самоизоляция, взаимоотношения прародителей и детей, воспитание, семейные ценности.

Поступила в редакцию: 29.06.2020 / Принята: 17.08.2020 / Опубликована: 30.11.2020

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

The Role of the Multi-Generational Moscow Family in the Context of the COVID-19 Pandemic: The Sociological Analysis

T. K. Rostovskaya, D. P. Tolmachev, Ya. V. Shimanovskaya

Tamara K. Rostovskaya, https://orcid.org/0000-0002-1629-7780, Institute of Socio-Political Research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (ISPR FCTAS RAS), 6 Fotieva St., korpus 1, Moscow 119333, Russia, [email protected]

Daniil P. Tolmachev, https://orcid.org/0000-0002-2401-5990, Institute of Socio-Political Research - Branch of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences

(ISPR FCTAS RAS), 6 Fotieva St., korpus 1, Moscow 119333, Russia, [email protected]

Yanina V. Shimanovskaya, https://orcid.org/0000-0003-0282-1323, Russian State Social University, 4 Wilhelm Pieck St., Moscow 129226, Russia, [email protected]

As a part of the tasks provided by "The Decree of the President of the Russian Federation" dated 07.05.2018 No. 204 «On National Goals and Strategic Tasks for the Development of the Russian Federation in the Period up to 2024», one of the key directions in modern social research is the study of the life of the older generation in the structure of a multi-generational family. Special attention is paid to the role of the monogamous family in solving the current problems of the modern young family, as well as the upbringing of the younger generation of Russians. In this regard, the analysis of the regional study «The Life of Multi-generational Family in the Conditions of Self-isolation», conducted under the supervision of prof. T. K. Rostovskaya in 2020 in Moscow, is relevant.

Keywords: multi-generational family, self-isolation, relationships of ancestors and children, parenting, family values.

Received: 29.06.2020 / Accepted: 17.08.2020 / Published: 30.11.2020

This is an open access distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)

DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2020-20-4-394-398

В настоящее время на общенациональном уровне пропагандируется укрепление и развитие института благополучной российской семьи. В Стратегии национальной безопасности1. Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, в качестве приоритетной цели обозначены «сохранение и преумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей», включая «семью, нормы морали и нравственности». В этой связи следует отметить особую роль многопоколенной семьи, которая оказывает огромное влияние на формирование устоев и жизненных ориентиров у молодых людей, на их взаимоотношение с родителями и прародителями, на психологическое и эмоциональное состояние и многое другое. Следует подчеркнуть, что на благополучную обстановку в семье влияют не только наличие стабильного социально-экономического положения членов семьи, но и характер содержания отношений между всеми членами многоколенной семьи, особенно в период глобальных кризисных явлений.

© Ростовская Т. К., Толмачев Д. П., Шимановская Я. В., 2020

В 2020 г. короновирусная пандемия изменила жизнедеятельность людей во всем мире. Из-за пандемии многие семьи в России перешли на работу в удаленном режиме и даже оказались на вынужденном карантине в одном помещении. Человек, находящийся в условиях самоизоляции, естественно, испытывает тревогу из-за неизвестности, страх за свое здоровье и близких.

В то же время вынужденная самоизоляция может способствовать развитию и укреплению семейных отношений, снижению конфликтности в семьях и формированию позитивного общения внутри многопоколенных семей:

1) снижение конфликтности и решение различных семейных споров. Обычно взрослый член семьи большую часть времени проводит на работе, поэтому на общение с членами семьи у него не остается времени;

2) нормализация семейных взаимоотношений. В период пандемии все члены семьи находят общие интересы, участвуют в решении проблем членов семьи. Родители уделяют больше времени своим детям, появляется возможность понять причину конфликтов и возникших проблем, помочь решить ту или иную проблему. Появляется возможность простого семейного общения, что увеличивает взаимопонимание всех членов семьи;

3) возникновение благоприятного семейного эмоционального фона. При организации семейного досуга, при совместном времяпрепровождении все члены семьи чувствуют одобрение, любовь ближнего, что способствует формированию семейной близости и понимания. Это позволяет снижать эмоциональные нагрузки, формировать позитивный семейный образ жизни.

Вместе с тем ограниченное пространство, невозможность уединения, а также домашние обязанности могут привести к серьезным психологическим конфликтам и спровоцировать разводы. Условия самоизоляции до сих пор непривычны для многих: активные, разнообразные дни стали одинаковыми, а жизнь - будто «по расписанию». Сохранить гармонию в семье, найти время для уединения с самим собой, придумать детям новые развлечения - все эти задачи стали вдруг тяжело решаемыми. Увеличение дистанции между людьми, ощущение отчужденности усиливают переживания, а неизвестность создает особый нервный фон. В условиях самоизоляции мы эмоционально уязвимы. В то же время самоизоляция в период пандемии может стать и кризисом для семьи, привести к ее распаду. Невозможность услышать и понять друг друга, найти решение конфликтной ситуации, неумение общаться, особенно в кризисной, нестандартной ситуации, является острой проблемой семей во всем мире, и, как следствие, это служит причиной для роста разводов. Например, в Китае за один

месяц развелось более трехсот семейных пар, которые не смогли справиться с конфликтами и найти их решение.

В условиях самоизоляции возрастает роль многопоколенной семьи, которая, по мнению Т. К. Ростовской, «положительным образом может повлиять не только на поколение детей (мужей и жен) в отношении сохранения семьи, поддержания спокойного микроклимата в семье, нивелирования конфликтов, но и на поколение внуков, сохраняя преемственность, передавая традиционные ценности, что скажется на аксиологической картине мира в узком смысле и на будущем личности в широком»2.

Исторически сложилось так, что именно бабушки и дедушки в традиционном обществе занимались воспитанием детей, сохраняя и передавая всю ту мудрость, опыт, историю и установки, которые были созданы и скоплены предыдущими поколениями3.

Таким образом, естественной и фактически единственной возможностью передачи ценностей и формирования основ воспитания в семье является многопоколенная семья4.

Можно отметить положительные качества многопоколенных семей:

- передача жизненного опыта от одного поколения к другому. Когда в одной семье проживают несколько поколений близких родственников, часто приходится проявлять терпимость и уважение к мнению старшего члена семьи. Учет мнения друг друга, умение слышать и слушать другого помогают сохранить доброжелательную атмосферу и мир в семье. Младшие поколения, дети и внуки, которые растут в многопоколенной семье, легче усваивают социальные роли, проще выстаивают отношения с различными людьми. Они могут выстраивать взаимодействие с людьми различного возраста, легче общаются со сверстниками, могут находить выход из трудных ситуаций, учитывая тот бесценный опыт, который им передали старшие члены семьи;

- сохранение и укрепление семейных традиций и ценностей. Старшие поколения передают свой опыт, семейные традиции и устои своей семьи младшим, что способствует укреплению и сохранению многопоколенной семьи и ее традиций;

- любовь, внимание и забота всех членов семьи. В этом нуждаются все члены семьи, вне зависимости от возраста. Желание помочь друг другу, поддержать словом и делом присуще каждому члену семьи. Это немаловажный фактор стабильности и успешного функционирования семьи;

- распределение обязанностей и ответственности в семье. Жизненный опыт и способность решать возникающие проблемы старшими членами семьи зачастую становятся укрепляющими семейные отношения факторами. Помощь по хо-

зяйству, в воспитании детей, организации семейных дел - это лишь небольшая часть обязанностей, которые берет на себя старшее поколение в многопоколенной семье.

Несмотря на положительные моменты, многопоколенные семьи сталкиваются и с определенными сложностями, особенно в период самоизоляции:

- трудности быта. Желание старшего поколения охватить своим вниманием все сферы бытовой жизни, распределение элементарных бытовых обязанностей зачастую становятся первоисточником конфликтных ситуаций в многопоколенной семье;

- разные взгляды на жизнь и решение проблем у старших и младших поколений в семье;

- трудности в распределении семейных ролей. Старшие и младшие поколения в семье не могут договориться и распределить социальные роли, утрачивается авторитет и значимость старших поколений перед младшими, теряется контроль и снижается доверие членов семьи друг к другу;

- отсутствие возможности приобретения детьми позитивного уникального опыта. Когда старшее поколение насаждает решение проблем, основанное на своем опыте, пытаясь предотвратить ошибки молодежи, это зачастую способствует утрате социальной адаптации молодежи и невозможности приобрести собственный, пусть и не совсем удачный жизненный опыт. Данная проблема зачастую присутствует в многопоколенных семьях;

- потеря самостоятельности младшим поколением, причиной чего является гиперопека, чрезмерная забота о детях. Это способствует снижению адаптации детей в социуме, более позднему усвоению определенных функций и более медленному их развитию;

- трудности воспитания. Особенности воспитания детей и прививаемых им ценностей разными поколениями в семье, предъявление в связи с этим разных требований способствуют подрыву авторитета родителей или более старшего поколения. Дети не понимают старших, что негативно сказывается на поведении подрастающего поколения.

Возвращаясь к роли межпоколенческих отношений в семье, следует подчеркнуть, что для ребенка кроме материальных благ крайне важны положительные эмоции и теплота между родителями и прародителями. Многие зарубежные и отечественные исследователи (Дж. Боулби, Э. Эриксон, К. Хорни, М. И. Лисина и др.) не раз отмечали, что именно родительская любовь дает ребенку веру в себя и, как следствие, более удач -ную реализацию в жизни. Однако современный ритм жизни далеко не всегда позволяет уделять достаточно внимания воспитанию, именно в этот момент на помощь вновь, как и в прошлом, приходят прародители. Сегодня роль бабушек и дедушек чрезвычайно важна, особенно когда по

каким-либо обстоятельствам молодые супруги с детьми проживают под одной крышей со старшим поколением, беря на себя в том числе и заботу о внуках5.

Именно данный вопрос, насколько сильно влияние современных прародителей на воспитание молодежи и как изменился формат взаимоотношений между поколениями во время вынужденной самоизоляции, и стал предметом нашего исследования.

Научно-методологической основой настоящего исследования явились концептуальные положения, изложенные в программных документах, связанных с реализацией государственной семейной, демографической политики в части укрепления и развития института благополучной многопоколенной российской семьи.

Основные использованные в работе методы - общенаучные (анализ, синтез, системный подход) и специальные (анкетирование, опрос, контент-анализ).

Тема межпоколенческих взаимоотношений в семье в настоящее время приобретает особую актуальность. В первую очередь, необходимо отметить роль многопоколенной семьи в формировании и развитии института благополучной молодой семьи, модель которой утверждена Концепцией государственной политики в отношении молодой семьи в 2007 г. (Письмо Минобрнауки России от 08.05.2007 № АФ-163/06 «О Концепции государственной политики в отношении молодой семьи»). Рассматривая модель благополучной молодой семьи, Т. К. Ростовская обращает внимание на следующие критерии данной модели: «... юридическую оформленность супружеских отношений, полноту семьи (семья должна состоять из родителей и детей), экономическую обеспеченность, наличие условий для самореализации молодых супругов в различных сферах жизнедеятельности»6.

Крепкие семейные отношения внутри многопоколенной семьи, ее сплоченность позволяют каждому члену семьи чувствовать заботу и дают ощущение защиты.

Под определением «многопоколенная семья» в нашем исследовании понимается такой тип семьи, в которой наряду с родителями большое влияние на формирование личности подрастающего поколения оказывают и прародители (дедушки и бабушки). Немаловажный фактор, который также влияет на взаимоотношения внутри многопоколенной семьи, - осознанное самоопределение прародителей в отношении внуков. Фактически бабушка должна понимать, какую роль она играет в данном случае. Надо признаться, что часто старшее поколение старается оказать помощь в вопросах воспитания и поддержки. Именно этот факт является одним из фундаментальных в восприятии молодежью старшего возраста: если бабушка с удовольствием проводит время с внуками, она «положитель-

ныи герои», если же по каким-то причинам она не готова взять на себя эти обязательства, то считается что ее социальная роль скорее отрицательна (О. В. Краснова7, Е. Я. Кулькова,8).

Для того чтобы более детально понять, как изменилось взаимоотношение между прародителями и внуками во время самоизоляции, проанализируем результаты проведенного в 2020 г. авторского регионального исследования «Жизнь многопоколенноИ семьи в условиях самоизоляции». В опросе приняли участие 156 жителей города Москвы в возрасте от 50 лет и старше, из них 19% мужчин и 81% женщин. Из общего числа опрошенных 56% - в возрасте 61-70 лет, 24% - от 50 до 60 лет, 18% - от 71 до 80 лет и 2% - старше 80 лет.

По уровню образования 78% опрошенных имеют высшее образование, 12% - средне-специальное, 5% - ученую степень, 5% - среднее образование. Среди респондентов 52% проживают отдельно от детеи и внуков, а 48% - в многопоколенной семье.

Анализируя результаты исследования, можно отметить, что 25% респондентов, проживающих отдельно от детей и внуков, ответили, что их близкие негативно восприняли ситуацию невозможности полноценного общения с прародителями из-за самоизоляции. При этом у 62% участников опроса близкие отнеслись к ней нейтрально и лишь у 13% невозможность полноценного общения вызвала позитивные эмоции; 84% опрошенных отмечают теплые взаимоотношения с детьми и внуками, 11% - скорее как безразличные, а 5% - как напряженные.

В своей обычной жизни 45% респондентов занимаются воспитанием внуков, еще 39% иногда уделяют этому вопросу внимание, оставшиеся 16% не уделяют времени воспитанию внуков. В период самоизоляции 61% опрошенных стали больше уделять времени внукам, оставшиеся 39% - уделяют столько же времени.

При оценке взаимоотношений в семьях в результате опроса выявлено, что 73% респондентов считают самоизоляцию хорошей возможностью улучшить отношения с детьми и внуками, 27% - так не считают. В период самоизоляции у 84% опрошенных не изменились отношения с детьми и внуками, у 13% они стали лучше и у 3% отношения ухудшились.

Как последствие самоизоляции для многопоколенных семей было отмечено, что 81% опрошенных не планирует сокращать общение с детьми и внуками после самоизоляции, 8% предполагают его сократить и еще 11% считают, что общение сократится естественным путем из-за занятости на работе. Особенно отмечается роль старших поколений в передаче жизненного опыта своим детям и внукам: 60% опрошенных считают важным, чтобы прародители воспитывали внуков, 40% - нет. По мнению 59% респондентов, передача семейных ценностей сильно зави-

сит от прародителей, 38% считают, что бабушки и дедушки не очень влияют на это, и еще 3% полагают, что от них вообще ничего не зависит. 72% респондентов считают, что от прародителей частично зависит благополучие детей и внуков с точки зрения традиционных ценностей, 24% - что зависит полностью и 4% - что не зависит вообще.

На вопрос о том, чем занимаются члены семьи в семьях во время самоизоляции, 83% опрошенных ответили, что занимаются домашними делами, 56% - читают, также 56% - смотрят кино или телевизор и еще 56% занимаются самообразованием, 25% опрошенных, помимо прочего, занимаются внуками и 15% продолжают работать.

В заключение отметим, что самоизоляция может оказать как положительное, так и негативное влияние на взаимоотношения внутри семьи. В данный момент каждой семье важно адаптироваться к новым условиям и понять, на что они способны, - это некий вызов, чтобы разглядеть себя, проверить свои навыки в предлагаемых условиях жизни.

Очевидно, что, несмотря на изменения социально-экономических факторов, общего стиля и ритма жизни общества, влияние старшего поколения до сих пор имеет большое значение в воспитании внуков. С другой стороны, общение с молодежью положительно влияет на ментальное здоровье стариков, мотивируя их к познанию и саморазвитию. До сих пор бабушки и дедушки являлись хранителями семейной истории и ценностей, передавая их из поколения в поколение. Как показали результаты исследования, несмотря на попытки изменить устои семьи, по мнению большинства людей старшего возраста, их присутствие в жизни внуков по-прежнему важно.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект № 20-18-00256 «Демографическое поведение населения в контексте национальной безопасности России»).

Примечания

1 См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683. Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2 Ростовская Т. К., Безвербная Н. А. Влияние многопоколенной семьи на качество жизни россиян // Сбережение населения России : здоровье, занятость, уровень и качество жизни : сб. материалов общерос. науч.-практ. конф. «I Римашевские чтения». М. : ИП Вишняков А. В., 2018. С. 189.

3 См.: Яцемирская Р. С. Социальная геронтология : учеб. пособие для студентов вузов. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

4 См.: Пациорковский В. В. Многопоколенная семья - основа демографического развития // Россия и современный мир. 2008. № 3. С. 194-209.

5 См.: КарабановаО. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие. М. : Гардарики, 2005.

6. Ростовская Т. К., Кучмаева О. В. Семья в системе социальных институтов общества : учеб. пособие для

бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2019. С. 116. (Авторский учебник).

7. См.: Краснова О. В. Бабушки в семье // Социс. 2000.

№ 11. С. 108-116.

8. См.: Кулькова Е. Я. Изучение ролевых позиций в межпоколенной семье // Учен. зап. С.-Петерб. гос. инта психологии и социальной работы. 2007. Т. 8, № 2. С. 71-74.

Образец для цитирования:

Ростовская Т. К., Толмачев Д. П., Шимановская Я. В. Роль многопоколенной московской семьи в условиях пандемии COVID-19: социологический анализ // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. Т. 20, вып. 4. С. 394-398. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-4-394-398

Cite this article as:

Rostovskaya T. K., Tolmachev D. P., Shimanovskaya Ya. V. The Role of the Multi-Generational Moscow Family in the Context of the COVID-19 Pandemic: The Sociological Analysis. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2020, vol. 20, iss. 4, рр. 394-398 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-4-394-398

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.